Арбатско-Покровская линия. Подробная информация. Арбатско покровская линия метро
Арбатско-Покровская линия, Московский метрополитен | Метро 2-х столиц
Арбатско-Покровская — третья линия Московского метрополитена (фактически была открыта второй).
На линии 22 станции, протяженность — 45,1 км (самая длинная линия в московском метро).
Последняя открытая станция — Пятницкое шоссе, была открыта в 2012 году. Работы по продлению линии не ведутся.
На линии три открытых участка — на подъездах к станциям Измайловская (2 км) и Кунцевская (1,5 км) и участок за станцией Мякинино в направлении к Волоколамской на Митинском метромосту (439 м). Центральный участок от Семеновской до Парка Победы глубокого заложения. Так же часть перегона Крылатское — Строгино проходит в Северо-западном тоннеле на глубине до 44 метров. Остальные участки линии мелкого заложения.
Линию обслуживают составы из 5 сдвоенных вагонов типов 81-740.1/741.1 и 81-740.4/741.4 (Русич).
Строительство Арбатско-Покровской линии
Строительство участка от Площади революции до Курской (1938 г.) позволило объединить этот участок и ответвление Сокольнической линии в отдельную — Арбатско-Покровскую линию. На момент образования на линии было 6 станций. Изначально переход на Сокольническую линию был на станции Александровский сад (построен в 1937 г.). Открытие станции Театральная, помимо Замоскворецкой линии, так же позволило осуществлять переход на Сокольническую, через вестибюли станции.
Во время Войны, в 44-м году был открыт участок Курская — Партизанская (Электрозаводская открывается на 4 месяца позже). Интересной особенностью Партизанской является наличие третьего пути, однако в настоящее время он используется, в основном, для составов идущих из/в депо. В это же время принимается решение построить участок глубокого заложения от Площади революции до Киевской дублирующий существующий. Строительство было завершено в 1953 году, при этом участок мелкого заложения был закрыт (в 1958 он был открыт снова в составе Филёвской линии). В 1954 году открывается участок от Партизанской до временной станции Первомайская, располагавшейся в депо Измайлово. В 61-м этот участок заменяется новым, а в 63-м продлевается до Щёлковской.
После 40 летнего перерыва на западе линии открывается станция Парк Победы — самая глубокая станция московского метрополитена (84 м). В 2008 году заканчивается строительство участков Парк Победы — Кунцевская и Крылатское — Строгино, при этом соединяющий их участок Филёвской линии (построен с 1965 по 1989 годы) передается Арбатско-Покровской. В том же году на действующем перегоне открывается станция Славянский бульвар. В 2009 году линия продлевается до Митино, в 2012 до Пятницкого шоссе.
Перспективы развития
На Арбатско-Покровской линии больше всего измененных и нереализованных проектов. Некоторые станции были исключены из планов строительства в пользу сокращения сроков и затрат, но на линии оставлено несколько заделов для их сооружения. Наиболее логичным выглядит строительство станции Хмельницкая с переходом на Китай-город, и соответственно Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую линии. Станция Троице-лыково на самом длинном перегоне Крылатское — Строгино (длина 6,6 км) тоже вполне уместна. Однако из-за сложности строительства станций на действующих участках, а в случае с Троице-лыково еще и малым пассажиропотоком, реализация этих проектов в ближайшие годы маловероятна. К еще более долгосрочным планам можно отнести строительство станции Рождествено.
metro2.org
Арбатско-Покровская линия в Москве (синяя)
А
Автомойки / мойка автомобиля
Организации : 15
Агентства недвижимости
Организации : 55
Агентство / компании по организации и проведению праздников под ключ
Организации : 23
Ателье / мастерские по ремонту одежды
Организации : 57
Аудиторские компании организации услуг
Организации : 6
Б
Банкетные залы
Организации : 6
Банкоматы
Организации : 325
Бизнес-центры
Организации : 56
Букмекерские конторы и лотереи
Организации : 35
Бухгалтерские аутсорсинговые компании услуг сопровождения
Организации : 16
Д
Детские районные поликлиники
Организации : 6
Диагностические центры
Организации : 28
Диспансеры
Организации : 5
И
Интернет хостинг компании для сайта
Организации : 6
Интернет-провайдеры домашней сети интернет
Организации : 9
К
Кадровые агентства по поиску работы
Организации : 21
Кассы, отделения, банки обмена валют
Организации : 154
Кассы, точки предварительной продажи билетов
Организации : 31
Киоски и точки продаж лотерейных билетов
Организации : 16
Киоски, центры, магазины печатной продукции
Организации : 73
Киоски, центры, магазины по продаже журналов
Организации : 18
Коворкинг центры
Организации : 5
Компании грузоперевозок межгород по России
Организации : 8
Компании для проведения маркетинговых / социологических исследований
Организации : 7
Компании морских / речных грузоперевозок / перевозки грузов
Организации : 5
Компании по Indoor / индор рекламе в помещениях
Организации : 5
Компании по автоматизации бизнес-процессов
Организации : 8
Компании по автоматизации производственных процессов
Организации : 6
Компании по аренде помещений
Организации : 17
Компании по заказу / аренде спецтехники
Организации : 7
Компании по заправке картриджей принтера
Организации : 9
Компании по изготовлению памятников / магазины ритуальных принадлежностей
Организации : 6
Компании по изготовлению печатей / штампов
Организации : 36
Компании по изготовленю рекламных конструкций
Организации : 5
Компании по лазерной гравировки и резки
Организации : 11
Компании по миграционным услугам, вопросам
Организации : 7
Компании по обеспечению информационной безопасности
Организации : 10
Компании по организации и проведение тендеров / аукционов
Организации : 6
Компании по организации управления внешнеэкономической деятельности предприятия
