Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
О ленине. Дом музей В.И. Ленина. Историко-культурный центр

Анекдоты о Ленине. О ленине


Что писали о Ленине его современники?

 

 Александр Николаевич Наумов (1868-1950) - школьный товарищ  В.И.Ульянова, член Государственного совета,  последний министр земледелия царской России, в 1920 г. покинул Россию

 

«Центральной фигурой во всей товарищеской среде моих одноклассников был, несомненно, Владимир Ульянов, с которым мы учились бок о бок, сидя рядом на парте в продолжение всех шести лет, и в 1887 году окончили вместе курс. В течение всего периода совместного нашего с ним учения мы шли с Ульяновым в первой паре: он – первым, я – вторым учеником, а при получении аттестатов зрелости он был награжден золотой, я же – серебряной медалью.

Маленького роста, довольно крепкого телосложения, с немного приподнятыми плечами и большой, слегка сдавленной с боков головой, Владимир Ульянов имел неправильные – я бы сказал – некрасивые черты лица: маленькие уши, заметно выдающиеся скулы, короткий, широкий, немного приплюснутый нос и вдобавок большой рот с желтыми, редко расставленными, зубами.

Совершенно безбровый, покрытый веснушками, Ульянов был светлый блондин с зачесанными назад длинными, жидкими, мягкими, немного вьющимися волосами. По все указанные выше «неправильности» невольно скрашивались его высоким лбом, под которым горели два карих круглых уголька. При беседах с ним невзрачная внешность как бы стушевывалась при виде его небольших, но удивительных глаз, сверкавших недюжинным умом и энергией. Родители его жили в Симбирске. Отец Ульянов долгое время служил директором Народных училищ. Как сейчас помню старичка елейного типа, небольшого роста, худенького, с небольшой, седенькой, жиденькой бородкой, в вицмундире Министерства Просвещения с Владимиром на шее...

Ульянов в гимназическом быту довольно резко отличался от всех нас, товарищей. Начать с того, что он ни в младших, ни тем более в старших классах, никогда не принимал участия в общих детских и юношеских забавах и шалостях, держась постоянно в стороне от всего этого, и будучи беспрерывно занят или учением или какой–либо письменной работой. Гуляя даже во время перемен, Ульянов никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно вдоль окон, уткнувшись в чтение. Единственное, что он признавал и любил, как развлечение, – это игру в шахматы, в которой обычно оставался победителем даже при единовременной борьбе с несколькими противниками. Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью. Повторяю, я все шесть лет прожил с ним в гимназии бок о бок, и я не знаю случая, когда «Володя Ульянов» не смог найти точного и исчерпывающего ответа на какой–либо вопрос по любому предмету. Воистину, это была ходячая энциклопедия, полезно–справочная для его товарищей и служившая всеобщей гордостью для его учителей. Как только Ульянов появлялся в классе, тотчас же его обычно окружали со всех сторон товарищи, прося то перевести, то решить задачку. Ульянов охотно помогал всем, но насколько мне тогда казалось, он все же недолюбливал таких господ, норовивших жить и учиться за чужой труд и ум.

По характеру своему Ульянов был ровного и скорее веселого нрава, но до чрезвычайности скрытен и в товарищеских отношениях холоден: он ни с кем не дружил, со всеми был на «вы», и я не помню, чтоб когда–нибудь он хоть немного позволил себе со мной быть интимно–откровенным. Его «душа» воистину была «чужая», и как таковая, для всех нас, знавших его, оставалась, согласно известному изречению, всегда лишь «потемки».

В общем, в классе он пользовался среди всех большим уважением и деловым авторитетом, но вместе с тем, нельзя сказать, чтоб его любили, скорее его ценили. Помимо этого, в классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство над всеми нами, хотя надо отдать ему справедливость – сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал.

Еще в отдаленные времена Ульянов казался всем окружавшим его каким–то особенным... Предчувствия ... нас не обманули. Прошло много лет и судьба в самом деле исключительным образом отметила моего тихого и скромного школьного товарища, превративши его в мировую известность, в знаменитую отныне историческую личность – Владимира «Ильича» Ульянова–Ленина, сумевшего в 1917 году выхватить из рук безвольного Временного правительства власть, в несколько лет путем беспрерывного кровавого террора стереть старую Россию, превратить ее в СССР-ию, и произвести над ней небывалый в истории человечества опыт – насаждения коммунистического строя на началах III-го Интернационала. Ныне положен он в своем нелепом надгробном Московском мавзолее на Красной площади для вечного отдыха от всего им содеянного...

Наследство оставил Ульянов после себя столь беспримерно–сложное и тяжкое, что разобраться в нем в целях оздоровления исковерканной сверху донизу России сможет лишь такой недюжинный ум и талант, каким обладал, отошедший ныне в историю, гениальный разрушитель Ленин».

 А. Н. Наумов «Из уцелевших воспоминаний. 1868–1917», Нью–Йорк, 1953, т. I, с.42–44.

 

Александр Шаповалов - товарищ Ленина по минусинской ссылке

«Он работал с методичностью немца... Про каждого гения можно сказать, что он складывается их трех десятых прирожденных способностей и семи десятых упорства и настойчивости. Эта методичность в соединении с огромной силой воли и с большими способностями помогли ему совершить титаническую работу, свидетелями которой мы были».

 Александр Шаповалов «Ленин в ссылке (Отрывки воспоминаний)» –Красная Летопись. Исторический журнал, Л. 1924, №1(10), с. 17.

 

 

Николай Владиславович Вольский (Валентинов) (Вольский)  1879-1964 – русский публицист, философ, экономист.

«Он был настоящий спортсмен с большим вкусом ко всей гамме спорта. Оказалось, что он умел хорошо грести, плавать, ездить на велосипеде, кататься на коньках, проделывать разные упражнения на трапеции и на кольцах, стрелять, охотиться и, как я мог убедиться, ловко играть на бильярде. Он мне поведал, что каждое утро, полуголый, он проделывает не менее 10 минут разные гимнастические упражнения, среди них на первом месте, разведение и вращение рук, приседание, сгибание корпуса с таким расчетом, чтобы, не сгибая колен, коснуться пола пальцами вытянутых рук».

Н. Валентинов «Встречи с Лениным», Нью–Йорк, 1953, Из–во Чехова. С 123-124

 

 

А. Ф. Ильин–Женевский - шахматный мастер, победитель Капабланки, брат Ф. Ф. Раскольникова.

 

 Ильин слушал Ленина в 1914 году в Женеве. Тему для доклада Ленин выбрал вызывающую, (для той космополитической среды эмигрантов, живущих в Женеве): – «Национальный вопрос». Аудитория пришла огромная: яблоку негде было упасть. Все ожидали полемики. Ленина встретили весьма прохладно, исключая маленькую кучку большевиков.

Как оратор Ленин глубоко поразил Ильина, хотя с внешней стороны его нельзя было назвать блестящим оратором. Он не обладал теми артистическими данными, как, например, местная достопримечательность – итальянский анархист Бертони. Итальянец был в первую очередь актер-трагик, обладающий соответствующей внешностью, бархатным голосом и прочими атрибутами, необходимыми для обворожения женской половины публики.

Ленин – антипод. Абсолютно невзрачная внешность, несколько хрипловатый голос и «привычка часто причмокивать в конце фраз» – этим не покоришь зрителя. Но, тем не менее, слушать его было приятно.

Ильин поймал себя на мысли, что он, слушая оратора, как бы читает книгу. «Удивительная стройность мыслей, строгая последовательность изложения и неумолимая логичность сделала то, что вся это большая и, в большинстве чуждая нам аудитория, не двигаясь и почти не дыша, как зачарованная, прослушала до конца лекцию Владимира Ильича». Когда он окончил говорить, уже большая часть зала аплодировала ему. Но настоящее мастерство проявилось во время полемики. Он разделался с ними быстро – «это был не бой, а избиение младенцев!» Враги повержены, собрание закончено, и дружные аплодисменты

  А. Ф. Ильин-Женевский. «Один день с Лениным» (Из воспоминаний «витемеровца»), Л–М., 1925, с.18. 19.

