Битва на поле куликовом история: Битва на Куликовом поле — Русская историческая библиотека

Композиция цикла «На поле Куликовом» (А .Блок, 1908)

«На поле Куликовом» — цикл в цикле «Родина», главная тема которого — Россия. В этом цикле, состоящем из 5 стихотворений, Блок обращается к истории России, к битве с татарами на Куликовом поле (инверсия в заглавии не случайна). Куликовская битва — символическое событие, смысл которого люди поймут спустя много времени после того, как оно произошло: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.» (из примечания Блока). История повторяется; в этом цикле прошлое и настоящее как бы пересекаются, создается впечатление, как будто современный (Блоку) человек попал в прошлое.
Одним из связующих звеньев этого цикла является образ лирического героя: Блок описывает состояние героя «накануне», размышления накануне битвы, процесс мужания. Интересно проследить, как меняется (эволюционирует) образ мышления лирического героя. В первом стихотворении лирический герой восклицает:

О Русь моя! Жена моя,

— для лирического героя она — самое дорогое, неотделимое («половина» для героя). Русь помогает ему обрести свое «я», определить свой путь:

Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!

Лирический герой готов погибнуть за свою родину (2-е стихотворение):

Я не первый воин, не последний…
Помяни же раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Лирический герой чувствует свою внутреннюю связь с Родиной («светлой женой»):

Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

Русь одновременно и самое святое (3-е стих.), чему поклоняется, служит лирический герой:

Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Интересно, как меняются лики этого образа: сначала — картина русской природы (1-ое четверостишие 1-ого стих.), потом Русь — жена и, наконец, родина святая. Святость Руси подчеркивается Блоком на протяжении всего цикла: 1-ое: «святое знамя» 2-ое: «святое дело», «ранняя обедня» 3-е: «светел навсегда» (Родина заменила поэту образ Прекрасной Дамы из первого тома, поэтому встречаются эпитеты, характерные для Прекрасной Дамы, особенно это заметно в 3-ем стихотворении — апофеозе чувств лирического героя к Руси). 4-е: «Явись, мое дивное диво, /Быть светлым меня научи» 5-е: «Битва чудная», «молись.» Лирический герой не сразу «под игом ущербной луны» приходит к пониманию своего назначения:

Не знаю, что делать с тобою,
Куда мне лететь за тобой.
Он просит помочь:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи.

И в 5-м стихотворении:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.

Интересно, что 1-ое стихотворение оканчивается четверостишием, в котором тоже есть слово «сердце»:

Из сердца кровь струится,
Плачь, сердце, плачь.

Но, в отличие от многих других произведений Блока, в этом цикле нет кольцевой композиции. В первом стихотворении призыв к сердцу, а в пятом этот призыв воплотился в жизнь. Важно, что на протяжении всего цикла подчеркивается единство истории, людей и природы, не случайно:

Недаром тучи собрались.

Даже животные живут той же жизнью, что и люди: 1-ое: стремительное движение:

Домчимся
Летит, летит степная кобылица,
И нет конца. Мелькают версты, кручи,
Степная кобылица несется вскачь.

За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.

Лебеди в стихотворении (и в цикле) появляются не случайно: 1. святость чувства поэта к родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность и чистоту. 2. этот образ несет еще одну смысловую нагрузку — чувство смятения, тревоги. Лебедям, «покровительствующим» русскому войску, противопоставлены орлы:

Орлий клекот над татарским станом
Угрожал бедой.

Контраст — один из основных приемов данного цикла (русские — татары):1-ое: святое знамя — ханской сабли сталь 2-ое: поганая орда — светлый стяг 3-ье: тучей черная орда — Лик светел навсегда (заметны параллели со «Словом о полку Игореве»).
Интересно, что первое стихотворение — движение: несется кобылица 2-ое: в полночь стали (размышление)3-ье: и покой, и движение (покой в смысле недвижения) 4-ое: движение
5-ое: размышление Часто в цикле встречаются повторы слов, что тоже создает композиционное единство (4-ое и 5-ое стихотворения начинаются словами «опять». Композиционное единство создается также некоторыми деталями: действие происходит на Куликовом поле, в степи, упоминается не один раз река Непрядва, татарские орды. Первые четыре стихотворения — пред битвой. Последовательность времени действия: 1-ое: закат и ночь: «Мгла ночная, зарубежная» 2-ое: полночь 3-ье: ночь: «Темное поле, ночное поле; перед Доном темным и зловещим» 4-ое: ночь: «Во мглистой ночной вышине, ущербная луна» 5-ое:

