Персональный сайт учителя русского языка и литературы Чумпаловой Инны Юрьевны. Сообщение о литературе древней руси 9 класс


Реферат - Урока литературы в 9 классе на тему: «Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси»

МОУСОШ с. Большой Вьяс

Конспект урока

литературы в 9 классе

на тему:

«Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси»

Учитель: Рыжова М.В.

2011 год

Тема: Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси.

Цель урока:

- обобщить тему «Древнерусская литература»;

- определить актуальность литературы Древней Руси для современного общества;

- эстетическая: почувствовать колорит древнерусской культуры;

- патриотическая: испытать гордость за наследие наших предков.

^ Вид урока: урок -семинар.

Форма мероприятия: заседание.

Методы обучения: метод монологического изложения, исследовательский метод, диалогический метод, метод программированных заданий.

Оборудование: выставка книг о Древней Руси, музыкальный центр, презентация, инсценировка.

^ Ход урока:

1.                Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке.

2.                Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведём с вами урок-семинар, посвящённый замечательной, на мой взгляд, теме: «Древнерусская литература и современность». От времён Древней Руси нас отделяет 2 тысячелетия. Это, конечно же, огромный временной отрезок, однако нас, потомков, данная тема продолжает волновать своей самобытностью и актуальностью.

По форме наш семинар будет напоминать заседание учёного совета. Учащиеся заранее получили задания и выступят с докладами.

Цель нашего заседания заключается в том, чтобы

- обобщить полученные на уроках сведения о литературе Древней Руси и, в частности, о произведении «Слово о полку Игореве»

- и, конечно же, почувствовать колорит древнерусской культуры, понять, осознать, насколько богаты наши корни, и гордиться нашей историей.

^ 3. Музыкальный этюд на древнерусскую тематику «Княгиня Ольга».

Настроит нас на позитивную волну Прокофьева Н.И. Она и откроет наш семинар, исполнив музыкальное произведение на древнерусскую тематику.

^ 4.Доклад о Д.С. Лихачёве как об учёном-древнике.

 Продолжить наш семинар я хочу с доклада о замечательном русском учёном, который так любил наш русский язык, нашу литературу. Он очень много времени уделял именно древностям русской литературы, ему принадлежат многочисленные литературные переводы с древнерусского на современный русский язык. Это Д.С. Лихачёв. Доклад подготовила Кирсанова В.

^ 5. Доклад о происхождении древнерусской литературы.

Иванщина Г. и Штыкова И.

6. Выступление Радченко Д. Демонстрация красочной книги с иллюстрациями «Слово о полку Игореве».

^ 7. Доклад об истории создания «золотого слова» Древней Руси – о «Слове о полку Игореве». Новикова Т.

8. Инсценированное  чтение. Князь Игорь – Рыбин А., Ярославна – Кирсанова В.

^ 9. Плач Ярославны. (Слушание)

10. Музыкальные ассоциации. Звучат фрагменты церковных песнопений. Дети слушают, а затем высказывают, какие ассоциации и с каким эпизодом из «Слова о полку Игореве» у них возникли.

11. Викторина.

Древнерусская литература

1.                Какое событие повлияло на возникновение Древнерусской литературы? (крещение Руси)

2.                Назовите жанры Древнерусской литературы (жития, сказания, летописи, грамоты).

3.                Какая литература в переводе означает «житийная» - а) апокрифическая, б)агиографическая? (б)

4.                Кем являлись герои агиографической литературы? (святыми)

5.                Переведите слово летопись (год, писать – запись по годам)

6.                Кто написал произведение «Преподобный Сергий Радонежский» - а) Борис Зайцев, б) Нестор-летописец? (а)

7.                Какое произведение исследователи назвали памятником Древнерусской литературы? («Слово о полку Игореве»)

8.                Назовите имя певца, восхваляющего славу русских князей? (Баян)

9.                Назовите имя брата князя Игоря? (Всеволод)

10.            Кто напал на землю Русскую? (половцы)

11.            Кто произнёс золотое слово в «Слове»? (Святослав)

12.            Чьи это имена – Гзак, Кончак, Редедя? (половецкие)

13.            Чем заканчивается поход князя Игоря – а) победой дружины Игоря, б) смертью Игоря, в) побегом Игоря из плена? (в)

14.            Кому принадлежат следующие слова (назовите имя):

Я домчусь к родному стану,

Где кипел кровавый бой,

Князю я омою рану

На груди его младой… (Ярославна)

* За правильные ответы учащиеся получают жетоны. Кто получил жетоны, получают отметку «5» по литературе.

