Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Википедия родина мать. Родина-мать (Волгоград)

Родина-мать зовёт! Википедия родина мать


Родина-мать (Волгоград) — википедия орг

  Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры[5]. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова[6], Валентина Изотова[7] или Екатерина Гребнева[8]. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[9].

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

  Строительство

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)[10] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра[11]. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность[12][13]. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения[14].

www-wikipediya.ru

Родина-мать зовёт! - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра[1].

Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката[2]. Существует предположение, что дальняя рука женщины скопирована с французского агитационного плаката времен Первой мировой войны[3].[неавторитетный источник?]

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920), американский плакат «I want you for U.S. Army» (Джеймс Флагг, 1917), а также французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), где автор изобразил национальный символ Франции — Марианну.

Версии[ | ]

В книге Виктора Суворова «День „М“» приводятся предположения о том, что этот плакат был создан и размножен ещё до войны. Разослан большим тиражом в секретных пакетах по военным комиссариатам в декабре 1940 г. с указанием вскрыть в день «М». Некоторые устные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах городов уже 22 июня 1941 г., что якобы доказывает, что заготовлены и отпечатаны плакаты были значительным тиражом заранее.

Самый ранний из сигнальных экземпляров, хранящихся в РГБ, датирован 4 июля 1941 г.[4]

См. также[ | ]

Монета Банка России — Серия: «Великая Отечественная война», 50 лет Великой Победы

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid

Родина-мать зовёт! — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра[1].

Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката[2].

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920), американский плакат «I want you for U.S. Army» (Джеймс Флагг, 1917), а также французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), где автор изобразил национальный символ Франции — Марианну.

Версии

В книге Виктора Суворова «День „М“» приводятся предположения о том, что этот плакат был создан и размножен ещё до войны. Разослан большим тиражом в секретных пакетах по военным комиссариатам в декабре 1940 г. с указанием вскрыть в день «М». Некоторые устные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах городов уже 22 июня 1941 г., что якобы доказывает, что заготовлены и отпечатаны плакаты были значительным тиражом заранее.

Самый ранний из сигнальных экземпляров, хранящихся в РГБ, датирован 4 июля 1941 г.[3]

См. также

Монета Банка России — Серия: «Великая Отечественная война», 50 лет Великой Победы

Видео по теме

Примечания

wikipedia.green

Родина-мать (Киев) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2016; проверки требуют 20 правок.

«Ро́дина-мать» (укр. Батьківщина-мати) — монументальная скульптура в Киеве на правом берегу Днепра. Расположена на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы. Комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Проектирование и строительство[ | ]

Скульптура таких размеров в СССР изготавливалась впервые. Технологическое проектирование и сборка осуществлялись специалистами Киевского завода имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций выданных институтом электросварки имени Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 тонн.

Изначально предполагалось покрыть монумент сусальным золотом, однако позднее от этой идеи отказались. Металлический каркас был выполнен из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку статуи сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км.

Собирали скульптуру специально построенным стометровым краном, после окончания работ кран был демонтирован. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций был установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований.

Над проектом статуи начинал работать известный в СССР скульптор, автор схожего монумента в Волгограде — Евгений Вучетич.

Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, при котором композиция претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.

По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вёл переговоры с первым секретарём ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры, якобы оружие не может быть выше креста. После этого было решено укоротить меч скульптуры, кончик меча стал ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями бывшего музея Великой Отечественной войны и Лавры.

Общая площадь мемориального комплекса составила свыше 10 гектаров. В него вошли: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развёрнуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолёты Ли-2, МиГ-23 и вертолёт Ми-24В, а также главный экспозиционный корпус музея — трёхэтажное сооружение с площадью перед ним, вмещающей до 30 тысяч человек. Именно здесь, в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева, проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.

Эксплуатация[ | ]

Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчётам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. В 1987 году над Киевом пронёсся сильный ураган, но памятник не получил повреждений. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — вертикальный и наклонный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом, там тоже есть монтажные площадки.

Летом 2002 года был разрешён подъём экскурсантов на площадки отметок 36 метров и 62 метра. Однако после того, как в апреле 2003 года посетитель упал с верхней площадки и разбился, доступ туристов был ограничен.

В 2009 году начата реставрация сооружения.

Задействованные скульпторы и архитекторы[ | ]

Технические данные[ | ]

  • Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) — 62 метра.
  • Общая высота с постаментом — 102 метра.
  • В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 тонн, в другой — щит размером 13×8 метров с гербом СССР (весом в 13 тонн).
  • Всё сооружение — цельносварное и весит 450 тонн.
  • Сам каркас начинается на глубине 17,8 метров (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.

См. также[ | ]

Другие памятники Великой Отечественной войны[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Достопримечательности Киева

encyclopaedia.bid