Содержание
Рюрик Ростиславич (князь киевский) | это… Что такое Рюрик Ростиславич (князь киевский)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Рюрик Ростиславич (князь перемышльский).
Рюрик Ростиславич — сын Ростислава Мстиславича. Князь Новгородский (1170—1171), Овручский (1173—1194), великий князь Киевский (1173, 1181, 1194—1201, 1203—1204, 1205—1206, 1207—1210), Черниговский (1210—1214)[1].
Содержание
|
Биография
По смерти отца в 1168 году Рюрик остался княжить в Овруче. Вскоре после похода войск Андрея Боголюбского и его союзников на Новгород в 1170 году новгородцы выгнали Романа Мстиславича Волынского и пригласили на княжение Рюрика. В 1171 году его брат Роман, заняв Киев, дал ему Белгород. Когда Роман в 1173 году подчинился распоряжению Андрея Боголюбского покинуть Киев, и Михаил Юрьевич послал в Киев своего брата Всеволода и племянника Ярополка Ростиславича, Давыд Ростиславич взял их в плен, а в Киеве вокняжился Рюрик. Вскоре Андрей двинул на младших Ростиславичей свои войска, и Рюрик покинул Киев и сел в осаду в Белгороде.
В 1177 году войска под руководством Рюрика и Давыда были разбиты половцами в Битве у Ростовца, после чего Святослав Всеволодович Черниговский потребовал от их старшего брата Романа, князя киевского, лишить Давыда волости, как виновника поражения. Роман отказался и был изгнан Святославом. В 1181 году Рюрик ненадолго занял Киев, вступил в союз с волынскими князьями и Ярославом Осмомыслом галицким, послал брата Давыда на помощь Роману, княжившему тогда в Смоленске. В то самое время Роман умер, и Давыд возглавил оборону от черниговских и полоцких войск. Попытка Святослава установить контроль и над киевской землёй успехом не увенчалась: Игорь Святославич и половцы Кончака были разбиты Рюриком. В итоге он уступил Святославу старшинство, себе же взял «всю Русскую землю», то есть остальные города Киевской волости. Впоследствии Рюрик действовал вместе со Святославом против половцев (битва на реке Орели, битва на реке Хороле) и в целом тесно с ним взаимодействовал. Соправительство («дуумвират») Святослава и Рюрика (1180—1194) в историографии считается наиболее характерным для второй половины XII века типом отношений между лидерами двух княжеских группировок, претендующих на Киевщину. Однако, на Ипатьевскую летопись, освещающую события таким образом, оказала существенное влияние т. н. Выдубицкая летопись (от одноимённого монастыря), близкая смоленским Ростиславичам.[2]
Борьба с Романом Мстиславичем
В 1181 г. (предположительно) Рюрик выдал свою дочь Предславу за волынского князя Романа Мстиславича. В 1188 г. Роман овладел Галичем, но вскоре бежал оттуда при известии о приближении венгерского войска и явился за помощью к Рюрику. Рюрик послал с Романом небольшое войско, которое ничего не достигло в Галицкой земле. Предложение Святославом Киевским помощи в получении галицкого престола в обмен на Овруч и другие киевские пригороды Рюрик отклонил. Однако после этой неудачи Рюрик оказал Роману дипломатическую поддержку в возвращении Владимира Волынского, откуда не желал уходить младший брат Романа Всеволод Мстиславич.
В 1194 году по смерти Святослава Рюрик вокняжился в Киеве. Начал назревать конфликт с Ольговичами. В следующем году Рюрик отдал в держание своему зятю Роману довольно большую волость на Киевщине в Поросье, в составе которой было пять городов: Торческ, Треполь, Корсунь, Богуслав и Канев. Всеволод Большое Гнездо, основной союзник Рюрика, вытребовал себе волость Романа, отдав из неё Торческ сыну Рюрика Ростиславу. В ответ Роман развелся с женой, Предславой Рюриковной, после чего вступил в тайный союз с претендовавшим на Киев черниговским князем. Зимой 1196 года Ольговичи в союзе с полочанами провели поход в Смоленскую землю. Осенью 1196 года Роман приказал своим людям разорять земли Рюрика, который, в свою очередь, вскоре организовал нападение войск Владимира Галицкого и Мстислава Романовича на Перемиль, Ростислава Рюриковича — на Каменец. Одновременно Рюрик, Давыд и Всеволод атаковали Черниговское княжество и, хотя не смогли преодолеть обороны Чернигова и засек на северо-востоке княжества, вынудили Ярослава Всеволодовича отказаться от претензий на Киев и Смоленск.
