Анты венеды: Славяне, венеды

Анты и венеды.: whitegardarica — LiveJournal

Обычно первым упоминанием славян в письменных источниках считается текст ‘Естественной истории Гая Плиния Секунда Старшего (24-79 гг.). В нем говорится о некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хиррами:

      Впервые мысль о том, что в данном случае речь идет о славянах, высказал В. Суровецкий (1824). Сопоставив данные Плиния со сведениями Иордана (который, как мы убедимся чуть позже, прямо относит венедов к славянам) и названиями славян в финских и германских языках, он посчитал венедов Плиния древнейшим упоминанием именно славян. Никакой аргументации, кроме фонетической близости этнонимов, В. Суровецкий не предложил. Тем не менее, его точку зрения приняли столь авторитетные ученые, как П. Шафарик и Л. Нидерле, и вскоре она стала (без достаточных оснований, как случается довольно часто) весьма популярной в кругах славистов. Предлагались даже славянские этимологии этого этнонима. Чуть ли не единственным усомнившимся в тождестве венедов Плиния и древнейших славян был А. А. Шахматов. Видимо, он был прав.

      Никаких серьезных оснований для отождествления славян и венедов ‘Естественная история’ не дает. По мнению Ф.В. Шелова-Коведяева, с которым трудно не согласиться, венеды упомянуты Плинием в контексте архаичных, неясных и полусказочных представлений. Их окружают племена, существование которых в бассейне Вислы весьма сомнительно. Поэтому и само присутствие этнонима венеды в ‘Естественной истории’ не может, судя по всему, рассматриваться в качестве бесспорного доказательства их реального обитания в Повисленье в середине I в. н.э. Ученый пишет:

      Скорее всего, этот этноним обозначал у разных авторов в разное время разные народы. Античные писатели начала нашей эры (Цезарь, Страбон, Мела и др.) связывали его с кельтскими или германскими племенами.

      В качестве примера можно привести цитату из так называемой ‘Германии’ Тацита (конец 50-х годов I в. — ?)

      Сведения Птолемея о локализации венедов ничуть не более реалистичны, чем сообщения Плиния или Тацита. К тому же все, что нам достоверно известно о ранних миграциях славян, связано с южным, а не северным направлением движения. Между тем, все упоминания, так или иначе связанные у Птолемея с венедами, касаются юго-восточной Прибалтики:

      Рассуждения, позволяющие связать приведенные тексты, со славянами, весьма просты, а потому кажутся (во всяком случае, на первый взгляд) вполне убедительными:

      Данные материальной культуры и языка, которые привлекаются для доказательства этого положения, связываются со славянами на основании тех же рассуждений, а потому не могут рассматриваться в качестве сколько-нибудь надежных аргументов: порочный круг в доказательстве здесь очевиден. Как бы то ни было, но об одном можно говорить с полной уверенностью: у авторов наиболее ранних источников, упоминавших венедов или венетов, этот этноним ассоциировался с северными окраинами классического мира.

      По замечанию одного из крупнейших современных специалистов в области изучения славянского глоттогенеза (происхождения языка и его развития: от греч. glotta — язык+ genesis — происхождение) Г. А. Хабургаева,

‘сопоставление археологического материала с историческими свидетельствами VI в. о славянах не дает оснований считать, будто распад праславянского единства имел следствием выделение трех племенных объединений, каждое из которых лежит в основе трех современных славянских групп — западной (‘венеты’), южной (‘склавены’) и восточной (‘анты’), как это принято в славистике еще с прошлого столетия. Если признавать реальность всех трех наименований, встречающихся в сочинениях позднеантичных авторов, то необходимо учитывать, что они могут быть связаны лишь с отдельными славянскими группировками этого времени и попали на страницы сохранившихся сочинений в силу определенных исторических условий. Отчасти авторами VI в., а отчасти современным читателем эти наименования распространяются на ряд близких друг другу племенных объединений, которые впоследствии могли оказаться в составе славянских народов разных групп. Так, например, склавены византийских авторов — это население, вторгшееся на Балканы и, следовательно, принявшее участие в формировании южных славян; однако территория, отводимая склавенам Иорданом и Прокопием, и распространение на этой территории относительно однородной археологической культуры говорят о том, что племена того же культурно-этнографического облика (в действительности носившие разные названия, некоторые из которых, видимо, продолжали функционировать и в историческое время, но авторам VI в. не были известны) приняли участие в формировании восточных славян, и в формировании южных групп западных славян (где, кстати сказать, как и на Балканах, сохраняется этноним slovensky). В состав разных славянских группировок более позднего времени вошли и племена, нерасчлененно названные византийскими авторами второй половины VI в. антами, и видимо, племена, населявшие север Центральной Европы, недифференцированно (в силу этнографической и, вероятно, диалектной близости) именовавшиеся соседями именем венеты‘.

      В завершение этого краткого очерка проблематики, связанной с изучением упоминаний венедов и антов, следует, видимо, вспомнить довольно любопытный факт, обычно выпадающий из сферы внимания тех специалистов, которые склонны непосредственно отождествлять антов с предками восточных славян. На рубеже VI-VII вв. анты вступили в союз с Римской империей и подняли восстание против новых поработителей — аваров. В ответ аварский каган направил огромное войско для того чтобы уничтожить антов. Об этом походе, который состоялся в 602 г., почти ничего не известно. Однако с того времени какие бы то ни было упоминания антов исчезают со страниц источников. Создается впечатление, что аварский поход оказался вполне успешным.

Первые известия о славянах.

 

      После ухода гуннских племен из степей, примыкавших к границе Небесной империи, в Восточной Монголии и Западной Манчьжурии сформировался союз кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби или вей. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения жуань-жуаней и киданей. В VI в. жуань-жуани начали продвигаться по следам гуннских племен на запад. В середине VI в. они напали на Кавказскую Албанию, вторглись в пределы Азербайджана и Армении, а оттуда пошил на север. В европейских источниках их называют аварами.

