Боголюбский князь: Боголюбский Андрей | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Содержание

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского

https://ria.ru/20210717/bogolyubskiy-1741599714.html

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского — РИА Новости, 19.07.2021

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского

Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных… РИА Новости, 19.07.2021

2021-07-17T08:00

2021-07-17T08:00

2021-07-19T13:01

религия

переславль-залесский

владимир

москва

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/10/1741586544_0:165:602:504_1920x0_80_0_0_64c9708764a7ffe59fdf271de027da22.jpg

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Никита Бизин. Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных правителей XII века, о том, кто и за что убил князя. О самом кровавом преступлении древнерусской истории — в материале РИА Новости.Кровавая расправаВ ночь на 17 июля 1174-го в покои Андрея Боголюбского неожиданно постучались. «Кто там?» — спросил он. «Прокопий», — отозвались с той стороны. Но князь, хорошо знавший голос верного слуги, сразу понял, что это обман. И тут же потянулся за мечом, обычно висевшим над его постелью. Но оружия там не оказалось. В спальню ворвались пьяные люди.В кромешной тьме на князя набросились двое. Боголюбский был довольно рослым и оттолкнул одного из нападавших. Его по ошибке закололи подельники. Князь отбивался, скорее всего, подручными предметами, которые нащупал в темноте. Его полоснули ножом по лицу, но он продолжал сопротивляться. Потерял сознание после сильного удара по голове.Решив, что дело сделано, заговорщики отправились в винный погреб — отпраздновать победу. В это время Боголюбский пришел в себя и пополз к выходу из палат. Нужно было где-то спрятаться. Но где? В потемках он добрался до винтовой лестницы одной из башен. Там можно было укрыться.Вскоре нападавшие вернулись, чтобы спрятать тела убитых. Князя нашли по кровавому следу — принялись рубить его мечами и саблями. Финальным аккордом драмы стали три страшных удара. Один пришелся в левое бедро и сбил князя с ног. Второй отсек левую руку, и кровь захлестала фонтаном. Третий — в висок — был последним.Пожалуй, ни одно убийство летописи не описывали так подробно. Неудивительно — князя Андрея Боголюбского считают самым значимым правителем XII века. Его очень любили в народе. Он основал города Переславль-Залесский и Дмитров, укрепил стенами почти никому не известное поселение со смешным для того времени названием Москва. Растил и украшал любимое детище — Владимир, куда перевез из Киева чудотворную икону Богоматери. А недалеко от Боголюбова, личной резиденции, построил ныне знаменитую на весь мир церковь Покрова-на-Нерли. Казалось бы, зачем его убивать?Чужой среди своихКак отмечают исследователи, Андрей Боголюбский задолго до Петра I приоткрыл «окно в Европу»: до него на Руси не было правителя, столь активного в международной политике. Германский император Фридрих Барбаросса и византийский Мануил I — самые влиятельные на тот момент монархи — называли князя братом и считали равным себе. Само собой, это не могло не злить глав других древнерусских княжеств.А с ними Боголюбский воевал постоянно. Чего только стоят опустошительные походы на Киев и Новгород, когда он «утопиша в крови» тысячи горожан. Кроме того, князь Андрей, полагают историки, стремился к единоличному правлению — даже именовал себя «Великим государем», чего не было на Руси уже полвека.»Родись Боголюбский на двести лет позже, его «самодержавная» политика пришлась бы ко двору. Но в эпоху феодальной раздробленности это было просто невозможно», — поясняет РАИ Новости историк-медиевист Клим Жуков.