Александр невский князь: Родился князь Александр Невский | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Содержание

Александр Ярославич Невский



Александр Ярославич Невский

+1263

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Александр Ярославич Невский

Александр Невский. Художник Павел Корин. 1942 г.

Александр Ярославич (Феодорович) Невский (13 мая 1221/?/–14 ноября 1263,
Городец), князь Новгородский (1236–1251), великий князь Владимирский
(1252–1263). Канонизирован РПЦ как святой благоверный князь. Родился в семье
великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава
Удатного (Удалого). Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда
Ярослав, вступив в конфликт с новгородцами, был вынужден уехать, оставив в
Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и
Александра. В 1236 Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239
женился на полоцкой княгине Александре Брячиславне. В первые годы своего
княжения построил несколько крепостей на р. Шелони. Всеобщую славу молодому
князю принесла победа, одержанная 15 июля 1240 над шведским отрядом,
высадившимся на берегу Невы, в устье р. Ижоры. Считается, что именно за эту
победу князя стали называть Невским, хотя это прозвище появляется в источниках
не ранее XIV в. ; поскольку сыновья Александра также носили его, возможно,
прозвище было связано с княжескими владениями в этой местности. Традиционно
считается, что Невская битва предотвратила потерю Русью берегов Финского залива
и остановила шведскую агрессию на новгородско-псковские земли, хотя и
впоследствии шведы не только занимали побережье Восточной Прибалтики, но и
основывали там свои крепости. Вскоре после сражения на Неве из-за очередного
конфликта с новгородцами Александр Невский уехал в Переславль-Залесский. Угроза
со стороны Ливонского ордена, поддержанного давними соперниками новгородцев,
псковичами, заставила новгородское боярство попросить помощи у Ярослава
Всеволодовича. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном
Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр Невский. Он освободил
захваченные рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова небольшой
нем. гарнизон, находившийся там по договору с Ордой. Затем Александр вторгся на
территорию, незадолго до того переданную Ордой дерптскому епископству и начал
разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Отряд дерптского епископства
уничтожил передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра
отвести свои отряды к границе русских земель, проходившей по Чудскому озеру.
Здесь, у Вороньего камня 5 апреля 1242 произошло сражение, которое вошло в
историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены и заключили мир,
по которому отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали
часть Латгалии. Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским
отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил у Литвы
Торопец, одержал победу у озера Жизца и разгромил литовское ополчение под
Усвятом. Успешные военные действия Александра Невского укрепили западные границы
Руси.

В 1243 хан Батый, правитель западного улуса Джучи Великой Монгольской
империи, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными
русскими землями отцу Александра Невского — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан
Гуюк призвал Ярослава в Каракорум, где 30 сентября 1246 тот был отравлен. В
Коракорум были вызваны его сыновья: Александр Невский и Андрей. Пока Ярославичи
добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и власть перешла к его вдове, ханше
Огуль-Гамиш. Она дала ярлык на великое княжение младшему брату, Андрею.
Александр Невский получил в управление разоренный Киев. Вернувшись на родину в
1249, Александр Невский сразу отправился в Новгород. В 1252 в Каракоруме
Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке), с которым Батый
договорился об автономии своего улуса. Батый вручил ярлык на великое княжение
Александру Невскому. Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом, тверским
князем, и Даниилом Романовичем Галицким, отказался подчиниться такому решению.
Тогда Батый отправил на Владимирскую землю отряд под командованием Неврюя
(«Неврюеву рать»). Андрей и Ярослав были вынуждены бежать за пределы
Северо-восточной Руси. В 1253 Ярослав был приглашен на княжение во Псков, а в
1255 — в Новгород. Александр Невский вернул сына Василия на Новгородский «стол»,
жестоко наказав дружинников, допустивших его изгнание. Новый ордынский хан Берке
(с 1255) ввел на Руси общую для покоренных монгольских земель систему обложения
данью, для чего была проведена поголовная перепись населения. В 1257 в Новгород
и другие русские города были направлены «численники». Это вызвало восстание
новгородцев, поддержанное князем Василием, которое продолжалось около 1,5 года.
Александр Невский лично навел порядок, казнив наиболее активных участников
волнений. Новым новгородским наместником с 1259 стал князь Дмитрий
Александрович. В 1262 вспыхнули волнения в суздальских городах, где были
перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана
Берке, Александр Невский отправился с дарами в Орду. Только осенью Александр
Невский смог вернуться во Владимир, но по дороге заболел и 14 ноября 1263 в
Городце скончался. Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества
Богородицы.

