Битва на куликовом поле сергий радонежский краткое содержание: Глава 7. Куликово поле, Сергий Радонежский — личность и эпоха

Сергий Радонежский — краткая биография для детей (с видео)

История Куликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателем Троице-Сергиевой ларвы Сергием Радонежским. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в «Сказании о Мамаевом побоище» и «Житии Сергия Радонежского», преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Этот эпизод из биографии Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которая хранится в Третьяковской галерее (видео сюжет об истории создания этой картины смотрите в 7-м выпуске программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра».

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

Более подробные сведения о биографии Сергия Радонежского можно почерпнуть в следующих изданиях, интересных как взрослым, так и детям:

1. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/ Сост. иеромон. Никон (Рождественский), впоследствии архиеп. Вологодский и Тотемский. – Сергиев Посад: СТСЛ, 2004. – 336 с.

2. Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. – М., 2004. – 184 с.

3. Выступивший из границ времени…Преподобный Сергий Радонежский в избранных сочинениях и произведениях искусства XIV – начала XX века. – Москва: Лето, 2013. – 176 с.

4. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца: 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Ризницы Троице-Сергиевой Лавры/Авт.-сост. Аксенова Г.В. – М., Культурно просветительный фонд им. нар. арт. С. Столярова, 1997. – 236 с.

5. Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., посл. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

6. Житие преподобного Сергия Радонежского/Авт.-сост. М.А.Письменный. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 160 с.

7. Борисов С.Н. Сергий Радонежский. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 298 с.

Автор текста: Ирина Парамонова, журналист, автор книг по истории Тулы

Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Сергий Радонежский

Куликовская битва считается одной из величайших побед русского народа над иноземными захватчиками. Благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, полученное им от Сергия Радонежского, знаменует собой не только торжество православной веры, но и заступничество высших сил. В то время Золотая Орда была настоящим бедствием для Руси. Ханские войска, почти не встречая сопротивления, шли по русской земле, подвергая города и сёла разорению и поджогу.

Тысячи мирных жителей были угнаны в плен. Воеводы должны были униженно просить и получать ярлык на княжение у ордынских ханов. Непомерная дань привела к обнищанию некогда богатых городов. Наконец настала ситуация, когда нужно было выбирать или бесконечное рабство или решающая битва. Объединённое войско русских князей возглавил воевода князь Дмитрий Иванович. Глубоко верующий князь решает просить благословения у игумена русской земли Сергия Радонежского.

Важно: К тому времени Русь более 240 лет находилась под игом Золотой Орды.

Кто такой Сергий Радонежский

После отказа от язычества и принятия христианской православной веры, на Руси стали появляться религиозные подвижники. Это были глубоко верующие люди, полностью порвавшие с мирскими заботами и посвятившие себя служению Богу. Они не только способствовали укреплению веры, но и занимались просветительской деятельностью.

В церковных летописях сохранились описания многих чудес, которые творили эти люди. Здесь изгнание бесов, исцеление больных, а так же предсказания будущего, которые сбывались. Одним из самых известных подвижников был игумен Сергий Радонежский.

Ранние годы

Родители будущего святого были ростовскими боярами. О семье Сергия Радонежского известно немного. Они были людьми достаточно знатными, но жили тихо и с достоинством. Отца звали Кирилл, а мать Марией.

Интересно: Кириллу неоднократно приходилось сопровождать ростовских князей в Орду, но никаких чинов от своей службы он не получил.

Когда в семье родился мальчик, он был крещён именем Варфоломей. Месяц рождения известен точно – это май, но годом рождения, в разных источниках, называется 1314, 1319 и даже 1322. У мальчика есть брат по имени Стефан. Когда дети подросли, их отдали учиться грамоте и письму. Стефан хорошо успевал и прилежно учился, а Варфоломею науки не давались.

Всё изменил случай, который воспринимается как чудо. Мальчик Варфоломей в лесу встретил почтенного старца, которому и пожаловался на неуспехи в науках. Старец помолился и дал отроку съесть частичку просфоры. Затем они вдвоём пошли домой к Кириллу и Марии. После трапезы старец велел юноше читать псалтирь. Тот попытался отказаться, ссылаясь на неумение, но старец приказал снова. Когда Варфоломей начал читать, все были поражены, как хорошо, чисто и быстро он читает.

