Возникновение и развитие прокуратуры в РФ (стр. 1 из 5). История прокуратуры россии


История органов прокуратуры

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учрежденииРоссийской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

genproc.gov.ru

История образования и развития органов российской прокуратуры

Пётр I

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору,которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Ягужинский

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта мысль нашла отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел. Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции. Болезнь и последовавшая затем смерть не позволили Петру I довести реорганизацию правоохранительной системы до логического завершения. Начатые им преобразования органов правопорядка пришлось завершать Анне Иоанновне.

Анна Иоанновна

В 1731 году прокурорский надзор был введен по всей империи. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

К сожалению, разработка прокурорской инструкции затянулась на два с половиной года и принята она была только 3 сентября 1733 года.

Инструкция гласит: «Быть ему (прокурору) и смотреть накрепко дабы губернатор с товарищи должность свою хранили и в звании своем во всех делах истинно и ревностно, без потеряния времени все дела порядочно отправляли по регламенту и указам...

Смотреть в судах и расправах праведно и нелицемерно по указам и государственным правам поступали, а ежели что увидит противно сему должен тот час предлагать губернатору с товарищи явно с полным изъяснением в чем они не так делают... Иметь крепкое смотрение чтоб губернатор с товарищи о всей своей губернии всех доходах какого б оныя звания не были имел окладную книгу?...»

Согласно Инструкции губернские прокуроры посещали тюрьмы, осуществляли контроль за питанием арестантов, составляли списки взятых под стражу, участвовали в деятельности рекрутских присутствий, в освидетельствовании умалишенных, выполняли и другие надзорные функции. Важнейшей же задачей губернских прокуроров являлась борьба с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом. Прокурорам присваивались гражданские чины коллежских асессоров, надворных и коллежских советников VIII-VI классов.

Институт губернских прокуроров просуществовал 138 лет, до конца 60-х годов ХIХ века. Взошедший на престол Александр II приступил к реформированию империи, и одной из важнейших сторон его деятельности стало переустройство судебной системы.

Принятый и утвержденный 20 ноября 1864 года свод законов о суде имел колоссальное значение для судопроизводства. По утверждению А.Ф.Кони, «судебные установления вошли клином в устарелый слой прежних губернских учреждений, окаменелых в том положении, которое было начертано еще при Екатерине II».

Александр II

Территория Российской империи была разделена на судебные округа (к началу ХХ века их насчитывалось 14). Высшей судебной инстанцией в округе была судебная палата. Надзор за ходом дел в палате осуществляли прокурор судебной палаты и его помощники. Судебная палата контролировала деятельность окружных судов. Соответствующий надзор осуществлял прокурор окружного суда, имевший в подчинении нескольких прокурорских товарищей.

На вершине прокурорской системы находился генерал-прокурор, который одновременно являлся и министром юстиции. Прокуроры были выведены из состава губернских правлений и включены в структуру суда на независимой основе. Так, прокурор обязан был доказать вину подсудимого, поскольку основным принципом деятельности судов в это время была состязательность судебного процесса. Новая судебная система просуществовала в нашей стране около 50 лет.

После Октябрьской революции отечественная прокуратура пережила очень непростые времена. В новую послереволюционную эпоху советская Россия вступила без суда и прокуратуры. Пришедшие к власти большевики отменили прежние суды и упразднили должности прокуроров. На смену суду пришел революционный трибунал, который в своих действиях руководствовался вовсе не законом, а революционной целесообразностью.

После победы в гражданской войне режим большевиков особо нуждался в цивилизованной форме диктатуры пролетариата, поскольку революционный трибунал сполна выполнил свою миссию, и надобность в нем отпала.

