Повесть о битве на реке Пьяне. Битва на реке пьяне


Битва на реке Пьяне (1377)

Во второй половине 1370-х годов неустройства Золотой Орды, жестокий мор и другие соседи отвлекли внимание татар от Руси. Однако, темник Мамай, распоряжавшийся тогда в Орде именем послушных ему ханов, замыслил рядом решительных ударов одного за другим смирить русских князей, проявлявших всё больше непокорства ордынскому владычеству. В то время к нему перешел из Синей или Заяицкой (за рекой Яик – Урал) Орды царевич Арапша (Араб-шах), малый телом, но искусный и свирепый воитель. Мамай дал ему войско и весной 1377 года послал на Суздальско-Нижегородское княжество. Извещенный об этом своим тестем, князем Дмитрием Константиновичем Нижегородским, Дмитрий Иванович Московский пришел к нему на помощь с сильной ратью. Побыв некоторое время в Нижнем и не получая вестей об Арапше, великий князь Дмитрий воротился в Москву, оставив своему тестю значительную часть рати. Соединясь с суздальским ополчением, эта рать пошла отыскивать татар и перешла за реку Пьяну (приток Суры) в Мордовский край. Главное начальство было вручено сыну Дмитрия Константиновича, Ивану. Тут к русским пришла ложная весть, что Арапша остановился где-то далеко на Волчьих водах и что он страшится битвы с русью.

Битва на Пьяне 1377

Пороги на реке Пьяне

Автор фото - Gatinskiy Ilya

 

Полагаясь на подобные вести, не ожидая в скором времени битвы, русские воеводы предались за рекой Пьяной беспечности. Стояла жаркая июльская погода. Воины сложили на телеги свои брони, щиты и шлемы и расхаживали в охабнях и сарафанах; всадники, расстегнув петли, ездили нараспашку и даже спускали с плеч кафтаны. Рогатины, сулицы и копья сложены были в кучи, а иные даже не были еще насажены. Захватив где-нибудь у жителей пиво и мед, напивались допьяна, и в таком виде предавались безмерному хвастовству. Каждый хвалился один выйти на сто татар; «кто может против нас стать?» – восклицали ратники. Бояре и воеводы сами подавали пример распущенности, и, забыв о мерах воинской предосторожности, потешались на берегах Пьяны охотой на зверей, как будто находились у себя дома посреди глубокого мира. Очевидно, несколько успешных действий против татар в предшествующие годы до такой степени ободрили русских, что они быстро перешли к пренебрежению относительно своих поработителей.

 

 

Наказание за такое легкомыслие не замедлило. Арапша был недалеко от Пьяны и знал, что делается в русском стане. Мстительные мордовские старшины подвели его скрытыми дорогами. Царевич разделил свое войско на пять полков, которые 2 августа 1377 внезапно, с разных сторон, ударили на русскую рать. Застигнутые врасплох русские, бросившись бежать обратно за Пьяну, потонули в этой реке. Много бояр и воевод погибло в битве; в числе погибших был и главный начальник ополчения, молодой князь Иван Дмитриевич, который вслед за другими хотел на коне переплыть Пьяну, но утонул.

Арапша после этой победы, которую было трудно даже назвать битвой, поспешил к Нижнему Новгороду. При его приближении князь Дмитрий Константинович, лишившись своего войска, не думал более о сопротивлении и ускакал в Суздаль; часть граждан бросилась на суда и спаслась Волгой в Городец. Татары ворвались в беззащитный Нижний Новгород, захватили оставшихся людей, разграбили город, церкви, монастыри, и, зажегши их, ушли с огромным полоном и всякого рода добычей. Примеру татар последовала и мордва; она собралась, внезапно ударила на область Нижегородскую и разграбила то, что осталось от погрома Арапши. Таковы были последствия битвы на реке Пьяне 1377 г.

Когда Дмитрий Константинович успел восстановить некоторый порядок в своем княжении и собрал новую рать, то первым делом русских князей была месть коварной мордве. Суздальская рать, под начальством Бориса Константиновича Городецкого и Семена, одного из сыновей Дмитрия Константиновича, соединилась с московским воеводой Федором Андреевичем Свиблом, и следующей зимой жестоко повоевала мордовские волости; причем ограбила и пожгла их села и зимницы, и увела в плен большое количество женщин и детей. Многие мордвины, приведенные живыми в Нижний, были подвергнуты разным казням; между прочим, их влачили по льду на Волге и травили псами. Утонувший во время битвы на Пьяне княжич Иван был вынут из воды и погребен в Нижегородском Спасском соборе еще в августе, т. е. вскоре после ухода Арапши.

