1237 1480 год событие на руси: Татаро-монгольское иго (1237 – 1480 гг.). История России

Содержание

Татаро-монгольское иго – краткая история

Монголо-татарское иго, татаро-монгольское иго, монгольское иго, татарское иго, ордынское иго – система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 1260-х годов, позже, после распада Монгольской империи, от Золотой Орды до конца XV века.

Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях.

В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше.

В данной статье мы кратко рассмотрим особенности татаро-монгольского ига, его влияние на развитие Руси, а также вообще – место в истории.

Годы татаро-монгольского ига

Годы татаро-монгольского ига составили почти 250 лет: с 1237 по 1480 гг.

Монголо-татарское иго на Руси

История Киевской Руси полна множеством случаев, когда ее князья, управлявшие разными городами, сражались между собой за право владеть бо́льшей территорией.

В результате это приводило к раздробленности, истощению человеческих ресурсов и ослаблению государства. Кроме этого на Русь периодически нападали печенеги или по́ловцы, что еще больше ухудшало положение государства.

Интересен факт, что незадолго до нашествия монголо-татарского ига, русские князья могли переломить ход истории. Около 1219 г. монголы впервые оказались неподалеку от Руси, поскольку собирались напасть на половцев.

Чтобы увеличить свои шансы на победу, они попросили помощи у киевских князей и заверили их в том, что не собираются воевать с ними. Более того, монголы просили мира с русскими князьями, вследствие чего отправили к ним своих послов.

Собравшись на вече, правители киевских княжеств решили не вступать в какие-либо соглашения с монголами, поскольку не доверяли им. Они убили послов и тем самым сделались врагами монголов.

Начало татаро-монгольского ига

С 1237 по 1243 годы Батый беспрерывно совершал набеги на Русь. Его огромное войско, численностью в 200 000 человек, разоряло города, убивало и забирало в плен русских жителей.

В конечном счете, ордынскому войску удалось подчинить себе Киев и много других русских княжеств.

Возможно заключив мир с монголами, Руси удалось бы избежать столь печальных последствий монгольского нашествия. Однако это, вероятнее всего, привело бы к изменению религии, культуры и языка.

Структура власти при татаро-монгольском иге

Киевская Русь развивалась по демократическому принципу. Главным органом власти было вече, на котором собирались все свободные мужчины. На нем обсуждались любые вопросы, касающиеся жизни горожан.

Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода (см. интересные факты о Великом Новгороде), Пскова и некоторых других городов.

Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.

Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, лошадей или телегу. Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.

Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.

Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.

Православная церковь и татаро-монгольское иго

Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.

Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.

Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.

Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.

После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в Москву.

Изменение языка после татаро-монгольского ига

Изменение языка в период татаро-монгольского ига коренным образом сказывалось на ведении торговли, военного дела и управления государственным аппаратом.

В русском лексиконе появились тысячи новых слов, позаимствованных из монгольских и тюркских языков. Вот лишь некоторые слова, пришедшие к нам из восточных народов:

  • ямщик
  • деньги
  • ярлык
  • лошадь
  • тулуп
  • иго

Культура в период монголо-татарского ига

Во время татаро-монгольского ига были депортированы многие деятели культуры и искусства, что привело к художественному возрождению.

Находясь под гнетом, русские люди еще больше уверовали в Бога. В данный период появились такие известные иконописцы, как Андрей Рублев и Феофан Грек. Эти мастера внесли огромный вклад в развитие иконописи и росписи храмов.

Москва после татаро-монгольского ига

Москва, основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, являлась малозначимым городом более 100 лет. Но после нашествия татаро-монгол, в Москву приехало множество беженцев из разных княжеств.

В 1327 г. тверичи подняли восстание, отказавшись признавать власть Ивана Калиты и выплачивать ему дань. В результате Калита (см. интересные факты об Иване Калите) вместе с татарами подавил восстание и навел порядок в Твери.

В скором времени хан предоставил Москве ярлык, который придал городу еще большей значимости. С этого момента московским князьям было доверено собирать дань по всей земле.

Москва активно развивалась и процветала. Благодаря сбору налогов ее власть над другими областями утверждалась еще больше.

Тем временем Золотая Орда находилась на грани своего распада, вызванного различными волнениями.

Военные победы над монголо-татарами

В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.

В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.

В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.

В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

Куликовская битва

Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.

Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.

Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».

Князь Дмитрий Донской

Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.

Тем не менее, решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Конец татаро-монгольского ига

С каждым годом Москва укрепляла свои позиции и оказывала серьезное влияние на другие княжества, в том числе и на Новгород.

Позже Москва навсегда сбросила с себя оковы татаро-монгольского ига, в которых находилась на протяжении почти 250 лет.

Официальной датой конца татаро-монгольского ига принято считать 1480 год.

Итоги татаро-монгольского ига

Итогом татаро-монгольского ига на Руси стали перемены в политическом, религиозном и социальном плане.

По мнению одних историков татаро-монгольское иго привело русское государство к упадку. Сторонники такой точки зрения полагают, что именно по этой причине Россия начала отставать от стран Запада.

В ней практически исчезли важные ремесла, вследствие чего Русь была отброшена на несколько веков назад. По мнению экспертов, татаро-монголы уничтожили примерно 2,5 млн. человек, что составляло около трети всего населения Древней Руси.

Другие историки (в числе которых Николай Карамзин и Василий Ключевский) считают, что татаро-монгольское иго наоборот сыграло положительную роль в эволюции русской государственности.

Орда поспособствовала ее развитию, поскольку послужила поводом для окончания гражданских войн и междоусобиц.

Как бы то ни было, но татаро-монгольское иго на Руси является важнейшим событием в истории России.

Теперь вы знаете все самое необходимое про татаро-монгольское иго. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:





Татаро-монгольское иго

Монголо-татарское иго, татаро-монгольское иго, монгольское иго, татарское иго, ордынское иго – система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 1260-х годов, позже, после распада Монгольской империи, от Золотой Орды до конца XV века.

Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях.

В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше.

В данной статье мы кратко рассмотрим особенности татаро-монгольского ига, его влияние на развитие Руси, а также вообще – место в истории.

Годы татаро-монгольского ига

Годы татаро-монгольского ига составили почти 250 лет: с 1237 по 1480 гг.

Монголо-татарское иго на Руси

История Киевской Руси полна множеством случаев, когда ее князья, управлявшие разными городами, сражались между собой за право владеть бо́льшей территорией.

В результате это приводило к раздробленности, истощению человеческих ресурсов и ослаблению государства. Кроме этого на Русь периодически нападали печенеги или по́ловцы, что еще больше ухудшало положение государства.

Интересен факт, что незадолго до нашествия монголо-татарского ига, русские князья могли переломить ход истории. Около 1219 г. монголы впервые оказались неподалеку от Руси, поскольку собирались напасть на половцев.

Чтобы увеличить свои шансы на победу, они попросили помощи у киевских князей и заверили их в том, что не собираются воевать с ними. Более того, монголы просили мира с русскими князьями, вследствие чего отправили к ним своих послов.

Собравшись на вече, правители киевских княжеств решили не вступать в какие-либо соглашения с монголами, поскольку не доверяли им. Они убили послов и тем самым сделались врагами монголов.

Начало татаро-монгольского ига

С 1237 по 1243 годы Батый беспрерывно совершал набеги на Русь. Его огромное войско, численностью в 200 000 человек, разоряло города, убивало и забирало в плен русских жителей.

В конечном счете, ордынскому войску удалось подчинить себе Киев и много других русских княжеств.

Возможно заключив мир с монголами, Руси удалось бы избежать столь печальных последствий монгольского нашествия. Однако это, вероятнее всего, привело бы к изменению религии, культуры и языка.

Структура власти при татаро-монгольском иге

Киевская Русь развивалась по демократическому принципу. Главным органом власти было вече, на котором собирались все свободные мужчины. На нем обсуждались любые вопросы, касающиеся жизни горожан.

Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода, Пскова и некоторых других городов.

Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.

Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, лошадей или телегу. Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.

Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.

Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.

Православная церковь и татаро-монгольское иго

Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.

Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.

Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.

Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.

После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в Москву.

Изменение языка после татаро-монгольского ига

Изменение языка в период татаро-монгольского ига коренным образом сказывалось на ведении торговли, военного дела и управления государственным аппаратом.

В русском лексиконе появились тысячи новых слов, позаимствованных из монгольских и тюркских языков. Вот лишь некоторые слова, пришедшие к нам из восточных народов:

  • ямщик
  • деньги
  • ярлык
  • лошадь
  • тулуп
  • иго

Культура в период монголо-татарского ига

Во время татаро-монгольского ига были депортированы многие деятели культуры и искусства, что привело к художественному возрождению.

