Что открыл адмирал Михаил Лазарев? Что открыл михаил лазарев


Лазарев, Михаил Петрович — История географических открытий. Персоналии.

О

кончил Морской кадетский корпус в 1803 г. До 1807 г. служил в английском флоте, куда был командирован для ознакомления с организацией флотской службы. Участвовал в русско-шведской войне 1808–1809 гг. и Отечественной войне 1812 г. Командуя бригом «Феникс», высадил десант в районе Данцига (Гданьск) с целью оттянуть от Риги войска французов.

В 1813–1816 гг., будучи командиром судна «Суворов», совершил свое первое кругосветное плавание с заходом на Аляску, во время которого открыл атолл Суворова.

В 1819–1821 гг., командуя шлюпом «Мирный», участвовал в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, совершившей кругосветное плавание, первой побывавшей у берегов Антарктиды и открывшей многочисленные острова.

В 1822–1825 гг. Лазарев осуществил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», в ходе которого провел серию широтных научных исследований по метеорологии, океанографии и пр. В 1826 г., будучи капитаном 1 ранга, начальником штаба эскадры и командиром линейного корабля «Азов», совершил поход в Средиземное море, где успешно участвовал в Наваринском сражении 1827 г. против турецко-египетского флота. Отличившийся в сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а «Азов» награжден правом нести на корме Георгиевский флаг.

Во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Лазарев руководил морской блокадой Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира в 1830 г. во главе эскадры из 10 кораблей обошел вокруг Европы и вернулся на Балтику, где командовал отрядом кораблей. С 1832 г. начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. во главе эскадры совершил поход в Босфор, в результате которого был заключен Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией.

С 1833 г. вице-адмирал, командующий Черноморским флотом и портами Черного моря, военный губернатор Севастополя и Николаева. За 18 лет командования Черноморским флотом под руководством Лазарева построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей, в т. ч. первые пароходо-фрегаты и корабли с железным корпусом, часть кораблей вооружена бомбическими пушками, сооружены док и мастерские в Севастополе, созданы береговые батареи, учреждено Адмиралтейство, основана Севастопольская морская библиотека. Отражая попытки англо-турецкого флота захватить Кавказ. Черноморский флот под командованием Лазарева в 1830–40-е гг. неоднократно высаживал десанты, содействуя сухопутным войскам.

Лазарев был почетным членом Русского географического общества и членом других русских и иностранных обществ. Именем Лазарева названы атолл в группе о-вов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части о-ва Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море, советская антарктическая научная станция, море и ледник в Антарктиде. Имя Лазарева носил советский ледокол, работавший в Арктике.

Морской энциклопедический справочник под ред. Н.Н. Исанина. Л.:1987 г.

discover-history.com

Михаил Лазарев — известный российский мореплаватель

Михаил Лазарев Михаил Петрович Лазарев, знаменитый русский мореплаватель, флотоводец и адмирал. Родился 14 ноября 1788 года, в богатой дворянской семье. Михаил Лазарев В возрасте 12 лет, маленький Михаил поступает в Морской кадетский корпус. Уже через три года, его командируют на английский флот, где он проведет в непрерывном плавании больше 5 лет. В период с 1808 по 1813 гг., будущий адмирал служит на Балтийском флоте и участвует в русско-шведской и Отечественной войнах. В 1813 году Михаил Лазарев отправляется на корабле «Суворов» в первое свое кругосветное путешествие из Кронштадта прямо к берегам Аляски. Возвращаясь обратно, русский флотоводец откроет в Тихом океане небольшой остров, впоследствии названный «Атоллом Суворова». Михаил Лазарев на марке СССР В качестве командира военного судна «Мирный» и старшего помощника начальника кругосветной экспедиции Ф. Беллинсгаузена, Лазарев принимал активное участие в открытии нескольких островов, самым крупным из которых стала Антарктида. В 1822 году, Михаил Петрович, управляя русским фрегатом «Крейсер», совместно с Павлом Степановичем Нахимовым (в то время будущий адмирал служил вахтенным офицером), совершает третье кругосветное плавание, в ходе которого были проведены обширные исследования по этнографии и метеорологии. В 1826 году Лазарев, будучи командиром линейного парусного корабля «Азов», осуществил военный поход в составе эскадры адмирала Л. Гейдена в Средиземное море. Через год, за смелость и отвагу, проявленные в Наваринском сражении, Михаил Петрович был произведен в контрадмиралы. «Азов» также не остался без награды, впервые за всю историю российского флота, корабль получил георгиевский флаг. В 1832 году Лазарев назначается начальником главного штаба Черноморского флота. Через год его повышают до главного командира Черноморского флота и всех портов Чёрного моря. Кроме того, знаменитый флотоводец становится военным губернатором Севастополя и Николаева. Известно, что Михаил Петрович был неплохим конструктором, он принимал активное участие в проектировании и модернизации головного военного корабля «Двенадцать апостолов«. Умер знаменитый русский адмирал вследствие болезни, в Вене, 23 апреля 1851 года. 01.08.2018zkzakhar

yachtrus.com

Что открыл адмирал Михаил Лазарев?