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

Света нет, вокруг — мгла и туман (время действия недень). В цикле есть и светлые образы: 1-ое: озарим кострами, блеснет, святое знамя 2-ое: светлый стяг 3-ье: лик светел, серебром волны блеснула, в одежде, свет струящей 4-ое: светлые мысли, пожар над Русью, ущербная луна 5-ое: молния боевая Таким образом, светло только то, что связано с образом Руси.
Часто в циклах Блока первое стихотворение задает мотивы всему циклу, так произошло и здесь: мотивы первого стихотворения («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…») получат свое дальнейшее развитие в этом цикле: 1. представление о Руси как о своей жене. 2. путь лирического героя и др. (важное местоимение «мы» — лирический герой чувствует свое единство не только с родиной, природой, но и с другими людьми).3. мгла, время действия — ночь. Костры (часто образ России сопровождается образами пожаров, огня).4. Представление о России как о святой земле 5. Место действия — степь (растет ковыль — 1-ое и 4-ое стих.) 6. Мотив тоски (1-ое и 4-ое стих.)7. Тучи (испуганные в первом стихотворении, вольные в четвертом, собрались над вражьим станом в пятом).8. Тема боя 9. кони (степная кобылица — в первом; не спугнув коня — в 3-ем, степных кобылиц — в 4-ом и т.д. 10. чувство тревоги (плачь, сердце, плачь), единства судьбы.
Цикл «На поле Куликовом» выдержан в логической последовательности, стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России ( не случайно: «не может сердце жить покоем» — лирический герой понял это не только разумом, но и сердцем, т. е. всем своим существом). Некоторые образы этого цикла Блок заимствовал из «Сказаний о Мамаевом побоище» (помимо темы). Важно, что в этом цикле Блок говорит «Русь» (а не «Россия»), ибо это не только следование историческим реалиям. Тяготение к циклизации было характерно для поэтов-символистов, и Блока в том числе. Блок сам выстраивал свои циклы, в соответствии с темами, но не датами: последнее стихотворение цикла написано в декабре 1908, а следующие стихотворения (уже не входящие в цикл) были написаны раньше — в октябре и ноябре, что свидетельствует о глубокой продуманности композиции цикла «На поле Куликовом».

А. А. Блок «На поле Куликовом» полный анализ- Литературный блог

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Содержание

  1. Отрывок стихотворения А. А. Блок «На поле Куликовом»
  2. Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.
  3. Стихотворение «На поле Куликовом» – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блок
  5. Полный текст стихотворения «На поле Куликовом»

Отрывок стихотворения А. А. Блок «На поле Куликовом»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А.

 А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт , практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны.  Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать. Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий.

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Читайте также: Стихотворение А. – анализ по плану.

Стихотворение «На поле Куликовом» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

1908–1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Тема

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905–1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Жанр

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Вариант 2

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907–1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами, и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла.

Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.

Также автор говорит о красотах и богатстве страны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.

Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.

Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.

Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.

Идея

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А. Блок

Вариант 1

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Вариант 2

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным.

Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение. Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.

Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту. Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной.

Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее. Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле.

Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы.

Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт. Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью.

Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Полный текст стихотворения «На поле Куликовом»

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуно’чи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Часть 4

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали’…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Особые наборы: «Боу Беккер умеет плавать»

Боу Беккер куликов

Последний выпуск журнала «Мир плавания»
теперь доступен для загрузки в хранилище «Мир плавания» !

Неподписчики могут скачать этот выпуск здесь

Автор: Майкл Дж. Стотт

Боу Беккер, немного набранный среди лучших 15 национальных проспектов из лютеранской средней школы Веры в Лас-Вегасе, был чемпионом штата 1-A 2014 и 2015 годов. как на 50 (21,37/21,02), так и на 100 ярдов вольным стилем (47,14/47,12). Под руководством тренера Келли Кремер в Университете Миннесоты (2015–2019 гг. )), он стал восьмикратным чемпионом NCAA All-American, Big Ten и рекордсменом конференции в своих спринтерских дисциплинах (18,69/40,83). Беккер закончил 2020 год, подписав контракт на второй сезон с Кали Кондорс из ISL.

Боу Беккер занимался различными видами спорта, пока в возрасте 11 лет из-за ревматоидного артрита коленного сустава он не стал заниматься исключительно плаванием. В бассейне, работая с тренерами Sandpipers of Nevada Роном Эйткеном и Каттером Хауптом, Беккер методично превратился в первоклассного пловца. «Он был полон страсти — он сделал бы все, чтобы стать лучше», — говорит Эйткен.

Тренировки Беккера отражали философию Песочника, заключающуюся в том, что он должен участвовать более чем в одном соревновании. «Это открывает больший потенциал спортсмена», — говорит Хаупт. «Мы готовили Боу к тому, чтобы он хорошо плавал и специализировался в колледже. Если бы мы сосредоточились только на 50, мы бы помешали и потенциально поставили под угрозу его долгосрочную карьеру в плавании.

«Поскольку у нас не было клиньев, мы были вынуждены работать по-другому. Некоторые считали Боу медлительным. Следовательно, нам нужно было сделать что-то большее. В результате мы сосредоточились на нескольких упражнениях, особенно на 100–200 вольных и 100 маховых, а также на положении тела, поворотах и ​​ударах ногой».

На тренировках Sandpiper «Боу был безжалостен», — говорит Хаупт. «Он доводил себя до предела во всем. Он был страстным, сосредоточенным, внимательным слушателем и воспринимал то, что мы ему говорили, с неподдельным интересом. У него также было сильное стремление исправить свою технику и навыки плавания.

«Боу был уважительным, честным и, в целом, очень веселым. Он был и остается очень дружелюбным. Мне не особенно нравился его музыкальный вкус, но он не судил меня по моему, что, я думаю, о многом говорит.

«Он действительно усердно работал над тем, чтобы хорошо финишировать (третье место в финале 25 на NCAA 2018 с результатом 9,70), чтобы преодолеть свою привычку скользить в стену. И (он усердно работал над своими) поворотами. Боу нужно было напоминать о технике, особенно в начале практики. Получив их, он обычно исправлял любые недостатки до конца сета/тренировки».

 

Чтобы получить доступ к образцам комплексов тренировок Боу Беккера,
Нажмите здесь, чтобы загрузить полный выпуск за март 2021 года, который уже доступен!

[ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО: КОННОР ТРИМБЛ]

 

Получите

Журнал «Мир плавания» и «Мир плавания раз в две недели» БЕСПЛАТНО, когда вы
Станьте членом Международного зала славы плавания

2 Новичок! 30-дневное членство в ISHOF и Digital Swim World Subscription всего за 10 долларов в месяц!

Хотите больше? Получите членство семьи ISHOF на 1 год с цифровой подпиской

И для печатных изданий «Плавательный мир» Заказать сейчас!

ХАРАКТЕРИСТИКИ

012 ЭТО СТОИТ СТОИТ ОЖИДАНИЯ
Дэн Д’Аддона
Год назад все взоры были прикованы к Кэлу и Техасу в одном из величайших мужских поединков чемпионата NCAA. . К сожалению, пандемия COVID-19 свела на нет это столкновение, но год спустя настроение накаляется — не только из-за долгожданного противостояния между Калифорнией и Техасом, но и из-за того простого факта, что пловцы из колледжей снова смогут собраться вместе и соревноваться в национальный чемпионат.

014 ДА, ВИРДЖИНИЯ, СЕЙЧАС ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ СВОЙ ДЕЙСТВИЕ
Дэн Д’Аддона
В течение многих лет Стэнфорд и Кэл боролись друг с другом за национальное превосходство в женских NCAA, с Кардиналом и Золотыми Медведями заканчивая 1-2 в последних трех чемпионатах. До этого Кэл завоевал четыре командных титула с 2009 года. Но в 2021 году Вирджиния сделает свой ход — не только как новый соперник, но, вполне возможно, как новый чемпион!

016 ВСЕ СИСТЕМЫ РАБОТАЮТ… НА СЕЙЧАС!
Энди Росс
Хотя NCAA Division III и NAIA отменили свои чемпионаты по плаванию и прыжкам в воду в начале февраля, NCAA  Division II все еще оставался в силе, тем самым сохраняя возможность для Королевского университета Шарлотты продолжить свой шестой прямые мужские и женские командные титулы.

018 DOC’S GUYS
by John Lohn
В конце 1960-х — начале 1970-х годов программа Дока Коунсилмана по плаванию в Университете Индианы была центром спорта. Его легендарные команды доминировали не только на студенческой сцене, но и на национальной и международной арене.

021 «ГОРА РАШМОР» I дивизиона NCAA ПЛАВАНИЕ
Энди Росс
Если бы существовала скульптура, сделанная из лучших американских пловцов дивизиона NCAA I, подобная той, что изображает четырех президентов США на горе Рашмор, Трейси Колкинс , Натали Кафлин, Пабло Моралес и Джон Набер были бы достойными лауреатами. Ни один другой пловец не выиграл больше индивидуальных титулов NCAA DI, чем эти четыре.

