Содержание
Призвание варягов: Как эстонцы создали Русь
«Сказали чудь (эстонцы), словене, кривичи и весь (финны): „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“».
Призвание варягов. В. М. Васнецов. 1913
Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.
Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи. Традиционно считается отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания.
Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского): «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ». В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. По наиболее раннему и авторитетному изложению «Повести временных лет» было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“».
Призывающая сторона идёт за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси», описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Приходят трое братьев со своими родами и садятся править в трёх разных городах.
Согласно «Повести временных лет»:
«В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах.
Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839
Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани (норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют скандинавское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное скандинавское влияние новых норманнских переселенцев.
В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.
В российской досоветской историографии, варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славяни др.
О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Археологи выявили в Городище концентрацию древностей и серебра за период 860-х годов — время летописного призвания варяжских князей.
Источник
youtube.com/embed/Xvi3L79xlgk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»true» webkitallowfullscreen=»true» mozallowfullscreen=»true»>Рекомендуется к просмотру:
Древнерусский похоронный обряд
Как выглядела Прибалтика и Россия на карте 400 лет назад
Раскопки в Тойла подтвердили, что там жили люди и более 4000 лет тому назад
Варяги и образование Древнерусского государства
Книжно-иллюстративная выставка «Варяги и образование Древнерусского государства» из цикла «Трудные вопросы истории” освещает известную дискуссию о роли варягов в становлении древнерусской государственности, поднятую еще в XVIII веке в Петербургской Академии наук. Эта дискуссия, также известная как «варяжский вопрос», на всех этапах своего существования связывалась со многими политическими и национальными проблемами. Цель выставки – показать развитие «варяжского вопроса», главным образом, в отечественной историографии, дореволюционной, советской и российской.
Лаврентьевская летопись сообщает, что в 862 г. чудь, славяне, кривичи обратились к норманнам (варягам, как их называли на Руси): «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.
Летописная версия уже в XVIII в. стала предметом ожесточенной дискуссии между немецкими учеными – российскими академиками (Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером) и М.В. Ломоносовым. В спорах родилась целая «норманнская проблема», которая на протяжении последующих двух столетий зачастую становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы. Одни авторы отрицали способность восточных славян к созданию собственной государственности, другие – пренебрегали ролью варягов в отечественной истории. Фактически «варяжский вопрос» заключался в оценке степени участия скандинавов в формировании Древнерусского государства. В большей или меньшей степени «норманистами» являлись Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, В.О. Ключевский. С.М. Соловьев не отрицал призвания варяжских князей на Русь, но отказывался видеть в этом неразвитость славян. В.О. Ключевский утверждал, что из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение славянских племен.
Противниками норманистов выступили некоторые дворянские и буржуазные историки. Среди них Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов, В.Г. Васильевский и др. Немало было сделано попыток представить цельную картину этой научной полемики, но, несомненно лучшим и до сих пор остается обзор В.М. Мошина, опубликованный в 1931 г. в пражском журнале «Slavia». Эта работа представлена на нашей книжной экспозиции. «Варяжский вопрос» включает в себя кроме факта призвания варягов на Русь, вопрос о географической привязке древнейшей родины племени «русь», лингвистические толкования имен «русь» и «варяги», наконец, вопрос о хронологии: одни верят летописи, другие предполагают более раннее появление племени «русь» в Восточной Европе.