 

  Михаил Александрович Сильвин 1874-1955 – экономист.

  «Остановлюсь на некоторых личных свойствах Владимира Ильича. Как я уже сказал, мы единогласно, бесспорно и молчаливо признали его нашим лидером, нашей главой; это его главенство основывалось не только на его подавляющем авторитете, как теоретика, на его огромных знаниях, необычной трудоспособности, на его умственном превосходстве – он имел для нас и огромный моральный авторитет.... он импонировал нам также моральным величием. Нам казалось, [что] он был совершенен, свободен от тех мелких слабостей, которые можно найти в каждом».

 М. А. Сильвин «К биографии В.И.Ленина. Из воспоминаний» –Пролетарская революция, М., 1924, №7(30), июль, с.77.

 

Примером его «харизмы» стоит привести встречу в Риге с латышскими социал–демократами, которые были предубеждены к россиянам. В течение 3–х дней общения с ними Владимир Ильич полностью очаровал латышей.

«Здесь еще раз убедился я, насколько этот человек был одарен способностью увлекать сердца, внушать к себе беспредельное доверие, наполнить чувством беззаветной преданности единой цели – все это я не раз имел случай наблюдагь и в отношении целых групп и отдельных лиц.

Бывали случаи, что человек достаточно зрелый, независимый в своем образе мыслей в своих суждениях, образованный и опытный, которого никак нельзя упрекнуть в недостатке самостоятельности, после нескольких недель общения с Владимиром Ильичом совершенно подпадал под влияние его железной воли, его сильного ума».

Одержимость идеей была привлекательной и отталкивающей одновременно: «В личных отношениях В. И. был обаятельный человек с большой выдержкой, деликатный, терпеливый к собеседнику – не всегда интересному, очень гостеприимный.

Я знал его позже в Сибири, во время ссылки, я видел его затем в эмиграции; и знаю, что, когда этот человек имел дело с теми, кого он считал врагами своей идеи, а, стало быть, и своими личными, он был беспощаден. На мои сомнения в некоторых случаях, и с той насмешкой, которая часто смотрела из его глаз, замечал мне: «Революция – не игра в бирюльки».

«Это обывательские соображения – говорил он. Для того чтобы она победила, нужно сосредоточить на ней все внимание, всю свою энергию, все свои силы и всю волю, сосредоточить, отбрасывая все лишнее, все не идущие к цели». И эти, как иногда говорят, односторонность и исключительность, нетерпимость и беспощадность были ему свойственны».

 М.А.Сильвин «К биографии В.И.Ленина. Из воспоминаний» Пролетарская революция, М., 1924, №7(30), июль, с.80.

 

Борис Пастернак

«Ленин, неожиданность его появления из-за закрытой границы; его зажигательные речи; его в глаза бросающаяся прямота; требовательность и стремительность; не имеющая примера смелость его обращения к разбушевавшейся народной стихии; его готовность не считаться ни с чем, даже с ведущейся и еще и не оконченной войной ради немедленного создания нового невиданного мира; его нетерпеливость и безоговорочность вместе с остротой его ниспровергающих, насмешливых обличений, поражали несогласных, покоряли противников и вызывали восхищение даже у врагов.

Как бы ни отличались друг от друга великие революции разных веков и народов, есть у них, если оглянуться назад, одно общее, что задним числом их объединяет. Все они – исторические исключительности или чрезвычайности, редкие в летописях человечества и требующие от него столько предельных и сокрушительных сил, что они не могут повторяться часто. Ленин был душой и совестью такой редчайшей достопримечательности, лицом и голосом великой русской бури, единственной и необычайной. ОН с горячностью гения, не колеблясь, взял на себя ответственность за кровь и ломку, каких не видел мир, ОН не побоялся кликнуть клич к народу, воззвать к самым затаенным и заветным чаяниям, ОН дал морю разбушеваться, ураган пронесся с его благословения»

 Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы, М–Л, Советский писатель, Библиотека поэта, 1965, примечание, с. 655

 

 

Лев Давидович Троцкий. Ленин как национальный тип.

«Ленин отражает собой русский рабочий класс не только в его пролетарском настоящем, но и в его столь еще свежем крестьянском прошлом. У этого самого бесспорного из вождей пролетариата не только мужицкая внешность, но и крепкая мужицкая подоплека.

Перед Смольным стоит памятник другому большому деятелю мирового пролетариата. Маркс на камне, в черном сюртуке. Конечно, это мелочь, но Ленина даже мысленно никак не оденешь в черный сюртук.

На некоторых портретах Маркс изображен с широкой крахмальной манишкой, на которой болтается нечто вроде монокля. То, что Маркс не был склонен к кокетливости несомненно ясно для тех, кто имеет понятие о духе Маркса. Но Маркс родился и вырос на иной национально–культурной почве, и дышал иной атмосферой, как и верхи немецкого рабочего класса, своими корнями уходящие не в мужицкую деревню, а в цеховое ремесло и в сложную городскую культуру средних веков.

Самый стиль Маркса, богатый и прекрасный, сочетание силы и гибкости, гнева и иронии, суровости и изысканности, несет в себе литературные и эстетические накопления всей предшествующей социально–политической немецкой культуры, начиная с реформации и ранее. Литературный и ораторский стиль Ленина страшно прост, утилитарен, аскетичен, как и весь его уклад. Но в этом могучем аскетизме нет и тени моралистики. Это не принцип, не надуманная система и уже, конечно, не рисовка: это просто внешнее выражение внутреннего сосредоточения сил для действия. Это хозяйская, мужицкая деловитость только в грандиозном масштабе…

Когда Ленин, прищурив левый глаз, слушает радиотелеграмму, заключающую в себе парламентскую речь одного из империалистических вершителей судеб, или очередную дипломатическую ноту, сплетенье кровожадного коварства с полированным лицемерием, – он похож на крепко умного мужика, которого словами не проймешь и фразами не обманешь: это мужицкая сметка, только с высоким потенциалом, развернувшаяся до гениальности, вооруженная последним словом научной мысли».

«Ленин», Харьков, ЦК КСМУ, «Молодой рабочий», 1924, с. 33–36. (Разрядка в тексте – Троцкого)

 

 

Н.П. Лепешинский. 1868-1944 - профессиональный революционер, партийный деятель, литератор.

«Я не могу отказать себе в удовольствии перенестись мысленно от этого маленького эпизода из моих далеких воспоминаний к нынешнему моменту мировой революции.

Сейчас перед взором Владимира Ильича Ленина расстилается не шахматная доска, а карта всего мира. Он стоит лицом к лицу не с минусинской шахматной «Антантой», а с коалицией лидеров буржуазного хора, хищников всей Европы, Азии и Америки. Игра, что и говорить, – потруднее и посложнее, чем та, которую когда–то Ильич вел с «чемпионами» сибирского ссыльного захолустья.

