Первый в России музей. Кто открыл первый музей в России? Музей россии история


Первый в России музей. Кто открыл первый музей в России?

Названия некоторых российских музеев известны каждому жителю нашей страны. Это Эрмитаж, Третьяковка, а также Кунсткамера. Именно последнее учреждение – первый в России музей.

Великое Посольство Петра I

Петр I вошел в отечественную историю как реформатор всего и вся. Именно он основал первый в России музей. В 1698 году он первым из наших монархов оказался в Европе. При этом он путешествовал по западным странам в рамках Великого Посольства анонимно, чтобы не привлекать внимания к своей персоне.

Именно во время своего европейского вояжа Петр I впервые задумался о создании собственного музея. В то время такие учреждения создавались при поддержке государей. Например, многочисленные немецкие князья содержали собственные «кабинеты редкостей», в которых хранились диковинки со всего мира. На их языке такие помещения назывались Кунсткамерой. Петр часто копировал европейское в собственной стране. Поэтому первый музей в России назывался точно так же – Кунсткамера.

Больше всего царя поразили Голландия и Англия с их современными производствами. В этих странах он, не жадничая, скупал самые разные предметы – книги, научные инструменты, минералы, оружие. Все это должно было лечь в основу экспозиции, которую хранил бы первый в России музей.

первый в россии музей

Основание Кунсткамеры

После возвращения на родину Петр I не забыл о своей идее. Через несколько лет он отвоевал у шведов балтийское побережье. Именно здесь был основан Санкт-Петербург, куда вскоре была перенесена столица. Царь хотел, чтобы Кунсткамера работала на берегах Невы. В 1714 году его коллекция редкостей была перевезена в Летний дворец. Этот год считается датой основания Кунсткамеры. До этого экспонаты хранились в Москве, в помещениях Аптекарской канцелярии.

Первый музей в истории России постепенно наполнялся все новыми экспонатами. Уже в следующем году Петр Алексеевич отправился в свое второе путешествие по Европе. В Голландии царь побывал в знаменитом музее Альберта Себы. Этот аптекарь всю жизнь собирал различные минералы, растения и раковины. Он продал знаменитому гостю большую часть своей зоологической коллекции, которую скоро принял первый в России музей.

кто открыл первый музей в россии

Новое здание для музея

Из-за того, что количество экспонатов неуклонно росло, было решено перенести Кунсткамеру в новое, специально для нее построенное здание. Постройку заложили в 1718 году. Над проектом работало множество архитекторов, каждый из которых становился руководителем на определенном этапе. Это были: Георг Иоганн Маттарнови, Николай Гербель, а также Михаил Земцов.

Строительство шло очень медленно, и Петр так и не увидел своего детища. Он скончался в 1725 году, когда на месте Кунсткамеры все еще стояли голые стены. Современное здание было открыто позже. Это случилось в 1734 году. Это здание работает и сегодня (находится на Университетской набережной). Выполнено оно в стиле петровского барокко. В подобном духе строились все первые здания новой столицы, когда ей пытались придать по-настоящему европейский облик.

До этого самый первый музей в России квартировал во временных Кикиных палатах. Именно здесь он впервые был открыт для публики.

какой первый музей в россии

Бюджет учреждения

Это было большое двухэтажное здание, которого, тем не менее, не хватало для размещения всех экспозиций. У нового музея не было постоянного бюджета, но он получал субсидии из средств Соляной конторы, а также Медицинской канцелярии. Последняя же выдавала заработную плату сотрудникам. Они следили за сохранностью экспонатов, а также за пополнением коллекции.

Любопытно, что в 1724 году Петр лично распорядился выдавать по 400 рублей ежегодно на угощения для посетителей. Если сравнить Кунсткамеру с другими музеями Европы того времени, то там мы увидим противоположную картину. Например, в Дрездене такой «кабинет редкостей» существовал за счет взимания платы с посетителей. Точно так же, на «чаевые», функционировал Музей Эшмола в английском Оксфорде.

Цели музея

Первый музей в России был открыт не для того, чтобы обогащаться, а именно для того, чтобы просвещать петербургскую ленивую публику. Многие дворяне не проявляли интерес к науке, что очень не нравилось Петру. Он надеялся, что хотя бы бесплатные угощения на первое время подогреют интерес к диковинному явлению. Конечно, Кунсткамера была не единственной его мерой по просвещению окружающих. Достаточно упомянуть, что именно при нем в столице появилась первая регулярная российская газета. В это же время в Москве открывались новые школы, куда приглашались иностранные специалисты. Какой первый музей в России? Конечно, это Кунсткамера, которая с того времени стала научным центром не только Петербурга, но и всей страны.

первый музей в истории россии

Поиск экспонатов в российских провинциях

Важным событием стало создание Академии наук. Это произошло в 1724 году. Тогда же Кунсткамера перешла под эгиду нового учреждения. Современным символом РАН является здание первого российского музея.

Если первые коллекции Кунсткамеры были исключительно иностранными, то со временем их начали «разбавлять» отечественными экспонатами. Еще до переезда в Петербург Петр издал указ, по которому Московское хирургическое училище собрало для него анатомическую компиляцию.

Петр также пытался наладить регулярный сбор диковинок в провинции. В 1717 году он послал предписание воронежскому коменданту Степану Колычеву, в котором распорядился отлавливать «зверьков из реестра», необходимых для музея. Точно так же сибирский губернатор Гагарин должен был прислать в Петербург ракушки.

первый музей в россии назывался

Научные экспедиции

В последние годы своей жизни Петр I особо интересовался геологическими, зоологическими, историческими, археологическими и библиографическими материалами. Основание первого музея в России совпало с организацией множества экспедиций на Восток. Многие из них отправлялись на поиски полезных ископаемых, необходимых для роста отечественной промышленности. Особенно ценным в этом смысле стал Урал – «Каменный пояс» страны. Геодезические работы также проводились на берегах Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей.