Российские и зарубежные ученые-географы с давних пор предполагали, что южнее Австралии

должен быть ещё один материк.

Известный мореплаватель Джеймс Кук плавал в этих широтах в конце XVIII века, пытался пройти дальше

к Южному полюсу, но встретив огромное количество льдов, повернул обратно и, вернувшись на родину,

сделал заявление, что "плавать там невозможно и никакого материка нет, одни сплошные льды".

Авторитетное заявление такого опытного мореплавателя отдалило открытие шестого континента

на целых 45 лет.

Но гипотеза о существовании неизвестного континента не давала покоя российским ученым и чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть её, на высочайшем уровне было принято решение

послать в южные моря специальную экспедицию.

В июле 1819 года из российского порта Кронштадт вышли два трехмачтовых парусных корабля -

шлюп "Восток", которым командовал капитан Фаддей Беллинсгаузен, назначенный начальником

экспедиции, и шлюп "Мирный", которым командовал лейтенант Михаил Лазарев.

В Копенгагене сделали остановку, чтобы закупить самое лучшее навигационное оборудование, затем

вышли в Атлантический океан и пошли в южном направлении до Рио-де-Жанейро (Южная Америка).

На фото - Карта с маршрутом движения экспедиции Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева.

В порту Рио-де-Жанейро были произведены ремонтные работы, пополнены запасы воды, провианта

и всего необходимого для дальнейшего плавания.

На карте видно, что экспедиция обследовала Южные Сандвичевы острова, затем пересекла Южный

полярный круг и 16 января 1820 г. корабли подошли в районе Берега Принцессы Марты

к неизвестному ледяному материку.

Эта дата (16.01.1820 г.) считается днем открытия Антарктиды - шестого материка планеты.

В подзорные трубы удалось разглядеть отвесные ледяные скалы у берега и огромные ледяные поля,

уходящие за горизонт.

Так как не было полной уверенности, что найден шестой континент, решили обойти его кругом

со стороны Индийского океана, неоднократно пытаясь приблизиться к берегу и высадиться на него.

Но отвесные ледяные скалы, туман, штормовая погода и сплошные льды не позволяли сделать это.

После штормов и встреч с льдинами кораблям требовался ремонт и командирами было принято решение

идти в австралийский порт Джексон (Сидней).

В порту Джексон суда отремонтировали, команда получила передышку, но так как наступила зима , погода

и ледовая обстановка около Антарктиды ухудшились, было решено обследовать обширную территорию

в Тихом океане. Корабли прошли через пролив Кука в Новой Зеландии и при плавании по Тихому океану

было открыто много новых островов, сделано описание их флоры и фауны, отмечены на карте

их координаты и даны названия.

Вторая попытка исследовать новый открытый континент была предпринята в ноябре 1820 г.

Экспедиция двинулась на юг, мимо о-ва Тасмания, обогнула о-в Маккуори, несколько раз пересекала

Южный полярный круг, но из-за сплошных льдов не смогла приблизиться к побережью Антарктиды

и высадиться на берег для его исследования.

Во время этого плавания были закончены описания и зарисовки берегов нового континента, составлены подробные карты, открыт о-в Петра 1, Земля Александра 1 и ряд других островов. Всего за экспедицию

было открыто, описано и нанесено на карты 29 островов.

30 января 1821 г. шлюп "Восток" наскочил на льдину и получил пробоину, которую сумели залатать, но экспедицию решили свернуть ранее намеченного срока, тем более, что основная задача была выполнена.

Мореплаватели М.Лазарев и Ф.Беллинсгаузен открыли новый континент Антарктиду.

24 июля корабли вернулись в Кронштадт, где членов экспедиции встречали как героев.

М.Лазарев и Ф.Беллинсгаузен получили новые звания и награды.

Позже М.Лазарев плавал на различных судах в морях и океанах, командовал боевыми фрегатами

на Черном море, участвовал в Наваринском сражении с турецким флотом, обучил и подготовил

целую плеяду известных русских флотоводцев и мореплавателей.

Российское правительство по достоинству оценило заслуги перед отечеством М.Лазарева и

Ф.Беллинсгаузена и присвоило им звание - адмирал Российского флота.

www.bolshoyvopros.ru

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ. Самые знаменитые путешественники России

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ

Один из главных строителей российского Черноморского флота Михаил Петрович Лазарев родился 3 ноября 1788 года во Владимирской губернии.

Его отец Петр Гаврилович Лазарев находился в должности правителя Владимирского наместничества. В семье Петра Гавриловича было три сына, в отроческом возрасте поступившие в Петербургский Морской кадетский корпус.

Средний сын Михаил особо отличался прилежанием к науке и проявлял незаурядные способности в изучении морского дела. В возрасте четырнадцати лет он был произведен в гардемарины и послан для стажировки на английский флот. Четыре года провел Михаил на британских кораблях, плавая между Западной Европой и Америкой. По возвращении на родину в 1805 году ему был присвоен первый офицерский чин мичмана. В течение нескольких лет молодой офицер прослужил на кораблях Балтийского флота, принимая участие в боевых действиях в русско-шведской войне 1808–1809 годов, а затем и в Отечественной войне 1812 года.

На следующий 1813 год лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать кораблем «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце 18-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

Получив это назначение, Лазарев лично занялся подбором людей для команды «Суворова» и снаряжением судна в плавание.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошел от Кронштадского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ламанша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. Причиной этого была необходимость исполнить ряд неотложных поручений в Лондоне представителями Российско-Американской компании, а также проверка британскими таможенниками корабельных грузов.

27 февраля 1814 года «Суворов» отошел от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки.

Нагрузив трюмы корабля припасами, Лазарев приказал держать курс к берегам Бразилии. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошел в бухту Рио-де-Жанейро. Месяц стоянки в этом порту Лазарев использовал для ремонта корабля, заготовки провизии и отдыха команды.

Сам он занялся изучением Рио-де-Жанейро и его ближайших окрестностей.

24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

Море по-прежнему штормило, и большую часть времени Лазарев находился на капитанском мостике, лично управляя кораблем. При подходе к австралийским берегам «Суворов» вновь попал в шторм, сопровождаемый дождем и градом.

14 августа «Суворов» вошел в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном.

Стоянку в Порте-Джэксоне Лазарев снова использовал для ремонта судна и знакомства с жизнью местного населения. До выхода в море он произвел съемку юго-восточных берегов Австралии и нанес их очертания на карту.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследования этих мест Лазарев понял, что перед ним — группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошел к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. Пока команда отдыхала и ремонтировала судно после долгого плавания, Лазарев внимательно изучал берега северо-запада Америки. Все свои наблюдения рельефа и береговой линии он тщательно наносил на карту. Немалую помощь в знакомстве с землей Русской Америки Лазареву оказали местные жители — алеуты.

После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву еще предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. По пути Лазарев вновь сверял координаты встречавшихся островов и все более убеждался в ошибочности нанесения их координат на карту когда-то бывшими здесь мореплавателями.

На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта, принимал и отдавал визиты местным властям.

На борту «Суворова» появился необычный груз — ламы, альпаки (животные из семейства верблюдов) и черепахи, находившиеся в специальном загоне, сделанном матросами. Этих зверей Лазарев надеялся довезти до Кронштадта и передать в Академию наук.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а еще через пять недель вернулся в Кронштадт.

Кругосветное плавание 1813–1815 годов принесло Лазареву репутацию способного и ответственного офицера. «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части, он считался одним из первых морских офицеров в нашем флоте и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами», — вспоминал один из участников экспедиции.

Однако впереди Лазарева ожидало новое, еще более трудное плавание. В марте 1819 года он получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло в ближайшем будущем отплыть к Южному полюсу.

Опыт подготовки судов к дальним плаваниям у Лазарева уже был достаточный. И потому он стал энергично готовить суда к дальнему походу. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавание к берегам Антарктики. На этот шлюп командир пока не был назначен.

Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. Шлюпы утеплили, усилили крепление корпуса, поставили двойную обшивку и произвели замену старых парусов новыми. Лазарев также лично занялся подбором членов команд для участия в экспедиции. Число офицеров, желающих участвовать в ней, было необычайно велико.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

Энергичные действия Лазарева по подготовке шлюпов к дальнему походу принесли свои плоды. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что исследования Южного полюса пришлось прекратить и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

Беллинсгаузен, характеризуя своего сподвижника по экспедиции, писал морскому министру:

«Во все время плавания нашего, при беспрерывных туманах, мрачности и снеге, среди льдов, шлюп «Мирный» всегда держался в соединении, чему по сие время примеру не было, чтобы суда, плавающие столь долговременно при подобных погодах, не разлучались, и потому поставляю долгом представить вам о таковом неусыпном бдении лейтенанта Лазарева».

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов, не только почти открыто хозяйничавших в русских водах, но и снабжавших жителей Аляски оружием, чтобы рано или поздно столкнуть их с поселенцами Русской Америки. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог.

Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

Несмотря на то что оба судна были построены в самые последние годы (так фрегат «Крейсер» был построен в 1822 году), Лазарев, используя свои знания и накопленный опыт, принимал деятельные меры к улучшению оснастки судов. В частности, были введены дополнительные косые паруса (триселя), что помогло облегчить управление кораблем и повысить его маневренность.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

Во время пребывания моряков на Таити совершенно бескорыстную помощь в ремонте судна и заготовке продовольствия оказало им местное население. Как писал один из участников экспедиции, это дало возможность в 12 дней сделать столько, сколько своими силами моряки едва ли справились бы в месяц.

Впоследствии такое повторилось и в Калифорнии, где моряки Лазарева смогли привлечь на свою сторону индейцев. Перед уходом «Крейсера» из Калифорнии индейцы даже мечтали, что русские впоследствии вернутся, чтобы освободить их от испанцев.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Одновременно велась подготовка новых морских кадров для Русско-Американской компании, которые должны были нести службу в этих местах.

Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу.

16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

В своем донесении правитель Русской Америки Муравьев писал правлению Российско-Американской компании в Петербурге о капитане «Крейсера»:

«…Я долгом поставлю донести, что командир оного во время пребывания в Ново-Архангельске всегда оказывал услуги к выгодам Компании и присутствие фрегата не только нас не обременяло, но его покровительством у нас во всех работах руки были развязаны. Экипаж оного своим дружелюбным обхождением с здешними обывателями заслуживает совершенную признательность всех здесь живущих».

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. По отзывам очевидцев, ветер срывал с домов крыши и вырывал с корнем многолетние деревья. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море.

Через три месяца «Крейсер» пришел в Рио-де-Жанейро, где Лазарев дал команде отдохнуть. Для заболевших во время плавания матросов он нанял за городом домик с садом.

5 августа 1825 года «Крейсер» подошел к Кронштадтскому рейду. Все встречавшие, по свидетельствам современников, были поражены внешним видом корабля — трудно было поверить, что этот красивый, даже щегольский фрегат два года пробыл в труднейшем плавании.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». Этот корабль должен был стать образцом для будущих военных судов. После окончания строительства Лазарев был назначен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное моря.

Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», он принял участие в Наваринском сражении. В ходе него «Азов» уничтожил пять турецких судов, в том числе и фрегат главнокомандующего турецкой эскадрой.

Отмечая действия своих подчиненных, командующий русской эскадрой адмирал Гейден писал: «Неустрашимый капитан 1-го ранга Лазарев управлял движениями «Азова» с хладнокровием, искусством и мужеством примерным». Участник сражения лейтенант П.С. Нахимов, находившийся на «Азове», также писал о своем командире: «Нужно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана». За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а его корабль «Азов» получил Корчневский кормовой флаг.

Дальнейшая служба Лазарева по-прежнему проходила на Черноморском флоте. Летом 1833 года его эскадра доставила русский корпус под командованием генерала Н.Н. Муравьева на Босфор для помощи султану Махмуду II, защищавшемуся от нашествия войск египетского паши Мухаммеда Али.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота, а летом 1834 года — командующим Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой. Каждый матрос знал свое место в бою и должен был действовать быстро и четко. При Лазареве сложные эволюции с парусами стали выполняться в шесть раз быстрее, чем раньше.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Однако командующий флотом не мог не думать о будущем, а потому заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах, среди будущих командиров были и такие впоследствии известные деятели военно-морского флота, как А.А. Попов и Г.И. Бутаков.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. Он непрестанно думал о тех, кто служит на боевых кораблях и об их семьях. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей.

При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов. Уже после смерти Михаила Петровича Лазарева (23 апреля 1851 года) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин и другие адмиралы и офицеры, помня заветы своего наставника, отстаивали честь России на бастионах Севастополя. Русский флот свято хранил память об одном из своих главных преобразователей. В 1867 году в Севастополе был сооружен памятник адмиралу, а в 1830-х годах с верфей Петербурга был спущен на воду броненосец «Адмирал Лазарев».

Именем Лазарева названы атолл (коралловое сооружение в виде кольца) в группе островов Россиян в Тихом океане, мыса в Амурском лимане и в северной части острова Унимак, остров в Аральском море и порт в Японском море.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Михаил Лазарев - это... Что такое Михаил Лазарев?

Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 (14) ноября 1788, Владимир — 11 (23) апреля 1851, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) [1] и первооткрыватель Антарктиды.

Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин – мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808—1813 служил на Балтийском флоте.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать кораблем «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа­лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

Плавание М.П.Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813 - 1815 годах.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле­жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет­ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон­чательной победы над Наполеоном.

"Суворов" плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы­шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж­ду собой коралловыми перемычками. Эти острова были по­крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про­довольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро­ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни­ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред­варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те­перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз­решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавании к берегам Антарктики. Шлюпы утеплили, усилили крепление корпуса, поставили двойную обшивку и произвели замену старых парусов новыми. Лазарев также лично занялся подбором членов команд для участия в экспедиции.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

Энергичные действия Лазарева по подготовке шлюпов к дальнему походу принесли свои плоды. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте­нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий­ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме­рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Ко­мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова­ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус­ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско­му рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произве­ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был на­значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное моря. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-ад­миралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол­ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере­вооружением Черноморского флота. В Севасто­поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на­чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза­рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче­ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строилельство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813 - 1827 - Кронштадт, Галкина улица, 30.

Память

Марка СССР, 1987 г.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

  • В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

Названия

В настоящее время в честь Лазарева названы:

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru

Михаил Лазарев - это... Что такое Михаил Лазарев?

Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 (14) ноября 1788, Владимир — 11 (23) апреля 1851, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) [1] и первооткрыватель Антарктиды.

Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин – мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808—1813 служил на Балтийском флоте.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать кораблем «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа­лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

Плавание М.П.Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813 - 1815 годах.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле­жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет­ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон­чательной победы над Наполеоном.

"Суворов" плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы­шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж­ду собой коралловыми перемычками. Эти острова были по­крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про­довольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро­ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни­ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред­варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те­перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз­решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавании к берегам Антарктики. Шлюпы утеплили, усилили крепление корпуса, поставили двойную обшивку и произвели замену старых парусов новыми. Лазарев также лично занялся подбором членов команд для участия в экспедиции.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

Энергичные действия Лазарева по подготовке шлюпов к дальнему походу принесли свои плоды. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте­нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий­ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме­рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Ко­мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова­ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус­ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско­му рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произве­ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был на­значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное моря. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-ад­миралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол­ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере­вооружением Черноморского флота. В Севасто­поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на­чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза­рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче­ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строилельство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813 - 1827 - Кронштадт, Галкина улица, 30.

Память

Марка СССР, 1987 г.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

  • В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

Названия

В настоящее время в честь Лазарева названы:

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Михаил Лазарев - это... Что такое Михаил Лазарев?

Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 (14) ноября 1788, Владимир — 11 (23) апреля 1851, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) [1] и первооткрыватель Антарктиды.

Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин – мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808—1813 служил на Балтийском флоте.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать кораблем «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа­лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

Плавание М.П.Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813 - 1815 годах.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле­жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет­ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон­чательной победы над Наполеоном.

"Суворов" плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы­шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж­ду собой коралловыми перемычками. Эти острова были по­крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про­довольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро­ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни­ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред­варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те­перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз­решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. Он занимался подготовкой не только своего шлюпа, но и второго, которому тоже предстояло принять участие в плавании к берегам Антарктики. Шлюпы утеплили, усилили крепление корпуса, поставили двойную обшивку и произвели замену старых парусов новыми. Лазарев также лично занялся подбором членов команд для участия в экспедиции.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

Энергичные действия Лазарева по подготовке шлюпов к дальнему походу принесли свои плоды. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про­изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте­нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий­ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме­рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Ко­мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова­ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус­ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско­му рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произве­ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был на­значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное моря. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-ад­миралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол­ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере­вооружением Черноморского флота. В Севасто­поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на­чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза­рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче­ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строилельство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813 - 1827 - Кронштадт, Галкина улица, 30.

Память

Марка СССР, 1987 г.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

  • В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

Названия

В настоящее время в честь Лазарева названы:

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru