Содержание
«Расцелуйте за меня Толю и Модю». Семейные тайны Чайковских | Персона | Культура
170 лет назад родился драматург, либреттист, переводчик Модест Чайковский, которому, несмотря на все таланты, суждено было жить в тени старшего брата. И навсегда остаться «родственником великого композитора».
Модест Чайковский. Фото: ru.wikipedia.org
Подобная судьба ожидала трех других братьев и сестру Петра Ильича. Даром что у супругов Александры и Ильи Чайковских состоялись все дети. Петр Ильич прожил меньше остальных, всего 53 года. А наследие оставил — на века!
«Это ангелы, которые спустились на землю»
Для Ильи Чайковского брак с Александрой Ассиер был вторым. Женился он на ней вдовцом, имея дочку Зину, был старше супруги на 18 лет, тем не менее отношения в семье, по признанию окружающих, были гармоничными. Полными любви и тепла.
Музыка сопровождала малышей с рождения. Мама сама учила их нотной грамоте, пела романсы. Не чужд искусству был и Илья Петрович, директор горного завода в Воткинске, а потом управляющий алапаевского завода. В молодости он играл на флейте, увлекался театром. Дома часто проходили любительские концерты, звучала оркестрина. Но все-таки мечтал отец о том, чтобы сыновья продолжили его дело.
В Горный институт поступил только старший Николай. Да и он работал по специальности недолго — ушел на железную дорогу, которая в то время активно развивалась. Второго сына — 10-летнего Петра — отец сам в последний момент определил в Училище правоведения (в консерваторию он попадет только в 23!). Туда же потом отправились близнецы Модест и Анатолий. И только Ипполит учился в Морском кадетском корпусе.
Близнецы появились на свет, когда Пете было десять лет. «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю», — писал 10-летний братец. И в письмах родителям из Петербурга непременно упоминал: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю»; «воображаю, какие они Ангельчики».
Композитор Петр Ильич Чайковский, его братья Анатолий и Модест и друг семьи Кондратьев (справа налево). 1875 год. Репродукция фотографии. Оригинал находится в Государственном доме-музее П. И. Чайковского в Клину (Московская область). Фото: РИА Новости/ В. Хоменко
«Берегись, ради бога, поддаваться своим влечениям»
Модест сыграл значительную роль в жизни Петра Ильича. Театр и музыку он не оставлял никогда, в детстве даже мечтал о театральном училище. Но началась его карьера с госслужбы. Симбирск, Киев, Петербург… Модест искал себя, смысл жизни. И обо всем рассказывал старшему брату: «У меня голова кружится от массы лиц, которых вижу. Музыканты, прокуроры, литераторы… Данте, Диккенс, Мериме, служба, театр, а все-таки мне скучно… хочется разом всем заняться, везде быть и все знать…» Петр наставлял младшего: «Ты имел несчастье родиться с душой художника, но так как вместе с чуткостью артистической натуры ты не одарен никаким талантом, то берегись, ради бога, поддаваться своим влечениям. .. Модинька, привыкай к мысли, что ты должен служить и добиваться по службе карьеры».
Комната Модеста Ильича Чайковского. Государственный дом-музей П. И. Чайковского. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский
Когда Модест занялся литературной деятельностью, Петр всячески поддерживал его. А потом и сам стал советоваться, прислушиваться к предложениям младшего брата. Именно ему композитор рассказал о замысле оперы «Евгений Онегин»…
Пьесы Модеста Чайковского шли в Малом и Александринском театрах. Он переводил сонеты Шекспира. Написал либретто для нескольких опер, в том числе «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова, а также для опер Петра Ильича «Пиковая дама» и «Иоланта».
Именно Модест Ильич стал первым биографом Чайковского в России, хранителем его памяти. Вместе с любимым племянником композитора и его слугой Алексеем Софроновым они основали дом-музей в Клину и устраивали там концерты. Так что Клином, который у интеллигентных людей ассоциируется исключительно с Чайковским, мы обязаны Модесту.
«Для нас он был брат, мать, друг»
Впрочем, сердечными были отношения всех братьев и сестры. Такова была атмосфера в семье — благодаря родителям. К сожалению, летом 1854-го Александра Андреевна умерла от холеры. Петру было в ту пору 14 лет, близнецам — 4… Горе отца и детей было безутешным. Растить малышей помогали старшие.
Спустя много лет Модест Ильич вспоминал: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю… Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения… Влияние его на нас было безгранично, но его слово закон… Для нас он был брат, мать, друг, наставник — все на свете».
Да и для Петра привязанность к младшим дорогого стоила. «В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них — и жизнь делается для меня дорога». Живя в Москве, он не забывал писать им и наставлять. «Нужно: 1) трудиться, трудиться и избегать праздности, чтобы быть готовым переносить труд впоследствии; 2) очень много читать; 3) относительно себя быть как можно скромнее».
«Зажать рты всякой презренной твари»
Близнец Модеста Анатолий, как все дети в семье, брал уроки игры на скрипке, любил театр, участвовал в любительских спектаклях. Но с искусством жизнь не связал. Работал прокурором, был вице-губернатором Тифлиса, Ревеля, Нижнего Новгорода. Достиг больших высот по службе и ушел в другой мир в чине тайного советника, сенатором. Был женат на дочери крупного капиталиста Прасковьи Коншиной. Поддерживал Петра после его трагической женитьбы на Антонине Милюковой. Брак был вынужденный («Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким», — объяснял в письме композитор), но продлился лишь несколько недель…
Брату Толе Петр Ильич посвятил шесть романсов.
Душевный кризис, связанный с женитьбой, помог пережить композитору и Модест. Петр Ильич тогда уехал в Европу, вызвал к себе Модеста. А придя в себя, сочинил 12 фортепианных пьес.
«Их счастье до того совершенно…»
К слову, только у Петра и Модеста не сложилась личная жизнь. И тому, и другому досталось от злых языков…
Все остальные дети были счастливы в браках. Николай с супругой даже усыновили внебрачного ребенка племянницы Давыдовой. В отставку Николай Ильич вышел в чине действительного статского советника. Потом в Москве управлял типографиями, участвовал в посмертном издании критических статей Петра Ильича.
Долгой и плодотворной была жизнь Ипполита — судебного и государственного деятеля, сенатора, тайного советника. В его честь был назван трехмачтовый парусник (построен на собранные по его инициативе средства). «Ипполит Чайковский» ходил по Дону и Азовскому морю до 1941 года. А генерал-майор адмиралтейства Ипполит Ильич последние годы занимался изданием дневников великого брата.
О карьере Александры Ильиничны можно было бы сказать словами Петра Ильича: она была «безупречной, чудной женщиной». Александра вышла замуж за сына декабриста Льва Давыдова, поселилась в имении Каменка, и ее дом на много лет стал любимым местом отдыха и работы Чайковского. А близки они были с детства. Девочкой Сашенька обожала слушать музыкальные импровизации брата. Потом он доверял ей сокровенные мечты. А позже признавался: «Сестра моя вместе со своим мужем составляют живое опровержение того мнения, что безусловно счастливых браков нет. Они… живут… в таком абсолютном единении двух душ, что между ними разлад немыслим даже в мелочах… Их счастье до того совершенно, что иногда делается страшно за них…»
В Каменке Чайковский сочинил «Детский альбом», посвятив его любимому племяннику Володе Давыдову, или просто — Бобику. Говорят, мальчик даже похож был на Петра Ильича. Не случайно композитор уделял ему особое внимание, занимался с ним на рояле. Владимиру посвящена и последняя, Шестая симфония Чайковского, которую он считал «наилучшей и, в особенности, наиискреннейшей из всех».
Владимир Давыдов был определен главным наследником музыкального гения. Ему Чайковский завещал основную часть авторских прав. После училища правоведения племянник попал вольноопределяющимся в Преображенский полк. Затем руководил хорами полковых певчих. А после отставки поселился в Клину. Чтобы посвятить остаток жизни памяти любимого дяди.
Кем были представители знаменитого рода Чайковских: генералы, мастера и моряки
Одной из самых узнаваемых мелодий мира считается тема из «Лебединого озера». А самым известным русским композитором признается ее автор – Петр Ильич Чайковский. Ученые объясняют гениальность великих людей генетическим кодом, формируемым в человеке многовековой родословной. И с этим трудно не согласиться, поинтересовавшись историями многочисленной и дружной семьи выдающегося музыканта с украинскими, русскими австрийскими и французскими корнями.