Находясь под гнетом, русские люди еще больше уверовали в Бога. В данный период появились такие известные иконописцы, как Андрей Рублев и Феофан Грек. Эти мастера внесли огромный вклад в развитие иконописи и росписи храмов.

Москва после татаро-монгольского ига

Москва, основанная в 1147 г. Юрием Долгоруким, являлась малозначимым городом более 100 лет. Но после нашествия татаро-монгол, в Москву приехало множество беженцев из разных княжеств.

В 1327 г. тверичи подняли восстание, отказавшись признавать власть Ивана Калиты и выплачивать ему дань. В результате Калита (см. интересные факты об Иване Калите) вместе с татарами подавил восстание и навел порядок в Твери.

В скором времени хан предоставил Москве ярлык, который придал городу еще большей значимости. С этого момента московским князьям было доверено собирать дань по всей земле.

Москва активно развивалась и процветала. Благодаря сбору налогов ее власть над другими областями утверждалась еще больше.

Тем временем Золотая Орда находилась на грани своего распада, вызванного различными волнениями.

Военные победы над монголо-татарами

В 1301 г. первый московский князь Даниил Александрович победил ордынцев под Переяславлем-Рязанским.

В 1362 г. состоялась битва между русско-литовским войском Ольгерда и объединённым войском ханов Перекопской, Крымской и Ямбалуцкой орд. Закончилась победой русско-литовских сил. В результате было освобождено Подолье, а впоследствии Киевщина.

В 1365 и 1367 гг. состоялись соответственно у Шишевского леса, выигранная рязанцами, и битва на Пьяне, выигранная суздальцами.

В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

Куликовская битва

Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.

Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.

Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».

Князь Дмитрий Донской

Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.

Тем не менее, решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Конец татаро-монгольского ига

С каждым годом Москва укрепляла свои позиции и оказывала серьезное влияние на другие княжества, в том числе и на Новгород.

Позже Москва навсегда сбросила с себя оковы татаро-монгольского ига, в которых находилась на протяжении почти 250 лет.

Официальной датой конца татаро-монгольского ига принято считать 1480 год.

Итоги татаро-монгольского ига

Итогом татаро-монгольского ига на Руси стали перемены в политическом, религиозном и социальном плане.

По мнению одних историков татаро-монгольское иго привело русское государство к упадку. Сторонники такой точки зрения полагают, что именно по этой причине Россия начала отставать от стран Запада.

В ней практически исчезли важные ремесла, вследствие чего Русь была отброшена на несколько веков назад. По мнению экспертов, татаро-монголы уничтожили примерно 2,5 млн. человек, что составляло около трети всего населения Древней Руси.

Другие историки (в числе которых Николай Карамзин и Василий Ключевский) считают, что татаро-монгольское иго наоборот сыграло положительную роль в эволюции русской государственности.

Орда поспособствовала ее развитию, поскольку послужила поводом для окончания гражданских войн и междоусобиц.

Как бы то ни было, но татаро-монгольское иго на Руси является важнейшим событием в истории России.

Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов


Профиль


По данным переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживает 5 310 649 татар. Татары на сегодняшний день являются самым многочисленным меньшинством в Российской Федерации. Наибольшая концентрация татар отмечается в Республике Татарстан, где татары составляют численное большинство (53,2%, преобладая по численности над русскими (39,7%), и Башкортостане. Татарский язык относится к тюркской ветви урало- Алтайская языковая семья


Исторический контекст


Татары в Российской Федерации – потомки Золотой Орды, тюркских племен во главе с монголами, покоривших Россию с 1237 г. Конец татаро-монгольского владычества в 1480 г. и падение двух татарских ханств Казанского (1552 г.) и Астрахань (1556 г.) для Ивана IV ознаменовала переход власти к русским и от их прежних правителей. С этого момента различные татарские области в Российской империи — Крым, Сибирь и Литва — развивались отдельно. К двадцать первому веку эти сообщества сохранили лишь самые слабые связи.

В Российской империи поволжско-татарская элита стала лидерами русского ислама и использовалась для включения других мусульманских областей в империю. Эта ситуация привела к появлению процветающего татарского купеческого сословия, высоким темпам урбанизации, грамотности и ассимиляции, а также мобилизованной диаспоре по всей империи. К массе татарского населения были применены суровые меры. Были предприняты усилия по насильственному обращению татар из ислама в христианство. Татары участвовали в ряде восстаний против русского господства.

После большевистской революции татарам была обещана собственная республика, но укрепление советской власти в регионе после ожесточенных боев привело лишь к созданию в мае 1920 г. Татарской АССР. Границы Башкирской и Татарской республик были проведены так, что 75 процентов татарского населения осталось за пределами Татарской республики. Тот факт, что поволжским татарам не был предоставлен статус союзной республики, вызывал у них возмущение. В советские годы боязнь «татаризации» соседних народов побудила официальную поддержку языков и культур башкир, чувашей, коми, коми-пермяков, мордвы, марийцев и удмуртов.

Перестройка способствовала возрождению татарского национализма, впервые расцветшего во время Октябрьской революции. С конца 1980-х годов Татарстан был в авангарде движения за региональную автономию. Татарстан провозгласил суверенитет 30 августа 1990 года. Широкую поддержку получил проведенный 21 марта 1992 года референдум о преобразовании Татарстана в независимую республику. Власти Татарстана отказались подписать Федеративный договор (март 1992 г.). Особые усилия были предприняты для налаживания связей с татарской диаспорой. Конституция 1992 разрешено двойное гражданство и два государственных языка. В 1992-93 годах ряд организаций, в том числе Татарский центр общественного мнения, требовали полной независимости республики. Однако основным националистическим стремлением была не полная независимость, а скорее ассоциативное членство в Российской Федерации. Широкая рассредоточенность татар — в 1989 году в Татарстане проживало лишь 32% из 5,5 млн татар России — не позволила кампании Казани за власть превратиться в борьбу за этнонациональное освобождение. 15 февраля власти Татарстана подписали с Москвой историческое соглашение о разделе власти.№ 94, который предоставил республике важные права самоуправления, право удерживать за собой значительную долю федеральных налогов, собираемых в Татарстане, и право республиканского законодательства в некоторых случаях превалировать над федеральным законом. Тем не менее договор не признал Татарстан независимым субъектом международного права. Президент Владимир Путин приостановил действие договора после того, как Татарстан не соблюдал установленный в июне 2002 года крайний срок для аннулирования договоров, нарушающих федеральное законодательство, и началась работа над проектом нового двустороннего договора. Этнические вопросы оказались препятствием для разработки нового соглашения, например, должен ли президент республики быть татароязычным.

После распада СССР татары укрепили свои демографические позиции в Республике Татарстан, впервые составив абсолютное большинство по переписи 2002 года. Этнические татары в целом были чрезмерно представлены в политических институтах Татарстана в постсоветский период. Усилились и контакты с татарской диаспорой за границей.

После прихода Путина к власти Москва вновь заявила о себе в отношениях с Татарстаном. Было отменено республиканское законодательство, противоречащее федеральному, введена фискальная дисциплина, изменен национальный состав законодательного собрания республики в ущерб татарам. В апреле 2005 года вопрос о том, какой юридический орган — федеральный или республиканский — будет регулировать определение статуса татарского языка, застопорил работу группы, ответственной за доработку договора о разделе власти Татарстана. Федеральные законодатели стремились предотвратить регулирование статуса языка на республиканском уровне, опасаясь, что татарские законодатели снова проведут реформу латинского алфавита для татарского языка, инициатива, ранее приостановленная федеральным законом. В мае ряд татарских общественных и интеллектуальных групп обратились к татарскому народу с призывом поддержать его борьбу за сохранение контроля над языковым законодательством. Новый договор о разделении власти был окончательно подписан в ноябре 2005 года; Сообщается, что он урезал некоторые привилегии, которыми Татарстан пользовался при президенте Борисе Ельцине, но все же сохранил индивидуальные отношения между Татарстаном и Москвой.

Татары выразили обеспокоенность отношением к татарам за пределами Татарстана. В частности, в соседнем Башкортостане активизировались давние споры о языковых правах татар. Члены объединения «Национально-культурная автономия татар Башкортостана» в июне 2005 года потребовали, чтобы татарский язык стал официальным в Башкортостане наряду с русским и башкирским, и пригрозили продвигать идею объединения Башкортостана с Челябинской областью или другим федеральным образованием, если их интересы будут нарушены. не рассматривается. В основе беспокойства татар в Башкортостане в то время лежал тот факт, что перепись 2002 г. выявила сокращение численности там татар по сравнению с башкирами (в 2003 г. были сделаны неубедительные утверждения о том, что большое количество татар в Башкортостане было зарегистрировано как башкиры в переписи 2002 г. ).

24 июня 2005 года в Казани, столице Республики Татарстан, расположенной на великой реке Волге, открылась самая большая мечеть в России в рамках празднования 1000-летия города. Восстановление мечети Кул-Шариф началось в середине 1990-х годов. Он построен на месте старой мечети Кул-Шариф. Эта мечеть была разрушена, как и сотни других мечетей в регионе, после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году. Новая мечеть Кул-Шариф стоит напротив и намного больше православного собора. Он стал символом татар всей России.

Отношения Татарстана с Москвой обострились в связи с дискуссиями о возможном объединении национальных республик с другими образованиями в будущем, а также обсуждением законопроекта об определении русской национальной идентичности. После начала серии референдумов об объединении этнических регионов с другими федеральными образованиями в 2004 году обсуждался широкий спектр предлагаемых слияний, включая потенциальное слияние Татарстана с Ульяновской областью для создания «Волжско-Камской провинции». Татары выступили против любой такой инициативы. Но в 2007 году Государственная Дума одобрила поддержанное Кремлем соглашение, которое открыло путь татарским властям к усилению контроля над экономическими, экологическими, культурными и другими вопросами. В то время как меры в сделке по-прежнему сводились к меньшей автономии, чем та, которой пользовался Татарстан до путинской реформы, президент республики Шаймиев приветствовал соглашение как очень «существенное» и сказал, что оно было «первым» в российской истории.


Текущие вопросы


Законодательство 2008 г., требующее, чтобы экзамены в старших классах проводились на русском языке, даже в районах, где большинство населения не русские, вынудило многие школы Татарстана изменить язык обучения с татарского на русский. За этим последовала новая учебная программа, принятая в ноябре 2017 года Госсоветом Татарстана, согласно которой обучение татарскому языку может проводиться только с разрешения родителей ученика и не более двух часов в неделю. Ранее в том же году Москва объявила, что не будет продлевать двустороннее соглашение о разделе власти после истечения срока его действия в июле 2017 года9.0006

В начале 2014 года, после аннексии Крыма Российской Федерацией, правительство Украины потеряло контроль над полуостровом. Последующий переход на законодательство Российской Федерации и продолжающееся присутствие нерегулируемых военизированных формирований, известных как самообороны , создавали значительные угрозы для местного населения, особенно для этнических и религиозных меньшинств. Обеспокоенность была особенно острой среди многих представителей коренного татарского населения Крыма, учитывая их историю репрессий при советской власти. Хотя после аннексии российское правительство сначала заигрывало с татарским населением обещаниями решить жилищные и другие насущные проблемы, с тех пор поведение властей по отношению к сообществу становилось все более драконовским, с запугиванием татарских организаций гражданского общества, произвольными арестами и исчезновениями, с убитым рядом татарских активистов. Особенно настораживало запрещение крымскотатарского Меджлис , или парламент, в 2016 году Верховным судом Крыма. Заместитель лидера Ахтем Чийгоз был приговорен к восьми годам лишения свободы в 2017 году по обвинению в организации незаконной демонстрации; Amnesty International назвала судебный процесс «фиктивным». Позже его отпустили и разрешили покинуть страну. В то время как Крым остается частью Украины по международному праву, российские власти — с момента установления контроля над этой территорией — несут ответственность за обеспечение защиты всех граждан в регионе.

В то время как российские власти подавляют татарские и другие меньшинства и организации коренных народов в Крыму, государственные чиновники также подавляют свободу выражения мнений и собраний в самой России. Например, в годовщину обороны татарами Казанского ханства перед завоеванием Иваном Грозным в 1552 году памятное мероприятие 10 ноября 2015 года в Российской Республике Татарстан было частично сорвано, так как демонстранты не смогли собраться у стен Казанского ханства. Кремль, как это принято делать по традиции. Сообщается, что двум татарским лидерам не разрешили присутствовать на мероприятии, так как их машина была остановлена ​​полицией якобы из-за того, что они перевозили наркотики. Демонстранты призвали к суверенитету Татарстана, образованию на татарском языке и освобождению Рафиса Кашапова, представителя общины, который в сентябре был приговорен к трем годам тюремного заключения за критику политики России в Крыму и на востоке Украины.

Уведомление об авторских правах: © Международная группа по правам меньшинств. Все права защищены.

Период монгольского господства над Русью 1237-1240 гг. — Университетское историко-философское образование

Выдержки из этого документа…

Период монгольского господства над Русью 1237-1240 гг. Период монгольского владычества является одним из важнейших в истории России, возможно, даже соперничающим по значимости с коммунистическим периодом Советского Союза. Монголы завоевали Русь в 1237-1240 годах, опустошив юго-запад, а именно Киевщину. Сам город, некогда колыбель русской культуры и религии, был разграблен и сожжен. Северные и восточные области, такие как Новгородское, Владимирское и другие княжества, не пострадали от такого уровня разрушений в первые годы ига, но два с половиной века господства с лихвой компенсировали это. Россия не смогла эффективно избавиться от монгольского владычества до 1480 года, во время правления Ивана III Великого (1462-1505). Завоевание такой продолжительности и масштаба не может не затронуть побежденный народ. Однако точный характер воздействия является источником постоянных предположений и даже разногласий среди историков, изучающих период так называемого татаро-монгольского ига. Источники рассматриваемого периода трактуются разными историками по-разному. Чарльз Ж. Гальперин утверждает, что летописцы Руси обратились к «идеологии молчания» как ответ на монгольское завоевание. В своей интерпретации русских летописей Гальперин утверждает, что русские относились к монголам в своих писаниях так же, как они относились к другим степным народам, с которыми они столкнулись в киевский период, таким как половцы или печенеги. Военные столкновения с племенами носили дискретный характер и не имели серьезных политических последствий. Книжники писали о монголах как о преемниках половцев, отказываясь признать, что Русь завоевана и присоединена к огромной и могущественной Монгольской империи. …прочитайте больше.

Московия приняла монгольскую налоговую и таможенную систему, а многие русские слова, связанные с финансами, такие как деньгы (деньги), заимствованы из монгольского языка. Русские также усвоили многие монгольские военные приемы — они не могли не осознавать превосходство монгольской конницы. Действительно, описания русских кавалеристов шестнадцатого века включают монгольское одеяние и вооружение. А что касается дипломатии, то и Гальперин, и Вернадский отмечают, что Московия основывала свои обычаи на образце Орды. Многие европейские послы жаловались на «нелепые» обычаи при посещении России.xvi Россия также использовала монгольскую почтовую систему — ям, эффективность которой была непревзойденной до появления современных технологий. «Ямс служил Москве так же эффективно, как и монголам». xvii Что касается русской бюрократии, то существует много неясностей относительно того, в какой степени она была основана на татарской модели. Предположительно, московские бюрократические бумаги следовали монгольскому формату, но убедительных доказательств нет. Единственной частью монгольского порядка, которую Московия не могла приспособить к своему использованию, была правовая система. Гальперин считает, что причиной этого является православная вера России и оседлый характер российского общества. «Обычаи кочевников были неуместны, а исламский закон — святотатством». xviii Единственным аспектом, который можно было позаимствовать, была смертная казнь. В целом религия играла большую роль в процессе заимствования: «русское чувство идентичности проявляется в важности религии в определении того, какие институты могут быть созданы для обслуживания русских нужд, а на какие нельзя опираться».xix Русская православная церковь является единственным явным бенефициаром монгольского ига. Конечно, церкви и монастыри были разрушены при первоначальном завоевании, особенно в районе Киева. …прочитайте больше.

v Там же. стр. 49 vi Вернадский, Джордж (1997). История России: монголы и Русь (стр. 352-353). Лондон: Издательство Оксфордского университета. vii Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на русскую историю (стр. 96). Лондон: Издательство IBTauris & Co. Ltd. VIII Там же. с.96 ix Там же. с.96 х Вернадский, Джордж (1997). История России: монголы и Русь (с.354). Лондон: Издательство Оксфордского университета. xi Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на русскую историю (с.96). Лондон: Издательство IBTauris & Co. Ltd. xii Вернадский, Джордж (1997). История России: монголы и Русь (стр. 352-358). Лондон: Издательство Оксфордского университета. xiii Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на русскую историю (стр. 97). Лондон: Издательство IBTauris & Co. Ltd. xiv Правдин, Майкл (1981). Монгольская империя: расцвет и наследие (стр. 513). Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд. xv Насонов А.Н. (1969). Монголы и Русь (с.10-11). Париж: Мутон, Гаага. xvi Вернадский, Георгий (1997). История России: монголы и Русь (стр. 393-395). Лондон: Издательство Оксфордского университета. Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на русскую историю (стр. 92-93). Лондон: Издательство IBTauris & Co.