Баба яга фольклор: Кто она — Баба-Яга? | Кириллица

Содержание

Кто она — Баба-Яга? | Кириллица

В дремучем лесу, в самой чаще, стоит избушка на курьих ножках. В избушке, на печи, на девятом кирпичи лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит. Она, вроде бы, старушка, да не простая. Кто она, Баба-яга? Да и старушка ли она вообще?

Тот образ Бабы-Яги, к которому мы привыкли и который с детства видели в советских киносказках и мультфильмах – это художественная адаптация фольклорного образа. Страшная или комичная, обаятельная и эксцентричная, Баба-Яга на советский лад – это всегда грязная горбатая старуха в лохмотьях. Главной Бабой-Ягой отечественного кино можно по праву считать народного артиста РСФСР Георгия Милляра: ему четырежды пришлось вживаться в роль сварливой горбуньи.

В советском кинематографе завершился долгий путь вочеловечения Бабы-Яги. По-настоящему долгий: образ зародился в доисторические времена.

В фольклоре, в народных сказках, она тоже чаще всего предстаёт старухой: не даром она баба. Но женские черты в ней гиперболизированы. Баба-Яга часто женщина с огромной грудью: «титьки» у неё то «через порог» лежат, то «через грядку», а то и вовсе «на крюку замотаны». Так подчёркивается, что Яга – мать. Но не людям, а, живущая в лесу, она мать здешних обитателей, хозяйка леса.

В некоторых сказках она остаётся хозяйкой леса, но перестаёт быть женщиной и превращается в лешего.

Метаморфозы Яги не редкость. В устах пересказчика она может стать не только лешим, но и чёртом, и животным – и даже одноглазым великаном. Но, кем бы она ни была, она всегда связана с загробным миром. Она – привратник Царства Мёртвых, а избушка на курьих ножках – это ворота в Царство, вернее, из Царства.

Именно поэтому герою сказки нужно «повернуть» избушку лицом к себе, чтобы войти в неё. И поэтому Яга восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух в ложку садится, сам в рот катится». Герой для Бабы-Яги не только русский, но и живой. Ей, обитательнице загробного мира, противен его «живой» запах, она хочет его умертвить.

Иногда на месте Яги в сказках оказывается животное: козёл, медведь, волк. Это превращение свидетельствует о происхождении образа Бабы-Яги.

На ранних стадиях развития общества мальчики, достигшие половой зрелости, проходили обряд посвящения. Для того, чтобы «войти» в мир взрослых, сейчас юношам достаточно получить паспорт. Раньше процедура была более сложной: мальчиков испытывали в течение нескольких дней. Их унижали, избивали, делали им обрезание, даже отрубали пальцы. Таким образом, мальчик «умирал», чтобы воскреснуть новым человеком.

А проходил обряд всегда в лесу, в специальной избе. И символизировала изба тотемное животное, которое поглощало неофита, забирало его в Царство Мёртвых, а затем возвращало обратно.

В народных сказках у избушки сохранился рудимент её животного прошлого: курья ножка. А само животное постепенно превратилось в обитателя избы, в Бабу-Ягу.

Виктор Цатрян

Кто такая баба-яга в русской сказке? – ARTandYou.ru

Выставка  «Русская сказка …» – путешествие по миру классического и современного искусства, кинематографа и, конечно же, русского фольклора. Посетитель музея становится героем сказки, выбирая на развилке, куда ему отправиться – «Направо пойдёшь …» Сказочный мир представлен в трех разрезах: в мультфильмах, кинематографе, мультимедийном искусстве и искусстве классических и современных художников, таких как Билибин, Поленов, Васнецов, Бурганов, Пепперштейн, Мамышев-Монро и др.; через природные стихии – посетитель становится гостем леса, подземелья или подводного мира, знакомых из сказок с самого детства; в многообразии форм русского фольклора, прокладывая маршрут путешествия сквозь сказки, былины и былички. Погрузившись в сказочный мир, мы решили разобрать одного из самых ярких и запоминающихся персонажей русской сказки – Бабу-ягу, опираясь на исследования Владимира Проппа – знаменитого русского фольклориста.

Олег Кулик. Алиса против Лолиты. 1999

Пропп выделяет три основных типа яги:  ягу-дарительницу, от которой герой или
героиня получает коня, богатые дары и т.д.; ягу-похитительницу, ворующую детей,
чтобы впоследствии ими полакомиться, и ягу-воительницу. Каждый из этих типов
имеет, как и свои специфические черты, так и общие. Однако, в первую очередь,
все в образе Бабы Яги  сходится на том,
что она имеет связь с царством мертвых. Анализируя ее образ, мы поймем, в чем
проявляется эта связь.