Соотношение сил резко изменилось после смерти Владимира Галицкого и захвата Романом Галича (1199). В 1201 году Рюрик вступил в союз с Ольговичами и стал готовить поход на Галич. Однако Роман опередил Рюрика, неожиданно появившись на Киевщине во главе волынских и галицких полков. На его сторону перешли чёрные клобуки, а киевляне сами открыли ему ворота в Копыревом конце. Рюрик вынужден был отказался от Киева, Ольговичи вернулись за Днепр, и Роман отдал Киев свеому двоюродному брату Ингварю Ярославичу Луцкому. Близкая Всеволоду Большое Гнездо, чьё старшинство признавал Рюрик, Лаврентьевская летопись сообщает, что Ингваря посадили на княжение Всеволод и Роман.
Рюрик не смирился с поражением. 2 января 1203 г. его войска в союзе с Ольговичами и половцами взяли Киев, причём союзники подвергли город жесточайшему разграблению: ограбили даже крупнейшие храмы города, Софийский собор и Десятинную церковь, а также все монастыри; монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, запершихся в каменных церквях, — им предоставили свободу в обмен на половину стоимости их товаров. Рюрик вокняжился в Киеве, лишь клятвенно отрёкшись от Ольговичей и половцев, а также «целовав крест» Всеволоду и детям его, то есть отказавшись от старшинства в роде и после смерти Всеволода.
В 1203 году Рюрик принял участие в большом походе южнорусских князей на половцев, организованном Романом Галицким. На обратном пути Роман и Рюрик с сыновьями остановились в Треполе и начали переговоры о распределении волостей, но к соглашению не пришли. Дело кончилось тем, что Роман арестовал Рюрика и его сыновей. Рюрика он отослал в Киев и там велел постричь в монахи вместе с его женой Анной и дочерью Предславой (бывшей женой Романа). Двух сыновей Рюрика Ростиславича Роман увёл как пленников в Галич, но после переговоров с великим князем Всеволодом Большое Гнездо отпустил их; старший, Ростислав Рюрикович, женатый на дочери Всеволода Большое Гнездо, стал киевским князем.
19 июня 1205 года Роман Галицкий был убит во время похода в Малую Польшу. Рюрик, узнав о смерти Романа, немедленно скинул монашескую рясу и объявил себя князем Киевским вместо сына; он хотел было расстричь и жену, но та не согласилась и постриглась в схиму. Ольговичи провели съезд в Чернигове, на котором присутствовали Мстислав Романович Смоленский и половцы, двинулись в поход на Галич, соединившись в Киевской земле с Рюриком, отнимать наследство у сыновей Романовых. На реке Серете союзники встретили галицкое и волынское войско, бились с ним целый день и принудили отступить к Галичу. Однако самому городу они ничего не могли сделать и потому возвратились домой без успеха.
Борьба с Всеволодом Чермным
В следующем 1206 г. по приглашению венгерского короля сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав Переяславский попытался занять Галич, но его опередил представитель черниговских Ольговичей Владимир Игоревич. Произошёл разрыв существовавшего в период княжения Романа союза Ольговичей и Ростиславичей: старший в роду Ольговичей Всеволод Чермный сел в Киеве и вскоре выгнал Ярослава из Переяславля, посадив на его место своего сына Михаила. Рюрик уехал в Овруч, сын его Ростислав — в Вышгород, а племянник Мстислав Романович — в Белгород. Но в том же году Рюрик, соединясь с сыновьями и племянниками, выгнал Ольговичей из Киева и Переяславля, сам сел в Киеве, а сына своего Владимира посадил в Переяславле. Всеволод Чермный явился зимою с братьями и половцами добывать Киева, стоял под ним три недели, но не мог взять и ушел назад ни с чем.
