Содержание
Бой на Калиновом мосту. Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины
Бой на Калиновом мосту
Обычный сюжет сказки таков: Иван-царевич ожидает змея под Калиновым мостом у речки Смородины, а бой ведётся уже на мосту. Интересно, что змей никогда не пытается убить героя оружием, зубами, лапами, а хочет именно вбить его в землю и тем уничтожить. При первом бое чудо-юдо вбивает Ивана-царевича в сыру землю по колено, при втором – по пояс. Мне кажется, здесь ясно, что хотели сказать предки.
Поскольку змей олицетворяет жизнь на земле, то вбивание в землю означает всё большее погрязание в быте, привязанность к желаниям, к жизни на земле. Пока герой бьётся с жизнью, со своими желаниями, она течёт своим чередом и всё больше затягивает героя, всё больше опутывает его своими нитями. Кто опутывает? Ум с его образами и желаниями. Ум содержит в себе всё необходимое, чтобы поглотить любого героя, что я и вижу вокруг себя очень часто. И жалко героев (их не так уж много), и ничего не поделаешь, потому что они сами должны прилагать усилия по осознанию себя и своего ума, за них никто не сможет это сделать.
Для начала проясним для себя, что такое Калинов мост и речка Смородина.
Что такое Калинов мост и речка Смородина
Собственно, решение, как всегда, находится прямо перед глазами. Калинов мост – кали – каль – ничто, смерть времени. Дословно «Калинов мост» переводится как «Мост из ничто», то есть НИЧТО является тем мостом, который соединяет оба мира.
Напомню одну из характерных черт сказочного змея (см. выше): Змей охраняет границы у реки, часто эта река огненная. Река разделяет два мира – наш и тот, иной мир, царство мёртвых. Речка Смородина разделяет миры, а мост их соединяет. Какие миры он соединяет? Посмотрите на рис. 1. Он соединяет царство Велеса и Великой Матери Макоши, он соединяет Силу Жизни/Жизнь и Пустоту/Мудрость – в общем, мужское и женское начала.
Итак, Калинов мост соединяет два мира. Мы знаем, что «я» умирает, когда опускаешься в царство Велеса. «Я» – змей жизни – с его образами и желаниями – это и есть то, что отделяет плотьный мир от пустоты.
Когда «я» умирает, оба мира соединяются. «Я» превращается в ничто, поэтому именно ничто – Калинов мост/мост из Ничто – соединяет миры. И этот мост находится на самом дне, в царстве Велеса. Напоминаю, как спускаться в царство Велеса, я подробно рассказал в книге «Вращение Силы».
А что такое «речка Смородина», которая течёт под мостом? Здесь два корня, первый: смор – смр – мор – Мара – смерть; второй: дин – чистота и невозмутимость внутренней изначальной природы, несмешанность с внешними феноменами, то есть с явлениями и образами внешнего иллюзорного мира [14]. Когда «я» героя умирает, он овладевает чистотой и невозмутимостью изначальной природы и становится богатырём.
Заметьте, и Калинов мост, и речка Смородина имеют конкретное месторасположение внизу тела, ведь, спускаясь в царство Велеса, тоже нужно идти вниз. Я не буду сейчас говорить об этом, когда вы подойдёте к этому этапу своего пути, вы сами всё узнаете и прочувствуете.
А почему речка Смородина огненная? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно прояснить, КАК герой побеждает змея, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО, поэтому мы возвращаемся к прерванной теме.
Самому мне всё было ясно, как и с помощью чего герой побеждает змея земной жизни, но передо мной стояла задача показать людям, как это делали предки, чтобы, во-первых, подтвердить своё знание, во-вторых, получить опору и возможность сослаться на традицию. И как раз в это время я натолкнулся на описание Куликовской битвы с множеством деталей, о которых историки вообще не упоминают в своих исследованиях или упоминают вскользь [35]. Такое описание вкупе с знаниями о строении ума и разума позволило мне увидеть то, что скрыто от глаз современного читателя.
Кулик – калик – кали – Калинов мост. В описании Куликовской битвы, как оказалось, содержатся знания о том, что такое битва на Калиновом мосту и с помощью каких своих качество Иван-царевич и богатыри побеждали змея – ум с его желаниями, который олицетворяет жизнь на земле. Моё исследование (очень интересное оказалось исследование) Куликовской битвы вы сможете прочитать в книге «Дорога Домой», а я вам сообщу просто окончательные выводы.
Змей – жизнь – вбивает героя в землю сначала по колено, потом по пояс, а герой побеждает плотьного змея-жизнь С ПОМОЩЬЮ ЛЮБВИ И ЖЕРТВЫ.
Более общий вывод: В жизни можно победить только с помощью Любви и Жертвы.
Герой, чтобы победить змея, должен овладеть такими качествами, как Любовь и Жертва. По сути, это ум – «я» человека – овладевает этими качествами. «Я» умирает и превращается в Любовь и Жертву. Любовь и Жертва дарят человеку Мудрость – а все эти качества огненные. Вот почему речка Смородина огненная.
Бой за землю Русскую буквально означает бой за то, чтоб стать Светом (Русь – Свет). Светом/огнём – святым – становится тот, кто, став ничем, соединил в себе свет и тьму – оба берега. Соединил жертвой и любовью и сам превратился в Мудрость.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Тени на мосту
Тени на мосту
6 августа 1945 года по одному из хиросимских мостов шли девять человек. Мы никогда не узнаем, куда спешили они этим знойным утром. Мы никогда не узнаем их имен. Эти люди сгорели, испарились, растаяли в воздухе. Вспышка смертоносного света отпечатала на каменных
НА НОВОМ МОСТУ
НА НОВОМ МОСТУ
Наверно, скоро здесь пройдут трамваи,
Не удивив, конечно, никого.
И вспомним мы: на деревянных сваях,
Над бездною, в просторе ветровом
Гремела дни и ночи эстакада,
Гудел и гнулся тоненький настил,
И шли на приступ славные бригады
Во всеоружье знания и сил.
И
На мосту (краткий ремейк «Божественной комедии» Данте)
На мосту
(краткий ремейк «Божественной комедии» Данте)
С горы спускаясь вниз неторопливо,
Я очутился где-то на мосту.
Сгущался сумрак мрачно, но красиво,
Как будто вся планета шла ко сну.
Река клубилась облаком тумана.
Благоухали дивные цветы.
И солнца диск, садящийся
На мосту стоит прохожий на преемника похожий[219] 5 декабря 2008, «МК»
На мосту стоит прохожий на преемника похожий[219]
5 декабря 2008, «МК»
Г-н президент, вчера ваш преемник три часа пробыл на мосту с простым народом. Точнее – на телевизионном мосту с телевизионным простым народом. Он (преемник), чтоб не потерять форму галерного раба, готовит
На мосту стоит прохожий на преемника похожий
На мосту стоит прохожий на преемника похожий
[49]5 декабря 2008Г-н президент, вчера ваш преемник три часа пробыл на мосту с простым народом. Точнее – на телевизионном мосту с телевизионным простым народом. Он (преемник), чтоб не потерять форму галерного раба, готовит себя в
Человек на мосту
Человек на мосту
Начну, как уже у меня вошло в привычку, с метафоры. Человек впервые в жизни садится за руль автомобиля и отправляется в далекую поездку. Каждый, кто водил машину, знает, что это искусство включает в себя десятки мелких навыков, которые в конечном счете
На подвесном мосту
На подвесном мосту
Многоязыкая лира России
На подвесном мосту
КНИЖНЫЙ РЯД
Сергей Тумуров.
С белым инеем…:
Стихи. –
Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 2008.?– 200 с.
С точки зрения здравого смысла бурятский поэт Сергей Тумуров раз за разом ставит перед собой принципиально
Художественный мир сказки “Бой на Калиновом мосту” 👍
Урок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нем кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки.
Из учащихся класса сформированы группы художников, лингвистов, теоретиков.
I. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы будем исследовать художественный мир фольклорной
сказки “Бой на Калиновом мосту”. Главная наша задача – посмотреть, как в этой сказке действуют законы жанра. Давайте для начала вспомним, что нам известно о фольклорной сказке.
II. Повторение
1. Записать на доске схему возможного построения любой сказки ( Зачин-экспозиция-завязка-кульминация-развязка-постпозиция-исход) .
2. Скажите, что такое фольклорная сказка.
(Сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Это эпический жанр, имеющий специфические черты. В нем, как и в других фольклорных произведениях, отразился народный идеал.)
3. Мы уже не раз говорили
о слове идеал. Вспомним, что оно обозначает.
(Образец, то, к чему надо стремиться.)
4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать их объяснение. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.
(Идеал – высшая цель, совершенный образец, воплощение каких-либо достоинств.)
5. А. С. Пушкин сказал о сказках: “Что за золото, что за прелесть эти сказки!” Наверное, он имел в виду и художественное совершенство их. Мы можем сказать, что в них звучит поэтическое, художественное слово. Что же такое поэтическое слово?
(Оно воздействует на чувства и воображение в первую очередь.)
6. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?
(Художественный мир – вымышленный писателем мир. В данном случае это вымышленный народом мир. Включает художественное время, пространство, персонажей и т. д.)
III. Определение задач для учащихся
Ребята, у каждого из вас есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять, а на доске это сделают теоретики. (Теоретики кратко записывают на доске основные законы построения сказки, которые мы в процессе работы будем называть. Все остальные не только рисуют схему, но и самостоятельно записывают на этом же листочке основные черты характера героя и антигероя.)
IV. Работа по теме
1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнем. Одна из особенностей волшебной сказки – двоемирие.
Докажите это.
(Действие начинается там, где живет герой, а затем он переносится в иной мир – мир антигероя. Значит, мы можем сказать, что есть мир героя и мир антигероя.)
2. Что разделяет эти два мира в сказке “Бой на Калиновом мосту”? Где происходят основные события?
(На границе – Калинов мост.)
3. Как называется такой художественный прием в построении художественного пространства сказки?
(“Антитеза в построении художественного пространства” – записывают теоретики.)
4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?
(Используется антитеза. Всегда есть главный герой, вокруг него разворачивается действие. Главным героем является или младший брат, или глупый, или бедный. Здесь – крестьянский сын.)
(Теоретики продолжают запись: и в системе персонажей. Главный герой – бедный человек.)
5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.
(Сюжет в любой сказке развивается последовательно, то есть события развиваются по цепочке, как бы следуют за героем. Не допускается нарушение последовательности.)
(Теоретики записывают: сюжет сказки развивается последовательно.)
6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.
7. Какой еще закон начинает действовать уже в начале сказки?
(Закон троичности – записывают теоретики.)
8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается “свой” мир героя?
(Иван-царевич, Иван-попович, Иван – крестьянский сын.)
9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.
(“Сыны мои милые…”)
10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?
(Событие, беда – обозначим в схеме ее крестиком. Причина здесь: известие о змеях, напавших на Русь.)
11. Забегая вперед, скажем, что же увидели персонажи на границе – Калиновом мосту.
(Земля сожжена, много лежит костей человеческих, земля пропиталась русской кровью.)
12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определенную цель. Какова же она? Прочитайте.
(“Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост” – то есть защита Родины от врагов. Задача благородная, патриотическая.)
13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?
(Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу.)
14. Только ли Иван – крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?
(Все обещают отстоять государство, не пустить врага через Калинов мост.)
15. Кто, как правило, является пограничником на границе двух миров? Есть ли он в этой сказке?
(Только упоминается избушка на курьих ножках. Рисуем ее в схеме, а на доске прикрепляем рисунок.)
16. Как продолжает действовать закон троичности?
(Герою приходится выдержать три сражения.)
17. Расскажите о первом сражении и сделайте вывод.
(Сражение трудное, но Иван победил.)
18. Обозначим его маленьким крестиком в схеме и сделаем соответствующую надпись.
19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз.
(Дракон более страшный, сильный, хвастливый, а Иван проявил не только силу, но и хитрость.)
20. Какой момент является кульминационным?
(Сражение с двенадцатиголовым змеем.)
21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?
(Во-первых, не хотел хвастаться, во-вторых, понимает, что настал решительный момент, когда нужна помощь.)
22. Какие поэтические приемы запишут теоретики?
(Повтор ситуаций. Прием градации в изображении событий.)
23. Прочитаем, как изображен третий противник Ивана. Почему он так страшен?
(Доказать, во-первых, что Ивану нужна помощь; во-вторых, чем сильнее, опаснее, страшнее противник, тем более почетен подвиг победителя, то есть увеличивается ценность очередной победы, испытания.)
24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передается напряженность обстановки, быстрота действия.
(Короткие, нераспространенные предложения. Допускается перестановка слов – инверсия.)
25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.
(Иван – крестьянский сын превращается в мушку и летит в змеиное царство узнать, нет ли еще каких врагов.)
26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где нашими лексикологами записаны слова.
(Предусмотрительность – умение предвидеть возможные события в будущем.)
27. Сколько же испытаний еще ждет Иванов? Зачем герои прошли и через них?
(Прикалываем рисунки к доске, ученики делают запись в схеме. В свой мир герои должны возвратиться изменившимися, набравшимися опыта, преодолевшими соблазны.)
28. Докажите текстом, что Иван-царевич и Иван-попович кое-чему научились в это время.
(“Братья так и ахнули…” Когда были два соблазна, они сердились, злобились. Понимали опасность, только когда Иван уничтожил яблоню и колодец. Теперь они тоже действуют.)
29. Враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что еще должны сделать герои?
(Надо уничтожить зло до основания. Поэтому сжигают змеев дворец, а потом возвращаются в свой мир. Все делают обозначения в схеме, теоретики пишут, что в сказках добро побеждает зло.)
V. Подведение итогов
1. Какова же главная тема сказки?
2. Какова ее главная мысль?
(Человек должен любить и защищать родину.)
3. О каких приемах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили? (Проверим записи теоретиков).
4. Какие приемы не назвали, но знаем о них?
(Одушевление предметного мира, словесные повторы, особенности языка сказки.)
5. Какими же чертами характера наделен главный герой сказки? Что вы записали?
(Ум, хитрость, самоотверженность, Патриотизм, предусмотрительность, осторожность, инициативность, благородство, скромность, стойкость.)
6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?
(Нет, они типичны для героя любой фольклорной сказки. )
7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?
(Существуют ценности вечные, которые человечество практически не меняет.)
8. Каковы черты отрицательных персонажей?
(Жестокость, злоба, хвастовство, самонадеянность, хитрость, коварство, мнимая сила.)
9. Каков же народный идеал, воплощенный в сказке?
(Всегда будут на Руси люди, которые смогут дать отпор, победить любого врага, – воины, защитники.)
VI. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход: Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жен змеев.
В конце урока у нас должна появиться схема, которой учащиеся пользуются в дальнейшем при анализе фольклорных сказок. Она же помогает нам сравнить фольклорные сказки с литературными.
Битва на Калиновом мосту: Русская сказка — Наталья Г Тореева — Libro in lingua inglese — Strategic Book Publishing —
Ricerca avanzata
Attualmente non disponibile
Битва на Калиновом мосту: русская сказка
10,27 €
12,08 €
- Деттагли
БИБЛИОТЕКА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Поставщик: IBS
+100 Пункты
-15%
12,08 €
10,27 €
Битва на Калиновом мосту: русская сказка
ди Наталья Г Тореева
Либри на английском языке
- Все предложения (1)
- Нуово (1)
- Усато (0)
Другие продавцы
Prezzo e spese di spedizione
Venduto e spedito da IBS
10,27 €
Недоступно
Нуово
Другие продавцы
Prezzo e spese di spedizione
Venduto e spedito da IBS
10,27 €
Недоступно
Нуово
Другие продавцы
Prezzo e spese di spedizione
Все форматированные издания
- Деттагли
Деттагли
Автор:
Наталья Г Тореева
Редактор:
Стратегическое книгоиздание
Релегатура:
Мягкая обложка / мягкая обложка
Страница:
48 р.
Текст на английском языке
Размеры:
279 х 216 мм
136 гр.
9781618974341
L’articolo è stato aggiunto al carrello
L’articolo è stato aggiunto alla lista dei desideri
Креа новый список
Siamo spiacenti si è verificato un errore imprevisto, la preghiamo di riprovare.
Verrai avvisato по электронной почте sulle novità di Nome Autore
Битва на Березине
Натан Д. Дженсен
Также известен как : Березина
26 ноября 1812 г.
— 28 ноября 1812 г.
Когда французская армия отступала из России, перед ней встала тревожная перспектива форсирования реки Березина. В это время года река обычно замерзала, но несвоевременная оттепель поддерживала сильное течение реки шириной 100 ярдов, вынуждая французов искать мост. Прямо на пути французской армии и полный решимости удержать французов от переправы через реку стоял адмирал Чичагов с 34 000 солдат. Далее на север генерал Витгенштейн с 30 000 солдат двигался, чтобы присоединиться к Чичагову, чтобы сдержать французов, в то время как фельдмаршал Кутузов с основной русской армией преследовал французскую армию с востока, но отставал, и ему нужно было время, чтобы наверстать упущенное. Все, что русским нужно было сделать, это заблокировать переправу на несколько дней, пока не прибудут силы Кутузова и они не смогут уничтожить ослабленных французов с трех сторон.
Однако французы не собирались сдаваться без боя. Польский генерал Домбровский успешно захватил мост французов через реку в Борисове, но силы Чичагова быстро двинулись вперед, и их превосходство вынудило Домбровского отступить. Когда 2-й французский корпус прибыл, чтобы отбить мост, русские отступили на западный берег и разрушили мост. Осознавая суровую реальность ситуации, Наполеон приказал сжечь свои бумаги и уничтожить многие стандарты, чтобы они не попали в руки русских. К счастью для французов, генерал Корбино обнаружил брод через реку у Студянки к северу от Борисова, а генерал Эбле несколькими днями ранее не подчинился прямому приказу и не уничтожил все свое мостовое оборудование.
К сожалению, русский адмирал Чичагов, отбивший у Домбровского мост в Борисове, рассредоточился по противоположному берегу реки. Первым шагом французов было отвлечь русских, чтобы они могли построить мосты и перейти без особых трудностей. 25-го большая группа французских солдат из 2-го корпуса и сторонники лагеря двинулись к югу от Борисова и попытались создать как можно больше шума, чтобы убедить русских, что основные усилия будут направлены намного южнее. Французские офицеры также умышленно приводили русских крестьян для допросов о переправах на юг и затем отпускали их, а несколько крестьян должным образом докладывали русским солдатам о проведенных допросах. В дальнейшем французам помогало в их плане российское командование, поскольку и Витгенштейн, и Кутузов писали адмиралу Чичагову, предполагая, что французы собираются переправиться дальше на юг. Вскоре многие силы Чичагова начали перемещаться на юг в ожидании переправы на юг. Французы, наблюдавшие за этим движением, были в восторге, и Корбино быстро переправился через реку у Студянки и отогнал символические силы, оставшиеся наблюдать за этим участком реки. Затем Эбле и его инженеры погрузились в ледяную воду и начали строить мосты из своих ограниченных запасов.
Карта битвы на Березине
К часу дня 26-го первый мост был готов. Удино, Домбровский и Думерк переправились через реку и организовали прикрытие. Через два часа второй мост был сделан, и по этому мосту начала переправляться артиллерия. Переходы шли хорошо, пока 26-го не сломался один из мостов, вызвав массовую панику, в которой погибло много людей. Эбле восстановил порядок, и его инженеры быстро починили мост, что позволило продолжить переходы. К 27-му русские поняли, что происходит, и Чичагов атаковал с западного берега реки, но Удино успешно отбил его атаки. В то же время русский генерал Витгенштейн и его 30 000 человек вяло атаковали на восточном берегу реки, но корпусу Виктора удалось сдержать атаку русских. В течение каждого из этих дней основная армия и часть сопровождения лагеря продолжали как можно быстрее переходить мост.
28-е выдалось не лучшим для французов. Одна из дивизий Виктора, дивизия генерала Партуно, образовала арьергард и все еще находилась в Борисове. Партуно было приказано отступить к переправе у Студянки, но он задержал это по неизвестным причинам. Когда его войска наконец начали марш, им угрожала опасность быть отрезанными от основной армии силами Витгенштейна. К сожалению, Партуно выбрал неправильную дорогу на немаркированном перекрестке и в итоге повел свою дивизию навстречу русским. Когда он начал понимать, что идет по ложному пути, он остановил свою дивизию и пошел вперед со своим штабом, чтобы разведать, где они находятся. Внезапно появилась русская кавалерия и взяла их всех в плен. Не зная о бедственном положении своего генерала, дивизия дождалась его возвращения, а затем начала отражать нарастающие атаки русских, когда русские их окружили. По мере того как дела шли все хуже и хуже, остатки дивизии пытались прорваться, а когда это не удалось, отступить к Борисову, но и это не удалось. Столкнувшись с безвыходностью положения, остатки дивизии сдались.
Из-за потери этой дивизии в корпусе Виктора Виктору стало трудно сдерживать непрерывный натиск русских, особенно на левом фланге. Ситуация ухудшилась до такой степени, что Наполеон приказал целой бригаде Бадена вернуться через реку, чтобы поддержать Виктора. Вернуться по мостам обратно на другую сторону было легче сказать, чем сделать, так как бригада шла против потока всех остальных на мостах, но через некоторое время они успешно переправились и поддержали Виктора.
С другой стороны, мощная атака Чичагова неуклонно отбрасывала Удино назад, но он смог сплотить своих людей и удержать оборону. Вскоре после этого маршал Удино был тяжело ранен, но маршал Ней был поблизости, немедленно принял на себя командование и продолжал удерживать оборону. Затем кирасиры Думерка атаковали русских в подходящий момент и были настолько эффективны, что русские отступили и больше не пытались атаковать на той стороне реки.
Вернувшись на восточный берег, Виктор продолжал отступать, пока Наполеон не приказал мощной артиллерийской батарее на западном берегу нацелиться на русских на восточном берегу, атакующих левый фланг Виктора. Это подорвало темп атаки русских, и генерал Фурнье атаковал своей кавалерией, оттесняя русских еще дальше. Русским было достаточно одного дня, и они больше не атаковали, вместо этого предпочтя возобновить атаку на следующее утро.
Всю ночь остальная часть французской армии форсировала реку, причем последние войска переправились на рассвете 29-го числа. На протяжении многих дней битвы Эбле и многие другие призывали сторонников лагеря переходить мост, когда солдаты не переходили, но тысячи людей не воспользовались этим затишьем в движении по мосту. Неохотно Эбле приказал сжечь мосты, чтобы русские на восточной стороне реки не преследовали их. Только сейчас, осознав ужасную ситуацию, не перешедшие лагерники запаниковали и начали пытаться перейти горящий мост. Тысячи погибли, когда были сожжены, раздавлены другими, упали в реку и утонули или остались у русских.
Русская армия маршала Кутузова не появлялась на протяжении всего боя, а силы адмирала Чичагова были недостаточно сильны, чтобы помешать французской армии продолжить марш на запад в безопасное место. Битва на Березине была стратегическим успехом французов, поскольку они успешно избежали окружения русских и сохранили по крайней мере часть армии. К сожалению, битва стоила больше, чем многие другие, так как многие последователи лагеря погибли, а сам Эбле умер через несколько недель после своих усилий. Эбле не был единственным, кто пожертвовал собой ради армии, выжили только сорок из четырехсот инженеров Эбле. Тем не менее, выдающиеся результаты и жертвы столь многих во французской армии позволили ей продолжать существовать и иметь основу для создания новой армии в ближайшие месяцы.