Еще в 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась о необходимости преодолеть столь явное противопоставление норманизма и антинорманизма и учесть сильные и слабые стороны обоих течений в историографии. В советской историографии большой вклад в изучение этой проблемы внесла школа Б.Д. Грекова, сделавшая упор на изучение внутренних факторов и разработавшая концепцию классового общества и государства в восточнославянских землях. Формирование Древнерусского государства рассматривалось исследователями как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра, и от Карпат до бассейна Оки и Нижней Волги. Совершенно очевидным при этом становится тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей. Формирование нового подхода к варяжской проблеме в отечественной науке связано с именем В. Т. Пашуто. Анализ письменных источников, который провел Пашуто, позволил выработать тот взгляд на варягов, которого придерживаются большинство современных исследователей. Древняя Русь этнически неоднородное государство, выросшее из конфедерации 14 земель-княжений, возглавляемых славянской знатью. В летописном делении Руси на «верховную» (с центром в Новгороде) и «низовую» (с центром в Киеве) просматриваются следы союзов земель Южной и Северной Руси. Варяжские князья правили от имени давших им власть славянских мужей, а варяжские дружины были лишь из слагаемых рати, в которой преобладали славянские воины. В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании Руси норманнами, ни о ее колонизации.
В настоящее время «варяжский вопрос» все в большей степени становится предметом ведения археологии, ведь каждые три десятилетия археологические источники почти удваиваются. В работах Л.С. Клейна, Г.С. Лебедева, В.А. Назаренко, Т. Джаксон освящен характер норманнских древностей на древнерусской территории. Находки норманнских древностей продолжаются в могильниках Ярославского Поволжья, юго-восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья, в Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке, Ростове – в основных летописных центрах, связанных с «варяжской проблемой», по Волжскому торговому пути, по Волховско-Днепровскому пути – пути «из варяг в греки». Результатам археологических исследований посвящен большой раздел нашей выставки.
Хронология норманнских древностей на Руси — это IX-XI вв. Современные исследователи в большинстве своем признают, что факт приглашения варягов имел место. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти (основание княжеской династии Рюриковичей), варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла длительный путь развития.
Даты проведения
Место проведения
Выставочный холл, первый этаж
Библиографическое
описание выставки
varyagi_bibliograf_spisok_k_v-ke. pdf645.7 Kb
WHKMLA : История России : Варяжская Русь
WHKMLA : История России : Варяжская Русь
Крещение Руси, 988 |
Государства викингов: Варяжская Русь |
ВАРЯГИ, варяги в основном из Швеции, плавали вверх и вниз по русским рекам, чтобы торговать с Византийской империей и с
Аббасидский халифат. Во многих местах по всему Балтийскому морю были найдены клады монет периода викингов, многие из которых содержат арабский язык.
и византийские монеты. Лодки викингов могли плыть/грести по мелководным рекам. Варяги тянули лодки на короткие участки, разделявшие
реки, текущие в разные стороны, таким образом пересекая водораздел. Тот же метод был применен, чтобы обойти катаракту. Эти
этапы были наиболее уязвимыми этапами маршрута. Таким образом, варяги пытались установить над ними постоянный контроль. Они имели
исследовал речную систему России ок. 830; около 862 г. варяг РЮРИК установил контроль над НОВГОРОДОМ. Его преемник
ОЛЕГ завоевал КИЕВ в 882 году. Он основал государство со столицей в Киеве. В его основе было несколько городов, каждый из которых был
правил князь из рода Рюриковичей. Если правивший киевский князь умирал, наследовал старший из оставшихся в живых братьев (который до сих пор правил
другой город, подчиненный Киеву). В 989 г. князь ВЛАДИМИР принял ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Тесные контакты со скандинавскими
(и еще языческих) земляков держали до 11 века. Однако варяжская Русь ассимилировалась, приняв славянскую
язык окружающего населения.
Русская историография долгое время отказывалась от тезиса о том, что Российское государство было основано (иноземными) варягами. Язык
однако историки прослеживают происхождение названия «Русь» от шведского пейзажа Рослаген, расположенного в Уппланде, к северу от Стокгольма.
Финны до сих пор называют шведов «руотси».