В 1207 году Всеволод Чермный, соединившись со Святополчичами Туровскими и Владимиром Игоревичем Галицким, приступил к Киеву. Рюрик бежал в Овруч; Треполь, Белгород, Торческ также были отняты у Мономашичей. Всеволод Чермный сел опять в Киеве, наделав много зла Русской земле через своих союзников половцев, как говорит летописец.
В 1208 году Рюрик внезапно явился к Киеву и выгнал из него Чермного. Только в 1210 году Всеволоду Чермному удалось вернуть Киев путем переговоров с великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Киев достался Чермному, а Чернигов Рюрику[1], где он и умер четыре года спустя.
Семья и дети
Браки:
- с 1163 года — дочь хана половецкого Белука;
- дочь князя Юрия Ярославича Туровского Анна (+1214)
Дети:
- Анастасия Рюриковна — с 1182 года замужем за Глебом, сыном Святослава Всеволодовича Киевского
- Предслава Рюриковна — замужем за Романом Мстиславичем Волынским
- Ярослава Рюриковна — с 1187 года замужем за Святославом Игоревичем, сыном Игоря Святославича.
- Ростислав Рюрикович
- Всеслава Рюриковна — с 1199 года замужем за Ярославом Глебовичем, удельным рязанским князем
- Владимир Рюрикович
Примечания
- ↑ 1 2 3 По версии Зотова Р. В.О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время стр.57—63, Рюрик Ростиславич обычно считается черниговским князем ошибочно вместо Рюрика Ольговича (в крещении Константина; ум.между 1210 и 1215).
- ↑ Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. — М. Академический проект, 2001. — 880 с. ISBN 5-8291-0007-X
Происхождение и биография Рюрика
Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.
Призвание варягов в Новгород
В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов – германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.
Важнейшим источником по эпохе Рюрика является «Повесть временных лет». Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.
Биография Рюрика устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).
Рюрик и его братья
Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.
Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, Лаврентьевская летопись говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.
Правление
Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Вадим Храбрый. Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. Никоновская летопись, повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.
Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу – или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители династии Рюриковичей. Последний ее представитель — Федор — скончался в 1598 году, будучи московским царем.
Происхождение
Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.
Норманнская теория
В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.
Многие историки считают, что Рюрик – это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик – это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.
Славянская и прибалтийская теории
Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.
Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов – балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.
Рюрик: Биография, акабереква Хроника
Чимве чесвинху загадочный манхамба мунхороондо ньика йеду мувамби Древнерусский Хуруменде — князь Рюрик. Биография аке uzere Пазлы, mhinduro iyo kare vari kuedza kuwana kwemazana emakore. Машоко кути иво aunganidza kunyanya kubva enhoroondo yacho XII remakore, inozivikanwa se «ngano zvekare Years». составитель Его каре ваиона мумонги Киево-Печерского монастыря Нестор, сомусанде нечечи еправославное вацвене.
Рюрик. Биография, азере незвирахве
Мунгува гакава незвемавамбо йомучинда, масайендисити ваканга вакакамурва кува мапока акаванда. Ава кажинджи вацигири ваке Аир мавамбо уйе ванотенда звакаитика кубва курудзи нечокумадокеро славяне — ободриц курарама камве дзапаси куносвика куна эльба уйе кучамхембе-кумабвазува чикаму саксония ано. Гипотезы Mumwe kwakunoitwa XIX remakore, anozivisa pamwe mutongi mukuru Дания yekare — Рориком, akaburuka munhau sezvo muedzo aizokunda uye mukundi yemadzinza zhinji.
Кажинджи кудавира кути рудзи (кана магариро бока), кубва якауя Рюрика, аканзи «Русь». Izvi akasarudza zita State mune ramangwana, nheyo raakanga rwunoverengerwa, uye rupi mairi. Ndezvipi madzinza ose tiers, ichingori chakavanzika nhasi, sezvo yakavimbika hunotsigira mumwe kana imwe tsanangudzo, ishoma zvikuru. Звиногона чете кува мумве мверо чивимбо кути русс акаита муромо вакасиква нехуруменде уйе пакарепо эзвинху мучинда.
Кутанга нечеСальвич мамиро
История Рюрика акарондедзера Нестор, иноти муна 862 мадзинза, ринозивиканва чудь, восе, кривичи уйе ильменские славяне, незано кученеса йосе муньика яво. Nokuti chinangwa ichi, vari kukokwa kuti mambo wavo варяг — вайбва дзекума Скандинавия. Уе дзайбудиса кува нгано князь Рюрик. Биография аке кунотанга чокути, вакати асвика Новгород уйе кувагадза Кутонга айо имомо, акакваниса куунганидза ньика дзакаванда звакасияна акарара пэдё Волхов. Gare gare, akakwanisa kusika munhu simba ezvinhu panguva iyoyo, akabatana Новгород уйе Киевская Русь.
Тайны чокуита Читарисико Рюрик му Россия
Мубвунзо сей каре звечоквади шандуро асвика Россия, инонзи «Призывая ВаВикинг», ндийо ньяя мукурукурирано масайендисити. Кунэ ватсороподзи вари кути ванодавира кути чаисвоисво ваканга уто нечисимба скандинавы ваканга вабата симба муньика новгород ныика уйе вакава вабати икоко. Sahwira maviri emakore nyore vakafukidza raibuda izvi zviitiko muchimiro, regai vanotuka chiremerera Russian National. Звисинеи, изви ндизво чете мумве инобвира звонарудза, дзинозивиканва, тинонятотэведзера шандуро якатаурва «звакаедза звекаре лет».
Нестор акати кути Рюрик вакауя нехама дзаке дуку — синеус уйе трувор, вакава вабати Белоозеро уе Изборск. Zvisinei, makore maviri gare gare vakanga vafa, uye simba rose rakanga mumaoko muvambi Россия. Ндичо чимве чакаванзика — неи акафа пакарепо? Zvichida rufu yavo yakanga chaivo zvikuru — upenyu hwevanhu mumazuva ekare akanga pfupi, zvichida vachiti simba guru kuti nyaya kazhinji vanoguma mangwanani mariro. Кува мутонги бедзи, Рюрик акатума варуме ваке кути уше осе макуру магута акадай Полоцк, Ростов, Белоозеро невамве.
bongozozo Novgorod
Mune rimwe remasangano akanyorwa Zvivako zviri XVI remakore — Nikon Chronicle (Papera zvawanyora Nestor) — anoti Politika Ryurika haana kufanana vose vanhu Novgorod, uye ivo kamwe kufanorongwa mhirizhonga, izvo zvakanga zvakakodzera kushandisa simba rechiuto kudzvinyirira. Anotaurwa gwaro rino uye kupondwa rimwe vaikurudzira kuti mhirizhonga, mumwe Вадим Храбрый.
танга Рюриковичей
Прокняжив макоре наманомве, мувамби Россия анофа, куиса кубвиса имба хуру, ракатонга кусвикира пакугума XVI ремакоре. Несовершеннолетний князь Игорь рос паси опекунство памусоро йепедё шамвари ябаба ваке, звичида хама — магавхуна айнзи Олег. Vakapona se vake ramai zita — норвежская принцесса Эфанди. Как vana vakawanda Рюрика harizivikanwi, аси zvichienderana netsika makore iwayo navabati vose vakapfuma anazvo, sezvinoita mutemo, розовые гаремы. Наивозво вана аканга, звичида, мумве мудженя, аси машоко акарамба чете чете.