В условиях тяжелых испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр
Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, а также
заложил основы взаимоотношений с Ордой. Александр Невский оказался единственным
православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который
не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Уже в
1280-х во Владимире начинается почитание его как святого, позднее он был
официально канонизирован РПЦ. При участии его сына Дмитрия Александровича и
митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое
распространение в более позднее время. В 1724 Петр I основал в Петербурге
монастырь в честь Александра Невского (ныне Александро-Невская лавра) и повелел
перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра
Невского 30 августа, в день заключения победоносного Ништадского мира со
Швецией. В 1725 императора Екатерина I учредила орден Александра Невского — до
1917 одну из высших наград России. В 1942 был учрежден советский орден
Александра Невского.

С. В. Мамина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 257-258.

Литература:

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV
вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 181–228; Житие Александра Невского / Подгот.
текста, пер. и коммент. В. И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси:
XIII век. 1981. С. 426–439; Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского
// Евразийский временник. Берлин, 1925. Т. 4; Пашуто В. Т. Александр Невский.
М., 1974; Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории.
1986. № 2. С. 174–176; Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200–1304. М.,
1989.


 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Южный федеральный университет | Пресс-центр: Александр Невский — национальный герой или предатель: рассказывает историк ЮФУ


6 декабря считается Днем памяти великого русского князя Александра Невского.

 

Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский — одна из наиболее знаковых и символических фигур в истории нашей страны.

Место памяти

«Возможно, к Александру Невскому как ни к кому другому применимо достаточно популярное понятие, введенное французским историком Пьером Нора, «место памяти». Можно сказать, что места памяти — это опорные конструкции исторического самосознания общества. А Александр Невский — один из самых значимых героев в исторической памяти нашего народа.  В подтверждение этого стоит привести пример медиапроекта 2008 года «Имя России», где именно Александр Невский занял первое место в народном и экспертном голосовании», — отметил заведующий кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ Андрей Кореневский.

 

Эпоха определяет личность

Говоря об Александре Невском, стоит подчеркнуть, что в разные периоды нашей истории общество воспринимало его по-разному.

 

Что думали о нем современники?

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», которая позже легла в основу его «официального» жития, скорее всего возникла вскоре после его смерти в 80-х годах XIII века в Переславле-Залесском, где князь родился и начинал править, или во Владимире. Именно с конца XIII века Александр Ярославич становится местночтимым святым. Официальная канонизация произошла в 1547 году.

 

«Неслучайно эта дата совпадает с венчанием Ивана IV на царство и с началом масштабных реформ, которые впоследствии приведут к реальной институционализации русского государства. Инициатором канонизации Невского был митрополит Макарий — одна из ключевых персон в создании государственной идеологии Российского государства эпохи позднего Средневековья. По сути, уже тогда в Александре Невском видели некую символическую фигуру и небесного покровителя русского государства», — рассказал историк.

 

Продолжатель идей

Петровские преобразования являются безусловно важным моментом в почитании Александра Невского. Петр I, который во внешней политике отдавал приоритет именно северо-западному, балтийскому направлению, считал Невского своим предшественником, а себя правопреемником его политического курса.

По словам эксперта, перенесение мощей Александра Невского из Владимира-на-Клязьме в недавно основанный Санкт-Петербург и специально созданный Александро-Невский монастырь (позже получит статус лавры) тоже несет символический смысл. Стоит заметить, что основание монастыря мотивировалось тем, что это – то самое место, на котором произошла Невская битва в 1240 году. При этом нужно понимать, что на самом деле битва происходила совсем в другом месте ­ при впадении в Неву ее притока реки Ижоры, но для Петра было принципиально важно локализовать место почитания Невского во вновь основанной им имперской столице.

Следует упомянуть, что один из высших орденов Российской империи был именно орден Александра Невского.

Символ борьбы

После 1917 года на первых порах советской власти было свойственно негативное отношение к прежнему историческому опыту. И, соответственно, Александр Невский как бы уходит на периферию исторической памяти, причисляясь к «эксплуататорам», но с 1930 годов происходят очень серьезные изменения — начинается своего рода реабилитация русской дореволюционной истории, и Александр Невский обретает свой авторитет, как важная историческая личность. При этом сакральный характер образа был утрачен, поскольку образ Александра Невского в контексте ставившихся властью идеологических целей был важен как полководец, но не как святой.

«Со второй половины 1930-х годов становится понятно, что военно-политическое столкновение произойдет именно с Германией. И антинемецкая направленность исторического сюжета об Александре Невском особенно сюжет о Ледовом побоище были политически актуальными. Поэтому здесь переломным моментом стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году, где эти коннотации отчетливо видны. В 1939 году, в связи с подписанием Пакта Молотова-Риббентропа, произошло временное сворачивание антигерманского вектора государственной пропаганды. Но с 1941 года образ Александра Невского вновь становится одним из ключевых исторических символов», — заметил Андрей Кореневский.

Историк также подчеркнул, что сегодня одним из самых авторитетных изданий об истории почитания Александра Невского, формировании его образа в исторической памяти является монография немецкого историка и антрополога Фритьофа Беньямина Шенка «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой», хотя, разумеется, не все согласны с этой концепцией.

Мудрый управленец

Мнения поколений

При том, что Александр Невский считается национальным героем, он является весьма неоднозначным и противоречивым персонажем в русской истории. Страна в то время оказалась под двойным ударом — Батыево нашествие с Востока и военно-политического давление Латинской Европы с Запада. Александр Невский сделал трудный выбор, проявив лояльность по отношению к Золотой Орде, и сконцентрировал силы для сопротивления на Западе.

 

Эксперт отметил, что этот выбор по-разному оценивался в историографии.

Если подавляющее большинство отечественных историков выносили Александру Невскому «оправдательный вердикт», то британский исследователь Джон Феннел назвал князя национальным предателем, поскольку Александр Ярославич занял позицию коллаборанта по отношению к Золотой Орде и сорвал планы антитатарского восстания, вынашивавшиеся его братом Андреем и Галицко-Волынским князем Даниилом.

 

«Это мнение было поддержано и некоторыми российскими исследователями, в том числе Андреем Фурсовым, Юрием Пивоваровым, Игорем Данилевским. Некоторые основания для столь критических оценок, конечно, есть, и даже намеки на них содержатся в летописи. Однако, высказывая оценки деяний того или иного исторического героя, историк должен уважать мнение его современников. А они восприняли смерть Александра Ярославича с великой скорбью. Очевидно, они считали его политику в тех катастрофических обстоятельствах единственно возможной», — пояснил Андрей Кореневский.

Когда 14 ноября 1263 года князь скончался, на его отпевании митрополит Киевский всея Руси Кирилл сказал: «Зашло солнце земли суздальской», и, как следует из летописи, ответом ему был общий стон, плач и слова «Уже погибаем».

Сохранил жизни

Александра Невского обвиняли еще и в том, что он заставил Новгород платить дань Орде, а также частично способствовал окончательному установлению ордынского ига. Но при этом политика Александра Ярославича воспринималась как более реалистичная по сравнению с политикой его брата, чью идею восстания против татар считали безрассудной и даже убийственной.

«В ходе татаро-монгольского нашествия в одной только северо-восточной Руси было уничтожено как минимум 14 городов. Счет жертв шел на десятки, если не сотни тысяч. После взятия каждого города монголы осуществляли так называемую облаву, охоту за людьми и грабеж примерно в радиусе 100 верст (106, 68 км) вокруг города. Археологические данные показывают, что даже на тех территориях, до которых монголы не дошли, в частности в Смоленской земле, в культурном слое конца 30-х годов, обнаруживают огромное число заброшенных сельских поселений.  Огромная волна беженцев, которым удалось спастись от смерти, двигалась на запад (по свидетельству английского хрониста Матвея Парижского, она докатилась до Саксонии), и эти люди, покинувшие свои города и села, бросившие свои дома, передавали рассказы об ужасах, творимых монголами», — отметил историк.

Монголы использовали жестокость в карательных мерах как средство деморализации населения и страховку от попыток организации военного сопротивления. После разрушительного похода ордынцев в 1237-1238 году, в следующем они вернулись, дабы напомнить людям, что их ждет в случае сопротивления завоевателю. Поэтому политика Александра Невского, бесспорно, имела определенное рациональное зерно, и мы вправе сделать вывод, что она уберегла многих людей от неминуемой гибели.

В разные периоды нашей истории правителям, полководцам приходилось принимать сложные стратегические решения, которые вызывали и критику, и одобрение. Но все эти люди были героями своего времени, и как Александр Невский достойно защищали свою Родину!

Александр (в схиме — Алексий) Невский, благоверный князь

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесске. Его отец Ярослав II, Феодор в Крещении (+ 1246), «кроткий, добрый и радушный князь», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), брата святого князя Юрия Всеволодовича (память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княгиня, была третьей женой Ярослава. Их старший сын, святой князь Феодор (память 5 июня), отошел ко Господу в пятнадцатилетнем возрасте. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем. Княжеский постриг отрока Александра (чин посвящения в солдаты) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским (память 10 мая), одним из составителей Киево-Печерского патерика (Жития преподобного). Отцы). От этого старца-святителя святой Александр получил первое благословение на воинскую службу во имя Божие, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев был послан своим братом Юрием, великим князем владимирским, на княжение в Новгород Великий. Он взял с собой своих сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные владимирскими князьями, новгородцы вскоре пригласили святого Михаила Черниговского (память 20 сентября), а в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями отбыл в Переславль. Дело закончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями вернулся в Новгород, а дочь святого Михаила Феодосия была обручена со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княгиня ушла в монастырь и прославилась в иноческих подвигах как инокиня святая Евфросиния Суздальская (память 25 сентября).

Святой Александр с ранних лет сопровождал отца в походах. В 1235 году он участвовал в сражении на реке Эмайоги (в современной Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, на самостоятельное княжение в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. Некоторые истории рассказывают, что день крещения принцессы был днем ​​именин ее святого супруга, и ее назвали Александрой. Его отец, Ярослав, благословил их при обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (отца в Крещении нарекли Феодором). После этого святой Александр постоянно молился перед этой иконой. Позже она была взята из Городецкого монастыря, где он умер, его братом Василием Костромским (+1276) и перенесена в Кострому.

В русской истории началось очень смутное время: с востока шла монгольская орда, сметая все на своем пути; с запада шли силы тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы называли себя «крестоносцами» по ношению Креста Господня. В этот страшный час Промысл Божий воздвиг для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и защитника Земли Российской. «Без повеления Божия не было бы его князя».

Подстрекаемые нашествием Батыя, разорением русских городов, смятением и горем народа, истреблением лучших его сыновей и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Царь римской веры из земли полуночи», Швеция, в 1240 г. собрал великое войско и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Надменный швед послал своих гонцов в Новгород сказать святому Александру: «Сражайся со мной, если у тебя есть мужество, ибо я уже здесь и беру в плен твою землю».

Святой Александр, которому тогда еще не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он читал псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, тех, кто причиняет мне вред, воюйте с теми, кто воюет против меня. Возьмитесь за щит и щит и встаньте на помощь мне» (Пс. 34/35). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из храма, святой Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшим отрядом, уповая на Святую Троицу, поспешил князь навстречу неприятелю ждать помощи от отца, не зная, нападет ли неприятель и когда.

Но было чудотворное предзнаменование: на рассвете 15 июля воин Пельгий, в Крещении Филиппе, увидел ладью, а на ней Святых мучеников Бориса и Глеба, в царских пурпурных одеждах. Борис сказал: «Брат Глеб, давайте поможем нашему родному Александру». Когда Пельгуй сообщил о видении князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде. Ободренный этим, он призвал армию доблестно сражаться против шведов.

«Было великое поражение латинян, и перебито было бесчисленное множество, а вождь их остался со следом от острого копья на лице своем». Ангел Божий невидимо помогал православному воинству: когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижоры, куда войско святого Александра не могло идти, было множество убитых врагов. За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александром Невским.

Тевтонские рыцари оставались опасным противником. В молниеносном походе 1241 года святой Александр отбил старинную русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, древнюю обитель Святой Троицы, и весной 1242 года дал решительную битву с Тевтонским орденом. На льду Чудского озера сошлись оба войска 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и суди раздор мой с народом хвастливым, и подаждь мне на помощь, Боже, как Моисею древним на Амалика, и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка».

По его молитве, с помощью Божией и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Была страшная резня, и был такой грохот ударяющих копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, так как он был покрыт кровью. Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала и рубила врага, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они повели за святым князем множество пленников, шедших с позором.

Современники ясно понимали общеисторическое значение Великого Ледового побоища, и имя святого Александра прославлялось по всей Святой Руси, «по всем землям, от Египетского моря до горы Арарата, по обе стороны Варяжского моря в Великий Рим».

Западные рубежи Русской земли были надежно закреплены, и пришло время охранять Россию с Востока. В 1242 году святой Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на это новое служение многими тяготами: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в честных союзников, а для этого требовались «кротость ангельская и мудрость змеиная».

Господь увенчал успехом святую миссию защитников земли русской, но для этого потребовались годы лишений и жертв. Князь Ярослав ушел из этой жизни. Заключив союз с ханом Батыем, он был обязан, однако, отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, и он искал поддержки у русских князей, желающих порвать со своей Золотой Ордой из далекой Монголии. А там в свою очередь не доверяли ни Батыю, ни русским.

Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в муках, пережив священномученика Михаила Черниговского, родственником которого он едва не стал, всего на десять дней. Так как отец завещал ему союз с Золотой Ордой, святому Александру Невскому было необходимо крепко держаться его, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и ведал делами русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат ему. Поклявшись в своей поддержке, святой Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать верховной державой во всех Великих степях и возвести на престол в Монголия.

Не все русские князья обладали мудростью святого Александра Невского. Многие надеялись на европейскую помощь в борьбе с монгольским игом. Святитель Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий и Андрей, брат святого Александра, вели переговоры с римским папой. Но преподобный Александр хорошо знал судьбу Константинополя, взятого и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с папой, ничего ему не давший взамен, был изменой православию, унией с Римом. Святой Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.

Когда в 1248 году явились послы римского папы, чтобы соблазнить и его, он в ответ написал, что русские верны Церкви Христовой и вере семи Вселенских соборов: не принимать твоего учения». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, а уния означала отказ от православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предопределенного Богом исторического будущего и обрекание себя на духовную смерть.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Ситуация была очень рискованной. Снова возникла угроза самому существованию России. Святому Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы предотвратить карательное татарское нашествие на русские земли. Потерпев поражение, Андрей бежал к шведам, ища помощи у тех самых разбойников, которых великий брат его сокрушил с помощью Божией на Неве.

Святой Александр стал правящим великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода. На его плечи легла огромная ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое нашествие немцев на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финляндскую землю. Летописец назвал его «темным походом», потому что русское войско шло сквозь полярную ночь, «идя по местам непроходимым, не видя ни дня, ни ночи». Во мрак язычества святой Александр внес свет евангельской проповеди и православной культуры. Вся прибрежная область была освещена и открыта русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, тот самый, что был Александру Невскому как брат. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы утвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя и принял ислам, союз с православной Русью ему был необходим. В 1261 году усердными усилиями святителя Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была основана епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и святой Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить начертанный ей крест. В 1262 г. его указом во многих городах были прекращены татарские сборы дани и набор воинов. Они ждали татарской расправы. Но великий заступник народа вновь отправился в Орду и мудро направил событие совсем в другое русло. Уволенный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным образованием, сделав ее настоящим щитом Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов вызревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позднее в пределах Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была его четвертой и последней. Будущее Руси спасено, долг его перед Богом исполнен. Но его власть была всецело отдана, а жизнь поставлена ​​на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не имея возможности добраться до Владимира, в городецком монастыре князь-подвижник предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь получением монашеской схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовник и сподвижник святого князя, сказал в надгробном слове: «Знай, чадо, что уже зашло солнце для земли Суздальской. Не будет больше князя в Русской земле». Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, и тело осталось нетленным.

23 ноября, перед его погребением в Рождественском монастыре во Владимире, явилось от Бога «чудо чудное и памятное». Когда тело святого Александра было положено в крипту, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели взять его за руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту (отпущенную грамоту). Святой князь, как живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. «Из-за их ужаса, и они едва могли споткнуться от его могилы. Кого бы это не удивило, так как он был мертв, а тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Всеобщее церковное прославление святого Александра Невского произошло при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 году. Канон святому был составлен в это время преподобным Михаилом Владимирским.

Источник:

https://oca.org/saints/lives/2000/11/23/103377-repose-of-st-alexander-nevsky

Повесть о жизни Александра Невского — История русской литературы

В категории ::: 13 век

Александр (род. около 1220 г., умер в 1263 г.) был князем новгородским с 1236 по 1263 год и великим князем владимирским с 1252 по 1263 год. И во время своего княжения в Новгороде, и как великий князь руководил борьбой России против немецких и шведских захватчиков. .

В 1240 году шведские рыцари вторглись на северо-запад России. Они плыли вверх по реке Неве, остановившись где-то у устья ее притока Ижоры (одни говорят в том месте, где теперь под Ленинградом стоит поселок Усть-Ижора, другие у Александро-Невской Лавры в самом Ленинграде). С небольшим отрядом людей Александр атаковал врага 15 июня 1240 г. и одержал блестящую победу над большим войском. Отсюда его прозвище Александр Невский (Невский). В 1241-1242 годах Александр вел борьбу с тевтонскими рыцарями, захватившими земли Пскова и Новгорода. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского (Чудского) озера произошло решающее сражение, закончившееся полным разгромом захватчиков, — знаменитое Ледовое побоище.

Понимая, что в то время бесперспективно начинать наступление на Золотую Орду, Александр поддерживал мирные отношения с ханом Золотой Орды и проводил политику объединения земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси и укрепления власть великого князя. Он несколько раз ездил в Орду и сумел освободить Русь от обязательства по предоставлению войск монгольским ханам. Александр широко полагался на помощь простого народа в защите русских земель от внешних врагов, что, однако, не мешало ему жестоко подавлять антифеодальные восстания народных масс (например, восстание в Новгороде в 1259 г. ).).

Повесть о жизни Александра Невского посвящена Александру как мудрому государственному деятелю и великому полководцу. Произведение написано в Рождественском монастыре во Владимире, где похоронен князь Александр (умер на обратном пути из путешествия в Орду)[1]. По композиции, манере описания боев, отдельным стилистическим приемам и некоторым фразеологизмам «Повесть о жизни Александра Невского» близка «Летописи Даниила Галицкого». По убедительному аргументу Дмитрия Лихачева, это объясняется тем, что в написании обоих произведений принимал участие митрополит Кирилл. «Не может быть сомнения, — пишет он, — что Кирилл был связан с составлением биографии Александра. Он мог бы быть автором, но скорее заказал Житие у галицкого писателя, живущего на севере». 40 Причастность Кирилла к составлению «Хроники Даниила Галицкого» хорошо аргументирует Лев Черепнин. 41 Митрополит умер в 1280 году, следовательно, «Повесть о жизни Александра Невского» должна быть составлена ​​между 1263 и 1280 годами.

«Повесть о жизни Александра Невского». Битва на Неве и поражение шведов в 1240 году. Освещение из Иллюстрированной летописи. 16-ый век. Государственная публичная библиотека, Ленинград

Помимо сходства «Повесть» и «Хроника» различаются и по жанровому признаку. Биография Александра Невского — произведение агиографического жанра. 42 Это отражено во многих характерных чертах произведения. Во-первых, в соответствии с канонами жанра, автор говорит о себе в предисловии с преувеличенным смирением, используя шаблонные фразы: «Я, несчастный, многогрешный малоразумный человек, дерзаю написать Житие святой князь Александр…» 43 Во-вторых, по агиографическому обычаю, он начинает свое повествование с объявления о рождении Александра и его происхождении: «Он родился от милосердного, любящего и притом кроткого отца, великого князя Ярослава, и матери его Феодосии». В-третьих, рассказ о чуде, случившемся после смерти Александра, носит явно агиографический характер. Наконец, в самом тексте присутствуют постоянные отступления церковно-риторического характера и княжеские молитвы.

Рассказ об Александре Невском имел целью показать, что, несмотря на завоевание русских княжеств монголами, на Руси остались еще князья, мужество и мудрость которых могли противостоять врагам русской земли, а воинская доблесть которых могла воодушевить страх и уважение у соседних народов. Даже Батый признает величие Александра. Он вызывает Александра в Орду: «Александр, разве ты не знаешь, что бог подчинил мне многие народы? Почему ты один отказываешься подчиняться мне? Если ты хочешь сохранить свою землю, приходи ко мне скорее, и ты увидишь славу моего царства». Когда он встречает Александра, Батый говорит своим вельможам: «Правда то, что мне сказали, что нет такого князя, как он».

Автор Повести, как он сообщает нам в самом начале своего рассказа, знал князя и был свидетелем его деяний государственного деятеля и воинских подвигов: «Я сам был свидетелем его возраста зрелости». Агиографы часто сообщают нам в своих произведениях, откуда они почерпнули сведения о жизни своего героя. Автор обычно говорит, что узнал о святом из рассказов современников, дошедших до нас записей, более раннего жития, либо как его современник или ученик. Редко автор говорит, что знал святого сам; формулировка Повести: «Я сам был свидетелем…» не встречается ни в каком другом Бытии. Поэтому у нас есть все основания считать эту фразу документальным доказательством того, что автор был современником Александра и лично был с ним знаком.

И реальная фигура близкого автору князя, и задачи, которые ставит перед собой автор, придают этому агиографическому произведению особый военный колорит. Чувствуется симпатия повествователя к Александру и восхищение его военно-политической деятельностью. Это придает Сказке особую искренность и лиризм. 44

Описание Александра в «Сказке» находится на разных уровнях. Его «христианские добродетели» подчеркнуты в соответствии с агиографическими канонами. Автор говорит, что пророк Исаия имел в виду таких князей, как Александр Невский, когда говорил: «Он любил и попов, и монахов, и нищих, почитал митрополита и епископов и внимал им, как Самому Христу».

В то же время Александр величественной и миловидной наружности, храбрый и непобедимый военачальник: «Он был прекрасен, как никто другой, и голос его был как труба в народе». Он непобедим. В своих военных действиях Александр быстр, самоотвержен и беспощаден. Услышав, что шведское войско достигло Невы, Александр «воспылал гневом» и помчался «с небольшим телохранителем» на неприятеля. Он так торопился, что не мог «послать весть отцу», а новгородцы не успели сплотиться ему на помощь. Порывистость и воинская удаль Александра характерны для всех эпизодов о военных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.

Сочетание подчеркнуто религиозного и еще более ярко выраженного светского уровней составляет своеобразный стиль и своеобразие Повести. Однако, несмотря на эту многоуровневость и кажущуюся противоречивость описаний Александра, его характер един. Это единство вырабатывается отношением автора к своему герою, тем, что Александр для него не только героический полководец, но и мудрый государственный деятель. Для врагов русской земли он страшен и беспощаден: «моавитянки» (имеются в виду здесь монголы) пугают своих детей, говоря: «Александр идет!» Но в своей стране Александр «судит сирот и вдов праведно, творит милостыню и добр к своим домочадцам». Он идеальный принц, правитель и военачальник.

В эпизоде ​​битвы на Неве нам рассказывают о шести богатырях, которые сражаются вместе с Александром и отличились в бою. Первый, Гаврило Алексич, попытался въехать верхом на неприятельскую лодку, упал с конем в Неву, вылез оттуда целым и невредимым и продолжал бой. Второй, новгородец по имени Збыслав Якунович, поразил своим боевым топором огромное количество врагов. Третий, Яков из Полоцка, срубил их мечом. Четвертый, Миша из Новгорода, потопил три неприятельских корабля. Пятый, «по имени Савва из младшего телохранителя», «ворвался в царскую золотую палатку и срубил столб шатра», чем вызвал великое ликование среди людей Александра. Шестой, Ратмир, сражался в пешем строю и умер «от многих ран».

Этот рассказ в «Сказке», очевидно, основан на народной легенде о битве на Неве, а может быть, на богатырской песне о шести храбрецах. Включение такого рассказа в агиографический текст объясняется героико-эпическим характером этого произведения. Тем не менее агиографический элемент чувствуется и в этом эпизоде. Автор лишь перечисляет имена героев и кратко, в одной-двух фразах, упоминает о подвигах каждого из них.

Заключительный раздел «Повести» — рассказ о последних днях и смерти князя — очень торжественен, но исполнен искреннего лиризма.

Александр отправился в Орду к хану, чтобы освободить русских от повинности служить в монгольском войске. Как уже было сказано, ему это удалось. Сообщив, что князь заболел на обратном пути из Орды, автор дает волю своим чувствам в восклицаниях горя: «О, горе тебе, несчастный! Как ты можешь описать смерть своего хозяина! Как не выпадут слезами самые твои глаза! Как не оторвется от корней твое сердце! Ибо человек может проститься со своим отцом, но не со своим добрым господином. Если бы это было возможно, он пошел бы с ним в могилу». После объявления дня кончины Александра он цитирует слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда они услышали печальную весть: «И сказал митрополит Кирилл: «Дети мои, знайте, что солнце уже зашло над землей Суздальской». И восклицали священники и диаконы, монахи, нищие, богачи и весь народ: «Нам конец!»0003

Повесть заканчивается рассказом о «дивном» и «достопамятном» чуде, которое, как считается, произошло во время погребения князя. Когда собирались вложить в руку князя свиток с молитвой о разрешении грехов, покойник «как живой простер руку свою и взял свиток из руки митрополита».

Несмотря на агиографический характер произведения, в описании военных подвигов князя автор широко использует военно-эпические сказания и поэтические приемы военных сказаний. Это позволяет ему воспроизвести в агиографическом произведении яркую фигуру защитника родины, полководца и воина. Вплоть до XVI века «Повесть о жизни Александра Невского» была своего рода образцом для изображения русских князей через описание их воинских подвигов.