Интересно: Теперь ты лучше всех будешь знать грамоту и другие науки, сказал старец и ушёл. Больше его никто никогда не видел.

После этого события мальчик сильно изменился. Он стал делать вещи, которые сильно пугали его мать:

  1. В течение недели питался только хлебом и водой.
  2. В среду и пятницу не потреблял пищу.
  3. Мог, стоя на коленях, всю ночь молиться Господу.

Варфоломей говорил родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Они его не отговаривали, но просили дождаться, когда они умрут. Юноша до последнего оставался с ними и ухаживал.

Лесной скит

После кончины родителей, юноша оправился в монастырь, где иноком был его брат Стефан. Уговорив его отречься от мирской суеты, Варфоломей вместе с ним оправился в чащу Радонежского бора, где своими руками построил небольшую церковь Святой Троицы и простое жилище. Тяжёлый образ жизни в глухой чаще испугал брата Стефана, и он покинул скит.

Интересно: Варфоломей не уговаривал своего брата остаться, так как в детстве ему было видение, что он совсем один живёт в глухом лесу.

В дальнейшем он станет игуменом московского Богоявленского монастыря. Оставшись совсем один, Варфоломей просит навестить его игумена Митрофана, от которого принимает монашеский постриг под именем Сергий. Игумен так же дал своё благословение на пустынную жизнь. Это событие произошло, когда юноше было двадцать три года.

Основание монастыря

В глухом лесу и в полном одиночестве Сергий Радонежский прожил несколько лет. По известной легенде он спас от голода умирающего медведя, после чего они стали лучшими друзьями. Постепенно слух о монахе отшельнике разошёлся по окрестностям и к лесному скиту потянулись люди, прося принять их в обитель.

Сергий отговаривал, ссылаясь на тяготы и лишения лесной жизни, но поток желающих не прекращался. Было построено полтора десятка келий, а обитель обнесли крепким забором из брёвен для защиты от диких зверей. Новые послушники сами плотничали, корчевали пни и выращивали злаки и овощи на небольшом огороде.

Интересно: Несмотря на очень тяжёлые условия жизни, никто не стремился покинуть обитель. Современники отмечали чувство лёгкости и благости, которое охватывало всех прибывших в лесную обитель.

Прошло несколько лет. Небольшая обитель постепенно превращалась в настоящий лесной монастырь. Братия пожелала, чтобы Сергий принял на себя сан игумена. Он долго отказывался, говоря, что для него лучше учиться, чем учить и лучше подчиняться, нежели властвовать. Но монахи продолжали настаивать и Сергий уступил.

За получением сана следовало обращаться к митрополиту московскому, но поскольку он был в отъезде, Сергий со старшими монахами направился к высшему святителю, который замещал митрополита. Епископ Афанасий провёл соответствующую церковную службу и возвёл Сергия Радонежского в сан игумена. Несмотря на высокую церковную должность, отец Сергий не гнушался никакой работой.

При монастыре он делал следующее:

  • Катал воск для свечей
  • Варил кутью и делал просфоры
  • Делал деревянную мебель
  • Шил одежду и обувь

Постепенно в обитель стали поступать дары и денежные средства. Всё это на лесной монастырь жертвовали богатые бояре, прослышавшие про лесную обитель, и священнослужители из городских храмов и монастырей. Это позволило построить новую большую церковь. Число послушников постоянно росло. Кельи стали располагать в правильном порядке создавая подобие улиц.

Игумен Сергий не сразу проводил обряд пострижения вновь прибывших. Он какое-то время наблюдал каждого, желающего принять монашество и остаться в монастыре. Некоторым было категорически отказано и им приходилось покидать обитель.

Монастырь расширялся, постепенно у него появились пахотные земли, которые нужно было обрабатывать. Были проложены дороги и построен гостевой дом, где не зазорно было остановиться не только знатному боярину, но и великому князю. Митрополит Алексий стал частым гостем в лесной обители. Это ещё больше добавило уважения и почтения к деятельности Сергия Радонежского.

Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву

К тому времени, как слава о лесном монастыре игумена Сергия Радонежского пошла по всей русской земле, ордынская власть постепенно разрушалась. Орда, которую сплачивал Батый, теряла свою силу. Ханы стали отделяться, борьба за власть активизировалась и вместо опустошительных набегов на русские города, ханы стали сражаться друг с другом. В результате кровопролитной борьбы, в Орде возвысился хан Мамай. Это был хитрый, умный и опасный противник. Русь снова оказалась на грани катастрофы.

