Содержание
Где должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме? — Сноб
16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет
20 июля 2022 12:25
Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Тайна, которая хранилась под окладом
«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу — специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство — за 30-90 лет она полностью темнеет.
«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV — начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»
Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз — в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».
Фотография «Троицы» после реставрации Василием Гурьяновым, 1905 год
Фото: Wikipedia / СС0
Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» — единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора — человека, который правит живопись после работы группы художников.
Как «Троица» стала русским брендом
«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.
Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия — Палеологов, говорит Лидов.
«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке — уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».
Оклад для иконы «Троица» Андрея Рублева
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами. — Прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.
«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия. — Прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».
В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.
«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».
«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.
В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.
Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?
«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».
Иконостас в Бородинской церкви. Фотография Сергея Прокудина-Горского, снятая в 1911 году
Фото: Wikipedia / СС0
«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».
Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.
«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме — отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.
«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы — потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».
В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения — отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.
Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад
Фото: Wikipedia / СС0
16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.
«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы — фактически обрекать их на смерть».
Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».
«Владимирская икона Божией Матери — не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт. — Прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.
Автор Алексей Синяков
«Троица» Андрея Рублева покинула Третьяковскую галерею
В Сети опубликованы первые фотографии, сделанные после прибытия иконы Андрея Рублева «Святая Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру. Они появились на странице ВКонтакте депутата Госдумы Сергея Пахомова.
Третьяковская галерея официально об этом ничего не сообщала. Информации об этом на официальном сайте музея нет. Судя по сообщениям на новостном портале Rambler, который ссылается на Telegram-канал «Вперед. Сергиев Посад», икону привезли ночью. «Ее встречали депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители. «Троицу» разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь». О том, кто из музейных экспертов сопровождал икону, не сообщается.
Почти шестисотлетняя икона Андрея Рублева «Святая Троица», чья сохранность давно беспокоит ученых, отправилась из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Насколько витрина, в которую помещена «Святая Троица», может защитить образ от климатических перепадов и можно ли ее вообще называть «защитной капсулой», неизвестно. По крайней мере, защитную капсулу для картины «Иван Грозный убивает своего сына», которая предполагает антибликовое и антивандальное покрытие, а также сохранение температурного и влажностного режима, заказали задолго до возвращения шедевра Репина в залы музея. Тогда сообщалось, что «сегодня антивандальное, антибликовое и пуленепробиваемое стекло, необходимое для капсулы, делают лишь в Японии и Италии».
Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа «Святой Троицы» Андрея Рублева, информации нет.
Фото: РИА Новости
Издание The Art Newspaper Russia напоминает, что «аналогичная история с выдачей образа разворачивалась в 2008 году. Тогда на волне широкого общественного резонанса и многочисленных публикаций музейщикам удалось отстоять невозможность транспортировки иконы из-за ее хрупкости».
Как писала в своей статье 2013 года искусствовед и сотрудник Третьяковской галереи Наталья Шередега, «общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет». «Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос… может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева», — писала Наталья Шередега.
Первая копия с рублевской иконы была сделана в XVI веке.
Впервые расчистка иконы от поздних записей была произведена больше века назад. Как указывает Н.Шередега, расчистка была сделана в 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Тогда «иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения. В 1918-1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица». После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева».
В Третьяковскую галерею икона, писанная Андреем Рублевым, была передана в 1929 году из Загорского историко-художественного музея. Она считается самым высоким созданием русской культуры. С тех пор икона находится под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов.
Поделиться:
ЖивописьРелигия
Кремль создает всеми любимый значок для военной пропаганды
Европа | Ложное благочестие Путина
«Святую Троицу» Андрея Рублева таскают из музея в монастырь
T hree крылатые фигуры, головы которых склонены, от сидячих до золотых одеяний стол с чашей посередине. Бога нет, но картина божественна. «Святая Троица» Андрея Рублева — самая дорогая икона России. Написанная в 15 веке, когда Россия была захвачена монголами, она подтверждала связи страны с христианской Европой и указывала на русский Ренессанс, который, по словам Дмитрия Лихачева, русского историка, так и не наступил.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Послушайте эту историю
Экономьте время, слушая наши аудио статьи, одновременно работая в режиме многозадачности
Эта самая сверхъестественная из русских икон теперь служит самому темному делу: войне Владимира Путина на Украине. 16 июля икона, находившаяся в ГТГ с 1929 года, по приказу Кремля (и вопреки воле реставраторов) была перенесена в Троице-Сергиеву лавру, духовный центр Русской православной церкви. Там его почитали во время праздника преподобного Сергия, русского святого, оказавшего влияние на Рублева. Патриарх Кирилл, глава русской церкви и сторонник войны, сказал, что икона «связывает нас с тем временем, когда наша Россия, в большой опасности от внешних и внутренних врагов, сосредоточилась на том, чтобы стать великой державой».
Кураторы предупредили, что перетаскивание иконы в храм из музея, где она хранилась при определенной температуре и влажности, может повредить ее. Втягивание России в мракобесие столь же вредно. Этот шаг имел мало общего с христианством и был связан с путинским культом войны.