Баба-Яга и обряд посвящения мальчиков

Пропп, как многие другие исследователи сказки, связывает Бабу Ягу с обрядом инициации, посвящения, который сопровождался  определенными правилами поведения –  уходом в лес, в избу, различными ритуальными действиями, которые погружали инициируемого, в состояние близкое к смерти. По этой причине обряд инициации связывался с жуткими и даже мистическими образами – в том числе с образом яги. Сопоставляя русские сказки и обряд, мы можем заметить некоторые схожие черты.

Так, несмотря на то, что возраст, в котором дети
подвергаются обряду посвящения, различен, есть тенденция производить этот обряд
еще до наступления половой зрелости.  К
яге-пожирательнице всегда попадают дети.

Когда наступал момент посвящения, дети так или иначе
отправлялись в лес. Пропп выделяет  три
формы: увод детей родителями, инсценированное похищение детей в лес и, наконец,
самостоятельная отправка мальчика в лес без участия родителей.

Мы должны себе представить дело так, что детей не всегда доводили до священного места, их оставляли одних, и они сами должны были найти избушку. В сказке заблудившиеся или брошенные в лесу дети находят не человеческое жилье, а лесную избушку яги. Жестокость образа  яги-пожирательницы обусловлена жестокостью некоторых обрядов инициации.

В центре обряда посвящения повсеместно, как указано, стояло
обрезание. Но обрезание — только небольшая часть тех действий, которые
производятся над мальчиками. Здесь, в лесу, они подвергаются страшнейшим пыткам
и истязаниям. В сказке точно так же именно, в избушке и именно лесным
духом истязаются герои.

Баба-яга «схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со спины ремень вырезала, поела все дочиста и уехала»

Елена Поленова. Эскиз иллюстрации к сказке «Сынко-Филипко». 1896–1897.

Смысл этих жестокостей объясняется тем, что они должны были
приучить к абсолютному послушанию, причиной могло быть желание уменьшить
население, так как в результате этих «посвящений» известный процент
детей погибал.

Пропп, однако, находит эти объяснения не очень
убедительными.  Он считает, эти
жестокости должны были, так сказать, «отшибить ум». Продолжаясь очень
долго (иногда неделями), сопровождаясь голодом, жаждой, темнотой, ужасом, они
должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью. Они
вызывали временное сумасшествие (чему способствовало принятие различных
ядовитых напитков), так что посвящаемый забывал все на свете. У него отшибало
память настолько, что после своего возвращения он забывал свое имя, не узнавал
родителей и т. д. и, может быть, вполне верил, когда ему говорили, что он умер
и вернулся новым, другим человеком.

Так, проводы посвящаемого были проводами на смерть. Посвящаемого
особым образом украшали, красили и одевали. Когда женщины видели украшенного
таким образом мальчика, они пускались в плач, и то же делали его близкие
родственники, отец и братья матери, показывая свои переживания и траур.  В сказках так же присутствует мотив смерти –
здесь нежеланных детей хотят сбыть и извести, заводя, посылая или изгоняя в
лес.  «Тот страшно рассердился, взял
сестру и отвез в дремучий лес»  «В
одно время выпросили они у матери младшего брата на охоту, завели его в
дремучий лес и оставили там»

Войти в избушку на курьих ножках

Само жилище яги – избушка на курьих ножках, спрятанная в
лесу – имеет связь с миром мертвых: идя «куда глаза глядят» и
невзначай подняв взор, герой сказки натыкается на избушку на курьих ножках.  Некоторые сказки сообщают, что избушка эта
«крутится», т. е. вращается вокруг своей оси.

«Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно
повертывается».

Чтобы войти в избушку нужно, чтобы она повернулась
«правильной стороной» — герой должен произнести волшебные слова.  Зачем же нужно повернуть избушку? Почему
нельзя просто войти? Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или
невидимой грани, которую герой никак не может преодолеть: открытой стороной она
обращена к тридесятому царству, закрытой — к царству, доступному герою.   Попасть на эту грань можно только сквозь
избушку, а для этого ее нужно повернуть. Избушка является пограничным постом,
сторожевой заставой. И минует ее герой не раньше, чем будет подвергнут допросу
и испытаниям.  

Иногда чтобы войти в избушку, недостаточно просто сказать
волшебные слова: иногда герой или героиня должны подуть на нее, перевязать
встретившееся у входа дерево ленточкой, подлить под ворота маслица или
покормить животных.

«По старому присловию, по мамкину сказанью:
«Избушка, избушка, — молвил Иван, подув на нее, — стань к лесу задом, ко
мне передом». И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая
старушка»

Данные действия отсылают нас к различным обрядам и культам,
так или иначе связных с темой смерти.  Например,
подливание масла под ворота является отсылкой к окроплению. Подкармливание
собак, котов и прочих связано умилостивительными жертвами животным (например,
Церберу), охраняющим вход в Аид. Сама избушка зачастую имеет форму животного
или животные элементы: классические курьи ножки или двери-пасти.

Все это показывает, что избушка охраняет вход в царство
мертвых, и что герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в
иное царство, или приносит жертвоприношения.

