404 Страница не существует!Перейдите по меню:. История россии мультфильм


МУЛЬТФИЛЬМЫ | Русь Изначальная

Название

Год выпуска

Подробнее

  Крепость: щитом и мечом

2015

страница в разработке

  Заступница

2014

страница в разработке

  Три богатыря: Ход конем

2014

страница в разработке

  Это мой выбор

2012

страница в разработке

  Три богатыря на дальних берегах

2012

страница в разработке

  Афанасий

2011

страница в разработке

  Повесть временных лет

2011

страница в разработке

  Александр Невский. Победа Над Смертью

2010

страница в разработке

  Три богатыря и Шамаханская царица

2010

страница в разработке

  Пересвет и Ослябя

2010

страница в разработке

  Егорий Храбрый

2009

страница в разработке

  Путеводительница

2008

страница в разработке

  Сказание о Петре и Февронии

2008

страница в разработке

  Преподобный Серафим Саровский

2008

страница в разработке

  Исторические Заклепки

2007

страница в разработке

  Твой Крест

2007

страница в разработке

  Илья Муромец и Соловей Разбойник

2007

страница в разработке

  Добрыня Никитич и Змей Горыны

2006

страница в разработке

  Капитанская дочкач

2005

страница в разработке

  Алеша Попович и Тугарин Змей

2004

страница в разработке

  Князь Владимир

2004

страница в разработке

  Земля предков

1994

страница в разработке

  Два богатыря

1989

страница в разработке

  Музыка Революции

1987

страница в разработке

  Когда песок взойдёт

1986

страница в разработке

  Сказ о Евпатии Коловрате

1985

страница в разработке

  Лебеди Непрядвы

1980

страница в разработке

  Мальчик с уздечкой

1978

страница в разработке

  Илья Муромец и Соловей Разбойник

1978

страница в разработке

  Василиса Микулишна

1975

страница в разработке

  Илья Муромец

1975

страница в разработке

  Детство Ратибора

1973

страница в разработке

  Русские напевы

1972

страница в разработке

  Сказание про Игорев поход

1972

страница в разработке

  Песни огненных лет

1971

страница в разработке

  25-е — Первый День

1968

страница в разработке

  Добрыня Никитич

1965

страница в разработке

  Никита Кожемяка

1965

страница в разработке

  Сказка о Мальчише-Кибальчише

1958

страница в разработке

  Снегурочка

1952

страница в разработке

  Тебе, Москва!

1947

страница в разработке

  Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины

1941

страница в разработке

ruhistor.ru

Мультфильмы по истории России

Мультфильмы по истории России  Мультипликационный фильм, мультфильм - это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

  Первые мультфильмы по истории России были сняты в СССР. На данный момент данная тема мультипликации получила новый "виток", и каждый год радует нас новыми мультфильмами.

  Специально для вас собраны мультфильмы по истории России и русских былинных богатырях.

 

Название

Год выпуска

Подробнее

  Три богатыря и Морской Царь

2017

  Три богатыря и принцесса Египта

2017

  Сказ о Петре и Февронии

2017

  Крепость: щитом и мечом

2015

  Заступница

2014

  Три богатыря: Ход конем

2014

  Это мой выбор

2012

  Три богатыря на дальних берегах

2012

  Афанасий

2011

  Повесть временных лет

2011

  Александр Невский. Победа Над Смертью

2010

  Три богатыря и Шамаханская царица

2010

  Пересвет и Ослябя

2010

  Егорий Храбрый

2009

  Путеводительница

2008

  Сказание о Петре и Февронии

2008

  Преподобный Серафим Саровский

2008

  Исторические Заклепки

2007

  Твой Крест

2007

  Илья Муромец и Соловей Разбойник

2007

  Добрыня Никитич и Змей Горыны

2006

  Капитанская дочкач

2005

  Алеша Попович и Тугарин Змей

2004

  Князь Владимир

2004

  Земля предков

1994

  Два богатыря

1989

  Музыка Революции

1987

  Когда песок взойдёт

1986

  Сказ о Евпатии Коловрате

1985

  Лебеди Непрядвы

1980

  Мальчик с уздечкой

1978

  Илья Муромец и Соловей Разбойник

1978

  Василиса Микулишна

1975

  Илья Муромец

1975

  Детство Ратибора

1973

  Русские напевы

1972

  Сказание про Игорев поход

1972

  Песни огненных лет

1971

  Сеча при Керженце

1971

  25-е - Первый День

1968

  Добрыня Никитич

1965

  Никита Кожемяка

1965

  Сказка о Мальчише-Кибальчише

1958

  Снегурочка

1952

  Тебе, Москва!

