6. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Рюрик олег


Откуда началась русская земля. Рюрик и Олег.

04:30 pm - Откуда началась русская земля. Рюрик и Олег.....«Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи… Чтобы знать настоящее должно иметь сведения и о прошедшем…»(Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

"У России нет границ"...

(Владимир Владимирович Путин)

Уже в самом начале Новой эры славяне селились по рекам Дунай, Волга, Дон., Кама.Ими были построены  Новгород, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Любеч, Изборск, Белоозерск. Ростов, Муром и другие города.В шестом веке братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь заложили город Киев, который впоследствии стал столицей объединенной Древней Руси.Первыми Великими князьями в 862 году стали братья Рюрик, Синеус и Трувер.Синеус (князь Белоозерский) и Трувор (князь Изборский) скончались в 864 году.Рюрик (князь Новгородский) тут же присоединил к себе оба их княжества, а спустя два года (в 866) при помощи воевод Аскольда и Дира добавил к своим владениям и Киев.Умирая, он передал в 879 году правление Русью и опеку над своим малолетним сыном Игорем своему родственнику Олегу.

ОЛЕГбыл вторым правителем древней Руси.

Именно он в 882 году сказал "Да будет Киев матерью городов русских". А когда ставленники Рюрика Аскольд и Дир воспротивились его словам, Олег, не долго думая, убил их. Затем он взял города Смоленск и Любич, женил сына Рюрика на Ольге, варяжке из Пскова  и, окончательно убедившись в своем могуществе, взял еще и Константинополь.Правил он долгих 33 года, передав власть Игорю.

Согласно преданиям и древним летописям, князь Олег был довольно воинственным и предприимчивым правителем. Как только власть оказалась у него в руках он решается на большую авантюру – овладеть полностью всем течением Днепра, получив в своё распоряжение водный путь в Грецию. Для осуществления этого нужно было покорить все племена славян, проживающие по Днепру и одной княжеской дружины для этого было явно мало. Князь Олег набирает дополнительную дружину из финских племён, а также из кривичей, ильменских славян и пр. и выдвигается с огромным войском на юг.

В первую очередь князю достаётся Смоленск – город неподвластных ещё ему кривичей, после чего Олег захватывает город северян Любеч, оставляя в нём часть дружины, которой командовали опытные надёжные воеводы и отправляется дальше. Подойдя к Киеву, Олег осознал, что покорить его силой не представляется возможным, поэтому он придумал хитрость для правящих в городе Аскольда и Дира, выманив их из-за городских стен и убив их.

После взятия города Киев был объявлен «матерью всех русских городов». Для утверждения собственной власти на покорённой земле князь начинает возведение новых городов, подобно тому, как это делал Рюрик на севере, раздавая их своим дружинникам и устанавливая дань.

В последующие годы своего правления Олегу удалось покорить все жившие по берегам Днепра славянские племена, а «также много иных племён по округе».

Однако, даже этого было мало князю Олегу и он задумывает большой военный поход на Византию, утверждаясь в своём намерении тем, что сил у него намного больше, чем у Аскольда с Диром, которые ранее также ходили на Константинополь.

Уже в 906 году руссы снова оказались у стен Царьграда. Снова запылали окрестности и многие из церквей и дворцов погибли в этом пламени.

При этом, византийцы вовремя успели загородить цепью в гавань огромной цепью и запереться в городе. Русский князь начал планировать наступление даже после того как византийцы предложили откупиться большой данью. Наступление было успешным и византийцы согласились на те условия, которые им продиктовал Олег, прибив свой щит на ворота Царьграда.

Скончался великий русский князь в 912 году, согласно приданию от укуса змеи, которая выползла и ужалила князя из под костей его боевого коня.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕА.С. Пушкин

Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчаньи, рукой опершись на седло,С коня он слезает, угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время;Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите;Купайте; кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конем отошли,А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне веселом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? все так же ль легок его бег?Все тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят — на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокой!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змия,Шипя, между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась,И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Владимир Высоцкий

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек

И ну шепелявить чего-то.

«Эх, князь, — говорит ни с того ни с сего, —

Ведь примешь ты смерть от коня своего!»

Ну только собрался идти он на вы —

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром.

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.

«Да кто ж вы такие, откуда взялись?! —

Дружина взялась за нагайки. —

Напился, старик, так иди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Ну, в общем, они не сносили голов —

Шутить не могите с князьями!

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул,

И то саркастически хмыкнул:

Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

«А вот он, мой конь, — на века опочил,

Один только череп остался!..»

Олег преспокойно стопу возложил —

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его —

И принял он смерть от коня своего.

…Каждый волхвов покарать норовит,

А нет бы — послушаться, правда?

Олег бы послушал — ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А первым - с 862 по  879 год Великим князем был  РЮРИКНапомню текст предыдущего поста о династии Рюрика.ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РЮРИКЕ?В некоторых   летописях встречается легенда, будто Рюрик и его братья   являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя из племени русов, от которого якобы и возникло название государства Русь.Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" — "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях — результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно — не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Вот Википедия«Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик…»

Если коротко – Рюрик и его братья унаследовали власть от выборного главы Новгорода своего деда Гостомысла. И с тех пор власть перестала быть выборной.

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек

И ну шепелявить чего-то.

«Эх, князь, — говорит ни с того ни с сего, —

Ведь примешь ты смерть от коня своего!»

Ну только собрался идти он на вы —

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром.

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.

«Да кто ж вы такие, откуда взялись?! —

Дружина взялась за нагайки. —

Напился, старик, так иди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Ну, в общем, они не сносили голов —

Шутить не могите с князьями!

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул,

И то саркастически хмыкнул:

Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

«А вот он, мой конь, — на века опочил,

Один только череп остался!..»

Олег преспокойно стопу возложил —

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его —

И принял он смерть от коня своего.

…Каждый волхвов покарать норовит,

А нет бы — послушаться, правда?

Олег бы послушал — ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

wladimire.livejournal.com

Часть 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Рюрик. Олег

Сказание о призвании варягов

Накануне образования древнерусского государства со столицей в Киеве поляне платили дань хазарам. Северные славянские племена, включавшие ильменских словен, а также союзные им финно-угорские племена платили дань варягам. Северные славяне прогнали варягов, и новгородцами стал править Гостомысл (то ли старейшина, то ли князь) — «сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим». Со смертью Гостомысла начались междоусобицы, и новгородцы, дабы избежать дальнейшего кровопролития, обратились к варягам. Они просили прислать им на княжение Рюрика, сына варяжского вождя и дочери Гостомысла.

РюрикРюрик с братьями Синеусом и Трувором

Легенда о призвании варягов, записанная летописцем XII в. с древних устных сказаний, гласит, что пришедшие к варягам послы обратились к Рюрику: «Земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет. Да пойди же княжить и володеть нами». Рюрик пришёл в Новгород, положив начало русской княжеской династии. Случилось это в 862 г.

Варяжские воеводы Аскольд и Дир из «свиты» Рюрика отпросились у него идти походом на Царьград. Добравшись до Киева и узнав, что князей там нет, Аскольд и Дир стали княжить в Киеве. Аскольд и Дир, пополнив варяжскую дружину киевлянами, двинулись на 200 ладьях походом на Византию. Узнав о приближении русских, византийский император Михаил III всю ночь молился, и на следующий день страшный шторм потопил русские корабли. Так ни с чем вернулись Аскольд и Дир в Киев.

Рюрик

Тем временем в Новгороде, прокняжив около 20 лет, скончался Рюрик. Княжение он завещал малолетнему сыну Игорю (Ингварю), поручив мальчика заботам своего родственника Олега (Хелги). Получив власть, Олег собрал войско и двинулся на Киев. По пути он захватил город кривичей Смоленск и Любеч, город северян. Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и пленил их. «Вы не княжеского роду, — сказал Олег варягам и показал им Игоря, — но вот сын Рюриков».