      К 50-м годам VI в. они вступили на земли Северного Причерноморья и Приазовья, которые в V-VI вв. уже были колонизированы славянами.

      По мнению ряда исследователей, именно авары стали той силой, которая привела в движение славянские племена и вывела их на историческую арену. Начиная с середины VI в. славяне попадают в поле зрения западноевропейских хронистов и восточных (арабоязычных) авторов.

      Первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Он дважды упоминал славян:

1. ‘В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружен великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса) с юга же [его] отсекает сам великий Данувий, с востока — Флутавсий (Олт? Прут?), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их [т.е. рек] окружении лежит Дакия, укрепленная [расположенными] наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитаем многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна [традиционно отождествляется с г. Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная] и озера, которое называется Мурсианским [?], вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов’.

2. ‘После избиения херулов (германские племена, потерпевшие в 512 г., поражение от гепидов и лангобардов и ушедшие из Среднего Подунавья на свою историческую родину, в Ютландию) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их [плохого] вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное [хорошо] вооруженное войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика’.

      Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись ‘в зависимости от различных родов и мест обитания’, относились народы, которых он именовал славянами и антами. Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы.

      Приблизительно к этому же времени относятся и первые (пока еще легендарные) сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей:

По мнозех же времянех [после ‘размещения языков’] сели суть словении по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. Ии от тех словен раидошася по земле и прозашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце имянем Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. Аа се ти же словене: хорвате белии и серебь и хорутане. Волхом во нашедшем на словени ина дунайския, и седшем в них и нисилящем им, словене же оби прешедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мозовшане, ини поморяне.(курсив мой. — И.Д.)

Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекошося север. И тако разидеся словеньский язык…’

      Вместе с аварами славянские племена прошли по всему Балканскому полуострову. Они были преобладающим этническим элементом Греции на протяжении почти трех с половиной столетий, вплоть до первых десятилетий X в. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам, или действовали по собственной инициативе. После того как в 795-796 гг. аварский каганат под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире.

      Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. На этом выдающемся событии, по мнению известного немецкого слависта К. Менгеса, закончилась предыстория и ранняя история славян.

      Приблизительно на рубеже IX-X вв. завершается позднеобщеславянский период. Именно в это время вся территория, населенная славянами, делится, как уже говорилось, на три главных диалектных ареала. Западные славяне, продвигаясь вслед за германскими племенами, завоевывали все новые пространства и достигли берегов рек Эльбы, Майна и Дуная. Южные славяне осели на Балканах. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель.

Восточные славяне.

      До сих пор в исторической и лингвистической литературе широко распространено мнение об исходном единстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. В соответствии с указанным представлением находится и господствующая в славянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (до XIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты. Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когда разные княжества и области оказались разделены политическими, экономическими и культурными барьерами.

      Между тем, еще в начале века высказывалась и иная точка зрения. Так, основываясь на изучении этнографии и диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал:

‘южнорусское население (т.е. русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тульской, Орловской и Калужской губернии)… отличается от северорусского (в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях) значительно больше, чем от белорусов’.

      Из этого он сделал вывод о существовании двух ‘русских народностей’ и, следовательно, четырех восточнославянских народов:

‘украинцы, белорусы, севернорусские (окающий диалект) и южноруссие (акающий диалект)’

      Исторические корни такого этнического деления ученый видел в том, что восточные славяне в VII-VIII вв. распались на три ‘племени’:

‘Восточная группа русских, фигурирующая в древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань -третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Северные русские распространились к северу; летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами (по верхнему течению Волги и Западной Двине и у истоков Днепра, т.е. в Смоленске, Витебске и Пкове) и полочанами (на Западной Двине, у Полоцка). Южные русские остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне — на Днепре, около Киева, древляне — в Полесье, дулебы — на Буге, уличи и тиверцы — на Днестре, северяне — на Десне, Сейме и Суле, дреговичи — между Припятью и Двиной’.

      Выводы о неоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюдениях и данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследования языка берестяных грамот древнейшего периода, предпринятого в последние годы А.А. Зализняком. Он установил существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этот диалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Такие выводы имеют особое значение, поскольку в берестяных грамотах отразился живой разговорный язык, не сохранившийся в памятниках древнерусской книжности.

      Подобные наблюдения подкрепляются анализом ономастики (антропонимии, микротопонимии и гидронимии), изучением археологических материалов, в том числе монетной топографии, указывающей на наличие в Восточной Европе X-XI вв. двух разных денежно-весовых систем — южной и северной, а также данными антропологии.

      Так, в антропологическом строении восточного славянства раннего периода выделяются четыре основных типа. Они установлены при анализе костных останков, полученных из курганов и городских кладбищ Древней Руси, независимо от племенных ареалов, намечаемых археологией и летописью.

      Для юго-западной части территории, заселенной восточными славянами, характерен мезокранный, относительно широколицый антропологический тип. Серии таких черепов найдены в курганах Волыни и южных регионов Прикарпатского Полесья, в древнерусских могильниках Прикарпатья и Молдовии, а также в некрополях Киева, Витичева и Родни. Их ближайшие аналоги выявляются среди краниологических материалов из средневековых славянских погребений Польши и Чехословакии. Происхождение этого антропологического типа славян пока не выяснено. В восточноевропейских материалах предшествующего времени каких-либо генетических корней его обнаружить пока не удалось. Частично это объясняется тем, что у многих племен Средней и Восточной Европы в I тыс. до н.э. и в I тыс. н.э. господствовал обряд кремации умерших, который не оставляет материалов для антропологов.

      В днепровском левобережье и бассейне верхней Оки локализуется второй антропологический тип восточного славянства. Он характеризуется средним или узким лицом и долихо-субмезокранией. При сравнительном сопоставлении криниометрии славян днепровского лесостепного левобережья и населения II-IV вв., известного по черняховским могильникам, была обнаружена их явная близость. В свою очередь черняховское население, судя по антропологическим данным, в значительной степени восходит к скифскому. Таким образом, ранние славяне Среднего Поднепровья, принадлежавшие к рассматриваемому антропологическому типу, видимо, были в основном славянизированными потомками скифского (ираноязычного) населения тех же областей.

      Труднее ответить на вопрос о происхождении долихо-мезокранного узко-среднелицего антропологического типа славян левобережной части Верхнего Поднепровья и верхней Оки. Не исключено, что распространение этого типа здесь было результатом расселения славян из Среднего Поднепровья. Особенности краниологических материалов Окского бассейна можно объяснить частичной ассимиляцией с финно-уграми. Однако не исключено, что рассматриваемый антропологический тип в этих областях восходит к глубокой древности. Расселившиеся здесь славяне смешались с местным населением и могли унаследовать их антропологическое строение.

      На территории Белоруссии выявляется третий антропологический тип восточного славянства — долихокранный широколицый. Имеются все основания полагать, что этот тип в Верхнем Поднепровье и в бассейне Западной Двины — результат ассимиляции местных балтов славянами. Формирование же долихокранного широколицего антропологического типа в Восточной Европе восходит к весьма отдаленному периоду — культуре боевых топоров эпохи бронзы.

      Четвертый антропологический тип восточного славянства характеризуется мезо- или суббрахикранией, низким или низко-средним, сравнительно узким лбом. Черепа, принадлежавшие этому типу, были найдены в курганах и могильниках Северо-Западной Руси. Суббрахикранный узколицый антропологический тип славян не связан с антропологическим строением прибалтийско-финского населения, жившего в Новгородско-Псковской земле в древности. Ближайшие аналогии черепам раннесредневековых славян Новгородской и Псковской земель обнаруживаются в северо-западной части общего славянского ареала — в землях балтийских славян. Это приводит к выводу о переселении предков новгородских словен и кривичей откуда-то из бассейнов Одры и Вислы.

      Таким образом, становится ясно, что начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной, нежели представлялось ранее. Северо-Западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, а главным образом западнославянский контингент населения. Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства.

      К сожалению, письменные источники далеко не всегда дают достаточный материал, чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь в каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем, что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а самих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло в этническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия между собой.

Венеды — споры

 


Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Прокопий Кесарийский в середине 6 века о славянах – в частности – писал: «Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны… и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. 

Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много».

 

  • Прокопий Кесарийский. Война с готами
  • Интересна версия М. Б.Щукина (С.-Петербург)

 

 

Изменения в карте-основе 

 

Прокопий явно встречался далеко не со всеми славянами. И образ жизни части славян в приграничных зонах (например, у низовий Дуная) перенес на всех. Но многовековая (от массагетов и гуннов) страна славян «Спораден» — разбросанными поселками (с частой сменой мест селения) – требует изучения. Как и использование для славян и антов в древности наименование «споры» (рассеянные). Русские летописи тоже намекали, что славяне (нарцы, норики времен Вавилонской башни) от Дуная как бы рассеялись по земле и назывались по местам поселения (то есть по землячествам).

Многие новгородцы с В.В.Седовым имели возможность общаться неоднократно. Меня археологу представил профессор С.Н.Орлов, по заданию которого мне довелось в 1965 – 1966 гг. проводить фиксацию археологических памятников в ряде районов области. К этим работам привлекались и другие студенты историко-филологического факультета НГПИ. Но более всего контактов с археологом-славистом у меня было в 1990 – 1991 гг. , когда проходил годичную стажировку в Институте истории СССР в Москве. Беседы и споры тогда продолжались часами. Вроде бы приходили  к взаимопониманию. Но когда попытался опубликовать в журнале «Советская археология» небольшую статью, получил по линии журнала разгромную рецензию именно В.В.Седова. И с тех пор доброжелательные отношения прекратились.

Седов Валентин Васильевич (1924 – 2004)

Получить разгромную рецензию от одного из крупнейших славистов – тоже отчасти достижение (это ведь не поддерживать «блатников» по просьбам коллег). Не знаю археологов, кто мог бы сравниться с Валентином Васильевичем в умении свободно ориентироваться в огромных массивах античных и средневековых древностей (тысячах публикаций). Один из немногих он создавал фундаментальные синтетические исследования, в которых тысячи фактов выстраивались в целостную историко-культурную картину. 

В. В. Седов, отдавший немало сил и энергии делу охраны археологического наследия и отстаиванию интересов российской археологии перед лицом властных структур, известный своей принципиальностью и независимостью суждений, стал в глазах своих коллег символом подлинного служения науке и высокого понимания профессионального долга.

Суть наших споров заключалась в том, что уже в неолите индоевропейцы (включая и пращуров славян) могли выходить на Валдайскую возвышенность и к Ильменю. Для В.В.Седова и ученых его круга научная литература этого плана (Марии Гимбутас и других исследователей)  устойчиво попадала в разряд антисоветской. Переводы работ Гимбутас изданы в России лишь в конце 20 века. Эти работы мне довелось обсуждать с Г.С.Лебедевым, с которым неоднократно встречался на истфаке ЛГУ (там несколько раз проходил стажировки по полгода, защищал и докторскую диссертацию). Понятно, что Валентин Васильевич не осознавал вероятность праславянских княжений (по Геродоту даже «царств») в составе Великой Скифии, если в неврах, меланхленах, будинах и части савроматов видеть праславянские элементы. Не мог он принять элементы государственности (армия, знать) у венедов в начале нашей эры, да и развития наряду с венедами чуди, веси, мери, мордвы как регионов державы короля Скифии и Германии Германариха, а затем и державы под властью от Баламбера (Велимира, Владимира для Г. В.Вернадского) до Эрнака. Только по археологическим находкам участие позднеантичного подвижного населения , к примеру – Приильменья, в этих державах определить трудно. Но по мере накопления новых материалов вполне возможно.

 

 

 

  • Балто-финно-славяне…
  • Глубины слов
  • Венемаа
  • Кривия (Кривейя)
  • Краткий обзор современных этнографических представлений

Конечно, ныне многое можно к текстам Валентина Васильевича добавить. Немало стоит и исправить, обосновать такие исправления. Но в общем подходе исследования академика крайне важны для дорюриковской истории Великого Новгорода и Новгородской земли. Ведь привычки заглядывать в античные времена у многих медиевистов до сих пор  нет, они зачастую не видят значимой новгородской истории ранее 8 – 9 вв. н.э. 

В своем фундаментальном двухтомнике, посвященном славянам древности и раннего средневековья, большой раздел археолог назвал «Славяне северной зоны Русской равнины».  Здесь речь именно о появлении позднеантичных славян и в бассейне Ильменя.

По В.В.Седову, первые четыре века нашей эры – с 1 по 4 (за несколько столетий до Рюрика) — в Средней Европе были по климату весьма благоприятны, способствовали развитию сельскохозяйственной деятельности, «которая была основой экономики как славянских, так и германских племен, составлявших большинство населения этих земель». Наблюдался расцвет ремесленной деятельности в регионах распространения провинциальноримских культур. В ареале пшеворской культуры, где была сосредоточена значительная часть славянского населения, совершенствуются орудия сельскохозяйственного труда, распространяются железные наральники, сошники, чересла, на смену зернотеркам приходят жернова и т.д. Развиваются связи с народов округи Балтики с коренными Римскими землями и городами Причерноморья. 

Климат тоже – величина переменная.

И с конца IV до последней четверти VI в. наблюдалось резкое похолодание (самые низкие температуры за минувшие 2000 лет), что сопровождалось увеличением выпадения осадков и трансгрессией Балтийского моря, заметным повышением уровней рек и озер, подъемом грунтовых вод и разрастанием болот. Поймы многих рек или затапливаются, или покрываются аллювиальными отложениями и, таким образом, исключаются из сельскохозяйственного использования. Это убедительно показывают  — по наблюдениям Е.Н.Носова – и нижние слои Городища под Новгородом.

Городище. Северный берег Сиверсова канала. Разрезы северной (I) и западной (II) стенок раскопа 1978—1979 гг. 1 — темно-серый гумус; 2 — серый гумус; 3 — коричневый гумус; 4 — черный гумус; 5 — дерн; 6 — уголь; 7 — песок; 8 — крупнозернистый песок; 9 — кирпич; 10 — щепа; 11 — обожженная глина; 12 — серая глина; 13 — коричневая глина; 14 — дерево; 15 — древесный тлен.

 Этот период оказался крайне неблагоприятным особенно для земледельческого населения. Многие поселения римского времени, дьяковской и близких ей культур, в результате повышения уровня рек, озер и грунтовых вод оказались затопленными, а значительная часть прежних пахотных угодий стала непригодной для земледелия. Именно 5 – 6 вв. отмечаются натиском славян и их союзников на южные страны, особенно на Византийскую империю.

Среднее Повисленье, заселенное в римское время преимущественно славянами, характеризуется низменным рельефом, и эти земли неизбежно пострадали от наводнений и переувлажненности. Все поселения римского времени около 400 г. были оставлены населением. Вероятно, в процессы вмешивалась и политика новых властителей Скифии и Германии. Радогаст, Ругила (Руас) и другие полководцы уводили сотни тысяч человек в похода на Рим и Константинополь. Подобную политику проводили Аэций и Аттила.

По археологическим наблюдениям допускается, что часть населения из низин Прибалтики поднималась в сторону Валдайской возвышенности.. Картография В-образных рифленых пряжек и других позднеантичных вещей показывает — миграция шла по возвышенным местам ледниково-озерной гряды вплоть до округи Валдая. 

Вот здесь мы тоже спорили. Поздненеолитические культуры шаровых амфор и боевых топоров (с фатьяновцами) уже с середины 20 века считались в исследованиях индоевропейскими. Несколько южнее обозначается как индоевропейская стоговская и ямная культуры. Ономастика (преимущественно топонимика) округи Валдая ностратическая – близкая и индоевропейцам (включая балтов и славян), и финно-уграм, и тюркам… Никто никому не может доказать, что первыми жителями округи Приильменья были только его предки. Этими первыми жителями были поздненостратические общины, своим боевым оружием указывающие на наличие у них начал государственности.

Столь глубокая ретроспектива для праславян и протославян в составе ностратического содружества мезолитических и ранненеолитических народов и до сих пор многих историков не привлекает. Что тогда говорить об историках закваски 60 – 70- годов ?! Хотя ныне в Интернете обилие сведений о вероятном распространении индоевропейцев и протославян в составе ранних индоевропейцев примерно с 5 – 3 тыс. до н.э. 

Варианты распространения индоевропейцев с 5 – 4 тыс. до н.э.

Источники: www.his95.narod.ru, www.vostlit.info, www.krotov.info, ru.wikipedia.org, slavya.ru, www. archeologia.ru, i044.radikal.ru, forum.meta.ua

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6

венедов | Расширенная временная шкала Wiki

Содержание

  • 1 Общая информация
  • 2 решения
    • 2.1 Форма польской нации
    • 2.2 Великая миграция
    • 2.3 Реформа правительства (от варварского племени до салической монархии) (до 900)
    • 2.4 Технологическая реформа (Варвар) (до 600)
  • 3 Стратегия

Общая информация

Венеды

Религия

Славянская

Культура

Польский (западнославянский)

Техгруппа

Варвар (2-600)

Восточный (600-настоящее время)

Правительство

Племя — Варварское племя (2-900)

Монархия — Феодальное дворянство (900-настоящее время)

Должность правительства

Королевство

Развитие страны

Старт: 18

Столичная провинция

Люблин (260)

Тег

ВНЭ

Венеды — славянское польское варварское племя, проживающее в Сандомирской и Красной Руси в области Польши и на Волыни в области Руси на субконтиненте Восточная Европа; присутствовал в начале эпохи «предримско-парфянской войны». Существующие в начале начального года 2, варвары будут соседствовать со славянскими странами (Анты на востоке), Германскими странами (Гепидия на юге, Бургундия на западе и Готы на северо-западе) и неколонизированными родными землями.

Варварское племя Венеды будет аннексировано славянскими странами Польшей и лендами в начале 550 года и больше не будет присутствовать на карте до конца временной шкалы.

В деле называется «Венеди».

См. также : анты, гепиды, бургунды, готы, польша

Решения

Венеды

-10,0% Истощение земель

+15,0% Защита форта

-0,02 Ежемесячное истощение военного времени

Обширные земли

+1.00 к истощению врагов

Быстрые воины

+15,0% к скорости передвижения

Венедские смешанные браки

+1,00 Дипломатическая репутация

Славянские рейдеры

+10,0% к боеспособности пехоты
+10,0% к скорости добычи

Река Висла

+25,0% Управление торговлей

Население с населением

+20,0% национальный модификатор рабочей силы

Племенное поселение

-20,0% Стоимость преобразования культуры

Форма для поляков

  • Требования:
    • Не существует:
      • Польша
      • Содружество
    • Не является:
      • Священная Римская империя
      • Папское государство
      • Европейский союз
    • Должно быть верно одно из следующих условий:
      • Основная культура — польская
      • Основная культура — померанская
      • Основная культура — силезская
      • Данциг
    • Не является колониальной страной
    • Должно быть верно одно из следующих условий:
      • Не является бывшим колониальным государством
      • — бывшая колониальная страна.
        • Не AI
    • Не на войне
    • является независимым или притоком
    • Не кочевой народ
    • Собственные основные провинции: Кракау (262), Варшава (257), Познань (254), Калиш (255), Серадз (258), Сандомир (259)) и Лечица (1939)
  • Эффект(ы):
    • Изменение страны на Польшу
    • Получить новые миссии
    • Страна удалена из HRE
    • Изменить правительственный ранг на Королевство
    • Получить постоянную заявку на регион(ы): Польша
    • Получите «Повышенную централизацию» на 20 лет.
      • +1,00 Национальные волнения
      • -0,05 Ежемесячное изменение автономности
    • Изменить основную культуру на польскую
    • Получить 25 престижа
    • Может принять польские идеи и традиции 

Великое переселение народов

  • Требования:
    • Реформа правительства племени варваров
    • Не имеет модификатора страны «Варварская миграция»
    • Это эпоха миграции
    • Военная техника не менее 15
    • Административная власть не менее 100
    • Не является подчиненной нацией
    • Не на войне
    • Все следующее должно быть правдой:
      • Соседний Рим, Западный Рим, Византия и/или Галлия
      • Никакого перемирия или союза ни с одной из этих стран
  • Эффект(ы):
    • Получить 20 престижа
    • Потерять 100 ед. административной власти
    • Получите «Варварскую миграцию» на 9 лет, 9 месяцев и 1 день.
      • +30,0% Боевой дух армий
      • +50,0% национальный модификатор рекрутов
      • +50,0% модификатор лимита сухопутных войск
      • -20,0% Модификатор ухода за землей
    • Если сосед Рима, Западного Рима, Византии и/или Галлии, то:
      • Объявить войну стране/странам
      • Во время войны все оккупированные провинции становятся аннексированными и объединенными
      • После войны все предыдущие провинции, принадлежавшие до войны, теряются
    • Получить 8 пехотных дивизий

Реформа правительства (от варварского племени до салической монархии)

(до 900)

  • Требования:
    • Реформа правительства племени варваров
    • Не на войне
    • Административная техника не ниже 17
    • Административная власть не менее 100
    • Должно быть верно одно из следующих условий:
      • Административная техника не ниже 21
      • Входит в христианскую религиозную группу
      • Входит в мусульманскую религиозную группу
      • Зороастрийский
      • Еврей
  • Эффект(ы):
    • Потерять 100 ед. административной власти
    • Потерять 1 Стабильность
    • Переход к монархии
    • Принять реформу правительства Salic Monarchy (заблокировано)

Технологическая реформа (варвар)

(до 600)

  • Требование(я):
    • Технологическая группа Варвар
    • Не на войне
    • Административные технологии не ниже 19
    • Административная сила не менее 100
    • Правительство — это не племя
  • Эффект(ы):
    • Потерять 100 ед. административной власти
    • Потерять 1 Стабильность
    • Если культура:
      • Германский, скандинавский, британский, гэльский, латинский, иберийский, французский или баскский, затем
      • Technology Group меняется на Western
      • Изменение типа блока на Western
    • Если культура не является ни одной из перечисленных выше:
      • Технологическая группа меняется на Восточную
      • Тип отряда меняется на Восточный

Стратегия

От 2 до 495, если Римская империя, Западная Римская империя, Византийская империя или Галлия рушится, любое племя варваров может автоматически аннексировать некоторые оккупированные провинции, если вы воюете с ними. Это ограничено, вы можете аннексировать только до 4-кратного базового налога вашей страны, вторгайтесь с умом.