Откуда пошел род легендарного композитора
Чайковский мечтал о музыке с 5 лет. /Фото: perstni.com
Самый первый из известных на сегодняшний день предков великого композитора — его прадед Фёдор Афанасьевич Чайка. Именно так звучала родовая фамилия Чайковского в конце 17 века. Федор, родившийся в 1695 году на украинской земле, начинал свой путь с рядового казака Миргородского полка. Храбрый воин отметился участием в знаменитой Полтавской битве и считается боевым соратником самого Петра Первого. По некоторым обрывистым сведениям, в генеалогической лакуне казаку предшествовала некий Ярош, упоминаемый в качестве польского наемника на русской службе во времена Смуты и воевавший против своих же соотечественников на стороне Москвы. После присоединения территорий нынешней Украины к Российской империи предок Чайковского был переведен из иноземного полка в казаки.
Род Чайка превратился в Чайковских при жизни Петра Фёдоровича (1745–1818) — деда музыкального гения, в честь которого впоследствии его и назвали. Именно так переписали его фамилию в семинарии во время получения образования. После была Киевская Академия, с окончанием которой Петр поехал учиться на врача в Санкт-Петербург. За блестящие карьерные успехи, отважные боевые заслуги в русско-турецкую войну и эффективную общественную деятельность Петр Чайковский вместе со всем своим родом был произведен Екатериной II в дворянство.
Если по мужской линии композитор имел украинские корни с последующим русским потомственным дворянством, то по линии матери в крови композитора смешались сразу несколько европейских родов и национальностей. Прабабка Петра Чайковского — Мария Кристина Элеонора Виттиг — родом из австрийской семьи потомственного офицера Германии. После замужества родила от успешного французского скульптора Мишеля Асье сына Михаэля. Повзрослев, молодой человек принял решение эмигрировать в Россию. На русской земле он взял имя Андрей Михайлович Ассиер и женился на Екатерине Михайловне Поповой — дочке православного священника. Таким образом, происхождение бабушки Чайковского – Екатерины Михайловны – сводится к австрийским, французским и русским предкам. Как, собственно, и его матери Александры.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Странный роман великого композитора и дочери магната длиной в 14 лет: Пётр Чайковский и Надежда фон Мекк.
Славные генералы Чайковские
Дед Петр и дядя Митрофан.
Из 9 сыновей лекаря-городничего Петра Чайковского по армейской линии пошли все, кроме самого младшего. Славный, но при этом короткий путь выпал на долю Ивана – выпускника кадетского корпуса. Он успел поучаствовать в множестве операций Наполеоновской эпохи и погиб уже на подступах к Парижу. Его брат – генерал Петр Петрович – в армию пришел юнкером. Воевал в битвах с турками, французами, дойдя с боями до наполеоновской резиденции. На фоне множества высоких наград был переведен в 1819-м в гвардию, после чего назначен командиром полка. В русско-турецких сражениях 1828-1829-го получил серьезное ранение, после которого долго восстанавливался в Австрии. В 1830-м в Севастополе подавили Чумной бунт, после чего Петра назначили комендантом городской крепости. Через время он перевелся на эту же должность в Геленджикскую крепость, выстроенную именно под его руководством. В 1836-м Петр Петрович возглавил строительство военных сооружений и гражданских зданий Пятигорска, приложив руку к развитию Кавказских Минеральных вод. В отставку вышел в звании генерал-майора.
Среди восьмерых его сыновей больше всего прославились двое, по примеру отца дослужившихся до генеральских погон. Митрофан Чайковский отличился в туркестанском Хивинском походе, а за бои в Русско-турецкую компанию получил золотую саблю. Генералом стал в должности командира корпуса. Военная карьера его родного брата Андрея тоже начиналась в Туркестане, но выдалась поскромнее. Командующий дивизии дослужился до генерал-лейтенанта и к концу Гражданской войны 1920-го умер своей смертью.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Мужское «Лебединое озеро» и «Золушка» c лётчиком: Чем прославился скандальный балетмейстер Мэтью Борн.
Затмивший братьев и сестру
Композитор Петр Ильич Чайковский, его братья Анатолий и Модест и друг семьи Кондратьев, 1875 год. /Фото: static1-repo.aif.ru
Отец музыканта Илья Чайковский заключил с Александрой Ассиер уже второй для себя брак. Он женился будучи вдовцом и воспитывая дочь Зину. Илья Петрович был старше новой супруги на целых 18 лет, но это не помешало им развить гармоничные, полные любви и уважения отношения в семье. В этом браке на свет один за другим появлялись мальчики, с которыми старшая сестра была невероятно дружна, несмотря на неполное родство.