Организации : 5
Компании по предпечатной подготовке макетов, книг
Организации : 16
Компании по размещению рекламы в интернете
Организации : 6
Компании по размещению рекламы в СМИ
Организации : 7
Компании по термопечати
Организации : 10
Компании по управленческому консалтингу
Организации : 24
Компании по уходу за животными
Организации : 6
Компании по финансовому консалтингу
Организации : 8
Компании помощи в оформление права собственности / регистрация недвижимости
Организации : 18
Компании помощи в оценке недвижимости, собственности
Организации : 17
Компании помощи организации выставок
Организации : 8
Компании помощи по регистрации / ликвидации компаний
Организации : 6
Компании такси заказать / вызвать
Организации : 6
Компании услуг имидж-консультанта
Организации : 8
Компании услуг операций на фондовом рынке
Организации : 7
Компании услуг перевода с иностранных языков
Организации : 59
Компании услуг сетевого и системное администрирование
Организации : 12
Компании экспресс доставки почты
Организации : 23
Компании, агентства по разработке дизайна рекламы
Организации : 14
Компании, мастерские по ремонту / изготовление ювелирных изделий
Организации : 17
Компании, студии по разработке, поддержке, продвижению веб-сайтов
Организации : 39
Компании, типографии по нанесению и печать шелкографией
Организации : 7
Компании, типографии по широкоформатной печати рекламы
Организации : 10
Компании, центры по прокату / аренде автомобиля
Организации : 7
Конференц-залы / переговорные комнаты
Организации : 5
Копировальные центры
Организации : 12
Л
Ломбарды
Организации : 62
М
Массажные салоны, центры, клиники
Организации : 70
Мастерские по ремонту обуви и кожгалантереи
Организации : 28
Мастерские, сервисный центры по ремонту часов
Организации : 18
Медицинские лаборатории
Организации : 10
Микрофинансовые организации / центры / фонды / компании
Организации : 35
Многопрофильные медицинские центры
Организации : 6
Модельные агентства
Организации : 8
Музыкальные школы
Организации : 5
Н
Новостройки / квартиры в новостройках
Организации : 5
Ногтевые студии, салоны
Организации : 108
Нотариальные конторы услуг нотариуса
Организации : 22
О
Отделения, офисы банков
Организации : 25
Официальные автошколы
Организации : 21
Официальные благотворительные фонды
Организации : 14
Охранные частные предприятие / чопы
Организации : 5
П
Парикмахерские / салон красоты и парикмахерских услуг
Организации : 22
Парковки / автостоянки автомобилей, машин
Организации : 11
Печатные издания
Организации : 5
Платёжные терминалы оплаты
Организации : 469
Постаматы
Организации : 9
Прачечные / услуги прачечной
Организации : 13
Психологические центры, больницы, клиники, поликлиники
Организации : 19
Пункты продажи, кассы, киоски проездных билетов / транспортных карт
Организации : 16
С
Сайты услуг репетитора
Организации : 16
Салоны SPA-процедур
Организации : 9
Салоны красоты косметических услуг
Организации : 23
Салоны по уходу за ресницами / бровями
Организации : 57
Салоны сотовой / мобильной сети связи
Организации : 28
Саморегулируемые организации
Организации : 8
Сервисные центры, мастерские по ремонту мобильных телефонов
Организации : 35
Сервисные центры, мастерские по ремонту оргтехники
Организации : 5
Сервисные центры, мастерские по ремонту пк компьютеров и ноутбуков
Организации : 58
Системы денежных переводов
Организации : 133
Стоматологические зубные поликлиники, клинки, центры
Организации : 50
Стоматологические центры, больницы, клиники, поликлиники
Организации : 8
Страховые компании
Организации : 57
Студии, салоны загара
Организации : 22
Т
Театральные студии, школы, кружки искусства
Организации : 6
Точки, сайты, агентства, кассы, пункты продаж авиабилетов
Организации : 146
Транспортные компании международных грузоперевозок
Организации : 7
Ф
Финансово инвестиционная компании
Организации : 15
Фотокабины и инстапринтеры
Организации : 17
Фотосалоны, ателье, компании услуг фото на документы
Организации : 18
Фотостудии
Организации : 7
Фотоцентры
Организации : 17
Х
Химчистки одежды
Организации : 7
Художественные мастерские студии
Организации : 9
Ц
Центры бизнес тренингов, семинары
Организации : 8
Центры мануальной терапии
Организации : 8
Центры независимой автоэкспертиза автомобиля
Организации : 8
Центры обучения курсы творчества и рукоделия
Организации : 5
Центры обучения мастеров для салонов красоты
Организации : 6
Центры обучения рабочим профессиям
Организации : 7
Центры обучения, школы иностранных языков
Организации : 30
Центры пластической хирургии клиники, больницы, поликлиники
Организации : 7
Центры получение образование за рубежом
Организации : 13
Центры профессиональной переподготовки и повышение квалификации
Организации : 9
Центры, компании связи с общественностью, реклама PR
Организации : 7
Центры, компании, агенство рекламно полиграфических услуг
Организации : 6
Центры, органы, компании по сертификации продукции
Организации : 16
Центры, сервисы, компании шиномонтажа
Организации : 12
Центры, сервисы, станции ремонта бензиновых двигателей
Организации : 5
Ш
Швейные ателье, мастерские
Организации : 49
Ю
Юридические компании по ведению дел в суде
Организации : 113
Юридические компании по представительству в суде
Организации : 97
metro.mwmoskva.ru
3. Арбатско-Покровская линия. Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах
3. Арбатско-Покровская линия
Это самая длинная линия Московского метро — почти 44 км. Название сразу вызывает вопрос: почему «Покровская»? Ведь такой станции в московском метро нет. Причиной курьеза является изменение в планах строительства 1938 года: уже запроектированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, от них остались только заделы (если хотите — «призраки») — прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга, — и название линии.