Либеральный журналист Сергей Пархоменко сравнил Путина с фараоном, пытающимся «подкупить» божество: «То ли он очень боится проиграть войну, то ли просит о помощи. Или он решил сделать что-то очень страшное — страшное даже для себя — и заранее ищет прощения». Президент России недавно предупредил, что его вторжение «даже не началось всерьез». Возможно, он захочет прислушаться к словам Вольтера, более скептически относившегося к религии: «Бог на стороне не тяжелых батальонов, а лучших стрелков».
Эта статья появилась в печатном издании в разделе Европа под заголовком «Ложное благочестие Путина». Херсон
Из номера от 30 июля 2022 года
Откройте для себя истории из этого раздела и другие в списке содержания
Ознакомьтесь с выпуском
Повторно используйте этот контент
Православные храмы Украины и борьба за душу страны
Владимир Зеленский расправляется с церковь, которую он считает нелояльной
Европа хочет, чтобы больше людей ездило на поезде
Во Франции это означает более медленные поезда, а не просто больше TGV
В Москве всем инакомыслящим затыкают рот
Русские, как и в советское время, склонны к двоемыслию
Троицкая икона Рублева: Наслаждайтесь Троицким гостеприимством
Добро пожаловать в объятия Троицы! Приглашаю вас вместе со мной насладиться этой прекрасной старинной картиной Рублева и ощутить гостеприимство Троицы. Давайте наслаждаться любовью Отца, Сына и Духа. Откроем Господу сердца, размышляя над иконой Рублева…
Да, Господи, я хочу сесть с тобой за стол. Я люблю наслаждаться вашей компанией. Мне не терпится услышать, что вы хотите мне сказать…
История рублевской иконы
Святой Андрей Рублев написал Гостеприимство Авраама в 1411 году для настоятеля Троицкого монастыря в России. Рублев изобразил то, что стало квинтэссенцией иконы Святой Троицы, изобразив трех таинственных незнакомцев, посетивших Авраама (Бытие 18:1-15).
Многие в рублевской культуре были сбиты с толку учением о Троице, а другие и вовсе отвергли его. Троица Рублева показала им прекрасное понимание Бога как Триединства, которое невозможно «разгадать». Спустя почти 600 лет икона Рублева продолжает увлекать людей таинственным и чудесным присутствием Троицы.
Трое посетителей Авраама
В повествовании Бытия Господь посещает Авраама в образе трех мужчин, которые, очевидно, являются ангелами, представляющими Бога.
Авраам низко кланяется до земли перед тремя посетителями, и они говорят с Авраамом в союзе, и автор Бытия поочередно называет их «они» или «Господь». Авраам предлагает им омовение ног, отдых под тенистым деревом и трапезу, и они предложили ему объявить, что Бог собирается дать ему и его жене Сарре сына, хотя Сара уже давно вышла из детородного возраста.
Символизм в иконе Рублева
В иконе Рублева он изображает трех небесных гостей, сидящих за столом с чашей, поставленной перед ними на столе. Большинство ученых понимают, что фигуры сидят слева направо в их славословном порядке Отца, Сына и Духа.
Эту библейскую историю писали другие, но Рублев первый нарисовал только три ангельские фигуры и сделал их одинакового размера. Рублев изображает троих как Единого Господа. В левой руке каждый держит жезл, символизирующий их равенство. Каждый носит синий плащ, цвет божественности. И лицо у каждого совершенно одинаковое, изображающее их единство.
Отец похож на фигуру слева. Его божественно-голубая туника покрыта светлым и почти прозрачным цветом, потому что он — скрытый Творец. Своим правом он благословляет Сына — он доволен жертвой, которую принесет. Только его голова высоко поднята, и все же его взгляд обращен на две другие фигуры.
На средней фигуре изображен Сын. Он носит как синий цвет божественности, так и красновато-пурпурный цвет королевского священства. Он Царь, который нисходит, чтобы служить священником людям, которых он создал, и стать их частью. Своей рукой он благословляет чашу, которую должен выпить, принимая свою готовность пожертвовать собой ради человечества. Его голова склонена в подчинении Отцу слева.
Дух показан на рисунке справа. Поверх своей божественно синей туники он носит зеленый плащ, символизирующий жизнь и возрождение. Его рука покоится на столе рядом с чашкой, предполагая, что он будет с Сыном, когда он будет выполнять свою миссию. Голова его склонена к Отцу и Сыну. Его взгляд направлен на открытое пространство за столом.
Вы заметили красивое круговое движение на иконе Отца, Сына и Духа? Сын и Дух склоняют свои головы к Отцу, а он в ответ направляет на них свой взор. Отец благословляет Сына, Сын принимает жертвенную чашу, Дух утешает Сына в его миссии, и Отец показывает, что он доволен Сыном. Любовь инициируется Отцом, воплощается Сыном и осуществляется через Дух.
Размышление Анри Нувена над иконой Рублева
Какая радость для нас быть вовлеченными в этот круг божественной любви, изображенной на иконе Рублева! По словам Анри Нувена:
Чем больше мы смотрим на этот святой образ глазами веры, тем больше мы приходим к пониманию того, что он написан не как прекрасное украшение для монастырской церкви, ни как полезное объяснение трудное учение, но как святое место, куда можно войти и остаться внутри.
Когда мы становимся перед иконой в молитве, мы чувствуем мягкое приглашение принять участие в интимной беседе, происходящей между тремя божественными ангелами, и присоединиться к ним за столом.