Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Храм преображения господня в тушине


Русская Православная Церковь. Московский Патриархат.: Помощь храму

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Для нормального функционирования приходской жизни (богослужение, уставная деятельность прихода, состояние храма и прочих строений, состояние храмовой территории, содержание приходских служб) требуются значительные финансовые затраты.Также, в связи с удалённостью от ТЭЦ, храм и все приходские помещения вынуждены иметь автономное отопление за счёт электричества, что влечёт за собой большие расходы, несмотря на предоставленные льготы.В настоящее время Ваше активное участие в нуждах прихода позволило завершить основные работы по реконструкции и отделке помещений Административно-хозяйственного здания, в котором значительной площади используются для миссионерской и просветительской деятельности, проводятся регулярные занятия Воскресной школы для детей и взрослых. Однако, ещё требуются не малые средства: для проведения работ по прокладке и подключению этого здания к водопроводной и канализационной сети, находящейся на основной территории храма; устройство системы вентиляции; благоустройство прилегающей территории.В связи с этим, смиренно просим Вас оказать материальную помощь храму следующими способами:1. в храме – в кружку для пожертвований «На реконструкцию приходского Административно-хозяйственного здания»;2. на сайте храма http://spas-tushino.ru/требуется-помощь/ посредством банковской карты Visa, MasterCard или МИР;3. через банк – на расчётный счёт с реквизитами:

Реквизиты:

Местная религиозная организация Православный приход храма Преображения Господня в Тушине гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН 7733044731 / КПП 773301001Р/сч.: 40703810000190000753в ПАО «МИнБанк» г. МоскваК/сч.: 30101810300000000600БИК: 044525600(Назначение платежа: Пожертвованиена уставную деятельность. НДС не облагается.)скачать текстовый файл с реквизитами храма

 

Сделать пожертвование непосредственно с нашего сайта можно с помощью банковской карты, через защищенную форму, предоставленную Московским Индустриальным банком, перейдя по этой ССЫЛКЕ.

http://www.minbank.ru

Для денежного перевода через Сбербанк, можно скачать и распечатать уже заполненную квитанцию.

Пользователям электронной системы «Яндекс.Деньги», можно воспользоваться формой ниже:

 

spas-tushino.ru

Храм Преображения Господня в Тушино.

Вчера побывал в двух храмах с мозаиками Корноухова.Первый - Спасо-Преображения в Тушино. Мозаики 1990-92 года, в соавторстве с Л. Курило.Я считаю, что работа совершенно новаторская и уникальная. Не зря Корноухов получил за неё Госпремию.Получилось совмещение советской мозаичной традиции с каноном. Хотя, конечно, что-то спорно.

Сам А.Д. Корноухов считает, что несколько ошибся в масштабе фигур главной, восточной стены. Они потребовали ещё больший масштаб креста в куполе.

В фоне главной стены - напиленные кирпичи.

Мне очень нравится, как решился переход к куполу.

Боковые стены решены в другом ключе. И с совершенно другим масштабом.

Стоит показать кладку поближе. постоянная импровизация. Очень активный подход к работе.Как смело изменяется рисунок, модуль кладки, касания. Вводятся дополнительные строчки.

Само-по себе сочетание натурального камня, смальты и золота очень радует глаз.

Северная стена. Получился очень ровный общий фон, засчет сближения горок и фона за ними.

Южная стена. Можно заметить, как изменилась сама архитектурная схема: появилась ровная стена, усилились дуги между арками.

"Лоно Авраамово". Подъём вверх по ступенькам.

Надо заметить, что мозаики за эти почти 20 лет закоптились от свечей, и их нужно чистить.

Мария Египетская и праведные жены.

Паникадило помешало снять всю стену целиком.

В "Преображении" работает силуэт не фигур, а абстрактных форм, в которые они вписаны.Здесь немного видна мозаика в конхе. Там Корноухов сточил углу между формами апсид. Это заставило золото в фоне "перетекать".

Да, кстати, чтобы попасть в помещение храма с мозаиками, не миновать росписей а-ля Дионисий с синими-синими (фц) фонами.