1947

  Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины

1941

www.rushrono.ru

История Государства Российского смотреть онлайн

ivi 8,7 КиноПоиск8,2 Ваша оценка: Режиссер Валерий Бабич Актер Юрий Шевчук

Изучайте историю на ivi! Исторический проект, снятый по знаменитому труду Николая Карамзина «История Государства Российского». История России от древних славян до правления Екатерины II в 500 увлекательных и познавательных серий, озвученных лидером группы «ДДТ» Юрием Шевчуком. Этот документально-исторический сериал будет интересен зрителям любого возраста. Для взрослых работа Карамзина – литературный памятник, к которому интересно возвращаться снова и снова, сравнивая его со своим багажом всех исторических книг, для подростков – неплохое подспорье в подготовке к урокам истории (тем более, что выполнены все серии в 3D). Проект рассказывает об истории нашего государства от славянской Руси до XVIII века (до правления Екатерины II включительно). Пятиминутные серии объединены в блоки по 5 серий, продолжительность каждого блока примерно 20 минут. При подготовке сериала его авторы использовали также фрагменты работ других известных историков Николая Костомарова и Сергея Соловьева, т.к. по временным рамкам проект вышел за пределы исследований Карамзина. Смотреть онлайн этот сериал и изучать родную историю можно уже сейчас на нашем сайте.

Программа История Государства Российского доступен бесплатно на сайте. Приятного просмотра!

www.ivi.tv

История мультипликации в России

Ну, кто не любит мультфильмы? Сейчас индустрия развилась до такой степени, что мультики имеют такие спецэффекты и графику, что порой трудно вспомнить давнишние «плоские» фильмы с некачественной прорисовкой, без всевозможных эффектов, как, например, 3D. Современные дети уже никогда не поймут, что значит мультфильм с героями из пластилина про ворону с сыром, что значат простые короткие мультики с блеклыми цветами и чуть приглушенными голосами героев, а про диафильмы уже и говорить нечего!

история мультипликации

История мультипликации – это еще один этап развития кино, ведь с самого начала мультфильмы считались отдельным киножанром. Так повелось вопреки тому, что с кино мультфильмы имеют меньше общего, чем с живописью.

Мультфильмами мы обязаны Жозефу Плато

Как и любая другая история, история анимации и мультипликации имела свои взлеты и падения, сдвиги и долгие застои. Однако тем она и интересна, что производство мультфильмов развивалось почти постоянно и продолжает это делать до сих пор. История возникновения мультипликации связана с имением бельгийского ученого Жозефа Плато. Он известен тем, что в 1832 году создал игрушку под названием стробоскоп. Вряд ли наши детки стали бы играть с такой игрушкой в современном мире, но ребятам 19 века такое развлечение было по нраву. На плоский диск наносился рисунок, например бегущая лошадь (как это было у Плато), причем последующий немного отличался от предыдущего, то есть рисунки изображали последовательность действий животного при скачке. Когда диск крутился, складывалось впечатление движущейся картинки.

Первый мультипликатор

Но как бы ни старался Жозеф Плато совершенствовать свою установку, создать полноценный мультфильм у него не получилось. Он уступил место французу Эмилю Рейно, который создал похожий аппарат под названием праксиноскоп, который состоял из цилиндра с нанесенными на нем такими же поэтапными рисунками, как в стробоскопе.

история мультипликации в России

Так и началась история мультипликации. Уже в конце 17 века француз основал небольшой оптический театр, где он показывал всем желающим комические представления длиной в 15 минут. Со временем установка изменилась, добавилась система зеркал и подсветка, что, естественно, приблизило мир к такому волшебному действу, как мультфильм.

Мультипликация первые десятилетия своей жизни продолжала развиваться во Франции наряду с театром и кино. Известный режиссер Эмиль Коль славился отменными актерскими постановками, но все-таки мультипликация зацепила его больше, и в 1908 году он «нарисовал» свой первый мультик. Чтобы добиться реалистичности, Коль использовал фотографии и срисовывал объекты с натуры, но все же его детище было больше похоже на комикс в движении, нежели на фильм.

Балетмейстер театра – основоположник мультипликации в России

Что касается российских деятелей в области мультипликации, то они перевели мультики на новый уровень, теперь в роли героев были куклы. Так в 1906 году был создан первый отечественный мультфильм, с которого и началась история мультипликации в России. Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, смонтировал мультфильм, действующими лицами которого стали 12 танцующих кукол.

Короткий фильм, записанный на пленке шириной в 1,5 см, оказался слишком трудоемкой работой. На протяжении трех месяцев Александр бегал от камеры к самой постановке настолько часто, что даже протер дырку в полу. Куклы у Ширяева не просто перемещаются над поверхностью, точно привидения, они, как живые, прыгают, крутятся в воздухе и выполняют невероятные движения. Известные историки и мультипликаторы до сих пор не могут разгадать секрет такой активности персонажей. Что ни говори, а история отечественной мультипликации – это дело сложное и серьезное, поэтому не всегда даже самым продвинутым специалистам удается до конца понять принципы действия того или иного прибора.

Владислав Старевич – яркий «персонаж» русской мультипликации

История создания мультипликации связана с именами французских ученых и режиссеров. Владислав Старевич был точно "белая ворона" среди этих иностранцев, ведь в 1912 году он придумал самый настоящий 3D-мультфильм! Нет, история русской мультипликации еще не дошла до того момента, когда люди додумались надевать специальные очки, этот человек создал длительный кукольный мультфильм. Он был черно-белым, странным и даже страшным, ведь сделать красивых персонажей собственными руками было немного сложно.история отечественной мультипликации

Этот мультфильм назывался «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», самое интересное, что Владислав Старевич использовал насекомых в своем произведении, что было не случайно, ведь он очень любил этих существ. Именно с этого человека начались мультфильмы со смыслом, ведь Старевич считал, что фильм должен не только развлекать, но и иметь какой-то подтекст. Да и вообще, его фильмы задумывались как некие обучающие пособия по биологии о насекомых, сам мультипликатор не предполагал, что создаст настоящее произведение искусства.

На одной только «Люканиде» Старевич не остановился, позднее он создавал мультфильмы по басням, теперь они стали напоминать некое подобие сказок.

Советская графика

История советской мультипликации началась в 1924 году, когда на непопулярной на сегодняшний день студии «Культкино» немногочисленные художники выпускали огромное количество рисованных мультфильмов. Среди них были «Германские дела и делишки», «Советские игрушки», «Случай в Токио» и другие. Скорость создания одного мультфильма значительно увеличилась, если раньше мультипликаторы сидели месяцами за одним проектом, теперь срок сократился до 3-х недель (в редких случаях больше). Делалось это благодаря прорыву в области техники. Художники уже имели плоские шаблоны, которые экономили время и делали процесс создания мультика менее трудоемким. Мультипликация того времени дала миру огромное количество мультфильмов, имеющих огромное значение не только в России, но и во всем мире.

Александр Птушко

Этот человек также внес вклад в развитие нашей мультипликации. По образованию он архитектор, работал и в области машиностроения. Но когда он попал на "Мосфильм", то понял, что создание кукольных мультфильмов является его призванием. Там он смог воплотить в жизнь и свои архитектурные навыки, а также помог создать неплохую техническую базу на известнейшей в России киностудии.

история русской мультипликации

Он стал особенно известен после создания мультфильма «Новый Гулливер» в 1935 году. Нет, это не наложение текста на сюжет, это некое перекраивание «Путешествия Гулливера» на лад СССР. И что самое важное и новое в деятельности Птушко – он смог соединить два совершенно разных направления в киноиндустрии: мультфильм и актерскую игру. Теперь в мультиках появляются эмоции кукол, массовость, активность, становится очевидной проделанная работа мастера. История мультипликации для детей с добрыми и красивыми персонажами начинает свой отсчет именно от Птушко.

Вскоре он становится директором новой студии мультфильмов «Союздетмультфильм», но почему-то через некоторое время покидает свой пост, далее о его мультипликационной деятельности известно лишь то, что она закончилась. Александр решил посвятить себя кинофильмам. Но в своих дальнейших киноработах он использовал «фишки» мультипликации.

Уолт Дисней и его «пожертвование»

Оказывается, история мультипликации в России строилась и складывалась по кусочкам не только силами русских исследователей, ученых и просто любителей мультиков, сам Уолт Дисней подарил московскому кинофестивалю целую катушку качественной пленки с нарисованным всеми любимым мультфильмом про старого доброго Микки Мауса. Наш отечественный режиссер Федор Хитрук был настолько под впечатлением от плавной и незаметной смены кадров и качества прорисовки, что понял, что мы хотим так же! Однако в России пока были лишь кукольные постановки с, мягко говоря, непрезентабельными игрушками. В связи с желанием совершенствования была создана студия, известная всем советским и постсоветским детям, - "Союзмультфильм".

"Союзмультфильм" – корпорация ностальгии

В 1935 году наши мультипликаторы поняли, что пора что-то в жизни рисованных картинок менять, пора уже выкинуть эти старые куклы и начать заниматься серьезными вещами. Объединение нескольких небольших студий, разбросанных по всей стране, стало создавать более масштабные произведения, многие критики утверждают, что история мультипликации начинается именно с этого момента в нашей стране. Первые работы студии были довольно скучными, так как были посвящены развитию прогресса в Европе, но уже к 1940 году специалисты из Ленинграда перешли в московский союз. Однако даже после этого ничего хорошего не происходило, так как началась война, все организации имели четкую установку – поднимать патриотический дух народа.