Аскольда и Дира убили. Олег остался править в Киеве, сохранив за собой и власть над Новгородом. Так объединились славянские земли и стал Киев «матерью городов русских». Случилось это в 882 г., и эта дата считается временем основания Древнерусского государства.

Короткий факт

Согласно летописи Нестора, Рюрик прибыл в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Но есть мнение, что имена Синеус и Трувор возникли в результате неправильного перевода древнескандинавских слов «Рюрик сине хус Трувор», т.е. «Рюрик с домочадцами и дружиной».

РюрикРюрик

«Норманнская теория» и её опровержение

В XVIII в. немецкие профессора Петербургской Академии наук, опираясь на легенду о призвании Рюрика, выдвинули так называемую норманнскую теорию. Они утверждали, что иноземное происхождение династии русских князей говорит о неспособности славян самостоятельно создать государство. В ХХ в. «норманнской теорией» вооружились в гитлеровской Германии, «доказывая» неполноценность славян.

Несостоятельность «норманнской теории» доказывали русские учёные: М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов и др., которые говорили, что государственность нельзя привнести извне.

Впадая в другую крайность, некоторые отечественные историки утверждали, что варяги вообще не участвовали в древнерусской истории, а Рюриковичи не были скандинавами.

Современная наука считает, что варяги не колонизировали и не завоёвывали славян. Варяги приглашались как сильные союзники и правили, опираясь на уже сформированную славянскую знать, причём на юге славяне главенствовали над варягами. У славянских племён не позже VIII в. уже была своя знать и существовали свои княжения. Древние русские и зарубежные источники говорят, что свои княжения имели поляне (легенда о Кие), древляне, дреговичи, кривичи и ильменские словене. Несомненно, что были княжения и в новгородских землях. Это подтверждается словами летописи: «…Да пойди же княжить…», то есть занять место отсутствующего князя.

Кстати, иноземное происхождение правящих династий наблюдалось в большинстве государств Европы, и другие европейские легенды о призвании иностранцев на свои троны звучат схоже со славянской.

dolzhenznat.ru

Князь Рюрик и его потомки Рюрик Олег Игорь

Князь Рюрик и его потомки Рюрик Олег Игорь Святослав Владимир Святой Ольга Ярополк

Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. Рюрик

Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. Олег

Ходил в поход на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнём» , Древлянами был уничтожен он. Игорь

Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воли подчинить своей. Ольга

Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. Святослав

Он начал с наведения порядка на Руси Железною рукой громил болгар, поляков. Отправил он из Киева варягов, И в веру христианскую он русичей крестил. Князь Владимир

умер князь Святослав 972 г. начало междоусобной войны

Владимир I Святославич (? – 1015) киевский великий князь (с 980), младший сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки. После смерти Святослава в 977 году Владимир участвовал в княжеской междоусобице, одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из дружины Владимира.

Святослав Ярополк Киев Олег Древлянское княжество Владимир Новгород 980 г. Убил брата

Перун был богом грома и молнии, он покровительствовал земледелию, кузнечному делу и воинам. Перун посылал на землю дожди и значит от него зависел урожай, а значит и жизнь. Наши предки почитали: Стрибога-бога ветра, Велеса-бога скота, Мокошь-богиню плодородия, Ладо-бога любви, Ладу-покровительницу материнства.

Выбор веры Православное Христианство. Византия Иудейская. Хазары Мусульманская. Булгары Католическая. Немцы

Почему князь Владимир выбрал эту веру?

Причины выбора веры Улучшил международное Положение Руси Укрепление княжеской власти Объединение племён

988 году – крещение князя Владимира в Херсонесе

988 годкрещение Руси

Крещение Киевлян

Появление письменности Строительство храмов Появление иконописи Крещение Руси Русь признали многие страны Появление летописания

present5.com

Кем была жена Рюрика на самом деле

Летописи повествуют, что князь Рюрик почти всю жизнь провел в походах, а спокойную жизнь стал вести только на склоне лет в Новгороде. У него было несколько жен, но самой любимой была Ефанда (по другой версии ее имя звучало как Едвинда), которая родила князю наследника.

