Тема 1. Введение в историю России. История россии введение


Введение. История России [для студентов технических ВУЗов]

Предмет. Слово «история» с древнегреческого языка переводится как «расследование», «узнавание», «установление». Первым историком считается грек Геродот из Галикарнаса (485–425 гг. до и. э.). Древние ценили историю и называли ее magistra vitae («наставница жизни»). Русский историк В. О. Ключевский так писал об истории: «В научном языке слово „история“ употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс; 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Целью истории как науки является изучение исторического процесса, скрытого в многообразных исторических источниках. Целью истории как учебной дисциплины в высшей технической школе является укрепление связей подрастающего поколения с историей и культурой родной страны, которые облегчают социальную адаптацию и культурное развитие личности. Хотя речь идет о формировании сознания, история — это не идеологический предмет, подобный Закону Божьему в дореволюционных гимназиях или истории КПСС в советских вузах. «История России» сегодня — это учебный курс, раскрывающий на основе последних достижений отечественной и зарубежной науки основные закономерности становления и развития общества в нашей стране.

История — наука очень сложная и многоаспектная. В технических вузах охватить все процессы и явления невозможно из-за небольшого количества часов, выделяемых на их изучение, да это и не нужно, поскольку функции курса истории в технических вузах и на исторических факультетах различны.

На первый взгляд история изучает только прошлое. Однако, как отметил философ К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека». То есть в конечном счете история изучает возникающие во времени, исторические корни современного состояния общества.

Органической частью исторического процесса является развитие науки и техники. То, что современный студент технического профиля воспринимает как данность, когда-то создавалось и открывалось путем преодоления неудач и заблуждений. Этой теме также посвящен учебник истории, написанный для технического вуза.

История в техническом вузе представляет собой органическую часть блока социально-гуманитарных дисциплин, изучающих общество. Общество — это максимально сложная система, что предельно затрудняет создание теории его развития. Различные науки изучают составные части общества: политическую подсистему — политология, экономическую — экономика, социальную — социология и т. д. История изучает развитие этой системы во времени. Таким образом, предмет «История России» в высшей технической школе состоит в выявлении исторических закономерностей возникновения и развития российского общества во всех его проявлениях: от техники до политики, от экономики до науки.

Методология. В области точных и естественных наук появление новых учебных программ и учебников связано с научными достижениями. В сфере гуманитарных наук это тоже является основанием для корректировки программ. Однако основным условием создания концептуально новых научных школ и соответственно учебников является смена методологий. Методология представляет собой единство трех составляющих: теории исторического процесса, принципов и методов исследования.

Теоретической основой советской исторической науки была марксистско-ленинская формационная теория. Она представляла собой глобальную типологию исторических процессов, построенную на социально-экономических критериях. Такой подход недооценивал значение этнонациональной специфики. Между тем культура, национальная ментальность и даже государственные институты имеют внутреннюю историческую инерцию развития.

Монополия единственной формационной методологии в советской исторической науке вызвала своего рода теоретическую катастрофу 90-х гг. XX в.: с переходом к свободе мнений в гуманитарном знании был предъявлен слишком значительный по объему и содержанию материал, который не укладывался в старые, подчас догматические схемы. В результате вместо плавного совершенствования старых подходов они были просто отброшены многими специалистами. Само наличие закономерностей в историческом процессе было подвергнуто сомнению.

В качестве альтернативы коммунистическому строю новое политическое руководство страны в 1991 г. выбрало либеральный путь развития. В области исторического знания это сопровождалось ростом вестернизации (форсированного внедрения западных политических и экономических структур) и исторических методологий, развивавшихся в Западной Европе и Америке.

Кризис либеральных реформ и сложность применения западных либеральных принципов к российской действительности ограничили распространение либерально-западнически х подходов к истории, которые, однако, заняли свое место в идейном спектре современной исторической науки России. Другими составляющими этого спектра стали различные вариации марксизма, а также державно-патриотические подходы. Вместе с тем современная историческая наука позволяет сосуществовать различным методологическим и идейным течениям на основе принципов историзма, многофакторности и объективности анализа исторического материала.

Принцип историзма обязывает историка изучать явления и процессы прошлого в развитии, в связи с порождающими их условиями, конкретно-исторической обстановкой, в контексте их места и времени.