Первый Рюрикович акабурука мунхау соМучинда Киев, мурумэ мувамби чиКристу му Русь — святая княгиня Ольга, уйо акатонга пашуре поруфу рвакэ. Звисиней Игорь акава номукурумбира нокути вакаванда руцигиро рвемауто, муве иё якашвика Византия, памусоро ромбо раканака дзакамусия муна 944, уйе аканга вакакундва. Игорь акафа гор rakatevera, nekunhonga mutero kumarudzi pasi pake. Нхенго имве ваво — древляне — ацамва якакуриса нокуманикидза, акаурая наваранда йомучинда, уйе ийе пачаке аканга атенгесва уцинье руфу.
Нгува Рюрик — покутангира звенхорондо русский
Мунгува идзодзо дзекаре, зинджи ванобудирира авантюристы ВаВикинг ваицвака муфаро муньика якакура ньика рус. Ivo vanokwezvwa nyota неугомонная kuti vapfume. Mushure emakore kurangarirwa kwavo yakanga vakadzima kubva mapeji enhau, kusiya chete mazita evanhu mano anoshamisa State, mumwe wavo akanga Rurik.
Биография kwake zvose inonzi Chronicle, uye enhetembo rondedzero. Mumakore achangopfuura kwave kune Kunyanya kufarira yakapfuura Родина yedu uye kuti upenyu hwevanhu vane mazita zvakabatana chaizvo naye munzanga. Пакати паво канода иногарва Рюрик.
Panguva yokutonga kwake, akava pokutangira enhoroondo Russian, saka nezvose zvine chokuita nayo, waaida ose Patriot wenyika yedu.
В высоких широтах крайнего севера кажется, что летнее солнце никогда не зайдет, но когда наступает ночь, кажется, что оно длится вечно. К середине 13 века день викингов уже давно померк. В Ирландии в 1171 году ирландцы-норманны — отчасти потомки викингов — захватили Дублин, вынудив его норвежско-ирландского короля покинуть страну. В 1263 году шотландцы под предводительством Александра III отразили попытку короля Норвегии Хакона Хаконарсона вернуть себе власть над Шотландией. К 1240 году новый бич христианского мира, монголы, покорил наследников князя-викинга Рюрика в России, а повсюду приверженцы Христа обратили сыновей Одина в новую, якобы более мягкую веру. Колония в Винланде — Ньюфаундленд — была заброшена, а колонии в Гренландии медленно увядали. Весь Север становился холоднее, по мере того как мир отходил от благосклонности того, что мы сейчас называем средневековым теплым периодом (ок. 9 г.).50–к. 1250) в Малый ледниковый период. И все это было намного позже свершившегося факта; историки обычно датируют конец эпохи викингов ранним осенним днем в Англии 1066 года. Северная Европа, 11 век Восточное Средиземноморье, 11 век Статуя Снорри Стурлусона работы Густава Вигеланда, Рейкхольт Почти 200 лет спустя и в 500 милях отсюда, в Рейкхольте на крайнем западе Исландии, одному человеку выпало изложить историю норвежских королей. Не сохранилось портретов Снорри Стурлусона с натуры, но при жизни в середине 13 века он уже был известен на Севере как автор Прозаической Эдды, изложения скандинавской мифологии. Ученый, писатель, поэт и историк, «Гомер Севера», Снорри был человеком эпохи Возрождения задолго до Возрождения. Не имея традиционного боевого мастерства викингов — он, кажется, редко, если вообще когда-либо, участвовал в драке и, возможно, даже был чем-то вроде труса — Снорри вместо этого использовал свое умение словами в политической карьере. В пятьдесят лет он был самым богатым и могущественным вождем Исландии, колонии бывших норвежских преступников и изгнанников. Дважды избранный спикером национального парламента, альтинга, он был практически некоронованным королем. И все же он согласился стать ярлом (графом), вассалом норвежского короля Хакона IV и представлять его перед ссорящимися вождями Исландии — или играть правителем против них, что, как оказалось, никому не понравилось. Теперь, когда и Норвегия, и Исландия погрузились в отдельные гражданские войны, Снорри, казалось, понял, что для того, чтобы враждующие вожди поднялись над собой, потребуются деяния, достойные саг. Ему самому было не до таких задач, но, может быть, достаточно было бы просто напомнить исландцам-скандинавам о великих подвигах их предков, восходящих к легендарным дням, когда могучий Один вел древних асов из Асгарда в стали первыми скандинавами. Долина Рейкьядалса, Исландия. Снорри Стурлусон Кристиана Крога Соединительный проход Снорралауга и Снорри все еще существует сегодня (хотя и немного перегружен большим современным отелем, музеем и сувенирным магазином, сгруппированным вокруг них), который считается, возможно, самым старым сохранившимся строением в Исландии. Во время археологических раскопок на старой усадьбе были обнаружены осколки стеклянных ножек во французском стиле; ясно, что Снорри жил полной жизнью. (Помимо того, что он был известным пьяницей, он был печально известным аферистом, у которого было по меньшей мере семеро детей от четырех разных женщин.) Можно сидеть на каменном патио и проводить рукой по теплым водам бассейна и представлять себе Снорри поздней ночью. , вставать голышом и капать из этих самых вод и, возможно, наслаждаясь быстрым, очень скандинавским катанием по снегу. Затем он ковыляет с бокалом в руке в туннель и поднимается по винтовой лестнице в писательскую мастерскую своего дома-лофта в норвежском стиле, чтобы обдумать собрание сказок, которые должны были составить его величайшее произведение. Моркинскинна У Снорри было несколько первоисточников, которые он мог достать с книжной полки. Тяжелые манускрипты в кожаных переплетах, кропотливо переписанные вручную, они были бесценны, хотя в дикие старые времена неграмотный викинг-мародер счел бы их полезными только в качестве трута и растопки. Личные издания Снорри давно утеряны, но сохранились копии. В более поздние времена два из них были названы в честь состояния пергамента, на котором были написаны оригиналы: Моркинскинна (Заплесневелый пергамент) и Фагрскинна (Прекрасный пергамент). Хотя каждый из них был написан около 1220 года, они представляют собой компиляции еще более ранних, утерянных отчетов о жизни и деяниях норвежских королей. Fagrskinna проникла более чем на 400 лет в прошлое — в Скандинавии, практически предыстория, так далеко назад, что многие из названных королей теперь считаются частично или даже в основном мифологическими. Эти саги декламировались устно, передавались по памяти из поколения в поколение — и, естественно, допускали ошибки — и затем передавались, пока, наконец, не записывались, как если бы они были оригинальными и основанными на фактах. Снорри был достаточно ответственным историком, чтобы знать, что такие источники нуждаются в перекрестных ссылках, но в отдаленной западной Исландии 13-го века такую информацию было трудно найти. Он ссылался на сочинения скальдов, скандинавских придворных поэтов или писцов, знавших королей Норвегии не понаслышке, в некоторых случаях сражавшихся на их стороне и даже погибающих вместе с ними в бою. Сравнив их отчеты с рассказами анонимных писцов и летописцев, Снорри почувствовал уверенность в том, что достиг основных истин.