Мамаю удалось собрать под свои знамёна большие силы:

  • Хивинцы
  • Буртасы
  • Ясы

Ясы и хивинцы давно принимали участие в набегах на Русь, а буртасы, потеснившие мордву на средней Волге, очень хотели расширить свои владения и прогнать русских с волжских берегов. Кроме этих племён в битве должны были участвовать силы литовцев, которые собирались подойти непосредственно к полю битвы. После полного разгрома войска темника Бегича, Мамай решил, что Москва должна быть уничтожена, вместо князей будут править ордынские наместники, а православную веру нужно заменить на ислам.

Дмитрий был умным и дальновидным воеводой. За всеми передвижениями вражеского войска следили специально посланные разведчики, а посыльные обо всём докладывали князю. Понимая, что битва будет очень серьёзной, русский полководец разослал гонцов во все пределы, призывая удельных князей поднимать свои дружины на бой с врагом. Впервые за всю историю Руси было собрано такое сильное войско.

К месту сбора подошли дружины:

  • Москвы
  • Владимира
  • Суздаля
  • Серпухова
  • Ростова
  • Нижнего Новгорода
  • Мурома
  • Пскова

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Поднялась вся Русь и кроме воинов, на войну собрались простые крестьяне, которые умели только обрабатывать землю. Для них ковалось оружие, а опытные воины быстро обучали их основам боя. После того, как огромная русская рать собралась и была готова выступить в поход, Дмитрий со всеми князьями и воеводами поехал в Лавру, чтобы просить благословения у Сергия Радонежского.

Преподобный старец был крёстным отцом двух детей князя Дмитрия. Воспитанный в традициях православия Дмитрий часто вёл со старцем беседы не только на христианские, но и на бытовые темы. Считая Сергия Радонежского своим духовным отцом и наставником, князь, накануне битвы, решил просить о благословении и победе русского оружия.

После встречи в Лавре начался молебен о даровании победы над врагом. Даже во время службы в обитель прибывали гонцы, сообщая о передвижениях ордынского войска. Князь Дмитрий собрался покинуть обитель и двинуть русские силы навстречу врагу, но Сергий упросил его остаться на трапезу, сказав, что ещё не время выступать.

Интересно: Зная о том, что старец Сергий Радонежский мог предвидеть будущее, князь и воеводы остались в монастыре.

После трапезы преподобный отец Сергий благословил Дмитрия, всех князей и воевод на победоносное сражение. Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву сыграло значительную роль в победе русского оружия. До поездки князя в Лавру были сомневающиеся, которые считали, что сражаться с ордынцами не нужно, достаточно заплатить дань и наступит мир. После благословения Сергия Радонежского все, кто колебался, присоединились к войску.

Преподобный отец Сергий дал в помощь князю Дмитрию двух монахов. Их звали Пересвет и Ослябя. Они были воинами, но приняли монашеский постриг. Наступил час, когда они должны были исполнить священный долг перед Богом и людьми.

Благословение Дмитрия Донского в искусстве

Победа князя Дмитрия Донского на Куликовом поле являлась одной из наиболее значимых побед русского оружия. Но в ранней историографии нет никаких памятников, посвящённых этому событию. Изображения Дмитрия Донского начали появляться в XV веке в храмовой живописи. Так первые изображения князя есть в росписи Благовещенского и Архангельского соборов московского кремля. Из ранних памятников можно отметить красочную миниатюру из рукописной книги «Житие Сергия Радонежского». На ней изображён момент принятия Дмитрием благословения от преподобного старца.

Ситуация изменилась в XIX веке. Куликовская битва становится одной из наиболее популярных тем у художников. На экзамене в Академии художеств была предложена тема: «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

К этой теме обращались многие известные мастера живописи:

  • Кипренский О.А.
  • Сазонов В.К.
  • Чориков Б.А.
  • Кившенко А.Д.
  • Серов В.А.

В оформлении Исаакиевского собора достойное место занимает роспись «Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву». Одним из самых известных исторических памятников является монумент «Тысячелетие России», находящийся в Великом Новгороде. Победитель Мамая на Куликовом поле там изображён в среднем ярусе, среди семнадцати самых значительных фигур в истории российского государства. Барельефы изображающие благословение Дмитрия и эпизоды Куликовской битвы можно встретить в храмах многих городов России.

В XX веке, в период ВОВ, образ Дмитрия Донского часто фигурировал на плакатах, как символ воина победителя. Современные художники также обращаются к сюжету благословения воеводы преподобным Сергием. В 1988 году князь Дмитрий был канонизирован русской православной церковью. Это позволило художникам изобразить его при росписи храма Христа Спасителя уже в образе святого, принимающего благословение от преподобного Сергия.

Литература:

  • Балашов Д.М. – «Святая Русь»
  • Костомаров Н.И. – «Преподобный Сергий»

Пересвет, Ослябя, Божественный Мрак — Визионари Арт — Визионари Арт

8 сентября 1380 года на Куликовом поле произошла эпическая битва Святой Руси и Золотой Орды. Иноки-воины (что само по себе уникально для православного христианства), мистические борцы Пересвет и Ослябя были посланы великим преподобным Сергием Радонежским в помощь князю Дмитрию Донскому в борьбе.

  • «Пересвет, Ослябя, Божий мрак». Олег Королёв. Масло, Холст, 195х120см 2006 г.

Звучит необычно, но я так понимаю, что их задачей было спасти души всех, каждого участника битвы! Все бойцы с обеих сторон освободились от удара апофатического копья Пересвета.

Об этом моя картина «Пересвет, Ослябя, Пресветлый мрак».

Ключ к пониманию символизма композиции картины содержится в трактовках «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита. Как известно, Светлейшая Тьма, Мрака Божия – богословский термин из православного апофатического богословия, в основе которого лежит «негативный» способ восприятия на пути поиска Абсолютной истины через отрицание всего. то, что не Оно.

В Послании к Дорофии Диакону святитель Дионисий пишет: «Божественная тьма есть тот «неприступный свет» (1 Тим. 6:16), где, как сказано, живет Бог. И если оно невидимо из-за преизобильной ясности, если к нему нельзя приблизиться из-за излияния его трансцендентного дара света, то здесь же находится всякий достойный познать Бога и взирать на Него. И такой, именно потому, что он не видит Его и не знает Его, поистине достигает того, что за пределами всякого видения и всякого знания. Зная именно то, что Он выше всего воспринимаемого и мыслимого, он вместе с пророком восклицает: ‘Знание о Тебе слишком прекрасно для меня; она высока, я не могу достичь ее» (Пс. 138:6)».

Светлейшая Тьма есть как бы выражение самого момента вхождения в окончательную реальность. По сравнению с ним любой образ и имя, в том числе образ святого или национального героя, является лишь продуктом концептуального человеческого разума, который есть не что иное, как некое условное представление, условное значение, существующее лишь при определенном уровень сознания, в отн.

На картине изображены святители Александр Пересвет и Андрей Ослябя – два монаха-воина, живших в Великом княжестве Московской Руси в XIV веке и принимавших участие в Куликовской битве. Оба они были учениками преподобного Сергия Радонежского, который сам, движимый Святым Духом, послал их с духовно-мистической миссией в помощь князю Дмитрию Донскому, возглавлявшему русское войско. Перед главным сражением Пересвет принял участие в поединке с монгольским воином и, даже будучи смертельно ранен, все же выиграл сражение, оставшись не выбитым из седла, что выражало высшую небесную волю на последующую победу, орудие которой он случайно стал.

Святые мужи Александр Пересвет и Андрей Ослябя — русские народные былинные герои, на картине их образы окружены ангелами, мистическими животными и символами. Но все же это условные, «позитивные», теологически катафатические, образные представления, принятые условно. Следует отметить, что катафатическая теология основана на «позитивном» восприятии и интерпретации мифологемы и, в отличие от апофатической, оперирует образом и описывает истину через присвоение ей определенных качеств.

Основная метафизическая идея композиции картины состоит в том, чтобы создать ситуацию встречи этих двух путей («негативного» и «позитивного») в одном визуальном пространстве для их фактической взаимной нейтрализации и тем самым возможности открытия пути к Предельное Единое, которое не может быть выражено ни через утверждение образа и мифа, ни через его полное отрицание.

Олег Королев

Олег Королев родился в 1968 году и начал рисовать в раннем возрасте. В 11 лет поступил в Студию классического рисунка в Вильнюсе, затем продолжил обучение в Крымском художественном училище имени Н.С. Самокиша, который окончил в 1990 с дипломом учителя изобразительного искусства (живопись). За годы учебы в художественном колледже он получил традиционное академическое образование в области рисунка и живописи. Помимо своих многочисленных рисунков и акварелей, художник в основном пишет маслом, продолжая подход Alla Prima венецианских и фламандских мастеров.

Фильм Под Благословенным Одеялом.

Фильм 1 «Крещение Руси».. (1988)

Аннотация:

Фильм посвящен тысячелетию Крещения Руси, в нем объясняется значение православной религии для судеб России.

Катушка №1

Крест, купол Православные храмы.

Патриарх Пимен читает (за кадром и синхронно) текст о смысле крещения Руси.

Икона Иисуса Христа.

Силуэты и виды церквей на фоне вечернего неба.

Священник подходит к иконостасу, три поклона.

пнр. на церковном иконостасе.

Горящие свечи, пнр. на лампах.

Фреска с изображением святых.

Общий вид церкви.

Крест на куполе.

Священник готовится к богослужению, режет хлеб.

Звонок звонка качает языком.

Вид на комплекс церквей.

Различные виды церквей и храмов.

Митрополит Киевский и Галицкий Филарет участвует в богослужении в соборе св.

Владимира в Киеве.

Лица прихожан Филарет крестит всех присутствующих.

Фреска: Богородица с младенцем на руках.

Фреска: Князь Владимир Киевский крестится в купели, ударив Владимира по лицу.

пнр. на фреске, изображающей массовое крещение в р.

Персонал:

Патриарх Пимен (Извеков С.М.) — Патриарх Московский и всея Руси.

Адреса: Москва [820]
Украина [229]

Часть №2

пнр. на Днепре.

Икона с изображением св.

Андрея Первозванного.

Силуэты церквей на фоне неба.

Изображение первого русского митрополита Илариона.

Софийский собор в Киеве снаружи и внутри.

пнр. на стене собора.

Открытая церковная книга.

На фреске изображена княгиня Ольга.

Могила Ярослава Мудрого.

Силуэты церковных куполов на фоне вечернего неба.

Икона Св.

Антоний.

Икона Св.

Феодосий, Нестор.

Открытая книга летописей Нестора.

Нетленные мощи святых: ручной иконописец Алипий.

Помещения и церковные украшения Киево-Печерской Лавры.

пнр. здания на лаврах.

Звонарь играет на колоколах.

Группа священников находится на территории Киево-Печерской Лавры.

Священники молятся вместе.

Икона Богородицы с младенцем.

пнр. на здании монастыря (зима).

пнр. комната, маляр за работой.

пнр. на росписи в Свято-Мирожском Псковском монастыре.

пнр. в Новгородской Святой Софии.

Общий вид храма на фоне вечернего неба.

Вид на различные древние храмы.

Местонахождение: Украина [229]
Псковская область [797]
Новгородская область [791]

Катушка №3

Открытая старая книга.

Картина с похорон братьев Бориса и Глеба.

пнр. на иконе с изображением первых русских святых Бориса и Глеба.

Ростовская церковь, икона основателя первой церкви в Ростове епископа Леонтия.

Икона Св.

Никита Столпник.

Вид на поселок и заходящее солнце, пнр. в церкви.

Икона Божией Матери Знамение.

Изображение Андрей Боголюбский.

Церковь Успения Богородицы на фоне вечернего неба.

Место захоронения князя Андрея Боголюбского.

Церковная церемония.

Службу несет епископ Владимирский и Суздальский Валентин.

Крест прихожан.

Храм в ночном небе.

Анимация: лошади на красном фоне.

Картины нашествия монголо-татарского ига на Русь.

Открытая старая книга.

Image Евфросиния Суздальская.

Картина убийства князя Михаила Черниговского в монгольской орде.

Владимирская икона Божией Матери, наезд на человека.

Рисунки войны с татарами.

Икона Иисуса Христа.

Старая фотография.

Князь Даниил на иконе, ударив по лицу.

Чертежи деревянных зданий и церквей Москвы.

Митрополиты Петр, Алексий на иконах.