12. Итог.

- Ребята, так почему же древнерусская литература так современна и в наши дни, в чём её актуальность

www.ronl.ru

Доклад по литературе "Древнерусская литература"

Русской литературе тысяча лет. Мы хорошо знаем наших великих писателей- классиков, но мало знакомы с нашей литературой первых семи веков. Каждому русскому человеку хорошо известно лишь «Слово о полку Игореве». А между тем наша древняя литература богата произведениями самых различных жанров. Летописи рассказывали об истории нашей страны, начиная с древнейших, еще дописьменных времен и кончая событиями бурного XVII века. Жизнеописания («жития») повествовали о жизни отдельных людей.

В древнерусской литературе есть произведения ораторского искусства, описания путешествий («хождений») на Восток или в Западную Европу, сочинения публицистические, направленные на искоренения общественного зла и несправедливостей, призывающие правде и добру. Есть целый ряд так называемых «воинских повестей» посвященных борьбе русского народа с иноземными врагами: с печенегами, половцами, монголо-татарами, немецкими рыцарями. Сохранились повести, рассказывающие о княжеских междоусобицах и преступлениях. Эти повествования полны боли за неправду, за страдания, приносимые людям и всей стране. В  XVII веке появляются повести бытового характера. В конце того же века возникают сочинения драматические и стихотворные.

Древнерусская литература, как вы видите, богата памятниками письменности. Была же она еще богаче. Ведь из всей ее сокровищницы до нас дошла лишь небольшая часть, остальное уничтожено в огне пожаров, расхищено врагами, погибло от хранения сырых помещениях, из-за нерадения и равнодушия людей.

Нам древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохи. Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. Писатели, отделенные от нас многими веками, гордились величием Руси, ее обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной украшенностью» ее полей и лесов, «дерзостью» русских людей, и высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских авторов проявлялся и в том, что они смело, писали о недостатках и преступлениях князей.

Произведения Древней Руси пленяют целомудренностью чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в нашей стране потребности добра и доброты.

Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Возьмем, например. Наиболее трагичную ” Повесть о разорении Рязани Батыем”. Что может быть ужаснее! Войско разбито все князья полегли на поле брани, город взят, разграблен, сожжен, почти все жители перебиты. Остались только «дым, земля и пепел». Но в повести нет отчаяния, нет уныния. Плач о князьях русских, прославление их доблести, гордость тем, что такие князья были. И завершается повесть мажорным аккордом: приезжает случайно оставшийся в живых один из рязанских князей, воздает должное убитым, хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей, восстанавливает город, и все заканчивается всеобщим умиротворением. Эта стойкость духа поразительна.

Еще одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, их верованиям. Терпимость проявляется в отношении между русским воеводой Притечем и печенежским князем в «Повести временных лет», в « Сказании о траве емшан», передающим половецкое предание, в проповедях епископа владимирского Серапиона, который писал о муках русских людей при татарском гнете, сетовал об утрате былой славы Руси и в то же время говорил о моральных достоинствах татар. Уважение к другим народам, сочувствие их бедам звучит с особой силой в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина.

Даже в повестях, описывающих борьбу с врагами, например в «Сказании о Мамаевом побоище», автор отмечает боевую доблесть врагов и считает, и русских, и татар детьми одной матери-Земли. Совершенно удивительно звучит восхищение мужеством врагов в «Казанской истории»- произведении, посвященном многовековой борьбе русских с казанцами.

В новой русской литературе XVIII-XX   веков продолжаются лучшие традиции литературы древней. Однако древняя словесность имеет свои особенности, отличающие ее от литературы нового времени.

В искусстве слово нового времени мы имеем дело с отдельными авторами, а древняя литература, хотя и сохранила ряд имен писателей - Илларион, Нестор, Кирилл Туровский и многие другие,- в целом была творчеством коллективным. Если в новое время произведения классической литературы печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками. Каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился «украсить» изложения, то менял общую направленность произведения. Он приспосабливал труд своего предшественника к литературным вкусом и идейным требованиям своего времени. Так возникали новые виды, или, как принято говорить, редакции одного и того же памятника. Такое положение близко к устному народному творчеству: каждый сказитель пел одну и ту же былину по-иному, что-то добавляя или опуская.

Во всех новых редакциях памятники древнерусской литературы жили, сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. Редкие памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны, большинство из них дошло в более поздней переписки, «списках».

Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость описываемого. Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII века. Да и то он, как правило, прикрывался ссылками на исторические события. Так, вымышленный герой одной из повестей XVII века Савва Грудцын показывается в русском войске боярина Шеина, осаждавшем Смоленск.

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана лишь с быстрым развитием сложной фабулы. Писатели Древней Руси, тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их проста, повествование ведется спокойно, не торопливо.

Люди Древней Руси читали книги истово, не спеша, перечитывая одно и тоже произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Не даром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель- с искателем жемчуга.

Одним из достижений литературы нового времени было то, что она стала изображать обыденное, что ее действующие лица были такие же люди, как каждый из нас. В древнерусской литературе нет просто действующих лиц, есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани и нравственного совершенствования.    

Подобно фольклору, литература останавливалась только на событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась поднять его до своих вершин.

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Только образность этой поэзии иная, чем в новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять ее. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI-XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист рассветет». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для родины, они писали: «Много пота утер за отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы - дождем, враги - со свирепыми зверями.

В древнерусских произведениях вы найдете множество примеров ритмической речи.

Поэтичность древнерусской литературы значительной степени связана с ее близостью к устному народному творчеству. В наше время литература и фольклор строго разграничены. Писатели XVIII-XX веков обращаются к фольклору, но никогда не становятся сказителями. В древней русской литературе было иначе. Писатели, подобно сказителям, создавали эпические произведения. Эпичны не только начальные сказания «Повести временных лет», основанные на устных преданиях - об Олеге, Игоре, Ольге, Владимире, о юноше-кожемяке и белгородских колодцах. Эпичны и более поздние произведения XV,XVI, и даже XVII века. Во многие повествования, которые являются образцами высокой риторике, органично входят эпические части. Таков рассказ об Евпатии Коловрате в «Повести о разорении Рязани Батыем», о шести мужах храбрых в «Житии Александра Невского». В ткань многих произведений вплетаются народные песни, например, в «Повесть о князе Скопине-Шуйском». Как лирическая песня построена литературная своей основе « Повесть о Горе-Злочастии». А какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях! Помимо плачей в литературе звучат и прославления-«славы». Обрядовая по своему происхождению, языческая поэзия была живым источником, к которому все время обращались писатели.

Не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово « литература» от латинского «litera» – буква), при этом литература очень высокая, искусная, художественная. Она возникла еще в X веке вместе с принятием христианство под влиянием потребностей церкви и государства.

С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный рассвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась на болгарский язык. Древнеболгарский язык, назывался на Руси церковнославянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковнославянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительной. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское-глаза, славянское-очи и прочее. Западные католические страны объединяла латынь, славянские страны - церковнославянский язык. С конца X-началаXI века на Руси появляются переводные книги самых разнообразных жанров, стилей и назначений. Тут и библейские исторические книги, и византийские хроники, и лирические песнопения, то радостные, то полные скорби и печали. Возникают собрания произведений ораторских входивших к искусству красноречия античности, и сборники афоризмов. Привозились на Русь книги природоведческие, исторические.

В первой половине XI века появились на Руси «слова» (речи). От сороковых годов XI века сохранилось «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, замечательное своей стройностью и разработанностью ораторских приёмов. Илларион был «русин» (русский) родом, священник загородной церкви Спаса в селе Берестове под Киевом (церковь эта сохранилась до наших дней ). Ярослав Мудрый назначил его митрополитом, главой всей русской церкви. В «Слово о законе и благодати», произнесенном в присутствии Ярослава Мудрого и его семьи, Илларион дает своеобразный обзор мировой истории и утверждает равноправие « новых людей», то есть недавно приобщенных к христианству русских, с остальными народами христианского мира.

Вершиной литературы XII века является «Слово о полку Игореве»- произведение, характерное для этого столетия, когда искусство слова достигла высокого развития, а сознание необходимости сохранить единство Русской земли было особенно сильным.

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х годов XI века он создал свое знаменитое“ Слово о законе и благодати”. В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина (Ингигерда) – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. Слово вводит нас в борьбу религиозных и политических идей XI века. Илларион говорит в нем о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю: “Похвалим же нашего учителя и наставьника, великаго кагана нашея земля, Владимира, внука стараго Игоря, сына же славнаго Святослава, иже в своя лета владычествую, мужьством и храбрьством прослушав в странах многих и победами и крепостью поминаются ныне и словуть. Не в худе бои не в неведоме земля владычьствующе, но в Руськой, яже ведома и слышима, есть всеми конци земля”. Илларион обращается к Владимиру с призывом взглянуть на величие Киева при Ярославе, который славный град Киев величеством «яко веньцем обложил”. Эти слова, видимо, надо понимать как указание на вновь построенные и величественные укрепления, окружившие столицу киевских князей. Во второй половине XI века появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Иллариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе”, святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое “Чтение о житии Бориса и Глеба”. В нем, как и в “Слове” Иллариона, как позднее в Повести временных лет”, звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.

Литература XII века продолжает традиции русских сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое “Поучение детям”, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Поучение рельефно рисует нам жизнь русских князей конца XI – начала XII в. Владимир Мономах рассказывает о своих походах и путешествиях. Вся его жизнь прошла в непрерывных войнах то с поляками, то с половцами, то с враждебными князьями. Он насчитывает 83 больших похода, не считая мелких, а также 19 мирных договоров с половцами. Для характеристики феодальной идеологии интересен образ идеального князя, рисуемого Мономахом. Князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на тиуна или дружинника (“отрока”), чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде. Во время военных походов надо избегать излишней пищи и питья, а также долгого спанья. К ночи сами назначайте сторожей, поучает Мономах, и все, устроив около войска, ложитесь спать, а вставайте рано; и оружия с себя быстро не снимайте, не посмотрев по лености, “внезапу бо человек погибает”. Жизнь князя наполнена войнами и охотой, смерть ходит по пятам воина. И эту рыцарскую идеологию прекрасно выражают слова Мономаха, обращенные к его троюродному брату Олегу Святославовичу Черниговскому. Мономах предлагает ему мир и дружбу и обещает не мстить за смерть сына, убитого в бою с Олегом: “Дивно ли, оже муж умерл в полку” (удивительно ли, что воин умер во время сражения). Поучение дает много исторических сведений, отсутствующих в летописи, оно является ценным историческим источником.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое “Хождение игумена Даниила в святые места”.

Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий “за князей русских и за всех христиан”.

И “Поучение”, и “Хождение” были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

XII – начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. В “Слове” сам автор называет себя Даниилом заточником, т.е. заключенным, сосланным. Слово обращено к князю Ярославу Владимировичу. Послание (Моление) обращено к князю Ярославу Всеволодовичу.

     Слово дает любопытную характеристику феодальных отношений XII века. прежде всего бросается в глаза указание на значение личности князя как феодального государя, к которому в зависимости от его личных качеств собираются “слуги» - вассалы: “Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами; дуб крепок множеством корениа; тако и град нашь твоею державою. Зане князь щедр, отець - есть слугам многим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегають. Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа,

znaew.ru

Уроки литературы в 9 классе по теме «Древнерусская литература»

Иванова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ д.Волок, Боровичского района, Новгородской области.Уроки литературы в 9 классе по теме «Древнерусская литература».Урок 1.ТЕМА:

«Особенности развития древнерусской литературы».

Цели:

  1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;
  2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.
Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

Ход урока.

Слайды 2-3.

Слово учителя.

Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием

христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами,

появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века

появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко

образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально

прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать.

Слайд 4.

Задание: Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летопись,

сказание, поучение, повесть, житие и др.)

Вопрос: Чем различаются произведения этих жанров?

Слайд 5.

Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам «Повесть

временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей.

Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

Слайды 6-7.

Задание: Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали. Кто их автор?

(«Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха»,

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского»

(Епифаний Премудрый), «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» и др.)

Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

Современность, считали монахи, - это итог прошлого, а от настоящего зависит

будущее, его спасение или гибель.

По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года,

когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая

распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

Слайд 8.

Слово учителя (лекция).

Основные периоды развития древнерусской литературы.

XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению.

XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.Слайд 9.

Особенности древнерусской литературы (запись основных положений в тетради).

  1. Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.
(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).
  1. В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?
(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется бытовая тематика).
  1. В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?
(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).
  1. Что служило материалом для письма?
(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

Слайд 10.

Вывод.

Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет

семьсот лет.

Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.Домашнее задание:

  1. Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)
  2. Пользуясь материалами сайта http://ru.wikipedia.org/wiki подготовить сообщение о «Слове о полку Игореве»

l.120-bal.ru

1.4 Литература Древней Руси (IX-XIII веков) » Бауманки.НЕТ

4. Литература Древней Руси (IX-XIII веков)

Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма служил пергамент - телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.). В основе литературного языка лежал старославянский, или церковнославянский, язык. Он обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику - Священное Писание и произведения раннехристианских отцов Церкви IV-VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, а также произведения массовой литературы - «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон), патерики (сборники жизнеописаний отцов Церкви, монахов, признанных священными). Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева, является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. Другой распространенный жанр древнерусской литературы - житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Составление житий требовало соблюде-ния определенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и заключения. Первые жития посвящены христианским мученикам - князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишены индивидуальности и служат обобщенным образом добра и подвига. Дошедшие до нас летописные своды XII-XIII вв. включают уже не только хронологию важнейших исторических событий, но также художественные повествования. Русское летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI века, а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.

К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век, относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.

Торжественное красноречие - область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения - равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.

Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185-1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких войн - неудачный поход Игоря Святославича 1185 г. Но средствами художественного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого), искусство (В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П. Бородина).

Всего до нас дошло более 150 рукописных книг XI-XIII веков.

1. Самойленко П.М. Древнерусская литература. – М.: Мысль, 1983.

2. История русской литературы X-XVII веков. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

studizba.com

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА УРОК №2. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ КАК СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СЛОВА И ВЕТВЬ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГО - Литература. 9 класс. - Поурочное планирование - Каталог файлов

9 класс ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

УРОК №2. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ КАК СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВОСЛОВА И ВЕТВЬ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» —КРУПНЕЙШИЙ ПАМЯТНИК МИРОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

________________________________________________________________________________

 

Цели: дать учащимся понятие о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; продолжить знакомство с произведениями древнерусской литературы; ознакомить учащихся с исторической основой и историей открытия «Слова о полку Игореве»; совершенствовать навыки анализа художественного текста и построения историко-литературных связей; помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие культурного наследия на духовную жизнь человека.

Оборудование: учебник, таблица, текст «Слова о полку Игореве», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; знают об исторической основе и истории открытия «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и определяют историко-литературные связи.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

 

  1. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (с.м. домашнее задание предыдущего урока)

 

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Какое значение имеет древняя литература для нас? Актуальна ли для нашего времени литература Древней Руси? Да, актуальна — и ещё как! Памятники культуры и истории молчат без памятников письменности, и прежде всего без памятников литературы, которая в Древней Руси была

исторической, и нравственно-поучительной, а в совокупности этих двух основных тенденций древнерусской литературы — высокопатриотической.

Чтобы понять богатство идей современной литературы, великой гуманистической русской литературы XIX и XX вв., её высокие идеалы и высокое мастерство, знание древнерусской литературы совершенно необходимо. Богатство русского языка — итог почти тысячелетнего развития русской литературы. И уже в древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности языка. Уже в древней русской литературе мы находим высоконравственные идеи — идеи, не утратившие своего значения и для нас, идеи глубокого патриотизма, сознание высокого гражданского долга. И они выражены с такой силой, на какую был способен только великий народ — народ гигантским духовным потенциалом.

В древней русской литературе мы находим произведения, чтение которых доставляет нам удовольствие одновременно нравственное и эстетическое. В Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи. Приобщиться к древней русской литературе — великое счастье и великая радость.

 

  1. Работа над темой урока
  1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока
  • Из курса истории вспомните и расскажите о развитии культуры Древней Руси.
  • С какими литературными произведениями Древней Руси вы познакомились в предыдущих классах? Какие темы в них поднимались?
  • Что вы знаете о «Повести временных лет» и её авторе?
  • Вспомните, о каких правилах поведения писал Владимир Мономах в своём «Поучении...».
  1. «Вспоминаем — размышляем...» (работа в парах)

Учитель. В 7-8-м классах вы прочитали отрывки из произведений древнерусской литературы (назовите — какие), а также некоторые былины и сказки. Ещё по начальным классам, очевидно, вы знаете произведения живописцев русской истории — картины В. М. Васнецова «Богатыри», М. А. Врубеля «Микула Селянинович», П. Д. Корина «Александр Невский», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Может быть, слышали, хотя бы в отрывках, оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какими вам — на основании прочитанного, увиденного и услышанного — представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

  1. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Цементирующая основа всякой культуры — мировоззрение. Для культуры Древней Руси — это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая русская культура. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописи. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный её пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения. Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература.

Характерная особенность русской средневековой литературы — её острая публицистичность. Памятники литературы являются одновременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания — важнейшие проблемы общества и государства.

Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны.

Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV-XV вв.

Позднее получило своё развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — житийные циклы, посвящённые русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной литературы. Разновидностью житийной литературы стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 г. их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он освящал идею о том, что все русские князья — братья.

Несомненно, наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, в котором нашли своё воплощение лучшие её стороны, является «Слово Ф полку Игореве» (конец XII в.). В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но описание этого похода служит ему лишь поводом для размышления о судьбе русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, Жаждущих личной славы.

«Слово о полку Игореве» — произведение общерусское, в нём нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подеяться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских масштабов. Центральным в «Слове...» является образ русской земли. «Слово...» — произведение светское. В нём отсутствуют церковная риторика, христианские Символы и понятия. О связи с народным творчеством свидетельствуют и идейное содержание, и художественная форма произведения.

В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того периода: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о её самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

Литература Древней Руси передала русской литературе нового и новейшего Времени свой эстетический опыт, высокую идейность и гражданственность.

  1. Коллективное выборочное ознакомление со статьёй учебника по теме урока (с комментариями учителя)
  2. Коллективная работа по составлению таблицы «Жанры древнерусской литературы» (запись на доске и в тетрадях)

 

Жанры древнерусской литературы

 

Жанр

Определение

Примеры произведений

Летопись

Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам

«Повесть временных лет»,

«Лаврентьевская летопись»,

«Ипатьевская летопись»

Житие

Жизнеописание святого

«Житие Феодосия Печерского»,

«Житие Александра Невского»,

«Житие Сергия Радонежского»

Поучение

Духовное завещание отца детям

«Поучение Владимира Мономаха»

Хождение

Описание путешествий

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Слово

Церковное или светское красноречие

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о погибели Русской земли»

Воинская повесть, песнь, поэма

Описание военных походов и битв

«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о полку Игореве»

 

  1. Заслушивание сообщений учащихся «История открытия и изучения “Слова о полку Игореве” »

(Учащиеся составляют тезисную таблицу, делают запись в тетрадях.)

Предполагаемая запись

 

История открытия и изучения «Слова о полку Игореве»

 

Кто сделал открытие

Известный собиратель древних рукописей граф А. И. Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда и где это произошло

Начало 90-х гг. XVIII в., списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова...»

К XVI в.

Когда вышло первое печатное издание

1800 г.

Пожар в Москве

1812 г., сгорела библиотека А. И. Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле подлинник

Как текст «Слова...» дошёл до наших дней

Сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II

 

  1. Аналитическая работа с текстом «Слова о полку Игореве»
  • Вступительное слово учителя

— «Слово о полку Игореве» стало своеобразным символом культуры Древней Руси. В этом небольшом по объёму произведении органично соединились язычество и христианство, поэзия и проза. Пламенные обращения, вдохновенные речи, трогательные плачи, торжественные славы и лирические отступления автора слились в величавый гимн, воспевающий родную землю. Поражение русичей послужило автору «Слова...» поводом для горьких размышлений о русской земле, для страстного призыва к объединению во имя защиты и процветания родной земли. «Слово о полку Игореве» вошло в сокровищницу мировой художественной культуры. Только на русском языке существует несколько десятков поэтических переводов и переложений, в том числе таких талантливых поэтов, как Василий Жуковский, Афанасий Майков, Константин Бальмонт, Николай Заболоцкий, Николай Рыленков и другие. «Слово...» переведено на все славянские языки, а также на английский, немецкий, французский, японский и другие языки мира. Вы прочитаете отдельные фрагменты из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переложении Николая Заболоцкого и, надеюсь, почувствуете, почему оно так волнует всех тех, кто неравнодушен к нашему историческому прошлому и по-настоящему любит поэзию.

  • Беседа: выявление читательского восприятия; сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»
  • Почему повесть о походе князя Игоря автор называет печальной («трудной»)?
  • Чем «Слово...» напоминает известные вам памятники древнерусской литературы?
  • Почему автор хочет следовать не «замышлению Боянову», а «былям сего времени»?
  • Определите отношение автора к князю Игорю.
  • Почему повторяются строки: «Ища себе чести, а князю славы», «О русская земля! Ты за холмом!» ?
  • Как построено «Слово...»? Какую роль играет зачин?
  • Какие поэтические образы помогают автору передать его боль за судьбу родины, печаль, которая «потекла по земле Русской»?
  • Как меняется общая тональность поэмы к её финалу?
  • Почему «Слово...» заканчивается славой князьям и дружине?

 

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока
  1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
  • Какой эпизод в «Слове...» вам показался наиболее важным для понимания авторского замысла? Ответ аргументируйте.
  1. Обобщающее слово учителя

—Среди наиболее известных памятников литературы Киевской Руси величественным монументом возвышается «Слово о полку Игореве», по праву занимающее место в сокровищнице шедевров мировой культуры. Ныне оно переведено на многие языки мира. Высокая идейность «Слова...», связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста,— всё это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы. Однако путь этого произведения к мировой славе был долог и тернист.

 

  1. Домашнее задание
  1. Знать содержание «Слова о полку Игореве».
  2. Творческое задание (по выбору учащихся). Составить подборку высказываний поэтов, писателей и других деятелей мировой культуры о «Слове о полку Игореве». Написать свой краткий отзыв об этом произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

inzach.ucoz.ru

познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Урок-лекция (9 класс) Тема: «Золотое слово» русской литературы. Цели урока: а) образовательная: познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»;

б) развивающая: развивать способность детей к восприятию устной речи, умение её конспектировать;

в) воспитательная: на примере героев «Слова…» прививать ученикам любовь к Родине, пробуждать стремление к заботе о судьбе родной земли. Тип урока: урок сообщения нового материала. Методы и приёмы работы: самостоятельная работа учащихся, беседа, работа с учебником, чтение текста учителем.

Оборудование: иллюстрации с памятниками культуры Древней Руси; книжка-раскладушка с иллюстрациями к «Слову…»

План урока. I. Организация урока – 1 мин.

II. Сообщение нового материала – 35 мин.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Культура Древней Руси.
  3. История открытия «Слова…»
  4. Историческая основа «Слова…»
III. Домашнее задание – 2 мин.

IV. Итоги урока – 2 мин.

Ход урока. I. Организация урока. - Ребята, подготовьте всё необходимое к уроку: тетради,

ручки, учебники. Сегодня мы познакомимся с памятником древнерусской литературы – «Словом о полку Игореве». Урок будет проходить в форме лекции. В течение занятия вы будете слушать мой рассказ и записывать его основные положения в тетрадь. Я буду вам помогать в этом. Теперь приступим к работе.

II. Сообщение нового материала. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова В. Г. Белинского. Запишите их в тетрадь. [«Слово о полку Игореве» прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения. В. Г. Белинский.]

Лекция.

  1. Вступительное слово.
- Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано гениальное произведение древней русской литературы – «Слово о полку Игореве». Говорить о нём и легко и трудно. Оно всегда удивительно живо. Д. С. Лихачёв сказал: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение

подлинных памятников искусства». Почему же так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам? Почему идеи «Слова…» продолжают нас волновать? Прежде всего, потому, что пером автора водила любовь к Родине. Она сделала произведение бессмертным, понятным и близким всем людям, любящим свою Родину и свой народ.

  1. Культура Древней Руси.

«Слово…» возникло не на пустом месте. Культура Древней Руси была богата и высоко духовна. Этому способствовало мудрое правление князей, объединивших Русь в единое государство со столицей в Киеве – отсюда Киевская Русь. До татаро-монгольского нашествия Русь была высокоразвитой страной – в социальном, политическом и культурном отношениях. В ней было развито классовое общество. Она давно вышла из родо-племенного строя, стала страной феодальной. У неё было тесное культурное общение с Византией, Булгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Можно говорить о том, что Русь шла впереди Европы в своём культурном развитии, прежде всего, в развитии письменности, архитектуры, литературы. Культура Киевской Руси в настоящее время изучена достаточно полно. Хотя многое погибло, но до сих пор в древних городах целы прекрасные памятники церковной архитектуры. Сохранились великолепные мозаики, изумительные фрески. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 34-35, давайте рассмотрим архитектурные памятники старины.

[Дети вместе с учителем рассматривают иллюстрации памятников архитектуры и искусства Древней Руси, а также страницы учебника.]

- Соответственно существовала в Киевской Руси высокая словесная культура, что доказывают летописи тех времён. Кстати, какие вы знаете произведения древнерусской литературы? [- «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума»…]

- Вершиной же поэтического искусства Древней Руси можно по праву назвать «Слово о полку Игореве».

  1. История открытия «Слова…»

- В начале 90-х годов XVIII века известному любителю и собирателю древних рукописей графу Мусину-Пушкину привезли из Ярославля рукописный сборник древнерусских произведений. Кроме одного, остальные были известны и раньше. Неизвестное до того времени произведение и было «Слово о полку Игореве». Весть о замечательной находке быстро распространилась и в нашей стране, и за границей.

«Слово…» было переписано, и список был отправлен Екатерине II.

Печатное издание «Слова…» вышло в 1800 году. Из-за трудности чтения списка, который относится, по-видимому, к XVI веку, когда в Новгородской или Псковской области был переписан этот сборник, в печатное издание вкралось много ошибок, а некоторые места так и остались тёмными, непонятными. Исправить же их в более позднее время стало ещё труднее, так как

во время пожара Москвы в 1812 году дом Мусина-Пушкина сгорел; сгорела и вся библиотека, в том числе и найденный в Ярославле сборник. Сохранились первое печатное издание «Слова…» и тот рукописный экземпляр, который был послан Екатерине II.

[Дети записывают название пункта рассказа и кратко конспектируют его: «Найдено «Слово…» в начале 90-х годов XVIII века графом Мусиным-Пушкиным в Ярославле. В 1800 вышло первое печатное издание. А также было переписано для ЕкатериныII. Подлинник сгорел в Москве в 1812 году.]

  1. Историческая основа «Слова…»

Начиная с XI и до конца XII века, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, а другим – набеги половцев.

«Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Феодальные княжества оспаривали между собой первенство. Падает значение Киева как центра Русской земли.

Распад единого русского государства начался уже при Ярославле Мудром в первой половине XI века, когда обособилась Полоцкая земля. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Руси. Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Половцы ещё в середине XI века заняли степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили

существованию Византийской империи, и последняя обращалась за помощью к русским князьям. Русским князьям в начале XII века удалось одержать крупные победы над половцами, но половцы по-прежнему нападали.

Кочевники из «дикого поля» неожиданными походами стремились глубоко проникнуть в Русскую землю. Часть половцев оседала на пограничных землях и постепенно проникалась мирным влиянием русской культуры. Но раздоры русских князей создавали возможность для новых вторжений. Враждуя между собой, князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым здание русской государственности.

Но, в то же время, лучшие люди страны, болевшие за Русскую Землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Наиболее действенным средством борьбы с половецкой степью были походы русских князей против кочевников. В 1185 году киевский князь Святослав Всеволодович, став во главе нескольких русских князей, провёл удачный поход против половцев и разбил их. Готовясь к походу, он призывал князей стать под его знамёнами, чтобы выступить объединёнными силами.

Одним из князей обещавших помощь Святославу, был Игорь, князь Новгород-Северский. Этот князь был известен своей храбростью и успешной борьбой с половцами. Но он не смог принять участия в походе.

Несколько позже, весной 1185 года, Игорь неожиданно для Святослава вместе со своими ближайшими родственниками – князьями выступил в набег против половцев. Однако он был жестоко разбит.

Поражение, окончившееся гибелью большей части русского войска, пленением русских князей, произвело сильное впечатление на современников; Игореву похду, кроме «Слова…», посвящены две летописные повести: одна более обширная – в Ипатьевской летописи, другая более сжатая – в Лаврентьевской. [Ученики слушают и делают записи в тетрадь.]

- Теперь откройте, пожалуйста, учебник на стр. 37. Давайте прочтём о реальных событиях русской истории, описанных в «Слове…» [Несколько учеников по очереди читают вслух, остальные следят за чтением]

[В оставшееся время учитель начинает читать текст произведения на древнерусском языке.]

- Обратимся к самому тексту «Слова…» При знакомстве с ним нас ждут определённые трудности: язык русский за восемь веков во многом изменился. Но торжественная напевность речи, яркая образность, мудрость мысли, доброта понятны нам. Помогают вчитаться в текст «Слова…» и хорошие переводы, переложения на современный русский язык. Идя от них вновь к древнерусскому тексту, сопоставляя его с тем или иным переложением, мы лучше понимаем подлинник, а затем начинаем читать, ярко воспринимать его и без «подпорок». Существуют как прозаические, так и поэтические переводы «Слова…» Прозаические: Лихачёв, Стеллецкий, Творогов. Поэтические: Гнедич, Жуковский, Тимофеев, Бальмонт. Существует поэтическая интерпретация Заболоцкого. [Дети записывают авторов перевода «Слова…»]

III. Домашнее задание. Прочитать стр. 33-38 учебника. Выделить то, о чём не было сказано на уроке, подготовить устный ответ по пунктам плана. IV. Итоги урока.

- Оцениваю работу учащихся, которые многократно отвечали на уроке.

Разработала:

учитель русского языка и литературы

МОУСОШ с. Засечное

Мамкаева О. Н.

konesh.ru