В 1716–1718 гг. недалеко от Астрахани было обнаружено множество золотых и серебряных предметов древности. Петр I (тот, кто открыл первый музей в России) крайне заинтересовался этими находками. Они были присланы в Петербург. Это была жертвенная утварь, оставшаяся в устье Волги с языческих времен.

самый первый музей в россии

Сибирская экспедиция Мессершмидта

Большое значение для Кунсткамеры в первые годы ее работы имела экспедиция Даниэля Мессершмидта. Этот немецкий ботаник и медик был отправлен Петром в Сибирь для того, чтобы в первую очередь собрать множество уникальных экспонатов для «царского кабинета». Император (тот, кто открыл первый музей в России) прекрасно осознавал значение сибирских редкостей и чувствовал, что без них Кунсткамера будет неполноценной.

Мессершмидт не только собирал редкости, но и описывал быт и языки коренных народов этих краев. Немецкий ученый получил от местных жителей большое количество стреляных птиц и зверей, которых он потом привез в Петербург. Во время путешествия Мессершмидт посетил самые разные города: Томск, Тобольск, Абакан, Кузнецк, Туруханск, Красноярск, Иркутск, Тюмень и т. д.

Благодаря его усилиям в Кунсткамере оказались значительные материалы по этнографии, письменности и изобразительному искусству народов Востока. Это были монгольские племена, китайцы и другие сибирские народы. Для оценки стоимости и важности находок была собрана специальная комиссия. Мессершмидту были оплачены все расходы по путешествиям. Также с него была взята подписка о неразглашении многих фактов об экспонатах у себя на родине.

первый музей в россии был открыт

Значение Кунсткамеры

Во многом благодаря Кунсткамере Санкт-Петербург стал научной столицей страны. Здесь же появился первый частный музей в России. Многие богатые дворяне стали собирать собственные коллекции, которые они демонстрировали публично в специальных помещениях.

Сама Кунсткамера сегодня является антропологическим музеем, который каждый день собирает огромное количество любопытной публики. Он получил имя Петра I в знак его великих заслуг перед отечественной наукой.

fb.ru

Эрмитаж, Третьяковка, Оружейная палата, Русский музей, Алмазный фонд и другие.

Эрмитаж — лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова.

Эрмитаж

Государственный ЭрмитажЮбилей Михаила ПиотровскогоЭрмитажу 250 лет

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня — это шедевры Рембрандта и Рафаэля, Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи.

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галереяЛекции: Светлана Степанова. «Русский гений на пути к вечности»

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад — творение Виктора Васнецова. Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи — «Русалки» Ивана Крамского, написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» — дипломная работа Александра Иванова, которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Московский Кремль и Красная площадь

Сокровищница московских князей и русских царей.

Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413. Место прикола — город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

Экспозиция «Подводная археология», Музей истории Кронштадта

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 — единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Государственный Русский музейЦикл «Тайники Русского музея». Волшебные краски Валентина СероваЦикл «Тайники Русского музея». Вестник весны Алексей СаврасовЦикл «Тайники Русского музея». Рыцарь красоты Василий Поленов

Крупнейшее в мире собрание русского искусства — Русский музей, созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Спецпроект:«Романовы. Портрет династии»Лекции: Андрей Зубов. Спецкурс «Государи Российские»

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат — Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин. Украсил корону ярко-красный кристалл — шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов — бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, — самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина«Искусство — диалоги в пространстве и времени». Цикл бесед для третьего возраста (55+)

Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал — то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

«Гранд Макет Россия»

«Гранд Макет Россия»

Страна в миниатюре — «Гранд Макет Россия». Один из самых молодых и необычных музеев. Вся страна уместилась на площади 800 кв. м: от Калининграда до Камчатки, в масштабе 1:87. Моря, реки, деревни, города, нефтяные вышки и железные дороги живут своей жизнью.

Десять самых маленьких музеев России

День сменяет ночь благодаря 800 светодиодам. Это чудо инженерной мысли создавали на протяжении 4 лет более 100 человек. Управляют жизнью маленькой страны 40 компьютеров. Музеи миниатюр — проекты, популярные во всем мире, — есть в Брюсселе, Гамбурге и Берлине. Но «Гранд Макет Россия» уникален. Представленный здесь макет одной страны — самый большой в мире. Всё как в жизни.

Еврейский музей

Еврейский музей

Документальный фильм «Давид»Спектакль «Улица Шолом-Алейхема, дом 40»Иркутская синагога (Дом еврейского общества)

Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в мире экспозиция, рассказывающая о культуре, религиозных традициях и истории жизни еврейского народа.

Музей — один из самых технологичных в России. Практически вся информация — в интерактивном виде: документы, фотографии и письма, повествующие о жизни евреев в России с начала XIX века до наших дней. Само здание музея — бывший Бахметьевский гараж. Памятник советского конструктивизма — творение инженера Шухова и архитектора Мельникова. Не удивительно, что именно в этом здании, помимо музея, библиотеки и детского центра, расположился Центр авангарда. Эта культурная площадка отдана искусству и культуре 1910-1930-х годов.

www.culture.ru

Государственный центральный музей современной истории России

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Музеи, основанные в 1917 году

Музе́й совреме́нной исто́рии Росси́и (до сентября 1998 года Музей революции) является национальным музеем федерального значения. Музей расположен в центре Москвы (ул. Тверская, 21), в здании — памятнике архитектуры позднего классицизма конца XVIII века. С 1831 по 1917 годы в нём размещался московский Английский клуб.

История

После того как 8 (21) марта 1917 года директор музея Всероссийского Союза городов, известный журналист В. П. Кранихфельд обратился к председателю Исполнительного Комитета Московских общественных организаций Н. М. Кишкину с предложением «безотлагательно созвать совещание из представителей исторической науки и существующих в Москве музеев с целью научной и практической разработки вопроса о создании в Москве Музея революции», 22 марта (4 апреля) 1917 года состоялось совещание, на котором было создано Общество Музея революции.