Принцип объективности подразумевает, что идейные оценочные выводы должны вытекать из анализа исторического материала, а не определять его направление. Многофакторный подход рассматривает исторические явления как сложный результат воздействия различных факторов развития общества. Ряд исследователей также придерживаются системных подходов, стремясь выявить связи между самыми разнообразными факторами, выстраивая модели целостных общественных систем.

Сегодня все больше ученых начинают рассматривать российскую социальную систему как сложное и оригинальное культурно-историческое явление. Жизненный уклад каждой страны и каждого народа возникает не случайно, а в результате объективных закономерностей и творческого порыва людей.

Методы исторических исследований представляют собой совокупность способов и конкретных приемов получения новых знаний. Как и любая другая наука, история использует общие (общенаучные) и специальные методы познания. К общим относятся: описание, анализ (то есть разделение исторического объекта на составные части и изучение их в отдельности) и синтез (требующий исследования не какого-то отдельного явления, а построения модели процесса в целом, сведения воедино выводов, относящихся к каждой части, и получения на основе этого нового знания).

Среди специальных методов одним из важнейших является сравнительный. Сравнение ведется как по вертикали (сравнение подобных явлений на разных этапах исторического развития), так и по горизонтали (анализ процессов, протекающих в разных странах и в разные эпохи). При этом критерии сравнения должны оставаться неизменными. Это позволяет понять причины исторической специфики той или иной социальной системы.

Периодизация. Одной из задач любой науки является классификация изучаемых явлений и процессов. В истории эта задача предстает в виде периодизации. Периодизация — это разделение исторического процесса на этапы, рамки которых ограничены определенными критериями, связанными с наиболее важными характеристиками исторического процесса. Любая периодизация представляет собой какое-либо методологическое упрощение, тем не менее она необходима, поскольку позволяет рассмотреть важнейшие изменения в эволюции общества.

Основная трудность создания периодизации курса заключается в том, что качественные изменения в развитии общества, государства, экономики, культуры не совпадают. В этих условиях обычно за основу периодизации берется история государства.

Дореволюционные ученые выделяли в истории России разные периоды. Так, придворный историк и знаменитый русский писатель Н. М. Карамзин (1766–1826) делил ее на периоды правлений. Эта традиция сохранилась и позднее.

Однако по мере исследования связей между государственной политикой и общественными явлениями критерии периодизации сместились в сторону последних. Марксистские историки, видевшие в социально-экономическом развитии причины политических явлений, положили в основу периодизации социально-экономические формации. Современная наука стремится к соблюдению нейтральности периодизации и комплексности критериев.

Авторы учебника придерживаются следующей периодизации отечественной истории.

? Древняя Русь (IX–XII вв.).

? Удельная Русь (XII — первая половина XV в.).

? Россия во второй половине XV–XVII в.

? Российская империя (XVIII — первая половина XIX в.).

? Россия в 1861 г. — начале XX в.

? Россия в период революции и гражданской войны (1917–1922 гг.).

? Советский Союз (1922–1991 гг.).

? Российская Федерация (90-е гг. XX в. — начало XXI в.).

Эта периодизация учитывает как важнейшие вехи социально-экономического развития, так и смену государственных институтов.

Авторы учебного пособия стремились быть беспристрастными и строить выводы на достижениях дореволюционной, советской и современной исторической науки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова История России с древнейших времен до начала XХ века

История России с древнейших времен до начала XХ века, Тема 4

1. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Знаменитое «крещение Руси», положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:

1.1. Политические предпосылки. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

1.2. Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

1.3. Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

1.4. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его греховной жизни, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.

В общественной мысли России существуют и идеологизированные трактовки причин принятия христианства. Верующие исследователи, вслед за митрополитом Иларионом (середина Х1 в.), объясняли его обращение «Божьим откровением», т.е. тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.

2. ВЫБОР ВЕРЫ

Важной представляется и проблема «выбора веры», от решения которой во многом зависел весь ход развития русской истории.

2.1. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти», – так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми.

2.2. Причины выбора. За этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

2.2.1. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины.

2.2.2. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа.

2.2.3. Православие была более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

3. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ

3.1. Ход. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.