Угощенье бабы Яги

Еда, непременно опоминающаяся при встрече с ягой, является так же одним из важнейших элементов, указывающих на роль яги-привратника. Это постоянная, типичная черта яги: она непременно угощает героя и отказывается с ним говорить, пока тот не поест.

В тех случаях, когда герой входит в избушку, а яги еще нет,
он находит накрытым стол и угощается без нее. Даже сама избушка иногда
подогнана под эту функцию: она «пирогом подперта», «блином
крыта», что в детских сказках Запада соответствует «пряничному
домику».

Почему же герой никогда не ест, например, перед отправкой из
дома, а только у яги? Еда имеет здесь особое значение, да и сама еда особенная:
герой должен поесть пищи, предназначенной для мертвецов, чтобы приобщиться к
царству мертвых – подобное можно встретить во многих культурах. Требуя еды,
герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на
нее, что он «настоящий». Вот почему яга и смиряется при его
требовании дать ему поесть.

Как выглядит Баба Яга

Дальнейшее поведение яги может разниться, в зависимости от ее типа: Яга-дарительница при приходе героя находится в избушке. Во-первых, она лежит, во-вторых,  занимает собой всю избу.»На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»

Иван Билибин. Баба-яга в ступе. 1900

Почему яга занимает собой все пространство избы? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Баба-яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Пропп полагает, что она мертвец, подобного мнения придерживаются и другие исследователи.

Еще одна яркая черта Бабы Яги заключается в том, что она, как полагает Владимир Пропп, слепа. Именно поэтому, являясь хранителем входа в царство мертвых, она не хочет пропускать героя, учуяв именно по запаху, что он живой. В культурах других стран так же присутствует мотив слепоты: например, в немецких сказках у ведьмы воспаленные веки и красные глаза, т.е. у нее, собственно, нет глазных яблок, а есть красные орбиты без глаз.

Другая особенность облика яги — это ее резко подчеркнутая
женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с
огромными грудями: «Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки
через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает»

Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Баба-яга всегда без замужняя, и возможно представлена в виде вечной старухи как раз поэтому.

Баба-Яга является таким ярким элементом русской культуры потому, что является сложным, многогранным и поражающим воображение героем волшебной сказки. В свою очередь, сказка, вплетающаяся в нашу жизнь еще с колыбели, играет огромную роль в становлении мировосприятия ребенка, впоследствии и косвенно – взрослого.

Над дизайном экспозиции работали театральные художники Алексей и Мария Трегубовы

Посетитель выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», при том любого возраста, открывает в знакомых и любимых с детства мирах что-то совершенно новое – бродя по дремучему лесу или блуждая по лабиринту подземелья, посетитель исследует их, осмысляя их через призму нестандартной, фантасмагоричной подачи и через произведения искусства: картины, скульптуры, фильмы, фотографии и пр.

Баба Яга В Славянском Фольклоре — Дикая Лесная Ведьма

Содержание

Кто такая Баба Яга?

Баба Яга, иногда Джези Баба, отвратительная женщина-демон-людоед из славянской традиции. Согласно некоторым версиям ее мифа, ее рот простирается от земли до врат ада. Она жила в странном доме, в каждом углу которого были ноги, как у цыпленка, и который стоял внутри забора из человеческих костей. Считалось, что когда она хотела путешествовать, она летала в железном котле или песте и ступке.

Пролог к ​​Бабе Яге

Если вы сегодня пойдете в лес, вас обязательно ждет большой сюрприз.
Если вы пойдете сегодня в лес, вам лучше переодеться.
Ведь каждый медведь, который там есть, обязательно соберется,
Потому что сегодня день пикника у плюшевых мишек…

Только в этом лесу мишек нет, а ранний пикник — это вы и ваши дети.

Глубоко в центре этого леса вы найдете поляну, небольшой участок земли, отделенный от остальных, отмеченный частоколом из человеческих костей. Там вы найдете хижину ведьмы, где есть фраза, вам нужно войти; «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне».

Если ваши дети действительно живы, желаю вам удачи, ведь это ее лес. Если вы опоздали, то это не имеет значения, потому что очень немногие когда-либо возвращаются, а те, кто возвращается, никогда не возвращаются и никогда не рассказывают о том, что видели, — по крайней мере, большинство из них.

Некоторые глупо полагают, что могут помочь другим, прежде чем она вернется, чтобы закончить то, что она начала; в то время как остальные верят, что то, что они видели, было нереальным.

Бугимен — это просто сказка, которую рассказывают, чтобы напугать детей, и она ничем не отличается — Баба Яга — это просто имя. Либо это?

Большинство из нас помнят те истории, которые нам рассказывали в детстве, которые пытались напугать нас и заставить вести себя по-другому. Бугимен ли это, рождественский демон или лесная ведьма-людоед, у всех у них было одно и то же намерение.