«Имел Рюрик некoликo жен, нo пaче всех любляше Ефaнду, дoчерь князя Урмaнскoгo; и егдa тa рoди сынa Ингoря, дaде ей oбещaнный грaд с Ижoрoю в венo», – тaк гoвoрится oб этoм в тaинственной Иoaкимoвской летoписи, переписанной историком В.Н. Татищевым и известной лишь по его тетрадям. В тексте сказано, что Рюрик по обычаю норманнских племен преподнес Ефанде специальный дар, который полагался княжеской жене при заключении брака. Впрочем, дар этот (в данном случае - богатая Ладога с прилегающими землями.) она получила не сразу, а лишь после того, как сама подарила князю наследника Ингоря (Игоря).

Мистическая фигура

Больше о Ефанде историки практически ничего не знают, что делает ее фигуру почти мифической. Дата смерти ее тоже остается загадкой, правда, считается, что скончалась она раньше мужа, возможно, вскоре после рождения Игоря. А, по некоторым данным, Рюрик умер, когда Игорю было всего два года (в 879 г.).

Есть еще один момент, который известен из Иоaкимовской летописи: у Ефaнды был брaт Олег, которому её муж нa смертном одре передaл правление и поручил воспитание Игоря. «Рюрик...бе велъми бoля и нaчaт изнемoгaти; видев же сынa Ингoря вельми юнa, предaде княжение и сынa свoегo шурину свoему Oлгу, Вaрягу сущу Князю Урмaнскoму».

В «Пoвести временных лет» Oлег именуется родственником Рюрика.

Умер Рюрик в пoходе, кaк и подобает воителю: вместе с Олегом они шли покорять «карел и лoпь».

Сестра Олега

То, что Олег был братом Ефанды, подтверждает еще одна летопись — Раскольническая. Она называет Олега дядей Игоря со стороны матери. В пользу скандинавского происхождения Олега говорит и его имя, которое, скорее всего, произошло от скандинавского мужского имени Хельги (Helgi).

О родовитости Олега можно судить по его разговору с Аскольдом и Диром, княжившими в Киеве. «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни рoду кнѧ́жѧ, нo азъ єсмь рoду кнѧ́жѧ», что означало: «Вы не князья и не княжьего рoду, а я княжьего рoду» («Пoвесть временных лет»). Олег предъявил им настоящего наследника Рюрика – Игоря, и убил обоих, воцарившись на престoле Киева.

Дочь норвежского князя

Итак, известно, что Ефанда имела брата и была «дочерь князя Урманского», то есть дочерью норманнского, варяжского или даже норвежского князя. Но так ли это?

Сомневающиеся в норвежском происхождении Ефанды и Олега исследователи указывают, что став во главе русского войска, Олег пошел бы в родные края, предъявлять права на княжьи владения. Однако он сосредоточил свое внимание на землях Дуная, Днепра, Дона и Прикавказья, воевал с древлянами, северянами, родимичами и хазарами. Вступил в союз с уличами и с тиверцами. Другими словами, вел себя как человек, который находится дома.

Косвенно это подтверждает его внучатый племянник Святослав, который говорил своей матери Ольге: «Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей...»

Урманские князья

Откуда же явились урманские князья? В Словаре Даля «урман» означает густой хвойный лес. Более того, до сих пор на реках Обь и Иртыш урманами зовутся заболоченные участки дремучей тайги. Топоним Урма встречается как на побережье Черного моря (нaзвaние хуторов в Крымcком и Cлaвянском рaйонaх Крacнодaрского крaя), тaк и нa противоположном конце Кaвкaзa — нa кaспийском побережье (здесь нaходитcя cело Урмa в Левaшинcком рaйоне Дaгеcтaнa). И это приводит к мысли, что Олег мог быть родом из тмутараканских земель, то есть с Приазовья.

Это предположение согласуется с теорией знаменитого этнографа Тур Хейредала, который утверждал, что варяги на самом деле ведут свой род от все тех же сарматских племен, проживающих в Причерноморье.

Хейердал считал, что название божественной страны Асгард в мифологии викингов происходит от названия Азов, а Один на самом деле не бог, а правитель далеких предков скандинавов, живущих в Приазовье.

С I по III век в Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа жили различные племена, среди которых были аланы, роксаланы, скифы, языги и даже тавры. В IV веке их потеснили гунны, пришедшие из восточных степей. Возможно, именно в это время урманские народы мигрировали к северу. И случилось это не позднее 370 года н. э., так как после этого в Закавказье распространилось христианство, а варяги и норвежцы так и остались язычниками.

Кстати, Тур Хейердал, проводивший раскопки на Азове, нашел древние стоянки ушедших в Скандинавию племен.

Подтверждает эту теорию и сказания норманнов, согласно которым норманнские племена испокон веков ходили воевать не на восток, а на запад. А на восток, в Русь, они ездили торговать и заключать союзы, то есть варяги считали русских друзьями и родственниками.

Получается, что жена Рюрика Ефанда принадлежала к древнему княжескому роду скифских либо сарматских правителей, то есть была из народа близкородственного русским.

Норвежские антропологи до сих пор не могут сказать, от какого пошли норвежцы, однако происхождение их от племен, населявших Кавказ и побережье Азова, ученые Норвегии рьяно отрицают.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Рюрик Рюрик Олег

Рюрик

  • Рюрик

  • Олег

  • Игорь

  • Святая Ольга

  • Святослав

  • Святой Владимир

  • Ярослав Мудрый

РЮРИК (862 - 879 гг.) по русским летописным преданиям, один из братьев-конунга, т.е. предводителя варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал полновластным правителем Новгородской земли.

  • РЮРИК (862 - 879 гг.) по русским летописным преданиям, один из братьев-конунга, т.е. предводителя варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал полновластным правителем Новгородской земли.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.

  • Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.

  • Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван “из-за моря”, а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами.

  • Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития.

Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский. Опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. В 882г Олег захватывает Смоленск и Любеч, которые он присоединил к своим владениям. Затем, спустился к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Аскольда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, и предъявил наследника Рюрика,-малолетнего Игоря, и приказал убить Аскольда и Дира

  • Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский. Опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. В 882г Олег захватывает Смоленск и Любеч, которые он присоединил к своим владениям. Затем, спустился к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Аскольда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, и предъявил наследника Рюрика,-малолетнего Игоря, и приказал убить Аскольда и Дира

Олег строил города, определил размеры податей со славян, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он покорил древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

  • Олег строил города, определил размеры податей со славян, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он покорил древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский.

  • Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский.

  • Князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.

В период правления Игоря процесс складывания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.

  • В период правления Игоря процесс складывания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.

Ольга (945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря.

  • Ольга (945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря.

  • Княгиня Ольга была супругой великого князя Игоря, сына Рюрика - родоначальника русских князей.       Блаженная Ольга происходила из знаменитого рода, она была правнучкой Гостомысла, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, не был призван от варягов на княжение русское Рюрик. Ольга отличалась целомудрием и светлым умом.       После смерти мужа управляла княгиня Ольга подвластными ей областями не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. Вместе с тем Ольга вела воздержанную и целомудренную жизнь она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть.

Святослав (945 – 972)- Великий полководец.

  • Святослав (945 – 972)- Великий полководец.

  • При нем до 969 г. Киевским государством в значительной мере правила его мать - Ольга, т.к. Святослав Игоревич почти всю жизнь провел в походах. Он был князем-воином, который стремился приблизить Русь к уровню крупнейших держав тогдашнего мира. В 964-966 гг. он освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х годах Х в. разгромил Хазарский каганат и взял его столицу - город Итиль, воевал с волжско-камскими болгарами. В 967 г., используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей - Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, Святослав вторгся в Болгарию. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми он начал воевать с Византией. На обратном пути в Киев Святослав Игоревич погиб у днепровских порогов в бою с печенегами, предупрежденными византийцами о его возвращении.

