Князь Игорь Рюрикович. Кто такой игорь князь


Князь Игорь - это... Что такое Князь Игорь?

И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»

В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.

В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.

В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.

Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в не русских источниках).

Поход на Царьград 941—944 годов

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[1], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».[2]Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». [3] Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря[4] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.

В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.[5]

В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.

В следующем 944 году[6], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[7]

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[8]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»[9]

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н.Татищева имя "Ингорь", происходит от финнского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. [10] В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.[11]

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его Хельгом. Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость.

Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii.1710) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

Примечания

  1. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
  2. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
  3. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  4. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
  5. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевском списке эта информация пропущена.
  6. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
  7. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
  8. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
  9. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии "Слова о полку Игореве" — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  10. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
  11. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 60

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Наследие Земли Псковской/ Культура и история Пскова и Псковской области. Достопримечательности, туристическая инфраструктура

Князь Игорь

(д.р. неизвестна - 945 год)

Князь ИгорьИгорь – князь киевский, фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.

Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912 года, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань).

Имя князя Игоря cвязано с первым упоминанием о Пскове в общерусском летописном своде и относится к 903 году. В этом году он женился на псковской девушке Ольге, ставшей впоследствии великой княгиней киевской, мудрой правительницей и первой из русичей, принявшей православную веру первого на Руси храма во имя святой Троицы, считавшегося символом Пскова и Псковской земли. В местечке Будник под Псковом родился князь Владимир "Красное солнышко", внук княгини Ольги - креститель Руси.

В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915 году, они пять лет не тревожили русских, но с 920 года, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.

Князь ИгорьВ 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943 году. Предупрежденные болгарами и хазарами «о русичах без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911гг.) в русской истории. Договор 944 года устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли какой-то правитель вражеской земли хотели начнеть наше царство от нас отъимати, да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944г. в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944г. назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления - раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.

После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!».

После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 году со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. После смерти Игоря, вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове князя, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю.

Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. После смерти Игоря, княгиня Ольга вместе с малолетним сыном Святославом пошла войной на древлян. По сведениям летописи, Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежание подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).

К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.

Лев Пушкарев http://www.krugosvet.ru/articles/112/1011212/1011212a1.htm Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

culture.pskov.ru

Игорь Рюрикович: князь киевский Игорь

Сведения, дошедшие до нас о жизни древнерусских князей являются разрозненными и неполными. Однако о князе Игоре историкам известно немало, и все за счет его активной внешнеполитической деятельности.

  1. Князь Игорь в Повести временных лет
  2. Походы Игоря на Византию
  3. Смерть Игоря
  4. Положение Древней Руси после смерти Игоря

Князь Игорь в «Повести временных лет»

«Повесть временных лет», написанная Нестором, является самым ранним древнерусским документом, дошедшим до современных историков. Согласно этому летописному своду, отец будущего великого князя Рюрик скончался в 879 году, успев передать власть сыну. Однако самому Игорю на тот момент не было еще и двух лет, и поэтому обязанности правителя на себя взял Олег, один из родичей Рюрика.

Олег правил Древней Русью вплоть до 912 года, когда погиб из-за змеиного укуса. Оказавшись у власти в возрасте 34-х лет, Игорь принялся активно налаживать внешнеполитические отношения с Византией.

Также в «Повести временных лет» упоминается и жена правителя, Ольга, с которой его познакомили еще в 903 году, когда будущей княжне было всего 13 лет, по другим данным 10. Однако эта дата ставится под большое сомнение, поскольку первенец Игоря и Ольги появился на свет 942 году, когда княжне должно было быть уже 52 года.

В 920 году, согласно хронологии «Повести временных лет», Игорь начал активно воевать с печенегами, а с 941 по 944 года великий князь предпринял несколько походов на Византию. Смерть правителя также подробно освещается в «Повести временных лет», и согласно летописному своду, она пришлась на 945 год. Жадность Игоря и его желание получить слишком большую дань от древлян, стала причиной гибели одного из самых знаменитых древнерусских князей.

Походы Игоря на Византию

Одно из главных достижений князя Игоря — это походы на Византию, которые были совершены в 941 и в 944 годах соответственно. Первый поход на Царьград ничем хорошим для русичей не закончился, греки смогли разбить князя, заставив его вернуться домой.

Однако сам факт нападения произвел на жителей Византии неизгладимое впечатление. В результате, князь Игорь стал единственный древнерусским правителем, имя которого упоминается в важном историческом источнике Суде (X век нашей эры).

Луитпранд Кремонский, посол короля Италии, находившийся в Византии, отмечал в своих записях, что у короля русов было больше 1000 кораблей.

К следующему походу на Византию Игорь подготовился куда лучше (источники указывают, что поход состоялся в 944 году, но историки считают, что случился он чуть раньше, в 943 году). Для этого он собрал огромное войско, состоявшее не только из славян, но и из печенегов. Большая часть войска выдвинулась на Византию на кораблях, но силы были направлены и по суше, чтобы нанести двойной удар по Царьграду.

Узнав о преобладающих силах соперника, византийский император Роман I Лакапин решил заключить мир, вручив князю Игорю разнообразные дары. Удовлетворенный правитель вернулся домой вместе с дарами, а вскоре (944) заключил важнейший торговый договор между Древней Русью и Византией.

Смерть Игоря

Великий князь Игорь погиб осенью 945 года от рук древлян. По требованию своего войска, Игорь отправился собирать дань к древлянам, при этом заметно увеличив ее размер. В процессе сбора войско чинило насилие, не считаясь с интересами местных жителей. Историки считают, что князь отправился именно к древлянам из-за того, что они отказались отправиться с ним в поход на Византию.

По пути домой, правитель решил вернуться к разоренному народу, чтобы собрать с них еще немного дани. Основная часть войска отправилась в Киев с награбленным, а Игорь вместе с небольшим отрядом вернулся к древлянам.

Узнав о возвращении князя, местный совет принял решение убить его вместе с дружинниками. После смерти князя похоронили в Деревеской земле у Искоростеня, о чем свидетельствует «Повесть временных лет». Спустя 25 лет, в своем письме к сыну Игоря, Святославу, император Византии изложил другую версию событий. Согласно этой версии, князь погиб от рук неких германцев, которые взяли его в плен и привязали к верхушкам деревьев, после чего правитель был разорван надвое. Однако официальной считается версия с древлянами.

Положение Древней Руси после смерти князя Игоря

Неожиданное известие о смерти князя Игоря заставило его супругу Ольгу встать во главе государства до тех самых пор, пока их малолетний сын Святослав не подрастет (на момент гибели отца мальчику было 3 года).

Первое, что сделала княгиня Ольга — это жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа. Отправившись в поход на древлян в 946 году, правительница перебила несколько тысяч своих врагов.

В дальнейшем княгиня занималась преимущественно внутренней политикой, в частности установила систему погостов (центры торговли, где систематически происходил сбор дани), а также создала практику сдачи полюдья (сборы в казну Киева).

В 955 году Ольга, согласно «Повести временных лет», приняла христианство во время визита в Константинополь. Еще один официальный визит в Византию состоялся в 957 году.

Известно, что княгиня пыталась приобщить к христианству своего сына Святослава, но тот был не преклонен в своем негативном отношении к христианской вере. Первый самостоятельный поход Святослава произошел в 964 году, и примерно с этого же времени началось его официальное правление.

В своих сочинениях под названием «Память и похвала князю русскому Володимеру», монах  Иаков называет точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Сыну князя Игоря была уготована судьба великого воина, прилично расширившего границы древнерусского государства. Князь Святослав Игоревич скончался в 972 году, сохранив верность языческой религии. Внук же Игоря, князь Владимир Святославович официально принес христианство на Русь в 988 году.