«Мы основываем наш рассказ на песнях, которые когда-то пели перед самими царями или их сыновьями, — писал он, — и принимаем за истину все рассказы об их подвигах и битвах. Ибо, хотя скальды и хвалят больше всего тех, кому они поют, никто не посмеет сказать вождю то, что он и все, кто слышал это, знали как ложь о его делах. Это будет не лесть, а насмешка». Haralðr Harðraði by Disparity распространяется даже на современные издания самого известного произведения Снорри. Доступно множество английских переводов, но даже между ними возникают расхождения. Во-первых, в исландском, как и в древнескандинавском и древнеанглийском, используются несколько букв, которых нет в современном английском, например, thorn (заглавная Þ и строчная þ) и eth (заглавная Ð, строчная ð). В нашем пересказе используются стандартные современные транслитерации th для первого и d для второго. Кроме того, в древнескандинавском языке многие имена имеют окончание именительного падежа, которое, как правило, опускается в большинстве английских переводов (например, Haraldr становится Harald, а Sveinn становится Svein). Я следовал обычному подходу в отношении этого. Единственным исключением является то, что я использовал «Сигурдссон» вместо «Сигурдарсон», так как это написание распространено в английских переводах и будет знакомо читателям. Когда дело доходит до греческих имен в повествовании, я использовал англизированные версии для удобства чтения. Помимо орфографии, это разные интерпретации переводчиков и тот факт, что сам английский язык постоянно меняется. Викторианские версии, выпущенные немногим более ста лет назад, жертвуют буквальным переводом ради ритма и рифмы — скандинавская поэзия полагается не столько на рифму, даже в языках оригинала, сколько на метр, символизм и двойной смысл, — в то время как более поздние переводы жертвуют поэзией ради их более точной точности. формулировка. Кто может сказать, что лучше отражает замысел первоначальных переписчиков? Как и Снорри, мы можем только сравнивать и комбинировать различные интерпретации, чтобы придумать современную формулировку, включая прямые цитаты и диалоги из оригиналов, которые лучше всего выражают язык древних. Точно так же реконструкция событий тысячелетней давности требует определенного количества догадок и предположений, если мы хотим сделать больше, чем просто перепечатать древние источники. Если мы знаем, что человек был в каком-то месте в определенное время, и мы знаем, на что были похожи это место и время, и каким он был, можем ли мы точно знать, что он делал тогда и там? Конечно, нет, но в свете косвенных доказательств мы можем сделать предположение настолько вероятное, что оно почти окончательное.
История — это туман, туман неопределенности. Чем глубже вглядываешься в него, тем мутнее и неопределеннее становится туман. В тот момент, когда какое-либо событие произошло и начинает отступать в прошлое, оно становится уязвимым для воспоминаний и интерпретаций. Точное сообщение конкретного факта — скажем, прямая цитата человека в определенное время — обязательно требует некоторой веры. Мы можем только узнать, что другие, в большинстве случаев не присутствующие в данный момент, утверждают, что было сказано и сделано, и догадываться об остальном. Есть много историков, спорящих с конечным набором известных фактов. Немногие делают свой след, открывая новые знания. Большинство довольствуется признанием или оспариванием того, что уже известно, в наши дни соревнуясь с каждым самопровозглашенным экспертом, имеющим подключение к Интернету. Это не является целью ни этой работы, ни шедевра Снорри, известного миру как Heimskringla (Круг мира), название, данное ему в 17 веке из перевода первых двух слов самой ранней из сохранившихся копий. , крингла хеймсинс. Его самая известная глава часто упоминается и переиздается как отдельное произведение — «Сага о короле Харальде». Снорри описал источник своих саг: В этой книге я записал старые рассказы, услышанные от знающих людей, о королях, правивших на севере и среди данов, а также о некоторых их семьях, согласно тому, что было передано до меня. Некоторые из них найдены в старых семейных записях, в которых записана родословная королей и лордов, а часть передана из старых стихов и саг, которые наши предки заказали для своего развлечения. Хотя мы не можем точно сказать, сколько в них истины, тем не менее мы можем быть уверены, что старые и мудрые люди считали их истинными. Общественное достояние Три четверти тысячелетия спустя мы можем сделать не меньше. У нас есть преимущество в том, что у нас больше источников, чем у Снорри (см. примечания и библиографию в конце этой книги), поскольку наш предмет — король, прославленный и помнящий от Англии до Византии, от России до Святой Земли. Если некоторые из этих источников противоречат Снорри или друг другу или кажутся ошибочными, мы можем только точно повторить их, указать на противоречия и попытаться отсеять из них истину. Очень вероятно, что различия между этими многочисленными учетными записями никогда не будут устранены. Это не наша задача. Эта книга не анализ и не опровержение (ну, может быть, немного), а слияние, сравнение и пересказ старых сказок, как это делал Снорри за своим письменным столом, ставя свой напиток, чтобы поздно ночью зажечь высокую свечу и положить перо. перо на пергаменте из телячьей кожи: «Саги кажутся мне наиболее достоверными, если они правильно истолкованы и правильно воспроизведены». Мы сделаем то же самое в пересказе легенды о последнем и величайшем из королей викингов, Харальде III Хардраде, Жестоком Правителе. |