Равноапостольный великий князь Владимир (970 — ок. 988)

  • Равноапостольный великий князь Владимир (970 — ок. 988)

  • (сын князя Святослава, внук святой княгини Ольги) родился около 960 года. Великий князь Владимир вступил на Киевский престол в 980 году. В юности он, будучи язычником, поклонялся идолам и вел бурную жизнь, но затем князь Владимир в 988 году принял святое крещение в Корсуни. Князь Владимир взял в жены христианку, греческую царевну Анну, и, возвратившись в Киев, низверг всех языческих идолов. 1 августа (ст. ст.) все киевляне собрались к Днепру, где было совершено общее крещение, о чем рассказывает летопись. Обратив в православную христианскую веру киевлян, святой князь Владимир положил начало распространения веры Христовой по всей Руси. Он начал воздвигать храмы, рассылать проповедников христианства в другие города.

Ярослав Мудрый (около 978—1054), - Великий Князь Киевский, сын Князя Владимира I Святославовича. Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. Прозвище "Мудрый" Ярослав получил за составление свода законов - Русская Правда.

  • Ярослав Мудрый (около 978—1054), - Великий Князь Киевский, сын Князя Владимира I Святославовича. Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. Прозвище "Мудрый" Ярослав получил за составление свода законов - Русская Правда.

  • Управляя Новгородом, в 1014 Ярослав отказался от уплаты дани Киеву. Лишь только смерть отца, Великого Князя Владимира (1015), предотвратила войну. В ходе междоусобной борьбы с братом, Святополком Окаянным, Ярослав Мудрый в 1016-1018 занимал киевский престол и окончательно утвердился в Киеве в 1019. Он соединил под своей властью почти все древнерусские земли. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. В 1030-40-х гг. предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовские племена, емь и др. В 1036 войска Ярослава Мудрого разгромили печенегов.

rpp.nashaucheba.ru

Олег Вещий

31 Дек 2013

Рюриковичи великий князь, Киев, Киевская Русь, Олег, Украина Просмотров: 506

Князь новгородский 879 г. – 912 г.

1-й Великий князь киевский 882 г. – 912 г.

Родственник (соплеменник) Рюрика (? — 879 г.), князя новгородского (862 г. — 879 г.) возможно (по Иоакимовской летописи) его шурин. Полулегендарный основатель Древнерусского государства — Киевской Руси.

 Oleg

ок. 845 г. – 912 г.

 kr

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племён в Восточной Европе.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

В 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль?гъ кн?зь а сє єсть Рю?риков И?горь кн??жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть Временных Лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой («Повесть временных лет»), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[4]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 г. и 941 г. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть временных лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Вся политика Олега была ориентирована на защиту экономических интересов. Сокращение восточной торговли и начало упадка Волго-Балтийского пути угрожали оборвать процветания Новгороду, превратить его в второстепенный лесной край. Торговля стала основным источником обогащения князя. Только полноценный обмен северных товаров и реэкспорт восточных товаров могли обеспечить процветание самой Ладоги и выживания жителей края, поскольку местные продовольственные ресурсы были небольшими, а для закупки их, прежде всего хлеба, нужны были средства. И тогда Олег взялся овладеть ключевыми позициями вдоль пути «из варяг в греки», который в IX в. оттеснил давний Волго-Балтийский путь. Главные пункты этого пути контролировал Киев. Очень правдоподобной выглядит догадка Г. Маргера о союзе Олега с уграми (мадьярами), который обеспечил успех его политики.