Князь, по его словам, немало насолил и ближайшим родственникам. В 1161-м выгнал из Владимирского княжества мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее малолетними детьми. Недовольны «диктаторскими замашками» были и его братья — Михаил и Всеволод Большое Гнездо. Поэтому не исключено, что с Андреем расправилась родня, что для той поры было в порядке вещей.Московский следВпрочем, есть и другая версия. Историки обнаружили в хрониках любопытный эпизод в биографии князя Андрея, связанный с Москвой. Город, как известно, основал его отец Юрий Долгорукий. Но, как отмечали летописцы, он не имел на это права — земля принадлежала некоему боярину Степану Кучке, поплатившемуся за упрямство жизнью.На этом Долгорукий не остановился. Он выдал дочь убитого землевладельца Улиту за Андрея, что по тем временам расценивалось как оскорбление памяти погибшего. Боголюбский, в свою очередь, сделал ее братьев приближенными — это и стало его роковой ошибкой.Более того, Андрей в порыве ярости однажды приказал казнить младшего члена клана Кучковичей. Остальные братья затаили на него большую обиду. «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом», — приводит хронист слова одного из заговорщиков. Всего их было двадцать, во главе стояли Петр, Яким и Амбал.Последний работал ключником правителя — не пускал посторонних в княжеские покои. Поэтому заговорщики без труда проникли в спальню Боголюбского. А незадолго до убийства слуга выкрал княжеский меч.Надо сказать, исследователи долго сомневались, что Кучковичи осмелились бы на такую серьезную и дерзкую операцию. Однако не так давно появился важный аргумент в пользу именно этой версии.Граффити на стенеВ 2015-м при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стенах храма обнаружили около дюжины граффити различного содержания. Реставраторы полностью расчистили наиболее объемную надпись, а спустя пару лет ее оцифровали.Оказалось, что это ни много ни мало — сообщение об убийстве князя. В левой колонке — имена заговорщиков с пожеланием им «вечной адской муки». А справа — рассказ о преступлении.»Мы пока не можем назвать всех убийц князя. Значительная часть текста утрачена, а что-то пока не удается расшифровать. Но мы установили несколько имен, не упоминаемых в летописи. Это Ивка, Петрко, Стырята. Перечислено было примерно 20 человек, то есть летопись подтверждается», — объясняет РИА Новости филолог Алексей Гиппиус.Переславская настенная надпись, отмечает специалист, — подлинный документ, созданный по горячим следам громкого преступления. Правда, неизвестна точная дата: граффити могли сделать после казни убийц князя — либо до расправы, в назидание остальным.Непонятно только, почему убийство совершили в Боголюбове, а надпись нашли в Переславле. «Вполне возможно, мы имеем дело с официальным текстом для размещения на стенах соборных храмов епархии. И до нас дошла одна из многочисленных копий. Не исключено, что когда-нибудь мы обнаружим это же сообщение на других древних храмах Владимиро-Суздальской земли», — предполагает Гиппиус.Не последние подозреваемыеВместе с тем историки допускают, что заговорщиков было гораздо больше. Кроме Кучковичей, в этом могли участвовать младшие братья князя и даже родственники греческой мачехи.»Убийство Боголюбского было дворцовым переворотом в антураже XII века, — считает Клим Жуков. — Возможная причина — ущемление клановых интересов. Конкретно — бояр Кучковичей, мстивших за родственников».Еще одна интересная деталь: Андрей Боголюбский незадолго до гибели узнал о готовящемся заговоре и казнил одного из соучастников.»Поступать так было нельзя, следовало установить за ним слежку. Ведь, зная о заговоре, зачем рубить голову всего одному? Оперативная работа у Боголюбского была поставлена плохо, в отличие от внешней политики», — говорит медиевист.Белых пятен в этой истории по-прежнему много. Ученые надеются выяснить и другие подробности одного из самых громких убийств в русской истории.