3.2. Особенности христианизации Древней Руси. После «крещения» Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н. «двоеверия». Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени – христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, хотя после крещения получил христианское имя Василий. Так же было и с Ярославом Мудрым, крещенным Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д. Даже в XVI известны такие случаи среди знати – знаменитый Малюта сын Скураты из захудалой ветви рода Бельских по-христиански звался Григорием Лукьяновичем.

4. ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

4.1. Иерархия. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях – епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники- т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу (отсюда одно из названий монаха – инок). Монахи брали на себя обет безбрачия, «поставляли» кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей.

4.2. Десятина. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появились собственные села и земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.

5. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

5.1. Оно помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало в низах общества полными синонимами.

5.2. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, т.к. «несть власти не от Бога».

5.3. В целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

5.3.1. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

5.3.2. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства.

6. ВЫВОДЫ

6.1. Формирование русской цивилизации. Христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило цивилизационный выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.

6.2. Церковь и государство. Одно из отличий православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования гражданского, договорного в своей основе общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

6.2. Наука и вера. Западное христианство допускала использование науки как «служанки богословия» в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентировала не на познание мира, а на его мистическое понимание, считая, что божественная сущность непознаваема и к ней можно лишь приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании мистического эмоционального, а не рационального отношения к действительности.

6.3. Личность и общество. Основу христианского учения представляет идея индивидуального «спасения», достигаемого через любовь к ближнему и нравственное самосовершенствование, пример которым показал Христос. Католическое «прочтение» христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его усилий и воли, создавало духовные предпосылки для становления самоценной личности, достижение ею внутренней, а затем и внешней свободы. К тому же католичество более терпимо относилось к человеческим слабостям, воспринимало греховность как неотъемлемую часть человека. Цель же человеческой жизни как раз и заключалась в преодолении греха с помощью активной деятельности, направленной на благо других. В результате этой активности человека, усилившейся в результате протестантской Реформации, которая четче обосновала идею самостоятельности и свободы личности, происходило более динамичное развитие европейских стран.

Православие более требовательно относилось к человеку, ориентировало его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства. К тому же на Руси, в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, по выражению славянофилов XiX в. – «соборной личности». Как результат этого, личность воспринималась, в первую очередь, как часть целого, призванная служить ему, жертвуя своими интересами. В итоге, в национальном сознании идея личности хотя и существовала, что отличало российскую цивилизацию от восточной, но получила иное развитие по сравнению с европейской.

6.4. Раскол – основная черта русской православной цивилизации. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями нарастали. Отчуждение особенно усилилось в годы вхождения Руси в состав азиатского государства Золотая Орда.

Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой стал раскол, т. е. сочетание в себе противоречивых черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных тенденций цивилизационного развития влияло на весь ход русской истории

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы причины принятия Русью христианства?

2. Чем был вызван выбор православной формы христианства?

3. Расскажите о ходе крещения Руси. Почему летописи практически ничего не говорят об этом имеющим огромное историческое значение процессе?

4. Как принятие христианства влияло на социально-политическое развитие Руси?

5. Расскажите о воздействии христианства на духовную жизнь древнерусского общества. Что такое «двоеверие»?

6. Объясните, каким образом выбор православия влиял на становление русской цивилизации. Попытайтесь ее сравнить с восточной и западной цивилизациями и выявить особенности.

ЛИТЕРАТУРА

Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М., 1987.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Xii вв.). М., 1999. Лекции7–8.

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. – М., 1993.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. М., 1988.

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Рапов О.М. Русская церковь в 1Х – первой трети Xii в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М.,1990.

Энциклопедия для детей. Т.5, ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. – М., 1995.