Сегодня мы действительно погружаемся в удивительный мир славянского фольклора со сказкой о Бабе Яге.

Значение имени Баба-Яга

Баба-Яга — это имя, которое встречается на всех словацких территориях Европы, но происхождение и значение этого имени, как и в славянском фольклоре в целом, немного различаются.

Как человеку, который не говорит ни на одном из этих славянских языков, Бабушка — первое слово, которое приходит на ум, но это может быть и просто потому, что это единственное слово, которое я помню, и которое не является ругательством.

Само слово «баба», кажется, имеет корни в нескольких славянских языках, и сегодня оно обычно используется для обозначения пожилой женщины или бабушки, как «бабушка». В других формах русского языка оно использовалось для обозначения акушерки и даже гадалка, так что трудно найти какое-либо реальное окончательное значение, кроме женщины.

Вторая часть имени Яга еще более неоднозначна, чем первая; что означает что угодно, от гнева и ужаса до ведьмы, зла и змеи. Это привело многих к мысли, что Баба мог просто помочь отличить или идентифицировать женский персонаж. Итак, я предполагаю, что злая или страшная пожилая женщина настолько плоха, насколько мы можем приблизиться к прямому переводу.

Происхождение Бабы Яги

С Бабой Ягой у нас очень интересный и уникальный персонаж, потому что ее история не является классической одномерной историей о бугимене или бугиженщине, как вы, возможно, ожидали. Это почти то же самое, что сказать своим детям, что если они будут плохо себя вести, Баба-Яга, злая старая ведьма, придет и съест их, но если они будут вести себя хорошо, она будет милой старой бабушкой, которая им поможет.

Персонажи этих историй могут быть почти противоположностями друг другу, но это показывает, что у Бабы Яги есть нечто большее, чем просто злая сторона.

Несмотря на то, насколько различны эти два подхода, цель этих историй, в конечном счете, одна и та же — заставить детей вести себя хорошо, будь то из-за страха перед последствиями или заманчивого стимула.

Пример того, что говорят детям о Бабе-Яге: «Послушай, Тимми, ты лучше съешь брюссельскую капусту, а то та жуткая старуха через дорогу сожрет твое сердце и перемолет твои кости в пыль, чтобы потом нюхать». Вы хотите, чтобы это произошло? Нет? Тогда ешь свои овощи… но если ты хороший Тимми, который съедает всю свою брюссельскую капусту, то баба Яга поможет тебе, когда ты будешь в нужде!»

Два разных подхода, но цели одинаковые; чтобы помешать маленькому Тимми стать какашкой.

Я знаю, что некоторым из вас могут не нравиться угрозы смертью, подкуп и запугивание детей, чтобы они вели себя прилично, и вы, вероятно, правы, это не самая здоровая практика. Но я уверен, что в наши дни отобрать телефон у вашего ребенка и сказать ему: «Больше двух недель, Тимми», — это эквивалентно современному бугимену, но это далеко не так весело и интересно.

Так кем же была Баба Яга? И какова была ее история?

Баба-Яга в «Российской грамматике»

Первое упоминание имени Баба-Яга было русским писателем Михаилом Ломоносовым в его работе «Российская грамматика», что в значительной степени означает просто русскую грамматику.

Здесь Михаил дважды упоминает ее имена, причем одно из них находится в разделе, где славянские божества сравниваются с римскими божествами, и предполагается, что они были вдохновлены.

Но Баба-Яга появляется сама по себе, подтверждая представление о том, что она была уникальным славянским творением, лишенным какого-либо греческого и римского влияния.

Шли годы, стали распространяться истории о старой костлявой ведьме, которая жила в лесу. Ее дом стоял на двух курьих ножках, и она ездила по лесу в гигантской ступе с пестиком, и поэтому я люблю славянский фольклор, потому что он настолько беззастенчиво странен, что его трудно не позабавить.

Когда вы думаете о ведьмах, самый общий образ, который приходит на ум, вероятно, включает в себя остроконечную шляпу, черную кошку и метлу, на которой можно ездить, но не славян. Вместо этого Баба-Яга залезает внутрь своей гигантской ступы и использует ее в качестве большого песта для управления, что, если подумать, весьма эффективно, потому что, когда вы похищаете детей и перемалываете их кости в пыль, вам захочется чтобы ваш пестик и ступка были под рукой, когда вы, наконец, поймаете одного из маленьких гремлинов.

Она по-прежнему носит с собой метлу, но с ее помощью можно сметать весь мусор, который вы могли оставить, чтобы недовольные жители деревни не смогли ее найти.

Изображение Бабы-Яги

В различных историях и повествованиях, в которых она фигурирует, Баба-Яга имеет несколько изображений с довольно интересной символикой. У нее может быть хрупкая форма, но ее зубы достаточно острые, чтобы пронзать кости, а иногда даже изображаются металлическими.