Князь Игорь считается одним из самых знаменитых правителей в истории Древней Руси, который заложил основу для будущих внешнеполитических отношений с Византией. Однако его недальновидность и жадность стали причинами смерти великого правителя.

timegeo.ru

Кто такой князь Игорь. Дорога Домой

Кто такой князь Игорь

Князь Игорь Святославлевич. Прежде всего отметьте, что отчество Святославлевич иногда произносится также как Всеславлевич, то есть «Имеющий всесветную славу». Игорь — Гор — Хор/Хр, а это одно из имён Иисуса Христа (например, в Стамбуле есть церковь Христа Хора). Следовательно, имя Игорь Святославлевич может указывать на то, что мы имеем дело с Иисусом Христом, и его можно перевести как «Имеющий всемирную славу Христос». Предположение дерзкое, и его нужно подкрепить дополнительными доказательствами. Для этого нам придется вспомнить недавнее открытие, сделанное авторами НХ.

Есть веские причины считать, что прообразом Иисуса Христа является византийский император Андроник Комнин, который жил в XII веке и был казнён в 1185 году (вспомните, что радиоуглеродный анализ плащаницы, проведённый несколькими независимыми лабораториями в разных странах, тоже указывает на XI–XIV века). Авторы НХ обнаружили этот факт, сравнивая биографии Иисуса Христа и Андроника Комнина, а потом подтвердили его с помощью астрономических и математических расчётов (см. [56]).

Андроник Комнин — блестящий поэт (именно ему, по-видимому, принадлежат так называемые псалмы Давида), выдающийся ум, математик, философ, писатель, реформатор общественной жизни, полководец. Биограф Андроника рассказывает о чудесах, которые тот творил: например, он мог проходить сквозь стены (и Христос тоже мог это делать). Мать Андроника Комнина была русской. Кстати, на ранних иконах Богородица изображается русоволосой женщиной со славянской внешностью (см. [59]).

Почему ещё князь Игорь, Иисус Христос и Андроник Комнин — это одно и то же лицо? Дату битвы Игоря с половцами, которую он проиграл, учёные высчитали как 6–13 мая 1185 года (см. [61]). А византийский император Андроник Комнин был казнён весной 1185 года. И Иисуса Христа тоже схватили и казнили весной. Очень знаменательное совпадение.

Далее. Как отмечает биограф, у Андроника были очень тесные связи со скифами, то есть с Русью. Во время своего изгнания он долго жил на Руси и перенял её обычаи, охрана его тоже состояла из скифов. Перед казнью он пытался бежать на Русь на корабле, но страшная буря помешала сделать это.

Вот интересный факт из биографии Андроника: «Просидев несколько лет (в тюрьме Константинополя. — В. Ж.), Андроник благодаря своей исключительной смелости и сообразительности совершил оттуда побег, был опознан, схвачен, вторично бежал и сумел добраться до русского князя Ярослава Осмомысла Галицкого» (цит. по [56]). И тут же мы с вами открываем «Слово о полку Игореве» и читаем: «Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными плъки…» То есть в «Слове» упоминается тот же князь Ярослав Галицкий Осмомысл.

Правда, в «Слове» это княжество помещено рядом с горами угорскими (то есть венгерскими), но это, скорее всего, ошибка автора. Дело в том, что на Волге было ещё одно Галицкое княжество (см. [56]), а автор ошибся потому, что ко времени написания «Слова» (а это XVIII век, о чем см. ниже) настоящая история Руси была уже искажена до неузнаваемости.

Прозвище самого князя Ярослава Галицкого — Осмомысл — указывает на то, что мы имеем дело с очень высокоразвитой духовно личностью, как, впрочем, и должно быть, ведь не зря же у князя Ярослава подолгу гостил сам Андроник Комнин — будущий Иисус Христос. О значении слова «Осмомысл» мы поговорим, когда будем разбирать правящие миром Силы Спаса Дюжего под названием «Четыре» и «Восемь».