Вот такое чудо появилось на заре современного церковного искусства.

pavel-otdelnov.livejournal.com

Русская Православная Церковь. Московский Патриархат.: Таинство Покаяния

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них самим Господом Иисусом Христом. Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам. Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.В истории таинство покаяния учреждено Самим Спасителем. Вы помните Его слова по воскресении из мертвых: ихже отпустите грехи — отпустятся, ихже свяжете — будут связаны. Эти слова Христа считаются словами, утверждающими таинство покаяния. И мы знаем, что в древности, в 1 веке по Р.Х., таинство покаяния, действительно, понималось как второе крещение. Недаром эти слова остались в увещании, которое теперь никогда не читается, хотя и содержится в чине исповеди. Второе крещение — т.е. таинство возрождения для того, кто не смог удержаться в Церкви, который от нее отпал, погиб. Вот для такого погибшего человека, который родился в таинстве крещения, а потом от Церкви отпал, потому что согрешил тяжко (это называется смертным грехом), — для такого человека имеется возможность покаяться и возродиться в Церкви, вернуться в нее.Какие грехи первохристиане считали самыми страшными смертными грехами? Прежде всего — отречение от Христа. Второй грех — убийство, третий — прелюбодеяние. Эти смертные грехи считались не только несовместимыми с христианской жизнью, но убивающими христианина. Человек, согрешивший так, уже не являлся членом Церкви. Впоследствии православная аскетика выработала более подробное учение о смертных грехах, и мы имеем список смертных грехов более пространный. Это, конечно, всякий блуд, воровство, клятвопреступление, кощунство, колдовство, ворожба. Это грехи, которые делают пребывание в Церкви невозможным.Чтобы уврачевать такое отпадение от веры, Господь нам оставил таинство покаяния. Оно совершалось над тяжко согрешившими кающимися людьми особым образом. В древности практиковалась исповедь публичная, когда согрешивший человек должен был перед всей общиной сказать о своем грехе, покаяться в нем и попросить прощения у Бога. Правда, древние памятники говорят нам о том, что всегда практиковалась и исповедь частная. Видимо, с 1 века была и частная исповедь тоже, но публичная исповедь была не редкостью, не исключением, а правилом. Если же человек, уже прошедший таинство покаяния, вновь согрешал, то сначала (в 1 веке) первохристиане считали, что во второй раз таинство покаяния совершать уже невозможно. Т. е. таинство покаяния, так же как и таинство крещения, совершалось однажды в жизни. Если человек крестился и согрешил, покаялся и вновь согрешил — значит, он не христианин, не хочет быть христианином. В 3 веке в Карфагене был Собор, где обсуждался вопрос о том, можно ли принимать падших в Церковь через таинство покаяния. Под падшими разумелись те, кто во время гонений отрекся от Церкви, от Христа. Были сторонники того мнения, что падших в Церковь принимать нельзя, и таинство покаяния для них не может быть совершено. Но победило милосердие, и Карфагенский Собор решил, что все-таки надо принимать и падших, хотя они и должны быть подвергнуты строгой епитимье.И сейчас тоже таинство покаяния нужно понимать, конечно, не формально. Если кто-нибудь думает, что достаточно вот так постоять в толпе, помолиться, потом подойти к аналою, чтобы священник прочитал разрешительную молитву, и все в порядке, — он тяжко заблуждается. Всякое таинство, тем более таинство покаяния, должно быть ощутимо. Человек должен почувствовать облегчение оттого, что с души его спал тяжкий груз греха. Он должен уйти от аналоя просветленным, должен почувствовать, что Господь его простил. Это должно быть. Но бывает только тогда, когда человек действительно кается. Не тогда, когда он совершает что-то формально — стоит, поклоны кладет и т.п. или когда напишет целую тетрадь своих грехов и долго рассказывает о них священнику. Но не это есть покаяние. Покаяние есть сокрушение сердца, когда человек испытывает горечь, боль, когда совесть его мучает, когда человек испытывает жажду очищения, жажду прощения. Когда он чувствует, что больше так жить не может, что он лишился самого главного — Господь отошел от него. И вот он ищет прощения и умоляет Господа простить и вернуться к нему. Такое настоящее покаяние и есть необходимое условие того, что таинство покаяния будет совершаться.Если мы только помыслим на одну минуту, что таинство покаяния может совершаться без покаяния, то мы станем магами, католиками, но к православной жизни это никакого отношения уже иметь не будет и не может. Ничто формальное, никакая сакраментальная формула не может спасти положения. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — так написано в 50 Псалме. Сокрушенное, смиренное сердце, сознание своего греха и желание очиститься здесь необходимы.Но не только это. Можно говорить о необходимых условиях покаяния. Прежде всего, конечно, нужно осознать себя грешным. Второе — испытать покаяние. Затем нужно исповедовать свой грех. Зачем нужна исповедь? Разве нельзя молча покаяться перед Богом, ничего не говоря священнику? В исключительных случаях можно. Бывают такие случаи, когда человек, не имея возможности обратиться к священнику, кается, и Господь его прощает. Но не случайно Церковь сделала исповедь необходимой составной частью покаяния.Дело в том, что исповедь — это то действие, когда человек действительно просит прощения. Объяснить это легко. Вот ребенок сделал что-то плохое. Маме хочется его простить, но она молчит. Почему? Потому что он набезобразничал, а мама скажет: «Прощаю тебя», и будет только вред. Ребенок должен прийти и сказать: «Мама, прости». Просить прощения — это необходимость для него, без этого прощать его не только бессмысленно, но даже вредно. Только вред вы причините ребенку, если будете прощать его, когда он об этом не просит. Значит, нужно, чтобы он попросил прощения. Но когда он просит прощения, мы замечаем, что часто он это делает формально. И тогда мы говорим: «Вот ты говоришь «прости», а за что ты просишь прощения, скажи-ка?» И очень часто мы видим, что ребенок пытается как-то вывернуться, уйти от ответа. Очень редко он возьмет и скажет обо всем честно и открыто. Даже чистой детской душе покаяние дается с большим трудом. И необходимость сказать вслух о своем грехе, произнести эти слова имеет огромнейшую силу. Сказать свой грех — это оказывается сильнейшим средством покаяния, самым сильным. Скажи свой грех! В древности — не только священнику. И это помогало человеку покаяться.Можно о психологии этого момента более подробно говорить, но, наверное, здесь все более или менее ясно. Но очень часто бывает, что человек свой грех сознает и в некотором смысле даже кается — плачет, бьет себя кулаком в грудь. Потом с большой легкостью приходит к священнику и говорит — иногда даже больше, чем надо. И, тем не менее, священнику почему-то очень трудно прочитать разрешительную молитву. Как говорится, рука не поднимается наложить на него епитрахиль. Не чувствует он, что есть покаяние. Почему? Потому что есть еще одна необходимая составная часть покаяния — твердое желание, твердая решимость больше так не согрешать.Вот эти четыре составные части покаяния нам нужно обязательно знать и понимать. Между прочим, когда кающийся после исповеди целует Крест и Евангелие, это есть древняя форма клятвы, обещания. В летописях русских мы часто находим такие слова: «Целуй мне крест на том-то и на том-то». Скажем, князь говорит своим подчиненным: «Целуй крест, что ты сделаешь то-то». Что это значит? Это значит: обещай мне, что ты это сделаешь, и в подтверждение того, что не нарушишь своего обещания, целуй крест. То есть обещай мне это перед Крестом и Евангелием, т. е. перед Христом распятым. Так вот, когда кающийся целует Крест и Евангелие, то он обещает больше так не грешить.Это необходимые составные части покаяния. Тогда только может быть действенно таинство, когда со стороны кающегося соблюдены эти основные условия.Исповедь совершается в храме либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена — все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются.Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются.После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