В настоящее время ветка одним концом доходит до Щелковского шоссе на востоке, а другим — до Митино на северо-западе. Возможно, она будет продлена еще на одну станцию — Рождествено, — но строительство пока не начато.
«Курская» станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошерстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток. Сейчас он используется в нештатных ситуациях и для служебных перевозок.
Самые старые станции ветки — «Курская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Над их оформлением работали именитые архитекторы: Леонид Поляков, Алексей Душкин. На отделке не экономили даже в военные годы! Своды украшались лепными орнаментами и росписями, стены — мозаиками.
Самые старые станции ветки — «Курская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». На отделке не экономили даже в военные годы!
Особенно примечательна станция «Площадь Революции». Она залегает на глубине 33,6 метра и знаменита своими скульптурами числом 76, находящимися в нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала. Их автор — Матвей Манизер (ему же было поручено снять посмертную маску с лица умершего Сталина). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты, также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, находившийся в торце зала. Всего на станции — 20 различных образов, 18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды.
В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации они сильно пострадали: от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась несколько раз, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры, кроме детских, либо стоят на коленях, либо пригибаются, либо сидят — иначе они не вместились бы в сводах арочных проходов. Люди шутили: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Городская легенда
Существует поверье, что лучший способ сдать зачет — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». В результате носы и половина морды у всех собак натерты до блеска. Чтобы сдать экзамен, нужно подержать пса за лапы. А вот к петуху, которого держит чугунная птичница, лучше совсем не приближаться: это плохая примета.
Это интересно
При движении в сторону «Арбатской» можно видеть двухпутный тоннель, который ведет к станции «Александровский сад». Вопреки утверждениям метрофанатов, что это и есть сбойка с секретным «Метро-2», на самом деле эта ветка соединяет Арбатско-Покровскую и Филевскую линии. В 1938–1953 гг. по ней шло пассажирское движение. Вплоть до 1997 года поезда с пассажирами иногда переходили с Арбатско-Покровской на Филевскую линию.
Восточный вестибюль, построенный в 1947 году, был закрыт на реконструкцию в декабре 2008-го, а в полдень 29 марта 2010 года — просто открыт: торжественную часть отменили из-за терактов, произошедших несколькими часами раньше.
Следующие станции до «Киевской» открыты в 1953 году.
По непонятной причине глубокая «Арбатская» синей ветки и «Арбатская» голубой, Филевской, линии, называются одинаково; «Смоленских» тоже две. Москвичи не ошибаются — две эти филевские станции почти не загружены, их не перепутаешь с бесконечно востребованными «Смоленской» и «Арбатской» синей ветки. Но когда внезапно переименовывают «Измайловский парк», руководствуясь тем, что люди путают его с «Измайловской» — москвичей это смешит чрезвычайно.
По официальной версии, новый глубокий участок синей ветки построили после того, как в отрезок неглубокого метротоннеля Арбатская-Смоленская во время Великой Отечественной войны попала бомба. Строительство этого отрезка пути велось в 1953 году в глубокой тайне и стало сюрпризом для москвичей. Станция «Арбатская» сооружена по специальному проекту: сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьевых гор».
Это интересно
С западной стороны станции перед эскалатором, выходящим на поверхность, имеется скрытая стальными воротами лестница-переход через тоннель. Затем еще одна лестница ведет вниз. Стены этого перехода не облицованы и выкрашены в зеленый цвет служебных помещений. В станционном зале, у эскалатора, есть камера наблюдения, направленная на решетку. Поговаривают, что данный проход ведет на секретную станцию «Метро-2», о котором мы еще расскажем.
«Арбатская» входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве, у нее всего один наземный вестибюль. В нем есть огромная пустая рама — до середины 1950-х здесь был портрет Сталина в полный рост работы Опрышко. Некоторые считают, что он сохранился, но закрыт штукатуркой; другие рассказывают, что гранитная мозаика со Сталиным на фоне победных знамен продержалась несколько лет, но однажды после закрытия метро приехали рабочие и демонтировали гранитную мозаику. Ее автор очень просил, чтобы ему отдали хотя бы часть изображения — голову тирана, но Опрышко отказали.