https://ria.ru/20210613/nevskiy-1736830854.html

переславль-залесский

владимир

москва

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/10/1741586544_0:148:602:600_1920x0_80_0_0_91f5c09cec801f1001cfc7ff6fb298b9.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

переславль-залесский, владимир, москва, аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Переславль-Залесский, Владимир, Москва, Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Никита Бизин. Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных правителей XII века, о том, кто и за что убил князя. О самом кровавом преступлении древнерусской истории — в материале РИА Новости.

Кровавая расправа

В ночь на 17 июля 1174-го в покои Андрея Боголюбского неожиданно постучались. «Кто там?» — спросил он. «Прокопий», — отозвались с той стороны. Но князь, хорошо знавший голос верного слуги, сразу понял, что это обман. И тут же потянулся за мечом, обычно висевшим над его постелью. Но оружия там не оказалось. В спальню ворвались пьяные люди.

В кромешной тьме на князя набросились двое. Боголюбский был довольно рослым и оттолкнул одного из нападавших. Его по ошибке закололи подельники. Князь отбивался, скорее всего, подручными предметами, которые нащупал в темноте. Его полоснули ножом по лицу, но он продолжал сопротивляться. Потерял сознание после сильного удара по голове.

Решив, что дело сделано, заговорщики отправились в винный погреб — отпраздновать победу. В это время Боголюбский пришел в себя и пополз к выходу из палат. Нужно было где-то спрятаться. Но где? В потемках он добрался до винтовой лестницы одной из башен. Там можно было укрыться.

Вскоре нападавшие вернулись, чтобы спрятать тела убитых. Князя нашли по кровавому следу — принялись рубить его мечами и саблями. Финальным аккордом драмы стали три страшных удара. Один пришелся в левое бедро и сбил князя с ног. Второй отсек левую руку, и кровь захлестала фонтаном. Третий — в висок — был последним.

Пожалуй, ни одно убийство летописи не описывали так подробно. Неудивительно — князя Андрея Боголюбского считают самым значимым правителем XII века. Его очень любили в народе. Он основал города Переславль-Залесский и Дмитров, укрепил стенами почти никому не известное поселение со смешным для того времени названием Москва. Растил и украшал любимое детище — Владимир, куда перевез из Киева чудотворную икону Богоматери. А недалеко от Боголюбова, личной резиденции, построил ныне знаменитую на весь мир церковь Покрова-на-Нерли. Казалось бы, зачем его убивать?

CC BY-SA 3.0 / Сергей Кириллов / Андрей Боголюбский (Убиение)

CC BY-SA 3.0 / Сергей Кириллов /

Андрей Боголюбский (Убиение)

Чужой среди своих

Как отмечают исследователи, Андрей Боголюбский задолго до Петра I приоткрыл «окно в Европу»: до него на Руси не было правителя, столь активного в международной политике. Германский император Фридрих Барбаросса и византийский Мануил I — самые влиятельные на тот момент монархи — называли князя братом и считали равным себе. Само собой, это не могло не злить глав других древнерусских княжеств.

А с ними Боголюбский воевал постоянно. Чего только стоят опустошительные походы на Киев и Новгород, когда он «утопиша в крови» тысячи горожан. Кроме того, князь Андрей, полагают историки, стремился к единоличному правлению — даже именовал себя «Великим государем», чего не было на Руси уже полвека.

«Родись Боголюбский на двести лет позже, его «самодержавная» политика пришлась бы ко двору. Но в эпоху феодальной раздробленности это было просто невозможно», — поясняет РАИ Новости историк-медиевист Клим Жуков.

Князь, по его словам, немало насолил и ближайшим родственникам. В 1161-м выгнал из Владимирского княжества мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее малолетними детьми. Недовольны «диктаторскими замашками» были и его братья — Михаил и Всеволод Большое Гнездо. Поэтому не исключено, что с Андреем расправилась родня, что для той поры было в порядке вещей.

Московский след

Впрочем, есть и другая версия. Историки обнаружили в хрониках любопытный эпизод в биографии князя Андрея, связанный с Москвой. Город, как известно, основал его отец Юрий Долгорукий. Но, как отмечали летописцы, он не имел на это права — земля принадлежала некоему боярину Степану Кучке, поплатившемуся за упрямство жизнью.

Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому

На этом Долгорукий не остановился. Он выдал дочь убитого землевладельца Улиту за Андрея, что по тем временам расценивалось как оскорбление памяти погибшего. Боголюбский, в свою очередь, сделал ее братьев приближенными — это и стало его роковой ошибкой.

Более того, Андрей в порыве ярости однажды приказал казнить младшего члена клана Кучковичей. Остальные братья затаили на него большую обиду. «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом», — приводит хронист слова одного из заговорщиков. Всего их было двадцать, во главе стояли Петр, Яким и Амбал.

Последний работал ключником правителя — не пускал посторонних в княжеские покои. Поэтому заговорщики без труда проникли в спальню Боголюбского. А незадолго до убийства слуга выкрал княжеский меч.

Надо сказать, исследователи долго сомневались, что Кучковичи осмелились бы на такую серьезную и дерзкую операцию. Однако не так давно появился важный аргумент в пользу именно этой версии.

Граффити на стене

В 2015-м при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стенах храма обнаружили около дюжины граффити различного содержания. Реставраторы полностью расчистили наиболее объемную надпись, а спустя пару лет ее оцифровали.