 

По материалам книг выдающегося русского историка Д. Иловайского

 

rushist.com

Битва на Пьяне — Энциклопедия Нижнего Новгорода

О побоище иже на Пианѣ. Въ лѣто 6885. <...> Того же лѣта перебѣжа из Синие Орды за Волгу нѣкоторый царевичь именем Арапша, и въсхотѣ ити ратью к Новугороду к Нижнему. Князь же Дмитрей Костянтинович[3] посла вѣсть къ зятю своему къ князю великому Дмитрею Ивановичю. Князь же великий Дмитрей събравъ воя многы и прииде ратью к Новугороду к Нижнему въ силѣ тяжцѣ.

И не бысть вѣсти про царевича Арапшу, и възвратися на Москву. А посла на них воеводы своя, а с ними рать володимерскую, переяславскую, юрьевскую, муромскую, ярославскую. А князь Дмитрей Суждальскый посла сына своего, князя Ивана, да князя Семена Михайловичя, а с ними воеводы и воя многы.

И бысть рать велика зѣло, и поидоша за рѣку за Пиану, и прииде к ним вѣсть, повѣда имъ царевичя Арапшю на Волчьи Водѣ. Они же оплошишася и небрежением хожаху, доспѣхи своя на телѣги своя въскладаху,[7] а инии — в сумы, а у иных сулици[8] еще не насажены бяху, а щиты и копья не приготовлены. А ѣздят, порты своя с плечь спущав, а петли розстѣгавъ, аки роспрѣли, бяше бо им варно, бѣ бо в то время знойно. А гдѣ наѣхаху в зажитьи[9] мед или пиво, и испиваху до пьяна без мѣры и ѣздят пьяни. Поистиннѣ — за Пьяною пьяни! А старѣйшины их или князи их, или бояре старѣйшиа, велможи, или воеводы, тѣ всѣ поѣхаша ловы дѣюще, утѣху си творяще, мнящеся, аки дома.

А в то время погании князи мордовьстии подведоша втаю рать татарскую из Мамаевы Орды на князей наших. А князем не вѣдущим, и про то им вѣсти не было. И доидоша на Шипару, абие погании борзо раздѣлишася на 5 полковъ, и внезапу из невѣсти удариша на нашу рать в тылъ, бьюще и колюще и сѣкуще без вести. Наши же не успѣша ничтоже, что бы им сътворити, побѣгоша к рѣцѣ ко Пьянѣ, а татарове послѣ, бьюще.

И ту убиша князя Семена Михайловичя и множество бояръ. Князь же Иван Дмитреевич прибѣгоша в оторопѣ к рѣцѣ ко Пьянѣ, гоним напрасно, и вержеся на конѣ в рѣку и ту утопе, и с ним истопоша в рѣцѣ множество бояръ и слугъ и народа безчислено. Сиа же злоба съдѣяся мѣсяца августа въ 2 день, на память святаго мученика Стефана, в недѣлю, въ 6 час дне от полудне.

Татарове же одолѣвше христианом, и сташа на костех, полонъ весь и грабеж оставиша ту, а сами поидоша к Новугороду к Нижнему изгоном, без вести. Князю же Дмитрею Костянтиновичю не бысть силы стати противу ихъ на бой, но побѣжа в Суждаль. А люди горожане новогородстии разбѣжашася в судѣх по Волзѣ к Городцу.

Татарове же приидоша к Новугороду к Нижнему мѣсяца августа въ 5 день, въ среду, на память святаго мученика Еусегниа, в канунъ Спасову дни, остаточных людей горожанъ избиша, а град весь и церкви и монастыри пожгоша, и згорѣло церквей въ градѣ 32. Отъидоша же погании от града в пятницу иноплеменници, волости новогородстии воюючи, а села жгучи и множьство людей посѣкоша, а жены и дѣти и дѣвици в полонъ без числа поведоша.