В 882 г. Олег получил Киев, предварительно заняв Смоленск и Любеч . При взятии Киева он убил киевского князя Аскольда. В 883 г. Олег заставил платить дань древлян, в 884 — 885 гг. — северян, в 885 г. вел войну с тиверцами. Возможно, что в этих войнах ему помогали венгры. Вероятно, что Олегу удалось направить союзные ему венгерские орды на земле волынских и хорватских княжеств.

Объединив земли вдоль пути «из варяг в греки», Олег столкнулся с Хазарским каганатом, который контролировал путь с востока через Нижнюю Волгу и Каспий («серебряный путь»).

Подготовку морских походов Олег начал с первых лет своего правления. Как и Аскольд, Олег направил свой взгляд на юго-восток. Его первый морской поход история зафиксировала в 905 – 910 гг. Восточный историк Табаристана ибн-эль-Хасан описывает поход флотилии князя Олега в Каспийское море на Абесгун. Сначала поход Олега проходил достаточно успешно. В 909 г. флотилия из 16 ладей (около 800 дружинников) прорвались через хазарские земли в Каспийское море, подплыла к острову Абесгун в Табаристане и сожгла торговый флот, стоявший там. Русь успела захватить несколько городов на каспийском побережье, но объединенные войска наместника Табаристана Абуль-Аббаса и начальника города Сари разбили дружину Олега, а часть его воинов поработили.

В следующем году Олег повторил поход на Каспий. В 910 г. русы захватили Сари. Но, согласно историку ибн-эль-Хасану, под Гиляном князь снова потерпел неудачу и в дальнейшем перенес направление военно-политической деятельности на юг, в сторону могущественной Византийской империи. Возможно, таким образом, Олег шел на сближение с Византией и ослаблял позиции халифата.

Где-то после 912/13 г. по данным Аль Масуди русский флот на 500 лодках (по 100 человек в каждой) через Керченский пролив вошел в Азовское море. Это был огромная армия в 15-20 тыс. дружинников. Приблизившись к устью Дона, русы послали послов к кагану, прося его пропустить их в Каспий, обещая за это кагану половину добычи. Хазары позволили русам пройти через Дон, откуда волоком ладьи были перетянуты в Волгу и войско спустилось по ней в Каспийское море. Каган как раз воевал с печенегами, кроме того русы обещали ему половину добычи. Русы опустошили и разграбили Ширванд, Азербайджан, Гилянд, Табаристан. Было подавлено сопротивление местных жителей Ширвана, которые были вооружены и посажены на купеческие суда правителем Ширвана Гайтамой. («Тысячи мусульман были убиты и утоплены»). Результатом похода был разгром мусульманской торговли на Каспии, хотя масштабы его позволяют предполагать, что речь шла о завоевании одного из портов и преобразования его в русскую факторию. Возвращаясь из похода, войдя в устье Волги, русы послали кагану, по договору, половину добычи. Но мусульманская гвардия кагана взбунтовалась и потребовала мести над Русами за смерть единоверцев. Не имея возможности противостоять требованиям гвардии Каган покорился, но предупредил русов. 15-ти тысячная мусульманская конница отправилась на лодках по Волге искать русов. Увидев друг друга обе армии вышли из лодок и между ними завязалась ожесточенная битва, длившаяся три дня и закончилась катастрофическим поражением русов. В битве на Волге погибло 30 тысяч русов. Остальные 5 тысяч на кораблях убежали по Волге, где были перебиты буртасами и волжскими болгарами. Скорее всего, тогда и погиб Олег. Так что все попытки Олега закрепиться на Каспии, если таковые были, результатов не дали.

В хронике арабского хрониста Масуди есть рассказ о морском походе киевского флота из 500 ладей с 50-ю тысячами воинов через Дон и Волгу на Каспийское море в 913 году. Во время этого похода русские разбили войско саманидов и в течение нескольких месяцев овладели всем Каспийским побережьем. Как утверждает Масуди, только на обратной дороге на обремененное добычей войско русов напали хазары и «побили его большое количество».

Предшественник: Аскольд

Преемник: Игорь

monarhs.info

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Киевская Русь (IX – конец X вв.)

Образование древнерусского государства. Суть норманнской теории.

Предпосылки: развитие орудий, навыков труда, выделение индивидуальных семей, имущественное расслоение, формирование племенной знати, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, развитие городов, возникновения дружины.

В 859 году новгородский совет решил призвать князя Рюрика из балтийского моря.

Суть этой теории состоит в несостоятельности славян создать собственно государство, которое в итоге появилось за счет деятельности варягов.

862 -879– Рюрик – первый древнерусский князь. Призван на княжество согласно «повести временных лет»

Олег (879 – 912). 882 – поход на Киев, захватывает город, Киев – центр объединенного государства. 907, 911 походы на Византию.(Результат: русские купцы могут жить бесплатно пол года в константинополе, беспошлинно торговать, спаряжатся в обратный путь за счёт Византии)

Игорь (912-945). 941 неудачные поход на Византию. 944 –поход на Византию(подтвержден договор 911). 945 – первое восстание древлян (Игорь убит древлянами – стал собирать дань сверх положенной нормы).

Ольга жена Игоря. (945-957) Первый реформатор в истории нашей страны. Подавила восстание древлян и жестоко отмстила древлянам за убийство мужа, Ольга провела важные реформы, вместо традиционного полюдья – «уроки» - размер дани. «погосты» - места сбора дани. Ольга не смогла ввести христианство на Руси, однако сама приняла православие.

Святослав (957 - 972). 964 –(сын Игоря и Ольги) поход на оку и волгу в землю вятичей. 965- поход на хазар. Разгромил их войско, захватил город. После направился на сев. Кав., где одержал победу. Рез-ты походов 965-968 1. Ослаблена Византия. 2. Разгромлен хазарский каганат. 968 – поход на Дунай (цель: создать русско-болгарское гос-во).

7. Язычество и принятие христианства на Руси. Реформы Владимира Красное Солнышко.

Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира

В 980 году он попытался создать единый языческий пантеон, включавший в себя богов, особо почитавшихся в пределах Руси . Попытка завершилась неудачей. Провал религиозной реформы показал необходимость принятия монотеизма. За Русь шла борьба между представителями разных вероисповеданий.

Выбор пал на Византию, которая больше столетия была связана торговыми, политическими и культурными ценностями. Крещение Руси произошло в 988 г. Распространение христианства встречало сопротивление племен, почитавших языческих богов, особенно на сев-зап и сев-вост Руси. Крещение окраин шло огнем и мечом. Принятие христианства упрочила авторитет Руси, позволило

а)установить более тесные связи с европейскими странами

б) способствовало распространению христианской культуры в живописи, архитектуре, письменности

в) запрет жертвоприношения

г) укрепило власть и территориальное единство Руси

д) сплочение русских земель и княжеств.

8. Древнерусское государство в XI-XII вв. Политика Ярослава Мудрого, Владимира II Мономах и Мстислава Великого. Причины распада Киевской Руси.

После гибели Святослава Русь оказалась в хаосе междоусобной борьбы его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Сначала Ярополк разбил дружины Олега, затем Владимир (980 — 15 июля 1015) убил Ярополка и занял киевский престол. За время княжения Владимир объединил все славянские земли, провел строительство городов крепостей, которые защищали от набегов печенегов. Крещение Руси 988. Переход от доклассового к классовому обществу. Складывание феодальных отношений.

Ярослав  (1019—1054). При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, Русь достигла международного признания. Был принят первый письменный свод законов Руси – «Русская правда». 1045- последний поход на Византию. 1037 – организованно оформилась русская церковь.

Владимир Мономах (1113-1125) «Поученея Владимира Мономаха сыновьям». Сохранение единства Руси. Не допустить княжеских усобиц. «Устав Владимира Мономаха»(дополнение к «Русской правде»). Дополнил статьи о собственности, наследии, правовом положении вдов и дочерей.

Мстислав (1125 - 1132) Продолжал политику отца. Процесс распада было остановить невозможно.

studfiles.net