История почты в России. Истории почта россии


Любимая Почта России — Истории из жизни

Пошла недавно на почту – посылку забирать. По треку отслеживания увидела, что пришла она пару дней назад, почта в эти дни работала, извещения или хотя бы звонка никакого не было. Естественно, я спросила об этом у операторов, на что мне ответили:

– Девушка, а вы знаете, сколько у нас работы?

Ответили грубо, таким тоном, словно я что-то сверхъестественное спросила. Я сказала, что это очень важная посылка, в ней лекарственные препараты, и они нужны срочно, без таких вот задержек. Мне снова в ответ нагрубили, сославшись знаете на что? На низкую заработную плату! Якобы, они за копейки работают, могут и нарушить порядок иногда. Прекрасно просто! А кто вас просит за копейки работать, не нравится – уходите, ищите другую работу, а раз уж устроились, то выполняйте всё, что должны.

Короче, нахамили мне там знатно, пришла домой, естественно, злая. Заказывать что-то по почте желание пропало окончательно. Я знаю, что там систему пытаются хоть как-то наладить, вон в социальных сетях стабильно посылки отслеживают, на вопросы в течение пары минут отвечают, мониторят и работают. Почему только в социальных сетях? Почему уже нельзя как-то наладить оффлайн работу Почты России? Над нами весь мир смеется за потерянные посылки, за хамоватых теток, за вечный бардак на почте.

А ещё была ситуация. Заказные письма и маленькие пакеты они, по идее, должны приносить в почтовый ящик. Муж ждал важное заказное письмо, его всё не было и не было, поехал на почту. Они там заявляют:

– Мы вам в начале недели звонили, сказать, что ваше письмо пришло, вы трубку не брали.

Естественно он трубку не брал, он был на работе! И они позвонили один раз, сами, разумеется, к нам домой не пошли, ведь зачем оно надо, можно ведь всё свалить на получателя, сам виноват. Я от этой наглости просто в шоке!

 

Автор: n######@mail.ru

Фото: Skitterphoto

Навигация по записям

y-story.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия
экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dvc.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dikc.academic.ru

История почты России — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу[en] коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III (1462—1505) устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распроеницу на это уходило гораздо больше времени.

18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок[3] В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты)[4]. Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.

Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой[5].

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу[6]. Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно[7]. Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла[8].

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют[2]. »

Российская империя

В XVIII веке

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург[9]. При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711[10]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции[9].

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&010 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов[9]. Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте[11].

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[12].

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте[9].

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России»[13].

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам[14].

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек[9].

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции[9].

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты. С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга, а с 27 февраля 1846 года — Москвы. С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно[15].

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук[9].

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.[9]

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками[15].

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе[en] всеми европейскими правительствами[1].

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства — органы местного самоуправления. В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки. Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

Основная статья:

o-ili-v.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

История почты в России - это... Что такое История почты в России?

Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Берестяная грамота

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.

Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[1], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране.[1] Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».[1]

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

« …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.[1] »

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. Были учреждены первые почтамты в Москве (1711[2]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.

Российская империя

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году обшая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.

Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[3].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Кисин (1969).
  2. ↑ По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  3. ↑ В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты. (Проверено 8 декабря 2008)
    • Ч. 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Ч. 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Семёнова Е. Сущий мученик 14-го класса // Независимая газета. — 2006. — № 6 (3686). — 17 января. (Проверено 8 декабря 2008)
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с (Проверено 8 декабря 2008)
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.) (Проверено 8 декабря 2008)
  • Связь // Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам: Вып. 4. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000. (Проверено 8 декабря 2008)

Ссылки

Почтовые марки и история почты стран и территорий мира

Европа

Азия Америка Африка АвстралияОкеанияАнтарктика Почтовыеотделенияза границей Колониальнаяпочта Связанныетемы
Абхазия · Австрия · Азербайджан · Азорские острова · Армения · Белоруссия · Босния и Герцеговина · Ватикан · Великобритания ·Мэн · Венгрия · Восточная Румелия · Греция · Грузия · Далмация · Дания · Ирландия · Исландия · Карелия · Кастелоризо · Кипр · Косово · Крит · Латвия · Литва · Мадейра · Македония · Мальта · Мальтийский орден · Молдавия · Ольштын · Польша · Португалии · Приднестровье · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · СССР · Украина · Фарерские острова · Финляндия · Хорватия · Черногория · Чехия · Чехословакия · Швейцария · Швеция · Эпир · Эстония · Югославия · Южная Осетия
Абу-Даби · Аден · Аннам и Тонкин · Афганистан · Бангкок · Восточный Тимор · Вьетнам · Гонконг · Индокитай · Ирак · Израиль · Казахстан · Китай · Киргизия · КНР · Корея · Кувейт · Макао · Малайзия · Палестина · Палестинская автономия · Португальская Индия · Стрейтс-Сетлментс · Таджикистан · Таиланд · Тува · Туркменистан · Турция · Узбекистан · Цейлон · Шарджа
Аргентина · Багамы · Бразилия · Британская Гвиана · Датская Вест-Индия · Зона Панамского канала · Канада · Колумбия · Конфедеративные Штаты Америки · Куба и Пуэрто-Рико · Мексика · Нидерландские Антилы · США · Чили · Фолкленды · Ямайка
Алжир · Ангола · Анжуан · Верхний Сенегал и Нигер · Габон · Германская Восточная Африка · Джубаленд · Диего-Суареш · Кионга · Киренаика · Коморские острова · Ливия · Майотта · Марокко · Мозамбик · Ньяса · Обок · Сенегамбия и Нигер · Танжер · Тете · Триполитания · Фернандо-По · Чад · Эритрея · Эфиопия экс-британскиеколонии
Басутоленд · Бечуаналенд · Британская Центральная Африка · Британская Восточная Африка · Восточная Африка и Уганда · Капская колония · Кения, Уганда, Танганьика · Наталь · Оранжевое Свободное Государство · Родезия и Ньясаленд · Свазиленд · Сомалиленд · Стеллаленд · Танганьика · Танзания · Трансвааль · Зулуленд
ААТ · Австралия · Аитутаки · Антарктическая филателия · БАТ · Гуам · Западный Ириан · Каролинские острова · Кокосовые (Килинг) острова · Новая Гвинея · Новая Зеландия · Новые Гебриды · Новый Южный Уэльс · Норфолк · Остров Вознесения · Остров Рождества · Острова Гилберта и Эллис · Папуа Новая Гвинея · Территория Росса · Французская Полинезия
Австрийские Британские Германские Российские Французские Японские

за границей · на Крите · в Лихтенштейне · в Османской империи

за границей · в Африке · в Бушире · в Китае · в Марокко

за границей · в Китае · в Марокко · в Османской империи · на Занзибаре

за границей · в Египте · в Китае · на Крите · в Османской империи · на Занзибаре

в Корее

Великобритании · Германии · Испании · Италии · Нидерландов · Португалии · США · Франции · Японии

Почтовые марки · Легендарные марки · Филателия · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Персоналии

Список почтовых администраций мира  |  Список всех статей по почте и филателии  |  Категория:Филателия  |  Портал:Филателия  |   Проект:Филателия

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru


Смотрите также