Того же лѣта пришед прежереченный царевичь Арапша и пограби Засурье и огнем пожже и тогда.

Того же мѣсяца августа приѣха князь Василей Дмитреевич из Суждаля в Новъгород в Нижний, посла и повелѣ выняти из рѣкы изо Пьяны брата своего, князя Ивана. И привезоша его в Новъгород, и плакашася над ним, и положиша его въ церкви каменой святаго Спаса, в притворѣ, на правой сторонѣ, за недѣлю по Оспожинѣ дни, в той же день мѣсяца августа въ 23.

www.nnov.ec

Битва на реке Пьяна. 1377 год 2 августа дата битвы на реке Пьяне, кратко содержание

Нижний Новгород и область

Битва на реке Пьяна

Все вы, уважаемые читатели, помните знаменитую формулу "Веселие Руси есть пити", которая якобы мотивировала отказ русских от принятия ислама и привела их в лоно православной церкви. Пили тогда на Руси различные меды, квасы, пиво и прочие натуральные напитки. Выпить, конечно, любили, но и о делах не забывали. Однако количество натуральных напитков, изготовленных по традиционным рецептам, было довольно ограниченным, так как для их приготовления требовалось большое время, а качество их было отменным. Так что поголовного пьянства на Руси не было, но тяга к потреблению напитков имелась.

Постепенно изобретались все более ускоренные технологии, которые позволяли производить все более крепкие напитки за все более короткое время. Правда, качество этих напитков оставляло желать лучшего, так как надежных способов очистки алкогольных напитков еще не существовало. Но в уже в XIV веке стали в связи с пьянством упоминать такие термины как "беспамятство" и "похмелье". Стало быть, пьянство распространялось по стране, причем потребление некачественных напитков часто имело самые плачевные последствия. Один из таких эпизодов относится к 1377 году.

Какова же была расстановка сил к этому году? Московский князь Дмитрий Иванович только что завершил очередной раунд в борьбе с Литвой и Тверью. С Литвой раунд закончился вничью, а с Тверью - победа по очкам. В 1376 году была предпринята экспедиция под командованием воеводы Дмитрия Михайловича Волынского (Боброка) в Булгарскую землю. Эмиры Мамая, Асан и Мухаммед Султан, потерпели поражение, несмотря на поддержку артиллерии и кавалерии на верблюдах, и запросили мира, выплатив к тому же некоторую контрибуцию.

В 1377 Москва ожидала опасностей и с Запада, и с Востока. Но в Литве после смерти Ольгерда начались междоусобицы, зато на Востоке возникла новая опасность. В Самарканде уже взошла звезда великого Тимура, который приютил у себя изгнанного принца из Заяицкой Орды. Потом он дал ему войско для отвоевания отцовского престола. Два первых похода принца окончились неудачей, но с третьей попытки он захватил столицу Заяицкой Орды Сыгнак и утвердил свою власть. Звали этого принца Тохтамыш. Вы уже встречали это имя, уважаемые читатели. Он принадлежал к роду чингизидов, что позволило ему предъявить свои права и на Заволжскую Орду, а Мамая объявить узурпатором.

Если Москве просто не могло понравиться объединение под властью одного хана всех территорий за Волгой и Яиком, то для Мамая возникшая проблема была вопросом жизни и смерти. Тем более, что с появлением чингизида Тохтамыша часть подвластных Мамаю князей переметнулась к его противнику. Но наблюдался и обратный процесс, в ходе которого к Мамаю приходили новые подданные. Так в 1377 году к нему прибыл со своей ордой князь по имени Араб-шах, которого в русских источниках именовали Арапша.

Мамаю перед столкновением с Тохтамышем следовало иметь в тылу если и не дружественную Русь, то хотя бы замиренную. Вот он и отправил немедленно отряд Арапши против нижегородских князей. Московская разведка сработала на этот раз довольно четко и вовремя сообщила о грозящей опасности. Дмитрий Иванович собрал довольно большое войско и отправился на помощь своему тестю, князю Дмитрию нижегородскому.

Однако Арапша не спешил с прямым нападением и затаился где-то в мордовских лесах, так что обнаружить его русским не удалось. Великий князь решил вернуться в Москву, но в помощь нижегородскому войску, которым командовал молодой князь Иван, он оставил отряды из Владимира, Переяславля, Юрьева, Мурома и Ярославля. Собралось довольно приличное войско, которое и двинулось за реку Пьяна. Река Пьяна впадает в Суру, которая является одним из притоков Волги.