spas-tushino.ru

Московский храм Преображения Господня в Тушино

Два села – Тушино и Спасское, – которые находились на левом, более высоком берегу реки Сходни, были известны еще в XIV веке. В те времена они являлись собственностью боярина Родиона Нестеровича Квашни. Название села (Спасское) пошло от монастыря, который располагался в тех местах вплоть до 1764 года.

История

Спасо-Преображенский монастырь был передан в дар Троице-Сергиевой Лавре потомками Василия Ивановича Квашнина, имевшего прозвище Туша. Первой монастырской церковью была Преображенская. Вначале сооружение было построено из дерева, но затем его отстроили в камне. К середине XVII века конструкция вовсе обветшала, и было принято решение разобрать ее. Вторую каменную монастырскую церковь возвели в XVI веке, и посвящена она была Андрею Стратилату.

В Смутные времена рядом со Спасским монастырем и селом Тушино стояли лагерем войска Лжедмитрия II. Они грабили и опустошали все близлежащие деревни. Разорению подвергся и монастырь. Закрыли его в 1764 году, а Преображенская церковь превратилась в приходскую для жителей сел Тушино и Спасское. К ней пристроили временную деревянную трапезную, но в 1804-1808 годах ее разобрали. Вместо нее возвели новое, более просторное здание из камня. Через какое-то время к нему пристроили и многоярусную высокую колокольню. В середине XIX века трапезная подверглась некоторому изменению, после чего в ней устроили алтарь и разместили придел в честь преподобного Сергия Радонежского.