Еще глубже залегает станция «Смоленская» — 50 метров под землей. Пилоны станции облицованы белым мрамором и украшены по углам полуколоннами. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по краям. Ее архитектор — Игорь Евгеньевич Рожин, лауреат Сталинской премии, — был одним их авторов непостроенного дворца Советов. Торцовую стену украшает барельеф работы скульптора Георгия Мотовилова, он посвящен защитникам Родины.
В этом же стиле отделан и круглый наземный вестибюль, а на мозаичном фризе эскалаторного зала повторяются изображения ордена Победы.
Станция «Киевская» была конечной на протяжении 50 лет (с 1953-го по 2003). Она лежит на глубине 38 мет ров, ее оформление посвящено теме воссоединения Украины и России. Освещают станцию очень красивые хрустальные люстры. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески со сценами из жизни трудового украинского народа, а с другой стороны, обращенной к платформам, — с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и украшены цветным керамическим карнизом, повторяющим народный украинский орнамент. Торец станции занимает крупное панно, изображающее народные гулянья на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией, созданное целым коллективом художников. К сожалению, 2 октября 2010 года довольно большая его часть обрушилась по причине незамеченной вовремя течи.
Это интересно
Арбатско-Покровская ветка больше остальных богата так называемыми станциями-призраками — недостроенными или закрытыми за ненадобностью. Самая старая из них называлась «Первомайская», она была наземной и конечной в 1954–1961 годах.
На той станции был один вестибюль, сохранившийся и сейчас, с выходом к Первомайской улице и 1-й Парковой улице. Еще несколько лет назад на нем были хорошо видны остатки надписи «Метрополитен имени Л. М. Кагановича. Станция Первомайская». Это была единственная в Московском метрополитене станция с деревянной крышей. На ее путевых стенах были лепные украшения, пол был отделан мрамором. Сейчас на ее месте — цех подъемочного ремонта Измайловского депо, платформа разобрана, сооружен дополнительный тупик. В вестибюле оборудован актовый зал, где иногда проводят различные мероприятия. Возможно, когда-нибудь там организуют музей.
Еще несколько «призраков» на этой ветке — планируемые, но так и не построенные станции, например «Троице-Лыково». Построена лишь ее часть — небольшая платформа длиной менее вагона, — и несколько технических помещений. Станция используется только как служебная — на ней постоянно работает персонал, для посадки и высадки которого в графике движения поездов предусмотрены остановки (входят и выходят люди через кабину машиниста).
Во время войны в 1944 году после «Курской» появились «Бауманская» (бывшая «Спартаковская»), «Электрозаводская», «Сталинская» («Семеновская») и «Измайловская». Метрострой получил орден Трудового Красного Знамени, 520 человек были награждены орденами и медалями, большой группе метростроевцев дали Сталинскую премию.
Это интересно
Б. М. Иофан в своем первоначальном проекте «Спартаковской» интерпретировал название станции буквально — в древнеримском стиле, наполнив ее классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира». Этот проект реализовали, но вместо гладиаторов встали статуи современников.
На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана странная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щелковской», под последней вентиляционной решеткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Это две даты, разделенные черточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: вначале первые две цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние две цифры года. Даты следующие: 14/11/1946—15/12/1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко, ее длина около 8 сантиметров, высота — около полутора. Ее происхождение неизвестно, а метрофанаты уже давно пытаются догадаться, что могут означать эти даты. Основные предположения: некогда тут попал под поезд восьмилетний ребенок; погибла чья-то собака; это годы, проработанные кем-то на метрополитене; это срок тюремного заключения.
«Электрозаводская», названная по соответствующему производству, в настоящее время представляющему собой комплекс трех заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1), расположена на глубине более 30 метров. Ее путевые стены облицованы красным грузинским мрамором, в котором встречается много раковин головоногих моллюсков раннеюрского возраста — наутилусов, аммонитов и белемнитов.
Барельефы работы Мотовилова посвящены теме труда, а у входа в вестибюль станции установлена скульптурная группа «Метростроевцы» авторства М. Г. Манизер. Стены кассового и эскалаторного залов украшают медальоны с портретами ученых-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта.
«Семеновская» (бывшая «Сталинская») расположена на глубине 40 метров — это высота двенадцатиэтажного дома. Станция очень элегантна: колонны облицованы светлым мрамором с вставками мрамора различных цветов, а пол выложен черным, красным, серым и белым гранитом. По центру зала идет ряд светильников-торшеров из зеленого мрамора с бронзовым основанием. В оформлении станции принимала участие скульптор Вера Мухина.
Торец украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамен с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности тирана ее убрали.
«Партизанская» (совсем недавно — «Измайловский парк») расположена под Измайловским шоссе. Ее украшают барельефы (автор — Рабинович) и скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина (автор Матвей Манизер). Оформление станции кажется бедноватым, но когда-то в квадратных нишах над средним путем располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова «Небо Родины», не сохранившиеся до наших дней. По рассказам, они были чудно хороши. По одной из версий, фрески убрали из-за того, что многие пассажиры засматривались на них и падали на пути, делая станцию лидером по числу несчастных слу чаев.
Проектное название станции — «Стадион им. Сталина». Изначально она была рассчитана на большой пассажиропоток — стадион должен был стать самым крупным в СССР. Однако он так и не был построен, сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, и оформление станции было изменено. Диггеры утверждают, что где-то здесь, на станции, находится вход в рассекреченный ныне бункер Сталина, расположенный неподалеку. Бункер этот действительно существует. Возможно, и проход когда-то существовал, а ныне замурован. По мнению метроманов, неиспользуемый третий путь предназначался вовсе не для пассажирских поездов, а для прибытия поезда Самого — именно поэтому он по бокам красиво подсвечивается красными лампочками.