Начало музейной экспозиции Музея революции было положено в 1922 году, когда к пятилетию октябрьской революции в здании бывшего московского Английского клуба была организована выставка «Красная Москва»[1], преобразованная в Историко-революционный музей Москвы, который с 1924 года стал называться Государственным музеем революции СССР. Первым директором музея был назначен С. И. Мицкевич — профессор Московского университета, один из организаторов Московского рабочего союза.

Главной задачей музея было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века до победы Октябрьской революции. С момента открытия музей активно собирал фонды, открывал экспозиции, посвящённые крестьянским войнам в России, восстанию декабристов, деятельности революционных демократов и народовольцев, российским революциям и гражданской войне. Известные художники дарили ему свои работы. Так, И. Е. Репин прислал в дар музею свои картины «9 января», «Красные похороны», «17 октября 1905 г.», «Царская виселица». В 1927 году задачи музея были существенно расширены: кроме истории революционного движения, музей стал показывать историю социалистического строительства и достижения нового общества.

К началу Великой Отечественной войны музей занимал одно из лидирующих мест среди музеев страны исторического профиля, имел филиалы «Подпольная типография ЦК РСДРП» и «Историко-революционный музей «Красная Пресня». Фондовые коллекции музея к 1941 году составили 1 миллион музейных предметов. Одновременно с экспозицией с 1939 года в музее экспонировалась выставка подарков И. В. Сталину (выставка закрылась после разоблачения культа личности на ХХ съезде КПСС).

С началом войны экспозиция музея была свернута, большая часть коллекций эвакуирована. Тем не менее, в начале июля 1941 года в стенах музея была открыта выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма»; во дворе музея было установлено трофейное оружие: аэроплан, пушки, танк, пулемёты, миномёты. Экспозиция музея начала восстанавливаться с 1944 года.

По решению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 12 февраля 1947 года, музей перестал заниматься проблемами истории революционно-освободительной борьбы в России и перешёл к проблемам истории российской социал-демократии, трёх российских революций и советского общества. Материалы фондов, не соответствующие новой концепции (более 30 тыс. музейных предметов), были переданы в Государственный исторический музей, а также в Библиотеку иностранной литературы и в Главное архивное управление. В 1968 году Музей революции стал научно-методическим центром для историко-революционных музеев СССР и первым среди музеев получил статус научно-исследовательского учреждения. В это время стали активно разрабатываться новые для музея темы, связанные с социальным развитием общества: уровнем жизни населения, культурой, здравоохранением, образованием, охраной окружающей среды и др.

В 1968 году музей получил наименование «Центральный музей революции СССР».

В 1984 году началась работа над темой «История музейного дела в СССР». Вышли работы, посвященные музейному строительству, экспозиционно-выставочной и фондовой работе музеев. В 1986 году был издан сборник «Терминологические проблемы музееведения» и словарь «Музейные термины». В 1988 году был подготовлен информационно-справочный каталог «Исторические и краеведческие музеи СССР», в 1990-м – каталог «Исторические музеи союзных стран». В начале 1990-х годов были переизданы работы отечественных музееведов первой половины ХХ века, ставшие к тому времени библиографической редкостью.

В эпоху перестройки музей открыл для широкого использования свой спецхран, 70 тысяч документальных памятников которого вошли в научный оборот. В начале 1990-x годов в музее была создана целая серия выставок по различным историческим периодам, ставших подготовкой к новой экспозиции музея, которая сегодня охватывает период с середины ХIХ века до настоящего времени.

В 1998 году музей получил название «Государственный центральный музей современной истории России».

Музей в наши дни

Фонды музея в настоящее время насчитывают 1 млн. 300 тыс. единиц хранения.

6 декабря 2014 года была утверждена Концепция развития на 2015-2020 годы, в соответствии с которой Музей современной истории России должен стать многофункциональным музейным комплексом. Миссия музея — «популяризация исторического наследия современной России, формирование патриотической гражданской позиции, воспитание гордости и ответственности за настоящее и будущее России у молодого поколения».

В конце декабря 2014 года открылась дискуссионная площадка «Тверская - XXI», где наряду с профессиональными модераторами, известными политиками, общественными деятелями, учеными и представителями сферы культуры принимают участие студенты и молодые преподаватели истории, политологии, социологии, философии и экономики. В рамках площадки «Тверская - XXI» работает открытый лекторий и издается ежемесячный научно-популярный журнал «Живая история», который доступным языком рассказывает о событиях отечественной истории последних полутора веков.

Началась подготовительная работа к обновлению постоянной экспозиция музея: планируется к открытию в 2016 году экспозиции «Россия XXI век: вызовы времени и перспективы развития»; к столетнему юбилею музея[2] планируется открыть международный выставочный проект «100 лет Великой российской революции осмысление во имя консолидации».

Интересные факты

По мнению публициста Андрея Кураева, мастер, персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», работал именно в этом музее.[3]

  • State Central Museum of Contemporary History of Russia 01 by shakko.jpg

  • State Central Museum of Contemporary History of Russia 03 by shakko.jpg

  • State Central Museum of Contemporary History of Russia 04 by shakko.jpg

Отделы

Напишите отзыв о статье "Государственный центральный музей современной истории России"

Примечания

  1. ↑ Гиляровский В. А. [dlib.rsl.ru/viewer/01005493306#?page=54 От английского клуба к музею революции.] — М., 1926. — С. 52.
  2. ↑ Ныне отсчёт ведётся от 1917 года, когда возникла идея создания музея революции. Первый директор музея, С. И. Мицкевич, считал его рождением выставку «Красная Москва» в 1922 году, инициатором которой он был.
  3. ↑ [www.youtube.com/watch?v=oo83EOkmGms/ Диакон Андрей Кураев: "Мастер и Маргарита"]

Источник

  • [www.sovrhistory.ru/ Официальный сайт музея]

Отрывок, характеризующий Государственный центральный музей современной истории России

Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным. Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов? Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным. Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова. Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества. Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией. Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно. Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли? Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство. В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска. В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода. Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд. Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно. Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов. Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские. В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену. В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами. В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений. И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д. Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно. Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий. Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению. А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч людей, принимавших прямое, непосредственное участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми, вопросы вдруг с необыкновенной легкостью и простотой получают несомненное разрешение. Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно. Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов. Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.

wiki-org.ru

Музей новейшей истории России Википедия

Музе́й совреме́нной исто́рии Росси́и (до сентября 1998 года Музей революции) - один из крупнейших музеев новейшей истории в мире[1].