Строительство нового храма

В XIX веке церковь уже не могла вмещать всех желающих. Увеличение численности прихода натолкнуло на мысль о ее перестройке или расширении. Кроме того, она находилась не в лучшем состоянии. Дело в том, что за три столетия берег реки, где стояла церковь, начал все больше оползать, и в результате постройка оказалась на самом краю обрыва. Именно по этим причинам в 1870 году было решено строить новый храм Преображения Господня в Тушино.

Проект церкви был разработан архитектором Владиславом Осиповичем Грудзинским, который являлся тогда членом Палаты государственного имущества. Была создана комиссия по строительству, во главе которой стоял местный священнослужитель Иоанн Спасский. После утверждения плана в 1875 году в селе Спас-Тушино храм старой постройки стали понемногу разбирать. Начали с колокольни и трапезной. Кирпич от разобранной части старинной церкви пошел на сооружение забора вокруг нового строительства.

Открытие

Храм Преображения в Тушине начали возводить с теплой трапезной. К сентябрю 1880 года она была уже полностью закончена. Сразу же здесь освятили два придела: один – в честь святителя Николая Чудотворца, а второй – игумена Сергия Радонежского. Довольно значимую сумму в виде пожертвований на новый храм предоставили фабриканты К. Е. Прохоров и В. Н. Сувиров, чиновник П. Г. Цуриков и местный священник Иоанн Спасский.

К сожалению, последний из меценатов умер в 1881 году, так и не дожив до завершения строительства. Закончил благое дело новый настоятель храма Николай Буравцев. В 1882 году весь участок, отведенный для строительства, огородили металлическим забором с каменными столбами, а на землях с севера и востока от церкви открыли новое кладбище. Наконец, в 1886 году, 6 августа, храм Преображения Господня в Тушино торжественно освятил митрополит Коломенский и Московский Ионникий.

Описание

Надо сказать, что здание строилось в тот период, когда начали возрождаться национальные русские традиции церковного зодчества. Храм отличается тщательной продуманностью пропорций и имеет одновременно изысканный и сдержанный декор. Он представляет собой одноглавый и довольно высокий четверик. Сверху он торжественно завершается крупными красивыми кокошниками и луковичной главой, а сильно выдвинутая вперед трехчастная аспида придает храму значительный объем.

Над каждым из полукружий располагается киот с иконами. Со стороны трапезной возвышается трехъярусная колокольня. Кирпичные стены храма не оштукатурены, поэтому на их фоне ярко выделяются побеленные и белокаменные детали декора. На центральном алтаре церкви расположен пятиярусный иконостас.

Храм Спаса Преображения в Тушине стоял на самой бровке водораздельной возвышенности между Сходней и Москвой-рекой. Он хорошо был виден за несколько верст вдоль Волоколамского шоссе, а также с берегов и близлежащих деревень. Можно сказать, что церковь стала некоей архитектурной доминантой данной местности в то время.

Послереволюционный период

С 1881 и по 1935 год храм на Волоколамке в Тушино возглавляла целая династия настоятелей Буравцевых. Последний из их представителей - священник Александр – был расстрелян коммунистами в конце декабря 1937 года. Его похоронили на территории полигона Бутово в общей могиле. Летом 2000 года решением Архиерейского собора он был причислен к лику святых.

Как известно, 30-е годы прошлого века были весьма губительными для культовых сооружений. Не обошла эта беда и храм Преображения Господня в Тушино. В 1935 году его закрыли. Последним его настоятелем был Александр Соколов, которого арестовали и двумя годами позже расстреляли где-то в Алтайском крае. До сих пор место его захоронения неизвестно.

Осквернение

После войны в здании храма размещались различные советские организации. В середине 50-х годов жители попросили у местных властей возобновить богослужения. Но ответом на эти просьбы стало уничтожение колокольни и главного купола в 1957 году – их попросту взорвали.

Через 8 лет после описанных событий было упразднено и кладбище, примыкавшее к храму. Вся эта территория была включена в состав промышленной зоны, которая растянулась вдоль всего железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление, которому перешли церковные земли, превратило их в настоящую свалку, а само здание храма – в склад стройматериалов.

Возрождение

Храм Преображения Господня в Тушино возвратили Православной Церкви только в 1990 году. Церковь и главный престол освятил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В последующие годы были также освящены приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. Настоятелем храма был назначен Федор Соколов. К сожалению, через 10 лет он трагически погиб. Его похоронили прямо у алтаря возрожденного из пепла храма.