Диггеры утверждают, что где-то здесь, на станции, находится вход в рассекреченный ныне бункер Сталина, расположенный неподалеку. Бункер этот действительно существует. Возможно, и проход когда-то существовал, а ныне замурован. По мнению метроманов, неиспользуемый третий путь предназначался вовсе не для пассажирских поездов, а для прибытия поезда Самого — именно поэтому он по бокам красиво подсвечивается красными лампочками.
Из истории
8 января 1977 года на синей ветке произошел взрыв, унесший жизни 7 человек. Бомба взорвалась в 17:33 в поезде на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Уже начинался час пик, и погибло очень много народа, в том числе детей, вместе с родителями возвращавшихся с новогодней елки. Станции «Первомайская», «Измайловская» и «Щелковская» были закрыты, людей с платформ эвакуировали. Взорванный состав подали на «Первомайскую», и пассажиры поездом, проследовавшим через станцию без остановки, видели развороченный вагон и окровавленных людей на платформе.
Следом прогремело еще два взрыва — на поверхности. В 18:05 бомба сработала в торговом зале продуктового магазина № 15 Бауманского райпищеторга. А через пять минут после этого — около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября. Всего в результате трех взрывов погибло семь человек, и еще 37 получили ранения различной тяжести.
СМИ о трагическом происшествии не сообщали, но по Москве мигом разнеслись слухи о сотнях погибших, повергая жителей города в шок.
Поиски организаторов теракта продолжались более полугода. Третьего ноября террористы были арестованы. Это жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. У первого в квартире обнаружили схему взрывного устройства, сработавшего в Московском метро, а у второго — детали новых взрывных устройств. Организатором группы был признан Затикян. Он работал на Ереванском электромеханическом заводе, был женат, растил двух маленьких детей. Однако далеко не все в его биографии было гладко: будучи еще студентом, Затикян создал подпольную Национально-объединенную партию Армении, выступал за независимость республики, распространял листовки с протестами против «российского шовинизма».
Следствие длилось около года, 24 января 1979 года все трое террористов были приговорены к высшей мере наказания. Суд был закрытым и тайным: в зал заседаний не допустили даже родственников. По версии КГБ, полностью свою вину признал только Багдасарян, а Затикян наотрез отказался давать показания. По другой версии, ни один из подсудимых не признал себя виновным. Через несколько дней приговор был приведен в исполнение.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
document.wikireading.ru
Московское метро, Арбатско-Покровская линия - Журнал Игоря Ванина
Продолжаем фотомарафон по Московскому метрополитену с последовательным обходом всех линий. Прошлый раз была вторая — Замоскворецкая линия, сегодня будет третья — долгожданная Арбатско-Покровская.
Арбатско-Покровская — одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.
Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой — Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская — Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино — Митино).
Статистическая информация по линии: количество станций — 21, длина — 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии — там их 25).
А теперь, собственно, фотопрогулка…
[← | →]1. Митино. Самая новая станция Арбатско-Покровской линии, дата открытия — 26.12.2009. По первоначальному проекту эта станция должна была быть открыта ещё в 1990-е годы в составе другой линии — новой скоростой хордовой линии Митино — Бутово, но тому проекту, к сожалению, уже давно не суждено осуществиться. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены станции облицованы серыми стеновыми панелями, пол выложен гранитом серого, коричневого и чёрного цветов. Выходы в город на Митинскую и Дубравную улицы, ко 2-му Митинскому переулку.
[← | →]2. Волоколамская. Дата открытия — 26.12.2009. Колонная трёхсводчатая станция мелкого заложения из монолитного железобетона, индивидуальный проект. Станция получилась очень просторной: высота свода — 8 метров, шаг колонн — 9 метров. Стены станции облицованы мрамором, который выглядит очень нетипично, будучи нарезанным в другой плоскости поперек слоёв; колонны облицованы тёмным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом. Выход в город на Новотушинский проезд, к Царикову переулку.
[← | →]3. Мякинино. 26.12.2009. Проектное название — Казахстанская. Тип станции — наземная, однопролётная (колонны не выполняют несущей функции перекрытия), с боковыми платформами, встроена в многоэтажный надземный паркинг. Станция строилась на средства частного инвестора и получилась весьма убогого вида в связи с внезапным сокращением финансирования. Выход в город в Московскую область к торгово-выставочному комплексу "Крокус".
[← | →]4. Строгино. Дата открытия — 07.01.2008. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Выходы в город на Строгинский бульвар и улицу Кулакова, к улицам Таллинская и Маршала Катукова. Под Строгинским бульваром было запроектировано две параллельные станции, в перспективе здесь будет пересадка на какую-нибудь другую линию (скорее всего, на Калинискую, если проект Митинско-Бутовской хорды не будет реинкарнирован).
[← | →]5. Крылатское. 31.12.1989. С 1989 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, была конечной. Тип станции — односводчатая мелкого заложения, специальный проект (свод из монолитного железобетона, несущие конструкции — стена в грунте), конструкция станции несимметрична относительно оси станции. Стены станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен тёмным гранитом. Выход в город на Осенний бульвар.