Но и теперь вся сила его ума, вся его огромная воля мобилизованы полностью, без остатка – для победы во что бы то ни стало. Его великолепно устроенная голова напряженно работает и сейчас над мировой шахматной проблемой. Всмотритесь в эту «игру». Вот он выдвигает вперед пешечную демократию против цитаделей отечественного капитализма. Вот «делает гамбит» – соглашается на брестскую жертву. Вот производит неожиданную рокировку – центр игры переносит из Смольного за Кремлевские стены. Вот развертывает силы – с помощью Красной армии, красной конницы, красной артиллерии, обороняется, защищает результаты сделанных завоеваний, а если и возможно, то и нападает. Вот «заманивает» противника – выбрасывает идею концессий. Вот как будто отступает и делает чреватые последствиями «тихие ходы» – идет на соглашение с крестьянством, облюбовывает план электрофикации и т. д. Вот приводит пешки на ту линию, где они обращаются в большие фигуры – через аппараты советских партийных организаций подготовляет из рабоче–крестьянской среды новую интеллигенцию, – крупных администраторов, политиков, творцов новой жизни. И хочется думать, что рано или поздно, и скорее рано, чем поздно – весь мир был потрясен финалом «игры»: Ильичевское «шах и мат» по адресу капитализма положит конец «игре», которую будут тщательно изучать следующие поколения на протяжении сотен и тысяч лет...».

П. Н. Лепешинский. «На повороте» (от конца 80–х годов к 1905 г.), Петербург, Госиздат, 1922, с. 92.

 

Алексей Максимович Горький

«И был он насквозь русский человек с «хитрецой» Василия Шуйского, с железной волей Аввакума, с необходимой революционеру прямолинейностью Петра Великого. Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, – издали она кажется красочнее, ярче. Он правильно оценил потенциальную силу ее – исключительную талантливость народа, еще слабо выраженную, не возбужденную историей, тяжелой и нудной, но талантливость всюду, на темном фоне фантастической русской жизни, блестящую золотыми звездами».

Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе.

 

 

Лев Давидович Троцкий

 

Подмечать и указывать главное, основное, самое нужное – этот дар свойственен Ленину в высшей степени. И те, кому, как мне, суждено было в этот период близко наблюдать работу Владимира Ильича, работу его мысли, те не могли не относиться с прямым и непосредственным восторгом – я повторяю: именно с восторгом – к этому дару проницательной, сверлящей мысли, которая отметает все внешнее, случайное, поверхностное, намечая основные пути и способы действия. Только тех вождей рабочий класс научается ценить, которые, открыв путь развития, идут непоколебимо, хотя бы даже предрассудки самого пролетариата становились временами препятствиями на этом пути.

 

Л.Д.Троцкий,  речь на заседании ВЦИК 2 сентября 1918 года

 

Глубокое и неукротимое убеждение в могущественных возможностях человеческого развития, заплатить за которое можно и должно любой ценой жертв и страданий, составляло всегда главную пружину ленинского духа.

 

Троцкий Л. Д. «О Ленине. Материалы для биографа»  2-е изд. 1925 г

 

 

Артур Рэнсом 1884 – 1967 - английский журналист, писатель, разведчик.

 

 Ленин окончательно отверг всякое лицемерие и заявил, что революция в России – это не что иное, как наступление эпохи беспредельных поисков. Он писал недавно, что люди, перед которыми стоит огромная задача ниспровержения капитализма, должны быть готовы к тому, что им придется испробовать один за другим множество методов, пока они не найдут метод, наиболее соответствующий их цели.

 

А.Рэнсом. «Великий вождь», 1919 г.

 

 

Герберт Джордж Уэллс  1866 - 1946 

 

После того как я перевидел среди коммунистов столько унылых фанатиков, одержимых идеей классовой борьбы, столько твердолобых выхолощенных доктринеров, после всех моих встреч с заурядными приверженцами марксизма, вымуштрованными и исполненными пустой самоуверенности, этот удивительный невысокий ростом человек, который откровенно признает, что строительство коммунизма – это грандиознейшая и сложнейшая задача и скромно посвящает ее осуществлению все свои силы, буквально пролил бальзам на мою душу. Он, по крайней мере,  видит преображенный, заново построенный мир, этот мир воплощенных замыслов.

 

Герберт Джордж Уэллс (1866 - 1946)  «Россия во мгле» 1920 год

 

 

Николай Бердяев – русский философ-идеалист, в 1922 г. выслан из СССР.

 

Ленин сделан из одного куска, он монолитен.

 Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии.

 Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике.

 Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти коварством.

 

 

Граф В.П.Зубов

«Его ораторское дарование было удивительно: каждое его слово падало, как удар молота и проникало в черепа. Никакой погони за прикрасами, ни малейшей страстности в голосе; именно это было убедительно. Позже я имел случай сравнить способ его речи с Муссолини и Гитлером. Последний сразу начинал с истерического крику и оставался все время на этой форсированной ноте, не имея дальнейшего подъёма; я никогда не мог понять, как этот человек мог влиять на слушателей, разве что они все были истериками.

Прекрасноречие Муссолини могло действовать на настроение итальянцев, но по сравнению с ленинским оно не было таким же толковым. Лишь один европейский оратор мог сравниться с Лениным – Черчилль».

 Граф В. П. Зубов. «Страдные годы России. Воспоминания о Революции [1917–1925]», Mьnchen, 1968, с.76.

 

 Н. П. Окунев - московский обыватель. Запись из дневника от 17–30 апреля 1918 года:

«Ленин все пишет, все говорит... Энергия этого человека действительно выдающаяся, и оратор он, как и Троцкий, – безусловно, замечательный. На их выступления идут уже не одни серые большевики, пошла и «пестрая публика». Залы выступления буквально ломятся от жаждущих послушать их. Ни кадетам, ни Керенскому такого длительного и бесспорного успеха не давалось.

И говорят ведь, в сущности, вещи довольно неутешительные, не хвалятся своими успехами, а вот, подите, каких оваций удостаиваются! Куда тут Шаляпин!».

 Н. П. Окунев. «Дневник москвича 1917–1920», М., 1997, Серия редкая книга, с. 174.

 

Алексей Максимович Горький

 «Злостное стремление портить вещи исключительной красоты имеет один и тот же источник с гнусным стремлением опорочить во что бы то ни стало человека необыкновенного.

Все необыкновенное мешает людям жить так, как им хочется. Люди жаждут – если они жаждут – вовсе не коренного изменения своих социальных навыков, а только расширения их. Основной стон и вопль большинства: «Не мешайте нам жить, как мы привыкли!»

Владимир Ильич был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это».

М. Горький Собр. Соч., М, Государственное изд–во «Художественная литература», 1963, т.18., с.271

 

 Владимир Николаевич Ипатьев 1867-1952 - Русский ученый–химик

 «Можно было совершенно не соглашаться с многими идеями большевиков, можно считать их лозунги за утопию (как подтвердил впоследствии жизненный опыт), но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 года, проведенный Лениным и Троцким, обусловил собою спасение страны, избавив ее от анархии и сохранив в то время в живых интеллигенцию и материальные богатства страны. Мне часто приходилось, как в России, так и за границей, высказывать свои убеждения, что я в 1917–1919 годах остался в живых только благодаря большевикам. Слухи о Варфоломеевских ночах в Петрограде не переставали распространяться, – и несомненно, что они имели бы место, если бы в стране оставалось Временное правительство...».

В. Н. Ипатьев. «Жизнь одного химика» Воспоминания. т.И: 1917–1930, Нью–Йорк, 1945, с.36.

 

   Ромен Роллан 

... Я не разделял идей Ленина и русского большевизма. Но именно потому, что я слишком индивидуалист, чтобы присоединиться и слишком идеалист, чтобы присоединиться к марксистскому кредо и его материалистическому фатализму, я придаю огромное значение великим личностям и горячо восторгаюсь личностью Ленина. Я не знаю более могучей индивидуальности в современной Европе. Его воля так глубоко взбороздила хаотический океан дряблого человечества, что еще долго след не исчезнет в волнах, и отныне корабль, наперекор бурям, устремляется на всех парусах вперед, к Новому миру. Никогда еще после Наполеона европейская история не знала такой стальной воли. Никогда еще, со своих героических времен, европейские религии не знали апостола столь несокрушимой веры.