С самого рождения всех детей с материнской подачи окружала музыка. Александра Ильинична обучала их нотной грамоте, разучивала в семейном кругу романсы. Не сторонился искусства и директор воткинского горного завода Илья Петрович, позже ставший управляющим алапаевского завода. В юности он успешно увлекался игрой на флейте и был завсегдатаем театра. В доме Чайковских часто организовывались любительские концерты, звучал оркестрофон. Но мечтал глава семьи все же о том, чтобы сыновья продолжали его дело.
Поступить в Горный институт решился лишь старший — Николай. Да и тот недолго проработал по специальности, переведясь в развивающуюся на тот момент железнодорожную отрасль. Второй сын Петр был определен отцом в Училище правоведения, куда позже за ним отправились близнецы-братья Модест и Анатолий. Самый младший — Ипполит решил учиться в Морском кадетском корпусе. Модест Ильич известен, как драматург, переводчик и либреттист. Он был особенно близок с Петром Ильичем и после его смерти посвятил все силы сохранению памяти о старшем брате. Из всех Чайковских последнего поколения детей имели только двое. Один внебрачный ребенок родился у Николая, Анатолий же привел на свет дочь. На том династия Чайковских пресеклась, оставив вечной лишь музыку.
Великие изобретатели часто оставались в тени. Бывало же такое, что они что-то делали, но сами противились распространению своих собственных изобретений. Прочтите подробнее об этом в другой нашей статье и узнайте, как великий да Винчи изобрёл современное оружие в эпоху Возрождения и почему не давал производить.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Отчаянно печальный брак Чайковского с Антониной Милюковой
«С сегодняшнего дня я серьезно намерен вступить в законный брак с кем бы то ни было». Чайковский сделал это явно легкомысленное замечание своему брату Модесту в 1876 году, когда ему было 36 лет. К сожалению, он не шутил. 18 июля следующего года, всего 11 месяцев спустя, Чайковский женился на Антонине Милюковой, женщине на восемь лет моложе его, на московской церемонии, в которой отсутствовала большая часть его семьи.
Их союз продлился мгновение: два месяца спустя они расстались, чтобы уже никогда не воссоединиться. Что пошло не так?
Официальная версия, десятилетиями распространяемая друзьями и семьей Чайковского, заключалась в том, что виновата Антонина. Бывшая ученица Чайковского в Московской консерватории, она написала ему весной 1877 года, признаваясь в своей давней любви и восхищении. Вопреки его здравому смыслу, Чайковский ответил, начав переписку, которую Антонина назвала «небезынтересной».
Однако эти двое были отчаянно несовместимы. Несмотря на респектабельное семейное происхождение, Антонина была, как писал Чайковский, «крайне бедной» с «средним уровнем» образования. Его брат Модест был еще более недобрым, назвав ее «сумасшедшей полоумной», неспособной понять утонченные чувства и интеллектуальные интересы своего будущего мужа. На самом деле, однако, настоящим виновником было слепое желание Чайковского внезапно жениться «на ком угодно» и использовать ее как прикрытие, чтобы скрыть от общества свою гомосексуальность.
У него были веские основания опасаться, что его сексуальность может разрушить его карьеру, которая уже породила такие шедевры, как балет «Лебединое озеро» и Первый фортепианный концерт. Российское общество того периода допускало гомосексуальность только в том случае, если он оставался приватным. Публично объявить об этом, как понял Чайковский, принесло бы позор, скандал и «боль близким мне людям».
Но жениться на женщине, которую он едва знал и не любил, — «чтобы заткнуть рты всем этим подонкам, на мнение которых мне наплевать» — неужели ответ? Какое-то время казалось, что может быть. Чайковский сказал Модесту, что ему нужна женщина, которая «не будет мешать моему душевному спокойствию или моей свободе», и сначала он сообщил, что Антонина «слепо подчиняется каждому моему желанию». Это включало, добавил он беззаботно, несостоятельность брака. «Никакой дефлорации не было, — писал он об их брачной ночи, — и вряд ли это произойдет в ближайшее время».0005
Эта неестественно надуманная ситуация, удушающая Антонину, не могла продолжаться. Чайковский признался, что находил ее физически «абсолютно отталкивающей», отказ, который, должно быть, глубоко потряс Антонину. Он говорил о «невыносимых моральных муках» и не мог писать музыку. Охваченный тревогой, он перенес полный нервный срыв и бежал в Швейцарию, оставив несчастную Антонину.