Музей расположен в центре Москвы (ул. Тверская, 21), в здании — памятнике архитектуры позднего классицизма конца XVIII века. С 1831 по 1917 годы в нём размещался московский Английский клуб.

История

После того как 8 (21) марта 1917 года директор музея Всероссийского Союза городов, известный журналист В. П. Кранихфельд обратился к председателю Исполнительного Комитета Московских общественных организаций Н. М. Кишкину с предложением «безотлагательно созвать совещание из представителей исторической науки и существующих в Москве музеев с целью научной и практической разработки вопроса о создании в Москве Музея революции», 22 марта (4 апреля) 1917 года состоялось совещание, на котором было создано Общество Музея революции.

Начало музейной экспозиции Музея революции было положено в 1922 году, когда к пятилетию октябрьской революции в здании бывшего московского Английского клуба была организована выставка «Красная Москва»[2]. В феврале 1924 года подотдел Выставки Истпарта объединился с выставкой в Историко-революционный музей Москвы (по докладу Е. Бош)[3]. Вскоре учреждение получило название Государственного музея революции СССР. Первым директором музея был назначен С. И. Мицкевич — профессор Московского университета, один из организаторов Московского рабочего союза.

Главной задачей музея было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века до победы Октябрьской революции. С момента открытия музей активно собирал фонды, открывал экспозиции, посвящённые крестьянским войнам в России, восстанию декабристов, деятельности революционных демократов и народовольцев, российским революциям и гражданской войне. Известные художники дарили ему свои работы. Так, И. Е. Репин прислал в дар музею свои картины «9 января», «Красные похороны», «17 октября 1905 г.», «Царская виселица», а также портрет Керенского.

Constitution of USSR - museum of Contemporary History 01 by shakko.jpg

В 1927 году задачи музея были существенно расширены: кроме истории революционного движения, музей стал показывать историю социалистического строительства и достижения нового общества.

В ходе реконструкции Тверской улицы в 1930-х годах у занимаемого музеем здания отсекли по половине боковых флигелей и перенесли на новую линию ограду. Рассматривался вопрос о строительстве с тыльной стороны особняка нового музейного корпуса, однако вскоре от этой идеи отказались[4].

К началу Великой Отечественной войны музей занимал одно из лидирующих мест среди музеев страны исторического профиля, имел филиалы «Подпольная типография ЦК РСДРП» и "Историко-революционный музей «Красная Пресня». Фондовые коллекции музея к 1941 году составили 1 миллион музейных предметов. Одновременно с экспозицией с 1939 года в музее экспонировалась выставка подарков И. В. Сталину (выставка закрылась после разоблачения культа личности на XX съезде КПСС).

С началом войны экспозиция музея была свернута, большая часть коллекций эвакуирована. Тем не менее, в начале июля 1941 года в стенах музея была открыта выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма»; во дворе музея было установлено трофейное оружие: аэроплан, пушки, танк, пулемёты, миномёты. Экспозиция музея начала восстанавливаться с 1944 года.

По решению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 12 февраля 1947 года, музей перестал заниматься проблемами истории революционно-освободительной борьбы в России и перешёл к проблемам истории российской социал-демократии, трёх российских революций и советского общества. Материалы фондов, не соответствующие новой концепции (более 30 тыс. музейных предметов), были переданы в Государственный исторический музей, а также в Библиотеку иностранной литературы и в Главное архивное управление.

Обломок боевого самолета США, сбитого ПВО Кубы в период боев с десантом кубинских контрреволюционеров в бухте Кочинос.

В 1968 году Музей революции стал научно-методическим центром для историко-революционных музеев СССР и первым среди музеев получил статус научно-исследовательского учреждения. В это время стали активно разрабатываться новые для музея темы, связанные с социальным развитием общества: уровнем жизни населения, культурой, здравоохранением, образованием, охраной окружающей среды и др.

В 1968 году музей получил наименование «Центральный музей революции СССР».

В 1978 году на базе музея «в целях проведения научных исследований в области музееведения, разработки и внедрения современных научных принципов в музейную практику»[5] была образована Лаборатория музееведения, ставшая музееведческим центром широкого профиля по разработке общетеоретических, методических, организационных проблем отечественного музееведения, актуальных проблем истории и организации музейного дела, музееведческой мысли и музейного источниковедения.[6] В 1984 году началась работа над темой «История музейного дела в СССР». Вышли работы, посвященные музейному строительству, экспозиционно-выставочной и фондовой работе музеев. В 1986 году был издан сборник «Терминологические проблемы музееведения» и словарь «Музейные термины».[7] В 1988 году был подготовлен информационно-справочный каталог «Исторические и краеведческие музеи СССР»,[8] в 1990-м — каталог «Исторические музеи союзных стран».[9] В начале 1990-х годов были переизданы работы отечественных музееведов первой половины XX века, ставшие к тому времени библиографической редкостью.[10]

В эпоху перестройки музей открыл для широкого использования свой спецхран, 70 тысяч документальных памятников которого вошли в научный оборот. В начале 1990-x годов в музее была создана целая серия выставок по различным историческим периодам, ставших подготовкой к новой экспозиции музея, которая сегодня охватывает период с середины XIX века до настоящего времени. Открылся новый филиал музея — «Обретая свободу».[11]

В 1998 году музей получил название «Государственный центральный музей современной истории России».

Музей в наши дни

Фонды музея в настоящее время насчитывают 1 млн. 300 тыс. единиц хранения.

6 декабря 2014 года была утверждена Концепция развития на 2015—2020 годы, в соответствии с которой Музей современной истории России должен стать многофункциональным музейным комплексом. Миссия музея — «популяризация исторического наследия современной России, формирование патриотической гражданской позиции, воспитание гордости и ответственности за настоящее и будущее России у молодого поколения».

В конце декабря 2014 года открылась дискуссионная площадка «Тверская — XXI», где наряду с профессиональными модераторами, известными политиками, общественными деятелями, учеными и представителями сферы культуры принимают участие студенты и молодые преподаватели истории, политологии, социологии, философии и экономики. В рамках площадки «Тверская — XXI» работает открытый лекторий и издается ежемесячный научно-популярный журнал «Живая история», который доступным языком рассказывает о событиях отечественной истории последних полутора веков.

В 2015 году был завершен первый этап ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых восстановлен исторический облик фасада и ограды главного здания, а также проведена полномасштабная реставрация знаменитых фигур львов, украшающих ворота музея. В 2016 году открыта постоянная экспозиция, посвященная современному периоду нашей истории. Это первый опыт музейной презентации новейшего периода российской истории с 1985 по настоящее время. Главная идея проекта – дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России. Особенностью проекта является сочетание подлинных музейных предметов и современных мультимедийных технологий. Интегрированные в экспозиционное пространство многоуровневые интерактивные образовательные программы, составленные на основе документальной хроники, фрагментов интервью, наглядных графиков и диаграмм, помогают «оживить» историю[12]. К столетнему юбилею революции 1917 г. в музее открылась масштабная выставка «1917. Код революции». На ней представлены редкие архивные документы, фотографии, предметы и артефакты того времени, уникальные аудиозаписи свидетелей и очевидцев тех роковых событий и многое другое[13].

Директора

Интересные факты

По мнению публициста Андрея Кураева, мастер, персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», работал именно в этом музее.[14]

Отделы

Закрывшиеся филиалы музея

Примечания

  1. ↑ ФИЛИАЛЫ | МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ. www.sovrhistory.ru. Проверено 5 сентября 2017.
  2. ↑ Гиляровский В. А. От английского клуба к музею революции. — М., 1926. — С. 52.
  3. ↑ Поветска дня совещания завотделами ЦК РКП 28 февраля 1924 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 11. Д. 282. Л. 81.
  4. ↑ Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2015. — С. 145—146. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
  5. ↑ Ольшевская Г. К. ГЦМСИР. Краткий очерк истории // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Музей современной истории России в прошлом и настоящем / Государственный центральный музей современной истории России. — М., 2007. — С. 23—30.
  6. ↑ Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 1. — С. 322
  7. ↑ Сборник ЦМР СССР «Терминологические проблемы музееведения. Словарь «Музейные термины». М., 1986.
  8. ↑ Исторические и краеведческие музеи СССР: каталог / Центр. Музей революции СССР; сост. Л. Н. Годунова и др. – М., 1988. В каталог включены сведения о 1219 государственных и ведомственных музеях исторического профиля и краеведческих музеях, имеющих отделы региональной истории. В число сведений вошли: адрес, подчиненность, история создания музея, история здания, которое занимал музей, объем и состав фондовых коллекций, содержание экспозиций и посещаемость.
  9. ↑ Исторические музеи союзных стран: Каталог / [Составители Л. Н. Годунова и др.]. - М. : Центр. музей Революции СССР, 1990.
  10. ↑ Сборник «Русская экскурсионная школа» [сост. и предисл. Е.Н. Рафиенко]. Москва: ГЦМИР, 2001.
  11. ↑ Лифанова С. Музей «Обретая свободу» // Все музеи Москвы. — М., 1997. — С. 47—48.
  12. ↑ В День Конституции открылась новая экспозиция, посвященная истории современности. Сайт Музея современной истории России.
  13. ↑ В Музее современной истории России состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к 100-летию революции 1917 г.. Сайт Музея современной истории России (23.01.2016).
  14. ↑ Диакон Андрей Кураев: «Мастер и Маргарита»

Ссылки

wikiredia.ru

Современное состояние музейного дела в России

Сегодня музейная карта России для большинства как российских, так и зарубежных коллег - сплошное белое пятно, на котором проступает несколько силуэтов: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Владимиро-Суздальский и Новгородский заповедники, Ясная поляна, еще несколько всемирно известных музейных "гигантов". Не так давно европейское сообщество узнало о музеях Красноярского края - Красноярском музее "На Стрелке" и Музее вечной мерзлоты - благодаря их успешному участию в конкурсе на лучший музей Европы. Из 339 зарубежных выставок, организованных российскими музеями в 2000 году, 256 приходились на музеи Москвы и Петербурга; не удивительно, что за границами Российской Федерации практически не знакомы с сокровищами музеев российской провинции. Чем отличается музейный мир России от музейных миров других стран? По-видимому, для каждой страны можно найти свои черты сходства и различия. Поэтому цель настоящего обзора - "презентация" музейной России, краткий анализ специфики ее развития, а сравнение с другими музейными мирами - дело читателя. Хочется отметить также некоторые наметившиеся на рубеже двух тысячелетий тенденции изменения музейного мира России, "точки роста", которые, как можно предположить, будут развиваться в наступившем столетии.

Начнем с того, что точное число музеев России никому не известно. В структуре музейной сети выделяется несколько групп, различающихся "по собственнику" - по тому, кому принадлежит и подчиняется музей: государственные, муниципальные, ведомственные, общественные, частные. С самого начала развития музейного дела России, когда в 1714 г. по указу Петра Великого и на основе его коллекций был открыт первый российский публичный музей - Петербургская Кунсткамера - особенностью этого развития стала определяющая роль государства. Пожалуй, ни в одной другой стране мира государство не имело такого влияния на формирование облика и направления деятельности музеев. И сегодня самой представительной группой музеев, в которых сосредоточены основные национальные ценности, является группа государственных музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и финансируемых государством. По этой группе музеев имеются достаточно точные статистические данные. В начале третьего тысячелетия общее число музеев этой группы приблизилось к двум тысячам, в 2002 году составило 2027; они хранят 57,5 миллионов движимых памятников истории, культуры и природы. Этот список открывают крупнейшие национальные музеи, название которых всегда предваряется термином "государственный": Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный политехнический музей, Государственный Русский музей. Все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Среди национальных музеев России нет музея естественной истории и до сих пор нет музея современного искусства. Последнее связано с тем, что в России длительное время плюрализм в искусстве был под запретом, партийное руководство запрещало иные кроме "социалистического реализма" направления в искусстве.Значительную группу составляют краеведческие музеи - музеи местного края. В России 89 регионов и каждый из них имеет свой республиканский, краевой или областной музей, отражающий местную историю и историю культуры, а также естественную историю. Они всегда расположены в республиканских, краевых, областных центрах. Во многих центрах кроме комплексных краеведческих существуют региональные художественные музеи. Однако 90 % музеев России составляют небольшие региональные музеи, расположенные в населенных пунктах, численность которых не превышает 100 тыс. человек, а иногда составляет всего несколько сот человек. В условиях постоянной недостаточности финансирования в среднем на один музей местного подчинения приходится в 35 раз меньше финансовых средств, выделяемых государством, чем на один музей федерального подчинения. Однако во многих из них хранятся уникальные памятники истории и культуры, зачастую еще не введенные в научный оборот, в их фондах то и дело делаются поразительные открытия.

Распределение музейной сети по территории Российской Федерации неравномерно. В республике Саха (Якутия) числится 72 музея, в Московской области - 81, а в Мурманской области - всего 10. В целом музеев в большинстве регионов не хватает. Есть районы, где на обширных территориях нет ни одного музея. В условиях огромных пространств и сложности передвижения часть населения отдаленных регионов оказывается отчужденной от музейной культуры и национального наследия. Нехватку государственных музеев отчасти восполняли музеи ведомственные и общественные - школьные, музеи предприятий, учреждений, воинских частей и т.д. Однако в целом действует закономерность: общественные и частные музеи чаще всего возникают в регионах с развитой государственной музейной сетью.

Некогда многочисленные общественные музеи в конце 1980-х-начале 1990-х годов стали закрываться и оказались на грани полного исчезновения; однако в настоящее время они возрождаются вместе с возрождением интереса к ним общества. Конечно, по ценности хранимых объектов они не могут сравниться с музеями государственного подчинения, но для местного сообщества многие из них играют очень большую роль. Точными данными о количестве этих музеев никто не располагает. На протяжении почти шести десятилетий, до конца 1980-х годов в РФ не существовало частных музеев. Сейчас они появляются, хотя по размаху и уровню организации пока что не могут сравниться с государственными и ведомственными музеями. Однако среди них есть музеи, уже завоевавшие заслуженный авторитет коллег и популярность у публики: Музей уникальных кукол в Москве, музей "Невьянская икона" в Екатеринбурге, Музей дипломатического корпуса в Вологде.Экомузеи, "музеи общин", весьма распространенные за рубежом, в России делают свои первые шаги, они еще крайне малочисленны. Эта особенность также была всегда связана с жестким "огосударствлением" музейного дела и сведением к минимуму возможностей местной общинной самодеятельности в этой области. Такие музеи, как музеи малых народностей, музей рода, музей семьи - новые явления в нашей музейной жизни, которым еще предстоит развиваться, так как интерес к ним и потребность в них весьма велики. В 1990-е годы начала реализовываться программа по созданию целой сети экомузеев в Кемеровской области: "Тазгол", "Калмаки", "Чолкой", "Русское село Ишим".

В России, стране со значительной долей сельского населения, очень мало сельских музеев. Есть лишь отдельные точки на музейной карте России, где сельские музеи играют чрезвычайно важную роль в формировании социокультурной атмосферы для всей округи. Таковы музеи в селе Коптелово Свердловской обл. и селе Поим Пензенской обл. В селах Лядины Архангельской обл. и Фершампенуаз Челябинской обл. по три (!) музея - среди них и государственные, и муниципальные, и частные. В селах, где функционируют музеи, отмечается значительно более высокий уровень самосознания общества. Как правило, сельский музей становится единственным и весьма активным центром социокультурной жизни, центром культурной коммуникации. Формирование музеев на селе - одна из актуальных задач развития музейной сети.

Среди зданий, принадлежащих государственным музеям, "исторические здания" - памятники истории и культуры - составляют 55%. В некоторых их них объектом музейного показа становится дом как художественное целое со всей его обстановкой, другие приспособлены под экспозиции, в третьих главным становится их мемориальное значение. Мемориальные музеи занимают совершенно особое место в структуре музейной сети РФ. Исследователи отмечали, что каждый пятый-шестой музей России - мемориальный. А среди мемориальных больше всего литературно-мемориальных - посвященных памяти писателей и поэтов. Такое положение связано с особым местом литературы, которое она заняла в общественной жизни России в XIX веке. Писатель как пророк, учитель жизни - такой взгляд на особую миссию человека с литературным даром сохраняется в определенной степени по сей день. Одних музеев А.С. Пушкина у нас девять. В усадьбу Л.Н. Толстого Ясную поляну люди идут нескончаемым потоком. Как только с перестройкой стало возможным произносить вслух ранее запрещенные имена, общественность настоятельно потребовала создания музеев В. Набокова, В. Высоцкого, М. Булгакова, М. Цветаевой и многих других "властителей дум". Особо много музеев, связанных с именами местных деятелей истории и культуры, возникает в национальных республиках и округах: лидируют здесь республики Татарстан и Башкортостан. Там, где не сохранились подлинные дома - их стремятся восстановить, следуя не столько требованиям подлинности, сколько желанию увидеть воплощение некоего мифа о прославленном деятеле и иметь место ритуального поклонения ему.

По количеству музеев под открытым небом Россия отстает от многих европейских стран, но именно эта группа музеев развивается особенно стремительно и современно. Значительная часть этих музеев Российской Федерации, располагающих уникальным природным и культурным наследием, имеет статус "музеев-заповедников". Национальная особенность России - большая доля среди музеев под открытым небом музеев-усадеб. Музеи-усадьбы начали складываться "изнутри" усадебной жизни еще в XVIII-XIX вв.: российское дворянство концентрировало в своих родовых гнездах коллекции, создавало дворцы и парки, рассчитанные на "музейное" восприятие посетителями-гостями, иногда открывало их ворота для рядовой публики по определенным дням. После революции 1917 г. в России не существовало частной собственности на землю, многочисленные усадьбы, принадлежавшие землевладельцам-дворянам, были национализированы, и в наиболее интересных из них были открыты музеи. Большинство таких музеев-усадеб - мемориальные, сохранившиеся как музеи благодаря имени того или иного деятеля истории или культуры, которому некогда принадлежали. Современная тенденция их развития - стремление восстанавливать не только обстановку мемориального дома, но всю структуру усадьбы с ее хозяйством, пашнями, покосами, конюшнями, элементами образа жизни. Особо успешно такая "средовая музеефикация" проведена в Музее-заповеднике М. Лермонтова "Тарханы" Пензенской обл., музее-усадьбе Н. Жуковского в деревне Орехово Владимирской обл. и др. При посещении современных музеев-усадеб побудительным мотивом оказывается уже не только интерес к имени жившего здесь деятеля, но восстановленная среда, аромат времени, возможность погружения в него.

Среди мемориальных музеев России некогда особое, даже привилегированное положение занимали музеи, посвященные идеологам революции, партийным и государственным деятелям советского государства. В период перестройки положение этих музеев оказалось сложным и дальнейшая судьба сложилась по-разному. Большинство действительно мемориальных музеев, обладающих подлинными коллекциями и недвижимыми памятниками, сумели их сохранить, но многие экспозиции были закрыты. Музеям, фактически являвшимися не музеями - хранителями овеществленной истории - но пропагандистскими центрами, пришлось искать иной путь. Так, многочисленные, расположенные в отличных современных зданиях, оборудованные новейшей техникой музеи В.И.Ленина, экспозиции которых строились исключительно на копийном материале, в основном прекратили существование. Красноярский музей Ленина стал музейно-выставочным комплексом "На Стрелке", Самарский был передан под экспозицию краеведческого музея. Наиболее интересно и гармонично происходит развитие музея в селе Шушенское. В свое время здесь, благодаря созданию заповедника "Сибирская ссылка В.И. Ленина", была сохранена и реконструирована историко-культурная среда старинного села. И сегодня этнографическое направление развития заповедника, приближающегося по характеру своей деятельности к экомузею, вполне гармонично сочетается с сохранением и демонстрацией мемориальных памятников, связанных с именем находившегося здесь в ссылке В.И. Ленина.Особое место среди музеев России занимают музеи, расположенные в зданиях культового назначения. Огромное количество храмов и монастырей России после революции 1917 г. были закрыты, наиболее ценные из них превращены в музеи, многие использовались под экспозиции краеведческих, художественных и других музеев. Сегодня в связи с процессом возвращением церкви принадлежавшей ей зданий практически все музеи, находящиеся в культовых постройках, оказались в очень сложном положении. Эта проблема настолько остра и актуальна, что ей будет посвящена отдельная статья.

В России до сих пор неоправданно мало научно-технических и промышленных музеев, особенно мало музеефицированных памятников науки и техники. В 1987 появился первый в России завод-музей в Нижнем Тагиле. К сожалению, невнимание к индустриальному наследию уже привело к невосполнимому исчезновению многих памятников. Надежда появляется там, где сама общественность еще до закрытия того или иного индустриального объекта ставит вопрос о превращении его в музей. Так, в связи с истечением срока функционирования первой в мире атомной станции в Обнинске была создана инициативная группа, готовящая станцию к музеефикации и созданию музея атомной энергии. Возрастающий во всем мире интерес к технической истории человечества должен найти отражение в росте числа этих музеев.

Значительная часть посетителей российских музеев - дети, главным образом, школьного возраста. Сегодня специальных детских музеев и музеев, имеющих интерактивные экспозиции для работы с детьми, в России еще очень мало; это также сравнительно новая и активно развивающаяся группа. Практически нет специализированных музеев для работы с инвалидами (исключение составляет центр "Преодоление" в Москве) - это еще один долг музеев перед обществом.

Динамика развития музейной сети России демонстрирует достаточно стабильный ее рост. За 2000 год число музеев увеличилось на 60, за 2001 - на 33. Неравномерное распределение музеев по территории и явно недостаточная обеспеченность музеями отдельных регионов России требует определенных целенаправленных шагов. Даже те регионы, где соотношение численности музеев и населения наиболее благоприятные, есть еще значительные резервы для развития музейной сети. Главное - этого ждет общественность. Волнообразно развивающаяся "музейная потребность" общества, пережив спад в первой половине 1990-х годов, в настоящее время находится на подъеме. Посещаемость государственных музеев РФ на рубеже двух тысячелетий составила около 72 миллионов человек за год. В последние годы удерживается тенденция постоянного ее увеличения (после резкого падения в первой половине 1990-х годов), что свидетельствует об интересе общества к своему наследию.

В прессе постоянно звучат призывы к музеефикации памятных мест, открытию новых музеев, таких, как Музей русской славы в Санкт-Петербурге, посвященный созданию русской гвардии, мемориальных музеев П.Нахимова в Смоленской области, М.Шолохова в Ростове-на-Дону, М.Лермонтова в подмосковном селе Середникове, П.Грабовского в Тобольске, художественных музеев в ряде областей и др. Одна из тенденций последних полутора десятилетий - возрождение музеев в тех местах, где они некогда существовали, но были закрыты. При определяющей роли государства в развитии музейной сети закрытие музеев, не отвечающих идеологическим установкам, было, как правило, насильственным. Возрождающиеся музеи стремятся объявить себя последователями и "правопреемниками" своих предшественников, сохранить их имя, подчеркнуть преемственность в деятельности.