И главное, никогда еще человеческая деятельность не выдвигала вождя, учителя людей, столь чуждого каких-либо личных интересов. Его духовный облик еще при жизни запечатлелся в сердцах людей и останется нетленным в веках»

1 февраля 1924 года

 Ромен Роллан «На смерть Ленина» – Ромен Роллан, Собр. соч., «Художественная литература», М., 1958, т. 13, с.117.

 

 

Альберт Энштейн

 «Я почитаю в Ленине человека, который употребив все силы, подчинил свою личность делу осуществления идеалов социальной справедливости. Его методы я считаю нецелесообразными. Но в одном можно быть уверенным: такие люди как он оберегают и обновляют совесть человечества».

 «Gelegentliches von Albert Einstein», Berlin, 1929, S.20–21.

 

museum-lenin.vbgcity.ru

О Ленине

Страница 1 из 7

Отрывки из воспоминаний

1933

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Брошюра Я. С. Ганецкого, издаваемая Институтом в связи с предстоящей 10-летней годовщиной смерти Ленина, состоит из его статей и воспоминаний, опубликованных за истекшее десятилетие в различных газетах, сборниках и журналах.

Воспоминания т. Ганецкого рисуют обстановку жизни и работы Ленина в эпоху империалистической войны в Галиции и переезд в Россию и имеют особую ценность тем, что написаны товарищем, близко соприкасавшимся с Лениным в те годы и принимавшим ближайшее участие как в освобождении Владимира Ильича из галицийской тюрьмы, так и в организации его переезда в революционную Россию.

Все воспоминания, входящие в этот сборник, пересмотрены и значительно дополнены автором для настоящего издания.

23 октября 1933 г.

 

ГЕНИАЛЬНЫЙ УМ И КРИСТАЛЬНО ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ1

О политической и организационной деятельности Ленина, величайшего, гениального вождя пролетариата, написано много книг и будет написано еще больше.

Литературное наследство Ленина, его статьи и брошюры о политике и тактике борющегося пролетариата, написанные 20 — 25 лет назад, до сих пор являются руководством в борьбе международного пролетариата. Пролетарская борьба на всех ее этапах, до окончательной победы социализма и построения бесклассового общества в масштабе всего мира, будет вестись под знаменем Ленина, с его лозунгами.

Роль Ленина в определении путей пролетарской борьбы, в разоблачении предательства «рабочих вождей» — защитников буржуазного мира, предавших красное знамя, ясна всякому сознательному рабочему.

Но о Ленине, как человеке, очень мало известно и мало написано. Основной чертой, характеризующей Ленина как личность, было чудесное сочетание гениального ума и чуткого сердца. Всякого, кто видел его хоть один раз, поражала его необыкновенная скромность и простота. Самомнение и высокомерие были ему органически чужды. Таким он был во времена своей подпольной деятельности, таким остался и после победы пролетарской революции.

Для Ленина существовало лишь дело, за которое он боролся, потому-то он и был так беспощаден в борьбе со своими, противниками. Всякая попытка нарушить партийное единство, исказить теорию марксизма, задержать движение пролетариата, встречала со стороны Лёнина прямой, решительный и беспощадный отпор. Но даже в борьбе он подкупал противника именно безграничной прямотой и искренностью.

У товарищей, которым не приходилось повседневно соприкасаться с Лениным, например работавших в провинции или в армии, было постоянное сильное желание поговорить с ним лично. Обычно Ленин не отказывал в приеме, несмотря на сильную перегрузку работой. Эти черты — преданность, поглощенность работой, скромность и простота — более в его поражали его собеседников, уменье по-товарищески разрешить трудный вопрос вместе с собеседником, не приуменьшая опасностей, мобилизовать на борьбу с ними, поддержать советом, ободрить, приводило к том, что товарищ уходил от Ленина готовым к борьбе, убежденным в победе.

Вспоминаю рассказ одного товарища-рабочего: «Это было в 1920 г. Наше положение на фронте было очень тяжелое. Я решил оставить свой токарный станок, организовать группу добровольцев. Началось хождение взад и вперед, для оформления этой боевой единицы. Один посылал к другому, Я пошел к Ленину. Он тотчас же принял меня. Разговор был лаконичный, деловой. Я широко набросал свой план. Ленин задал несколько кратких вопросов: «Сколько у вас людей? Исключительно ли это коммунисты? Умеют ли они обращаться с оружием?» Когда я дал утвердительный ответ, он тотчас же позвонил по телефону в военком, чтобы нам не чинили препятствий, — и на следующий день нас послали на фронт. Прощаясь со мной, он не изображал положение оптимистически, наоборот, указал на опасности. Он просил меня передать привет товарищам и прибавил: «Многие из вас погибнут, от всего сердца желаю, чтобы большинство вернулось обратно»...

Нельзя писать о Ленине, не помянув о том, как он любил детей. В эмиграции он постоянно возился с детьми товарищей, и все дети как-то особенно горячо любили дядю Володю. После Октября Ленин радостно посещал детские сады. Я помню, как в 1920 г. мы получили в Кремле страшное известие о том, что бандиты напали на автомобиль Ленина, заставили его, сестру его Марию Ильиничну и шофера выйти из автомобиля, а сами умчались на этом же автомобиле. Ленин рассказал об этом происшествии хладнокровно и жалел только о том, что ему не удалось попасть на детский праздник, куда он ехал...

Так же, как детей, он любил природу. Еще в старые времена езда на велосипеде была его любимым удовольствием. В Швейцарии и Галиции он от времени до времени выкраивал несколько свободных дней и бродил по горам до полного изнеможения.

Ленин очень любил музыку. Редко находил он время для этого наслаждения даже в эмиграции, когда мог больше располагать своим временем. После революции у него для музыки времени не оставалось. Не было поэтому и соответствующего настроения.

В быту Ленин был всегда одинаков: самая скромная квартира, одежда, питание и в старые времена и после революции. Став во главе пролетарской диктатуры в России, Ленин остался таким же строгим к себе, как и раньше. И не потому, что хотел «послужить примером», образцом «аскетизма» (это было чуждо Ленину, как всякая фраза и ханжество). Просто он органически не мог не разделить с рабочими их лишений в годы интервенции, гражданской войны, голода.

Трудно в нескольких словах полно обрисовать Ленина. Сегодня, когда мы его хороним, когда пролетариат всего мира со слезами на глазах клянется продолжать работу по заветам гениального вождя, мы хотим, чтобы не были забыты не только его гениальный ум, но и кристально чистое сердце.

Примечания:

1 Статья печаталась в заграничной прессе в 1924 г.

leninism.su

Ленин - революционер, мыслитель, человек

В. И. Ленин. Краткая биография

Подробности Автор: Administrator Создано: 19 октября 2009 Обновлено: 09 февраля 2016 Просмотров: 63156

В. И. Ленин

Родился в Симбирске 22 (10) апреля 1870 г. Его отец происходил из мещан г. Астрахани. Окончил гимназию и университет, работал инспектором народных училищ Симбирской губернии. Мать была дочерью врача, передового по своему времени человека, большого идеалиста, не сделавшего себе карьеры. Получила спартанское воспитание в деревне и домашнее образование. Кроме отца и матери, большое влияние имел на Владимира старший брат Александр, казнь которого, как участника покушения на царя, стала сильнейшим толчком для вступления молодого Ульянова на революционный путь.

Окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью в 1887 г., был принят в Казанский университет, но через три месяца после поступления был исключен за участие в студенческих "беспорядках". Лишь через три года после исключения из университета, в 1890 г. удалось добиться разрешения сдать экзамены экстерном. В два срока (весной и осенью 1891 г.) сдал экзамен при Петербургском университете.