Больше похоже на это
Некоторые мучительные страсти этого периода нашли выход в Евгений Онегин , опера, которую он писал.
«Лучшая из всех его опер, — позже назвала ее Антонина, — потому что она основана на нас» — хотя на самом деле Чайковский начал сочинять ее еще до их первой встречи. Они остались в официальном браке — развод в царской России был сложным, — но разрыв был тотальным. С этого момента Чайковский очернил свою жену как «рептилию», а Антонину демонизировали за то, что она дестабилизировала их брак необоснованными эмоциональными требованиями, не в последнюю очередь теми, кто стремился отретушировать сексуальность композитора из официальных рассказов о его жизни.
В настоящее время, однако, мы можем рассматривать ее как в значительной степени невольную жертву сексуально репрессивного общества и мужа, чья попытка скрыть свою сексуальную ориентацию привела к семейной катастрофе, хотя некоторые недавние биографы утверждают, что до его безвременной смерти он примирился со своим гомосексуализмом. Антонина пережила Чайковского на 23 года, хотя, к сожалению, большую часть этого времени провела в психиатрических больницах.
Помимо того, что Чайковский является одним из лучших балетных композиторов, он считается одним из величайших композиторов всех времен
Прочитайте наши Обзоры последних записей Чайковского
Узнайте больше о Чайковский и его работы
, Трагическая история Антонины Милиукова, жены Tchaiksky
. жив, в и без того гомофобной России, Петр Ильич Чайковский скрывал свою гомосексуальность и в конце концов женился, чтобы скрыть уже очевидные подозрения. Избранником стал молодой Антонина Милюкова , которая долгие годы была известна как невротик и нимфоманка. Она закончила свои дни в больнице, как сумасшедшая. Сегодня роль Антонины в жизни Чайковского уже не воспринимается в одномерных терминах, запятнавших его память, хотя на самом деле ее существование способствовало ухудшению психологического и физического состояния композитора.
Эта трагическая история всегда вызывала у Антонины негативное отношение, и даже ее рассказ не воспринимался всерьез, будучи заклеймен как произведение безрассудной и безумной женщины. В 1971 фильм, Любители музыки режиссер Кен Рассел привез превосходную Гленду Джексон в роли несчастной молодой женщины и Ричарда Чемберлена в роли Чайковского. Теперь, 51 год спустя, Каннский фестиваль представляет смелую российскую постановку, осмелившуюся на репрессии в своей стране, чтобы рассказать историю одного из своих героев, который оказался геем. Эта траектория и вся токсичность нездоровых отношений пары — тема фильма Жена Чайковского , которая открыла фестиваль в 2022 году
Режиссер Кирилл Серебренников Спектакль столкнулся с цензурой со стороны национального правительства и рассказывает историю Антонины как преданной, но отступнической жены композитора. Для режиссера это больше, чем история несчастной любви, это метафора других форм сопротивления власти.
В новой редакции Антонина изображается как женщина, настолько искренне влюбленная в своего кумира, что соглашается стать частью фарса, который стоил ей психического здоровья. Играют 9 0003 Алёна Михайлова на экране реальность другая. Историки подтверждают, что молодая женщина познакомилась с Чайковским в 1865 году, за 12 лет до свадьбы, через общую знакомую певицу Анастасию Хвостову . В то время, когда ей было всего 16 лет, она влюбилась во всемирно известного Чайковского (в текущем фильме его играет Один Бирон ), которому в то время было 25 лет. Впечатления от первого контакта он так и не запомнил, но Нина, как они ее называли, стала одержимой. Она бросила работу профессиональной швеи, чтобы учиться музыке в Московской консерватории и брать уроки у него. Без денег план провалился, но в 1877 году, когда она получила наследство, решила отправить своему кумиру любовные письма и обнаружила, что теперь все изменилось бы.
Просто в этот момент Чайковский почувствовал себя уязвимым перед критикой общества за гомосексуализм и в порыве сделал Нине предложение руки и сердца. Объявлена катастрофа. Композитор никогда не был влюблен в свою жену, ему не нравилось ее простое происхождение и сложная семья. Всего через шесть недель они расстались. Одним из великих конфликтов, сегодня как никогда ясно, было то, что она вышла замуж, не подозревая о половом выборе мужа, и надеялась иметь семью, то есть иметь половые отношения. Для Чайковского отношения всегда были бы братскими. Имея связи с другими мужчинами, Антонина вошла в историю как нимфоманка. Не совсем так.
