Доклад: История России - возможности изучения:. История изучения россии


История России — возможности изучения

Мировоззрение летописцев — первых историков — было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена с религией — христианством. Возникновение государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство — православие. Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на «наших» — православных и «ненаших» — иноверцев.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем — это было учение «Москва — Третий Рим». Согласно этому учению, Первый Рим — Римская империя — пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим — Византия — пал под ударами турок. «Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать», — писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории «официальной народности», основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: «Самодержавие, православие, народность».

Впечатление разорвавшейся бомбы произвело «философическое» письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп». Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе — католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений «западников» — сторонников всемирно-исторической теории — и «славянофилов» — сторонников локально-исторической теории.

Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития — как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей «самобытною» жизнью, в основе которой лежит идейное начало, «народный дух». Для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.

По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории — материалистическая — стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической теории дало новую трактовку места России во всемирной истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм — это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству».

Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий 1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для которого была «потеря Россией Бога», то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал «Очерки русской смуты».

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая теория, в русле которой сложилось «евразийское направление». Вышел ряд сборников, а также манифест «Евразийство» (1926). Публиковались ежегодники «Евразийский временник», «Евразийская хроника». К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев — это, во-первых, идея об особой миссии России, проистекающая из особого «месторазвития» последней. Евразийцы считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами «месторазвитие» и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство — Россию.

На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими. В середине XVIII века в России состоялось фундаментальное открытие — была изобретена легкая пушка — гаубица «единорог», стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью, разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.

 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

 

reshal.ru

Как изучают историю России?

Апостол 1564 г. — первая книга Московского печатного двора

Апостол 1564 г. — первая книга Московского печатного двора

Слово «история» означает «рассказ о прошлом». Наша страна — Россия — имеет многовековую историю. За это время сменилось столько поколений людей, произошло великое множество событий! Именно благодаря им Россия стала такой, какой мы видим ее сейчас.

Пожалуй, нет такого человека, которому неинтересно было бы знать историю своей страны. Дети часто просят взрослых, бабушек и дедушек рассказать об их жизни, о том, что было раньше. А как же люди узнают О событиях, которые Апостол 1564 г. — первая книга случились В далеком прошлом? Московского печатного двора

В этом ученым помогают исторические источники — остатки прошлого, связанные с деятельностью человека.

Для изучения истории России самые важные и самые многочисленные из дошедших до нас исторических источников — это памятники письменности. Древнейшие рукописные грамоты, документы, летописи, церковные книги содержат интересные факты из жизни наших предков, описания давно ушедших людей и событий. С появлением книгопечатания число книг намного увеличилось, а значит, умножаются и современные исторические знания. Чем ближе к нашему времени, тем больше появляется информации о прошлом, и тут уже важно уметь выбирать и тщательно проверять нужные сведения.

Но нельзя забывать, что любой письменный памятник создавал конкретный человек, с собственным пониманием происходящего. Порой письменные сведения могут быть недостоверными. Для проверки полученных данных историческая наука использует другие источники — вещественные. До наших времен сохранилось множество древних предметов и памятников архитектуры. Во время археологических раскопок в местах поселений людей под слоем земли находят остатки жилищ, старинные вещи: орудия труда, предметы быта, украшения, оружие, одежду, посуду, ремесленные изделия. Они помогают наглядно представить обычную жизнь наших предков.

Оказывается, даже в нашей современной жизни сохранились отголоски прошедших дней.

Географические названия, названия народов, городов, даже улиц иногда скрывают давние истории. Наконец, изучать прошлое страны можно по историям происхождения отдельных семейств и фамилий. Это могут делать не только ученые-историки, но даже вы сами. Именно так, по крупицам, восстанавливается цельная картина прошлого, в том числе и прошлого нашей родины — России.