Рисунки: Московский камень.

Проезд к иконе Дмитрия Донского.

Рисунок: Кремль на берегу Москвы-реки, корабль под парусами.

ул.

Сергий Радонежский на иконе.

пнр. на интерьере церкви.

Священник читает (синхронно и за кадром) молитвы.

Свечи горят перед иконой.

Местонахождение: Ростовская область [798]

Часть №4

Картина Андрея Рублева «Троица»: общий вид и фрагменты.

Многофигурные композиции с конными воинами и историческими личностями.

Ландшафтный план: закат над рекой.

Старинные картины, изображающие Куликовскую битву.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Памятник павшим воинам на Куликовом поле.

Икона Св.

Сергий Радонежский.

пнр. с неба на общий вид Троице-Сергиевой Лавры.

Вид с верхней точки на территорию монастыря во время панихиды в честь прп.

Сергия.

В церковном обряде участвует много людей.

Икона с портретами святых сподвижников прп.

Сергий Радонежский.

пнр. река.

пнр. соснами в лесу.

Икона Св.

Пафнутий.

Вид на Боровский монастырь.

Картина преподобного Макария Ужинского.

Вид на Макарьев монастырь.

Икона Святого Саввы.

Звенигородский монастырь, основанный прп.

Саввой.

Картины Валаамских старцев.

Основатели Соловецкого монастыря: прп.

Зосима и Савватий.

пнр. снизу вверх через здание монастыря.

Иконы и фрески с изображением Иисуса и святых, написанные Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием.

Лицо девушки.

Церковная церемония: выход служителей во время литургии На церемонии присутствовал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Прихожане кланяются.

География: Россия [1]

Часть №5

Вид на Волоколамский монастырь.

Икона основателя монастыря св.

Иосифа Волоколамского.

Группа священников на фоне стены монастыря.

пнр. Собор Успенского монастыря снаружи и внутри.

Священнослужители во главе с митрополитом Питиримом у места захоронения Иосифа Волоколамского.

Одноэтажная деревянная церковь в лесу.

Птица сидит на кресте.

Свеча горит.

Ударьте фреску с ликом Иисуса.

Купола и кресты кремлевских церквей.

Вид на колокольню Ивана Великого.

Общий вид Успенского собора Кремля.

Фреска «Богоматерь с младенцем» на внешней стене собора.

пнр. Внутренний зал Успенского собора, роспись на колоннах.

пнр. на иконостас.

Фреска: Св.

Георгий.

Образ Архангела Михаила.

Усыпальница русских царей в Архангельском соборе.

Общий вид Архангельского собора Кремля.

Общий вид и купола с крестами Благовещенского собора в Кремле.

пнр. для внутренней отделки и иконостаса собора.

Фрески мастеров Андрея Рублева и Феофана Грека.

пнр. снизу вверх по ул.

Собор Василия Блаженного.

Купол храма на фоне неба.

Храмы Кремля на старых фотографиях.

Фрески с изображением юродивого Василия.

пнр. по картине В.М. Васнецова «Иван Грозный».

Книжное ложе: иллюстрации и тексты.

На снимке царские жертвы опричнины.

Икона: Митрополит Филипп.

Фото: Митрополит Филипп с окружением в Успенском соборе Кремля.

Фрагменты картин иллюстрируют беседу митрополита Филиппа с Иваном Грозным.

Местонахождение: Москва [820]

Часть №6

Строительство Псково-Печерского монастыря.

Икона и лампада перед ней.

Священнослужители с зажженными свечами в руках участвуют в церковном обряде памяти мучеников Русской Церкви.

Деревянная скульптура священника, перед ней горят свечи.

На картине изображено множество кораблей и лодок на реке.

Вид на церковь у воды.

Крупный план: лицо Иисуса Христа.

пнр. на поверхности воды.

Фрагменты картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Фреска: Портрет казака Ермака Тимофеевича.

Фрагмент картины: священник с крестом в руке.

Свечи горят перед иконой распятого Христа.

Крупный план: крестящаяся прихожанка.

Открытое Евангелие.

Церемония литургии.

Девушки, пожилые люди и другие участники церемонии.

Икона церковных святых, праведных мучеников.

Проезд к Святому Иоанну Тобольскому.

Церковь в Тобольске.

Крестный ход у храма в день памяти св.