Негативный образ Нины, увековеченный веками, также родился из описания брата композитора, Модеста , описавшего ее как обезумевшую идиотку (sic), также основанного на сообщениях друзей музыканта, которые также были обеспокоен признаками дисбаланса у Нины. Происходя из неблагополучной семьи, она провела детство в неблагоприятной эмоциональной среде. Когда она возобновила связь со своим будущим мужем в марте 1877 года, то сразу же с любовным письмом-признанием. Удивительно, но он откликнулся и всего за четыре встречи сделал предложение руки и сердца, обещая невесте только свою «братскую» любовь. Это был способ, которым он научился предвосхищать правду, но Нина проигнорировала его и приняла, ожидая полного союза. Дело в том, что в то время, когда все это происходило, композитор работал над оперой Онегин , один из его классиков, по сей день порождает предположения, что жизнь подражала искусству. Учитывая, что Татьяна написала Онегину любовное письмо, и оно было отвергнуто, иронично думать, что он переживал нечто подобное в личной жизни. Согласно письмам к покровительнице Надежде фон Мекк , он ясно выразил свою симпатию к Татьяне и желание избежать «повторения» жестокости Онегина по отношению к любящей его женщине. Как бы то ни было, он женился, не задумываясь, и тут же пожалел об этом. Даже спустя 20 дней брак так и не был заключен.
Раскаявшись и «застряв» в браке, у Чайковского случился нервный срыв. Он даже попросил своего брата, Анатолия , и своего друга, композитора Николая Рубинштейна , сообщить жене, что их разлука навсегда. Нина, счастливая быть женой Чайковского , отреагировала так, как будто ничего не происходит, и отказ обеспокоил обоих мужчин. Эта встреча — главная улика против Нины, тот факт, что она не отреагировала эмоционально, когда ей сообщили о расторжении брака.
На самом деле Нина всегда считала себя жертвой семейного заговора, который всегда отвергал ее. Более того, он считал, что срыв Чайковского был вызван муками разрыва между женой и музыкой. Возможно, это намекает на дисбаланс.
Чайковский предпринял несколько попыток развода между 1878 и 1880 годами, но безрезультатно, так как долгое время Антонина продолжала верить в возможность какого-то будущего «примирения» и отказывалась идти на то, что предлагал муж, таким образом вызывая его гнев, с обвинениями в глупости, подозрениями в «шантаже» и т. д. Только в 1881 году Чайковский окончательно отказался от мысли о разводе. Нина продолжала заниматься сексом с другими мужчинами. Она отказалась от попыток подкупа, которые были предприняты, чтобы передумать и дать развод. Отчаявшись, музыкант даже пытался покончить с собой, войдя в замерзшую реку в Москве. Ничто не потрясло госпожу Чайковскую.
Хотя многие поставили отрицательный образ строптивой жены, сам Чайковский написал бы Надежде фон Мекк , что Нина невиновна. «Мою жену, кем бы она ни была, нельзя винить в том, что она довела ситуацию до такой степени, что брак стал необходим», — написал он. «Это все моя бесхарактерность, моя слабость, непрактичность, ребячество!» он признал. Однако с родственниками и друзьями он был менее сдержан и возненавидел свою жену, которую называл «рептилией», впадая в истерику, когда получал от нее известия.
Боясь, что она раскроет свою тайну, тем более, что Нину вскоре назвали «непредсказуемой», Чайковский держался подальше от жены, выплачивая пособие. Между 1881 и 1884 годами у Антонины было трое внебрачных детей от Александра Александровича Шлыкова , адвоката, с которым она жила с тех пор, как уволилась из-за того, что ее муж все равно ушел от нее. Однако по сей день, несмотря на то, что она была нимфоманкой, некоторые утверждают, что мужчин было больше и что у каждого ребенка будет другой отец, и что все они были отданы на усыновление, но все трое умерли в детстве.
Далёкие, но изрядно потрепанные отношения подошли к концу со внезапной смертью музыканта в возрасте 53 лет, в 1893 году. Официально утверждают, что это была холера, выпитая стаканом сырой воды.