Оказалось, что это ни много ни мало — сообщение об убийстве князя. В левой колонке — имена заговорщиков с пожеланием им «вечной адской муки». А справа — рассказ о преступлении.

© Фото : ИА РАНФрагмент граффити со списком убийц князя Андрея Боголюбского

© Фото : ИА РАН

Фрагмент граффити со списком убийц князя Андрея Боголюбского

«Мы пока не можем назвать всех убийц князя. Значительная часть текста утрачена, а что-то пока не удается расшифровать. Но мы установили несколько имен, не упоминаемых в летописи. Это Ивка, Петрко, Стырята. Перечислено было примерно 20 человек, то есть летопись подтверждается», — объясняет РИА Новости филолог Алексей Гиппиус.

Переславская настенная надпись, отмечает специалист, — подлинный документ, созданный по горячим следам громкого преступления. Правда, неизвестна точная дата: граффити могли сделать после казни убийц князя — либо до расправы, в назидание остальным.

Непонятно только, почему убийство совершили в Боголюбове, а надпись нашли в Переславле. «Вполне возможно, мы имеем дело с официальным текстом для размещения на стенах соборных храмов епархии. И до нас дошла одна из многочисленных копий. Не исключено, что когда-нибудь мы обнаружим это же сообщение на других древних храмах Владимиро-Суздальской земли», — предполагает Гиппиус.

Не последние подозреваемые

Вместе с тем историки допускают, что заговорщиков было гораздо больше. Кроме Кучковичей, в этом могли участвовать младшие братья князя и даже родственники греческой мачехи.

© Depositphotos. com / i.i.plus.mail.ruЛестничная башня

© Depositphotos.com / i.i.plus.mail.ru

Лестничная башня

«Убийство Боголюбского было дворцовым переворотом в антураже XII века, — считает Клим Жуков. — Возможная причина — ущемление клановых интересов. Конкретно — бояр Кучковичей, мстивших за родственников».

Еще одна интересная деталь: Андрей Боголюбский незадолго до гибели узнал о готовящемся заговоре и казнил одного из соучастников.

«Поступать так было нельзя, следовало установить за ним слежку. Ведь, зная о заговоре, зачем рубить голову всего одному? Оперативная работа у Боголюбского была поставлена плохо, в отличие от внешней политики», — говорит медиевист.

Белых пятен в этой истории по-прежнему много. Ученые надеются выяснить и другие подробности одного из самых громких убийств в русской истории.

13 июня 2021, 11:00Ярославская область

Переславль-Залесский отметил 800-летие со дня рождения Невского

Читать онлайн «Великий князь Андрей Боголюбский», Глеб Елисеев – ЛитРес

© ИД «Комсомольская правда», 2015 год

* * *

Другой основатель

Памятник в Москве на Тверской улице стоит князю Юрию Долгорукому.

Памятника его сыну – Андрею Боголюбскому – в столице вообще нет.

А ведь это вопиющая несправедливость. Князя, который был равнодушен к Северо-Восточной Руси, князя, который рвался (часто без особых прав на это) сидеть на киевском «златом столе», москвичи прославили. А за что? Только за летописное упоминание города в дни его правления?

Пусть Юрию Владимировичу Долгорукому лучше киевляне памятники ставят. Ведь он так стремился к тому, чтобы быть именно «великим князем киевским».

А вот про князя, который реально отстроил Москву в 1156 году (во всяком случае – приказал возвести стены московской крепости, прообраза будущего Кремля), большинство современных жителей Первопрестольной наверняка и не помнят. (А учитывая кризис нашего среднего образования, молодое поколение и вообще не знает.)

Современная икона князя Андрея Боголюбского

А ведь именно Андрей Юрьевич Боголюбский первым начал долгий путь по возвышению Северо-Восточной Руси. По превращению ее в будущую Великую Россию. И по умалению старой Киевской Руси, за внешние атрибуты которой так косно держался его отец.

Реконструкция облика князя Андрея Боголюбского, подготовленная М. М. Герасимовым

Андрей Боголюбский был признан великим князем, сидя не в Киеве, даже не в Ростове или Владимире, а в своем городе-замке Боголюбове.