Как только церковь открыли, ее начали интенсивно восстанавливать. Первым делом начались работы по реставрации ее внешнего вида: была отремонтирована глава, кокошники, надстроены верхние ярусы взорванной некогда колокольни. А. И. Царев украсил тимпаны кокошников мозаичными картинами, на которых изображены 12 апостолов, и киоты с композицией «Деисус».

Завершение реставрации

Кроме того, над каждым придельным алтарем возвели главы, что придало выразительности силуэту храма. По немногочисленным сохранившимся фрагментам ажурной ограды удалось полностью воссоздать тот вид, который она имела первоначально. Также были отреставрированы и главные Святые ворота.

Необходимо отметить, что в ходе строительных работ были обнаружены старинные захоронения. Сейчас все останки людей погребены у ограды, с южной стороны сооружения.

Храм Преображения Господня – это не единственная церковь, расположенная в этом районе. Здесь имеются и другие святыни. Например, старинный храм Покрова в Тушино. Его строительство датируется 1672 годом. Он также был отреставрирован, и в нем постоянно проводятся богослужения.

fb.ru

МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ В ТУШИНЕ

Московский Преображенский храм в Тушине
Московский храм в честь Преображения Господня в Тушине

История

Село Спасское и село Тушино, располагавшиеся по соседству на возвышенном плато на левом берегу реки Всходни, известны с конца XIV века, когда они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. В древние времена в селе Тушино была церковь Рождества Богородицы, упразднённая в XVIII веке и тогда же разобранная. В селе Спасском с XIV века до 1764 года располагался Спасо-Преображенский монастырь, переданный потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу "Туша", во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения - сначала деревянная, а затем каменная, которая по ветхости своей разобрана около середины XVII века. Вторая церковь монастыря - однопрестольная, каменная, шатровая церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата была сооружена в XVI веке.

Монастырь Спаса на Всходне процветал, но наступил период Лжедмитрия II. Он расположился со своим войском около села Тушино и Спасского монастыря в 1608 году, не решившись на штурм Москвы. Это войско называли "армией Тушинского вора", так как пропитание добывалось грабежом. Опустошив деревни и разорив монастырь, "воры" были изгнаны, оставив разрушенными стены Преображенского храма.

После упразднения монастыря в 1764 году шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную трапезную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Многочисленность прихода требовало большего помещения церкви, поэтому неизбежно встал вопрос об расширении или перестройке. Прихожан также тревожила ветхость старинной церкви и опасность её обрушения вместе с оползанием берега реки, на самом краю которого она оказалась по прошествии трёх столетий от её основания. В конце 1870 года было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском - в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега - на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 году кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм, в день праздника Преображения 6 августа 1886 года. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма. Роспись внутри храма отсутствовала.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. Разрастался фабричный посёлок, земледелие отходило на второй план. Перемены в жизни села отразились и на церкви: её земля была национализирована. В 1930 году Тушино стал крупным промышленным центром - построили предприятия тяжёлой промышленности, открылся аэродром. После Сергия Буравцева священником был его сын - Александр Буравцев, а после него настоятелем храма стал Александр Соколов. В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Последние служащие священники репрессированы и в 1937 году расстреляны. Александр Буравцев расстрелян и захоронен в Бутово. Место расстрела и захоронения Александра Соколова уточняется, он был реабилитирован в 1989 году.

Храм в Спас-Тушино в течение ряда лет использовался под клуб. В 1956 году на просьбу местных жителей о передаче храма верующим власти ответили взрывом колокольни. Тогда же был снесён главный купол. Последний арендатор храма - ремонтно-строительное управление - превратило территорию вокруг него в свалку, а церковь разгородило на множество клетушек.

В 1990 году в Тушино возобновилась приходская жизнь. 11 июня во дворе служили панихиду на сороковой день кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена, молебен перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которая была найдена на улице. 17 августа, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола (первый в Москве храм, освящённый им после возведения в патриарший сан). 17 декабря 1991 года в пределах уже стояли иконостасы, а в центральном пределе создавалась уникальная мозаичная композиция.

При храме открылась воскресная школа, певческие курсы, проводилась работа с заключёнными, наладилась крепкая связь с армией.

В настоящее время в храме продолжает работать воскресная школа, певческие курсы, группа по связи с тюрьмами.

В приходе работает группа милосердия. Область деятельности группы милосердия очень разнообразна: беспризорные дети, подростки, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.