Ее ноги часто очень худые, из-за чего она получила одно из прозвищ «костлявые ноги». Часто считается, что это подразумевает какое-то демоническое влияние или силу, из-за стихотворения Николая Александровича Некрасова в 1840 году. Стихотворение называлось «Баба Яга костлявая нога» 9.0003

В этом стихотворении он говорит, что дьявол варит 12 злых женщин в одну, чтобы быть такой же злой, как и он сам, и в результате получается Баба Яга, которая выходит в мир, чтобы творить зло, и возвращается в ад за своей наградой.

Описание Некрасова следующее:

У нее такие длинные клыки и волосы в ноздрях, что они свисают до груди.
У нее огромные уши, рога на лбу и дырки вместо глаз.
В шапке из жабьей кожи и пальто из змеиной кожи.

Некрасов видит в ней больше демона, чем милую старушку.

Дом Бабы Яги

Интересный символизм исходит от ее домика или избушки, которая стоит на двух куриных ножках и способна в любой момент просто встать и уйти.

Незнакомцы также не могут просто войти в этот дом, не сказав фразу: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне». но у первого определенно есть более волшебное чувство.

Также считалось, что эта фраза останавливает дом, когда он движется по лесу. Когда речь заходит о домике Бабы Яги, возникает очевидный вопрос: почему у него куриные ножки?

Я помню, когда я впервые услышал эту историю, я просто отмахнулся от нее, ведь все любят курицу. Но когда вы смотрите на это с более символической точки зрения, это обретает чуть больше смысла.

Бабу-Ягу часто изображают либо в виде бабушки, либо в образе напевающей, но есть и более зловещая ее сторона, уродливая, опасная и дикая. Независимо от этого, вы ожидаете, что обе эти фигуры будут в некоторой степени находчивыми: бабушка, использующая все, что может найти, чтобы прокормить свою семью, и то же самое можно сказать о ком-то изолированном, живущем в лесу; нет другого выбора, кроме как быть самодостаточным.

Как же все это связано с куриными ножками? Что ж, ноги считались бы нежелательной частью курицы, поскольку, когда дело доходило до королевских особ, героев и богатых, им отрезали бы их выбор — крылья, грудку или бедро. Но менее желательные части курицы, такие как ноги, либо выбрасывали, либо отдавали крестьянам.

Итак, Баба-Яга, строящая свой дом из ненужных обрезков, — свидетельство ее находчивости, и, может быть, она призвана показать, как бы что ни выглядело — всему свое применение.

Однако некоторые считают, что эти куриные лапки были просто ходулями, и это убеждение проистекает из коренные жители Сибири, которые хранили свою еду в небольших хижинах на сваях, чтобы держать свои запасы подальше от животных. Корни этих деревьев временами могут напоминать куриные лапки.

Как путешествует Баба Яга — Пестик и ступка

За ее пестиком и ступкой скрывается некий символизм, который на первый взгляд может показаться странным выбором для путешествий.

Для тех, кто не знает, пестик и ступка часто используются для измельчения чего угодно, но в основном трав и специй, так что они должны были использоваться врачами и другими людьми, пытающимися приготовить лекарство. Но его также могли использовать те, кто занимался колдовством. Таким образом, пестик и ступку можно рассматривать как символ двух ее личностей.

Сказка о Василисе Прекрасной и Бабе Яге

Одной из самых известных сказок с ее участием является сказка «Василиса Прекрасная», которая вошла в сборник сказок, собранных Александром Афанасьевым.

Как вы уже догадались, в центре сюжета находится молодая девушка по имени Василиса. Когда ей было восемь лет, умерла ее мать, оставив ей маленькую деревянную куклу. Она сказала Василисе, что если ей когда-нибудь понадобится помощь, все, что ей нужно сделать, это накормить куклу, и она ей поможет.

Злая мачеха Василисы

Когда ее мать умерла, она дала кукле еды, и она пришла к ней и утешила ее. В конце концов, ее отец ушел и снова женился, но эта мачеха была злой и жестокой женщиной, которая довела Василису до костей. Но с деревянной куклой рядом с ней она могла выполнить любую задачу, которую от нее просили.

Как следует из названия рассказа, Василиса была необычайно красива, и к ней часто приходили молодые люди, проявлявшие интерес. Ее мачеха отклоняла все предложения этих женихов, потому что ее дочери были старше, и поэтому они должны были выйти замуж в первую очередь. Но ни один из женихов не предпочел их Василисе, и поэтому она застряла дома, работая в поте лица.

Ее отцу, будучи купцом, пришлось отправиться в довольно далекое путешествие, чем воспользовалась мачеха, продав свой дом и переселив их в темный и мрачный лес.

Василиса послала забрать огоньки у Бабы Яги

Однажды вечером каждой девушке было велено потушить в доме все огни, кроме одной свечи. Однако одна из старших дочерей по ошибке потушила эту свечу, и Василиса была привлечена к ответственности.