Он стал первым реальным самовластцем на Руси, показав, что отныне в политике все решает политическое, экономическое и  духовное влияние конкретной русской земли, а не просто власть над городищем на Днепре.

Когда рушилось старое единство русских земель, он заложил основу для будущего их единения.

Но не там, где месту уже явно «бысть пусту», а там, где концентрировались пробуждающиеся силы нового государства – во Владимиро-Суздальской земле.

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский сделал многое для реального подъема Северо-Восточной Руси, для ее превращения в самое могущественное из удельных княжеств. Для того чтобы отсюда, после монгольского погрома, стало возрождаться новое, еще более могущественное русское государство.

И при всем этом про его жизнь мы знаем очень немногое. Как отметил создатель самой, пожалуй, скрупулезной биографии князя, современный российский историк А. Карпов: «В сущности, мы знаем о князе ничтожно мало».

Впрочем, «мало» не значит «совсем ничего». Из летописных сказаний и со страниц поздних житий перед нами все же встает образ одного из самых замечательных и могущественных князей удельного периода в истории Руси. К тому же образцового православного христианина.

Это образ человека, который и своей жизнью, и своей мученической кончиной, и посмертными чудесами, без сомнения, заслужил канонизации и почитания в качестве святого.

В источниках князь Андрей Юрьевич Боголюбский предстает фигурой воистину шекспировского масштаба.

И по объему сделанного, и по глубокой противоречивости образа.

В нем сочеталось как бы несколько человек, по-разному проявлявших себя в разных обстоятельствах. И в разное время.

Почтительный сын и бесстрашный кавалерист-рубака – в юности.

Рачительный хозяин и мастер политических интриг – в зрелости.

До старости он, увы, не дожил…

Князь Андрей одновременно мог быть воплощением настоящего христианина, готового общаться с прокаженными и одаривать нищих. И в то же самое время планировать коалиционную войну против Киева или Новгорода, понимая, что ее будут сопровождать «эксцессы» вроде разорения монастырей или уничтожения целых сел.

Но при этом в его политике не было расчетливого цинизма, как, например, у Людовика XI.

Великий князь Владимир Всеволодович. Портрет из царского титулярника. 1672 г.

Андрей Юрьевич Боголюбский делал то, что искренне считал полезным для Руси.

Другое дело, что для него истинная Русь, его Русь схлопнулась до размеров Владимиро-Суздальского княжества. Смоленщина и Рязанщина были его предпольем, Новгородчина – покоряемой территорией, а Киев…

Киев вовсе не вожделенным главным троном Руси, а скорее враждебным городом, готовым в любой момент усилить главных врагов Суздальщины – «западенских» князей.

Вражда между крайними полюсами тогдашнего Русского мира – Северо-Востоком и Юго-Западом, – проявившаяся еще при Юрии Долгоруком, только разрослась при Андрее Боголюбском.

Историческое и политическое чутье Андрея Юрьевича вызывает искреннее удивление.

Он уже в середине двенадцатого века осознал, как неминуемо расходятся пути восточнославянского Запада и Востока. Осознал, что новая держава будет строиться в его родных, ростово-суздальских местах.

А противостоять ей будут подкарпатские князья, упорно ненавидящие своих бывших братьев.

Катастрофическое татаро-монгольское нашествие лишь смешало четкость этого противостояния, помешало ему развиться в возможную столетнюю войну между Востоком и Западом. (Впоследствии эта война все равно разразилась, но вмешательство литовцев и поляков превратило ее из внутренней междоусобицы в конфликт международный и межгосударственный. И результаты ее стали тяжелее и горше, нежели могли быть при решающем противостоянии и последующем спокойном разделе единой Руси на два центра силы. )

Политический гений князя Андрея Юрьевича Боголюбского проявлялся в том, что он, по жизни искренний миротворец и молитвенник, в государственных делах мог быть беспощадным реалистом.

Он делал только то, что шло на пользу его подданным – владимирцам, ростовцам, суздальцам, москвичам… Будущим великороссам. А не абстрактному делу давно уже переставшей быть единой Руси.

Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий. Портрет из «Титулярника» 1672 г. (Российский Государственный архив древних актов)

Утописты, склонные к самообману (вроде автора «Слова о полку Игореве»), почти до самого татарского нашествия будут страдать о «единении русских земель».

Реалист Андрей Боголюбский из осколков выстраивал новое единство, хорошо понимая, что прошедшие вековые междоусобицы расколотили вдребезги когда-то существовавшее духовное и политическое объединение.

Он даже в церковных делах попытался обособиться от ненавистного Киева, пытаясь пусть и неудачно, но создать отдельную Владимирскую митрополию.

От киевских миражей Древней Руси он решительно повернулся на Северо-Восток.

К грядущей Великой России.

Средний сын

О детстве и юности будущего великого князя неизвестно ничего.

То есть вообще ничего.

Первое летописное сообщение о нем появляется только в 1147 году, когда его отец, великий князь Юрий Владимирович, отправил князя Андрея и его брата Ростислава Юрьевича в поход на Рязань. Только с этого момента Андрей Юрьевич Боголюбский и появляется на широкой исторической арене.

По разным прикидкам, на свет княжий отпрыск появился либо в начале десятых годов XII века (традиционной датой считается 1111 год), либо в начале двадцатых годов. И, судя по антропологическим особенностям сохранившихся останков князя, ближе к истине последняя дата.

Он был третьим (или вторым – источники в этом случае выглядят несколько запутанно) сыном Юрия Владимировича Долгорукого, внуком самого Владимира Всеволодовича Мономаха. (И, судя по всему, князь Андрей всегда несколько кичился своим мономаховским происхождением от греческой царевны. ) По материнской линии он был связан уже не христианским Западом, а азиатским Востоком – его матерью была половецкая княжна, дочь хана Аепы.

Отсюда и родился миф о якобы азиатской внешности князя, воплотившийся даже в известной реконструкции выдающегося отечественного антрополога Герасимова. Новейшие исследования эти представления основательно разрушили, и, судя по всему, никаких особенно азиатских черт в облике Андрея Боголюбского не было. У князя оказалась вполне русская, восточнославянская внешность, во многом даже типичная для жителя северной части Восточно-Европейской равнины.

Впрочем, со своими половецкими родичами князь Андрей всю жизнь умел ладить, дипломатично убеждая их сделать то, что он просит. (Как, например, было в 1150 году, во время нападения половцев на Переяславль.)

Назвали князя, вероятно, в честь его прадеда – великого князя Всеволода Ярославича, княжившего и в Киеве, и в Переяславле, а при крещении получившего имя Андрей. А вот в качестве своих небесных заступников Андрей Юрьевич признавал не только апостола Андрея Первозванного, но и других святых, носивших это имя, – и святителя Андрея, архиепископа Критского, и мученика Андрея Стратилата, и святого Андрея Юродивого, чье имя так тесно связано с почитаемым на Руси праздником Покрова.

Ничего толком не зная о ранних годах жизни князя, исследователи тем не менее единодушны в одном – прошли они именно в Ростово-Суздальской, Северо-Восточной Руси, любви к которой Андрей Юрьевич оставался верен до конца жизни.

В середине двенадцатого века Залесская Русь, как ее любили называть летописцы старой, Киевской Руси, еще оставалась более диким и менее цивилизованным краем, нежели русские земли Поднепровья, Черниговщины или даже Новгородчины. Конечно, здесь издавна стояли старые русские города, такие как Ростов, известный с 862 года, Суздаль, упоминающийся в летописи под 1024 годом, или Ярославль, основанный в 1010 году. Но еще в прошлом, одиннадцатом веке здесь вовсю бушевали языческие мятежи, во главе которых стояли волхвы. А на востоке находился неспокойный рубеж с Болгарским царством, легко превращавшийся в линию войны и разорения.

 

Залесская, или Суздальская, Русь, как ее предпочитали иногда называть, была богатым, но еще малоосвоенным краем. И народ здесь жил соответствующий – суровый, иногда жестокий, уважающий силу и справедливость, но готовый легко взорваться мятежом против властелина, давшего слабину.

Отец князя Андрея, Юрий Владимирович Долгорукий, свой северо-восточный удел, полученный от отца в 1108 году, откровенно не любил. Его мечтой всегда был «отчий златой стол во граде Киеве». И большую часть своей жизни он провел в борениях за этот стол.