А вот другие замеченные мною совпадения. Христос перед арестом провёл тревожную ночь в Гефсиманском саду (он всё время будил своих учеников, прося побыть с ним). Императора Андроника Комнина арестовали ночью в кабачке, где он пытался спрятаться от преследователей вместе с сопровождающими его людьми, то есть у него тоже была тревожная ночь. Князь Игорь провёл тревожную ночь в степи перед битвой с половцами (см. Приложение).

Иисус Христос и Андроник Комнин были схвачены, а князь Игорь попал в плен к половцам. Андроник Комнин был казнён через несколько дней. Князь Игорь потерпел поражение через три дня после первого набега на половцев. Иисус Христос был казнён через три дня после того, как его схватили.

Перед казнью Иисуса Христа избили и изувечили. Андроник тоже подвергся издевательствам и страшным пыткам, причём РАНЫ, полученные Христом и императором Андроником, в точности совпадают. А в «Слове о полку Игореве» автор НЕСКОЛЬКО РАЗ призывает русских князей и того же князя Ярослава Осмомысла отомстить ЗА РАНЫ Игоревы. Вот один из призывов: «Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Во время казни Христа солнце померкло, как отмечено в Евангелии: «…и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (Лука, 23:44). Игорю «солнце тьмою путь заступаше». А было ли какое-нибудь затмение во время казни императора Андроника?

Игорь потерпел окончательное поражение от половцев 13 мая 1185 года. Авторы НХ высчитали, что 1 мая 1185 года было солнечное затмение, но оно не наблюдалось в Константинополе, где казнили императора Андроника, зато было полностью видно во Владимиро-Суздальской Руси и на Средней Волге, как раз там, где в своё время жил Андроник у князя Ярослава Галицкого, спасаясь от преследований врагов у себя на родине. Его-то, возможно, и отразил автор в «Слове о полку Игореве», потому что сам жил там, где это затмение наблюдалось.

Князь Игорь потерпел поражение на реке Каяле, а Иисуса схватили и казнили по приказанию Каяфы (Каяфа — Каята). Ниже мы разберём это знаковое совпадение более подробно.

Таким образом, можно с большой уверенностью заявить, что в «Слове о полку Игореве» под князем Игорем выведен византийский император Андроник Комнин, он же Иисус Христос. Версия авторов НХ, что Андроник Комнин — это Иисус Христос, получила подтверждение через независимый источник — «Слово о полку Игореве». Ниже, когда мы будем разбирать время написания «Слова», мы вернёмся к этому факту.

Если князь Игорь — это Иисус Христос, тогда сразу встаёт вопрос: что хотел сказать автор «Слова», когда писал о походе Игоря — Иисуса Христа — на половцев, о поражении русских войск во главе с князем Игорем и о его пленении? Здесь скрыто какое-то послание нам.

Возможно, если мы поймём, кто такие половцы, то получим ключ и к пониманию, кого олицетворяет князь Игорь? Пока оставим этот вопрос без ответа и рассмотрим другие вопросы, откроем другие тайны «Слова». Нам нужно создать основание, опираясь на которое мы сможем открыть главную тайну, заключённую в «Слове о полку Игореве».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Интересные факты из жизни князя Игоря

Кто же такой князь Игорь? Это — великий князь, вершивший историю Киевской Руси. Вспоминается он в летописи «Повесть временных лет». Великий князь Игорь Рюрикович фактически является родоначальником династии Рюриковичей. Точной даты рождения не упомянуто нигде, но за некоторыми источниками она припадает приблизительно на 878 год.Игорь РюриковичКнязь Игорь подчинил восточнославянские племенные объединения, продолжая деятельность предшественника Олега. Помимо этого он воевал с византийцами и впервые с печенегами. В результате неудачной попытки сбора дани дружиною с древлян в конечном итоге великого князя Игоря убили в 945 году.