Varangian Rus’ Rulers of the Rurikid Dynasty, — 988 |
856 — 873/879 873/879 — 912 912 — 945 945 — 973 973 — 978 978 — 1015 | Рюрик, князь Новгородский Олег, князь Новгородский, с 882 года Киевский Игорь Святослав (регент Ольги 945-962) Ярополк Владимир Великий |
ВНЕШНИЙ ФАЙЛЫ | Варяжская гвардия , Стивен Лоу |
ДОКУМЕНТЫ | Варяги и происхождение Российского и Украинского государств |
ССЫЛКА | Викинги на Востоке , в: Исторический атлас викингов, |
Эта страница является частью Всемирная история в KMLA Впервые опубликовано в 2000 г., последняя редакция 8 ноября 2004 г. Нажмите здесь, чтобы перейти на главную |
Impressum · Datenschutz
Кем были варяги? | Сайт краткой истории
Поиск
Дата:
Иллюминация из летописи Иоанна Скилица XI века с изображением варяжских гвардейцев.
Связанные
Варяги были скандинавами, пришедшими из Ютландии и Швеции. Впервые они упоминаются в Русской Повести временной летописи под 859 годом. В 862 году славянские и финские племена восстали против варяжской Руси. Братья Рюрик, Трувор и Синеус привели варягов к расселению вокруг Новгорода где-то в IX веке. Легенда гласит, что имя России дали варяги. Варяжская культура не сохранилась, и варяжская Русь со временем стала славянской, но в Новгороде до XIII века говорили на древнескандинавском языке. Слово варяги было упомянуто после имени норвежских элитных солдат, нанятых восточно-римским императором. Эти солдаты были, вероятно, в то время одними из самых подготовленных солдат в Европе. Из различных хроник, составленных в бывших скандинавских городах, говорится, но до сих пор не доказано, что примерно с 9 г.Каждые 4 года в распоряжение киевского правителя прибывало около 6000 воинов, вероятно, из Прибалтики и Норвегии. Когда они прибыли в район Киева, другая группа из 6000 человек покинула Киев и отправилась на территорию Византии, чтобы быть нанятой на 4 года восточно-римским императором. Они были хорошо обучены боям. В Константинополе документально подтверждено, что они тренировались каждый день, чего не делали обычные солдаты. Кроме того, обратите внимание, что в то время, когда это начинается, примерно в 950 году, скандинавы в Великом Свитюде (Швеция) угрожали Константинополю большим флотом.
В то время самым большим городом в Восточной Европе был Константинополь, а вторым городом после него был Киев, которым правили скандинавы. И по крайней мере девять крупнейших городов Европы, следующие за Константинополем и Киевом, располагались на Великой Святости и находились под властью скандинавов. Рим был маленьким городом по сравнению с этими городами, не говоря уже о Лондоне, Париже, Венеции, Генуе и тому подобном. И экономика, конечно, была достойной по сравнению с упомянутыми городами того времени.
Варяги по-шведски означает Варяг. Но интересно то, что, по-видимому, существует народ (говорят, что в этом районе сохранились остатки около 1500 поселений) в северной Норвегии вокруг залива Варангер, которого следует называть варягами. Примерно в 40 км к югу от нынешнего города Архангельска находится старый торговый город.
Если мы посмотрим на общие археологические находки в скандинавском регионе дыры с экономической точки зрения, то до 1200 г. есть только один регион, в котором представлены серьезные экономические остатки, и это остров Готланд. Первая скандинавская торговая страна, вероятно, около 700 г., когда гутами было основано множество торговых постов по всей территории Балтийского моря.
Торговый путь, протянувшийся из Скандинавии через Киевскую Русь в Византийскую империю, упоминается в скандинавских сагах и в русских летописях как путь из варяг в греки. Основные торговые пути состояли из ряда водных путей и волоков протяженностью почти 3000 км от Балтийского (Варяжского) моря до Черного моря, а также в Средиземное, Азовское и Каспийское моря. Он начался недалеко от сегодняшнего Стокгольма и пересек Балтийское море и Финский залив, прошел по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень и реке Ловать и соединился с рекой Днепр через реку Западная Двина.