Родина-мать (Волгоград). Родина мать википедия


Родина-мать (Волгоград) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать. Координаты: 48°44′32″ с. ш. 44°32′13″ в. д. / 48.742278° с. ш. 44.537083° в. д. / 48.742278; 44.537083 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=48.742278&mlon=44.537083&zoom=12 (O)] (Я) памятник архитектуры (федеральный)

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет).

Скульптура является центральной частью триптиха, в который входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске, в котором Рабочий передаёт Воину выкованный на Урале меч; данного памятника, символизирующего, что этот разящий меч был поднят в Сталинграде, и памятника «Воин-освободитель» в Берлине, в котором меч войны Солдатом опущен[1][2][3][4].

Общая информация

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

По разным данным, прообразом скульптуры выступали: Пешкова Анастасия Антоновна[5] (выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года)[6], Валентина Изотова[7], Екатерина Гребнева[8]. Также существует мнение, что статуя была смоделирована наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.[9]

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Технические данные

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)[10] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра[11]. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность[12][13]. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

Факты

  • Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира[14] и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире:

  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»[15]
  • Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине[1][2][3][4].
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.
  • До построения мемориала вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешняя вершина была сформирована искусственно для построения памятника.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1428 дней]
  • Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1428 дней]
  • Скульптура изображена на почтовой марке ГДР 1983 года.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1428 дней]

Опасность обрушения

Первые опасения появились ещё в марте 1965 года, когда члены комиссии Госстроя СССР выдали рекомендацию значительно усилить конструкции главного памятника Сталинградского сражения[16]. Тревога специалистов была обусловлена местом расположения 85-метровой скульптуры, поскольку «Родина-мать» стоит на обводнённой толще так называемых майкопских глин, которые медленно, но верно «сползают» в сторону Волги[16].

В 2013 году московский архитектор и скульптор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо, в котором сообщил, что исследование состояния фундамента «Родины-матери» выявило роковые ошибки, допущенные архитектором Николаем Никитиным ещё при проектировании памятника[16]. По мнению Церковникова, «Всемирно известный монумент находится при смерти»[16].

См. также

<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

Напишите отзыв о статье "Родина-мать (Волгоград)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Ильин С. Б., Лонгинов А. С., Сульдин А. В. Всенародная академия. — М.: Политиздат, 1986. — С. 62. — 222 с.
  2. ↑ 1 2 Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — С. 101. — ISBN 5-7688-0158-8.
  3. ↑ 1 2 Слука И. Великая Отечественная война // 100 самых знаменитых монет СССР. — 2015. — С. 17.
  4. ↑ 1 2 [muzei-mira.com/sculpture/1608-monument-skulptura-rodina-mat-v-volgograde.html Монумент скульптура «Родина-мать» в Волгограде]
  5. ↑ Памятные люди. «АиФ на Дону», № 17 (1694)
  6. ↑ [www.hotels-in-volgograd.ru/rodina/ Родина-Мать]. Проверено 17 октября 2010. [www.webcitation.org/65CmxgxIW Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012].
  7. ↑ [www.gorod-geroy.ru/smi/index.php?id=209 Родину-мать зовут Валей]. Волгоград-Инфо (15.06.2003). Проверено 17 октября 2010. [www.webcitation.org/61D38OqGo Архивировано из первоисточника 26 августа 2011].
  8. ↑ Анна ГАЛКИНА. [www.vashka.ru/gorod/?news=40192 Родина-мать обосновалась на Семи Ветрах]. Ваша газета (08.06.2011). Проверено 15 ноября 2011. [www.webcitation.org/65CmzVDx1 Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012].
  9. ↑ Григорий СТАЦКИЙ. [v1.ru/news/328742.html «Родина-Мать» ушла на «больничный»]. v1.ru (15 октября 2010 года). Проверено 17 октября 2010. [www.webcitation.org/61D39UGsQ Архивировано из первоисточника 26 августа 2011].
  10. ↑ [tbrus.ucoz.ru/publ/rodina_mat_zovet/1-1-0-726 Родина-мать зовет!]
  11. ↑ Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане // Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. — М.: Политиздат, 1980. — С. 127.
  12. ↑ [bigpicture.ru/?p=747901 Как устроен мемориал «Родина-мать»]. BIGPICTURE.RU. Проверено 3 июня 2016.
  13. ↑ [russights.ru/post_1459871218.html Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде на фото и карте]. russights.ru. Проверено 3 июня 2016.
  14. ↑ [www.infozoom.ru/2008/07/09/samye-vysokie-statui-v-mire.html Infozoom — Самые высокие статуи мира]
  15. ↑ Андрей Сахаров. [www.antology.sfilatov.ru/work/proizv.php?idpr=0080011 Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. 1968 год: Пражская весна.]. Проверено 6 ноября 2010. [www.webcitation.org/61D3BmF1l Архивировано из первоисточника 26 августа 2011].
  16. ↑ 1 2 3 4 Новиков С. [versia.ru/articles/2013/dec/09/rodina_mat_padet «Родина-мать» падёт?] // Версия. — 2013. — 9 дек.