Мачеха послала ее за потерянными огнями из избушки Бабы Яги. Девушка не была уверена, мудра ли это мысль, потому что она и раньше слышала сказки о Бабе-Яге, и они только наводили на нее ужас.

Итак, она достала свою деревянную куклу и накормила ее крошками. Он успокоил ее нервы, а затем посоветовал ей сходить к Бабе Яге.

Рано утром она отправилась в путь. Когда она отправилась дальше в лес, она наткнулась на мужчину, одетого во все белое, верхом на белой лошади, который не обратил на нее внимания. Вскоре после этого к этому времени подъехал еще один человек, одетый в красное, на рыжем коне.

Затем она наткнулась на забор из человеческих костей, окружавший дом, стоявший на двух куриных ножках. Пока она стояла, размышляя, стоит ли ей войти внутрь, мимо проехал третий всадник. На этот раз оделся в черное и с ним пришла ночь.

Черепа, из которых состоял забор, начали светиться, но Василиса решила вернуть свет, остававшийся у забора, пока Баба-Яга не прилетела со своим пестиком и ступкой только для того, чтобы найти ожидающую ее молодую девушку.

Она согласилась отдать Василисе огонь, за которым пришла, но только если она сначала выполнит ряд заданий. Это также было сделано с оговоркой, что в случае неудачи она убьет ребенка, но, к ее чести, она приняла это предложение.

Задания, данные Василисе

Однако эти задачи ничем не отличались от того, что она делала для своей мачехи, и состояли из уборки, готовки и стирки, но когда эти дела были выполнены, ей нужно было отделить семена мака от земли и хорошую кукурузу от гнилая кукуруза.

Одного объема работы, которую нужно было сделать, было слишком много для Василисы, которая была истощена. Она начала терять всякую надежду, пока ее кукла снова не пришла ей на помощь, завершив работу, пока она спала.

На рассвете проехали белые всадники, днем ​​красные, вечером черные всадники. С этим последним всадником Баба Яга вернулась домой. Проделанную Василисой работу она проверила и претензий не имела. С собой у нее было три пары отрубленных рук, которые осматривали для нее кукурузу. Затем она объяснила, что белый Всадник — это день, красный — Солнце, а черный Всадник — ночь.

Зная, что задача, которую она поставила перед девочкой, почти невыполнима, она спросила, как ей это удалось. Василиса ответила: «с благословения матери». Бабу-Ягу это взбесило, и она сказала девочке, что у нее в доме не будет ни одного благословения.

Она дала ей из забора фонарь-череп, полный горящих углей, и отправила домой.

Смерть злой мачехи и сводных сестер Василисы

Вернувшись домой, Василиса обнаружила, что ее мачеха и сводные сестры не могут зажечь в своем доме ни свечи, ни огонь. Они пытались принести лампы и факелы снаружи, но как только они вошли внутрь, их погасли.

Однако угли, которые она купила вместе с ней в черепе, ярко горят. Настолько яркие, что поглотили ее мачеху и сводных сестер, сожгли их дотла. Затем она закопала череп под своим домом, чтобы он больше не причинял вреда.

Счастливый конец для Василисы

Затем Василиса переехала в столицу и стала суконщиком, где ее исключительные навыки означали, что она будет работать на королевскую семью и в конечном итоге выйдет замуж за принца.

Взлет из истории

Эта история интересна тем, что подходит под описание Бабы Яги, которое мы упоминали ранее. Она не совсем злая, так как хочет помочь Василисе, но она должна это заслужить, и затем мы видим немного более темную сторону, когда она говорит девушке, что если она не сможет выполнить эти задания, то она ее убьет.

Причина, по которой она так агрессивно отреагировала на упоминание Василисы о благословении ее матери, может иметь какое-то отношение к рассказам о Бабе-Яге, которая была бабушкой дьявола. Так что, естественно, у нее будет отвращение к идее благословений и всякого рода вещей, которые отвратят зло.

В этой истории мы также видим появление всадника. Три всадника в этой истории могут внести некоторую путаницу, поскольку ее легко спутать с четырьмя всадниками Апокалипсиса, но, похоже, они не имеют большого отношения.

Три всадника вместо этого символизируют день, Солнце и ночь. Обычно Бабу-Ягу описывают как обладающую контролем над стихиями в лесу, и всадники — довольно хороший тому пример.

Также бросались в глаза параллели между этой историей и другими популярными сказками, такими как Золушка. У вас есть недооцененный главный герой, злая мачеха, заставляющая ее делать работу по дому, и уродливые сводные сестры.

Царь-девица

Другая история, которая вместо этого подчеркивает идею Бабы Яги, поскольку эта тройная фигура старухи, которую мы видим в таких играх, как «Ведьмак 3», — это Царская дева, которая следует за сыном купца по имени Иван, когда он посещает дом всех трех Баба Яг.