024 ВЗЛЕТ В ТОКИО: ОЛИМПИЙСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПРОШЛОГО ГОДА
от John Lohn
Соперничество всегда определяло спорт. Майкл Фелпс против Яна Крокера. Гэри Холл-младший против Александра Попова. Ширли Бабашофф против Восточной Германии. Это всего лишь несколько соперничеств, которые выделяются и должны надолго запомниться. Но как насчет соперничества с первых дней плавания? По мере того как наша серия «Взлет в Токио» продолжается, «Мир плавания» рассматривает некоторые из этих соперничеств прошлых лет.

026 КТО ЭТОТ ПАРЕНЬ?
Дэвид Ридер
До лета 2019 года Шейн Касас из Texas A&M скрывался от радаров. Но если судить по его выступлениям с тех пор, конечные результаты могут быть впечатляющими. Его тренеры считают его потенциал практически безграничным, и недавняя история не позволяет с ним не согласиться. Что касается Касаса, то он возлагает на себя такие же высокие надежды.

029 ИСХОФ: ЦЕННОСТЬ ПЛАВАНИЯ НА ВОЙНЕ
Брюса Виго
В начале 1900-х едва ли был жив хоть один американец, который не знал бы имени Фредерика Фанстона. Он был самым титулованным и прославленным героем филиппино-американской войны (189 г. 9-1902) — известен в военной истории и истории плавания своей готовностью заставить своих людей переплыть реки под огнем, когда, по сообщениям прессы, «иначе они не могли бы добраться до врага достаточно быстро, чтобы угодить им».

ТРЕНИРОВКА

041 СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАБОРЫ: BOWE ЗНАЕТ ПЛАВАНИЕ
Майкл Дж. Стотт 19). Восьмикратный чемпион NCAA All-American, чемпион Большой десятки и рекордсмен конференции в плавании 50-100 вольным стилем теперь плавает с Cali Condors ISL. Coach Haupt предоставляет несколько примеров тренировок за ноябрь 2014 года, которые были выполнены до декабрьских секционных соревнований того же года.

043 Q & A с тренером Мэттом Барани
от Майкла Дж. Стотта

044 Как они обучают Мэгги Перселл
Майкл Дж. Стотт

0008 040 DRYSIDE TRAINING:  PULLING POWER
by J.R. Rosania

JUNIOR SWIMMER

046 UP & COMERS: LIAM CUSTER
by Shoshanna Rutemiller

COLUMNS

008 A VOICE FOR THE SPORT

009 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ: О ПРИНЦЕ ДАБУЛАМАНЗИ И БИТВЕ ЗА ИСАНДУАНУ?

011 ОФИЦИАЛЬНОЕ СЛОВО

032 СПРАВОЧНИК ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ 2021

047 ПОСПЕШНЫЕ ВЫСОКИ

048 GUTTERTALK

049 ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Мир плавания стал партнером Международного зала славы плавания. Чтобы узнать больше, посетите наш сайт ishof.org

Вспоминая «Тренера» Джона Эйблса – THE SANDPIPER

Опубликовано 26 сентября 2022 г. , 2022

Джон Гамильтон Эйблс, человек, которого большинство людей знали просто как «Тренер», мирно скончался в Westland House в Монтерее 14 сентября 2022 года после долгой борьбы с застойной сердечной недостаточностью, осложненной раком. Ему было 84 года.

Тренер родился 16 августа 1938 года в Салинасе и был четвертым и последним ребенком Отто Эйблса и Лены Мэй Эйблс (урожденной Хинксон). У него было три старшие сестры: Вильма, Ширли и Вайнона. Его воспитывали мать Лена и отчим Портер. В молодости он работал на салатных полях, чтобы прокормить свою семью.

(фотографии предоставлены ДЖОНОМ МЕЙЕРОМ)

Он окончил среднюю школу Салинас в 1956 году, а затем поступил в штат Фресно. Он также посещал занятия в Государственном колледже Сан-Хосе.

14 февраля 1960 года Тренер женился на своей школьной подруге Линде Хансен. У них было два сына, Скотт и Чад, и они жили в Кармеле до развода в 1966 году. Он переехал в Пеббл-Бич со своей второй женой, Мишель Мачетт. Позже он снова женился, и его жена Мисси родила ему третьего сына Чарльза.

В первые годы работы в 1960-х годах его наставником был А. К. Бигэм, основатель сети винных магазинов Cork N ‘Bottle. В конце концов, Коуч стал генеральным директором пяти из этих магазинов, в том числе знакового магазина в Кармеле на Оушен-авеню недалеко от Долорес.

Он был одаренным спортсменом и страстным игроком в теннис, а в начале 1970-х устроился на дополнительную работу инструктором по теннису в Beach and Tennis Club в Пеббл-Бич. Именно там он познакомился со знаменитостями и руководителями индустрии, часто выступая в качестве партнера для многих из них.

Его суровая внешность также привела к тому, что он начал работать моделью, кульминацией чего стала серия печатных объявлений в 1973 и 1974 годах для автомобильной компании Chevrolet, в которой он стал «Человеком Camaro».

Его жизнь в 1960-е и 1970-е были определением «жизни на скоростной полосе», и эта жизнь, наконец, настигла его. Его образ жизни не был здоровым; бизнес по производству спиртных напитков быстро пришел в упадок после прекращения защиты цен в рамках «справедливой торговли»; и его магазины w

разорились, в результате чего он потерял все свои деньги.

В его жизни наступил поворотный момент, когда 1 февраля 1979 года друг помог ему устроиться помощником тренера в школу Роберта Луи Стивенсона в Пеббл-Бич. Однажды ранним вечером той зимой, когда он шел к своей машине, из темноты раздался голос и просто сказал: «Спокойной ночи, тренер». После многих лет усердной работы и игры еще усерднее, но никогда не пользовавшегося большим уважением, уважение со стороны этого ученика, выраженное в слове «Тренер», изменило его жизнь. В тот момент он знал, чем хочет заниматься всю оставшуюся жизнь.

В течение следующего десятилетия он сначала тренировал легкую атлетику, баскетбол и футбол в RLS, а затем тренировал в старшей школе Монтерей. Он также тренировал детско-юношеский спорт. Помимо тренерской деятельности, он занимался повседневными делами поместья Дорис Дэй.

Однако, несмотря на то, что он уже тренировал десять лет, Джон Эйблс стал «тренером», когда поступил в среднюю школу Кармель в 1990 году в качестве помощника тренера по легкой атлетике и кроссу. После нескольких лет оказания помощи в футбольной и баскетбольной программах в 19В 93 году он стал главным тренером как по легкой атлетике, так и по кроссу и начал собирать один из самых впечатляющих тренерских рекордов в истории округа Монтерей.

Он тренировал мужские и женские команды, и за время его пребывания в должности эти команды выиграли 58 чемпионатов лиги. В какой-то момент женская команда по легкой атлетике выиграла 136 встреч подряд по четвергам, 16 титулов MTAL подряд и 105 двойных встреч подряд. Команды мальчиков и девочек по кроссу выиграли по три титула Центрального побережья. Наибольшее достижение произошло в 2003 году, когда юношеская команда по кроссу выиграла чемпионат штата Дивизион IV.

Когда он прибыл в Кармел Хай в 1990 году, в команде по легкой атлетике было всего 20 спортсменов. Десять лет спустя это число выросло до 130 спортсменов в школе, в которой обучалось 800 учеников. Это тем более примечательно, что о легкой атлетике и кроссе часто говорят: «Мой спорт — твое наказание». Это массовое увеличение количества зачисленных в карательный вид спорта произошло благодаря тренеру.

Влияние на жизнь своих спортсменов вне трассы доставляло ему даже большее удовольствие, чем победы. Он помогал тем, чью жизнь беспокоили домашние проблемы или кто попал в беду из-за неправильного образа жизни. Его происхождение и воспитание сделали его уникально квалифицированным, чтобы предложить эту помощь. Немало спортсменов ночевали в квартире тренера, когда некуда было пойти. Он также отдавал те небольшие деньги, которые у него были, спортсменам, которые не могли позволить себе обувь или другое основное снаряжение.

Тренер собрал группу замечательных, преданных своему делу и очень преданных тренеров, большинство из которых оставались с ним на протяжении всей его 23-летней карьеры в Кармел Хай. Его спортсмены были еще более лояльными и преданными. Однако его отношения с родителями и школьной администрацией часто были бурными. Он был «старой школой» во всех отношениях. Он был непреклонен. Он учил своих спортсменов работать в команде и давал им жизненные уроки значения этого слова, но часто не применял свои собственные уроки в отношениях с родителями и администраторами. К концу 2012 года из-за этих ошибок школа не продлила его тренерский контракт на следующий год. После того, как он ушел, многие из его тренеров тоже, и программы как по легкой атлетике, так и по пересеченной местности на много лет не удались.

У него остались трое сыновей — Скотт, Чад и Чарльз — и сотни спортсменов, чьи жизни он навсегда изменил. Церемония памяти бывших спортсменов запланирована на субботу, 26 ноября, в 11:00 на пляже Рибера. Более подробная информация будет распространена по электронной почте и в социальных сетях в ближайшие недели.

Тренер был благодарен за любящую заботу, которую он получил от персонала «Восхода Монтерея», а затем «Коттеджей Кармель».