28 мая 1922 года по решению III сессии ВЦИК IХ созыва была создана советская прокуратура. Практика показала, что суды и прокуратура не всегда могут выносить угодные власти решения. А поэтому 28 марта 1924 года был создан внесудебный карательный орган ОГПУ (объединенное государственное политическое управление), получившее право административной высылки, ссылки и заключения в концлагерь. Решения оформлялись Особым совещанием при ОГПУ в составе трех человек. В «тройку» входили представитель ОГПУ, секретарь обкома или крайкома партии, областной или краевой прокурор. Прокуроры, отказывающиеся подписывать фальсифицированные полицией приговоры, сами могли попасть в списки репрессированных.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия: право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую помимо основных возлагались дополнительные функции: надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Положение о прокуратуре Союза ССР

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

Первый прокурор СССР Акулов Иван АлексеевичПервым прокурором Союза ССР был назначен Акулов Иван Алексеевич (1888 — 1937). Родился он в Санкт-Петербурге в бедной мещанской семье. В 1905 году окончил Петербургскую торгово-промышленную школу. В 1907 году вступил в РСДРП. В 1913 году был избран членом Исполнительной комиссии Петербургского комитета РСДРП. В 1917 году Акулов создал военную партийную организацию в Выборге. Во время Гражданской войны кратковременно занимал различные партийные или военные должности. В 1933 году Акулов возглавил только что созданную Прокуратуру СССР (его заместителем стал А. Вышинский). После убийства Кирова формально руководил расследованием. 3 марта 1935 года Акулов был утвержден секретарем ЦИК, а обязанности Генерального Прокурора перешли к Вышинскому. В феврале 1937 назначен председателем комиссии по организации похорон С. Орджоникидзе. После начала репрессий был освобожден с поста секретаря ЦИК. 23 июля 1937 года был арестован, 29 октября 1937 г. военной коллегией Верховного суда СССР под председательством В.Ульриха приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционном военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение на следующий день, 30 октября 1937 года. Реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР 18 декабря 1954 года, восстановлен в партии Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС 27 мая 1955 года. Указ 1941 года

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

Государство нуждалось в квалифицированных кадрах. Генеральный прокурор СССР К.П. Горшенин специальным приказом потребовал, чтобы все без исключения прокуроры и следователи имели высшее юридическое образование.

Первый Генеральный прокурор СССР Горшенин Константин Петрович

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин (28 мая 1907, Алатырь Симбирской губернии — 27 мая 1978, Москва). В 1940 — 1943 гг. нарком юстиции РСФСР. С 1943 года прокурор СССР (19 марта 1946 года его должность получила новое название «Генеральный прокурор СССР»). В 1946-1950 гг. депутат Верховного Совета СССР. С 29 января 1948 года до 1956 года министр юстиции СССР. В 1952 — 1956 гг. кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1963 год директор Всесоюзного института юридических наук. С 1963 года заведующий сектором ВНИИ советского законодательства. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Доктор юридических наук (1968).

Конституция СССР

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены:

  • высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
  • борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
  • борьба с преступностью и другими правонарушениями;
  • расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
  • обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
  • разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

По словам Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки, «Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться прежде всего с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».

www.prokrm.ru

История

История прокуратуры насчитывает уже почти 700 лет. Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году как орган, представляющий интересы монарха. Прокурор был «глазами» короля, при помощи которых он мог контролировать функционирование всего механизма государства.

Российская прокуратура чуть моложе.

Самый общий взгляд на историю Российской прокуратуры позволяет сделать вывод о следующих основных этапах ее становления и развития:

1722-1864 гг. - дореформенная (петровская) прокуратура;

1864-1917 гг. - пореформенная прокуратура;

1922-1991 гг. - советская прокуратура;

с 1991 г. - новая российская прокуратура.

Создание прокуратуры Российской империи было связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I.

1.png

Указом от 12 января 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем - и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Суть должности прокурора Петр I определил формулой: «сей муж яко око наше».

Функции вновь учрежденной прокуратуры были широки и разнообразны: надзор за наполнением казны, снабжением войск, деятельностью правительственных учреждений, судами, а также российскими подданными. В последующие годы прокурор не только надзирал за исполнением законов, но и выступал в роли министра финансов, внутренних дел, а после образования Министерства юстиции (1802) прокурор стал одновременно министром юстиции.

Таким образом, созданная Петром I прокуратура была, выражаясь сегодняшним языком, прокуратурой смешанного типа, осуществляющая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, существенно изменила основные направления многосторонней деятельности прокуратуры: от всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции - обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

2.png

Прокурорский надзор осуществлялся «присудебных местах»: уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции - генерал-прокурора.