[← | →]6. Молодёжная. 05.07.1965. С 1965 до 2008 года станция работала в составе Филёвской линии, до 1989 года была конечной. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны отделаны серым и коричневым мрамором, путевые стены облицованы белой и чёрной плиткой. Выход в город на Ярцевскую и Ельнинскую улицы, площадь Академика Петрова.
[← | →]7. Кунцевская. Первая часть станции построена к 31.08.1965 для Филёвской линии, к 07.01.2008 станция была реконструирована, добавлена новая платформа и вестибюль для Арбатско-Покровской линии с переключением одного из путей Филёвской линии к Арбатско-Покровской линии. Тип станции — наземная, на три пути, с одной островной и одной боковой платформой. Переход на Филёвскую линию. Выход в город на Рублевское шоссе, к Молдавской и Малой Филевской улицам.
[← | →]8. Славянский бульвар. Станция открыта 07.09.2008 на действующем с 07.01.2008 перегоне Парк Победы — Кунцевская. Тип — односводчатая мелкого заложения, из монолитного железобетона (типовой проект). Стены и пол станции отделаны зелёным мрамором и чёрным гранитом. В оформлении станции раскрывается тема бульвара — по оси станции установлены скамейки и фонари, декорированные коваными решётками с растительным орнаментом. Выходы в город на Кутузовский проспект и Старорублевское шоссе, к Славянскому бульвару и Староможайскому шоссе, к улицам Герасима Курина и Тарутинской.
[← | →]9. Парк Победы. Дата открытия — 06.05.2003. Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект; состоит из двух конструктивно независимых станций. По первоначальному проекту станция должна была стать пересадочной с Арбатско-Покровской (внутренние пути) на Митинско-Бутовскую хордовую линию (крайние пути), но после подключения участка Строгино-Митино к Арбатско-Покровской линии, судьба крайних путей стала неясной. Также здесь планировалось построить третью станцию перперндикулярно двум существующим — для перспективной Солнцевско-Мытищинской линии, перспективы которой пока не ясны. На фото — первый зал станции, с путями в сторону центра города.
[← | →]10. Парк Победы, второй зал станции — с путями из центра города. В этом зале — коричневые стены и белые проходы между пилонами, в первом зале — наоборот. Торцы обеих залов украшены ярко-красочными панно (автор — Зураб Церетели), посвящёнными Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Отечественной войне 1812 года.
[← | →]11. Киевская. Дата открытия — 05.04.1953 (50 лет, до 2003 года, станция была конечной). Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны и путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Свод станции украшен многочисленными фресками с изображением трудящихся Советской Украины. Освещают станцию хрустальные люстры. Переход на станции Киевские Филёвской и Кольцевой линий. Выход в город к Киевскому вокзалу, на 2-й Брянский проезд и Киевскую улицу.
[← | →]12. Смоленская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, типовой проект. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены — белой керамической плиткой, пол выложен серым гранитом. Освещение — бронзово-хрустальные светильники на пилонах. Выход в город к Смоленской площади и улице Арбат.
Пользуясь случаем, передаю привет посылаю лучи поноса и диареи дежурной по станции Смоленская и сотруднице милиции той же станции, которые не дали спокойно пофотографировать, утверждая, что фотографировать фотоаппаратами запрещено, разрешено только мобильными телефонами, а на мои слова, что в правилах Московского метрополитена этого запрета нет, утверждали, что им виднее.
[← | →]13. Арбатская. 05.04.1953. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения, индивидуальный проект (тоннели сближены, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал выполнен эллипсовидным в сечении). Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и чёрного цветов; узкие пилоны станции внизу облицованы красным мрамором; пол выложен разноцветным гранитом (красный и различные оттенки серого). Освещается массивными бронзовыми люстрами. Переходы на станции Библиотека имени Ленина Сокольнической линии, Александровский сад Филёвской линии, Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии. Выход в город на улицу Воздвиженка.
[← | →]14. Площадь Революции. Дата открытия — 13.03.1938 (в составе второй очереди Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Стены станции и пилоны облицованы чёрным, красным, серым и белым мрамором; пол выложен чёрным и серым гранитом. В нишах пилонов установлено 76 бронзовых фигур — образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Переход на станцию Театральная Замоскворецкой линии и через неё на станцию Охотный ряд Сокольнической линии. Выход в город к площади Революции, на Никольскую улицу, Богоявленский переулок.
[← | →]15. Курская. Открыта 13.03.1938 в составе второй очереди Московского метрополитена. Пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы светло-серым мрамором; путевые стены облицовани жёлтой керамической плиткой и чёрным мрамором снизу. Станция освещается большими люстрами на своде и дополнительными светильниками, установленными на пилонах. Переход на станцию Курская Кольцевой линии и станцию Чкаловская Люблинской линии. Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной вал.
[← | →]16. Бауманская. Дата открытия — 18.01.1944 (в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена). Тип станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены — белым и чёрным мрамором, пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. В нишах пилонов установлены скульптуры, посвящённые единству фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Выход в город на Бауманскую улицу. Названа в честь революционного деятеля Н. Э. Баумана.
[← | →]17. Электрозаводская. Станция открыта 15.05.1944 на действующем перегоне Бауманская — Семёновская. Тип — пилонная трехсводчатая глубокого заложения (типовой проект). Названа по расположенному вблизи Московскому электрозаводу имени В. В. Куйбышева. Пилоны облицованы бежевым мрамором, путевые стены — красным мрамором, пол выложен гранитом разных цветов. Пилоны украшены барельефами на тему труда советских людей в годы Великой Отечественной войны. Очень необычно освещение центрального зала станции — там установлено 318 светильников в 6 рядов (раньше это были лампы накаливания, теперь это энергосберегающие лампы, но с очень хорошо подобранным спектром). Боковые залы освещены люстрами под сводом и дополнительными светильниками на пилонах. Выход в город на Большую Семёновскую улицу.
[← | →]18. Семёновская. Открыта 18.01.1944 в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. До 30.11.1961 носила название Сталинская. Конструкция станции уникальна: она сооружалась по типоразмерам пилонной станции, но каждый пилон был заменён на 4 стальные колонны, на которые опираются своды центрального и боковых залов посредством монолитных бетонных плит, в результате чего получилась станция с четырьмя рядами колонн. Колонны и путевые стены облицованы мрамором многочисленных цветов, пол выложен гранитом различных цветов. Путевые стены украшены щитами с изображением оружия и портретами воинов Советской Армии. Выход в город на Семёновскую площадь.
[← | →]19. Партизанская. 18.01.1944. Прежние названия: Измайловская (до 20.08.1963), Измайловский парк (до 03.05.2005). Колонная трёхпролётная мелкого заложения. На станции две платформы и три пути. При строительстве станции рядом планировалось строительство большого стадиона, дополнительный путь планировался для исключения давки на станции после спортивных мероприятий; но строительство стадиона не было осуществлено, и в настоящее время этот путь не используется по этому назначению. Стены и колонны станции облицованы мрамором светлых тонов, пол выложен серым и красным гранитом. Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны: на платформах станции установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и мифического Матвея Кузьмина, у выхода установлена скульптурная группа "Народные мстители". Выход в город на Измайловское шоссе и Народный проспект.
[← | →]20. Измайловская. 21.10.1961. До 20.08.1963 называлась Измайловский парк. Тип станции — наземная, с островной платформой (индивидуальный проект). Выход в город на 1-ю и 3-ю Парковые улицы.
[← | →]21. Первомайская. 21.10.1961. Тип — колонная трёхпролётная мелкого заложения (типовой проект, из сборного железобетона с шагом колонн 4 м — классическая "сороконожка"). Колонны облицованы коричневым с белыми вкраплениями мрамором, путевые стены — белой и чёрной керамической плиткой, пол выложен серым и красным гранитом. Выход в город на 9-ю Парковую улицу, Измайловский бульвар и Первомайскую улицу.
[← | →]22. Щёлковская. 21.10.1961. Конечная станция Арбатско-Покровской линии. Тип — аналогичный предыдущей — типовая "сороконожка". Колонны облицованы тёмно-зелёным мрамором. Путевые стены изначально были облицованы жёлтой и чёрной керамической плиткой, в 2002 году стены были переоблицованы "вагонкой" — алюминиевыми пластинами бледно-жёлтого цвета.
Это была обзорная "фотопробежка" в формате "по одной фотографии на станцию". На самом деле на каждой станции снималось намного больше фотографий, на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции. Может быть, и в ЖЖ потом продублирую (присылайте ваши заявки на конкретные станции в комментах).
Дополнительная информация: Информация об Арбатско-Покровской линии на официальном сайте Москов
one-in.livejournal.com
Арбатско-Покровская линия метро. С востока на северо-запад
Арбатско-Покровская линия метро приняла первых пассажиров весной 1938 года. В то время это была вторая линия московского метро. История её строительства весьма непроста в связи с тем, что проект много раз подвергался изменениям и переработкам уже непосредственно в процессе работы. Иногда это было мотивировано политически и определялось эстетическими пристрастиями советских правителей.
Арбатско-Покровская линия метро
На сегодняшний день это самая протяжённая линия Московского метрополитена. Она протянулась с востока на северо-запад Москвы и первая вышла за её пределы. Сказать, что станции метро Арбатско-Покровской линии сильно непохожи одна на другую, – значит, выразиться очень мягко. На одной линии метро расположены как безусловные архитектурные шедевры своей эпохи, такие как "Площадь Революции", "Арбатская", "Киевская", так и простые функциональные перроны для высадки и посадки пассажиров. Не повезло в этом смысле станциям на восточной и западной частях линии, которые строились в период борьбы с архитектурными излишествами. В первую очередь это касается таких станций, как "Кунцевская" и "Измайловская", где борьба с излишествами прошла столь успешно, что на них не осталось вообще никакой архитектуры. Но, конечно же, во всём своём великолепии Арбатско-Покровская линия метро предстаёт в центральной своей части. Но в историю строительства этой ветки свои коррективы внесла война. Осенью 1941 года немецкая бомба пробила перекрытие и взорвалась в тоннеле мелкого заложения между станциями "Арбатская" и "Смоленская". Этот факт заставил высшее политическое руководство страны отказаться от строительства линий мелкого заложения, неспособных выполнять функции бомбоубежищ в военное время. От станции "Площадь Революции" в направлении "Киевской" был проложен параллельный тоннель глубокого залегания. Таким образом Арбатско-Покровская линия метро в этом месте ушла в глубину. А участок мелкого залегания был заморожен и вновь вступил в строй только в 1958 году в составе уже другой - Филёвской линии. Так в Москве появились одноимённые станции – "Арбатские" и "Смоленские" – на разных линиях метро. Зато по сей день остаются непостроенными две на восточном направлении Арбатско-Покровской линии - "Ильинские ворота" и "Покровские ворота". Под эти станции оставлены под землёй соответствующие заделы, и для того чтобы их достроить, необходимо, помимо финансовых средств, решение политического руководства.
