Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Анисимов история россии


Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Вы не найдете в этой книге сухих фактов и безликих исторических персонажей. И неудивительно – ведь она написана Е. В. Анисимовым, известным историком и писателем, лауреатом Анциферовской премии, автором двадцати книг по истории России! Книга имеет весьма оригинальную структуру – наряду с последовательным, хронологическим изложением истории в ней выделены рубрики "Люди", "События", "Даты". Причем каждая страница книги посвящена определенному историческому событию, известной личности или знаменательной дате. Читать книгу можно практически с любого места. Скучать вам явно не придется! Перед вами предстанут живые люди в водовороте событий!

Содержание:

Евгений Викторович АнисимовИстория России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Предисловие

Что остается в нашей памяти от прошлого? Вспомним свою собственную жизнь: исторические события, которые от нас не зависят, но порой кардинально меняют нашу жизнь; даты, которые памятны всему человечеству или которые помним только мы и наши близкие, и, наконец, люди. Одни где-то высоко от нас, но они решают нашу судьбу, другие всегда рядом с нами, а сколько еще случайных встреч, порой роковых или символических. По большому счету, история состоит из историй отдельных людей, которые переплетаются в пеструю ткань истории города, народа, государства, мира. История заключается в непрерывном движении и вечной смене событий, дат, людей. Подобно волнам прибоя, события истории, рождаемые как морские волны в неведомой толще океана, идут непрерывной вереницей – одно за другим, одно за другим. Они набегают на берег, где стоим мы, беззащитные и слабые перед их силой, и думаем: "Только бы это не девятый вал, только бы не волна-убийца цунами, которая сметет нас с берега!" Войны, репрессии, реформы, правления добрых и злых правителей, эпидемии, урожайные и голодные годы, землетрясения, битвы, а потом снова войны, репрессии, реформы, правления, эпидемии – и так непрерывно, как волны, одна за другой.

Мне кажется, что выделение этих трех позиций – событий, дат и людей – поможет отойти от принятого в учебниках и пособиях скучного, однообразного и порой даже занудного линейного изложения российской истории. Это придаст рассказу об истории нашей страны от Рюрика до Путина то естественное разнообразие, которое всегда присутствует в нашей жизни и которое позволит перенести внимание с крупного, судьбоносного события, явления, процесса на интересную, важную дату, на историческую личность или группу людей. Конечно, восприятие индивидуально, и кому-то из читателей могут показаться произвольными мои градации. Однако я исходил из своих многолетних исследований и размышлений над историей нашей страны и из того, что в изучении истории порой нужно "перебегать от телескопа к микроскопу" – видеть звездное небо и ничтожный по размеру микроб. Я старался писать просто, но не примитивно, стремился охватить важнейшие события и даты, но не превратить при этом историю в каталог или хронологическую таблицу. Я считаю, что людям всегда интересны люди, и поэтому ни один период не обходится без новеллы о конкретном человеке. Но и здесь я не хотел создать подобие биографического словаря – их и так издается много. Под рубрикой "Люди" я стремился показать человека на переломе его жизни, в самые важные моменты истории или оценить его роль в грандиозных событиях его эпохи. И старался не забывать (насколько позволяло определенное не мною пространство книги) об интересных фактах, мелочах (в которых, как известно, кроется дьявол), по возможности старался коснуться спорных вопросов, слухов и сплетен, которые всегда, как шлейф, тянутся за событиями, датами и людьми. В конце книги я поместил довольно подробную хронологическую таблицу, которая поможет читателю восполнить что-то пропущенное мной, связать ниточку разорвавшихся событий, найти какой-то факт, имя или дату. И тогда, стоя на берегу океана времени, мы сможем иногда, не глядя на приближающиеся волны, не считая их, поднять глаза и спокойно обозреть, как писал Пушкин, "грядущего волнуемое море", утешаясь мыслью, что не мы первые и не мы последние стоим на этом берегу…

Е. Анисимов Санкт-Петербург, 2006

Древняя Русь (IX-XIII вв.)

Киевская Русь (IX-XII вв.)

Первое появление славян в мировой истории

В "Повести временных лет" – основном нашем источнике по начальной истории Руси – рассказано продолжение знаменитой библейской истории о Вавилонской башне, когда единый человеческий род рассеялся по всей земле. В "Повести" сказано, в частности, что племя Иоафета, включавшее в себя 72 народа, двинулось на запад и на север. От этого племени и произошли "так называемые норики, которые и есть славяне". "Спустя много времени, – продолжает летописец, – сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи… Когда… славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне". А вот что сообщает летопись о племенах, составивших впоследствии русский народ: "…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город, и назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской".

Легендарная история изучается не одно столетие, и о происхождении славян в науке нет единого мнения. Многие историки думают, что славяне начали движение по земле не с берегов Тигра и Евфрата, а с побережья Балтийского моря, откуда их начали вытеснять воинственные племена германцев. Славяне двинулись в Восточную Европу, постепенно осваивая ее пространства к востоку и к югу, пока не столкнулись на Дунае с византийцами, которым они и стали известны под своим именем – "славяне". Это произошло не ранее VI в. Встретив сопротивление на Дунае, часть славянских племен осела на границах Византии, а часть сдвинулась к северо-западу и северо-востоку. Так произошел распад единой массы славян на южных, западных и восточных. Неудивительно, что отзвуки этого распада слышны и в "Повести временных лет".

Археологи, изучив сохранившиеся в земле свидетельства жизни славян той эпохи, пришли к выводу, что на огромной равнине от современной Праги до берегов Днепра и от среднего течения Одера до Нижнего Дуная в VI-VII вв. н. э. существовала единая славянская культура, которую условно назвали "пражской". Это видно по характерным для славян типам жилища, домашней утвари, украшениям женщин, по видам захоронений. Все эти дошедшие до нас следы свидетельствуют о единстве материальной, духовной культуры, а также общности языка и самосознания славян на огромном пространстве. Здесь и однотипные небольшие, неукрепленные поселки, состоящие из деревянных полуземлянок с печью в углу (а не в центре, как у германцев). Тут находили остатки лепной грубой посуды. По форме этой керамики славяне отчетливо принадлежат к племенам "горшочников", в отличие от германцев – "мисочников". Горшок всегда оставался главным "орудием" славянской, а потом и русской хозяйки. В праславянском языке слово "миса" – германского происхождения, тогда как "горшок" – исконно славянское слово. Единство заметно и в женских украшениях, мода на которые была общей для славянских женщин на всем пространстве распространения "пражской культуры". Единым был и похоронный обряд: покойника сжигали и обязательно над его прахом насыпали курган.

У разных славянских племен, образовавших впоследствии русский народ, был свой путь в истории. Установлено, что поляне, северяне и древляне пришли на Среднее Поднепровье, Припять, Десну с берегов Дуная; вятичи, радимичи и дреговичи двинулись на восток к местам своих расселений из земли "ляхов", т. е. из района Польши и Белоруссии (там до сих пор есть названия рек Вяча, Вятка, Ветка). Полочане и новгородские словене шли с юго-запада через Белоруссию и Литву. У славян на северо-востоке складываются устойчивые, повторяющиеся типы захоронений, точнее, два основных – так называемая "культура длинных курганов" и "культура новгородских сопок". "Длинные курганы" – вид захоронений псковских, смоленских и полоцких кривичей. Когда умирал человек, над ним насыпали курган, который примыкал к уже существовавшему старому погребальному кургану. Так из слившихся курганов возникала насыпь, порой достигавшая в длину сотен метров. Новгородские словене хоронили своих покойников иначе: их курганы росли не в длину, а вверх. Прах очередного покойника хоронили на верхушке старого кургана и насыпали над новым захоронением землю. Так курган вырастал в высокую, 10-метровую сопку. Все это происходило не ранее VI в. и продолжалось до X в., когда у славян возникла государственность.

profilib.net

Евгений Анисимов. "История России от Рюрика до Путина"

Евгений Анисимов - российский историк, автор более двухсот работ. Наиболее известная его книга освещает основные события в отечественной истории, начиная со времен Древней Руси и заканчивая началом 21 столетия. Тема сегодняшнего повествования - биография и научная деятельность Евгения Анисимова. В статье также рассказано о самой популярной книге историка, а также о том, что думают о ней российские читатели.

евгений анисимов

Студенческие годы

Анисимов Евгений Викторович родился в 1970 году, в городе Александрове Владимирской области. В одном из интервью он однажды признался в том, что в детстве был довольно замкнут и общению со сверстниками предпочитал чтение.

Недалеко от дома, где провел детство будущий учёный, находился небольшой магазин, в котором в августе можно было приобрести учебники на будущий год. Евгений, в отличие от большинства детей и подростков, уже в начале сентября прочитывал весь школьный материал.

Однажды в руки ему попал роман "Пётр Первый". В юные годы Анисимов, конечно, не мечтал стать профессором исторических наук. Но благодаря роману Алексея Толстого решил, что непременно после окончания школы уедет в Ленинград.

Мечта сбылась. Образование будущий историк получал в Ленинграде. Будучи студентом первого курса, он всё ещё пребывал под впечатлением прочтенного в детстве романа Толстого. Его интересовала превыше всего история России Петровской эпохи. Но в какой-то момент он заинтересовался Античностью.

Анисимов изучал исторические труды о Древней Греции и Древнем Риме. Он читал произведения античных авторов. Кроме того, стал посещать курсы греческого языка. Удивительно, но молодому человеку словно ничего больше для счастья не нужно было.

Много лет спустя Евгений Анисимов на одной из лекций в Европейском университете высказал свою точку зрения относительно судьбы ученого. Согласно его мнению, часто спутником исследователя становится безденежье. Но в голове учёного происходит постоянно удивительный процесс. То, что когда-то было неясным и туманным, вдруг становится понятным. И в этом настоящее счастье.

анисимов евгений викторович

Научная деятельность

Анисимов - автор многочисленных книг. Но утверждает, что изданные произведения для него сегодня не имеют значения. Важен сам процесс поиска истины как составляющей жизни историка.

В 1970 году Евгений Анисимов окончил исторический факультет ЛГПИ имени Герцена. Спустя пять лет защитил кандидатскую диссертацию. В середине восьмидесятых годов Евгений Анисимов уже был доктором исторических наук.

Герой сегодняшнего повествования является специалистом по российской истории 17-18 веков. Много лет преподает в ведущих санкт-петербургских вузах. Евгений Викторович Анисимов является первым российским историком, создавшим научные биографии императриц Елизаветы Петровны и Анны Иоановны.

В качестве приглашенного профессора с конца восьмидесятых годов он начал преподавать в университетах США. Кроме того, Евгений Анисимов участвует в просветительских проектах на телевидении. В разное время он вел такие программы, как "Дворцовые Тайны", "Кабинет истории". Проекты эти были запущены в начале двухтысячных на канале "Культура".

история россии от рюрика до путина

Книги

Среди наиболее известных трудов историка Евгения Анисимова стоит назвать следующие:

  • "Елизавета Петровна".
  • "Россия без Петра".
  • "Безвременье и временщики".
  • "Царь и город".
  • "Дворцовые тайны".
  • "Русская пытка".
  • "Багратион".
  • "Императорская Россия".

Ниже представлена информация о книге российского ученого, заслужившей довольно противоречивые отзывы читателей.

"История России от Рюрика до Путина"

В одном из издательств Анисимову предложили однажды написать книгу, которая охватила бы всю отечественную историю. Сперва он отказался, потому как специализируется на 17-18 столетиях. Попозже всё-таки приступил к работе. В результате был создан исторический труд, который сегодня рекомендуют своим студентам многие преподаватели вузов.

евгений анисимов историк

Отзывы

Книга "От Рюрика до Путина" написана, конечно, в публицистическом стиле. Но в ней присутствуют и элементы художественного повествования. Это одна из причин, почему книга Евгения Анисимова пользуется большой популярностью среди представителей молодого поколения.

Необычная подача материала, живой язык, интересная характеристика знаменитых исторических фигур - всё это достоинства произведения "От Рюрика до Путина".

Сам же автор однажды признался, что при создании этой книги у него начались проблемы со здоровьем. Позже оказалось, что у него невроз, являющийся следствием переживаний - так тяжело было ученому переосмысливать причины страшных, кровавых событий, которых в отечественной истории в избытке.

Даты в тексте упоминаются нечасто. Им Анисимов отвел отдельную главу в своей книге. Согласно мнению читателей, еще одним достоинством стиля повествования автора "От Рюрика до Путина" является некая отстраненность. Анисимов не навязывает своего мнения. Он предоставляет читателю возможность сделать выводы самому.

Конечно, и здесь не обошлось без отрицательных отзывов. "Проповедник западного уклада жизни" - так назвал автора книги один из читателей. Кроме того, согласно отдельным отзывам, в произведениях Анисимова присутствуют, как ни странно, неточности, исторические расхождения.

fb.ru

Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Вообще-то кудесники, волхвы были языческими жрецами, очень влиятельными в среде своих соплеменников до принятия христианства. Они оспаривали власть над народом у пришлых князей. Возможно, этот конфликт отразился в известной всем со школьных лет легенде о смерти Вещего Олега "от коня своего", что ему будто бы предсказал волхв. Больше следует доверять сообщению, что беспокойный воин-конунг Олег погиб в одном из своих обычных завоевательных походов, на этот раз на Каспий, куда он отправился в 943 г. Олегу удалось завоевать богатый прикаспийский город Бердаа в устье Куры. Тут он и решил обосноваться окончательно, основав варяжское княжество. Известно, что подобным образом варяги действовали и в других землях. Но местные властители разбили малочисленную варяжскую дружину Олега, не получившую вовремя подмоги из Скандинавии. В этом сражении погиб и Олег. Поэтому во время очередного похода викингов на Византию в 944 г. мир с византийцами заключал уже пришедший на смену Олегу Игорь.

Правление Игоря Старого

Преемником Олега стал Игорь (Ингвар) по прозвищу Старый. Он с ранних лет жил в Киеве, который стал для него родным домом. О личности Игоря мы знаем мало. Это был, подобно Олегу-Хельгу, воин, суровый варяг. Он почти не слезал с коня, покоряя племена славян и облагая их данью. Как и Олег, Игорь совершал набеги на Византию. Первый его поход вместе с Олегом в 941 г. провалился. Греки сожгли русские суда так называемым "греческим огнем" – снарядами с горящей нефтью. Более удачным оказался второй поход в 944 г. На этот раз греки решили откупиться от скандинава дорогими тканями и золотом. Именно этого Игорь и добивался – он тотчас повернул домой. При Игоре из степи на смену хазарам пришли новые противники – печенеги. Их первое появление отмечено в 915 г. С тех пор опасность набегов кочевников с юга и востока постоянно усиливалась.

Русь была еще не сложившимся государством. Она протянулась с юга на север вдоль единственных коммуникаций – водных путей, и их-то как раз контролировали князья-варяги. Вообще летописи навязывают нам представление о Рюрике, Олеге, Игоре как о полновластных правителях из княжеской династии Рюриковичей. На самом же деле князья-варяги такими правителями не были. Конунги были лишь предводителями варяжских дружин и зачастую, отправляясь в походы, действовали в союзе с другими конунгами, а потом от них откалывались: либо уезжали в Скандинавию, либо устраивались – "садились" на завоеванных ими землях, как произошло с Олегом в Киеве. Вся сила варяжских конунгов состояла в их могучих дружинах, постоянно пополняемых все новыми бойцами из Скандинавии. Только эта сила и объединяла удаленные друг от друга земли Русского государства от Ладоги до Киева.

При этом конунг-князь в Киеве разделял владения между родственниками и союзными конунгами для их "кормления". Так, Игорь-Ингвар отдал Новгород сыну Святославу, Вышгород – жене Ольге, а древлянские земли – конунгу Свенельду. Каждую зиму, как только замерзали реки и болота, конунги отправлялись в "полюдье" – они объезжали свои земли (совершали "кружение"), судили, разбирали споры, собирали "урок". Так поступали конунги и в Скандинавии во время подобных объездов. Как сообщает летописец, еще в XII в. во Пскове хранились сани, на которых княгиня Ольга ездила в полюдье; но, видно, в Пскове ее застала весна и сани пришлось там бросить. Они же наказывали "отложившиеся" за лето племена: отношения с местной славянской племенной элитой у варягов были долгое время непростыми, пока верхушка ее не начала сливаться со скандинавскими дружинниками. Принято считать, что процесс слияния славянской и варяжской верхушки произошел не ранее начала XI в., когда сменилось пять поколений властителей, уже родившихся на Руси. Точно такой же процесс ассимиляции происходил в других завоеванных викингами землях – во Франции (Нормандия), Ирландии.

Игорь погиб во время обычного по тем временам полюдья в 945 г., когда, собрав в земле древлян дань, он не удовлетворился ею и вернулся за добавкой. По другой версии, Древлянская земля была во власти конунга Свенельда. Когда он и его люди появились в Киеве в богатых нарядах, взятых у древлян, дружину Игоря охватила зависть. Игорь отправился в столицу древлян – город Искоростень, чтобы взять дань и для себя. Жители Искоростени возмутились этим беззаконием, схватили князя, привязали его за ноги к двум согнутым могучим деревьям и отпустили их. Так бесславно погиб Игорь.

Княгиня Ольга

Неожиданная гибель Игоря привела к тому, что его жена княгиня Ольга (Хельга, или Елга) взяла власть в Киеве в свои руки. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой и до брака с Игорем жила во Пскове. После гибели Игоря она объехала свои владения и всюду установила четкие размеры "урока". При ней возникли административные центры округи – "погосты", где сосредоточивалась дань. В легендах Ольга прославилась своей мудростью, хитростью и энергией. Она была первой правительницей, понявшей значение христианства для своей страны. Об Ольге известно, что она первая из русских властителей принимала в Киеве иностранных послов, прибывших от германского императора Оттона I. Страшная гибель мужа в Искоростени повлекла за собой не менее ужасающую месть Ольги древлянам. Когда они направили к ней послов для переговоров (древляне хотели, согласно племенным обычаям, покончить распрю женитьбой своего князя на Ольге-вдове), княгиня приказала закопать их в землю живыми.

Через год Ольга хитроумным способом сожгла древлянскую столицу Искоростень. Она собрала с горожан легкую дань в виде живых голубей и воробьев, а потом приказала привязать к их лапкам тлеющие труты. Выпущенные на волю птицы вернулись в город и подожгли его со всех сторон. Воинам княгини оставалось только брать в рабство спасавшихся от грандиозного пожара горожан. Летописец сообщает нам, как Ольга обманом расправилась с древлянскими послами, прибывшими в Киев с миром. Она предложила им перед началом переговоров помыться в бане. Пока послы наслаждались парилкой, воины Ольги завалили двери бани и погубили врагов в банном жаре.

Это не первое упоминание бани в русской летописи. В Никоновской летописи рассказывается о приходе святого апостола Андрея на Русь. Потом, вернувшись в Рим, он с удивлением рассказывал о странном действе в русской земле: "Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят так постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовение себе, а не мучение". После этого сенсационная тема необыкновенной русской бани с березовым веником станет непременным атрибутом множества путевых заметок иностранцев на многие века, со средневековых времен и до наших дней.

Ольга совершала и дальние путешествия. Она дважды побывала в Константинополе. Во второй раз, в 955 г., ее, как знатную язычницу, принимал император Константин VII Багрянородный. Ольга стремилась найти в лице императора Византии союзника, хотела заручиться поддержкой греков. Было ясно, что без принятия христианства сделать это непросто. Княгиня издавна была знакома с христианами в Киеве и разделяла их веру. Но окончательно она решилась, когда увидела святыни Царьграда, оценила могущество этого великого христианского города. Там Ольга крестилась и стала Еленой, причем просила самого императора Константина быть ее крестным отцом. Впрочем, по одной из версий, она поступила так, чтобы отбить у императора охоту ухаживать за красивой северянкой, – ведь крестный отец считался родственником.

Княжение Святослава Игоревича

В 957 г. сын Игоря и Ольги Святослав (Сфендислейф) достиг 16-летнего возраста, и мать, княгиня Ольга, уступила ему власть. Он правил Русью, как и его отец Игорь, с коня: почти непрерывно воевал, совершая со своей дружиной набеги на соседей, нередко весьма дальних. Сначала он воевал с Хазарией, подчинил (как сказано в летописи – "налез") платившее хазарам дань славянское племя вятичей, потом разбил волжских булгар, обложил их данью. Затем Святослав двинулся на уже ослабевший к тому времени Хазарский каганат и в 965 г. овладел его главным городом Саркелом. Через 3 года, дождавшись большой помощи из Скандинавии, Святослав вновь напал на хазар и окончательно разгромил каганат. Он подчинил себе также и Тмутаракань в Приазовье, которая стала одним из удаленных от Киева русских княжеств, что породило известную присказку про "езду в Тмутаракань" как про поездку в дальнюю, глухую сторону.

profilib.net

Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Несмотря на казнь Пустосвята, положение в столице оставалось настолько напряженным, что Софья и ее окружение боялись оставаться в Москве. 20 августа царское семейство уехало в Коломенское и, к общему изумлению патриарха и народа, не явилось в Успенский собор на новогоднее богослужение 1 сентября. Такого не бывало со времен Ивана Калиты! Софья тем временем принимала в Коломенском дворце депутацию выборных от стрельцов, а также встречалась с самим Хованским, который уверял царевну в своей преданности. Но она не верила ни стрельцам, ни их главе, который не таясь молился по старому обряду. До Софьи доходили слухи, что все действия стрельцов и раскольников направляет именно Хованский, сам мечтающий о шапке Мономаха.

Поэтому семья Романовых стала метаться вокруг Москвы: сначала двор переехал в село Воробьево, потом в Павловское, затем в Саввин-Сторожевский монастырь, а потом двинулся в сторону Троице-Сергиева монастыря, за толстыми стенами которого можно было пересидеть любую осаду. Остановившись по пути в монастырь в селе Воздвиженском, Софья разослала указы о начале похода и явке всех служилых людей в Воздвиженское к 18 сентября. Это было фактическое объявление войны Хованскому.

Князь В. В. Голицын тем временем укреплял монастырь и дал приказ иноземцам на русской службе явиться в Троицу. Но конфликт разрешился быстрее. Хованского хитростью удалось выманить из Москвы, и по дороге в Воздвиженское верные Софье люди схватили его вместе с сыном и тотчас казнили обоих прямо у большой Московской дороги. Обескураженные стрельцы послали к Софье выборных с покаянием. Во главе Стрелецкого приказа правительница поставила думного дьяка Федора Шакловитого, которого многие считали любовником царевны. На Красной площади сломали триумфальный столб в честь "победы" стрельцов, 6 ноября 1682 г. двор вернулся в Кремль, и жизнь вошла в привычное русло.

Просвещенность правления Софьи проявилась в 1685 г., когда Сильвестр Медведев предложил правительнице проект открытия университета. Медведев отличался необыкновенной для тех времен ученостью, был духовником Софьи и придворным поэтом, сочинявшим вирши к торжественным случаям. Предложение Медведева создать университет встретило сопротивление консервативного патриарха Иоакима, который с давних времен подозревал Медведева в ереси. Проект создания университета преобразовался в предложение об учреждении Славяно-греко-латинской академии. Профессора с Украины преподавали здесь языки, философию, логику и другие характерные для средневековых университетов гуманитарные науки. Академия стала одним из главных оплотов просвещения в России начала Петровской эпохи.

К концу 1680-х гг. правительница все больше нервничала. Видя, как взрослеет и мужает Петр, она хотела всячески упрочить власть Милославских. Для этого в 1684 г. она женила послушного ее воле брата, царя Ивана, на девице Прасковье Салтыковой. Получив детей от этого брака, Софья могла закрепить трон за потомками Милославских – ведь после смерти Ивана царем становился его сын. В 1689 г. Нарышкины сделали "ответный ход" – Петра венчали с Евдокией Лопухиной. Все понимали, что приближается время нового противостояния Нарышкиных и Милославских, Петра и Софьи…

Князь Василий Голицын

Последние годы регентства Софьи первое место в управлении занимал князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714). Он выдвинулся при царе Федоре, а при Софье стал первым министром. Знающий три языка, поклонник западной культуры, Голицын жил в доме, устроенном на западный манер: резная мебель, статуи, картины, астрономические приборы, множество книг. Известно, что князь намеревался провести преобразования в военной и государственной сфере, но по характеру он не отличался решительностью и волей. Формально находясь на вершине власти, он подчинялся более жесткому и упрямому Шакловитому. Не состоялся Голицын и как военачальник. Возглавляя армию в двух Крымских походах 1687 и 1689 гг., он не снискал лавров победителя и едва унес ноги из-под Перекопа, устилая степи телами своих ратников, умерших от голода и болезней.

Более успешной была деятельность В. В. Голицына как руководителя внешнеполитического ведомства – Посольского приказа. После Андрусовского перемирия 1667 г. отношения с Польшей оставались напряженными. Главным яблоком раздора был Киев. Россия, получившая Киев по договору в Андрусово на 2 года, расставаться с ним не хотела. Разрешение нескончаемых споров русских и поляков пришло с неожиданной стороны. К началу 1680-х гг. и для Речи Посполитой, и для России первостепенной проблемой стала оборона рубежей от крымских татар, усиливших натиск на южные границы славянских государств, а также от турок, угрожавших всей Центральной Европе. В 1684 г. был заключен антитурецкий польско-австрийский союз, к которому примкнула Венеция. В этом же году после долгих переговоров (послы съезжались 39 раз!) на старом месте, в Андрусово, русские и поляки решили "дружить против" турок и татар, причем России отводилась роль покорительницы Крыма. Взамен Польша соглашалась на "вечный мир" и с большой неохотой уступала Киев России за 146 тыс. рублей. Соглашение подписали в Москве 21 апреля 1686 г. После этого волей-неволей пришлось идти в Крымский поход. "Вечный мир" стал несомненным успехом правительства Софьи и ее собственной удачей. Недаром именно тогда она впервые стала упоминаться как "самодержица". Но успех этот ей не помог. Неудачные Крымские походы навсегда погубили репутацию князя Василия Голицына и самой правительницы.

Российская Империя (1721-1917)

Эпоха Петра Великого

Юность Петра I в Преображенском

После стрелецкого бунта 1682 г. и провозглашения Ивана Алексеевича царем род Нарышкиных был оттеснен от власти. Семья 10-летнего Петра (его мать, царица Наталья Кирилловна, сестра Наталья, другие родственники и приближенные) переехала в подмосковный дворец Преображенское, где и прошли юные годы будущего императора. Страшное зрелище стрелецкого бунта, ужасная гибель родных на копьях разъяренных стрельцов – все это глубоко запало в душу мальчика, породило в нем страх и ненависть. Он боялся покушений, ненавидел стрельцов, старую Москву, вообще "старину", все, что казалось ему косным, враждебным, отсталым.

После мятежа 1682 г. Петр лишь номинально считался царем. Реальная власть принадлежала Софье. Вместе с царем Иваном он лишь участвовал в официальных церемониях. Иностранцы, попадавшие на прием, писали, что юные цари, сидя на двойном троне, очень отличались друг от друга. Царь справа, Петр, живой и умный мальчик, тогда как его соправитель Иван, сидевший слева, казался вялым, часто дремал, говорил с запинкой. Послы не видели, что за спиной Ивана в спинке трона было прорезано завешенное тканью окошко. Через него бояре советовали Ивану, как ответить послу. Петру же советы были не нужны. Он схватывал все с лету и отвечал как нужно – бойко и толково.

Отлученный от мира церемоного Кремля, Петр рос в загородных дворцах резвым, непоседливым, любознательным мальчиком. Он с детства увлекся военными играми. Причем быстро перешел от деревянных игрушек и солдатиков к живым людям – своим ровесникам (так называемым "потешным"), вместе с которыми самозабвенно маршировал в окрестностях Преображенского. Потом он случайно нашел в Измайлово, в амбаре загородного дворца царя Алексея Михайловича, английский бот и увлекся плаванием на нем под парусом, а с годами научился кораблестроению, ставшему одним из любимейших его занятий. В Преображенском он имел больше свободы, чем в Москве, в царском дворце. Его не рассматривали как будущего правителя России, и поэтому Петр не получил традиционного для русского царя образования. Его не воспитывали как помазанника Божьего. Царь учился урывками, кое-как, всю жизнь писал с ошибками. У него не было мудрых наставников и учителей, из-за чего он вырос типичным талантливым самоучкой, усвоившим только те знания, которые были ему нужны или интересны. Он не усвоил идеи, присущие его предкам, русским царям, осознававшим свою исключительность среди религиозных врагов, плотно окружавших Россию, – последнее православное "истинное царство". Он принял, хотя и не во всем, иную, западную модель поведения, построенную на энергичном завоевании места под солнцем в ожесточенной борьбе с противником, с использованием прагматичных знаний и навыков. Преображенский период имел исключительное значение для формирования личности Петра. Вдали от традиционного Кремля вырос царь-реформатор.

profilib.net

Евгений Викторович Анисимов История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Вы не найдете в этой книге сухих фактов и безликих исторических персонажей. И неудивительно – ведь она написана Е. В. Анисимовым, известным историком и писателем, лауреатом Анциферовской премии, автором двадцати книг по истории России! Книга имеет весьма оригинальную структуру – наряду с последовательным, хронологическим изложением истории в ней выделены рубрики «Люди», «События», «Даты». Причем каждая страница книги посвящена определенному историческому событию, известной личности или знаменательной дате. Читать книгу можно практически с любого места. Скучать вам явно не придется! Перед вами предстанут живые люди в водовороте событий!

Предисловие

Что остается в нашей памяти от прошлого? Вспомним свою собственную жизнь: исторические события, которые от нас не зависят, но порой кардинально меняют нашу жизнь; даты, которые памятны всему человечеству или которые помним только мы и наши близкие, и, наконец, люди. Одни где‑то высоко от нас, но они решают нашу судьбу, другие всегда рядом с нами, а сколько еще случайных встреч, порой роковых или символических. По большому счету, история состоит из историй отдельных людей, которые переплетаются в пеструю ткань истории города, народа, государства, мира. История заключается в непрерывном движении и вечной смене событий, дат, людей. Подобно волнам прибоя, события истории, рождаемые как морские волны в неведомой толще океана, идут непрерывной вереницей – одно за другим, одно за другим. Они набегают на берег, где стоим мы, беззащитные и слабые перед их силой, и думаем: «Только бы это не девятый вал, только бы не волна‑убийца цунами, которая сметет нас с берега!» Войны, репрессии, реформы, правления добрых и злых правителей, эпидемии, урожайные и голодные годы, землетрясения, битвы, а потом снова войны, репрессии, реформы, правления, эпидемии – и так непрерывно, как волны, одна за другой.

Мне кажется, что выделение этих трех позиций – событий, дат и людей – поможет отойти от принятого в учебниках и пособиях скучного, однообразного и порой даже занудного линейного изложения российской истории. Это придаст рассказу об истории нашей страны от Рюрика до Путина то естественное разнообразие, которое всегда присутствует в нашей жизни и которое позволит перенести внимание с крупного, судьбоносного события, явления, процесса на интересную, важную дату, на историческую личность или группу людей. Конечно, восприятие индивидуально, и кому‑то из читателей могут показаться произвольными мои градации. Однако я исходил из своих многолетних исследований и размышлений над историей нашей страны и из того, что в изучении истории порой нужно «перебегать от телескопа к микроскопу» – видеть звездное небо и ничтожный по размеру микроб. Я старался писать просто, но не примитивно, стремился охватить важнейшие события и даты, но не превратить при этом историю в каталог или хронологическую таблицу. Я считаю, что людям всегда интересны люди, и поэтому ни один период не обходится без новеллы о конкретном человеке. Но и здесь я не хотел создать подобие биографического словаря – их и так издается много. Под рубрикой «Люди» я стремился показать человека на переломе его жизни, в самые важные моменты истории или оценить его роль в грандиозных событиях его эпохи. И старался не забывать (насколько позволяло определенное не мною пространство книги) об интересных фактах, мелочах (в которых, как известно, кроется дьявол), по возможности старался коснуться спорных вопросов, слухов и сплетен, которые всегда, как шлейф, тянутся за событиями, датами и людьми. В конце книги я поместил довольно подробную хронологическую таблицу, которая поможет читателю восполнить что‑то пропущенное мной, связать ниточку разорвавшихся событий, найти какой‑то факт, имя или дату. И тогда, стоя на берегу океана времени, мы сможем иногда, не глядя на приближающиеся волны, не считая их, поднять глаза и спокойно обозреть, как писал Пушкин, «грядущего волнуемое море», утешаясь мыслью, что не мы первые и не мы последние стоим на этом берегу…

Е. Анисимов Санкт‑Петербург, 2006

studfiles.net

Евгений Анисимов - История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Владимир, как и его бабка, княгиня Ольга, понимал необходимость реформ в делах веры. Вообще же легкость, с какой варяги взяли власть в землях славян, объясняется еще и сходством веры – и славяне, и варяги были язычниками-многобожниками. Они почитали духов воды, лесов, домовых, леших, были у них главные и второстепенные боги и богини. Один из самых главных славянских богов, повелитель грома и молний Перун, весьма походил на скандинавского верховного бога Тора, символ которого – бронзовый молоточек – археологи часто находят и в славянских погребениях. У изображения Перуна в виде идола-скульптуры была серебряная голова и золотые усы.

Поклонялись славяне также Сварогу – богу огня, хозяину Вселенной, приносящему удачу богу солнца Дажьбогу, а также богу земли Сварожичу. Весьма уважали они бога скота Белеса и богиню Мокошь. Она была единственным женским божеством в пантеоне славян и на нее смотрели как на мать сыру землю. Два бога славян – Хорс и Симаргл – носили иранские имена. Имя первого близко слову "хороший" и означает "солнце", имя второго перекликается с именем волшебной птицы древних персов Симург. Скульптурные изображения богов ставили на холмах, священные капища обносили высокой оградой. Боги славян, как и всех других язычников, были очень суровы, даже свирепы. Они требовали от людей почитания и частых подношений. Наверх, к богам, дары поднимались в виде дыма от сжигаемых жертв: еды, убитых животных и даже людей.

Поначалу Владимир попытался объединить все языческие культы, сделать скандинавского Перуна главным богом, чтобы поклоняться только ему. Нововведение не прижилось, язычество приходило в упадок, наступала новая эпоха. Соприкоснувшись с миром христианства по всей Европе, от Британии до Византии и Сицилии, варяги крестились.

988 – Крещение князем Владимиром Руси

Великие мировые религии убеждали язычников, что вечная жизнь и даже вечное блаженство на небе есть и что они доступны, нужно лишь принять их веру. Вот тут-то и возникала проблема выбора. Согласно легенде, Владимир выслушивал разных священников, присланных соседями, и раздумывал: у каждого своя вера и своя правда! Хазары стали иудеями, скандинавы и поляки – христианами, подчиненными Риму, болгары же взяли себе византийскую (греческую) веру. Мусульманский рай с его гуриями нравился чувственному Владимиру, но он не желал обрезания, да и не мог отказаться от свинины и вина: "Руси есть веселие пити, не может быть без того!" Суровая вера евреев, которых бог Яхве за грехи разогнал по свету, также его не устраивала. "Как же вы иных учите, – вопрошал он раввина, – а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?" Римскую веру он тоже отверг, хотя причины неприятия ее Владимиром в летописи не объяснены. Может быть, Владимиру казался трудным обязательный для богослужения латинский язык. Греческая же вера была вроде известнее Владимиру. Связи с Византией были тесны, часть варягов, живших в Киеве, давно исповедовали христианство в византийской редакции – в Киеве для них даже построили церковь Святого Илии. Глаза язычника радовала и особая красочность (под влиянием Востока) службы по греческому обряду. "Нет на земле, – говорил Владимир, – такого зрелища и красоты такой". Наконец, бояре шептали на ухо Владимиру: "Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". Бабку же свою Владимир уважал. Словом, Владимир выбрал греческую (православную) веру, тем более что богослужение предполагалось вести не на греческом, а на славянском языке.

Но, выбрав веру, Владимир не спешил креститься. "Подожду еще немного", – говорил он. Действительно, легко ли ему было отречься от вольной жизни язычника и расстаться с любимым гаремом в Берестове и еще двумя – в Вышгороде да в Белгороде? Ясно, что крещение Владимира было прежде всего делом политическим, обусловленным соображениями прагматической выгоды закоренелого язычника, а не следствием некоего божественного просветления. Дело в том, что накануне этих событий византийский император Василий II нанял Владимира с войском для подавления мятежа, вспыхнувшего в Малой Азии. Владимир поставил условие – он поможет императору, если за него выдадут сестру императора Анну. Сначала император согласился. Русы помогли византийцам подавить мятеж, но слово, данное Владимиру, Василий II нарушил и сестру-христианку за него не выдал. Тогда Владимир захватил богатый византийский город в Крыму – Херсонес и вновь посватался к Анне, предлагая город уже как выкуп за невесту. Император на это согласился, однако потребовал, чтобы сам князь крестился. Во время крещения князя в 987 г. в храме Херсонеса якобы произошло чудо – у Владимира исчезла начавшаяся до этого слепота. В этом прозрении все увидели знак Божий, подтверждение правильности выбора. В 989 г. прибыла Анна, Владимир с ней обвенчался и с богатой добычей отправился в Киев.

Он привез с собой не только жену-гречанку, но и священные мощи, и попов из Корсуня (Херсонеса). Владимир вначале окрестил своих сыновей, близких и слуг. Потом он взялся за народ. Всех идолов сбросили с капищ, сожгли, порубили, а Перуна, протащив по городу, бросили в Днепр. Киевляне, глядя на поругание святынь, плакали. По улицам ходили греческие священники и убеждали людей принять крещение. Одни киевляне делали это с радостью, другим было все равно, третьи же не хотели отрекаться от веры отцов. И тогда Владимир понял, что добром веры новой здесь не примут, и прибег к насилию. Он приказал огласить в Киеве указ, чтобы все язычники завтра же явились для крещения на берег реки, а кто не явится, будет считаться врагом князя. Утром раздетых киевлян загнали в воду и скопом окрестили. Насколько истинно подобное обращение, никого не интересовало. В оправдание своей слабости люди говорили, что негодную веру вряд ли приняли бы сами бояре и князь – ведь плохого они себе никогда не пожелают! Тем не менее позже в городе вспыхнуло восстание недовольных новой верой.

На месте капищ сразу же стали строить церкви, чтобы, как издавна говорили на Руси, свято место пустым не оставалось. На капище Перуна возвели церковь Св. Василия – ведь сам Владимир принял при крещении христианское имя Василий. Все церкви были деревянными, только главный храм – Успенский собор – греческие мастера построили из камня. Владимир пожертвовал на Успенский собор десятую долю от своих доходов. Поэтому церковь называлась Десятинной. Она погибла в 1240 г. вместе с городом, взятым монголо-татарами. Первым митрополитом был грек Фиофилакт. Ему наследовал митрополит Иоанн I, от времени которого сохранилась печать с надписью "Иоанн, митрополит Руси".

Крещение населения других городов и земель также сопровождалось насилием. На Западе чаще было не так. Под воздействием первых христиан народы, поклонявшиеся ранее языческим богам, крестились в массовом порядке по доброй воле, а их правители зачастую последними принимали широко распространенную в народе христианскую веру. На Руси христианином стал вначале правитель, а потом уже упорствующий в своем язычестве народ. Когда в Новгород в 989 г. прибыл боярин князя Владимира Добрыня с епископом Иоакимом Корсунянином, то ни уговоры, ни угрозы не помогали. Новгородцы во главе с волхвом Соловьем твердо стояли за старых богов и в ярости даже уничтожили уже давно построенную единственную церковь. Только после неудачного сражения с дружиной Путяты – подручного Добрыни – и угрозы поджечь город новгородцы одумались: полезли в Волхов креститься. Упрямых же волокли в воду силой и потом проверяли, носят ли они кресты. Впоследствии родилась пословица: "Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем". Каменного Перуна утопили в Волхове, но веру в могущество старых богов тем самым не уничтожили. Им втайне молились, приносили жертвы, и еще много веков спустя после прихода киевских "крестителей", садясь в лодку, новгородец бросал в воду монетку – жертву Перуну, чтоб часом не утопил.

Но постепенно христианство внедрялось на Руси. Этому в немалой степени способствовали болгары – славяне, принявшие христианство раньше. Болгарские священники и книжники приезжали на Русь и несли с собой христианство на понятном славянском языке. Так Болгария стала неким мостиком между греческой, византийской и русско-славянской культурой. Из Болгарии на Русь пришла русская письменность, усовершенствованная Кириллом и Мефодием. Благодаря им на Руси появились первые книги, зародилась русская книжная культура.

Владимир Красно Солнышко

То обстоятельство, что Владимир был сыном рабыни, ставило его с самого детства в неравное положение с братьями – ведь они-то происходили от знатных, свободных матерей. Сознание своей неполноценности пробуждало у юноши желание утвердить себя в глазах людей силой, умом, решительными поступками, которые бы все запомнили. Примечательно, что самым верным человеком князя, как тень сопровождавшим Владимира в походах, был его дядя, родной брат Малуши, Добрыня, ставший в русском фольклоре знаменитым былинным героем. При этом, борясь с кочевниками, совершая походы на соседей, сам Владимир не выказывал особой удали и не слыл таким воинственным и грозным витязем, как его отец или дед. Во время одного из сражений с печенегами Владимир бежал с поля боя и, спасая свою жизнь, залез под мост. Трудно представить себе в столь унизительном положении его деда – покорителя Царьграда князя Игоря или отца – Святослава-барса.

profilib.net

Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир

Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир

Евгений Анисимов, известный историк и автор многократно переиздававшейся книги "История России от Рюрика до Путина", предлагает на суд читателей свою новую работу. "Хронология российской истории" охватывает все основные события, происходившие на территории нашей страны, – от призвания варягов до президентства Дмитрия Медведева. Главные вехи нашей истории представлены в книге на фоне событий мировых. Автор поставил своей задачей не столько познакомить читателя с историей зарубежных стран, сколько дать ему возможность сравнить Русь-Россию с ее далекими и близкими соседями, "вписать" ее в мировой процесс, почувствовать пульс времени. Подобное сравнение опровергает сложившиеся мифы о России как о "самой передовой" или, напротив, "безнадежно отсталой" стране мира и дает понимание действительного положения России в тот или иной исторический период. Написанная ярко и просто, как и все произведения Анисимова, "Хронология" расширит ваши представления о месте и роли России в мировой истории.

Содержание:

Евгений АнисимовХронология российской истории. Россия и мир

Введение

Систематическое изложение событий истории России в виде хронологии – довольно распространенный жанр. Однако это, как правило, детальные таблицы, часто синхронные, в которых отражаются политические, культурные события, происходившие в истории России на протяжении столетий. Обычно данные таких таблиц чрезвычайно кратки, "глухи", и для того, чтобы понять, что же происходило в действительности, нужно пользоваться дополнительной литературой по конкретному историческому событию. В сущности, это не плохо – научной и научно-популярной литературы издано немало, и она позволяет углубиться в интересующий читателя сюжет. Но часто бывает так, что у читателя нет возможности заниматься изысканиями и взгляд его скользит по таблицам дальше.

В этой книге избран другой прием: из всей истории России выделяются наиболее важные даты, события и дается краткий очерк о них. Конечно, при этом приходится пропускать какие-то другие даты, отсутствие которых может вызвать возражение иного читателя. Но тут неизбежно приходится выбирать, оставлять только то, что, по моему мнению, серьезно повлияло на развитие России, оказалось этапным или придающим свой оттенок времени. Новеллы написаны так, чтобы можно было, с одной стороны, уловить особые черты происшедшего, а с другой – видеть конкретный исторический эпизод в общеисторическом контексте.

Другая особенность этой, если так можно сказать, аннотированной хронологии заключается в том, что кроме разномасштабных исторических событий отечественной истории в книге приводятся даты и краткое описание важнейших событий мировой истории, непосредственно или косвенно повлиявших на ход российской истории. В подобном историко-сравнительном подходе, кажется, заключен определенный смысл – ведь часто мы берем в руки книгу по отечественной истории, в которой мировые события либо упоминаются только в связи с внешней политикой России, либо не упоминаются вовсе. От этого создается впечатление об "историческом одиночестве" России, ее отстраненности от хода мировой истории и даже о некоей исключительности ее исторического пути. Предлагаемый в этой книге подход позволяет изменить наши представления, затверженные со времен школы, где история России и всемирная история изучаются не только отдельно, но даже в разные годы школьного курса. Если эта книга, при всех ее несовершенствах, позволит в чем-то восполнить представления читателя о российской истории в контексте мировой истории, то автор будет счастлив.

Е. В. Анисимов,

март 2012, Санкт – Петербург

Начало Древней Руси

862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу

О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.) начались междоусобицы, "встал род на род". Устав от распрей, местные вожди в 862 г. решили пригласить к себе правителей – конунгов (князей) из Скандинавии Рёрика (Рюрика) и его братьев Синеуса и Трувора. Как сказано в летописи, вожди обратились к братьям со словами: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами". С варягами был заключен договор – "ряд". Передача им верховной власти ("владение") ограничивалась условием судить "по праву", т. е. по местным обычаям. "Ряд" оговаривал также условия содержания и обеспечения князя и его дружины. Конунг Рюрик и его братья (или родственники) согласились на условия вождей славянских и угро-финских племен (чудь, словене, кривичи, весь) – и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу и "сел" в ней "владеть". Синеус устроился на Севере, в Белоозере, а Трувор – на Западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – Труворово городище. После смерти младших братьев Рюрик стал "владеть" всеми землями один. Принято считать, что Рюрик был мелким датским конунгом с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных ладьях – драккарах совершали дальние набеги. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть (так произошло в Англии, Нормандии). Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и завладел всеми окрестными землями, включая Новгород. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово "русь", первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей, затем имя варяжской "руси" перешло на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: "Поиду на Русь". Когда же варяги растворились в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. В договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы "Русской землей".

864 Захват Киева Аскольдом и Диром, варяжскими конунгами, пришедшими с севера

Славянское племя полян жило на Днепре, их столицей был небольшой город Киев, названный по имени предводителя племени – Кия, некогда правившего в нем с братьями Щеком и Хоривом. Киев стоял в очень удобном месте, на пересечении дорог. Здесь, на берегу Днепра, возник торг, где покупали или обменивали зерно, скот, оружие, рабов, украшения, ткани. В 864 г. два варяга из дружинников Рюрика, Аскольд и Дир, захватили Киев и стали там править. Правившему на Севере Рюрику они не подчинялись.

865 Вторжения викингов-датчан в Англию

Конунги Ивар и Хальвдан с огромным войском приплыли на драккарах и захватили Восточную Англию и земли Нортумбрии. Это привело к разделу страны на две части – англосакскую и датскую. Поход этот не был первым, еще с 833 г. викинги совершали грабительские набеги, в 845 г. захватили Париж, разграбили Гамбург. Теперь же они пришли в Англию как завоеватели. Борьба их с англо-саксами продолжалась и позже.

882–912 Княжение Олега в Киеве. Объединение севера и юга Руси

После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде перешла не к его малолетнему сыну Игорю, а к родственнику Рюрика Олегу (Хельг), который жил до этого в Ладоге. Впрочем, возможно, что родство Рюрика и Игоря придумали позднейшие летописцы, стараясь возвести династию к древнейшему прародителю и связать всех первых правителей в одну династию Рюриковичей. Как бы то ни было, в 882 г. Олег с дружиной и юным Игорем по Днепру подошел к Киеву, по пути подчинив себе Смоленск. Под видом викинга-купца (а викинги совмещали торговлю с грабежом – все зависело от обстоятельств) он предстал перед Аскольдом и Диром на пристани. Укрытые среди товаров воины Олега внезапно выскочили из причаливших к берегу судов и убили киевских владетелей. Киев, а потом и близлежащие земли подчинились Олегу. "Да будет Киев матерью городов русских", – якобы сказал Олег. Так в 882 г. земли восточных славян от Ладоги до Киева впервые оказались объединены под властью одного князя. По этой причине именно Олега, а не Рюрика, иногда считают основателем древнерусского государства. Заняв Киев и сделав его своей столицей, Олег обложил Новгород данью в 300 гривен. Образовалось варяжско-славянское государство, архаичное и "рыхлое". Первые властители защищали признанные своими земли от внешнего противника, собирали с подвластных племен "урок" – дань. Это был не столько налог, сколько плата варяжским князьям за безопасность от внешних врагов.

profilib.net


Смотрите также