Когда он подходит к первому дому, его встречает очень старая женщина. Он спрашивает ее, знает ли она, где находится трижды десятое Царство; на что она отвечает, что нет, но ее сестра может помочь.

Иван идет дальше по лесу, пока не натыкается на хижину, идентичную первой. Но внутри находится гораздо моложе выглядящая женщина, и он задает ей тот же вопрос. Она также говорит Ивану, что не знает, и, возможно, ее другая сестра может знать.

Она также предупреждает Ивана, что эта сестра может попытаться его съесть. Если это произойдет, она велит Ивану попросить у сестры три рога и ее разрешение взорвать их. На первую надо дуть тихо, на вторую громче, а на третью еще громче.

Через некоторое время Иван снова натыкается на ту же хижину, а внутри находится младшая из всех трех сестер. Как и предсказывала другая сестра, она планирует убить Ивана и съесть его. Он умоляет ее отдать ему три рога, и она не видит в этом никакого вреда.

Он тихонько дует на первую, потом на вторую громче, а на третью так громко, как только может. Звук этих рогов заставлял дом роиться сотнями птиц. Среди этих птиц есть гигантская жар-птица, которая велит Ивану прыгнуть ей на спину, чтобы они могли убежать, прежде чем его съедят, и они так и делают, и на этом история заканчивается.

Баба Яга в поп-культуре

The Witcher 3 Blood and Wine: Wicked Witch Boss Fight

В Witcher 3 у вас есть квестовая линия, которая сосредоточена вокруг лесных дам или трех старух, что кажется отсылкой к историям Бабы Яги как три сестры.

Когда мы впервые видим их на гобелене, они кажутся молодыми и красивыми, но позже в жизни они все дряхлые и весьма отталкивающие. На их лицах мы видим отрубленные руки и игрушечных кукол, отсылающих к истории Василисы, но мы также видим и другие части тела детей, а также разговоры о поедании маленьких мальчиков и девочек.

Есть даже наездник в черных доспехах, который выполняет их приказы. В этом нет ничего удивительного, потому что CD Projekt RED очень хороши, когда дело доходит до интеграции традиционного фольклора в «Ведьмака», и сцены с этими тремя старухами — тому подтверждение.

Я думаю, что самое последнее изображение Бабы-Яги, которое мы видим в мейнстриме, — это фильм «Адский мальчик», где мы можем сказать, что она не самая приятная на вид личность — это преуменьшение года. Не слишком спойлеря, она одноглазая ведьма с деревянными ногами и любовью к человеческим детям.

В заключение

Баба Яга — фигура, окутанная тайной. Мы не знаем, сколько ей лет и откуда она. Именно эта двусмысленность делает ее отличным персонажем, и она снялась во многих анимациях и фильмах, где она появляется как злодей и как более полезный человек.

Тем не менее, некоторые вопросы, если она когда-либо должна была быть замечена в таком виде, подразумевая, что она помогает только тогда, когда это в ее интересах. Есть даже некоторые вопросы по поводу ее статуса ведьмы, потому что, хотя она была названа таковой и может даже вести себя и обладать некоторыми качествами, которые вы ожидаете, есть много факторов, которые не соответствуют стереотипному образу.

У нас также нет однозначного ответа, откуда взялись эти истории. Многие письменные упоминания и рассказы исходят от русских ученых, но есть упоминания о фигуре по имени Ези Баба из западных славян и Баба Коризма или Баба Рога из южнославянского региона.

Итак, можно с уверенностью сказать, что она появлялась повсюду среди славян в разных формах и под разными именами.

В любом случае, какую интерпретацию вы предпочитаете? Злая ведьма, пожирающая детей; Добрая старушка, помогающая нуждающимся; Или корыстная пожилая женщина, которая ни хороша, ни плоха, а просто движима корыстью; или, может быть, вы предпочитаете трех сестер, которые появляются в Ведьмаке и истории Ивана.

Какой бы ни была, пожалуйста, поделитесь этой статьей… «Потому что, если вы этого не сделаете, вы можете закончить, как наш маленький Тимми!»


FAQ

Кем была Баба Яга?

Баба Яга, иногда Джези Баба, отвратительная женщина-людоед-демон славянской традиции. Согласно некоторым версиям ее мифа, ее рот простирается от земли до врат ада. Она жила в странном доме, в каждом углу которого были ноги, как у цыпленка, и который стоял внутри забора из человеческих костей. Считалось, что когда она хотела путешествовать, она летала в железном котле или песте и ступке.

Где живет Баба Яга?

Баба Яга жила в лесу. Ее дом стоял на двух курьих ножках, и она ездила по лесу в гигантской ступке с пестиком.

Что делает Баба Яга?

Согласно славянскому фольклору, Баба Яга заманивает в лес, ищет непослушных детей, которые плохо себя ведут, чтобы поесть. Ее история, по сути, рассказана для того, чтобы держать детей под контролем.