Святыня — мироточивый Животворящий Крест Господень.

Приписан домовый храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме.

Настоятели

Диаконы

Использованные материалы

drevo-info.ru

Храм Преображения Господня в Тушине — WiKi

Храм является преемником известного с XIV века Сходненского Спасо-Преображенского монастыря. В XVIII веке, после закрытия монастыря, его храм был преобразован в приходской. В конце XIX века по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина начато строительство нового храма, которое было в основном завершено к 1886 году. 6 (13) августа 1888 года храм освящён митрополитом московским Иоанникием[1].

После прихода советской власти храм переживает нелёгкие времена. В 1929 году настоятель храма Александр Буравцев — внук и сын двух первых настоятелей арестован за то, что оказался не в состоянии выплатить назначенный сельсоветом налог объёмом 15 пудов овса. Он приговаривается к одному году заключения, обжалывает приговор и приговор отменяют. Тем не менее, настоятель в храм уже не возвращается и продолжает службу в различных московских приходах[2][аффилированный источник? 958 дней]. В 1935[3] или в 1937 году[1] храм закрыт. 11 декабря 1937 года бывший настоятель храма Александр Буравцев арестован, 22 декабря того же года, по вынесенному «тройкой» приговору расстрелян на Бутовском полигоне и похоронен в безымянной общей могиле[2][3]. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года Александр Буравцев признан новомучеником[4]. Последний настоятель храма перед его закрытием Александр Соколов также арестован и 5 ноября 1937 года расстрелян в Алтайском крае, место его захоронения неизвестно[3].

После закрытия, здание бывшего храма занимают различные учреждения. В 1950-х годах местные жители обращаются к властям с просьбой об открытии храма, но их требование не только не удовлетворяется, но напротив, власти взрывают колокольню и главный купол[1]. В 1965 году упразднено и снесено бывшее при храме Спас-Тушинское кладбище, а здание самого храма превращено в склад стройматериалов[3].

Тушинский храм возрождается начиная с 1990-х годов. Это первый храм, освящённый патриархом Алексием II после его интронизации. 17 августа 1990 года им освящается главный престол, и в храме возобновлены богослужения. В 1991 и 1993 годах освящены приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Начато активное восстановления храма, вновь построены снесённые колокольня и ограда, восстановлен купол, интерьеры украшены мозаикой. Обустроена территория, перезахоронены все найденные людские останки с уничтоженного ранее кладбища[1][3].

В 1990 году храм Спаса Преображения в Тушине был возвращен Русской Православной Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Федор Соколов, трагически погибший в 2000 году и погребенный у алтаря возрожденного храма. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола. В 1991 и 1993 годах были освящены приделы свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. С момента открытия храма началось активное его восстановление. Была воссоздана его внешняя архитектура: восстановлена глава над основным объемом, кокошники, построены вновь верхние ярусы колокольни и киоты над полукружиями апсиды. Мозаичист А.И. Царев украсил тимпаны кокошников изображениями двенадцати апостолов, а киоты — композицией «Деисус». Для усиления остроты и выразительности силуэта храма над алтарями приделов возвели главы. По сохранившимся фрагментам была воссоздана ажурная ограда на кирпичном цоколе, отреставрированы Святые ворота. С южной стороны храма, у ограды, захоронены все обнаруженные при строительных работах останки погребенных здесь людей. Особая роль в воссоздании храма принадлежит ныне покойному Председателю Приходского совета храма О.В. Шведову. Его опыт и знания православной иконографии по сотням памятников церковного искусства (архитектуры, иконы, мозаики, фрески) России, Грузии, Армении, Сербии, Византии помогли воссоздать интерьер храма. Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией[5].

ru-wiki.org

Храм Спаса Преображения в Тушине

Телефон: 491-92-04Адрес: Москва, Волоколамское ш., 128Ближайшее метро: ТушинскаяПроезд: авт. 2, 266, 631, 640, 542, 549, 575, 741, платф. Духовенство: Настоятель - протоиерей Василий Воронцов, протоиерей Глеб Цвиркунов, священник Максим Запальский, священник Антоний Максимов, диакон Арсений Уланов

Сайт храма

Храм был построен В 1886-1888 г. (арх. Грудзинский)

Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.

В Смутное время вблизи села Тушино и Спасского монастыря стоял лагерь Лжедимитрия II. Его войско, добывавшее пропитание грабежом, опустошило окрестные деревни и разорило монастырь.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны.

В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов.

В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы.

www.troitsa-horoshevo.ru