В 1895 г. знакомится за границей с группой "Освобождение труда", что оказало на него огромное влияние и ускорило его вступление в борьбу за создание в том же году Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". За организацию и деятельность данного Союза был арестован, провел один год и два месяца в тюрьме, сослан на три года в ссылку в село Шушенское Минусинского уезда Красноярского края. Вернувшись из ссылки в феврале 1900 г., Ленин организует издание газеты "Искра", сыгравшей огромную роль в создании в 1903 г. РСДРП. На ее втором съезде большинство делегатов во главе с Лениным стояло за более революционное и четкое определение того, кто должен быть членом партии, за более деловую организацию руководящих органов партии. Отсюда пошло разделение на большевиков и меньшевиков. Вначале Ленина поддержал Плеханов, но под влиянием меньшевиков отошел от большевиков. Активное участие Ленин принял в первой российской революции. Выступая под чужими фамилиями (конспирация), он разбивал революционные и реформистские иллюзии кадетов, эсеров и меньшевиков, их надежды на мирный исход революционного движения. Подверг резкой критике так называемую Булыгинскую (совещательную) думу, дал лозунг ее бойкота. Указывал на необходимость подготовки вооруженного восстания, активно поддержал представителей социал-демократии из Государственной думы. Указывал на необходимость пользоваться всеми легальными возможностями, когда нельзя было надеяться на непосредственно революционную борьбу.

Первая мировая война смешала все карты. В начале войны В.И. Ленин был арестован австрийскими властями, но благодаря хлопотам австрийских социал-демократов был освобожден и уехал в Швейцарию. Среди охватившего все политические партии взрыва патриотизма практически только он призывал к превращению империалистической войны в гражданскую — в каждой стране против своего правительства. В этих дебатах он ощущал полное непонимание.

После февральской, 1917 г., революции Ленин возвратился в Россию. Вечером 2 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале в Петрограде ему была устроена торжественная встреча рабочими массами. Владимир Ильич выступил перед встречавшими с броневика с краткой речью, в которой призывал к социалистической революции.

Период с февраля до октября 1917 г. был одним из наиболее насыщенных периодов политической борьбы Ленина с кадетами, эсерами, меньшевиками в условиях переходного этапа от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. Это были легальные и нелегальные пути, формы и методы политической борьбы. После трех политических кризисов буржуазного Временного правительства России (апрель, июнь, июль 1917г.), подавления контрреволюционного мятежа генерала Корнилова (август 1917 г.), широкой полосы "большевизации" Советов (сентябрь 1917г.) Ленин приходит к выводу: рост влияния большевиков и падения авторитета Временного правительства среди широких масс трудящихся делает возможным восстание с целью передачи политической власти в руки народа.

Восстание состоялось 25 октября 1917 г. по старому стилю. В этот день вечером на первом заседании II съезда Советов Ленин выступил с провозглашением советской власти и ее первых двух декретов: о прекращении войны и передачи всей помещичьей территории и частновладельческой земли в безвозмездное пользование трудящихся. На место диктатуры буржуазии пришла диктатура пролетариата.

По инициативе Ленина и при сильном противодействии значительной части большевистского ЦК в 1918 г. был заключен Брестский мир с Германией, по справедливости названный "позорным". Ленин видел, что на войну российское крестьянство не пойдет; он считал, кроме того, что революция в Германии надвигается быстрым темпом и что самые позорные условия мира останутся на бумаге. Так оно и вышло: вспыхнувшая в Германии буржуазная революция аннулировала тягостные условия Брестского мира.

Ленин стоял у истоков создания Красной Армии, победившей в гражданской войне объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции. По его рекомендациям был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). С окончанием гражданской войны и прекращением военной интервенции стало налаживаться народное хозяйство страны. Ленин понял железную необходимость изменения политической линии большевиков. С этой целью по его настоянию был отменен "военный коммунизм", продовольственная разверстка заменена продовольственным налогом. Он ввел так называемую новую экономическую политику (нэп), разрешившую частную свободную торговлю, давшую возможность широким слоям населения самостоятельно искать те средства существования, которые государство не могло еще им дать. В то же время он настаивал на развитии предприятий государственного типа, на электрификации, на развитии кооперации. Ленин указывал, что в ожидании мировой пролетарской революции, удерживая всю крупную промышленность в руках государства, необходимо понемногу осуществлять строительство социализма в одной стране. Все это может способствовать тому, чтобы поставить отсталую Советскую страну на один уровень с наиболее развитыми европейскими странами.

Но колоссальная перегруженность Ленина работой начала сказываться на его здоровье. Сильно подорвало здоровье и покушение на него эсерки Каплан.

21 января 1924 г. В.И. Ленин скончался. Тело покоится в Мавзолее на Красной площади в Москве.

leninism.su

10 статей о Ленине | Православие и мир

21 января - годовщина смерти В. И. Ленина. Мы подготовили подборку статей "Правмира" о вожде большевиков и современном отношении к нему.

Отпевать ли Ленина?

Ленин не был членом Церкви. Он вообще не был христианином. И совсем не по неведению, а совершенно искренне. Да, он был крещен, как все младенцы из христианских семей его времени. Но в сознательном возрасте он сам сделал богоборческий выбор. Он вышел из Церкви по своей воле, и Церковь не имеет никаких оснований даже предполагать, что он мог бы быть погребен по христианскому обряду. Он сам лишил себя возможности христианского погребения. И все об этом знали – родственники, друзья, соратники по партии… Ни для него самого, ни для них этот вопрос даже не стоял. Читать статью полностью…

Захоронение тела Ленина: отдать коммунистам их святыню? + ФОТО

Согласно социологическим опросам, почти половина россиян выступают за скорейшее погребение вождя, при этом они не считают, что это может принизить его историческую роль. Читать статью полностью…

О святых мощах и мавзолее Ленина

Почему мы поклоняемся мощам? Святитель Григорий Палама говорил: «Почитай и тела святых, потому что не отлучилась от них благодать Божия, которая была с ними и при их жизни». Почитание мощей – желание увидеть частицу обоженной плоти, которая будет в Царствии Небесном, прикоснуться к этой частице.

История же «прославления» Ленина синхронна с грубым надругательством над мощами – сам Ленин инициировал кампанию по вскрытию мощей. Большевики понимали, что покушаются на религиозные традиции народа, и сознательно шли на это. Читать статью полностью…

Как Ленин относился к Богу и Церкви

Обвиняя Церковь в клерикализме, Ленин считал сектантов одним из самых демократичных течений в России. В «Проекте резолюции об издании органа для сектантов», который был принят на II съезде РСДРП, лидер большевиков поддержал идею издавать «популярную газетку „Среди сектантов“».

Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции. После революции 1917 года именно эта ленинская идея станет источником гонений на духовенство и верующих, которых начнут расстреливать и сажать в тюрьмы и лагеря по обвинению в «контрреволюции». Читать статью полностью…

Был ли Ленин гением? (+Видео)

Еще с советских времен принято считать, что Владимир Ильич Ленин — огромная фигура не только в отечественной, но и в мировой истории. Гений! Потом эта идея в умах русской интеллигенции трансформировалась, но всё равно считается, что он гений, только теперь со знаком минус. Мне с этим сложно согласиться. Не вижу я в нем особой гениальности. Можно, конечно, сказать, что гений и злодейство несовместимы, но дело даже не в этом, а в том, что если посмотреть на современников Ленина, то они не выпячивали как-то гениальность Ильича, их привлекали (или отталкивали) другие его особенности. Читать статью полностью…

Неприкасаемый Ленин: 90 лет спустя

В советское время был издан большим тиражом сборник «Владимир Ильич Ленин. Вождь — товарищ — человек». И в этом сборнике приводились свидетельства, как Ленин заботился то об одном, то о другом. Потом было выпущено гораздо более объемное издание, где было в основном: «Отказать! Отказать! Расстрелять! Расстрелять! Расстрелять!» Что было на самом деле? А было то, что сам Ленин называл классовым подходом. То есть, если «свой», если сторонник Ленина, то можно отправить и отдыхать, подлечить, подкормить, дать дополнительный отпуск. Если же не «свой»… Читать статью полностью…

О главном различии между Лениным и Сталиным

Ленин – это человек идеи, человек, который ради идеи социалистической революции, становления коммунизма был готов жертвовать всем, в том числе своим здоровьем. А Сталин совершал карьеру. Как восточный деспот, он шел к власти, укреплял свою единоличную власть, это было для него главным. Здесь отличие между этими людьми. Читать статью полностью…

Своей ли смертью умер Ленин?

Когда он заболел, он не хотел стать беспомощным, не хотел стать психически неполноценным. Он просил яда у Сталина. Сталин, кстати, сначала согласился. Вышел, вернулся и сказал «нет». Сталин поставил ЦК в известность и спросил, давать ли яд Владимиру Ильичу? ЦК решил: не давать. Читать статью полностью…

Первый большевик, или Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией

Ленинский Декрет о земле, согласно которому перешло к крестьянам всё, увеличил крестьянские наделы всего на 16%. То есть для крестьян чужая земля – это был как сыр, которым приманивали: «Вот отберем – и всего станет много». Отобрали – стало «много» всего на 16%. Стоило ли из-за этого устраивать такой бунт – русский беспощадный, который, в конечном счете, по крестьянству и ударил?! Читать статью полностью…

Завершен ли ленинский эксперимент над Россией?

По сравнению с императорской Россией, в которой доля молодежи составляла около 55%, сейчас в два раза меньше – 28%. Через 20 лет будет 14%. Кто будет оберегать страну? Кто ее будет защищать? Кто будет служить в Вооруженных силах, в органах правопорядка? Кто будет ухаживать за больными, за немощными стариками, которых будет становиться всё больше и больше? Это страшная проблема, которая требует особого отношения. Может быть, мы в какой-нибудь беседе вернемся к этой проблеме. Читать статью полностью…

www.pravmir.ru

Анекдоты о Ленине - это... Что такое Анекдоты о Ленине?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Это что за большевик Лезет к нам на броневик? Кепку с пуговкою носит, Букву «р» не произносит, С кверху поднятой рукой, Догадайся, кто такой! Кто на это даст ответ, Тот получит десять лет.

Анекдо́ты о Ле́нине — цикл анекдотов, появившийся вскоре после возникновения СССР и существующий вплоть до наших дней.

История

Бесконечное воспевание[1] личности Ленина в советское время привело к появлению множества анекдотов, высмеивающих вождя пролетариата. Вместо скромного, мудрого, бескорыстного отца народов (каким Ленин был представлен в фильмах, книгах и в целом в советской культуре и пропаганде) анекдоты изображали его как злобного пакостника с эгоистичными мотивами для любого из его высказываний, причём зачастую с неудовлетворимым сексуальным аппетитом, или же наоборот — импотентного, слабоумного старика, манипулируемого своими соратниками.[источник не указан 698 дней] При исполнении анекдота шутник часто имитировал образ Ленина в исполнении актёра Лаврова. Картавление (кстати, реально имевшее место) было при этом обязательно.[источник не указан 698 дней] Зачастую в анекдоты вставлялись выражения типа: «добьейшей души человек», «кьистальной души человек!», «пьопили бьоневик» и т. д., что являлось намёком на похожие фразы из фильмов о Ленине.

Большинство анекдотов цикла появилось в хрущёвские и брежневские времена, хотя анекдоты о Ленине существовали уже в период гражданской войны. Анекдоты того времени часто высмеивают проводимую в стране политику террора и военного коммунизма.

Документальная запись, сделанная в январе 1921 года:

Передаются из уст в уста остроты популярных клоунов Бима и Бома, которые то портрет Троцкого «повесят», то изображение Ленина «поставят к стенке», то, будто бы, — один в белом, а другой в красном балахонах, заводят борьбу перед троном, на котором лежат атрибуты царской власти, и в разгаре борьбы не увидят, как некто «в пейсах» воссядет уже на трон, а когда им резонер, артист того же цирка, скажет, указывая на занятый трон: «Что вы деретесь попусту, — разве не видите?» — они отвечают: «Мы то видим, а вот эти дураки чего смотрят?», — и при этом показывают пальцем на гогочущую толпу цирка. И много такого рассказывают про Бима и Бома, но я не верю, что они могут безнаказанно так острить. Вероятно, это выдумки тех таинственных остряков, которые сочиняют анекдоты.(Окунев Н. Дневник москвича (1917—1924). М., 1997. Т 2. С. 104.)

Ленин и Троцкий в анекдотах того времени часто выступают в качестве комического дуэта.[источник не указан 698 дней] Также объектом шуток становится любовь новой власти к созданию труднопроизносимых аббревиатур. Анекдот про РСФСР объясняет, что такое название для России было выбрано, чтобы Ленин мог читать его слева направо, а Троцкий справа налево.[источник не указан 698 дней]

После смерти Ленина часто высмеивался созданный к тому времени его псевдорелигиозный культ личности[2]. По Москве ходили шутки о прорыве канализации под мавзолеем и о том, что патриарх Тихон сказал об этом случае: «По мощам и елей»[3].

1930—1955

В сталинские времена и позже Ленин часто представлен в качестве более симпатичного персонажа, противопоставленного Сталину и его наследникам.[источник не указан 698 дней] В таких анекдотах Ленин оживает или, подобно духу отца Гамлета, навещает СССР и высказывает своё разочарование увиденным. В одном из таких анекдотов Ленин разговаривает со Сталиным, и Сталин говорит, что вот, мол, «вы сомневались что народ пойдёт за мной!». Ленин отвечает ему, что «надо бы добавить народу хлебного пайка, а то он пойдёт за мной».

1955—1970

Глава великой державы, шагающей в коммунизм, в строках, что на вид шершавы, пред Вами падаю ниц.С. Ширяев, колхозник, сборник «Лицом к лицу с Америкой», 1959

После XX съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина в стране резко возросло количество ленинских мотивов в ежедневной пропаганде.[источник не указан 698 дней] Ленин в фильмах той эпохи, помимо обычной роли «отца мирового пролетариата», становится также и покровителем детей, защитником обиженных, кормильцем голодающих красноармейцев и в целом неким эталоном человечности, бескорыстности, скромности и прочих общечеловеческих качеств. Такое количество пропагандистского материала, вкупе с либерализацией политической обстановки, вызвало у многих граждан ответную негативную реакцию, и количество анекдотов «про Ленина» резко выросло. К этому можно добавить общую комичность облика Ленина в фильмах той эпохи с постоянным картавлением, прищуриванием глаз, заложением руки за жилетку, присаживанием на ступеньках для лихорадочного письма на коленке и т. п., что увеличивало количество анекдотов и шуток о нём. Анекдоты 1960—80-х годов, в отличие от более ранних, часто представляли из себя комический дуэт Ленина и Дзержинского. Дзержинский в анекдотах играет роль «железного Феликса», то есть не имеет, как правило, личного мнения, являясь лишь недалёким исполнителем приказов Ленина или других персонажей «гасстгелять» кого-нибудь.

Троцкий в анекдотах часто назван «политической проституткой», при этом намекается на то, что Ленин употребляет слово «проститутка» в буквальном смысле слова. В одном таком анекдоте Троцкий обижается на Ленина за то, что Ленин не принёс ему цветы на восьмое марта. В другом Ленину надоело «ездить за город с этой политической пгоституткой». Тема же якобы имевшегося семейного разлада между Лениным и Надеждой Крупской часто обыгрывалась намёками на тюремные «приключения» Ленина, где «Ленин сделал из молока чернила, из хлеба чернильницу, а из соседа по камере „Наденьку“». Сама же Надежда Крупская в анекдотах высмеивается за «собачью преданность» «импотентному изменнику». Например, в одном анекдоте описывается мемориальная доска: «В этом доме Владимир Ильич скрывался с Инессой Фёдоровной Арманд от преследований со стороны Надежды Константиновны Крупской», а в другом у Ленина спрашивают, почему у него с Крупской нет детей. Ленин пресекает дальнейшие вопросы на эту тему, а Крупская намекает на импотентность Ленина, спрашивая у него «а где в слове „стоит“ надо сделать ударение?» В анекдотах Крупская часто превозносит Ленина за любовь к детям.

«Ленин побрился, подмигнул мальчику и бритвочку положил в футлярчик. А ведь мог и полоснуть!»

Ввиду популяризации образа «Маленького Володи Ульянова» анекдоты про маленького Ленина зачастую переплетались персонажами из других серий анекдотов, в особенности анекдотов про «Вовочку».

1970 — наши дни

К столетию со дня рождения Ленина кампания по празднованию юбилея привела к появлению анекдотов о бытовых продуктах «имени Ленина»[источник не указан 698 дней].

  • юбилейные продукты: водка «Ленин в Разливе»; колбаса «член Совнаркома», начинённая салом таким образом, что на срезе — профиль Ленина; конфеты «юбилейная тянучка».
  • парфюмерные товары к ленинскому юбилею: одеколон «Запах Ильича», пудра «прах Ильича», мыло «По ленинским местам».
  • мебель: трёхспальная кровать «Ленин с нами».
  • переименования к Ленинскому юбилею: фонтан «струя вождя», птицеферма «яйца Ильича»

Интересно, что такой общеизвестный феномен, как «анекдоты про Ленина», приводил даже и к созданию анекдотов об анекдотах про Ленина.

Конкурс на лучший политический анекдот в честь Ленинского юбилея.

  • 3-я премия — 3 года общего режима.
  • 2-я премия — 7 лет строгого режима плюс пять лет по Ленинским местам.
  • 1-я премия — встреча с юбиляром.

В настоящее время анекдоты про Ленина сохраняют свою популярность среди любителей этого жанра «народного творчества»[источник не указан 698 дней]. Иногда создаются новые анекдоты, в которых Ленин описывается в ностальгическом тоне. В анекдоты про «новых русских» иногда вставляются знакомые персонажи времён гражданской войны.

Пьяный владелец нового мерседеса врубается в старый ржавый рыдван с окнами, заделанными железным листом. Из рыдвана выходят два человека. Один высокий в армейской шинели, другой — невысокий в кепочке. Выслушав трёхэтажный мат владельца мерседеса, невысокий мужичок в кепке, хитро прищурив глаза, говорит ему: «Вы, батенька, совсем не в тот анекдот заехали. Феликс Эдмундович, гхастгеляйте этого бугхжуя».

В ноябре 2010 г., когда шла передача «Большая разница», была такая пародия.

«Ленин сидит в кресле, рядом с ним два крестьянина. Говорит Ленин. Теперь помещиков не будет, всё будет бесплатно, вы будете сами управлять».

К тому же, не забывают тему Ленина и различные юмористические передачи. Например, «Городок» рассуждает в своих пародиях на темы ленинских статей и методов допроса в ленинское время.

Примеры

Горцы обсуждают подвиги джигитов:Горец № 1: Когда Абдулла застал жену с любовником, выпил стакан чачи и убил обоих!Горец № 2: Когда Махмуда оскорбили, он выпил кувшин чачи и сжег дом своих врагов!Горец № 3: Эээ! Что тут говорить! Вот был джигит — Вова Ленин! Не знаю сколько чачи выпил, но как царю за брата отомстил!

Идут Ленин и Троцкий по улице, видят: три большие буквы — МОС.— Что это? — спрашивает Ленин у Троцкого.— Не знаю.— И я не знаю. Спросим того еврея. Эй, товарищ, что это за вывеска?Еврей перебегает на другую сторону и кричит в ответ:— Можете Оба Сдохнуть!

— Как живешь?— Как на пароходе: горизонты широкие, деваться некуда, тошнит, но едешь.— Как Ленин: не кормят и не хоронят.— Как желудь: кругом дубы и всякая свинья съесть норовит.— Как картошка: если зимой не съедят, весной посадят.— Как индеец: хожу голый, имею вождя.— Как пуговица: что ни день, то в петлю.— В общем, как в сказке: чем дальше, тем страшнее!

Ленин в компьютерных играх

  • По мотивам событий связанным с Лениным, была создана игра - "Ленин. Первая Кровь (Lenin. First blood)". В игре самым сложным уровнем сложности есть "Ленин". В игре игрок играет за Ленина, иногда ему приходится убивать священников (этому соответствуют слова "я убью тебя, лодочник", "поймал?", "патрончики") и проходить ад ("вперед, к светлому будущему", "вперед, к победе мировой революции, товарищи!"). В игре есть надписи "мир, труд, май" рядом с черепами и распятыми/убитыми людьми. Играя игру Ленин, человек может почувствовать, что значит в действии исполнение приказа №666 Ленина о "беспощадном и повсеместном расстреле всех попов" и "как можно больше".

См. также

Ссылки

Примечания

biograf.academic.ru

О ЛЕНИНЕ — ПРАВДУ

Страница 1 из 5

Авторы сайта, поставив данную книгу, хотели лишь продемонстрировать, как велась в самые трудные годы развала СССР, борьба за доброе имя Ленина. Приносим авторам благодарность, хотя не совсем согласны. прежде всего противопоставления Ленина Сталину

 

Лениздат  1991

Наше время можно назвать порой прозрения, когда рушатся многие мифы и домыслы. Но, перелистывая заново страницы истории, мы должны восстанавливать правду, а не создавать новые стереотипы.

Статьи о Ленине, собранные в этом дайджесте, не могут воссоздать во всей полноте образ человека, стоявшего у истоков Советского государства, но они помогут читателю еще раз коснуться тех «болевых точек», которые вызывают. ожесточенную полемику.

Сборник подготовлен сотрудниками Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина.

Адресован широкому кругу читателей.

 

В. МЕЛЬНИЧЕНКО, доктор исторических наук

О ЛЕНИНЕ—ПРАВДУ

Перед этим феноменом ненависти к создателю КПСС наша партия оказалась на первых порах сколь растерянной, столь и беспечной. Некоторые коммунисты считали, что этого не может быть... Потому что этого не должно быть. Некоторые ждали привычного раньше окрика из ЦК. Окрика, разумеется, не последовало, но и достойного ответа хулителям вождя — тоже. Вероятно, трезво рассудили, что кандидатура Ленина на образ крага в народе не пройдет.

Тот же Горький как-то писал: «…Я не могу позволить себе смешную бестактность защиты. Ленина от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь — узаконенный метод политики, обычный прием политики, обычный прием борьбы против врага». Декларировав эту интеллигентную и красивую мысль, Горький, к счастью, не следовал ей — он в отличие от прошлых и нынешних врагов Ленина писал правду о нем, а значит, защищал. Люди, ополчившиеся ныне на Владимира Ильича, ничего нового, кроме лжи и клеветы, не изобретали. Но поставили на карту все: или они опрокинут Ленина, или наоборот.

В условиях политической борьбы с такими негодными приемами наивно было надеяться, что сорвать наступление на Ленина удастся малыми силами, единичными ответными акциями. Помнится, на заседании Идеологической комиссии ЦК КПСС в январе 1990 года В. А, Медведев размышлял о том, что выдергивание и антиисторическое извращение тех или иных высказываний, цитат Ленина обретает у его критиков характер цепной реакции. «Правда, в некоторых случаях, по-моему, это удается прерывать,—говорил он,— ...после выступления; очень убедительного, в журнале «Родина» трех авторов вроде бы тут цепная реакция как-то прервана, может быть, я ошибаюсь». Речь шла об известной и действительно блестящей публикации ученых Г. Бордюгова, В. Козлова и В. Логинова, показавших несостоятельность обвинений писателя В. Солоухина в адрес Ленина. Однако прервать цепную реакцию широкомасштабного уродования ленинских мыслей они, как и некоторые другие ученые, публицисты, конечно же, не могли.

Иногда говорят, что ЦК КПСС будто бы не высказал четко и определенно свое отношение к Ленину и ленинизму. Не могу с этим согласиться. Такое отношение было изложено год назад в юбилейном материале «К 120-летию со дня рождения В. И. Ленина», а главное — в емком «Слове о Ленине» Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева. Были и другие выступления, высказывания руководителей партии. Однако, по-моему, во многом правы те, кто считает, что решительный отпор лицемерствующим хулителям Владимира Ильича так и не был организован и скоординирован. Партийные комитеты, по сути заняв позицию наблюдателей, не сумели опереться на общественное мнение, решительно отторгавшее злостные вымыслы о Ленине.

Какое-то время безответный Ленин оставался практически один на один со своими ниспровергателями и оплевывателями на глазах у возмущенных их действиями людей. Пожалуй, это была драма, сопоставимая разве что с последними месяцами и днями жизни Ильича.

Я далек от того, чтобы упрощать ситуацию, полностью сводить ее к проискам противников Ленина. Бесспорно, что критическое отношение к нему обусловлено во многом объективными предпосылками. В целом они сводятся к тому, что социалистическая идея нынче основательно дискредитирована в глазах людей реальной практикой ее осуществления. Вполне естественно, что Ленин, как символ социализма, пострадал от этого больше всего. Но он-то как раз не виноват в искусной подмене его замыслов на сталинские! Не виноват Ленин и в том, что был превращен в икону, которой неправедно освящали сталинские преступления. Сейчас многое зависит от того, насколько честно и глубоко партия покажет это, вскроет причины, степень и масштабы извращения Сталиным самой сути социалистической идеи, искажения ее массового восприятия, утраты главного в ленинском понимании социализма — человека как цели, а не средства.

Что же касается нынешних недоброжелателей Владимира Ильича, то они как раз кровно заинтересованы в том, чтобы в общественном сознании сохранилась сталинская интерпретация Ленина и ленинизма, проще развенчивать! По-моему, надо признать: оболгание Ленина пока существенно опережает правдивый рассказ о нем. Конечно, многие грязные спекуляции вокруг имени вождя вызывают у специалистов брезгливость, а циничное отношение к ленинизму отталкивает. Однако ученые, профессионалы должны помнить, что рядовой читатель, ежедневно обрабатываемый «независимой» прессой, стремится к истинной информации о Ленине и имеет право на нее. Поэтому органам печати, которые зависимы от совести, пора всерьез пойти навстречу такому читателю.

Мне кажется, слабо использует свои колоссальные возможности в освещении ленинской темы и «Правда». При всем очень глубоком уважении к Наталье Морозовой, самоотверженно и страстно пишущей в газете о Владимире Ильиче, ей не удалось (да и не удастся одной) осуществить ответственную миссию создания современной Ленинианы, во многом возложенную временем на орган Центрального Комитета КПСС.

Было бы непростительно в ответ на бессовестную, наглую клевету в адрес Ленина ограничиться публицистическими заверениями в исключительной любви к нему. Предвижу возражения, что хорошая публицистика тоже нужна. Что поиск истины невозможен без эмоций. Не спорю. Без научной публицистики нам никак не обойтись. Не стану отрицать и эмоциональное воздействие призывов вроде: простите нас, Владимир Ильич, что не выполнили многие ваши заветы.

Но главное сейчас не это. Главное — осуществить объективный, трезвый, жесткий научный анализ всех проблем Ленинианы — дискуссионных, неясных, фальсифицированных. И сделать это должны первоклассные профессионалы. По-моему, необходимо, не откладывая, целеустремленно привлечь в «Правду» самые крупные научные и публицистические силы лениноведов страны.

Пришла пора нового, серьезного разговора о такой теоретической и политической категории, как ленинизм, в общемировом масштабе. Думаю, что газета «Правда», Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Центральный музей В. И. Ленина могли бы выступить инициаторами международной научной конференции «Ленин в контексте современного будущего мира». К участию в ней следовало бы пригласить крупных ученых, оппонирующих вождю Октября.

Кстати, на этом уровне неминуемо раскрывается вся научная несостоятельность отечественных злопыхателей  Владимира Ильича. Ведь не секрет, что их «исследования»  о Ленине и октябре чаще всего вторичны, предвзяты, бесплодны, а выводы – смехотворны и невежественны. Сродни вот этому: «Ленин и большевики захватили власть, опираясь на штыки, точнее, пользуясь безучастием пьяных солдат и матросов». Естественно, что для такого «открытия», запатентованного в журнале «Столица», вовсе не нужно знать историю, изучать богатейшие архивные документы, периодическую печать 1917 года, свидетельства участников, очевидцев и врагов Октября, работы Ленина и его противником, научные труды советских и зарубежных историков. Достаточно просмотреть две-три озлобленных на большевиков газеты, выловив из них публикации, соответствующие замыслу автора: большевики, дескать, победили благодаря разграблению солдатами и матросами винных погребов и хмельным погромам. Ни один мало-мальски серьезный исследователь—ни в нашей стране, ни за рубежом — не позволит себе ничего подобного. Это все равно как если бы будущий историк через несколько десятилетий восстановил наше разноголосое и многоликое время исключительно по журналу «Столица» и газете «Куранты». Более неадекватную, одностороннюю картину и придумать было бы трудно.

Уместно здесь привести мнение человека, не понаслышке знавшего о «винной эпопее»,— американца Альберта Риса Вильямса: «Чтобы вызвать беспорядок и хаос в России, враги Советской власти прибегали в первый период революции к следующему средству: они спускались в винные погреба, откупоривали бочки с вином и зазывали туда солдат и матросов вместе с худшими, хулиганскими элементами... Советское правительство обнаружило твердость своей руки... Оно расстроило попытку превратить людей в пьяных грабителей и бунтовщиков».

Эти показания Альберт Вильямс дал 22 февраля 1919 года на заседании так называемой «Оверменской комиссии» американского сената, которая еще тогда устроила своеобразный «суд» над Октябрьской революцией. Так что нынешний «суд», чинимый современными ненавистниками Ленина, выглядит уже фарсом. Да и замыслы новейших «судей» Октября сильно напоминают намерения тех, которые в семнадцатом заманивали в погреб.

Человеку с незамутненным рассудком рекомендовал бы читать, нет, даже не соратников Ленина (хотя и их нужно), а талантливейшего оппонента Владимира Ильича — великого русского философа Н. А. Бердяева. А он писал, между прочим, следующее: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, ее никто не защищал, она не имела сторонников... Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое».

Такова правда истории. Что из того, что она не устраивает современных антиленинцев?

Необходимо, считаю, не откладывая, сказать людям как можно больше об исключительном и неизвестном им драматизме ленинской жизни и борьбы. Вот недавно впервые полностью опубликовано письмо М. Ф. Андреевой, написанное Горькому сразу после смерти Ленина. Среди изъятий в предшествующих его публикациях меня особенно поразили следующие строки из рассказа Марии Федоровны о встрече с Лениным: «И вдруг мне бросилось в глаза, что глаза у него красные и в уголках их беленькие комочки, которые он оттирает не очень чистым большим белым платком». Даже такой маленький и пронзительный штрих к облику Ильича десятилетиями умалчивали. И многие, многие другие горькие человеческие штрихи, которые не вписывались в официозный портрет вождя. Оказалось ведь, что тему «самого человечного человека» предстоит еще открывать...

Правда. 1991, 19 февраля

 

leninism.su