Узнать древнюю историю Великого Новгорода помогли берестяные грамоты, найденные в городе во время археологических раскопок. Новгородцы писали письма на кусочках березовой коры (бересты), процарапывая буквы острой палочкой.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

История России - возможности изучения

История России - возможности изучения

Мировоззрение летописцев - первых историков - было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена с религией - христианством. Возникновение государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство - православие. Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем - это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".

Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое" письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений "западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и "славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.

Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух". Для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.

По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической теории дало новую трактовку места России во всемирной истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм - это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в "первую в мире страну победившего социализма", в страну, "указывающую путь развития всему человечеству".

Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий 1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для которого была "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал "Очерки русской смуты".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая теория, в русле которой сложилось "евразийское направление". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хроника". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев - это, во-первых, идея об особой миссии России, проистекающая из особого "месторазвития" последней. Евразийцы считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "месторазвитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство - Россию.

На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими. В середине XVIII века в России состоялось фундаментальное открытие - была изобретена легкая пушка - гаубица "единорог", стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью, разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.

globuss24.ru

Теоретические основы изучения истории России

История России

Шпаргалки

Информативные ответы на все вопросы курса «История России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом

Оглавление

1. Теория происхождения восточных славян

2. Возникновение первых русских городов

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

4. Феодальная раздробленость Руси

5. Монголо-татарское нашествие и немецко-шведская экспансия

6. Образование Московского государства в XIV – начале XVI вв. Возвышение Москвы

7. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина

8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в

9. Развитие России после Смутного времени. Крестьянская война под руководством Степана Разина

10. Россия в XVII в. Внутренняя и внешняя политика. Культура

11. Петровские преобразования (1689–1725 гг.). Социально-экономические и административные реформы

12. Великое посольство. Внешняя политика в эпоху правления Петра I

13. Россия в период правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны

14. Россия в период правления Елизаветы Петровны и Петра III

15. Русская культура XVIII в

16. Экономика России во второй половине XVIII в

17. Восстание Емельяна Пугачева

18. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. Реформы 1801–1811 гг

19. Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Поход русской армии 1813–1815 гг

20. Переход к реакционной политике. Аракчеевщина

21. Общественное движение в России в первой четверти XIX в

22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в

23. Внешняя политика России во второй четверти XIX в

24. Предпосылки крестьянской реформы 1861 г. Отмена крепостного права

25. Внешняя политика России в период правления Александра II

26. Россия в период правления Александра III Миротворца. «Контрреформы» 1890-х гг

27. Русско-японская война

28. Первая Российская революция 1905–1907 гг

29. Столыпинская реформа 1906–1917 гг

30. Начало Первой мировой войны

31. Февральская революция в России

32. Основные этапы и причины Гражданской войны 1918–1921 гг

33. Политический строй в России после окончания Гражданской войны

34. Россия в 1917—1920-х гг. Национальная политика Советского государства

35. Политическая борьба в России в 1917–1920 гг

36. Внешняя политика Советского государства после Гражданской войны

37. Развитие отечественной культуры в 1917 – середине 1920-х гг

38. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг

39. Общественно-политическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг

40. Внешняя политика СССР в конце 1920—1930-х гг

41. Вторая мировая война

42. Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)

43. Союзники СССР в войне против фашистов

44. СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг

47. Внешняя политика СССР при Н. С. Хрущеве

48. «Оттепель» и советская культура в конце 1950—1960-х гг

49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг

52 Внутренняя политика СССР в годы перестройки

53. Распад Советского Союза

54. Внешняя политика СССР в годы перестройки

55. Внутренняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг

56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2000 гг

1. Теория происхождения восточных славян

Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиною.

Но убедительных доказательств, что именно эта теория является правильной не найдено. Совершенно определенно известно только то, что в X–XI вв. Русской землей называлось Среднее Приднестровье – земля киевских полян, и именно отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые восточнославянскими племенами. На юге оно было известно намного раньше прихода Рюрика и варягов в Новгородскую область (середина IX в.). Уже в VII в. норманны проникли на Азовское побережье, а в VIII–IX вв. здесь образовалось славяно-варягское княжество, или «русский каганат». Город Тмутаракань стал важным политическим и торговым центром этого государства. В начале и в середине IX в. приазовская Русь совершила набег на византийские владения.

Славянская колонизация Великой Русской равнины началась с ее юго-западного угла, а именно – с Прикарпатского края. Здесь в VI в. возник большой военный союз славян под предводительством князя дулебов. Но уже в течение VII–VIII вв. славяне начинают расселяться по Русской равнине и занимают обширную область, расположенную по линии Волхова – Днепра. В IX–X вв. юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и иверцы, поселившиеся на территории между Днепром и Черным морем; «белые» хорваты, располагавшиеся в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне и бужане, жившие в Восточной Галиции, на берегах Волыни и Западного Буга. По западному берегу Среднего Днепра располагались поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне; еще дальше к северу – дреговичи; на восточном берегу Среднего Днепра, на Десне и ее притоках жили северяне; на реке Согле – радимичи, на реке Оке – вятичи, самое восточное из славянских племен.

Северо-западную часть русско-славянской территории занимало многочисленное племя кривичей, жившее в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины и делившееся на кривичей полоцких, смоленских и псковских. Наконец северную русскую группу составляли ильменские славяне (или новгородские), занимавшие территорию, располагавшуюся вокруг озера Ильмень и по обоим берегам реки Волхов.

2. Возникновение первых русских городов

К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова – Днепра) проходил великий водный путь, который назывался «из варяг в греки». В течение нескольких веков он был главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства.

Следствием этого стало возникновение древнейших русских городов – Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Великого, Пскова, Витебска, Ростова.

Эти города смогли подчинить своей власти окрестные области, создав первую политическую форму на Руси – городовую область, или волость. Такое городовое деление не имело племенного происхождения и не совпадало с ним.

До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным, или родовым. Верховную власть имели старейшины.

В 879 г. в Новгороде стал править родственник Рюрика Олег. Олег вместе с Игорем и дружиной двинулся по пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск, Любич на Днепре и подошел к Киеву. Олег хитростью захватил Киев, покорил славянские и финские племена, а также освободил восточнославянские племена от хазар и стал основателем великого Киевского княжества.

Утвердив свою власть в Приднепровье, Олег в 907 г. отрегулировал торговые отношения между Русью и Византией.

В 912 г. Игорь возглавил Русь. В 944 г . заключил мир с греками.

С 946 г. княгиня Ольга более 10 лет управляла государством. В 955 г. приняла христианскую веру. С этого момента христианство начало распространяться в Киеве.

С приходом к власти Святослав (сын Игоря) предпринял ряд удачных походов на Восток.

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы.

Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от рассказа Владимир решил принять греческое христианство (988 г.) . Его брак в 989 г. с греческой царевной Анной окончательно утвердил христианство в роли господствующей религии Русского государства.

Христианство первоначально было принято только теми племенами, что жили по линии Днепра – Волхова. В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали двоеверие.

Христианство произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену.

Принятие христианства на Руси повлияло на политическое устройство Руси. На киевского князя греческое духовенство перенесло византийское понятие «государь», который был поставлен Богом не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.

Русская церковь возглавлялась киевским митрополитом, который одновременно был и патриархом всея Руси. Его назначал Патриарх Константинопольский, от которого зависела вся русская митрополия. В наиболее важные русские города киевский митрополит ставил епископов.

Был образован Киево-Печерский монастырь. Руководством для церковных судей служил сборник церковных законов «Кормчая книга». Церковному управлению и юрисдикции были подчинены так называемые церковные люди:

1) монахи;

2) белое духовенство с их семьями;

mirznanii.com

История России - возможности изучения

Мировоззрение летописцев - первых историков - было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи

. В летописях история государства тесно переплетена с религией - христианством. Появление государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство - православие. Расширение государства и распростᴘẚʜᴇние христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем - это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Но при этом мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века миʜᴎϲтром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть её в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".

Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое" письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии

. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений "западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и "славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.

Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Локально-историческая теория изучения получила значительное распростᴘẚʜᴇние в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, полагали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух". Важно понимать - для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.

По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей зарубежный путь.

С распростᴘẚʜᴇнием на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической теории дало новую тракᴛᴏʙку места России во всемирной истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм - это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в "первую в мире страну победившего социализма", в страну, "указывающую путь развития всему человечеству".

Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий 1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для которого была "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал "Очерки русской смуты".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая теория, в русле которой ᴄᴫᴏжилось "евразийское направление". Вышел ряд сборников, а кроме того манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хроника". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев - это, во-первых, идея об особой миссии России, проистекающая из особого "месторазвития" последней. Евразийцы полагали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "месторазвитие" и постоянно взаимодействующие с ними

. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство - Россию.

На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распростᴘẚʜᴇния фундаментальных открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими

. В середине XVIII века в России состоялось фундаментальное открытие - была изобретена легкая пушка - гаубица "единорог", стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью, разрывными бомбами

. В ходе второй половины XVIII века границы России достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.

Список использованной литературы и источников

Для подгоᴛᴏʙки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

>> История России - возможности изучения

О возможности применения структурно-демографической теории при изучении истории России XVI века
Изучение истории становления и развития методики преподавания математики в России
История изучения социальных отклонений в России
Изучение истории России в США
История изучения ополий Центральной России: ландшафтный аспект
Из истории географического изучения территории России
Из истории географического изучения территории России
М.М.Богословский и его методология по изучению истории России
Период изучения истории революционного терроризма в России во второй половине 1980-х годов
Теоретические основы изучения истории России

Похожие документы

Экономическое развитие России в первой половине XIX века.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.: кризис феодальных отношений и зарождение основ капиталистического хозяйства. <B>Основные черты экономического развития. В последние десятилетия существования крепостничества Россия вступила в полосу кризиса всего феодального строя. Разложение феодализма достигло той стадии, на которой существовавшие феодальные общественные отношения ( и прежде всего крепостное право ) мешали дальнейшему развитию производительных сил, тормозили развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры. На смену феодальной формации шел более прогрессивный общественный строй - капитализм. ...

Три революции в России

Выполнила: Епишина Мария ИНиНМ НиН 2-1                                                                                                                                                                              Преподаватель: Низовцева Галина Петровна Три революции в России. &nbsp; ...

Таможенная политика СССР и России

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары ,сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы" , в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности. ...

Существовали ли сословия в России?

Аналитическая работа по Истории Отечества. &nbsp; Тема: Какие изменения произошли в социальной стрyктyре российского общества в 17- 18вв.? Назовите основные сословия и какими докyментами регламентировалось их социальное положение? Выполнил : Корнилов О. ...

Становление власти в России

Процесс . Для того, чтобы понять процесс становления государственности на Руси, позже в России, а затем и в СССР, необходимо сопоставить его с параллельно происходившим, отчасти как бы встроенным в него процессом формирования технологий власти, подразумевая, что речь идет о двух синхронных, отчасти взаимообусловленных процессах, но ...

bigreferat.ru

Доклад: История России - возможности изучения

Мировоззрение летописцев - первых историков - было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена с религией - христианством. Возникновение государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство - православие. Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем - это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".

Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое" письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений "западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и "славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.

Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух". Для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.

По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической теории дало новую трактовку места России во всемирной истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм - это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в "первую в мире страну победившего социализма", в страну, "указывающую путь развития всему человечеству".

Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий 1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для которого была "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал "Очерки русской смуты".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая теория, в русле которой сложилось "евразийское направление". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хроника". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев - это, во-первых, идея об особой миссии России, проистекающая из особого "месторазвития" последней. Евразийцы считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "месторазвитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство - Россию.

На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими. В середине XVIII века в России состоялось фундаментальное открытие - была изобретена легкая пушка - гаубица "единорог", стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью, разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.

superbotanik.net


Смотрите также