история анимации и мультипликации

В послевоенное время наблюдался резкий подъем уровня производства мультфильмов. Зритель видел не обычную смену картинок и не привычных кукол, а реалистичных персонажей и интересные сюжеты. Все это достигалось за счет использования нового оборудования, уже проверенного американским товарищем Уолтом Диснеем и его студией. Например, в 1952 году инженерами была создана точно такая же камера, как на студии "Дисней". Создавались новые способы съемки (эффект объемности изображения) и доводились до автоматизма старые. В этот момент мультфильмы обретают свою новую оболочку, вместо бессмысленных детских «киношек» появляются обучающие и имеющие какой-то подтекст работы. Помимо короткометражек, снимаются полнометражные мультики, такие как «Снежная королева». В общем, с момента создания «Союзмультфильма» и начинается история мультипликации в России. Для детей в те времена даже небольшие сдвиги были заметны и даже самые коротенькие фильмы ценились.

1980-1990-е

После пережитой смены направления в мультипликации советские мультики начинают становиться все лучше с конца 1970 года. Именно в то десятилетие появился такой известный мультфильм, как «Ежик в тумане», который смотрели, наверное, все дети, родившиеся до 2000-х. Однако особый подъем деятельности мультипликаторов наблюдался в 80-х годах прошлого века. В то время выходит известный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Случилось это в 1981 году. история советской мультипликацииЭта картина покорила сердца многих детей того времени, да и взрослые не брезговали его просмотром, честно говоря. В этом же году выходит знаменитая «Пластилиновая ворона», знаменующая приход на студию «Экран» нового мультипликатора, Александра Татарского. Через несколько лет этот же специалист создает мультик «Обратная сторона Луны», название которого так и заманивает узнать, что же там, на другой стороне Луны?

Но пластилин – это лишь "цветочки", так как в Свердловске, активно принимавшем участие в мультипликационной деятельности страны, рисованные кино создавались с помощью стекла. Тогда и прославился художник по стеклу Александр Петров. Среди таких стеклянных рисунков - «Сказочка про козявочку», выпущенная в 1985 году.

Конец 1980-х годов знаменуется резкими и грубыми штрихами в рисовке, плохим качеством изображения и вообще размытостью, это легко заметить на примере «Следствие ведут Колобки». Эта мода была как болезнь, распространившаяся по миру отечественной мультипликации, лишь немногие художники избавлялись от привычки неряшливого рисования, хотя его можно назвать отдельным стилем, как в живописи.

В 90-е Россия начинает сотрудничать с зарубежными студиями, художники подписывают контракты и вместе с зарубежными специалистами создают полнометражные мультфильмы. Но все-таки самые патриотичные художники остаются на родине, с их помощью и продолжается история мультипликации в нашей стране.

Мультипликация сегодня

После развала Советского Союза не только в жизни страны расцветал кризис, но и в жизни анимации. Казалось, что история мультипликации для детей, равно как и для взрослых, закончена. Студии существовали лишь за счет рекламы и редких заказов. Но все же в это время были работы, которые удостоились премии («Старик и море» и «Зимняя сказка»). «Союзмультфильм» также подвергся разрушению, начальство продало все права на мультфильмы и полностью развалило студию.

Но уже в 2002 году Россия впервые использовала компьютер для создания анимации, и даже несмотря на «смутное» время в истории мультипликации, работы российских аниматоров занимали почетные места на мировых конкурсах.

В 2006 году в России возобновилось производство мультфильмов, вышли «Князь Владимир», «Карлик Нос». Появляются новые студии: «Мельница» и «Солнечный Дом».

история российской мульипликации

Но оказалось, что рано пока радоваться, так как спустя 3 года после выпуска последних известных фильмов началась черная полоса кризиса. Многие студии закрывались, а государство перестало способствовать развитию российской анимации.

Сейчас многие отечественные студии выпускают любимые всеми мультфильмы, порой истории не укладываются в часовой фильм, поэтому приходится рисовать 2-3, а то и более частей. Пока неудач в истории мультипликации в России не предвидится.

Что ни говори, а даже взрослые любят посмотреть мультики и порой делают это внимательнее своих малолетних детей, а все потому, что современные мультфильмы яркие, интересные и смешные. Их теперь не сравнить с кукольными, где участвовали тараканы и другие насекомые. Тем не менее любая ступень, на которую "взбиралась" история российской мультипликации, важна, ведь каждая из них вела к совершенству.

fb.ru

История русской мультипликации — WiKi

Советской мультипликации неоднократно были посвящены серии почтовых марок с героями популярных мультфильмов.

История российской мультипликации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран».

Начало

  Кадр из мультфильма Старевича

Первым русским мультипликатором (1906) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе[1][2][3][4][5].

Владислав Старевич — долгое время считался первым российским мультипликатором (1912 год). Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово.

В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 1920-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

Советская Россия

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, мультипликация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 1920-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Мультипликаторы могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Как Иван Иванов-Вано вспоминает в своей автобиографии «Кадр за кадром», это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924—1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей мультипликаторов от трудоёмких рисунков.

Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927, И. Иванов-Вано, Д. Черкес, Ю.Меркулов), «Почта» (1929, М. Цехановский) и «Органчик» (1933, Д. Черкес Н. Ходатаев).

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей карьеры работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актёрскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимика в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956).

  Заставка мультфильма про Микки Мауса, восхитившего Фёдора Хитрука.

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера Дух Гения[6]. Он был абсолютно поражён плавной сменой кадров, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.

  Кадр из м/ф «Снегурочка» (1952)

В 1935 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино, Межрабпомфильма и Экспериментальной Мультипликационной Мастерской (т. н. студия Смирнова)[7][8]), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941 году студия мультипликации при «Ленфильме» была расформирована, и ленинградские мультипликаторы (М. Цехановский, М. Пащенко) в ближайшие годы перешли в «Союзмультфильм». В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры[неизвестный термин]. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» 1952 года. Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).

Выходит мультипликационный фильм Романа Качанова и Анатолия Карановича «Влюблённое облако» (1959). Созданный в авангардной манере, сочетавшей в себе технику объёмной «перекладки», простой «перекладки», а также кукольной и рисованной мультипликации, мультфильм получил широкое признание в СССР и за рубежом. Отмечен призами на зарубежных кинофестивалях. Первый из советских мультфильмов, отмеченный престижным призом Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.

1960-е

Марки с героями популярных советских мультфильмов студии «Союзмультфильм».

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — «История одного преступления» (1962), живопись по стеклу — «Песня о соколе» (1967)).

Набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова — «Варежка» (1967), «Крокодил Гена» становятся классикой отечественной и мировой мультипликации. Эти фильмы производятся на объединении кукольных фильмов «Союзмультфильма», образованном в 1953 году.

Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису («История одного преступления» 1962 года), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично и в фильме «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева 1968 года).

На этот период приходится запуск многих сериалов («Маугли», «Винни-Пух», «Ну, погоди!» и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель).

Большинство режиссёров «Союзмультфильма» в прошлом были мультипликаторами. Часто они сами принимали участие в рисовании собственных фильмов.

Советская мультипликация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места («Варежка» (1967), «Балерина на корабле» (1969) и др.).

Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации. Первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка» создан студентами и преподавателями МГУ на БЭСМ-4 в 1968 году[9].

1970-е

1980-е и начало 1990-х

  Марки с героями советских мультфильмов

В 1981 году выходит полнометражный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты».

В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл мультипликатор Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм («Обратная сторона Луны» (1983)). Впоследствии он основал студию «Пилот». В начале 1990-х годов часть её коллектива уехала в США, на студию Klasky Csupo.

На Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986)). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров.

Заметное место в мультипликации 1980-х годов занимает полная мультипликация.

С конца 1980-х годов преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами («Следствие ведут Колобки», «Здесь могут водиться тигры» (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 1990-х годов, особенно ярко у студии «Пилот». Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм («Вампиры Геоны» (1991), «Хозяева Геоны» (1992), «АМБА» (1994—1995)).

В начале 1990-х годов студия «Кристмас Филмз» (отделившаяся часть бывшего «Союзмультфильма») совместно с британской студией «S4C» выпустила серию постановок Шекспира для BBC. Российские художники участвуют и в других международных контрактах, например, в случае фильма «Джон Генри — человек из стали» (2001) Свердловской студии мультипликации «А-фильм».

В 1996 году Юрием Агаповым был выпущен компьютерный мультфильм «Созвездие льва». По оценке журнала «Техника кино и телевидения» (2003), этот фильм вошёл в историю кинематографа как первый компьютерный фильм, снятый в России.[10][11]

Восстановление фильмов

В 1992 г. компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. Мультфильмы были переозвучены, однако качество музыкального и речевого озвучивания в новом варианте значительно уступает оригинальному. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон».

В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940-50-х гг. (главным образом «Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Машенькин концерт», «Лев и заяц», «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов[12]) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучанию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества.[13] Руководство «Союзмультфильма» заявило о непричастности «Союзмультфильма» к переозвучке.[14]

Сейчас в России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».