Первоначальное название этой реки нам теперь неизвестно. Сохранились мордовские названия всех ее притоков, а вот собственное имя этой реки пропало. Не вызывает сомнений, что это тоже был мордовский этноним, а свое русское название река Пьяна получила после событий 1377 года, хотя историки применяют к ней это название и при описании более ранних событий. Они ссылаются на то, что река получила свое название из-за извилистости своего течения. Довод не очень-то и состоятельный. Во-первых, где вы можете видеть на Руси не очень извилистые реки? Во-вторых, неподалеку есть и более извилистые реки. В-третьих, для того чтобы оценить степень ее извилистости, надо было иметь или очень точные карты, или данные аэрофотосъемки, но ни того, ни другого в то время еще не существовало. А вот произошедшие здесь события привели к немедленному и очень прочному переименованию реки.

Расположившись на берегах этой реки, русские получили известия, что Арапша находится довольно далеко отсюда: на реке Волчьи Воды, что является притоком Донца. Неплохую дезинформацию заслал Арапша русским! А была вторая половина июля, жара... Русские обрадовались полученной информации и расслабились. Очень сильно расслабились! Возможно, что если бы во главе войска стоял более опытный военачальник, чем Иван Дмитриевич, князь нижегородский, то он бы и обратил внимание на тревожные сигналы, поступавшие от разведчиков. Но русские целиком и полностью поверили в первую информацию, и на поступавшие сигналы просто не обращали никакого внимания.

Началась всеобщая гулянка и повальное пьянство. Почти все стали ходить и ездить по гражданке. Доспехи были свалены в обозы, а то и валялись просто в кучах. Оружие - луки, копья, рогатины, щиты и шлемы - просто не были подготовлены к бою. Сторожевое охранение почти вовсе не велось. Чего нам бояться? Да кто сможет стать против нас? Так говорили русские, разъезжая или расхаживая по лесу чуть не голышом. Князья, бояре и воеводы утеряли всяческую бдительность и занимались охотой и пирами, на которых все кичились знатностью своего рода, а также плели различные интриги.

Пировали! Но в поход много алкогольных напитков не возьмешь, да и те предназначались, в основном, для командного состава. А рядовым где брать напитки? По сообщениям же летописцев в русском войске царило жуткое поголовное пьянство. Что же они пили? К сожалению, летописцы нам этого не сообщили, но можно предположить, что русские в это время уже владели технологией быстрого приготовления не только браги, но и других, более крепких, напитков. Но плохого качества. Вот откуда шло и поголовное ежедневное пьянство.

Арапша получил известие об обстановке в лагере русских и выдвинул свое войско, разделенное на пять отрядов вплотную к лагерю русских. Проводниками ему служили местные мордовские князья. И рано утром второго августа татары с разных сторон одновременно напали на лагерь русских. Пьяные или еще не протрезвевшие воины плохо понимали, что происходит, и совсем не оказывали никакого сопротивления. Да они и не могли его оказать!

В ужасе русские бросились к реке во главе с князем Иваном Дмитриевичем. Но так как все были очень сильно пьяны, то огромное количество русских воинов просто утонуло в реке. Утонул и князь Иван Дмитриевич, и множество бояр и воевод, не говоря уже о простых воинах. Остальные были просто перебиты. Спастись удалось очень немногим. Я не хочу читать лекцию о вреде алкоголя, но это первый зафиксированный в истории случай полной гибели войска из-за чрезмерного пристрастия к зеленому змею. Вот с этих пор река и получила свое название Пьяна, а старое ее название было прочно забыто.

После этой странной битвы Арапша рванул к Нижнему Новгороду. Жители города уже успели получить известие о страшном поражении русских. Кто мог, бежали на лодках от татар вверх по течению Волги, князь Дмитрий Иванович бежал в Суздаль, а остальные жители пытались скрыться из города в лесах, но многие из них были перехвачены татарами. Арапша с войском разграбил и сжег город и его окрестности, а потом ушел обратно. На обратном пути Арапша взял Рязань, причем князь Олег рязанский чудом спасся, но был сильно изранен татарскими стрелами.