Хрестоматия по истории России. – М.,1994. – Т.1.

azbyka.ru

Тема 1. Введение в историю России

История_11-12 уч.год

1. Наука, изучающая не только законы и закономерности общественного развития в целом, но и конкретные процессы становления, развития и преобразования различных стран и народов во всем их многообразии и неповторимости:

2. Конкретные способы изучения исторических процессов это:

  • принципы

  • методы

  • методология

  • подходы

3. Суть познавательной функции истории заключается в:

  • формировании рекомендаций для политической практики

  • воспитании общества в традициях уважения к своей стране

  • влиянии на мировоззренческие установки личности

  • объективном отражении исторических событий, создании концепций исторического процесса

4. Выявление закономерностей социально-экономического и политического развития России, обобщение опыта преобразовательной деятельности государства является:

  • предметом Отечественной истории

  • методом Отечественной истории

  • принципами Отечественной истории

  • функцией Отечественной истории

5. Принцип объективности в исторической науке подразумевает изучение исторической реальности:

  • с точки зрения интересов определённого государства

  • в соответствии с интересами одного социального слоя

  • независимо от каких либо установок и пристрастий

  • сообразно политической конъюнктуре текущего момента

6. Наиболее полные сведения об историческом прошлом дают:

  • археологические памятники

  • фотодокументы

  • изобразительные источники

  • письменные источники

7. Историческая дисциплина, изучающая в качестве основного источника истории монеты это:

  • нумизматика

  • геральдика

  • палеография

  • краеведение

8. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение географических названий:

  • краеведение

  • эпиграфика

  • сфрагистика

  • топонимика

9. Подход, который базируется на анализе законов классовой борьбы и смены форм собственности:

  • цивилизационный

  • формационный

  • информационный

  • культурологический

10. Подход к изучению истории, который наиболее полно учитывает развитие всех сторон общественной жизни: экономики, политической системы, духовности, культуры:

  • цивилизационный

  • формационный

  • информационный

  • культурологический

11. Историческая концепция, которую развивали Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер:

  • цивилизационная

  • формационная

  • теократическая

  • волюнтаристская

12. Функция истории, способствующая выработке объективного, научно-обоснованного видения процессов Отечественной истории:

  • воспитательная

  • мировоззренческая

  • практически-рекомендательная

  • аксеологическая

13. Функция истории, дающая оценку историческим процессам, проводимым в странах преобразованиям, деятельности исторических личностей:

  • воспитательная

  • теоретико-познавательная

  • регулятивная

  • аксеологическая

14. Функция истории, позволяющая людям, знающим законы и закономерности развития исторических процессов, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире:

  • методологическая

  • воспитательная

  • прогностическая

  • регулятивная

15. Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей:

  • воспитательная

  • познавательная

  • регулятивная

  • аксеологическая

16. Принцип исторической науки, требующий рассматривать исторический процесс таким, каким он был в действительности, а не таким, каким бы нам хотелось:

  • историзма

  • объективности

  • социального подхода

  • диалектический

17. Принцип, требующий при рассмотрении исторических процессов учитывать национальные, классовые, социальные и иные интересы:

18. Метод, рассматривающий исторические процессы в их завершенной, зрелой форме, когда уже ясен результат:

19. Метод, рассматривающий исторические процессы в их развитии, взаимодействии и взаимовлиянии:

  • исторический

  • хронологический

  • диалектический

  • ретроспективный

20. Метод, в основе которого лежит последовательное исследование развития событий с момента их появления до завершения:

  • диалектический

  • хронологический

  • ретроспективный

  • проблемный

21. Система принципов и методов исторического исследования:

22. Главные, основополагающие положения науки, существующие не в природе, а в сознании людей на основе изучения законов и закономерностей развития природы и общества:

  • методы

  • принципы

  • парадигмы

  • функции

23. Соотнесите имена и труды историков ХХ века:

1)М.Тихомирнов

2)Б.Рыбаков

3)Л.Гумилев

А)«Древняя Москва XVII-XV вв.»

Б)«От Руси к России»

В)«Язычество Древней Руси»

  • 1А 2Б 3В

  • 1Б 2В 3А

  • 1В 2Б 3А

  • 1А 2В 3Б

  • 1Б 2А 3В

  • 1В 2А 3Б

24. Описание исторических событий и явлений – это метод:

25. Соотнесите название исторической школы и период ее формирования:

1)дворянская историография

2)революционная историография

3)государственная школа

А) середина XIX в

Б) вторая половина XVIII в

В) конец XVIII в

  • 1А 2Б 3В

  • 1Б 2В 3А

  • 1В 2Б 3А

  • 1А 2В 3Б

  • 1Б 2А 3В

  • 1В 2А 3Б

26. Метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии:

  • историко-генетический

  • историко-сравнительный

  • историко-системный

  • историко-типологический

27. Системный метод изучения истории заключается в:

  • описании исторических событий и явлений

  • раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития

  • сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени

  • изучении последовательности исторических событий во времени

28. Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств – это функция:

  • прогностическая

  • воспитательная

  • познавательная

  • социальной памяти

29. Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция:

  • социальной памяти

  • практически-рекомендательная

  • прогностическая

  • познавательная

30. Какой метод позволяет решить задачу выявления взаимосвязанности и взаимообусловленности единичного, особенного, общего и всеобщего:

  • генетический

  • статистический

  • сравнительный

  • историко-типологический

31. Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод:

  • сравнительный

  • типологический

  • ретроспективный

  • идеографический

32. Метод исторических исследований, последовательно раскрывающий свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения:

  • историко-генетический

  • статистический

  • идеографический

  • типологический

33. Выявление закономерностей исторического развития является функцией:

  • социальной памяти

  • практически-политической

  • познавательный

  • прогностический

34. Соотнесите историков и их труды:

1)Н.Карамзин

2)В.Ключевский

3)М.Покровский

А) «Историческая наука и борьба классов

Б) «История Государства Российского»

В) «Курс русской истории

  • 1А 2Б 3В

  • 1Б 2В 3А

  • 1В 2Б 3А

  • 1А 2В 3Б

  • 1Б 2А 3В

  • 1В 2А 3Б

35. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название:

36. Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития:

  • рационализм

  • марксизм

  • субъективизм

  • эволюционизм

37. Понятие, характеризующее совокупность народов, имеющих общий менталитет, сходные духовные ценности и идеалы, общие черты духовной культуры:

38. Великое переселение народов представляло собой:

  • массовую миграцию первобытных людей в ледниковый период

  • переселение тюркских, иранских, угро-финских, германских племен на территорию Восточно-Римской империи

  • приход норманнов и других скандинавских племен в славянские земли

  • переселение славянских племен из района Карпат на Балканский полуостров, в район среднего течения Днепра и на побережье Балтийского моря

39. Первичные Восточные цивилизации географически располагались:

  • в высокогорье

  • на морских побережьях

  • в долинах рек

  • в степных зонах

40. Характерными чертами Восточной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

  • экстенсивный способ производства

  • огромная роль государства

  • буддизм и ислам как основа мировоззрения

  • индивидуализм как основа взаимоотношения людей

41. Не является характерной чертой первичных Восточных цивилизаций:

  • статичность общества

  • доминирование коллективизма над индивидуализмом

  • сосредоточенность человека на духовном

  • слабая централизация власти

42. Наиболее важными чертами Западной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

  • интенсивный способ производства

  • коллективизм как основа жизни людей

  • государство служит человеку

  • поощрение христианской религией предпринимательской деятельности

43. Не является характерной чертой первичных Западных цивилизаций:

  • европоцентризм

  • демократическая форма правления

  • динамизм общества

  • слабое развитие частной собственности

studfiles.net

Введение в историю - Введение. Понятие истории

1. Что такое история?

 

История – это:

- рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

- последовательность связанных между собой событий в жизни людей, изменений в человеческом обществе, состоящем из разных народов, проживающих в разных странах на всех материках от зарождения человеческого общества до наших дней.

- наука, исследующая где, когда, как и почему развиваются разные народы, составляющие человечество.

 

 

 

2. О чем рассказывает история?

 

История рассказывает о том, как люди Земли осваивали мир, изменяли природу, трудились, вели свое хозяйство.

 

 

История рассказывает о том, кто находился у власти и как управляли людьми, о зарождении, развитии и гибели государств.

 

 

 

История рассказывает о том, в каких войнах и сражениях участвовали люди.

 

 

История рассказывает о том, кому поклонялись и во что веровали люди, как изменялись их верования со временем.

 

 

История рассказывает о культурных достижениях людей.

 

 

Итак - изучая историю, мы рассматриваем, что-то произошедшее в прошлом.

 

 

3. Исторический факт (событие)

 

С греческого языка слово historia переводится как расследование. Труд историка сродни работе следователя. Только следователь, чтобы раскрыть преступление должен собирать и анализировать улики, а историк – исследует историческое источники.

 

 

 

 

Изучая исторические источники, историк составляет представление об историческом факте (событии)

 

 

 

Для того, чтобы составить представление о событии мы должны будем ответить на вопросы:

 

Что произошло?

Когда произошло?

Где произошло?

Кто участвовал?

Отвечая на данные вопросы, мы описываем событие.

 

 

Рассмотрим пример:

 

Но, изучая историю, мы должны не только описать события, но и понять, как они между собой связаны, ответить на вопрос: почему они произошли?

Ответить на вопрос «почему произошло событие?» означает назвать его причину.

Причина любого события кроется в прошлом, в предшествующих событиях, которые сделали его возможным и неизбежным. Пока причина события не определена, мы не можем сказать, что поняли его место в истории – важность для людей, влияние на их будущее. Само рассматриваемое событие по отношению к своей причине является её следствием.

 

Рассмотрим пример:

 

 

Такая связь событий называется причинно-следственной

 

 

4. Личность или народ

Еще один важный вопрос. Ученые спорят, кто оказывает большее влияние на историю. Кто создает историю - личность (правитель, полководец, выдающийся ученый) или народ. Приводятся самые разнообразные аргументы. Для примера:

Личность

Дмитрий Донской объединил силы нескольких русских княжеств. Под его командованием русские воины разбили монголов.

Народ

Дмитрий Донской не мог в одиночку разбить войско Мамая. Это сделали русские воины.

 

 

5. Зачем изучать историю?

Человек является самим собой благодаря своей памяти о том, чему он в жизни научился, какие совершил ошибки, какие пережил горе и радости, что понял в природе окружающего мира и своей собственной.

Если вы забудете всё, что узнали и пережили раньше, вы не только не сможете дальше читать этот текст, но и не будете знать, как вас зовут, где вы живёте, кто ваши родители, забудете, что они любят вас, и что вы любили их, не сможете даже разговаривать, потому что забудете, как это делать, забудете слова.

Вы перестанете быть человеком.

Чем больше человек помнит свою жизнь, и чем больше он над ней думает, тем он совершеннее, умнее, способнее.

Такое же значение, как память для человека, имеет знание своей истории для народа.

Если у общества отнять его историю, стереть историческую память или постепенно убедить, что его история была совсем не такой, как её принято представлять (сейчас таких попыток во всём мире немало), то народ обратится в ничто, потеряет своё лицо среди других народов, станет беспомощным и исчезнет.

 

 

  О важности истории коротко и ясно сказал древнеримский 

  мыслитель Марк Туллий Цицерон:

  История – это учительница жизни.

 

  Дополняя свою мысль, он же утверждал:

  Не знать историю – значит всегда быть ребенком.

 

     

wwedenie.ucoz.com

Ведение в историю России

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён. Примерно 700 тыс. лет назад они появились на Северном Кавказе и в районе реки Кубань.

- Как вы думаете, почему именно там? (тёплый и мягкий климат, богатый растительный мир)

- Люди уже умели поддерживать огонь. Хотя добывать его ещё не научились.

Жизнь была полна опасностей и выжить в одиночку было очень трудно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они стали называться человеческим стадом.

- Скажите, а что давала людям жизнь сообща? (вместе добывали пищу, защищались от хищников, поддерживали о охраняли огонь)

Около 80 тыс. лет назад условия жизни резко изменились – наступило похолодание. Лёд сковал территорию Европы и Азии. Вдоль кромки ледника простиралась бескрайняя тундра, а вплоть до самого Чёрного моря – холодные степи.

- А что произошло с животными и растениями? (На смену теплолюбивым животным пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади.)

Человек с большим трудом учился приспосабливаться к изменившимся условиям. Главным занятием была загоннная или облавная охота.

- Давайте выясним, что это такое (стр. 14 – термины)

- Несмотря на суровые условия, славяне стали расселяться всё дальше

на север. На смену первобытному стаду пришла родовая община, которая объединяла кровных родственников. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.

2. Появление земледелия, скотоводства и ремесла

12-14 тыс. лет назад в результате ледникового периода многие животные вымерли. И теперь человеку, занимающемуся только охотой и собирательством было трудно себя прокормить.

Из древнего собирательства на юге нашей страны 5-6 тыс. лет назад постепенно зарождается земледелие.

- Помните, какое животное было первым приручено человеком?

- Постепенно на смену охоте приходит скотоводство

Научившись работать с глиной, люди стали изготавливать посуду. Женщины научились прясть волокна и шить одежду из ткани. Используя средства передвижения (лодки, сани, лыжи), люди стали расселяться всё дальше на север. Они дошли до берегов Балтийского моря, а затем и до Северного Ледовитого океана. Большие перемены в жизни людей произошли, когда началась

обработка металла.

Запишем определение:

Ремесленники – это люди, производившие различные изделия, орудия труда

3. Начало распада первобытного общества

– работа по схеме сопровождается рассказом учителя

- Вспомните историю древнего мира и ответьте на такой вопрос: Что способствовало появлению соседской общины? (усовершенствование орудий труда- теперь семьи сами могли себя прокормить). В соседской или территориальной общине людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на одной территории.

- работа со схемой

- На смену родоплеменной организации приходит государство. Давайте запишем определение:

Государство – это такая организация, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, единые законы, единая армия и единые меры длины, веса

4. Греческие города-государства Северного Причерноморья

Первые государства возникла на юге нашей страны. В VII – VI в. до н.э. на побережье Чёрного моря образовались города-государства Ольвия, Пантикапий, Херсонес и др.

Ближайшими соседями греков в Причерноморье были ираноязычные племена – скифы, которые разделялись на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы вели кочевой образ жизни: постоянно перемещались с места на место, варили пищу на кострах, а скифы-земледельцы – осёдлый: начали обрабатывать землю плугом, запряжённым в упряжку с волами.

- А как вы думаете, как происходило управление племенами? (совет вождей и старейшины)

Для противостояния захватчикам, скифские племена стали объединяться. Во главе сильного племени стоял царь. Так появилось Скифское государство.

Начиная с III века до н.э. причерноморские племена подвергались вторжениям кочевых племён: сарматов, готов, гуннов.

infourok.ru

Конспект - лекции история россии

Внимание – параметры страниц не менять!

Конспект – лекций по «Отечественной истории»Тема: Введение в историческую науку. Теория и методология исторической науки.Цель: представить историю как науку и ее место в системе гуманитарного знания.

План:

1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.

2. Методология исторической науки.

3. Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.

4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография.1. Предмет курса «Отечественная история». Функции исторической науки.

Вокруг истории во всем мире велась и ведется идейная борьба, приводящая порой к серьезным конфликтам. История нашего Отечества также не осталась в стороне от данных процессов. Так, кровопролитными событиями ознаменовались 90-е гг. XX в., начало XX в. (августовский путч, события 1993г., чеченская война, грузино-осетинский конфликт и др.). Десятки тысяч погибших, оставшихся без собственного крова, уничтоженные в мирное время, материальные и духовные ценности, разлад производства. Это и многое другое стало жестокой реальностью сегодняшней исторической действительности. Историческая судьба народа обязывает тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, политических кризисов. И без знания истории невозможно восстановление и сохранение национального прошлого.

«История» происходит от греч. сл. «historia», что означает рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. Принято считать, что «отцом» истории был древнегреческий историк Геродот (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.)

Этот термин используется в двух смыслах: 1)для обозначения процесса развития человеческого общества; 2) когда речь идет о науке, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Т. е. все имеет свою историю: человек, общество, семья, экономика и т.д.

Объектом изучения истории является общество.

Предметом изучения истории являются закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства.

Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь явлений объективной жизни или этапов исторических процессов, выражающихся в исторических событиях и фактах.

Факты составляют основу исторического знания, это фрагмент уже состоявшейся действительности. Сами по себе «голые» факты ничего не выражают. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от общенаучных и идейно-теоретических взглядов историка.

При изучении Отечественной истории важно понять, какие функции выполняет этот курс. Выделяются следующие функции:

1. Познавательная функция – функция выявления закономерностей исторического развития (сохранение, обобщение, обработка накопленного социального опыта).

2. Мировоззренческая функция заключается в формировании системы обобщенных взглядов, убеждений на факты, события, деятельность исторических личностей и т.д. Изучение истории формирует научное мировоззрение человека.

3. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, моральные качества (долг, честь, совесть).

4. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности.

5. Практически-рекомендательная функция – выработка научно-обоснованного политического курса.

6. Прогностическая функция исторического познания заключается в предвидении будущего.

Т. О. изучение истории представляет собой сложный процесс реконструкции прошлого, а предметом ее является процесс формирования предпосылок, зарождения, развития и становления российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.2. Методология исторической науки.

Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos – путь исследования, logos – учение).

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.

К методам изучения истории относятся следующие:

1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.

2. Типологический метод – в классификации исторических явлений, событий, объектов

3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.

4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.

5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.

В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:

1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.

2. Принцип историзма, является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.

3. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений.

4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.

Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.3.Подходы в изучении истории. Источники изучения истории.Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:

1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.

2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.

5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.

6. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов.

7. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.

Цивилизация в пер. с лат. Civis – городской, государственный, гражданский.

В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций:

1) как синоним культуры (А. Тойнби). 2) Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3) Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников, к которым относятся:

1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)

2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)

3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)

4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)

5. Кино-фото-документы.4. Место Отечественной истории во всемирной истории. Историография отечественной истории.История делится на всемирную и отдельных стран и народов.

В 1775г. указом Елизаветы Петровны был создан Московский университет. В числе дисциплин, которые читались, была российская история.

В мировой истории – история России занимает особое место. Расположение России между Европой и Азией впитало в себя характерное для стран этих материков, что позволило некоторым исследователям до сих пор вести спор: Развитие России по европейскому или азиатскому пути. Следует помнить, что каждая страна и ее народ имеет свою особую историю, которая отличает ее от другой.

Особенности истории России:

1. Природные и геополитические: а) равнинный характер местности, что не позволяло народу быть защищенным от набегов и нашествий;

б) сравнительно холодный климат, что приводило к короткому циклу сельхоз работ;

в) непрерывное расширение территории страны на протяжении многих столетий за счет крестьянской колонизации, продвижения землепроходцев, захватов и добровольного присоединения народов, что сделало Россию многонациональным государством.

2. Экономика России. Расширение и развитие экономики России вширь, за счет присоединения новых земель способствовало закреплению экстенсивного типа развития экономики, но не способствовало эффективному хозяйствованию. Огромные территориальные просторы России в психологическом плане рождало веру в необъятные возможности страны, что повлияло на менталитет народа, бесхозяйственность.

3. Гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу.

4. Способы и методы проведения реформ, т.е. проводились верховной властью как по собственной инициативе, так под давлением обстоятельств. Ведущая роль – бюрократии, аппарату управления, при этом часто игнорировались интересы народа.

Чтобы понять сущность науки, нужно проследить путь ее становления или развития. Этим занимается историография, т.е. совокупность исторических исследований или история исторической науки. В историографии можно выделить несколько этапов:

I. В начальные века отечественная история передавалась через устную традицию (песни, легенды, былины).

II В средние века в России историография носила религиозный характер мышления.

II. Научное освещение российской истории начинается с XVIII в, так называемый дворянский этап.

Первый научный труд по истории России принадлежит Василию Никитичу Татищеву (1686 – 1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его капитальный труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.

К этому же периоду относится Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.

Первый капитальный труд по истории Россисйского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карапмзину (1766 – 1826) 12 томов «Истории государства Российского».

IV. К новому этапу историографии относятся Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), автор многотомного труда «История России с древнейших времен», Василий Осипович Ключевский (1841 -1911), написавший «Курс русской истории».

V. Советская историография, которая в изучении истории использовала формационный подход. К этому этапу относятся ученые, как: М. Покровский, Греков Б. Д. Рыбаков Б. А.

В настоящее время наблюдается тенденция с одной стороны, возврат к периодизации отечественной истории Соловьева, Ключевского и других дореволюционных историков, с другой – предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами.

Контрольные вопросы:

  1. Что является предметом и объектом истории?
  2. Перечислить методы исследования истории.
  3. В каком веке начинается научное изучение истории?

topuch.ru


Смотрите также