Борениях, в которых уже с достаточно молодого возраста был принужден участвовать и его средний сын.

Те, кто знакомится с историей княжеской борьбы за власть в раннюю эпоху русского удельного периода – после Любечского съезда 1097 года, на котором было решено, что «каждый да держит отчину свою», недоумевают – а почему же все правители так и не стали спокойно и уверенно держать свою вотчину?

Чтобы понять это, следует обратить внимание на представление о всех землях Древней Руси, которое в двенадцатом веке господствовало в роде Рюриковичей. Лучше всего об этом написал современный российский историк С. В. Алексеев: «Вся Русская земля была для Рюриковичей сферой их ответственности и их общим владением. Каждый из них по праву рождения становился князем. Каждому причиталась доля общей земли – собственный удел для кормления себя и дружины. Для старших князей обделить кого-то из родни означало нанести им несмываемую обиду… Князь являлся единоличным правителем своей «земли» – во всяком случае, настолько, насколько пребывал в согласии с ближней родней, боярством и городскими общинами. Он издавал законы, водил в поход дружину. Передача княжеской власти зиждилась на двух принципах. С одной стороны, престол должен был переходить по «лествице» к старшему в роде – от брата к брату, а в следующем поколении – по тому же старшинству к их сыновьям и т. д. Но, с другой стороны, право на престол давали «отчина и дедина», то есть правление на том же столе отца и деда. Потому преждевременная смерть старшего из сыновей князя исключала его потомков из очереди на наследование… Крупные удельные княжества в своем устройстве повторяли в миниатюре Киевскую Русь. Они тоже делились на уделы между сыновьями старших князей. Княжество считалось родовым владением конкретного княжеского дома, как Русь в целом – родовым владением всех Рюриковичей. Но на практике младшие удельные князья точно так же полновластно распоряжались своими землями, могли вступать в усобицы из-за границ и наследства, как и старшие».

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Святой великий князь Андрей Боголюбский, 1887 г. плакаты и эстампы Федора Григорьевича Солнцева

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

Федор Григорьевич Солнцев

Художественный плакат

Другие продукты…

  • Потрясающее качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 280 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет

Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет

Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет

Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет

Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет

Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет

Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

14,95 фунтов стерлинговСпециальное предложение

Был .
Вы экономите £-14,95 (ошибка ликвидности: разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер

х см

(х дюйм)

Художественное произведение

х см

(х дюйм)

Бордюр (крепление)

см
верх/низ

(в)

см
лево право

(в)

Глубина

3,8 см

(1,5)

Лицевая часть рамы

2см

(0,79 дюйма)

Глубина

2,3 см

(0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 280 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется
5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы,
10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке,
10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна),
1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображения изделий Святого Великого Князя Андрея Боголюбского, 1887 г.

Подробнее о товаре Святой Великий Князь Андрей Боголюбский, 1887 г.

Святой Великий Князь Андрей Боголюбский, 1887

Федор Григорьевич Солнцев

Святой великий князь Андрей Боголюбский, 1887 г. Находится в собрании Государственного Исторического музея, Москва.

Найти похожие изображения

зум

Узнайте больше

Другие работы художника

Федор Григорьевич Солнцев.

Ознакомьтесь с коллекцией

Образы наследия.

Поиск похожих репродукций изобразительного искусства
  • Аллегория и литература
  • Андрей I
  • Андрей I Боголюбский
  • Андрей I Владимирский
  • Андрей Боголюбский
  • Библия
  • Боголюбский
  • Оформление книги
  • Цветная литография
  • Ранняя Русь
  • Изображения изобразительного искусства
  • Федор Григорьевич (1801-1892)
  • графика
  • История
  • История России
  • Киевская Русь
  • Средневековье
  • Мифология
  • Рюрик
  • Династия Рюриковичей
  • Россия
  • История России
  • славянин
  • славянские народы
  • славян
  • Украина
  • Владимир
  • еще