Венеды

Рис. 1. Германия (по Тациту)

В удивительной дикости живет народ феннийцев, и в
чудовищный
бедность, отсутствие оружия, лошадей и домов; их еда, т.
общий
травы; их одежда, шкуры; их ложе — земля; их единственная надежда на
их
стрелы, которые из-за отсутствия железа наводятся костями. Их
общий
они получают поддержку от погони, как женщины, так и мужчины; с этими
первые бродят вверх и вниз и жаждут порции добычи. Ни
Другие
у них есть убежище даже для их младенцев против насилия со стороны
бури
и хищных зверей, чем покрыть их ветвями деревьев
искривленный
все вместе; это прием для стариков, и сюда прибегают
молодой.
Такое состояние они считают более счастливым, чем мучительное занятие
взращивание
землю, чем труд возделывания домов, чем волнения
надеяться
и опасаться защиты собственного имущества или захвата
что
других. Обезопасьте себя от замыслов людей, обезопасьте от
злобности богов, они совершили нечто бесконечное
сложность;
что им не остается ничего даже желать.

Какие еще рассказы у нас есть баснословные: как то, что эллузианцы
и
Oxiones имеют лица и внешний вид мужчин, с телами и
конечности
диких зверей. Это, как вещь, в которой я не уверен
информацию, я оставлю нетронутой.


Упадок и падение Римской империи (1781 — 1788)


Эдвард
Гиббон ​​

извлечено из Глава 10 :

http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume1/chap10.htm



[Сноска *: Готы населяли Скандинавию, но это не было их
оригинальное жилье. Этот великий народ в древности был
свевский
гонка; он занимал во времена Тацита и задолго до него
Мекленбург,
Померания Южная Пруссия и северо-запад Польши. Маленький
до рождения Дж. К., и в первые годы того века они
принадлежал царству Марбода, царя маркоманов, но
Котвальда,
молодой готский князь, избавил их от этой тирании и
учредил
его собственная власть над королевством маркоманов, уже сильно ослабевшая
победами Тиберия. Власть готов в то время
должны были быть великими: вероятно, именно от них произошел Sinus Codanus
(Балтика) приняла это название, как впоследствии называлась Mare Suevicum,
и Mare Venedicum, во время
превосходство
собственно свевов и венедов. Эпоха, когда готы
перешел в Скандинавию, неизвестно. См. Аделунг, Hist. Анк.
Германия,
п. 200. Gatterer, Hist. ун-т 458. — Г.

М. Сент-Мартин отмечает, что скандинавское происхождение готов
отдыхает
на авторитете Йорнандеса, который утверждал, что вывел его из
традиции
из готов. Его поддерживают Прокопий и Павел.
Диаконус.
И все же готы, несомненно, то же самое, что и геты более раннего периода.
историки. Сен-Мартен, заметка о Ле Бо, Hist. Империя дю Ба, III.
324.
Тождество гетов и готов отнюдь не является общепринятым.
допущенный.
В целом они кажутся одной обширной ветвью индо-тевтонского
гонка,
которые неравномерно распространились по направлению к северу Европы и в разных
периоды,
и в разных регионах вступали в контакт с более цивилизованными
нации
юга. В этот период, кажется, был рефлюкс
из
эти готские племена с севера.

Мальте Брун считает, что есть веские основания для получения
в
Исландские традиции, прокомментированные датским Варроном, М. Сумом. От
они, а также путешествие Пифея, которое Мальте Брун считает подлинным,
в
Готы владели Скандинавией, Эй-Готландом, за 250 лет до
J.C., и тракта на континенте (Рейд-Готланд) между
рты
Висла и Одер. Во время своей южной миграции они
последовал
течение Вислы; потом Днепр. солод
Брун,
геогр. я. п. 387, изд. 1832 г. Гейер, историк Швеции,
умело
подтверждает скандинавское происхождение готов. Готика
язык,
по Боппу, является связующим звеном между санскритом и современным
тевтонский
диалектах: «Я думаю, что читаю на санскрите, когда читаю
Олфилас».
Бопп, Система спряжения санскритского языка, предисловие, с. х — М.]

[Сноска 6: Йорнандес, ок. 3.]

[Сноска 7: см. в «Пролегоменах Гроция» несколько больших выдержек
от
Адам Бременский и Саксо-Грамматик. 9* система
мифология,
составленный в Исландии примерно в тринадцатом веке и изученный
научился
Дании и Швеции, как наиболее ценные остатки их древних
традиции.

[Сноска 9: См. Адам Бременский в Grotii Prolegomenis, p. 105.

храм Упсала был разрушен Инго, королем Швеции, который начал свою
царствовать
в 1075 году и примерно через шестьдесят лет христианин
собор
был возведен на его руинах. См. «Историю Швеции» Далина в
Библиотека
резоне.]

[Сноска *: Эдды наконец-то стали доступными для
Европейский
ученых завершением публикации Сэмундинской Эдды
Комиссия Арны Магнея, в 3 тт. 4к., с обильным словарным запасом
из
северная мифология. — М.]

Несмотря на таинственную темноту Эдды, мы можем
без труда
различать двух лиц, смешанных под именем Одина; бог
война,
и великий законодатель Скандинавии. Последний, Магомет
Севера, установил религию, адаптированную к климату и
люди.
Многочисленные племена по обе стороны Балтийского моря были покорены
непобедимый
доблесть Одина, его убедительное красноречие и слава, которую он
приобретенный
искуснейшего мага. 12

[Сноска 11: Маллет, ок. IV. п. 55, собрал у Страбона,
Плиний,
Птолемей и Стефан Византийский, остатки такого города и
люди.]

[Сноска 12: Эта замечательная экспедиция Одина,
вычитание
вражда готов и римлян по столь памятной причине могла
поставлять
благородную основу эпической поэмы нельзя с уверенностью воспринимать как
аутентичный
история. Согласно очевидному смыслу Эдды и
интерпретация
искуснейших критиков, Ас-гард, вместо того, чтобы обозначать настоящий город
из
Азиатская Сарматия — вымышленное название мистической обители.
богов, Олимп Скандинавии; откуда был пророк
предполагаемый
спуститься, когда он объявил свою новую религию готским народам,
кто
уже располагались в южных частях Швеции.

Примечание: по этому вопросу можно ознакомиться с любопытным письмом от
швед,
Ihre советник в канцелярии Упсала, напечатано в Упсале Эдманом в
1772 г. и переведена на немецкий язык М. Шлоцером. Геттинген,
печатный
для Дитерихта, 1779. — Г.

Гиббон ​​в более поздний период своей работы отказался от своего мнения о
правда
этой экспедиции Одина. Азиатское происхождение готов
почти
уверены в близости их языка к санскриту и
персидский;
но их северные писатели, когда вся мифология сводилась к герою
поклонение.
— М.]
9*

[Сноска 13: Неявное. Германия, ок. 44.]

[Сноска 14: Неявное. Аннал. II. 62. Если бы мы могли уступить фирму
согласие
к плаваниям Пифея Марсельского, мы должны признать, что
готы
прошли через Балтику по крайней мере за триста лет до нашей эры.]

[Сноска 15: Птолемей, л. II.]

[Сноска 16: немецкими колониями, последовавшими за оружием
тевтонский
рыцари. Завоевание и преобразование Пруссии было завершено
те авантюристы в тринадцатом веке.]

[Сноска 17: Плиний (Hist. Natur. IV. 14) и Прокопий (in Bell.
Вандал.
л. я. в. м) согласен с этим мнением. Они жили в далекие века,
и
обладал различными средствами исследования истины. ]

[Сноска 18: Остро и Визи, восточные и западные готы,
полученный
эти деноминации из их первоначальных мест в Скандинавии. В
все свои будущие походы и поселения они сохранили, с их
имена,
такая же относительная ситуация. Когда они впервые вышли из
Швеция,
детская колония содержалась в трех сосудах. Третий,
существование
тяжеловесный парусник, отставший, и экипаж, который впоследствии раздулся
в
нация, получившая по этому обстоятельству наименование гепидов или
Бездельники. Йорнандес, ок. 17.

Примечание: не в Скандинавии готы делились на
остготы
и вестготы; это разделение произошло после их вторжения в
Дакия
в третьем веке: выходцы из Мекленбурга и Померании
мы
назывались вестготами; те, кто пришел с юга
из
Пруссия и северо-запад Польши называли себя остготами.
Аделунг, ист. Все. п. 202 Гаттерер, Исторический. ун-т 431. — Г.]

[Сноска *: Это мнение никоим образом не вероятно.
Вандалы
и готы в равной степени принадлежали к большому отряду свевов, но
два племени были очень разными. Те, кто лечился на
это
частью истории, мне кажется, что я забыл отметить, что
древние
почти всегда давал имя господствующего и завоевавшего народа
все
более слабые и побежденные расы. Так Плиний называет Виндели, Вандалы,
все народы северо-востока Европы, потому что в ту эпоху
Вандалы
были, несомненно, племенем-завоевателем. Цезарь, наоборот, колеблется
под
имя свевов, многие племена, которых Плиний считает вандалами,
так как
свевы, собственно так называемые, были тогда самым могущественным племенем в
Германия.
Когда готы, в свою очередь ставшие завоевателями, покорили
нации
которых они встречали на своем пути, эти народы потеряли свое имя с
их свободы, и стал готского происхождения. Вандалы
сами себя
тогда считались готами; герулы, гепиды и т. д.,
пострадал
такая же судьба. Общее происхождение, таким образом, приписывалось племенам, которые
были объединены только завоеваниями какой-либо господствующей нации, и это
путаница породила ряд исторических ошибок. — Г.

У г-на Сен-Мартена есть научная записка (к Ле Бо, т. 261) о
источник
вандалов. Трудность, по-видимому,
быть
в отказе от близкой аналогии имени с вендским или вендским
гонка,
которые были склавского, а не свевского или немецкого происхождения. М. Св.
Мартин предполагает, что различные расы распространились из головы
Адриатика
на Балтику и даже Венеты, на берега Адриатики,
Винделичи, племена, давшие название Виндобене, Виндодуне,
Виндонисса,
были ветвями того же рода, что и славянские венеды, которые в свое время
время дало свое имя Балтике; что все они говорили на диалектах
Вендский язык, который до сих пор преобладает в Каринтии, Карниоле, части
Богемии и Лужицы, а в Мекленбурге и
Померания.
Раса вандалов, когда-то столь устрашающе воспетая в анналах человечества,
так полностью исчез с лица земли, что мы не
осведомленный
что любые остатки их языка могут быть прослежены, чтобы пролить свет
по спорному вопросу об их немецком, их славянском или
независимый
источник. 21

[Сноска 19: см. фрагмент Петра Патриция в Excerpta
Легионум
а относительно его вероятной даты см. Tillemont, Hist, des
Императоры,
Том. III. п. 346.]

[Сноска 20: Omnium harum gentium insigne, rotunda scuta, breves
гладиус,
et erga бушует обсеквиум. молчаливый. Германия, ок. 43. Готы
вероятно, получили свое железо за счет торговли янтарем.]

[Сноска 21: Йорнандес, ок. 13, 14.]
923
Изгибы этого великого потока через равнины Польши и
Россия
дал направление их маршу, и постоянный запас свежих
воду и пастбища своим многочисленным стадам скота. Они
последовал
неизвестном течении реки, уверенные в своей доблести и беспечные
любой силы, которая могла бы помешать их прогрессу. Бастарны и
венеды явились первыми; и цветок
их
юность, то ли по выбору, то ли по принуждению, увеличила готический
армия.
Бастарны жили на северной стороне Карпат:
в
огромный участок земли, отделявший бастарнов от дикарей
Финляндия была захвачена или, вернее, опустошена Венедами; ^ 24 у нас есть
некоторый
основания полагать, что первая из этих наций, отличавшаяся
себя в Македонской войне, ^25 и впоследствии был разделен на
грозный
племена певкинов, борани, карпи и т. !! и Роксоланы; и они, вероятно, были первыми
немцы
кто видел устья Борисфена и Танаиса. Если мы
спрашивать
в характерные черты народов Германии и Сарматии,
мы обнаружим, что эти две великие части человечества были
главным образом
отличались стационарными шалашами или передвижными палатками, тесной одеждой или
текущий
одежды, браком одной или нескольких жен, военным
сила,
состоящий, по большей части, либо из пехоты, либо из кавалерии; и выше
все, используя тевтонский или славянский язык; в
прошлой
из которых было рассеяно завоеваниями от границ Италии до
в
окрестности Японии.

[Сноска 22: Герулы и урегунды или бургунды
особенно
упомянул. См. «Историю немцев» Маску, л. против А
проход
в «Истории Августа», с. 28, кажется, намекает на это великое
эмиграция.
Маркоманская война отчасти была вызвана давлением варваров.
племен, бежавших от рук более северных варваров.]

[Сноска 23: Д’Анвиль, Древняя география и третья часть
из
его несравненная карта Европы. ]

[Сноска 24: Неявное. Германия, ок. 46.]

[Сноска 25: Клавер. зародыш. Антиква, л. III. в. 43.]

[Сноска *: Бастарны не могут считаться оригинальными
жители
в Германии Страбон и Тацит, кажется, сомневаются в этом; Один только Плиний зовет
их
Немцы: Птолемей и Дион относятся к ним как к скифам, расплывчатое название
в этот период истории; Ливий, Плутарх и Диодор Сицилийский, позвоните
их
Галлы, и это наиболее вероятное мнение. Они произошли от
галлы, вторгшиеся в Германию под предводительством Сигнеза. Они всегда
найденный
связаны с другими галльскими племенами, такими как Болл, Тавриски,
и т. д.,
а не германским племенам. Имена их вождей или
принцы,
Хлоникс, Хлондик. Делдон, это не немецкие имена. Те, кто были
поселился на острове Пеусе на Дунае, взял себе имя Певчини.

Карпи появляются в 237 году как свевское племя, создавшее
вторжение
в Мезию. Впоследствии они вновь появляются при остготах, с
кого они, вероятно, смешали. Аделунг, с. 236, 278. — Г.]

[Сноска 26: Венеды, славяне и
Антес,
были тремя великими племенами одного народа. Йорнандес, 24 года.

Note Dagger: они сформировали великую славянскую нацию. — Г.]


9141 Герулы, населявшие болотистую местность у озера Меотида,
были известны своей силой и ловкостью; и помощь
их
легкая пехота горячо требовалась и высоко ценилась во всех
войны
из варваров. Но деятельный дух герулов был
подавленный
медлительностью и упорством готов; и после кровавого
действие,
в которой был убит царь, остатки этого воинственного племени стали
полезное присоединение к лагерю Германрика. Он
тогда
выступил против венедов; неумение обращаться с оружием и
грозный
только по их количеству, заполнившему обширные равнины
современный
Польша. Победоносные готы, не уступавшие в численности,
победил
в соревновании решающими преимуществами физических упражнений и
дисциплина.
После подчинения венедов завоеватель двинулся вперед, не
сопротивление,
до пределов Эстиев,

. ..

извлечено из

Геродот: Истории — Книга V



Что касается области, лежащей к северу от этой страны, никто не может сказать с уверенностью.
никакой уверенности в том, что люди населяют его. Похоже, ты не успел пересечься
Истр, чем вы входите в бесконечную пустыню. единственные люди
о которых я слышу, что за Истром обитает раса по имени
Сигинны,
говорят, что они одеты, как мидийцы, и имеют лошадей,
покрытый
сплошь с шерстью лохматых волос, длиной в пять пальцев. Они
мелкой породы, с плоским носом и недостаточно сильным, чтобы носить мужчин на своих
спины;
но когда они запряжены в колесницы, они являются одними из самых быстрых из известных, что
причина, по которой жители этой страны используют колесницы. Их
границы доходят почти до Энети на Адриатическом море,
и
они называют себя колонистами Мидии; но как они могут быть
колонисты
мидийцев я, со своей стороны, не могу себе представить. Все равно нет ничего невозможного
по прошествии веков. Сигины — это имя лигурийцев, которые
обитают над Массилией, отдают торговцам, а у киприотов слово
означает копья.


извлечено из

Гомер: Илиада



А фракийцев вел Акамас и герой Пейру, даже все они
что сильный поток Геллеспонта замыкается. И Евфемос был
капитан
из киконских копейщиков, сын Тройзена, сын Кеоса, воспитанник
Зевс.

Но Пирайхм вел пеонийцев с изогнутыми луками, издалека
в
Амидон, из широкого потока Аксиоса, Аксиос, чья вода
прекраснейший
что течет по лицу земли.

И Пилеймен с суровым сердцем возглавил
пафлагонцы
из земли Энети, откуда порода диких мулов.
Этот
народом были те, что владели Киторосом и жили около Сезамона, и
обитаемый
их знаменитые жилища вокруг реки Парфениос и Кромны и
Эгиалос
и величественная Эритини.

И Ализоны вели из Одиоса и Эпистрофоса издалека
в
Алибе, где находится родина серебра.

И мисийцы шли во главе с Хромисом и авгуром Энномосом, но
с
все его предзнаменования предостерегали его от черной участи, но он был уничтожен
к
рука быстроногого Айакида в реке, когда он опустошил
в
Троянов там и остального.