Ссылки

Внешние изображения Родина-мать (Сферическая панорама у подножья монумента)
[panorama.volfoto.ru/volgograd/rodina-mat-monument-in-the-twilight-from-the-left/ Скульптура Родина-мать зовет]
  • [mamayevhill.volgadmin.ru/09.htm ГУК «Историко-мемориальный комплекс „Героям Сталинградской битвы“ на Мамаевом кургане»]
  • [www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/09_motherland.pub 3D-экскурсия по Мамаеву Кургану — Родина-мать зовёт]
  • [www.volfoto.ru/volgograd/mamayev_kurgan/rodina_mat/ Родина-мать: история создания, фотографии]
  • [www.trud.ru/article/13-10-2007/122162_kak_vajali_rodinu-mat.html Возведение «Родины-Матери»]
  • [www.statesymbol.ru/image/regionsymbol/20051003/39598029.html Информация о мемориальном комплексе на сайте «Госсимволика»]
  • [www.newizv.ru/print/20822 Новые Известия: Косметика для Родины-матери]

Отрывок, характеризующий Родина-мать (Волгоград)

– Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать? – Отчего ж, можно. Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю. – А что же, спят молодцы? – сказал Петя. – Кто спит, а кто так вот. – Ну, а мальчик что? – Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг'ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него. – Сигнал! – проговорил он. Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы. В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади. У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики. – Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему. – Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову. Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете. – Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову. – Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети. – Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову. Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него. В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей. От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени. Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны. Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх. Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.

wiki-org.ru

мать - это... Что такое Родина-мать?

Ро́дина-ма́ть — один из широко распространённых образов, использовавшихся советской пропагандой во время Великой Отечественной Войны и после нее. Пришёл на смену образу России-матушки, широко использовавшемуся до революции.[источник не указан 821 день]

История

Само выражение "Родина-мать" бытовало в русском языке еще в XIX веке, например оно встречается в поэме Некрасова "Саша"[1].

Своим происхождением советский образ Родины-матери обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!».

Образ присутствует также на плакате того же художника «За Родину-мать!»[2] а также, возможно, на плакатах В. Б. Корецкого «Новыми победами прославим наши боевые знамена!»[3]и Д. А. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!»[4]. Образ Родины-матери использовался в патриотических постановках: в частности, эту роль в таких постановках исполняла Римма Маркова[5].

Скульптуры «Родина-мать»

Известнейшими и крупнейшими монументальными воплощениями образа стали: статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, статуя «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве. Также небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

В честь победы в Великой отечественной войне в Армении и Грузии воздвигнуты статуи местным аналогам Родины-Матери. В Армении это статуя Майр Айастан — «Мать-Армения» в Ереване, в Грузии — «Мать Картли» (Картлис Деда) в Тбилиси.

  • Санкт-Петербург

  • Санкт-Петербург

Использование образа и названия

Примечания

См. также

  • Матушка Россия
  • «Папа Эгоро» (на языке индейцев – «Родина-мать») – общественная организация в Панаме.
  • "Приветствую тебя, Родина-мать!" - индийская национально-освободительная песня (автор - Чоттопаддхай.

dik.academic.ru

Родина-мать (Волгоград) — википедия фото

  Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры[5]. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова[6], Валентина Изотова[7] или Екатерина Гребнева[8]. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[9].

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

  Строительство

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура)[10] — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра[11]. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.

Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность[12][13]. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения[14].

org-wikipediya.ru

Родина-мать — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Ро́дина-ма́ть — один из широко распространённых образов, использовавшихся в мировой культуре. Особенно популярным образ стал в СССР времен Великой Отечественной войны.

История

Само выражение «Родина-мать» бытовало в русском языке еще в XIX веке, например оно встречается в поэме Некрасова «Саша»[1].

Своим происхождением советский образ Родины-матери обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Образ присутствует также на плакате того же художника «За Родину-мать!»[2] а также, возможно, на плакатах В. Б. Корецкого «Новыми победами прославим наши боевые знамена!»[3]и Д. А. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!»[4]. Образ Родины-матери использовался в патриотических постановках: в частности, эту роль в таких постановках исполняла Римма Маркова[5].

Видео по теме

Скульптуры «Родина-мать»

Известнейшими и крупнейшими монументальными воплощениями образа стали: статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, статуя «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве. Также небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

В честь победы в Великой отечественной войне в Армении и Грузии воздвигнуты статуи местным аналогам Родины-Матери. В Армении это статуя Майр Айастан — «Мать-Армения» в Ереване, в Грузии — «Мать Картли» (Картлис Деда) в Тбилиси.

Скульптура Страна Населенныйпункт Место Годы Авторы проекта
Родина-мать, скорбящая о погибших сыновьях Белоруссия Минск «Остров слез» 1996
Родина-мать Германия Берлин Трептов-парк
Родина-мать Германия Берлин Народный парк Шёнхольцер-Хайде
Родина-мать Испания Мадрид Памятник советским добровольцам, воевавшим в Испании в годы гражданской войны
Родина-мать Латвия Рига Памятник Освободителям Риги
Родина-мать Россия Будённовск
Родина-мать зовет Россия Волгоград Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане 1959-1967 Е. В. Вучетич, Н. В. Никитин
Родина-мать Россия Вышестеблиевская (Краснодарский край)
Родина-мать Россия Калининград
Родина-мать Россия Калуга Площадь Победы 1973 архитекторы Е. Киреев,

П. Перминов, скульпторы Н. Клиндухов, С. Присяжнюк

Памятник Родине-матери Россия Кубенское (Вологодская область)
Родина-мать Россия Набережные Челны (Татарстан) Улица Студенческая 1975 Ильдар Ханов
Родина-мать Россия Нижний Новгород
Родина-мать Россия Павловск (Воронежская область)
Родина-мать Россия Пенза Монумент воинской и трудовой Славы
Родина-мать Россия Санкт-Петербург Пискарёвское мемориальное кладбище
Родина-мать Россия Томск Лагерный сад («Мемориал боевой и трудовой славы томичей», также известный как «Пост № 1»)
Родина-мать Россия Старые Бурасы (Саратовская область)
Родина-мать Туркмения Мары
Родина-мать Узбекистан Ташкент Площадь Независимости
Родина-мать Украина Киев Берег Днепра
Родина-мать Украина Харьков Мемориал Славы в Лесопарке на Белгородском шоссе 1970-1977 Скульпторы Агибалов, Овсянкин, Рык; Архитекторы Алферов, Максименко, Черкасов; Художник Светлоусов
Родина-мать Украина Ахтырка (Сумская область) Монумент Бессмертия 1967 Скульпторы К. Годулян, И. Гречаник, архитектор Б. Бердник
Родина-мать Украина Краснодон (Луганская область)
Родина-мать Украина Торез (Донецкая область)
Родина благословляет Воина Украина Львов Монумент Славы

Использование образа и названия

Примечания

См. также

  • Матушка Россия
  • «Папа Эгоро» (на языке индейцев — «Родина-мать») — общественная организация в Панаме.
  • «Приветствую тебя, Родина-мать!» — индийская национально-освободительная песня (автор — Чоттопаддхай).
  • «Родина-мать зовёт!» — необычный взгляд на монумент (www.mutterland.ru).

Ссылки

wikipedia.green

Родина-мать - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2016; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2016; проверки требуют 13 правок.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Ро́дина-ма́ть — один из широко распространённых образов, использовавшихся во время Великой Отечественной Войны.

История[ | ]

Само выражение «Родина-мать» бытовало в русском языке еще в XIX веке, например оно встречается в поэме Некрасова «Саша»[1].

Своим происхождением советский образ Родины-матери обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Образ присутствует также на плакате того же художника «За Родину-мать!»[2] а также, возможно, на плакатах В. Б. Корецкого «Новыми победами прославим наши боевые знамена!»[3]и Д. А. Шмаринова «Воин, ответь Родине победой!»[4]. Образ Родины-матери использовался в патриотических : в частности, эту роль в таких постановках исполняла Римма Маркова[5].

Скульптуры «Родина-мать»[ | ]

Известнейшими и крупнейшими монументальными воплощениями образа стали: статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, статуя «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве. Также небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

В честь победы в Великой отечественной войне в Армении и Грузии воздвигнуты статуи местным аналогам Родины-Матери. В Армении это статуя  — «Мать-Армения» в Ереване, в Грузии — «Мать Картли» (Картлис Деда) в Тбилиси.

Использование образа и названия[ | ]

Примечания[ | ]

См. также[ | ]

  • Матушка Россия
  • «» (на языке индейцев — «Родина-мать») — общественная организация в Панаме.
  • «Приветствую тебя, Родина-мать!» — индийская национально-освободительная песня (автор — Чоттопаддхай).
  • «Родина-мать зовёт!» — необычный взгляд на монумент (www.mutterland.ru).

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Родина-мать зовёт! — википедия фото

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра[1].

Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката[2]. Существует предположение, что дальняя рука женщины скопирована с французского агитационного плаката времен Первой мировой войны[3].[неавторитетный источник?]

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920), американский плакат «I want you for U.S. Army» (Джеймс Флагг, 1917), а также французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), где автор изобразил национальный символ Франции — Марианну.

В книге Виктора Суворова «День „М“» приводятся предположения о том, что этот плакат был создан и размножен ещё до войны. Разослан большим тиражом в секретных пакетах по военным комиссариатам в декабре 1940 г. с указанием вскрыть в день «М». Некоторые устные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах городов уже 22 июня 1941 г., что якобы доказывает, что заготовлены и отпечатаны плакаты были значительным тиражом заранее.

Самый ранний из сигнальных экземпляров, хранящихся в РГБ, датирован 4 июля 1941 г.[4]

org-wikipediya.ru