Тут и мордва оживилась и зашевелилась. Надеясь, что нижегородское княжество после пьяного поражения и набега Арапши осталось совсем без защиты, мордва приплыла по Волге к Нижнему и пограбила то, что осталось после татар. Русские возмутились таким вероломством соседей! Князь Борис Константинович с дружиной настиг мордву у реки Пьяна и перебил ее.

Но этим месть русских не ограничилась! Зимой нижегородское войско под командованием князей Бориса Константиновича и Семена Дмитриевича и московское войско под начальством воеводы Свибло вошло в Мордовскую землю. Стояли жестокие морозы, но они не остановили мстителей, которые разоряли Мордовию и "сотворили ее пусту" по словам летописца. Много пленных привели в Нижний Новгород. Тем пленникам, которых сразу же казнили, еще повезло, так как множество других пленных было затравлено на льду псами. 

Назад в раздел

www.svastour.ru

Повесть о битве на реке Пьяне

 Повесть о битве на реке Пьяне Повесть о битве на реке Пьяне – летописная повесть о сражении суздальско-нижегородских и пришедших им на помощь московских войск с ордынской ратью на реке Пьяне в августе 1377 г.; сражение окончилось разгромом русских войск и гибелью суздальского княжича Ивана Дмитриевича. Первоначальный текст П. читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской и, судя по цитатам Н. М. Карамзина, идентичен с рассказом в Летописи Троицкой. Рассказ имеет характер острой сатиры, направленной против «небрежения», проявленного русскими военачальниками, знавшими о приближении татар, но не принявшими никаких мер: «Поведоша им царевича Арапшу на Волчьи воде. Они же оплошишася и небреженьем хожаху, доспехи своя вскладоша на телеги..., а ездять порты своя с плечь спускав, а петли ростегав, аки роспрели: бяше им варно; а где наехаху в зажитьи мед или пиво, испиваху... по истине за Пьяною пьяни». Высказывалось предположение (Л. В. Черепнин) о том, что в основе летописного рассказа лежит «памфлет», вышедший «из среды нижегородских горожан», однако из городской среды скорее мог выйти устный источник, использованный летописцем кон. XIV – нач. XV в. В своем письменном виде рассказ 1377 г. представляет собой органическую часть свода митрополита Киприана, лежащего в основе Троицкой летописи. Рассказ этот начинается некрологом литовскому великому князю Ольгерду – покровителю Киприана до его приезда в Москву. В некрологе подчеркивалось, что Ольгерд (хотя и «зловерный и безбожный») был мудрым правителем и великим завоевателем, «поне пива и меду не пиаше, ни вина, ни кваса кисла»; следовавшая вслед за этим картина разгрома «за Пьяною пьяных» войск, представитель которых утонул в реке «в оторопе», приобрела благодаря этому особую сатирическую выразительность. Самый каламбур «за Пьяного пьяни» соответствовал стилю Троицкой летописи, где под 1375 г. встречается сходная игра слов в известии о костромском воеводе Плещееве: «...выдав рать свою..., подав плещи, Плещеев побеже». Из Троицкой летописи П. была заимствована протографом Летописей Новгородской IV и Софийской I – «сводом 1448 г.». В НIVЛ рассказ сохранился почти без изменений; но в СIЛ подробности беззаботного поведения и пьянства войск, слова «за Пианою пиани» и упоминание о «ловах» (охоте), которыми развлекались воеводы перед битвой, были опущены. Тексту CIЛ следовали позднейшие московские великокняжеские своды; в несколько сокращенном виде тот же рассказ передан и в Летописи Ермолинской. В Летописном своде Сокращенном кон. XV в. известие о сражении на Пьяне также кратко, но формула «за Пианою пиани» приводится с пояснением:: «и пословка и доныне зовется». Подробный текст П. читается лишь в одной летописи XVI в. – Летописи Никоновской. В основе его лежит рассказ Троицкой (Симеоновской), но слова «за Пианою пиани» опущены; вместо этого русским войскам приписывается похвальба: «Может един от нас на сто татаринов ехати, поистинне никто не может противу нас стати». Авторские сентенции против «возношения» воевод, забывших «смирение мудрости, яко бог дает смиренным благодать, и яко вси есмя Адамовы внуци», едва ли могут рассматриваться как выражение антифеодальной «идеологии горожан»; осуждение аристократических тенденций и утверждение равенства всех подданных перед богом характерно и для самодержавной идеологии XVI в., одним из создателей которой был редактор Никоновской летописи митрополит Даниил. Изд.: ПСРЛ. 2-е изд. Пг., 1915. Т. 4, вып. 1. С. 307–308; СПб., 1851, Т. 5. С. 236; СПб., 1897. Т. 11. С. 27–28; 2-е изд. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. С. 118; СПб., 1913. Т. 18. С. 118; СПб., 1910. Т. 23. С. 120–121; М.; Л.,. 1949. Т. 25. С. 193; М.; Л., 1959. Т. 26. С. 124; М.; Л., 1962. Т. 27. С. 70–71, 248–249, 330–331; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 402–403. Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2, ч. 1. С. 194; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 302–303; Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960. С. 587–590; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976. С. 46–47; Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва. М., 1980. С. 105–106.

Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

  • Повесть о битве на реке Ворскле
  • Повесть о битве при Молодях

Смотреть что такое "Повесть о битве на реке Пьяне" в других словарях:

  • Повесть о битве на реке Воже — – летописная повесть о сражении русской (московской и суздальско нижегородской) рати под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского с ордынской ратью под предводительством Вегича на реке Воже в августе 1378 г.; сражение… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Битва на реке Пьяне (1377) — У этого термина существуют и другие значения, см. Битва на реке Пьяне (1367). Битва на реке Пьяне  сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя… …   Википедия

  • Битва на реке Пьяна (1377) — Запрос «Битва на реке Пьяне» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Битва на реке Пьяна  сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя Ивана… …   Википедия

  • Битва на реке Пьяна 1377 — Запрос «Битва на реке Пьяне» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Битва на реке Пьяна  сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя Ивана… …   Википедия

  • Пьянское побоище — Запрос «Битва на реке Пьяне» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Битва на реке Пьяна  сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя Ивана… …   Википедия

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля …   Википедия

  • Пьяна — Река Пьяна в районе села Ичалки Характеристика Длина 436 км …   Википедия

  • Куликовская битва — Монголо татарское иго …   Википедия

  • Куликовская Битва — Монголо татарское иго миниатюра из летописи XVII века Дата …   Википедия

old_russian_writers.academic.ru

Битва на реке Пьяне (1377)

У этого термина существуют и другие значения, см. Битва на реке Пьяне (1367). Дата Место Итог Противники Командующие
Битва на реке Пьяне
Основной конфликт: Монголо-татарское иго

2 августа 1377 года

Пьяна

Победа Золотой Орды

Московское княжествоНижегородско-Суздальское княжество

Золотая Орда

Иван Дмитриевич†Семён Михайлович†

Арапша

 

Битвы монгольского нашествия и золотоордынских походов на Русь
Калка (1223) — Воронеж (1237) — Рязань (1237) — Коломна (1238) — Москва (1238) — Владимир (1238) — Сить (1238) — Козельск (1238) — Чернигов (1239) — Киев (1240) — Неврюева рать (1252) — Куремсина рать (1252-55) — Туговая гора (1257) — Дюденева рать (1293) — Бортенево (1317) — Тверь (1327) — Синие Воды (1362) — Шишевский лес (1365) — Пьяна (1367) — Булгария (1376) — Пьяна (1377) — Вожа (1378) — Куликово поле (1380) — Москва (1382) — Ворскла (1399) — Москва (1408) — Киев (1416) — Белёв (1437) — Суздаль (1445) — Битюг (1450) — Москва (1451) — Алексин (1472) — Угра (1480)

Битва на реке Пьяне — сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединённого русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича

encyclopaedia.bid

Битва на реке Пьяне (1367) Википедия

Дата Место Итог Противники Командующие
Битва на реке Пьяне
Основной конфликт: Монголо-татарское иго
Лицевой летописный свод: «Князь великий Дмитрий Константинович Суздальский и Нижнего Новгорода со своими братьями, с князем Борисом Константиновичем и князем Дмитрием Константиновичем, и со своими детьми, собрав большое войско, вышел против Ордынского князя. И бежал тот за реку Пьяну Они, придя туда, оставшихся татар побили, а других татар в реке Пьяне утопили, а иных набегом убили»
1367
Пьяна
Решительная победа русский войск

Битва на реке Пьяне (1367) — сражение войск Нижегородо-Суздальского великого княжества во главе с Дмитрием Константиновичем Суздальским и Борисом Константиновичем Городецким против сил Золотой Орды во главе с Булат-Тимуром, закончившееся решительной победой русских войск.

Предыстория

В 1359 году в Золотой Орде началась продолжительная борьба за власть. Ордынцы потерпели поражения от великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича в битве при Синих водах в 1362 году и в сражении у Шишевского леса от Олега Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского в 1365 году.

На Владимирском великокняжеском престоле утвердился Дмитрий Иванович Московский в 1363 году, отвергнув претензии Дмитрия Суздальского, но вскоре, после смерти в Нижнем Новгороде старшего из Константиновичей, Андрея, встал на сторону Дмитрия Суздальского в споре последнего с его младшим братом Борисом за Нижний. В 1366 году союз был скреплён бракосочетанием Дмитрия Московского и дочери Дмитрия Суздальского Евдокии, и уже в следующем году ордынский царевич Булат-Темир совершил набег на Городецкое княжество.

Ход сражения

О самом сражении известно мало. Русское войско сначала разбило ордынцев у реки Сундовик, а затем настигло у реки Пьяны и сбросило в реку. Ордынцы не смогли организованно отступить и понесли большие потери, многие утонули. Спасшийся бегством Булат-Темир по возвращении в Орду был убит ханом Азиз-шейхом.

Значение

Победа примерно на десятилетие обезопасила юго-восточные границы Нижегородско-Суздальского великого княжества и позволила перенести дальнейшую борьбу в бассейн средней Волги. Поражение одного из ордынских «царевичей» способствовало концентрации власти в Золотой Орде в руках Мамая (в частности, в 1370 году Дмитрий Суздальский помог наместнику Мамая утвердиться на средней Волге).

Ссылки

wikiredia.ru

Битва на реке Пьяне (1367) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Битва на реке Пьяне (1367) — сражение войск Суздальского великого княжества во главе с Дмитрием Константиновичем Суздальским и Борисом Константиновичем Городецким против сил Золотой Орды во главе с Булат-Тимуром, закончившееся решительной победой русских войск.

Предыстория

В 1359 году в Золотой Орде началась продолжительная борьба за власть. Ордынцы потерпели поражения от великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича в битве при Синих водах в 1362 году и в сражении у Шишевского леса от Олега Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского в 1365 году.

На Владимирском великокняжеском престоле утвердился Дмитрий Иванович Московский в 1363 году, отвергнув претензии Дмитрия Суздальского, но вскоре, после смерти в Нижнем Новгороде старшего из Константиновичей, Андрея, встал на сторону Дмитрия Суздальского в споре последнего с его младшим братом Борисом за Нижний. В 1366 году союз был скреплён бракосочетанием Дмитрия Московского и дочери Дмитрия Суздальского Евдокии, и уже в следующем году ордынский царевич Булат-Темир совершил набег на Городецкое княжество.

Ход сражения

О самом сражении известно мало. Русское войско настигло ордынцев у реки Пьяны и сбросило противника в реку. Ордынцы не смогли организованно отступить и понесли большие потери, многие утонули. Спасшийся бегством Булат-Темир по возвращении в Орду был убит ханом Азиз-шейхом.

Значение

Победа примерно на десятилетие обезопасила юго-восточные границы Нижегородско-Суздальского великого княжества и позволила перенести дальнейшую борьбу в бассейн средней Волги. Поражение одного из ордынских «царевичей» способствовало концентрации власти в Золотой Орде в руках Мамая (в частности, в 1370 году Дмитрий Суздальский помог наместнику Мамая утвердиться на средней Волге).

Напишите отзыв о статье "Битва на реке Пьяне (1367)"

Ссылки

  • Карамзин Н. М. [www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/kar05_01.htm История государства Российского]

Отрывок, характеризующий Битва на реке Пьяне (1367)

В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер. – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро. – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах. – Какое понятие вы имеете о франк масонстве? – Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienit&eacute [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю… – Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии? – Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер. – Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания. – Да, да, – подтвердил Пьер. Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить: – Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

wiki-org.ru