Легенды метро Москвы. Арбатско-Покровская линия
Существует устойчивая версия, что изменение в схеме Арбатско-Покровской линии и уход её на глубину был вызван необходимостью прокладки секретного тоннеля метро от "Киевской" до дачи Сталина в Кунцево. Таким образом он якобы намеревался добираться до Кремля. Но проверить достоверность этой информации не представляется возможным. Однако неадекватно большие размеры станции "Арбатская" позволяют признать вероятной версию о заложенной в ней возможности использования в роли подземного бункера Генерального штаба, расположенного на Арбатской площади, прямо над вестибюлем станции.
fb.ru
Арбатско-Покровская линия | Московский метрополитен вики
Арбатско-Покровская линия - Открыта 13 марта 1938 года со станциями: Площадь Революции и Курская. Цвет линии: синий.
- 18 января 1944 года были открыты станции Бауманская, Сталинская и Измайловская.
- 15 мая 1944 года на перегоне между станциями Бауманская и Сталинская была открыта станция Электрозаводская.
- 24 марта 1946 года переведенная станция Улица Коминтерна была переименована в Калининскую.
- 5 апреля 1953 года были открыты станции глубокого заложения Арбатская, Смоленская и Киевская, а станции мелкого заложения Калининская, Арбатская, Смоленская и Киевская были закрыты.
- 24 сентября 1954 года была открыта наземная временная станция Первомайская, которая располагалась в депо "Измайлово".
- 21 октября 1961 года были открыты станции Измайловский парк и Первомайская, одновременно с этим была закрыта наземная временная станция Первомайская.
- 30 ноября 1961 года станция Сталинская была переименована в Семёновскую.
- 22 июля 1963 года была открыта станция Щёлковская.
- 20 августа 1963 года станции Измайловский парк и Измайловская были переименованы в Измайловскую и Измайловский парк.
- 20 октября 1974 года на станции Площадь Революции произошел взрыв.
- 8 января 1977 года между станциями Измайловская и Первомайская произошёл взрыв.
- 6 мая 2003 года была открыта станция Парк Победы.
- 3 мая 2005 года станция Измайловский парк была переименована в Партизанскую.
- С 15 мая 2005 по 28 апреля 2006 года станция Семёновская была закрыта на ремонт.
- С 19 мая 2007 по 28 ноября 2008 года станция Электрозаводская была закрыта на ремонт.
- 7 января 2008 года была открыта станция Строгино, участок "Кунцевская - Крылатское" Филёвской линии был передан в состав Арбатско-Покровской линии.
- 7 сентября 2008 года на перегоне между станциями Парк Победы и Кунцевская была открыта станция Славянский бульвар.
- 26 декабря 2009 года были открыты станции Мякинино, Волоколамская и Митино, а также метромост.
- 27 марта 2010 года между станциями Семёновская и Электрозаводская произошло задымление.
- 4 июня 2010 года между станциями Измайловская и Первомайская упало дерево.
- 26 декабря 2011 года Митинский метромост был переименован в Мякининский.
- 28 декабря 2012 года была открыта станция Пятницкое шоссе.
- 2 января 2013 года в кассовом зале северного вестибюля на станции Пятницкое шоссе произошло обрушение облицовки потолка.
- 21 марта 2014 года между станциями Измайловская и Первомайская произошло затопление тоннеля.
- 15 июля 2014 года между станциями Парк Победы и Славянский бульвар с рельс сошёл поезд.
- С 8 февраля по 24 декабря 2015 года станция Бауманская была закрыта на ремонт.
Станции и метромосты Править
Временные станции Править
Первомайская | 24 сентября 1954 | Прежних названий нет | - |
Станции, закрывавшиеся на ремонт, реконструкцию или навсегда Править
Первомайская | 21 октября 1961 | - | Открытие новой станции ПервомайскаяПеревод станции в ремонтно-сортировочный цех депо "Измайлово" |
Семёновская | 15 мая 2005 | 28 апреля 2006 | Ремонт эскалаторов и вестибюля |
Электрозаводская | 19 мая 2007 | 28 ноября 2008 | Ремонт эскалаторов и вестибюля |
Бауманская | 8 февраля 2015 | 24 декабря 2015 | Ремонт эскалаторов и вестибюля |
ru.moscowmetro.wikia.com
Измайловская | 05:25 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Щёлковская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Первомайская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Кунцевская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Партизанская | 05:25 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Семёновская | 05:25 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Электрозаводская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Бауманская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Курская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Площадь Революции | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Киевская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Смоленская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Арбатская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Парк Победы | 05:25 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Славянский бульвар | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Молодёжная | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Крылатское | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Строгино | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Мякинино | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Волоколамская | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Митино | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное | |
Пятницкое шоссе | 05:30 | 01:00 | Входы Прибытие поездов Добавить в избранное |
protransport.msk.ru