Александр невский в русской литературе и кинематографе: Образ Александра Невского в литературе и кинематографе

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе

Образ Александра Невского в русской литературе достаточно популярен. Это связано с тем, что личность князя – это звено исторической цепи, которое определило развитие целого государства на мировой арене.

Для многих русских людей Невский – это герой, чей подвиг перед Родиной вряд ли будет обесценен или забыт. Поэтому образ Александра Невского в культуре и литературе никогда не канет в Лету. Его личность освещает жизненный путь молодежи, наполняет наши сердца гордостью за родную землю, а его отвага – это пример русской силы духа!

Жизнеописание полководца

Так как наш с вами разговор затронул образ Александра Невского в культуре и литературе, то следует уточнить некоторые сведения об этом выдающемся человеке.

Невский Александр Ярославич был рожден в мае 1221 года в городе Переяславле-Залесском. Умер в возрасте 42 лет 14 ноября 1263 года в Городце. За свою недолгую жизнь успел побывать князем Новгородским, Киевским и Владимирским.

Александр был не первенцем, он был рожден вторым сыном в семье Ярослава Всеволодовича. Сыновья приняли княжеский постриг. Этот обряд означал посвящение в воины, случилось это в Переяславле в Спасо-Преображенском соборе. Обряд проводил святитель Суздаля Симон.

Под отцовским стягом в 1234 году Александр впервые отправился в поход на Дерпт.

Деятельность молодого князя

Самостоятельное княжение Невского началось с 1236 года. Время было неспокойное, так как Новгородские земли находились в состоянии вражды с соседями (монголы, Тевтонский орден). И в 1238 году Новгород разворачивает наступательную операцию.

Александр отдает приказ о возведении укреплений на юго-западе Новгорода. В 1240 году шведы направились к Новгороду. В ночь на 15 июля Александр и ладожане застали врасплох короля шведов Биргера и его армию, нанесли полное поражение. Это было сражение, которое позже именовали Невской битвой. В ту ночь Александр сражался в первых рядах и лично лишил жизни шведского «краля» Биргера. Победа в этом сражении продемонстрировала тактику, силу и талант Александра.

События, на основе которых сняли фильм в ХХ веке

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе был запечатлен благодаря печальным историческим событиям на русской земле. Фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна повествует о том, как капризные новгородские горожане рассорились с Александром. Он их покинул, правя в отцовском Переяславе-Залесском. Но враг не дремал и использовал эти события в своих целях. Ливонские немцы осадили город Псков, тут не обошлось без городских предателей, которые способствовали немцам. Псковская земля была обложена данью. Караваны торговцев нещадно грабили враги. Новгородцы испытывают страх и панику, они несколько раз посылали к Ярославу за Александром. Первый раз на борьбу с немцами отец-князь направил младшего сына Андрея. Новгородцы по-прежнему просили выдать им Александра. Так в 1241 году все-таки Невский озарил своим присутствием земли Новгорода. Очистил земли от врага и направился в Псков, Чудскую землю – гнездо Ордена.

Продолжение исторических событий и картины Эйзенштейна

5 апреля 1242 года случилось сражение, именуемое Ледовым побоищем, на границе с Орденом Ливона на Чудском озере. Точный ход события так и остается неизвестным, но исследователи ливонских и отечественных хроник смогли прийти к единому взгляду и выстроить события того времени. Но есть некоторые различия. В немецких записях описываются действия, как русские окружили рыцарей, а в новгородских летописях сказано, что наши воины гнали ливонцев семь верст по льду. Освидетельствовано, что немцы потеряли около полутысячи бойцов, еще 50 попали в плен и были за руки приведены в Новгород.

Благодаря фильму Эйзенштейна образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе запечатлен более чем реалистично и мужественно.

Еще одна победа

Через три года литовцы совершили нападение на новгородские земли под предводительством князя Миндовга. Князь Александр молниеносно отправляется на захватчиков. Литовцы, получив вести о наступлении Невского, бросились бежать с награбленным из его владений. Наш смелый князь нагнал нечестивцев и разбил их в сражении у озера Жизца.

Так почему же образ Александра Невского в литературе и искусстве так преданно чтится? Да потому, что защита Руси под его крылом в течение шести лет привела к тому, что немцы отказались от последних завоеваний, а также передали новгородцам часть земли Латгалии.

Вторая жизнь образа князя Невского

Талантливый полководец, блестящий дипломат и грамотный политик – все эти слова об Александре Невском. Все эти слова подтверждаются его победами в борьбе против немцев. Такой образ Александра Невского в русской литературе не мог остаться незамеченным в период 1941-1945 годов, когда советский народ отстаивал свои земли в борьбе с фашистской Германией.

Художник П. Д. Корин написал картину «Александр Невский» в самый разгар страшной Великой Отечественной войны, в эти годы подобный героический образ воина с немцами был особо востребован.

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе кратко

Кинематография – один из важнейших видов искусств, который особым образом чтит и хранит образ князя Невского. В 1938 году народ Советского Союза в кинотеатрах увидел фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном. Сегодня эта картина считается классикой кинематографа 1930-х годов.

Этот фильм дважды выходил в прокат. Как вы думаете, в каком году его показали в кино второй раз? Да, именно в 1941 году, когда немцы напали на Советский Союз. Правительство СССР сделало ставку на то, что просмотр фильма поднимет боевой дух советских солдат. И не прогадало! В эти годы фильм имел еще больший успех, чем в годы первого проката.

В 1991 году режиссер Георгий Кузнецов снимает фильм «Житие Александра Невского», где в роли князя снялся Анатолий Горгуль.

Спустя 17 лет копилку исторических кино пополнила лента «Александр. Невская битва», снятая Игорем Каленовым, а главную роль исполнил Антон Пампушный.

Образ святого Александра Невского в культуре и литературе, а также и в этом фильме значим. Ведь наш князь показан в героическом образе, который искренне защищал свои земли и свой любимый народ!

Чтят образ князя и филологи. Его воспевали многие поэты и писатели в своих произведениях. Самое первое упоминание об Александре в литературе зафиксировано современником. Текст «Житие Александра Невского» литературоведы относят к историческим памятникам эпохи Древней Руси. В произведении автор рассказывает о великих подвигах князя, его храбрости и мужестве.

Заключение

Итак, образ Александра Невского в русской литературе, кинематографе, истории, религии, архитектуре, живописи и других искусствах прочно закреплен и является одним из основных. Переоценить деятельность князя Невского очень трудно, хотя некоторые историки пытаются это сделать, уже не раз совершались попытки «подкопать» под его личность, однако по сей день они не увенчались успехом, а в 2008 году на телевизионном конкурсе «Имя России» стала победителем личность святого князя Александра Невского.

7. Образ Александра Невского в литературе и искусстве | «Образование Ямала»

Колонцова Татьяна Константиновна

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Детская библиотека

г. Ноябрьск

 

Тезисы

В настоящее время в России активно развивается система патриотического воспитания граждан. Привитие подрастающему поколению любви к своей стране, чувства гордости за свой народ является одной из важнейших задач государства, общества и семьи. Наиболее доступно объяснить значение таких непреходящих ценностей можно именно на примере великих исторических деятелей, национальных героев, каким и является Александр Невский.

Жизнь и деятельность Александра Невского начиная с 15 века и до наших дней волнует и интересует деятелей искусства: художников, режиссеров, писателей. Создано немалое количество произведений искусства и литературы, посвященных великому князю. Это иконописные и исторические полотна, художественные фильмы, поэтические и прозаические произведения. Каждый творец видит по-своему Александра Невского, но в изображении его образа всех их объединяет одно — во всех произведениях перед нами предстает великий полководец, защитник и хранитель Земли русской.

Введение

Каждый народ имеет своих национальных героев, которых любят, чтят и помнят. О которых слагают легенды, песни и сказания. Имена их остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но со временем становится ярче и светлее.

Еще более почитаются те, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Господу. И именно к ним обращается народ за помощью в дни тяжелых испытаний.

Одним из таких национальных героев был и Александр Невский, который на протяжении более семи веков остается символом мудрости, святости и верного служения Отечеству, и имя его и самоотверженные подвиги навсегда вошли в память нашего народа.

В последние десятилетия Россия возвращается к своей истории, своему прошлому. Предпринимаются большие усилия по развитию патриотического воспитания, укрепления чувства сопричастности народа к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью. [17]

Патриотическое воспитание подрастающего является одной из важнейших задач общества, школы, семьи. Ведь именно в детстве закладываются основы священного чувства любви к своей Родине, вырабатывается чувство гордости за свое Отечество, уважение к его великим свершениям народа и достойным страницам прошлого. [17]

И именно жизнь и деятельность Александра Невского является достойнейшим примером, на котором возможно наиболее доступно объяснить значение этих непреходящих ценностей. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Чем же была так замечательна деятельность Александра Невского?

Как мы знаем, 13 век был периодом самых ужасных потрясений для Руси. С востока наступили монголы с полчищами покоренных татарских племен, разорили и обезлюдили большую часть Руси, и поработили народ. С запада угрожало немецкое племя под знаменем западного католичества.

Руси был необходим такой политический деятель, который смог бы наладить такие отношения с разными врагами, при которых страна удержала бы свое существование. Именно таким политическим деятелем и являлся Александр Невский.

Он активно боролся против немецких орденских рыцарей, шведского королевства и литовцев. Наладил хорошие отношения с татарскими ханами и пользовался их поддержкой.

По словам Льва Гумилева «Александр сделал судьбоносный выбор между Востоком и Западом в пользу Востока. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и тем самым спас русское православие — основу самобытности».[13, C. 16]

Более семисот лет назад Александр Невский закладывал сами основы российской государственности, поэтому и для современной политики и дипломатии большое значение имеют уроки деятельности князя.

Основополагающие начала, на которых строил свою деятельность Александр, почти дословно совпадают с общепризнанными принципами современного международного права. И если вспомнить, что последние были окончательно закреплены в международно-правовых актах лишь после 1945 года, то не будут преувеличением сказать, что святой Александр Невский опередил свое время на 700 лет.[5, C. 3]

Образ великого князя в древних летописях

Жизнь Александра Невского уже для его современников была объектом особого внимания, и так же вызывает большой интерес и у потомков.

На протяжении нескольких веков образ князя воспевается в различных произведениях искусства и литературы: изобразительном искусстве, скульптуре, кинематографе, поэзии и прозе.

Первые упоминания об Александре Невском, конечно же, содержатся в древних летописях.

Современных Александру Невскому сведений очень мало. Их основную массу содержит Новгородская первая летопись старшего извода — погодная запись, напоминающая дневник событий. Как считают исследователи, именно эта летопись содержит самую подробную и ценную информацию о князе.

«В лето 6747. женился князь Александр, сын Ярослава, в Новгороде, взяв (в жены) в Полоцке дочь у Брячисава, и венчался в Торопце.

В лето 6749. пришел Александр в Новгород, и рады были новгородцы. Тем же летом пошел князь Александр на немцев на город Копрье с ладожанами и карелами, и ижорянами, и взял город, а немцев привел в Новгород, а иных отпустил.» [16, C. 12]

Лаврентьевская летопись донесла до нас древние ростовские и владимирские известия об Александре Невском. Она составлена или только переписана с готового оригинала в 1377 году. Этот источник содержит сведения об Александре Ярославовиче как о владимиро-суздальском князе. Эти тексты отличаются краткостью, но во многом современны деятельности Александра Невского. [15, C. 10]

Некоторые сведения об Александре Невском сохранила и Псковская первая летопись. Но хотя, она и создавалась в территориальной близости от «места событий», содержит минимум информации о князе. В ней отрывочные заметки, очень различающиеся в двух основных списках летописи — Тихановском и Синодальном. [23, C. 13]

Наибольшее количество информации об Александре Невском мы узнаем, конечно же, из памятника древнерусской литературы 13 века — «Повести о житии Александра Невского».

Каким он был, мы не знаем, но хочется верить одному из поздних вариантов «Жития», где говорится, что «ростом он был выше прочих людей, а голос раздавался как труба в народе, а лицо его было как лицо Иосифа… Сила его была частью от силы Самсона, а премудрость от Соломона, дал Бог ему храбрость царя римского Веспасиана… Князь Александр Ярославович, побеждая, был непобедим». [25, C. 4]

Это произведение представляет собой княжескую биографию, соединяющую в себе черты воинской повести и жития.

Первую, Владимирскую редакцию «Жития Александра Невского» относят к 80-м годам 13 века. Существует несколько версий об авторстве произведения, но ни одна из них не считается доказанной.

Предположительно автором является книжник из окружения митрополита Кирилла, называющий себя современником князя и свидетелем его жизни. Жизнеописание Александра Невского, в котором прославляются его успехи в политике и воинские доблести, создается автором по рассказам его современников и своим собственным воспоминаниями.

На протяжении нескольких веков эта редакция «Жития» переписывалась и перерабатывалась, существует более пятнадцати его редакций. [8, C. 14]

Исторический смысл этого литературного памятника — через повествование об исторических событиях создать образ их главного участника и героя Александра Невского.

Многое из жизни Александра Невского за давностью времени нам неизвестно. И Житие и другие источники описывают только основные вехи биографии князя. Например, сообщение о серьезной болезни, постигшей его в 1251 году после смерти первой супруги Александры Брячиславны: «Бысть болезнь тяжка князю Александру, но Бог помиловал, и молитва отца его Ярослава, и блаженного митрополита и епископа Кирилла». Повсюду, куда доходила печальная весть, русские люди скорбели, возносили молитвы ко Всевышнему. И Господь не отверг молитв народных: Александр оправился от тяжелого недуга. [3, C. 14]

Образ Александра Невского в литературе

Достаточно большое количество произведений художественной литературы описывают жизнь и деятельность Александра Невского.

Интересно, что золотой век русской литературы даже не коснулся имени Александра Невского, за исключением двух поэм — «Александр Невский Льва Мея и «В Городце в 1263» Апполона Майкова.

Именно Лев Мей впервые в русской поэзии сказал свое слово о великом князе. В творчестве Мея в основном переложения и переводы, и произведение «Александр Невский», написанное в 1861 году, тоже скорее всего является переложением памятника древнерусской литературы. [26]

В поэме повторяется сюжет «Жития Александра Невского», также автором  сохранены жанровые особенности и воинской повести, и агиографического произведения.

Здесь Александр Невский предстает перед нами одновременно и как богатырь, и как сказочный герой. И, как положено народному герою, у него есть верный конь.

И коня не седлал: без седла и узды

Мчался вихрем он с ним от звезды до звезды.

Да и вышел же конь: сквозь огонь, через воду

Князя вынесет он, не спросившися броду.

Основной акцент поэмы — Невская битва, другие события, связанные с именем князя, лишь намечены.

Автор оценивает мудрое правление Александра: он лишён жестокости, с ним стремятся заключить мир, глубоко уважают, он является воплощением дипломатической дальнозоркости, залогом мира между Русью и её западными и восточными соседями.

В описании смерти князя показывается вся мера горя, переполнившего сердца людей: «и рыдали, рыдали, рыдали над усопшим и старцы, и малые дети с великой печали». [26]

И в поэме Апполона Майкова «В Городце в 1263», написанной в 1875 году, описывается смерть князя. Все земное скорбит — умер великий князь. Момент смерти Александра Невского описан в соответствии с канонами жития: чудо — просветление лика — всплеск золотых лучей души («наше солнце зашло»).

Словно как свет над его просиял головой —

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело —

И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”

В поэме Константина Симонова «Ледовое побоище», написанной в 1937 году,  внешность князя описывается совсем не богатырской:

Был жилист князь и твёрд как камень,

Но не широк и ростом мал,

Не верилось, что он руками

Подковы конские ломал.

Автор подчеркивает его внутреннюю силу, силу духа. Образ Александра Невского в поэме — символ непобедимости русского народа, залог защиты русской земли. Эта поэма — предупреждение потенциальным врагам: русский народ сломить невозможно.

За годом год перелистаем.

Не раз, не два за семь веков,

Оружьем новеньким блистая,

К нам шли ряды чужих полков.

Но, прошлый опыт повторяя,

Они бежали с русских нив,

Оружье на пути теряя

И мертвецов не схоронив. [26]

Образ Александра Невского в названных поэтических произведениях по-разному трактуется, различны способы описания и сделанные акценты, но несмотря на это, их объединяет общее настроение — в каждом произведении мы видим мудрого политического деятеля, всей душой болеющего за свой народ, глубоко любящий своего правителя.

И прозаические произведения также описывают Александра Невского как талантливого полководца, отважного воина, искусного дипломата, который спас русский народ от порабощения Востоком и Западом.

В 1952 году Василием Яном была написана повесть «Юность полководца», в которой рассказывается о детстве и юности князя Александра, об избрании его новгородским князем в тяжелое для Руси время монголо-татарского нашествия, когда проявился его полководческий талант. Образ молодого князя описан автором так замечательно, что после прочтения надолго врезается в память. Именно эта книга может пробудить интерес к истории и уважение к ее героям.

Очень интересный и вызывающий много эмоций роман-трилогия Сергея Мосияша «Александр Невский» рассказывает о периоде жизни Александра Невского, связанном с Великим Новгородом.

Роман написан с опорой на архивные источники и древнерусские летописи, поэтому жизнь и деятельность Александра Невского описана очень подробно.

Роман Бориса Васильева «Александр Невский» написан столь увлекательно и захватывающе, что чтение затягивает, невозможно отложить книгу. XIII век. Князья на Руси ведут бесконечные междоусобные войны, которые мешают объединению перед лицом внешнего врага. Их имена сейчас помнят только историки, а в памяти народа остался только один — Новгородский князь Александр. Фундаментальность произведения говорит о серьезной подготовительной работе.

Уникальная книга «Великий князь Александр Невский» Алексея Карпова позволяет получить представление о том, кем был князь Александр для наших предков, почему он был признан святым защитником русского государства, а также об исторических событиях, так или иначе связанных с Александром Невским. Основу повествования составили подлинные документы.

Детский писатель Виктор Лунин в своей книге «Александр Невский» очень обстоятельно и захватывающе повествует о времени становления Российского государства, о важном моменте в истории, который стал поворотным в судьбе страны. Книга рассказывает о детстве Александра Невского, взрослении и о славных победах во время его княжения.

Исторически достоверные иллюстрации Дениса Гордеева воссоздают дух эпохи — с первой страницы читатель переносится в полную приключений и легендарных сражений жизнь средневековой Руси.

В книге Натальи Павлищевой «Невская битва. Первый подвиг Александра» описывается 1240 год. Русь меж двух огней. С Востока накатываются опустошительные волны татаро-монгольского нашествия. Но еще страшнее угроза с Запада. Судьба Руси решается на невских берегах, где высадилось войско ярла Биргера. Навстречу шведам спешит князь Александр Ярославич с дружиной. Ему всего 21 год от роду. Он пока и не догадывается, насколько великое будущее ему уготовано. 

Очень сложно рассказать детям об исторической личности так, чтобы и не скучно, но что бы и исторически корректно. С этой точки зрения книга Станислава Романовского «Александр Невский» очень удачна. Историческую личность за один раз не рассмотришь, а эта книга — одно из первых приближений к постижению значения деятельности и личности князя в истории.

В основе сюжета романа Ирины Измайловой «Князь Александр Невский» — события 1263 года,  когда поздней осенью князь Александр возвращается из поездки в Орду. По дороге он чувствует странное недомогание, которое понемногу растёт. Александр начинает понимать, что, возможно, отравлен. Двое его верных друзей — старший дружинник Сава и крещёный в православную веру немецкий рыцарь Эрих — решают немедленно ехать в ставку ордынского хана Менгу-Тимура, чтобы выяснить, чем могли отравить Александра, и есть ли противоядие.

Образ Александра Невского в кино

Образ Александра Невского представлен очень ярко и в кинематографе. В 1937 году вышел в свет фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Это поистине уникальное и выдающееся произведение искусства. Благодаря исполнителю главной роли Николаю Черкасову в представлении народа сложился облик великого князя.

Фильм имел огромный успех, но по политическим причинам вскоре был изъят из проката. Однако в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, фильм вновь вышел в прокат для поддержания духа народа.

В этом фильме Александр Невский изображен героем, который болеет за свою землю и свой народ и старается защитить их. [14]

На этом фильме воспитывались и мужались те, кто в страшные годы войны подтвердил пророческие слова Александра Невского из сценария: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля». [14]

Сценарий для этого фильма переписывался не один раз по указанию историков, которые консультировали картину.

Знаменитый композитор Сергей Прокофьев написал музыку к фильму, которая впоследствии стала самостоятельной симфонией, очень ярко воплощавшей образ Александра Невского. Фильм и музыка к нему — являют поразительный пример сотворчества композитора и режиссера. Музыка рождалась под впечатлением от фильма, поэтому она поражает яркостью образов. Удивительно, что в музыке переданы голоса и жесты людей, их движения. Прослушивая симфонию, как будто видишь сцены бескрайних русских равнин; Псков, разоренный тевтонскими рыцарями; становишься свидетелем битвы на Чудском озере; наблюдаешь, как в бой вступают войска Александра Невского, как тонут рыцари в ледяных водах; видишь как Псков встречает победителей. [24]

Еще один фильм, под названием «Житие Александра Невского», был снят в 1991 году советским постановщиком Георгием Кузнецовым, в главной роли снимался Анатолий Горгуль. В основе сюжета — последние дни земной жизни Александра Невского. По дороге во Владимир, здоровье Александра Невского становится все хуже и хуже. Он часто впадает в забытье, а в моменты когда наступает просветление, князь предается воспоминаниям о славных былых днях, о родине, о прошедших битвах и о своем народе.

Фильм впечатляющий. Но не зная каких-то исторических фактов об Александре Невском, смотреть его будет сложнее. Поэтому перед просмотром неплохо было прочитать о житие Александра Невского. Фильм направлен не на то, чтобы рассказать об истории, а на то, чтобы переосмыслить образ этого человека через призму религиозного учения.

Изобразительное искусство

И самое богатое представление об образе Александра Невского нам дает изобразительное искусство.

Первые изображения князя появились в 15 веке и до сих образ великого князя волнует и интересует живописцев. При этом на протяжении всего времени изображение образа Александра Невского менялось. И изменения эти связаны были, как правило, с внутренними и внешнеполитическими событиями в стране. [22]

В религиозной живописи 15-17 веков мы видим князя в образе Святого воина и защитника во главе своей дружины, схимника, предстоящего перед Спасителем или Богородицей. А начиная со второй четверти 18 века святой князь изображается воином — конным или реже пешим в доспехах европейских рыцарей, в красной мантии с мехом горностая на фоне Петербурга. [4, C. 303]

Однако, начиная с середины 1860-х годов, в изображении героев русской истории всё больше преобладали национальные черты. Александр Невский с этого времени чаще изображается в одежде русского воина. В дальнейшем мы также видим изображение князя в национальной одежде, с атрибутами княжеской власти именно как русского воина.

И на картине «Александр Невский» Виктора Васнецова святой князь изображен как настоящий славянин, с русыми волосами и бородой. Детали образа князя подчеркивают все могущество и величие этой личности. [20]

В периоды великих потрясений, войн художников привлекали героические черты Александра Невского: отвага, сила, мужество, ненависть к врагу. Таким мы видим князя в работах Владимира Серова, на плакатах времен Великой Отечественной войны.

После Великой Отечественной войны образ Александра Невского являлся символом непримиримой борьбы и неприступности русской земли, это нашло своё отображение в картинах П.Д. Кокорина, С.Н. Присекина.

В картинах одного из художников начала 21 века, Павла Рыженко, образ Александра Невского трактуется более глубоко. На полотнах представлены не просто события из жизни, но и изображения этих событий сквозь призму представлений художника о князе и его времени. [6, C. 22]

Заключение

Можно сделать вывод о том, что образ Святого князя отражается в произведениях русского искусства и литературы уже с XV века, и в наши дни  он интересен для деятелей искусства и литературы. В зависимости от внешних и внутренних политических событий в различные исторические эпохи изображение образа Александра Невского менялось, в нем всегда присутствовали разные черты — императорские, военно-патриотические, национальные или духовные. Но объединяет эти черты одно — Александр Невский во всех произведениях искусства и литературы видится нам как защитник и хранитель Земли русской.

Образ Александра Невского настолько уникален, что на примере его поступков и его великих деяний будет воспитываться еще не одно поколение подрастающих россиян.

Возможно будут рождаться новые образы у художников, создаваться новые книги, но слава его не померкнет!

Список источников

1. LiveLib. — URL: https://www.livelib.ru/book/1000306021-aleksandr-nevskij-a-v-shishov (дата обращения: 6.07.2020). — Текст. Изображение : электронные.

2. Megogo. — URL: https://megogo.ru/ru/view/6559105-zhitie-aleksandra-nevskogo.html (дата обращения: 07.07.2020). — Текст. Изображение : электронные.

3. Александр Невский — глазами поэта. — Текст : непосредственный // Честь Отечества. — 2008. -№9/10. — С. 13-17.

4. Александр Невский. Государь, дипломат, воин / под редакцией А. В.Торкунова. – Москва : Валент, 2010. — 536 с. — Текст : непосредственный.

5. Воловик, А. Во славу Отечества / А. Воловик. — Текст : непосредственный // Честь Отечества. — 2011. -№3/4. — С.2-5.

6. Володихин, Д. Князь Александр Невский. Святой воин / Д. Володихин. — Текст : непосредственный // ФОМА. Православный журнал. – 2015. – Спецвыпуск. – С.22-32.

7. Гумилев, Л. Н. Князь Александр и хан Батый : Невский А. — / Л.Н. Гумилев. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №44. — С. 5-6.

8. Житие Александра Невского: Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра : памятник древнерусской литературы 13 в. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №43. — С. 14-16.

9. Зубкова, Е. Александр Невский — кто он? / Е. Зубкова. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №43. — С. 1-2.

10. Какшина, И. Е. «Житие Александра Невского» / И. Е. Какшина. — Текст : непосредственный // Литература в школе. — 2001. — N4. — С. 39-42.

11. Книжный Интернет-магазин. — URL: https://www.labirint.ru (дата обращения: 6.07.2020). — Текст. Изображение : электронные.

12. Костомаров, Н. И. Князь Александр Ярославич Невский / Н. И. Костомаров. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №44. — С. 2-4.

13. Красникова, В. А. Память, которой не будет конца : праздник, посвященный дню памяти святого благоверного князя Александра Невского / В.А. Красникова. — Текст : непосредственный // Классный руководитель. — 2006. — №1. — С. 16-22.

14. Культура РФ. — URL: https://www.culture.ru/movies/391/aleksandr-nevskii (дата обращения 07.07.2020). — Текст. Изображение : электронные.

15. Лаврентьевская летопись (запись 1238-1263гг.) : древние ростовские и владимирские известия об А. Невском. — Текст : непосредственный // История. — 2000. -№43. — С. 10-11.

16. Новгородская первая летопись старшего извода : современные Александру Невскому сведения о нем. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №43. — С. 12-13.

17. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» : постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 / Российская Федерация ; Правительство. — URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkh2jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 16.09.2020). — Текст : электронный.

18. Образ Александра Невского в искусстве. — URL: https://fb.ru/article/284025/obraz-aleksandra-nevskogo-v-iskusstve-opisanie-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi (дата обращения: 17.09.2020). — Текст. Изображение : электронные.

19. Образ Александра Невского в искусстве. — URL: https://www.sites.google.com/site/sitesaleksandrnevskij/home/aleksandr-nevskij-v-literature (дата обращения: 23. 09.2020). — Текст. Изображение : электронные.

20. Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский». — URL: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-aleksandr-nevskij/ (дата обращения: 22.09.2020). — Текст. Изображение : электронные.

21. Орлова, Е. О. Опыт изучения житийной литературы :на примере жития святого благоверного князя Александра Невского / Е. О. Орлова. — Текст : непосредственный // Начальная школа. — 2005. — №1. — С. 29-31.

22. Павлова, И. Г. Образ Александра Невского в изобразительном искусстве. К вопросу об иконографии / И. Г. Павлова. — Псков, 2015. — URL: http://izographpskov.ru/userfls/ufiles/documents/Obraz%20Aleksandra%20Nevskogo.pdf (дата обращения: 18.09.2020). — Текст : электронный.

23. Псковская первая летопись. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №43. — С. 13.

24. Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский». — URL:http://music-fantasy. ru/materials/sergey-prokofev-kantata-aleksandr-nevskiy (дата обращения: 15.09.2020). — Текст. Изображение : электронные.

25. Федина, Н. Александр Невский : современные взгляды на политику великого князя / Н. Федина. — Текст : непосредственный // История. — 2000. — №43. — С. 4-5.

26. Ямщикова, О. Ф. Образ Александра Невского в русской поэзии на примере поэм Мея Л., Майкова А. и Симонова К. / О. Ф. Ямщикова. — URL : http://radilov.ru/literaturna/1350-obraz-nevskogo-vrusskoj-poezii.html. — (дата обращения: 18.09.2020). — Текст : электронный.

История и кино: Александр Невский и использование исторической фантастики

Линнея Харцуйкер

«Логика, стоящая за этим, все проясняет, но только после эмоционального отклика». –Сергей Эйзенштейн 1

Фильм «Александр Невский », снятый в России Сергеем Эйзенштейном в 1938 году, считается основополагающим произведением кинематографа. Он впервые применил монтаж для эмоционального воздействия и повествования и, что наиболее известно, инсценирует битву на замерзшем озере, ему подражали десятки других кинематографистов. Это также, несомненно, дело пропаганды, отстаивающей ценности сталинского режима и демонизирующего вторжение немцев. 2

Александр Невский рассказывает историю великого князя Александра Ярославича Невского Киевского, который в 1242 году нашей эры защитил Новгород и другие русские государства от тевтонских рыцарей Ливонского крестового похода, которые намеревались обратить языческих и восточно-православных славян в римлян. католичество, но были отбиты Невским в битве на Чудском озере, где более тяжеловооруженные немецкие рыцари пробили лед и утонули.

Я заинтересовался принцем Александром, когда изучал трилогию романов, действие которых происходит в Норвегии эпохи викингов. Менее известная глава в истории викингов связана с русами, группой шведских викингов, поселившихся в Киеве в конце 9 в. век. Русь дала стране свое имя и основала династию Рюриковичей, которая будет править Россией веками. Киевская Русь быстро ассимилировалась в местную культуру, привнося при этом свои новшества. Невестка Рюрика, кровожадная царевна Хельга (позже славянизированная до Ольги), инициировала контакт с Константинополем, который принес христианство, а ее внук Владимир сделал его религией земли. Династия Рюриковичей породила Ивана Грозного и правила Россией до Романовых.

Фильм «Александр Невский» знакомит нас с главным героем на рыбалке. Его подданные поют рабочую песню, посвященную его победе над шведами на Неве, битве, которая дала ему его имя. Князь Александр наслаждается спокойной жизнью, но знает, что скоро русские города-государства будут воевать с Германией. Затем нам показывают город Псков, преданный своим мэром, а теперь находящийся под пятой немцев, жестоко обращающихся с его жителями. Они буквально топчут мужчин и женщин ногами, а детей приговаривают к костру, а зловещий епископ руководит кровавой бойней.

В Новгороде два богатыря, счастливый Василий и мудрый Гаврило, оба влюблены в прекрасную Ольгу. Их ухаживания прерываются посыльными из Пскова, приносящими известие о немецком вторжении. Спорят новгородцы; купцы — буржуазия — советуют умиротворение, а крестьяне и ремесленники призывают князя Александра Невского привести их к победе.

Приезжает Александр, ремесленники дарят мечи и доспехи, крестьяне выходят из своих лачуг на свет, чтобы взяться за оружие, а молодая женщина Василиса, отец которой был убит в Пскове, надевает кольчуги и пояса на шпагу, чтобы идти в бой. Ольга обещает свою руку замуж за того жениха, который проявит себя с большей доблестью в бою, и тогда Александр ведет армию против немцев.

Александр Невский был первым фильмом режиссера Сергея Эйзенштейна после почти десяти лет неудачных проектов и подозрений со стороны сталинского режима. И для него, и для композитора Сергея Прокофьева это была возможность политически реабилитироваться. Их совместная работа над фильмом « Александр Невский » по праву славится своей близостью: Прокофьев сочинил отрывки на основе раскадровки Эйзенштейна, но также сочинил другие куски, под которые Эйзенштейн отредактировал свой фильм. Из-за этого «Ледовое побоище» иногда называют «первым музыкальным клипом». 3

Капризы политики сильно повлияли на Александра Невского , и не только на его сюжет и акценты. Ближе к концу съемок Эйзенштейн заснул за монтажным столом. Его помощники принесли Сталину черновики, отредактированные с репетиционной записью партитуры Прокофьева и утерянной на одной из катушек. Однако Сталин был очень доволен увиденным фильмом, а участники слишком боялись его, чтобы что-то менять, даже добавлять обратно катушку или улучшать качество звука. 1

После выхода фильм имел огромный успех, но в течение двух месяцев Сталин заключил пакт Молотова-Риббентропа, соглашение о ненападении с Германией. Антинемецкая пропаганда больше не нужна, и фильм сняли с кинотеатров. После вторжения немцев он был переиздан и снова стал хитом.

При чтении произведения исторической фантастики, созданного почти 80 лет назад, нужно смотреть на него через двойную историческую линзу и осознавать как момент, когда оно было создано, так и момент, который оно призвано описать. Историческая фантастика, как и любая другая художественная литература, отражает заботы и ценности эпохи, в которой она создана, а также заботы ее создателей. Некоторые произведения, такие как «9» Чарльза Диккенса0005 Повесть о двух городах , явно свяжите две исторические эпохи, чтобы подчеркнуть суть. Многие другие имеют неявную, но не менее очевидную политическую цель, например, Артур Миллер Горнило , комментирующий маккартизм.

Знание контекста создания Александра Невского делает его гораздо более увлекательным, чем художественный вымысел. Эйзенштейн и Прокофьев не только привносят сталинское прочтение в триумф князя Александра, но и целенаправленно пробуждают эпическое величие в своих фильмах. Их музыкально-изобразительные темы и повторы напоминают зрителю заезженные фразы Гомера для описания моментов битвы или достоинств его героев. 4

Точно так же многие персонажи довольно плоские, но в некотором роде напоминают народную сказку или основополагающую легенду. Сам принц Александр появляется на сцене в полной форме, идеальный принц, который скорее ловит рыбу, чем сражается, но быстро поднимается на ноги, когда его призывают защищать свою страну. Эйзенштейн часто стреляет в него снизу, когда он стоит, подбоченившись, поза, которую Сталин использовал во многих своих портретах.

Персонажи, участвующие в романтическом сюжете фильма, могут развиваться больше, чем красивый заместитель принца Александра Сталин. Василий и Гаврило соревнуются, как Леголас и Гимли в Властелин колец за достижения в бою. Но когда битва закончена, они вместе лежат на снегу, оба тяжело раненые, и восхваляют друг друга и своих павших товарищей за их доблесть.

Сегодня существует тенденция ценить историческую фантастику за ее способность максимально точно воссоздать исторический период. Я пытался сделать персонажей своих романов правдоподобными для своего времени, но в то же время приемлемыми для современных читателей, но даже эта правдоподобность — другой вид вымысла. 9Триумф 0005 Александра Невского заключается в создании художественного произведения, которое не пытается воссоздать саму историю, а создает новую легенду из истории. Прокофьев при поиске музыки для фильма изначально хотел использовать русскую музыку тринадцатого века в качестве вдохновения, но не смог найти никаких записей. Вместо этого он использовал темы девятнадцатого века, чтобы создать то, что он назвал «предполагаемым народным языком», который заставит зрителей думать о средневековой России, без необходимости заново открывать для себя музыку, которая теперь затерялась в глубине веков. 5

Точно так же декорации Александра Невского включают стилизованные элементы викингов, такие как корабли с драконьими головами и деревянные длинные дома, в то время как в городах Новгород и Псков преобладают огромные белые церкви с луковичными куполами, использующие символы прошлого и настоящего. создать визуальную версию этого предполагаемого народного языка.

Многие зрители, в том числе и я, задавались вопросом, есть ли какие-то подрывные моменты в этом фильме, созданном художниками, которые хоть иногда находились в конфликте со сталинским репрессивным режимом. Подсказка может быть в начале фильма. Ощущение Россией своего места в Европе долгое время осложнялось ее историей с монгольскими, а затем и татарскими правителями. Веками Россия платила дань татарам, и когда они сбросили татарское иго, а Петр Великий втянул Россию в европейское пространство, он как будто сделал это с ощущением, что Россия осталась позади сдвинувшейся Европы. без них 400 лет.

Александр Невский затрагивает этот вопрос в первых нескольких сценах, когда мы видим выбеленные кости битвы, мертвых лошадей и татарские каски на холмистой траве, занимающей почти все небо. Его быстро сменяет гораздо более низкий горизонт, населенный рыбаками, мирно работающими и поющими победную песню. 6 После ранней сцены с татарскими повелителями, во время которой Александр не восстает и не капитулирует, он предполагает, что битва с татарами — в далеком будущем, а конфликт с германцами неизбежен — чудесная противоположность тому, как в 1938 битва с татарами осталась в далеком прошлом, а битва с немцами тоже была близка.

Но есть в этой сцене и неразрешенное противоречие: крестьяне празднуют победу рядом с местом проигранной битвы и вот-вот напомнят об этой утрате, когда татарские паны заставляют их преклонить колени. Сталин не нашел в этом противоречии ничего спорного, но, возможно, зритель увидит в нем подрыв героического посыла фильма. Даже если русские победят немцев, им все равно на шею сапог.

Элементы партитуры Прокофьева также служат для комментирования действия, а не его повторения. В финальном сражении один на один между мастером Тевтонским рыцарем и принцем Александром, незадолго до капитуляции немцев, саксофон имитирует ржание лошади, но также и смех. Этот комментарий становится очевидным, когда рыцари проскальзывают под лед: сначала партитура звучит напыщенно и героически, до самого конца, когда скользящий тромбон издает отчетливо глупую ноту утоплению рыцарей, возможно, повторяя глупость пенополистирола, стоявшего во льду. для льда — явно очевидные вздохи, которые немцы делают перед тем, как уйти под воду, или, возможно, комментируя глупость всего предприятия фильма. 7

Александр Невский История делает его захватывающим артефактом советской пропаганды, но я считаю, что это также интересный фильм для современных зрителей сам по себе. Сюжет затянут, но все равно захватывает. Напыщенность и глупость превосходной партитуры Прокофьева придают ей тонкость и юмор. Стандартные, но симпатичные герои населяют фильм, а визуальные эффекты потрясающие. Фильмы Эйзенштейна обвиняли в том, что они содержат интеллектуальный формализм, который оставляет мало места для эмоций, но я нашел его весьма впечатляющим, даже когда эмоциональные ниточки были очевидны. Трудно не радоваться успеху соперничающих женихов в бою и женщине-воину, мстящей за смерть своего отца. В «Ледовом побоище» есть и юмор, и волнение, и пафос: смерть любимых персонажей и незабываемое зрелище: белый плащ тевтонского рыцаря натягивается за ним, когда он тонет. Пропагандистские цели фильма не могут отнять у него общечеловеческого драматизма и артистизма.

ССЫЛКИ:
1. Рональд Берган
Сергей Эйзенштейн: жизнь в конфликте, Overlook, 1999.
2. Пол Татара
«Александр Невский». Веб-сайт Turner Classic Movies (http://www.tcm.com/this-month/article/141990%7C0/Alexander-Nevsky.html). По состоянию на 2 января 2018 г.
3. Джулиан Дэй
«Александр Невский (Или русские идут!)» Limelight Magazine, апрель 2014 г.
4. Грег Долгополов
«Александр Невский». Сайт Sense of Cinema (http://sensesofcinema.com/2011/cteq/alexander-nevsky/). По состоянию на 2 января 2018 г.
5. Кевин Бартиг
Композиция для красного экрана: Прокофьев и советское кино, Oxford University Press, 2014.
6. Дэвид Бордвелл
Аудиокомментарий к Criterion Edition Александра Невского
7. Рассел Мерритт
«Перезарядка Александра Невского: отслеживание «Боевой конь Эйзенштейна-Прокофьева» Ежеквартальный фильм, Vol. 48, № 2, 1995.

ОБ УЧАСТНИКЕ:  Линнея Харцуйкер — выпускница Нью-Йоркского университета и Корнельского университета. Она является автором Полуутонувший король 9.0008 (Harper, 2017) и ее последний роман Морская королева будут опубликованы издательством Harper в августе 2018 года.

Александр Невский: сталинская пропаганда в 13 веке | Исторические и исторические фильмы

Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Уровень зрелищности: B+
Уровень истории: C–

 
В 1241 году крестоносцы предприняли попытку вторгнуться в Новгород на Руси, предтечу современной России. Александр Невский, князь новгородский, разбил немецких захватчиков в Ледовом побоище 5 апреля 1242 г.
 

Политика

Тысячи актеров… Фото: Кобал

Действие фильма начинается в сельской местности, где принц Александр неправдоподобно трудится среди рыбаков. «Мы разрубили их корабли почти вдребезги», — поют они, имея в виду более раннюю победу подростка Александра над шведским вторжением на реке Неве (что дало ему памятную фамилию Невский). Появляется монгольский эмиссар из Золотой Орды и предлагает Александру должность полководца. Он отказывается. В реальной жизни Александр вступил в противоречивый союз с Батыем, предводителем Орды и внуком Чингисхана. По общему признанию, это не было формализовано до 10 лет после Ледового побоища, но намек фильма на то, что он выгнал монголов, намеренно вводит в заблуждение. Режиссер Сергей Эйзенштейн (который, как и автор музыки Сергей Прокофьев, был в плохих книгах Сталина, когда снимался этот фильм) на самом деле хотел создать монгольский союз, но сценаристы НКВД не возражали против этого. Сцены были вырезаны до того, как их можно было снять.
 

Общество

Вернувшись в Новгород, приходит известие о взятии тевтонскими рыцарями близлежащего Пскова, что вызывает панику. «С немцами с одной стороны и ордынцами с другой, пойманными мы будем меж двух огней!» — возражает воин. Кто позволил Йоде писать субтитры? Между тем коррумпированные капиталистические купцы не хотят войны. «Все, что их волнует, это прибыль!» — восклицает один храбрый пролетарий. «Лучше идите добровольно, богатые люди, — огрызается другой, — а то мужики кости вам переломают». Здесь нетрудно обнаружить марксистскую повестку дня. Хотя Александр вступил в конфликт с аристократическим боярским классом, этот конфликт определенно не был связан с пролетарской революцией или перераспределением богатства — понятиями, столь же аутентичными для 13-го века, как лавовая лампа.
 

Война

Мой шлем больше твоего… Фото: Кобал

В Пскове тевтонские рыцари готовятся к вторжению. Их ужасно много: все белые одежды крестоносцев, жуткие шлемы и вещи, немного похожие на свастику. Хотя эмблема свастики встречается на артефактах, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий, тевтонские рыцари ее не использовали. Эйзенштейн вставил его, чтобы сделать параллели с нацистами более очевидными. Однако через несколько месяцев после первоначального освобождения Александра Невского пакт Молотова-Риббентропа подтвердил мир между Советским Союзом и нацистской Германией. Фильм сняли с кинотеатров. Когда два года спустя немцы вошли в оккупированную Советским Союзом Польшу, она была возрождена с огромным успехом. Так или иначе, еще в 13 веке Великий Магистр мега-злых тевтонских рыцарей снимает свой чудовищный рогатый шлем, чтобы показать… Маленького лорда Фаунтлероя. Чтобы вы не отвлекались от их злобы, смеясь над их волосами, немцы устраивают большое шоу, рубя крестьян на куски и бросая младенцев в костры.
 

Битва

Какой герой! Да и с детьми хорошо! Фотография: Kobal

Пока армия Александра готовится к Ледовому побоище, один солдат рассказывает грубую историю о лисе, застрявшей между двумя деревьями, в результате чего она, как осторожно говорится в субтитрах, может быть «лишена девственности» зайцем. Это дает Александру идею, и он делит свои силы на троих. Один вытянет крестоносцев на хрупкий лед, затем два других нападут с каждой стороны, зажав немцев в середине, чтобы он мог, э-э, «лишить их девственности». То, что следует за этим, легко на цветах, но тяжело на насилии.