Как мне победить Бабу Ягу?

Согласно рассказу Василисы, чтобы победить Бабу Ягу, вы должны выполнить задания, данные вам Бабой Ягой. Таким образом, говорят, что она выполняет вашу первоначальную просьбу. Однако, по рассказу Ивана, надо протрубить в 3 рога, собранных у Бабы Яги; один дует тихо, второй чуть громче, а последний, самый громкий.

 Источники искусства: Элли Лебедева, Елизавета Александра-Соболева, Ульяна Гостышева, КИРИАКОС НТАТИДИС, Алексей Виноградов.  

Сила Бабы Яги – Рассказ для всех

Славянский фольклор

В славянских мифах Баба Яга – дикая женщина или темная волшебница, и о ней сложено много сказок.

Эти истории могут исходить от людей, которые много лет назад жили в лесах северной России и Финляндии. На протяжении веков у них были каменные статуи по имени Яга или Золотая Баба. Часто у статуй были свои маленькие хижины, построенные на пнях, полные даров. Это были статуи местной богини, к которым люди спрашивали совета. Она также имела право решать, что происходит с людьми, немного как Баба Яга.

Слово Баба может означать любую женщину, достаточно взрослую, чтобы выйти замуж. Однако в сказках Бабу-Ягу часто описывают как устрашающую, дикую старую ведьму с ужасным аппетитом поедать людей. Сказка «Баба Яга и Василиса Прекрасная» является одной из самых известных сказок и имеет много общего с другими народными сказками, такими как Золушка.

Чем важна Баба Яга — Ведьма или Мудрая Женщина?

Баба Яга может стоять за судьбу человека. Когда кто-то входит в хижину, он живет или умирает в зависимости от того, что он говорит и делает. Некоторые также говорят, что Баба-Яга символизирует темную сторону мудрости, а образ Василисы — светлую сторону.

Какой бы она ни была, она больше, чем просто уродливая старая ведьма, ибо обладает силой — люди должны бояться и уважать ее.

Во многих древних обществах пожилые женщины считались хранительницами мудрости и традиций семьи или племени. Им больше не нужно было заботиться о детях, они стали матерями для остальной части общества.

Считалось, что эти мудрые женщины разбираются в тайнах рождения и смерти. Они были целителями и ухаживали за умирающими. Иногда считалось, что они обладают силой жизни и самой смерти. Слово «ведьма» когда-то означало «мудрая».

Позже, с 12 века, когда люди начали верить в использование магической силы во зло, люди стали бояться и ненавидеть этих мудрецов с их снадобьями и советами. Многие были преданы смерти, и образ мудрой женщины или «ведьмы» изменился, превратившись в пугающую, уродливую, злую старую ведьму, накладывающую злые чары, как в современных историях.

Баба Яга интересна тем, что, хотя ее описывают как страшную старую ведьму, она все же мудра и сильна; дикий, жестокий, но иногда и добрый. Баба Яга связывает волшебниц из древних мифов и ведьм из народных сказок.

Чем живет Баба-Яга?

Как и большинство ведьм, Баба Яга умеет летать, но не использует метлу. Вместо этого она сидит в гигантской ступе (чаше для измельчения пищи), колени почти касаются подбородка. Она едет очень быстро по лесной подстилке или над ней и использует пестик (точильщик) в качестве руля, который держит в правой руке. Она заметает свои следы метлой из серебряной березы, которую держит в левой руке. Где бы она ни появлялась, начинает дуть дикий ветер, стонут деревья и кружатся в воздухе листья.

Ее дом — хижина в глубине березового леса, в месте, которое трудно найти, если только волшебная нить, перо или кукла не укажет путь. Хижина живет своей жизнью. Он стоит на больших куриных ножках и может передвигаться. Его окна действуют как глаза, а замок полон зубов.

Хижину окружает забор из столбов. Столбы сделаны из человеческих костей и увенчаны черепами, чьи пылающие глазницы освещают лес. Очень часто хижину охраняют голодные собаки, злые гуси, лебеди или черная кошка.

Хижина может вращаться и перемещаться по лесу. Издает леденящие кровь визги. Большинство из тех, кто входит, никогда не уходят, так как Баба-Яга моет их, кормит, а затем кладет на гигантскую лопатку, прежде чем поставить в свою печь.

Во многих историях судьба тех, кто входит в ее хижину, находится в их собственных руках. Гость может поместиться или не поместиться в печь, в зависимости от того, как он помещается на лопатке. Хотя она съедает аж десять человек, Баба Яга очень худая и костлявая, как скелет. Ее нос очень длинный и крючковатый.

Почему люди обращаются за помощью к Бабе Яге?

Может показаться странным, что кто-то будет искать Бабу Ягу или заходить в ее избушку. Однако она мудра и все знает, все видит и говорит всю правду тем, кто достаточно смел, чтобы спросить.