Стал ли дядя Олег хорошим «отцом» князю Игорю?

После смерти брата Рюрика узды правления великой державой перешли князю Олегу. С малых лет Игорь со своим дядей рвался в битвы. Когда племяннику было три года, Олег взял его покорять соседние земли. Поэтому ребенок провел детство в походной жизни. За трон борьбы не было. Олег, поклявшись брату Рюрику, уступил место возмужавшему князю Игорю. На протяжении жизни дядя всегда был рядом с племянником, последний всегда прислушивался к советам родственника. Князь Олег стал хорошим «отцом» Игорю и выполнил обещание, данное брату.

Как князь Игорь познакомился с будущей женой

Есть несколько теорий знакомства князя Игоря с Ольгой. Первая гласит, что княгиня Ольга была родной дочерью Вещего Олега. Они росли вместе. Игорь, заметив ум, смекалистость и красоту Ольги не смог устоять. Дядя сыграл свадьбу племяннику с родной дочерью. Во второй легенде говорится, что при пребывании князя Игоря на охоте ему захотелось переплыть реку с одного берега на другой. Он подозвал человека, управляющего лодкой к себе, и попросил о переправе. Тот не смог отказать. Сидя на лодке, Игорь заметил, что с ним плыла девушка, одетая в мужскую одежду. Он начал приставать к ней, она сказала, что ее честь превыше жизни.Игорь и ОльгаКогда князь решил жениться, он решил взять в жены именно ее — красавицу с Пскова с Выборгской веси незнатного рода. Третий вариант легенды гласит о том, что князь Олег привез Ольгу рода Гостомыслова с Изборска.

Миражный подвиг покорения Византии

Князь Игорь за время своего правления стремился повторить подвиг дяди — Вещего Олега, который был большим полководцем, покорившим Византию. Он хотел увековечить свое имя в веках. Несмотря на заключенный мирный договор с греками, Игорь начал промышлять поход на Царьград с войной. Но из-за войны в 921 году с печенегами он отложил свой поход. Свою мечту князь Игорь осуществил через двадцать лет. Из-за неимения денег платить дружине и отказа греков платить дань, он основательно решил пойти на них с войной. Игорь не смог врасплох застать войско Византии, последнее было предупреждено болгарами о нападении. Он потерпел поражение.Игорь с войском

Крах русского флота

Во время войны с Византией, видя неравенство боевых сил, князь Игорь решается на войну. Начинается бойня. Греки атаковали русские войска на суше, не обошлось без больших потерь с обеих сторон. Русичи скрылись с места боя ночью. Император Роман решил свести с ними счеты. Нанял кораблестроителей. Те на носу, корме и бортах разместили метающие огненные устройства, которые привели к краху русского флота.Флот Игоря

Как Игорь сохранил целостность государства

Древляне и уличи, после кончины Вещего Олега в 912 году, решили отколоться. Игорь собрал войско и разбил их и наложил огромную дань. Уличей он со своим войском осаждал около трех лет. Таким образом, князю Игорю удалось предупредить раскол Киевской Руси.

Были ли дети у князя Игоря кроме Святослава?

Однозначного ответа на вопрос: были ли дети у князя Игоря кроме Святослава — нет. По одним данным — Глеб (Улеб) и Володислав — это сводные братья Святослава. Святослав Игоревич первого казнил за христианские убеждения. Судьба последнего остается неизвестной. За другими данными — сын у князя Игоря был один, а Володислав -по материнской линии дядя Святослава, а племянник Ольги — Улеб(Глеб).