К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

По окончании следствия прокурор на основе поступивших к нему от следователей материалов составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.

Советский период истории Прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом от 27 ноября 1917г. № 1 «О суде» ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР.

Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 г. Первым Прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

3.png

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось:

осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования, нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознаний за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов поддержание обвинения в суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних.

После обретения автономного функционирования в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и утвержденным 17 декабря 1933 г. Положением о Прокуратуре Союза ССР прокуратура стала самостоятельным органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОПТУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

 Отказ от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрущевской оттепели» ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении. После принятия Конституции СССР 1977 г. 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона СССР «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели. 

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

1) длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами ориентировало осуществление прокурорского надзора с учетом так называемой целесообразности в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности;

2) мало что изменилось по существу с принятием и Конституции 1936 г., и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора;

3) реформы так называемой «хрущевской оттепели» способствовали устранению в актах, регулирующих правовые основы деятельности прокуратуры, наиболее одиозных положений тоталитарной эпохи, однако реликты старых подходов до конца устранены не были.

Реальное реформирование прокурорского системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внес изменения в прокурорскую практику. Так называемый прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел,, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений.

Принятие Конституции РФ 1993 г. потребовало внесения существенных изменений в действующий Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и прежде всего уточнения полномочий, определяющих ее место в системе государственных органов. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Установлено, что структура и полномочия прокуроров относятся к регулированию специальным законом.

Отсутствие конституционного решения породило попытки отказаться от формирования новой прокуратуры как прокуратуры смешанного типа, т.е. осуществляющей надзор за исполнением законов и уголовное преследование, и свести ее функции только, к поддержанию уголовного преследования в суде в качестве, одной из сторон процесса. Победили сторонники создания прокуратуры смешанного типа, что и было реализовано в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"».

Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры - единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны.

История управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Спустя меньше недели после вступления в должность, новый Президент Российской Федерации В.В. Путин по своей инициативе Указом от 13 мая 2000 г. № 849 образовал в стране 7 федеральных округов с полномочными представителями главы государства. Федеральные округа были образованы для решения задач укрепления государства, развития федерализма, создания и сохранения единого правового пространства страны. Одним из конкретных воплощений идей федерализма, содержащих в названном Указе Президента Российской Федерации, а также реальным шагом по оптимизации функционирования системы прокуратуры России на местах стали управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, которые были образованы приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2000 года.

Из окружных федеральных структур органов власти управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах были образованы первыми после назначения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, так как прокуратура всегда была и остается востребованной государством, обществом, законопослушными гражданами страны.

В штат аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации было дополнительно введено 7 должностей заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Однако функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе, которое, по сути, являлось управлением в округе. Но уже 05.02.2001 было образовано самостоятельное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе создано немного позже - 04.04.2005 г.

Место дислокации управления менялось. Первоначально - г. Ростов-на-Дону, затем - г. Ессентуки, и обратно. Но неизменным оставался слаженный и высокопрофессиональный коллектив. Таков он и сейчас, благодаря грамотному руководству заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, курирующих округ, а это:

Фридинский Сергей Николаевич - с июня 2000 г. по сентябрь 2004 г. 

4.png

Шепель Николай Иванович - с сентября 2004 г. по июль 2006 г.,

5.png

Сыдорук Иван Иванович с июля 2006 г. по октябрь 2011 г.

6.png

Воробьев Сергей Дмитриевич с октября 2011 г. - по март 2017 г.

1.jpg

Кикоть Андрей Владимирович с марта 2017 г. по настоящее время.

image1808556332.jpg

Начальники управления. 

В 2001-2002 году на должность начальника управления в Южном федеральном округе был назначен Максименко Валерий Алексеевич. Он же возглавлял управление с 2005 по 2006 год. В настоящее время он в должности начальника Главного управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Арсентьев Анатолий Владимирович руководил управлением с 2002 по 2005 год, сейчас заместитель Южного транспортного прокурора. После него на несколько месяцев в 2005 году возглавил управление Хазиков Николай Церенович, который ныне занимает должность руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия.

В 2006-2007 гг. Главное управление в Южном федеральном округе возглавлял Попов Юрий Васильевич, ныне - руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области. 

Далее с 2007 по 2008 гг. начальником Главного управления был Киселев Игорь Иванович. С 2010 года - судья Московского областного суда.

С 2008-2011 гг. управление в Южном федеральном округе возглавлял Мачинский Валерий Михайлович.

С 2011 г. – по 2017 гг. начальником управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе был Конушкин Вячеслав Викторович. 

С апреля 2017 г. по настоящее время начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе Сомов Константин Станиславович.

genprokufo.ru

История развития органов прокуратуры в России

⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 30Следующая ⇒

 

Временем возникновения института прокурорского надзора в России является период государственных реформ, проводимых Петром I. Первоначально им был создан институт фискалов. Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и самого института фискалов была заимствована в Швеции. В результате дальнейших поисков 12 января 1722 г. Петр своим указом учредил должность генерал-прокурора. Таким образом, в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым императором генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым». На прокуратуру была возложена обязанность надзора за соблюдением законов государственными органами. В случае установления нарушений прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах.

При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий.

В последующем, в период правления Анны Иоанновны, произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти.

Дальнейшее становление института прокуратуры активно происходило в период правления Екатерины II. В 1775 г. в каждой губернии был создан штат чиновников, осуществляющих прокурорский надзор (губернский прокурор с двумя помощниками – стряпчими по уголовным и казенным делам).

 

При губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих, в уезде – подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий.

В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли общий надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями – «присутственными местами», как судебными, так и административными. Под контролем прокуроров находилась полиция. Прокуроры при обнаружении нарушений законности сначала устно предлагали устранить их, а в случае неподчинения – приносили письменный протест в орган или учреждение, нарушившие закон. Действие опротестованного акта при этом приостанавливалось.

В связи с созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции стал одновременно выполнять функции генерал-прокурора, а губернские прокуратуры фактически были отнесены к органам юстиции.

Судебная реформа 1864 г. кардинально изменила институт прокуратуры, ознаменовав собой переход к общепризнанным европейским и мировым стандартам в области судоустройства и судопроизводства. Пореформенная прокуратура оставила за собой лишь функцию поддержания государственного обвинения в суде. Прокуроры состояли при окружных судах и судебных палатах. Судебные следователи, осуществляющие досудебное производство по уголовным делам в форме предварительного следствия, прокурорам непосредственно не подчинялись. «Прокуроры и их товарищи, – гласила статья 278 Устава уголовного судопроизводства, – предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий». Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, контролировать взятие под стражу обвиняемого, требовать дополнительного расследования. Законные требования прокурора подлежали исполнению, но при этом могли быть обжалованы в суд. Полиция была поднадзорна прокурорам и «по производству дознания о преступных деяниях» должностные лица полиции состояли «в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей». По окончании предварительного следствия прокурор сам составлял обвинительный акт, которым предавал обвиняемого суду. Обвинительный акт прокурора направлялся в суд, где прокурор, участвуя в судебном заседании, поддерживал государственное обвинение. Прокурор имел право опротестования приговоров суда в апелляционном и кассационном порядке. Каких-либо полномочий, содержащих элементы общего надзора за законностью, прокуратура не выполняла.

Все достижения судебно-правовой реформы были перечеркнуты в октябре 1917 г. 20 декабря 1917 г. Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена, и ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, также избираемых местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия).

В 1922 г. по инициативе Народного комиссариата юстиции РСФСР прокуратура была восстановлена. Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали надзирать за законностью актов (действий и решений) государственных и местных органов власти, их должностных лиц. При этом прокуратура находилась первоначально в составе Наркомюста РСФСР, а затем – при Верховном Суде СССР.

После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик органы прокуратуры строились на основе подчинения исключительно соответствующему прокурору республики и действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен и подведомственен верховным органам своей республики.

Тем не менее, постепенно начался процесс формирования жестко централизованного аппарата прокуратуры. Прокуратура при Верховном Суде СССР постепенно подчиняла себе республиканские органы прокуратуры, подведомственные тогда местным органам юстиции. В 1928 г. в ведение прокуратуры перешел следственный аппарат, который ранее входил в состав судов.

10 июня 1933 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении прокуратуры Союза ССР», согласно которому прокуратура становилась самостоятельным органом, имеющим весьма обширные полномочия. Одновременно с этим произошла ликвидация Прокуратуры при Верховном Суде СССР. В принятом 17 декабря 1933 г. Положении о прокуратуре СССР определялись функции прокуратуры, в т.ч. отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью деятельности органов внутренних дел, за предварительным расследованием уголовных дел, за правильным и единообразным применением законов судебными органами, за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1959 г. были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено Положение о военной прокуратуре.

Закон СССР «О Прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г., действовавший вплоть до распада Советского Союза, устанавливал, что прокуроры надзирают за законностью не только судебных актов, но и процессуальной деятельности, предшествующей их вынесению. По существу, прокурор в судебном разбирательстве надзирал за ведущим процесс судом.

В 1990 г. прокурорский надзор был распространен уже на Советы народных депутатов, политические партии и массовые движения. Общий надзор прокуратуры был объявлен «высшим надзором».

Концепция судебной реформы выдвинула ряд целей реформирования органов прокуратуры. Часть из этих целей реализованы в Законе РФ «О прокуратуре РФ», принятом 17 января 1992 г., в редакции Федерального закона от 18 октября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями. Так, произошел отказ от использования термина «общий надзор», хотя фактически соответствующая отрасль прокурорского надзора сохранена Законом «О прокуратуре РФ». Теперь Закон не предусматривает проведение прокурорских проверок в случаях, когда нет конкретных законных поводов для вмешательства; ликвидированы обязательные предписания как форма прокурорского реагирования; упразднена приостанавливающая сила протеста (кроме протеста в порядке надзора за администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания), надзор за процессуальной деятельностью судов. В настоящее время происходит перераспределение полномочий прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в пользу судебного контроля.

Особо следует отметить произошедшее в 2007 г. выделение следственных подразделений прокуратуры в особую структуру – Следственный комитет при Прокуратуре РФ, получивший достаточно высокую степень самостоятельности. Одновременно произошло существенное ограничение полномочий прокурора в досудебном производстве. Большинство полномочий прокуроров, связанных с надзором за законностью производства предварительного следствия, перешло руководителям следственных органов. Прокурор перестал быть руководителем предварительного следствия, имеющим обширные и универсальные полномочия. Данные нововведения призваны были разделить функции прокуратуры по надзору за соблюдением закона и уголовному преследованию. В сентябре 2010 г. Указом Президента РФ Следственный комитет при Прокуратуре был преобразован в самостоятельный государственный орган – Следственный комитет РФ.

Тем не менее, на сегодняшний день реформа органов прокуратуры не может быть признана состоявшейся. Основными направлениями дальнейшего ее реформирования, в соответствии с Концепцией судебной реформы, являются:

Ø ликвидация общего надзора как направления деятельности прокуратуры;

Ø исключение полномочий прокуроров по вызову в прокуратуру граждан и должностных лиц;

Ø исключение предостережений о недопустимости нарушений закона как формы прокурорского реагирования;

Ø наделение прокурора обязанностью составлять по окончании расследования уголовного дела обвинительный акт, равносильный документу о предании обвиняемого суду.

Читайте также:

lektsia.com

Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Тема:Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)– что означает –

забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде.

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К XIY веку в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался процесс инквизиционный, пришедший на место процессу публичном, гласному, состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.

1. Становление российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с госу­дарственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вначале это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Указ Петра I о создании прокуратуры состоялся 12 января 1722 г. Тогда же при Правительствующем Се­нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко­торому предписывалось надзирать за законностью дея­тельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существен­ными функциями по защите прав граждан.

Прокуратура создавалась в России как орган импе­раторской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действия­ми и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр Iвыразил словами: "Сей чин яко око наше". С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об "оке государевом".

Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назна­чением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и обще­ственными органами, а также российскими подданными.[2, c. 123]

Общая обязанность прокурора состояла в осущест­влении функции наблюдать за тем, "чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений при­нимать меры к восстановлению оного".

В отдельные периоды отечественной истории (осо­бенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел1 . Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская про­куратура стала превращаться в орган юстиции на местах.

Судебная реформа 1864 года знаменовала собой по­ворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, "ока государева", к функции обвинитель­ной власти - "обличения обвиняемых перед судом". Отцы судебной реформы 1864 года — русские правове­ды ввели прокурора в уголовное судопроизводство, лик­видировали инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляв­шийся прокуратурой в дореформенный период.

Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-про­курорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокуро­ра. Полномочия прокуроров конкретизировались Уста­вами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судеб­ных следователей, могли присутствовать при производ­стве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст.ст. 278—287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер­живал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного про­теста.

В таком виде российская прокуратура просущество­вала до 1917 года.

После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году со всей ост­ротой встал вопрос о воссоздании института прокурор­ского надзора. Беззаконие в стране приняло угрожаю­щие размеры.[1, c. 114]

2. Развитие советской прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано Положе­ние о прокурорском надзоре. Этому предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по вопросам фор­мирования и подчинения органов прокуратуры. Про­тивники проекта Положения о прокурорском надзоре, представленного на сессию ВЦИК Народным комисса­риатом юстиции, выступали против централизации ор­ганов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они выступали за "двойное" подчинение про­куроров — центральной прокурорской власти и губерн­ским исполкомам.

В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший "О "двойном" под­чинении и законности". В этом письме были изложены принципы организации и деятельности советской про­куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо­вательное закрепление принципы единства и централи­зации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.

Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осу­ществляла условное преследование, то с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выпол­нять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследовании.

Поначалу созданная прокуратура не была самостоя­тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 года, при Верховном Суде СССР осу­ществляла надзор за законностью в стране во взаимо­действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб­лики.[5, c.87]

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 10 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР". Постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор­ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде­ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность пра­воохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и "гласных" процес­сах существенно компрометировала прокурорскую сис­тему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.

В период так называемой "хрущевской оттепели", знаменующей отказ от бесчеловечной сталинской уго­ловной политики, очередным важным этапом в разви­тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло­жения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Поло­жении были определены задачи, полномочия прокуро­ров, средства прокурорского реагирования на обнару­женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Были преобразованы и органы военной прокурату­ры. Из Положения о военной прокуратуре, утвержден­ного 14 декабря 1966 г., следовало, что военная проку­ратура входит в систему органов советской прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.

Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи­зации и функционирования органов советской проку­ратуры, основные направления их деятельности. В раз­витие этого Закона было принято и новое Положение о военной прокуратуре, утвержденное 4 августа 1981 г.[3, c.69]

3. Прокуратура Российской Федерации.

Распад Союза, новые политико-правовые и эконо­мические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, суще­ственно изменили место и роль прокуратуры.

mirznanii.com

История прокуратуры России

История прокуратуры России.

Впервые прокуратура была создана во Франции в начале 14-го века. В России в 18-ом веке, когда Петром 1 был учрежден фискалат, а затем в 1722 году были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора, прокуроров. 

doc_t_31_histiry.jpgПрокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше». Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствованийЕкатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за все время ее существования, вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почти два столетия — занимали 33 человека. Первым в их ряду стоял сподвижник Петра I, один из «птенцов гнезда Петра Великого» генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский.

В должности генерал-прокурора состояли различные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Среди них были и выдающиеся государственные деятели — П.И. Ягужинский, Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в сражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев. 

Одни генерал-прокуроры удерживали свою должность в течение длительного времени: например, А.А. Вяземский — около 30 лет, В.Н. Панин — более 20 лет. Другие же, напротив, непродолжительное время — менее года: например, А.А. Хвостов, А.Ф. Керенский, А.С. Зарудный, П.Н. Малянтович (особенно это относится ко времени, предшествовавшему Февральской революции, и к периоду Временного правительства).

После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». В роли обвинителей теперь могли выступать все «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Надзор же и контроль за законностью входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа и его президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции. Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда М.И. Калинин как председатель ВЦИКа подписал принятое этим органом «Положение о прокурорском надзоре». В нем говорилось: «В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной политики борьбы с преступностью ВЦИК постановляет: 1. Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру».

Были определены и ее функции. Первым прокурором России стал Д.И. Курский, а после образования Союза ССР первую должность прокурора Верховного суда СССР занял П.А. Красиков. В разные годы прокурорами (Генеральными прокурорами) Союза ССР и РСФСР были И.А. Акулов, Н.В. Крыленко, В.А. Антонов-Овсеенко, М.И. Васильев-Южин, А.Я. Вышинский, К.Н. Сафонов, Р.А. Руденко, A . M . Рекунков, Б.В. Кравцов и др. 

В период культа личности Сталина прокурорский надзор был существенно принижен,  а в области надзора за деятельностью органов ОГПУ и исправительно-трудовых учреждений сведен к нулю. Многие прокуроры, отказавшиеся санкционировать незаконные решения органов госбезопасности, были репрессированы. Погибли выдающиеся деятели прокуратуры. В том числе первый Прокурор Союза ССР И.А. Акулов.

В годы Великой Отечественной войны прокуратура, находясь на военном положении, многое сделала с детской безнадзорностью, обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об укреплении тыла.

В послевоенное время  на первый план выдвигаются задачи по обеспечению сохранности народного имущества, значительно усиливается общий надзор. После смерти Сталина и прошедшего 20-го съезда КПСС потребовалось принять меры по реабилитации необоснованно репрессированных граждан. Эта работа продолжается и до настоящего времени.

С распадом СССР прокуратура Союза ССР преобразовалась в прокуратуру Союза Суверенных Государств.

С 17 января 1992 года деятельность органов прокуратуры России регулируется законом «О прокуратуре Российской Федерации». Важной вехой в истории прокуратуры является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в которой закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Сменялись эпохи, менялись и продолжают меняться функции органов прокуратуры России, но каждый раз во все времена на должности генерал-прокуроров, а затем и генеральных прокуроров России призывались Отечеством государственные мужи, чья жизнь и служебная деятельность не может остаться незамеченной. Ведь с их именами связаны многие значимые события нашей истории, которые непременно должны быть занесены в ее летопись.

Пройдя долгий путь становления, к концу 20-го века прокуратура стала одним из важнейших органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В настоящее время прокуратура, является единой централизованной системой органов, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также уголовное преследование, координирует деятельность различных органов по борьбе с преступностью.  

prokuratura-ra.ru

История развития прокуратуры России

Федеральное агентство по образованию

Бурятский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

Реферат

История развития прокуратуры России

Выполнил:

Казаков А.В.

Улан-Удэ

2009

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России

1.1 Предпосылки создания прокуратуры России

1.2 Становление прокуратуры России

Глава 2. Прокуратура России на советском

2.1 Прокуратура России советского периода

2.2 Прокуратура России в наши дни

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Сей чин яко око Наше

и стряпчiй о делахъ

государственныхъ»

Петр Великий

Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 280-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.

Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практике, и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснования в теории прокурорского надзора.

Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России

1.1 Предпосылки создания прокуратуры России

В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Реформа государственных институтов в то время была объективно обусловлена острой необходимостью наведения хотя бы элементарного порядка в делах государственных учреждений, искоренения волокиты, казнокрадства, неприкрытого мздоимства, стяжательства государственных чиновников. Настоящей бедой государственного управления становится бюрократизм. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни государственного управления. Историки отмечают, что даже ближайшим сподвижникам Петра I Александру Меншикову и генералиссимусу Алексею Шеину не была чужда жажда наживы. Меншиков растрачивал средства государственной казны на личные нужды, а Шеин за определённую мзду производил в звания полковников и генералов.

Предпринимая попытку навести в стране порядок, Пётр 1 изменяет все основные государственные структуры, обновляет законодательство. Боярская Дума заменяется Правительствующим Сенатом, который становится высшим управленческим и судебным органом.

Так великий реформатор России начала XVIII в. царь Пётр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришёл к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

С этой целью указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Пётр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжёл и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является «оком государевым». Ему предписывалось строго следить за тем, «чтобы не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись».

Прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Активно складывался прокурорский корпус, которому царь Пётр старался дать «большую силу и авторитет». Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении мог принести письменный протест в орган нарушивший закон, а далее – в соответствующую коллегию или Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Создавая прокуратуру, Пётр I в ее организации и функциях ориентировался в большей степени на положения аналогичного органа во Франции, хотя были учтены и особенности российской действительности (исторически свойственный русскому народу правовой нигилизм, разгул корыстных злоупотреблений государственных чиновников, гипертрофированные размеры чиновничьего аппарата).

Причины, по которым Пётр I избрал для России модель надзорного органа, схожего с французским образцом, само его наименование «прокуратура», остаются предметом дискуссий среди ученых. Вместе с тем резонно предположение, что на Петра I большое впечатление произвёл французский королевский прокурор во время посещения Петром I Парижского парламента в 1717 г. После смерти Петра I прокуратура и прокурорский надзор пережили несколько «взлётов и падений». Значение прокуратуры в обществе менялось полярно: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве.

1.2 Становление прокуратуры России

Основной функцией прокуроров на начальном этапе становления прокурорской системы являлся надзор за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли.

Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода надзирал за его деятельностью. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к опротестованию, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии. Тем не менее, прокурорский надзор стал играть заметную роль в соответствии с предначертанием Петра I в последние годы его царствования. Немалую роль в этом сыграла личность первого генерал-прокурора П.И. Ягужинского, который пользовался полным доверием императора, будучи энергичным и честным государственным деятелем.

После смерти Петра I, при императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти. В существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров. Петра I значение надзора и престиж прокуратуры заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность Генерал-прокурора и прокуроров народных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров. Следует отметить, что некоторые обязанности Генерал-прокурора в этот период выполнял обер-прокурор, однако в полном объеме правами Генерал-прокурора он не обладал и занимался в основном вопросами делопроизводства. В своей деятельности обер-прокурор был подчинён Верховному тайному совету. От надзора за Сенатом он был полностью отстранён. Таким образом, в период с 1727 по 1729 гг. прокуратура и фискалат в России были фактически упразднены. За П.И. Ягужинским формально была сохранена должность Генерал-прокурора, однако он был направлен послом в Польшу.

Некоторое возрождение былого авторитета прокуратуры происходит при Императрице Анне Иоанновне. По-видимому, здесь сыграло роль стремление Анны Иоанновны показать себя во всех делах преемницей Петра I и, кроме того, Анна Иоанновна ставила целью ограничение власти Верховного тайного совета, в чём прокуратура и лично П.И. Ягужинский могли быть чрезвычайно полезны.

В частности, её указом в октябре 1730 г. восстанавливаются должности Генерал-прокурора, прокуроров коллегий и народных судов. В 1733 г. был принят ещё один законодательный акт — «Должности губернского прокурора», который предоставил губернским прокурорам право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением об этом Генерал-прокурора. Если данный протест поддерживался генерал-прокурором, то исполнение решения по делам приостанавливалось. Однако период активизации прокуратуры был недолог. После того как Генерал-прокурор, обязанности которого в то время выполнял всё тот же П.И. Ягужинский, впал в немилость Императрице, прокуратура вновь утратила своё влияние, уступив место созданной в тот период всесильной Тайной канцелярии.

Устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебно-правовой реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. В первую очередь это коснулось соотношения основных классических направлений деятельности прокуратуры. Прокуратура, по сути, была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений), ей была отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем такие шаги законодателя признавались в те времена довольно прогрессивными. Новый порядок уголовного процесса заключался в «трёх положениях: 1) власть обвинительная отделяется от судебной; 2) власть обвинительная, т.е. обнаружение преступлений и преследование виновных, принадлежит прокурорам; 3) власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных». В то же время остро встал существенный вопрос: какому ведомству должна принадлежать прокуратура. Следует отнести её к суду, к администрации или же создать особое ведомство? Несмотря на то, что больше всего точек соприкосновения прокуратура имела с правительственной властью и представляла её интересы перед судом, полное слияние прокуратуры с ней представляло серьезные опасения, законность была бы принесена в «жертву удобства, и прокурорская власть была бы дискредитирована, превратившись в слугу администрации». Не нашло одобрения и построение прокуратуры в составе суда, под руководством судебных коллегий. Предполагалось, что это лишило бы прокуратуру «необходимой энергии и быстроты деятельности». Главенствующим положением должна была сохраняться независимость прокуратуры.

mirznanii.com


Смотрите также