Российская мультипликация сегодня

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), мультсериал «Смешарики»).

Крупнейшие студии:

Существует множество студий, выпускающих по одному-два фильма в год.

Снимаются полнометражные мультфильмы («Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Князь Владимир» (2006), «Элька» (2006) и другие). Широкую популярность (и резонанс, за рубежом) получил мультипликационный сериал «Маша и Медведь» (с 2009 года).

Между тем, пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов (2009), во Франции — 350, на Западе и в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом[15][16].

C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала обретать новую жизнь. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съёмки новых мультфильмов, многие из которых уже успели получить награды на различных фестивалях. Так же возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель», полным ходом идёт создание полнометражного мультфильма «Суворов». Тем не менее, ежегодно на мультипликацию в России из бюджета выделяется 800 млн руб. (2017), однако эта сумма не сопоставима даже с бюджетом мультфильма «Шрек», как заявил министр культуры Владимир Мединский.[17]

Музыка

Российская мультипликация в западной культуре

  • В одной из серий американского мультсериала «Гриффины» был показан короткий мультфильм «Башмак и Шнурок», пародирующий Советские мультфильмы.

См. также

Литература

  • Иванов-Вано, Иван. Кадр за кадром, Москва: Искусство, 1978.
  • Асенин, Сергей Владимирович. Мир мультфильма. Москва: Искусство, 1986.
  • Венжер, Наталья Яковлевна (Ed.) Сотворение фильма. Несколько интервью по служебным вопросам. Москва: Союз Кинематографистов СССР, 1990.
  • Орлов, Алексей Михайлович. Аниматограф и его анима: психогенные аспекты экранных технологий. Москва: Импето, 1995.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Евгений Ксензенко Так оживают мультфильмы // НТВ, программа «Сегодня» от 13 апреля 2009
  2. ↑ Кто заставил танцевать кукол? // «100 ТВ», 06 марта 2009
  3. ↑ Сенсация в мире кино: найден первый русский мультфильм // Киновед.ком
  4. ↑ Татьяна Кириллина Самый первый русский мультик // Вечерний Петербург. 6 марта 2009
  5. ↑ Э. Яров Самый первый кукольный фильм снял Александр Ширяев // ЕвроСМ, 7 марта 2009 
  6. ↑ William Moritz The Spirit Of Genius: Feodor Khitruk // Animation World Network, March 1, 1999 (на английском языке)
  7. ↑ Олег Ковалов Анимационное Кино в СССР // Энциклопедия Отечественного Кино
  8. ↑ Георгий Бородин Ненаписанная история // «Киноведческие записки» № 80, 2006

    …рождение «Союзмультфильма» в глазах историков остается покрытым пеленой тумана. До сих пор многие исследователи представляют создание студии как единовременное слияние коллективов мультипликаторов «Межрабпомфильма», «Мосфильма» и так называемой «Студии Смирнова». В действительности же процесс централизации мультпроизводства и перевода московской мультипликационной кинопромышленности (если вообще правомерно называть её таким громким словом в те годы) на целлулоидную технологию, завершившийся созданием «Союзмультфильма», был четырёхступенчатым.

  9. ↑ Константин Мильчин, Юлия Идлис, Наталья Зайцева, Евгений Гусятинский Человек или кто? // Русский репортёр. — 2009. — 3 сентября (№ 33 (112)).
  10. ↑ Встреча с режиссёром и художником компьютерной графики и анимации Юрием Агаповым. www.it.mgppu.ru. Проверено 13 декабря 2015.
  11. ↑ Агапов Юрий Георгиевич (Москва, Йошкар-Ола) — Ассоциация документального кино СК РОССИИ. ascinemadoc.ru. Проверено 13 декабря 2015.
  12. ↑ Детский сеанс — каталог анимационных фильмов
  13. ↑ Георгий Бородин — Мы против переозвучки советских мультиков!!![неавторитетный источник? 388 дней]
  14. ↑ Директор «Союзмультфильма» Акоп Гургенович Киракосян отвечает на вопросы читателей «Ленты. Ру»
  15. ↑ Good night, малыши // 10 июня 2009
  16. ↑ М. Терещенко «Россия между двумя „Винни-Пухами“», «Как до Китая»
  17. ↑ Годовой бюджет РФ на анимацию не сопоставим даже с бюджетом мультфильма "Шрек" // НГ, фев 2018

ru-wiki.org

История российской мультипликации

Александр ШиряевПервый русский мультфильм появился в 1906 году благодаря балетмейстеру Мариинского театра (Санкт-Петербург) Александру Ширяеву. Действие в этом мультфильме выполняли кукольные фигурки на фоне неподвижных декораций. Впрочем, были обнаружены и другие наработки Ширяева – «Шутки Арлекина», «Играющие в мяч клоуны», «Художник Пьеро». Самое интересное, что по сей день не разгадан секрет, благодаря которым Александр Ширяев заставлял свои куклы не только плясать, но и прыгать, делать сальто в воздухе и т.п.

1912 год – время другого мультипликатора, биолога Владислава Старевича. Он создал обучающее видео, где главными действующими лицами были насекомые – два самца жуков-рогачей, дерущихся друг с другом. Стоит сказать, что в том же году им был снят еще один мультфильм с жуками, ставший более чем на 10 лет хитом отечественного и зарубежного проката. «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» пародировала рыцарские романы. Движение насекомых достигалось за счет того, что Старевич приделывал проволоку вместо конечностей к трупам жуков, но так как о покадровой съемке тогда практически никто не знал, современники изумлялись тому, каких высот можно достичь в дрессировке насекомых. В 1912-1913 гг. Старевич снял еще ряд мультфильмов, и впервые объединил мультипликацию и игру актеров воедино в короткометражке «Ночь перед Рождеством» (по повести Николая Гоголя).

Революция 1917 года сильно ограничила кинематограф, а мультипликацию вообще парализовала. Владислав Старевич с семьей эмигрировал в Италию, а о мультипликации в СССР власти «вспомнили» только в 20-х годах прошлого века. Тогда началось финансирование мелких студий, создававших мультипликацию на революционные и пропагандистские темы. Так, из экспериментов и заказного материала в середине 20-х годов начала рождаться советская мультипликация. Техника плоских марионеток (вырезанных и раскрашенных кусочков бумаги) позволяла значительно ускорить процесс съемки мультфильмов, т.к. избавляла художников от трудоемкой работы. Среди популярнейших мультфильмов были «Каток» (1927 г.), «Почта» (1929 г.) и «Органчик» (1933 г.).

В 1935 году на советские, а затем и мировые экраны вышел первый советский полнометражный мультфильм «Новый Гулливер». Хоть оригинальное произведение Джонатана Свифта и было изменено в сторону коммунистической идеологии, в мультфильме были задействованы главные достижения анимации тех лет: совместная игра актеров и кукол, массовые сцены с участием детально проработанных кукол. Создатель этого шедевра, Александр Птушко, стал первым директором только появившейся студии «Союзмультфильм». В 1934 году начался новый этап совершенствования техники съемки мультипликации. Уолт Дисней прислал в СССР на Московский кинофестиваль пленку с коротким сюжетом о Микки Маусе. Публику и судей поразила плавная смена кадров. Из-за желания «догнать и перегнать» достижение Диснея и был создан «Союзмультфильм». Студия являлась объединением московских мультипликаторов из Совкино, Мосфильма, Экспериментальной Мультипликационной Мастерской и др. А в 1941 году, когда был расформирован коллектив при «Ленфильме», Московская школа мультипликации пополнилась специалистами Питерской. С началом войны и до 1943 года «Союзмультфильм» был эвакуирован в Самарканд (Узбекистан), где снимались по большей части военные и патриотические ленты. После войны и до 1959 года советские мультфильмы характеризуются в первую очередь реализмом персонажей. Во многом тому способствовала созданная в 52-м году камера для многоплановой съемки – по аналогии с достижением Диснея. Также в этот период создавались новые техники съемки – ротоскопирование (или эклер, т.е. обведение плоского изображения во время съемки с натуры) и создание эффекта пушистости животных. Кроме того, мультфильмы имели идеологическую подоплеку, цель которых не столько развлечение юного зрителя, сколько воспитание из него «советского человека». Кроме того, мультипликаторы стали все чаще и чаще обращаться в полнометражным сюжетам. Один из самых известных мультфильмов тех лет – «Снежная королева» (1957 г.) по сказке Ганса Христиана Андерсена.

Со смертью Иосифа Сталина начался период «оттепели» Никиты Хрущева, который ослабил идеологический контроль над мультипликационной продукцией, расширив поле деятельности художников, сценаристов и операторов. Мультипликаторы начали экспериментировать, создав в 1959 году «Влюбленное облако». Снятая в стиле авангарда лента соединяла в себе кукольную и плоскую мультипликацию. Она завоевала симпатии зрителей не только в СССР, но и за границей, собрав ряд престижных наград, среди которых приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Это была первая награда Международной ассоциации кинокритиков, присужденная отечественному мультфильму.

В 1960-х годах мультипликаторы отошли от реализма изображения, обратившись к карикатуре (например, «История одного преступления») и объемной мультипликации. Так появились культовые мультфильмы «Варежка» и «Крокодил Гена». Кроме того, в 60-х начали появляться мини-сериалы – о Маугли, Винни Пухе, Волке и Зайце («Ну, погоди!»), а также первые альманахи – «Веселая карусель», «Светлячок» и «Калейдоскоп». Советские мультфильмы становятся в числе любимых у иностранцев, занимая первые места на международных фестивалях. Интересно, что в Советском Союзе также существовала компьютерная мультипликация – студенты МГУ создали первый такой мультфильм в 1968 году, и назывался он «Кошечка». Фактически, эта работа делает мультфильм одним из самых ранних примеров компьютерной анимации. В конце 70-х выходит еще одна новаторская работа, завоевавшая, тем не менее, первое место на кинофестивале в Ереване – «Полигон». Антивоенный мультфильм снят по новой технологии – фотографике. Кроме того, это был первый случай в советской мультипликации, когда лица персонажей были переданы с невероятной точностью. Знатоки угадывали в их чертах лица известных актеров – Ринго Старра, Жана Габена и других.

«Полигон»

80-е годы прошлого века – золотой период русской анимации. Сначала была снята полнометражная фантастическая лента «Тайна третьей планеты», и в том же 1981 году на студию «Экран» приходит известный мультипликатор Александр Татарский. Его первые работы в «Экране» были экспериментальными и породили немало споров среди цензоров, тем не менее, выйдя на экран, стали культовыми. На его работах «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» растет уже второе поколение россиян. Эксперимент с пластилином был продолжен в «Обратной стороне Луны», хотя этот мультфильм был полностью рисованным. Впоследствии Татарский основал в Москве студию «Пилот», известную в первую очередь мини-сериалом «Следствие ведут Колобки», главные персонажи которого – Шеф и Коллега – стали символов студии. Стоит отметить, что в конце 80-х – начале 90-х в отечественной мультипликации преобладала рисовка «Колобков», упрощенная и с грубоватыми штрихами.

Шеф и Коллега

С кризисом, вызванным распадом СССР, для мультипликации наступили тяжелые времена, которые только усугубились к 98-му году, когда в России был объявлен дефолт. Творческие изыскания сильно затормозились, мультипликационные новинки были редкостью. Тогда американская компания Film by Jove купила у «Союзмультфильма» эксклюзивное право на реставрацию советских лент и их использование за пределами России. Работа, впрочем, вышла неоднозначной, т.к. переозвучка сильно уступала оригиналу. Впоследствии права были перекуплены и переданы российскому каналу «Бибигон». В 2001 году практика реставрации мультипликационных фильмов вернулась, на этот раз ею занялись российские компании «Детский сеанс 1» и «Студия АС». Тем не менее, переозвучка вновь была воспринята в штыки, на этот раз не только критиками и профессиональными мультипликаторами, но и самими зрителями. Последнюю, третью попытку записать новые звуковые дорожки для советских мультфильмов предприняла компания «Крупный план».

В наши дни крупнейшими мультипликационными фестивалями являются Суздальский (бывший фестиваль «Таруса») и «Крок» (проходит на теплоходах, путешествующих по территориям стран СНГ). Ряд современных работ был высоко оценен на зарубежных фестивалях, например, сериал «Смешарики». Мультфильм «Старик и море» (1999 г.) получил премию «Оскар» в номинации «лучший короткометражный фильм 2000 года». Еще одним достижением этой ленты стало то, что она была первым в мире мультфильмом, снятым для кинотеатров большого формата IMAX. Крупнейшей мультипликационной студией сегодня является «Мельница», а также кинокомпания «Мастер-фильм». В одном ряду с ними стояла студия «Пилот» Александра Татарского, но всемирный экономический кризис 2008 года привел к ее закрытию.

Но даже при наличии множества мелких компаний, российская мультипликация не справляется с конкуренцией стран Запада. В среднем в России ежегодно снимается до 30 часов мультфильмов. Для сравнения: во Франции этот показатель достигает 350 часов в год, в США и Японии счет идет на десятки тысяч часов. Многие эксперты отмечают кризисность сложившейся ситуации, учитывая, что в СССР «Союзмультфильм» ежегодно снимал до 400 короткометражных фильмов, т.е. порядка 100 часов просмотра.

Серия мультфильмов о приключениях трех богатырей от студии «Мельница»

russia.rutut.ru

Страница не найдена - Популярное видео для телефона

icon icon icon
  • Страница не существует!
  • iconМузыка
  • iconФильмы
  • iconТВ Шоу
  • iconКатегории видео
Или воспользуйтесь поиском.
  • Меню
  • iconМузыка
  • iconФильмы
  • iconТВ Шоу
  • iconКатегории видео
  © 2011 - 2018   Страница не найдена - Популярное видео для телефона FB TW VK G+

namapos.ru


Смотрите также