Содержание
Призвание Рюрика с братьями и общие черты деятельности первых князей русских. С.М. Соловьев
Skip to content
Поиск по разделу “Наше наследие”
Найти:
Главная » Призвание варягов » Призвание Рюрика с братьями и общие черты деятельности первых князей русских. С.М. Соловьев
В то время, когда южные славянские племена платили дань козарам, северные не могли защищаться от норманнов, жителей Швеции, Норвегии и Дании, которых славяне называли варягами и русью. Эти варяги покорили себе славян северных, живших в нынешних Новгородской и Псковской губерниях, покорили также соседние финские племена. Чрез несколько времени племена эти, как славянские, так и финские, собрались вместе и выгнали варягов, но когда после этого стали управляться сами, то никак не могли мирно улаживаться; опять каждый род стал жить отдельно и силою разделываться с другими родами.
Тогда племена собрались и сказали: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. Порешивши так, послали они за море к варягам-руси сказать им: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами”. На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских, три брата – Рюрик, Синеус и Трувор и пришли с родными своими. Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус – среди финского племени на Белоозере; Трувор – у славян, живших в нынешней Псковской губернии, в городе Изборске. Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал княжить один; владения его стали называться Русью. Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря, и княжить стал родственник его Олег.
С утверждения Рюрика князем среди северных племен славянских и финских начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству. Несколько северных племен славянских и финских соединились под властью одного князя; чрез это у них прекратились междоусобия, силы их собрались в одно, а поэтому они стали сильнее всех других племен; князья их, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себе все другие племена, которые, живя отдельно друг от друга, не могли сильно и долго сопротивляться. Таким образом племена, жившие прежде отдельно, соединились вместе, составили один народ русский.
Вследствие соединения племен в один народ князья этого народа, пользуясь соединенными силами его, отражают степные, кочевые народы, не дают им грабить и пленять славянские племена, брать с них дань, как бывало прежде. Мало того, князья пользуются соединенными силами племен для того, чтобы предпринимать походы на Греческую империю, на Константинополь; вследствие этих походов завелись и мирные, торговые сношения с греками; русские стали ездить в Константинополь, познакомились там с христианством православного восточного исповедания и стали принимать его. Таким образом христианство явилось и усилилось сперва на юге русских владений, ближайших к Греции, а потом отсюда распространилось и по всем этим владениям.
Итак, в деятельности первых русских князей мы замечаем три главные стороны:
- покорение племен славянских, соединение их под одну власть;
- борьбу с степными, азиатскими народами;
- войны и сношения с Грециею, вследствие которых распространяется христианство.
Похожие статьи
862Г. Призвание Рюрика .
Добровольно
отправили за море послов и обратились
к варягам: «земля наша велика и обильна,
а порядка в ней нет. Приходите княжить
и владеть нами».
По
приглашению прибыли 3 князя — варяга с
дружинами, 3 брата: старший – Рюрик,
обосновался в Новгороде, средний –
Синеус
– на Белоозере, младший – Трувор
– в Изборске. Братья Рюрика вскоре
умерли, а он стал единодержавным князем
на Севере.
Когда
Рюрик княжил в Новгороде 2 его дружинника
Аскольд и Дир решают совершить набег
на Византию. Они спустились по Днепру,
подошли к Киеву- земле полян. «Кому вы
платите дань?» спросили они. «Хазарам»-
ответили поляне. «Платите нам»- потребовали
Дир и Аскольд. Киевляне согласились,
варяги установили власть над полянами.
879г
смерть Рюрика.
Историография вопроса теории происхождения государства у восточных славян:
Факт
призвания варягов породил исторический
спор, начавшийся в середине 18 в.
Немецкие
ученые Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер и Шлецер,
работавшие в середине 18в. в Российской
Академии Наук создали НОРМАНСКУЮ ТЕОРИЮ
происхождения Русского государства.
1. Норманская теория:
Суть:
создателями государства у восточных
славян были скандинавы – варяги, это
восточные славяне добровольно призвали
их на княжеский престол. При этом особо
подчеркивалось, что сами славяне по
причине своего варварства к созданию
государства были не способны.
Сторонников
этой теории называют НОРМАНИСТАМИ.
Многие отечественные историки — Карамзин,
Погодин, Ключевский разделяли норманнскую
теорию.
2.
АНТИНОРМАНСКАЯ
ТЕОРИЯ:
Против
норманнской теории происхождения
древнерусского государства выступал
М.В. Ломоносов.
Суть:
М. В. Ломоносов утверждал, что восточные
славяне по уровню своего развития были
не ниже варягов, и они не сыграли роли
в образовании государства у восточных
славян . Сам Рюрик – не варяг, а славянин
с балтийского побережья.
Это
были АНТИНОРМАНИСТЫ.
3. Центристская:
В
современной истории установилась
позиция, что варяги не стояли у истоков
государства у восточных славян, но
внесли вклад в его развитие, ускорив
процесс его создания.
Теории происхождения термина «русь»
Существовало
2 точки зрения:
1.
Норманская –
Рюрик был скандинавского племени «Русь»
и его владения стали называться «Русь».
2.
Автохтонная
( славянская) –
термин «Русь» появился задолго до
появления варягов на Руси. В землях
восточных славян был приток Днепра
«Рось» в бассейне которой жили поляне.
Отсюда и название государства. Археологи
подтверждают, что у Днепра действительно
был такой приток и там жили славяне.
3.
В исторической литературе часто
встречается версия
академика Рыбакова:
Русь- это название одного из славянских
племен.
В
9в. понятие «Русь» уже употреблялось в
территориальном смысле, как о стране с
центром в г.Киеве на основе полянского
союза племен.
|
Рюриково Городище, Великий Новгород, Россия
Château Royal de Collioure — массивный французский королевский замок в городе Коллиур, в нескольких километрах к северу от испанской границы. Замок представляет собой сочетание как минимум четырех замков. Руссильон был завоеван римлянами около 120 г. до н.э., а затем оккупирован вестготами с 418 г. Первое упоминание касается укрепленного места в Коллиуре, осажденного в 673 г. Вамбой, королем вестготов, который осадил «Кастеллум Кауколибери», чтобы подавить восстание.
В 12 веке Жирар II, последний независимый граф Руссильона, завещал свою землю Альфонсу II, королю Арагона и графу Барселоны. Обеспокоенные процветанием Коллиура, короли Арагона предоставили привилегии и налоговые льготы. Была организована ежегодная ярмарка, и в замке, порту и городе были проведены важные работы. Рыцари-тамплиеры построили замок около 1207 года и интегрировали его в состав королевского замка в 1345 году.
Второй замок был построен королями Майорки в 13 и 14 веках. В 13 веке замок был присоединен к королевству Майорка, в состав которого входили владения Монпелье, графства Руссильон и Серданья, Конфлан и Вальеспир, а также Балеарские острова. Короли Майорки были странствующими. Они путешествовали со своим двором, часто переезжая из Магелона, недалеко от Монпелье, в Перпиньян, в Пальму-де-Майорку или в Коллиур.
В 16 веке, после непродолжительной оккупации Людовиком XI, испанские Габсбурги, начиная с Карла Квинта, снова заняли Коллиур. Он и его сын Филипп II превратили замок в современную крепость 16 века. Крайне важно, чтобы укрепления были адаптированы в соответствии с достижениями в области артиллерии, поэтому оборона замка и его окрестности были значительно усилены.