Каулен Мария Елисеевна, старший научный сотрудник Российского института культурологииКаулен М. "Многоликая музейная Россия", Cultivate-Russia Web Magazine, выпуск 1, октябрь 2002.

www.exmu.ru

Музей политической истории России - это... Что такое Музей политической истории России?

Музей политической истории России

Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музей Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Инициаторами создания музея выступили видные деятели партии большевиков, народнического движения, представители и гуманитарной интеллигенции. В первую коллегию музея вошли Г.Е.Зиновьев, А.В.Луначарский, М.В.Новорусский, А.М.Горький, О.Ф.Ольденбург, В.И.Срезневский, П.Е.Щеголев. Официальное открытие музея состоялось 11 января 1920 года в залах первого и второго этажей Зимнего дворца.

Государственный музей революции стал первым в стране историко-революционным музеем. Уже к середине 20-х годов он располагал уникальной коллекцией революционных знамен, ценнейшим собранием листовок различных политических партий, плакатами, вещественными реликвиями того времени. Филиалами музея в эти годы стали усадьба Аракчеева в Грузино, Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, мемориальные музеи В.И.Ленина: музей-квартира на ул.Широкой, д.48; комната и кабинет в Смольном; "Сарай" и "Шалаш" в Разливе. В 1937 году все мемориальные музеи были переданы филиалу Центрального музея В.И.Ленина.

Двадцать пять лет местом расположения государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, - свидетель важных исторических событий. В марте - начале июля 1917 г. Здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков. Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного лесопромышленника барона В.Э.Бранта.

В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин), в котором разместился музей революции, преобразованный в государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. Его открытие состоялось 5 ноября 1957 года.

В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музей революции СССР. В конце 1970-х годов научный коллектив и администрация приступили к созданию принципиально новой концепции музея. Проект реконструкции музея 1981-1987 гг. и его технико-экономическое обоснование предусматривали создание нового музейного комплекса в три очереди. 5 ноября 1987 года была открыта первая очередь экспозиции, но уже в 1989 году было принято решение ее закрыть как не соответствующую реалиям времени, и разработать новую концепцию научной, экспозиционной и просветительной деятельности музея.

За 1989-1992 годы коллектив без привлечения дополнительных средств осуществил поэтапную реэкспозицию во всех залах музея. Музей не только ни на один день не закрывал двери для посетителей, но и обеспечил экспозиционно-выставочный показ прежде никогда не освещавшихся тем в истории России. В соответствии с новой концепцией в августе 1991 года Министерством культуры СССР было принято решение о преобразовании статуса музея и переименовании его в Государственный музей политической истории России. С 1992 года музей перешел под юрисдикцию Министерства культуры Российской Федерации.

Государственный музей политической истории России на сегодняшний день один из немногих музеев, которые осуществляют документирование и экспозиционный показ процессов политической, экономической и социальной жизни общества в России XIX-XXI веков. По сути своей деятельности и уровню взаимоотношений с музеями России ГМ ПИР с полным основанием можно считать культурно-историческим, научно-методическим и консультационным центром федерального уровня.

Евгений Григорьевич Артемов - Директор Государственного музея политической истории России, Кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки

xzsad.academic.ru

Музей политической истории России - это... Что такое Музей политической истории России?

Музей политической истории России

Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музей Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Инициаторами создания музея выступили видные деятели партии большевиков, народнического движения, представители и гуманитарной интеллигенции. В первую коллегию музея вошли Г.Е.Зиновьев, А.В.Луначарский, М.В.Новорусский, А.М.Горький, О.Ф.Ольденбург, В.И.Срезневский, П.Е.Щеголев. Официальное открытие музея состоялось 11 января 1920 года в залах первого и второго этажей Зимнего дворца.

Государственный музей революции стал первым в стране историко-революционным музеем. Уже к середине 20-х годов он располагал уникальной коллекцией революционных знамен, ценнейшим собранием листовок различных политических партий, плакатами, вещественными реликвиями того времени. Филиалами музея в эти годы стали усадьба Аракчеева в Грузино, Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, мемориальные музеи В.И.Ленина: музей-квартира на ул.Широкой, д.48; комната и кабинет в Смольном; "Сарай" и "Шалаш" в Разливе. В 1937 году все мемориальные музеи были переданы филиалу Центрального музея В.И.Ленина.

Двадцать пять лет местом расположения государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, - свидетель важных исторических событий. В марте - начале июля 1917 г. Здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков. Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного лесопромышленника барона В.Э.Бранта.

В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин), в котором разместился музей революции, преобразованный в государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. Его открытие состоялось 5 ноября 1957 года.

В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музей революции СССР. В конце 1970-х годов научный коллектив и администрация приступили к созданию принципиально новой концепции музея. Проект реконструкции музея 1981-1987 гг. и его технико-экономическое обоснование предусматривали создание нового музейного комплекса в три очереди. 5 ноября 1987 года была открыта первая очередь экспозиции, но уже в 1989 году было принято решение ее закрыть как не соответствующую реалиям времени, и разработать новую концепцию научной, экспозиционной и просветительной деятельности музея.

За 1989-1992 годы коллектив без привлечения дополнительных средств осуществил поэтапную реэкспозицию во всех залах музея. Музей не только ни на один день не закрывал двери для посетителей, но и обеспечил экспозиционно-выставочный показ прежде никогда не освещавшихся тем в истории России. В соответствии с новой концепцией в августе 1991 года Министерством культуры СССР было принято решение о преобразовании статуса музея и переименовании его в Государственный музей политической истории России. С 1992 года музей перешел под юрисдикцию Министерства культуры Российской Федерации.

Государственный музей политической истории России на сегодняшний день один из немногих музеев, которые осуществляют документирование и экспозиционный показ процессов политической, экономической и социальной жизни общества в России XIX-XXI веков. По сути своей деятельности и уровню взаимоотношений с музеями России ГМ ПИР с полным основанием можно считать культурно-историческим, научно-методическим и консультационным центром федерального уровня.

Евгений Григорьевич Артемов - Директор Государственного музея политической истории России, Кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки

biograf.academic.ru


Смотрите также