Это изображение на других продуктах

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

Боголюбский Андрей Юрьевич

Андрей Юрьевич Боголюбский , князь Владимир (17457-1).
Великий князь Суздальский, сын Юрия Долгорукого. первые сообщения о нем в летописях подводят нас ко времени известной борьбы его отца Юрия с непнеп Изяслава Мстиславича, который приехал в Киев трон не по праву. Под Луцк, Андрей проявил чудеса мужества. Не сообщая своим братьям, он со свитой отправился на отражение предпринятой вылазки из в город ; прогнав врагов, он, в своем порыве, не заметил, что свита его далеко позади него и что он один в толпе врагов; только двое «детей» (члены младшей свиты), да и то позже, последовали за ним. Андрей был ранен двумя копьями; один враг напал на него медвежьим копьем. Помолившись до святой Феодор , память которого в этот день, Андрей вынул меч, защитился и поскакал прочь от окружавшей его толпы. Когда он был вне опасности, раненый конь умер, и Андрей велел закопать его у реки «в честь его», добавляет летописец.

В 1155 году Юрию Долгорукому удалось утвердиться в Киеве; потом поставил Андрея возле себя в Вышгороде. Но Андрей пробыл там недолго и уехал в Суздаль земля ; он взял с собой из Вышгорода икону Христа Святой Матери , написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона, названная впоследствии «Владимирская», стала величайшей святыней северо-востока России . Предание гласит, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, несший икону, остановился, что было принято за примету, и там Андрей основал город Боголюбов, свою любимую обитель.

Столицу своего княжества — Владимир — он пытался украсить церквями и хоромами . During the first ten years of his reign Andrey almost did not interfere with affairs of other Russian lands , though his prevalence over princes of Ryazan , Smolensk и Полоцк города , которые впоследствии участвовали в его кампаний , было совершенно очевидно. В то время он заявил претензии на Новгорода города. В 1164 году Андрей вступил в бой с булгарами, которые не были ближайшими соседями Суздальской земли, но находились с ней в торговых отношениях . Андрей сам участвовал в походе и взял с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в ознаменование религиозного символа войны с мусульманами. После переправы г. через Волгу был благодарственный молебен; Булгары были разбиты, некоторые города, в том числе знаменитый Брахимов, были взяты.

В марте 1169 г. Киев был взят «на щит» и разграблен; здесь Андрей поставил во главе своего брата Глеба, а после его смерти — Романа Ростиславича; но вскоре рассердился на Ростиславичей семью , поверив клеветникам, которые заявили , что они дали убежище убийцам брата его Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемых и заняли Киев. Андрей потребовал, чтобы они ушли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив послу голову и бороду, пошлите его сказать Андрею : « До ныне мы любили и уважали вас, как отца нашего, но если вы прислали к нам своего посла с такими речами, то не как князю, а как слуге и простолюдину, то делай, что решил, и пусть Бог судит нас». Однако вскоре семья Ростиславичей снова поссорилась между собой и обратилась в Андрей .

29 июня 1174 Андрей был убит людьми, которым он доверял. Андрей приказал казнить одного из братьев своей первой жены Кучкакович. Брат казненного Яким задумал убить князя. В заговоре принимали участие его зять Петр Курков и ключник из Андрей Анбал Ясин (т.е. представитель племени ясы, предки нынешних осетин). Было 20 заговорщиков. Убийцы взломали дверь и ворвались в спальню. Принц подпрыгнул и начал искать меч Святого Борис , который всегда висел над его кроватью; но меч был убран Ясином накануне. Двое убийц схватили принца. «Горе тебе, нечестивый, — сказал Андрей , — зачем тебе уподобляться Горясеру (убийце святого Глеба)? Разве я сделал тебе зло? отомстит тебе на небесах». Петр отсек князю руку. «Боже мой, в руки твои отдаю свою душу», — сказал Андрей и умер.

Два дня тело князя лежало на паперти; на третий день пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, принес тело в церковь, положил его в каменный гроб и отпел над ним отпевание. Боголюбовцы все это время грабили дворец , дома богатых людей и иностранных строителей храма; то же самое произошло и в городе Владимире.

На закончились последние беспорядков; жители г. Владимира выехали на носилках в г. Боголюбов и перевезли тело. Люди оплакивали. Андрей похоронен во Владимире Успенский Собор . Церковь канонизировала его. Существует предание, что Всевлод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в ящики и бросить их в Пловучее озеро ( три версты от города Владимира; Татишев называет его нечистым) и говорят будто и сейчас эти ящики, покрытые мхом, иногда всплывают на поверхность озера и слышны стоны.