Нелепая смерть князя Игоря

После сбора дани, по пути домой, князь Игорь решил, что собрал очень мало. Он решил вернуться с дружиной, отправив часть войска домой. Древляни не смогли смериться с наглостью князя и решили разбить его. Игоря Рюриковича жестоко казнили. Его привязали к деревьям, отпустили ветки. Князя порвало на две части. В дальнейшем стала править его жена — княгиня Ольга, которая в скором времени за смерть мужа отомстила древлянам.Смерть ИгоряВ итоге, можно сделать вывод, что князь Игорь был Великим воеводой, хорошими правителем и хранителем целостности Руси.

vivareit.ru

Игорь Рюрикович - это... Что такое Игорь Рюрикович?

И́горь (возможно др.-исл. Ingvar, ок.

878—945) — великий князь Киевской Руси, согласно летописной традиции — сын Рюрика.

Первый русский князь, известный по синхронным византийским (греч. 'Ιγγωρ) и западным источникам.

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879 году, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда (882) Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной[1]. Отправившись в поход на Византию (907), Олег оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны (см. Вещий Олег).

В 914 году Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше Олеговой. В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь воевал с печенегами.

Следующее летописное известие об Игоре — его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

Поход на Царьград 941—944

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[2], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе:

«11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы…»[3].

Лиутпранд Кремонский, посол короля Италии Беренгара II в Византию в 949 году, замечает о более чем тысяче кораблей у «короля русов Ингере».[4] В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря[5] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.

В 942 году жена Игоря княгиня Ольга родила Святослава, ставшего через три года князем под опекой матери.[6]

По летописи в 944 году (историки считают доказанным 943), Игорь собрал новое войско из варягов, руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943, только противниками византийцев, заключившими мир и повернувшими назад без сражения, были названы «турки». «Турками» византийцы обычно именовали венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера, то есть могли подразумевать и печенегов. Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов.

В следующем 944 году[7], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ […] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[8]

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[9]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[10]

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Матерью его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В. Н. Татищева, имя «Ингорь», происходит от финского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Девушку звали Прекраса, но Олег переименовал её в Ольгу. Впоследствии у Игоря были и другие жёны, но Ольгу он чтил более прочих. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения[11]. В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском[12].

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам, поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его X-л-гу[13], что делает заманчивым его отождествление с Вещим Олегом.

Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость. Возможно, информатор Льва Диакона неправильно понял на слух незнакомый этноним «древляне» как более знакомый «германе».

Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии…» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси.

По сведениям, изложенным польским историком XVIII века Яном Стржедовским[14], в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления[15].

Примечания

  1. ↑ О приемах вычисления летописцами дат событий русской истории IX – X вв. см. статьи В.Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет» и «Симметричность летописных дат IX – начала XI вв.» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 – 38.
  2. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
  3. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
  4. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  5. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
  6. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевской летописи этих данных нет.
  7. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
  8. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  9. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
  10. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии «Слова о полку Игореве» — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  11. ↑ В. Н. Татищев, История Российская, ч. 1, гл. 4
  12. ↑ В. Н. Татищев, История Российская, ч. 2, прим. 60
  13. ↑ Транскрипция древнееврейского текста не позволяет точнее передать фонетику имени.
  14. ↑ Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii, 1710 г.
  15. ↑ См.: Лушин В.Г. К датировке правления Игоря // Историко-археологические записки. [Кн.] I. 2009. С. 65 – 70.

Источники

dic.academic.ru

Игорь (князь) - это... Что такое Игорь (князь)?

И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»

В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.

В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.

В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.

Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в не русских источниках).

Поход на Царьград 941—944 годов

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[1], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».[2]Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». [3] Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря[4] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.

В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.[5]

В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.

В следующем 944 году[6], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[7]

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[8]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»[9]

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н.Татищева имя "Ингорь", происходит от финнского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. [10] В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.[11]

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его Хельгом. Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость.

Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii.1710) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

Примечания

  1. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
  2. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
  3. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  4. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
  5. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевском списке эта информация пропущена.
  6. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
  7. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
  8. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
  9. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии "Слова о полку Игореве" — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  10. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
  11. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 60

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru