История русского Поморья. Кто такие поморы


Кто Такие Поморы — Славянская культура

Поморы Поморами называли потомков древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этнонима «поморы» произошел топоним юго-западного побережья Белого моря – Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгородской республики, откуда и произошло большинство поселенцев. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов.  Главные ценности, на воспитание которых ориентировалась поморская традиция, были почитание старших, уважение к женщине, честность и коллективизм, гостеприимство, чувство собственного достоинства. Без этих качеств в поморской среде человек считался неполноценным и не был способен быть частью сообщества.

Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.

Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. От традиционной русской семьи она отличалась полным равноправием между мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, называлась «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным. Женщин поморы называли и называют «жонками».

Мат в поморском сообществе был строго табуирован. Интересно, что даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Ну, а вставить крепкое словцо в обществе детей или женщин мог только умалишенный..

Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.

Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества — пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата — Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух — трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты.

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась «большая» семья.

Похожие статьи:

Философия → Волхвы

Традиции → Родные, древние Славянские имена

Биографии → Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»

Культура → Под Тулой пройдет фестиваль народных традиций

Традиции → Женщина в Родноверии

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Поморы - это... Что такое Поморы?

Помо́ры — этнографическая группа русского старожильческого населения, потомки древних новгородцев и финно-угорского племени корела[2].

Этноним произошёл от названия берега Белого моря от р. Онеги до Кеми — Поморский берег[3]. В период с XII века по XV век Поморье было данником Новгородской республики, выходцами откуда и было большинство русских поселенцев.[источник не указан 196 дней]

Происхождение, деятельность

Поморы, являясь потомками древних русских переселенцев, издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI—XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, побережье Белого и Баренцева морей)[3]:

Кроме указанных крупных этнографических групп и подгрупп, выделяются более мелкие своеобразные группы населения, имеющие особые названия или самоназвания. Крайний Север — побережье Белого моря — населяют поморы. Поморы скорее географический, чем этнографический термин и означает: 1) население берега Белого моря от р. Онеги до Кеми и 2) жителей северного морского побережья. Поморы, являющиеся потомками древних новгородских поселенцев, сходны по своей материальной и духовной культуре с остальным населением русского Севера и отличаются главным образом особенностями хозяйственного быта; издавна они слыли смелыми мореходами, охотниками на морского зверя и опытными рыболовами.

Термин поморы впервые появляется в русских летописях[каких?] в 1526 году[источник не указан 27 дней].

Религия

Основная религия поморов - православие как нового (Русская православная церковь), так и старого (Древлеправославная поморская церковь) обрядов.

Язык

Язык поморов — поморский диалект русского языка. Характерными признаками поморского говора являются:

  • оканье и долгота гласных в фонетике, характерная для части финно-угорских языков.
  • большое количество слов, унаследованных от древнерусского языка (его новгородского диалекта).
  • наличие многочисленных новообразований, в частности связанных с природными условиями и хозяйственной деятельностью поморов, а также языковых заимствований из финно-угорских и скандинавских языков в лексике.
  • некоторые особенности в создании глагольных форм, выборочное применение аориста.

Также для торговых связей с Норвегией поморы использовали руссенорск — смесь русского и норвежского языка.

Территориальные группы поморов

Церковь в Матигорах близ Холмогор (1686-94), откуда родом была мать М. В. Ломоносова
  • Канинские поморы. Небольшая обособленная группа поморов п-ова Канин, во время переписи 2002 года канинскими поморами себя назвали 7 человек[4].
  • Русское население вне побережья Белого моря, также склонное относить себя к поморам, собственно поморами не признавалось, так как являлось обычным крестьянским населением, участвуя время от времени в рыбных и зверобойных промыслах в качестве наёмных рабочих. Поморы их называли «леса» или «живущие в лисях»[5].

История изучения

Одними из первых, кто отметил особенности культуры и быта крестьян севера европейской части России (и в их числе поморов, которые наиболее сильно отличались от остального русского населения, степень самоидентификации которых была намного выше и территория расселения больше, чем у других локальных групп русских этого региона) в XIX веке были этнограф В. Н. Майнов[6] и П. Н. Рыбников[7]. В книге «Этнография народов СССР» известный этнограф С. А. Токарев отнёс заонежан и поморов к «обособленным» группам[8]. Исследованиям поморов также посвящены работы Т. А. Бернштам «Поморы. Формирование группы и система хозяйства» и «Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX века».

Численность согласно переписям 2002 и 2010 годов

Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (из них 6295 проживают в Архангельской области; среди них, в частности — тогдашний губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов[9], в Мурманской области — 127[10])

Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 число поморов за 8 лет сократилось вдвое и составило 3113 чел. (в том числе в Архангельской области — 2015 человек)[11].

Современное состояние

Поморы — непризнанная этническая группа и не включена[12] в единый перечень коренных малочисленных народов России[13], однако в Минрегион России идёт работа по включению поморов в этот список, а также по принятию мер, направленных на обеспечение прав беспрепятственного ведения традиционных промыслов и поддержку традиционной культуры поморов. Руководителем движения за признание поморов отдельной этнической группой является Павел Есипов [14]

В 2011 году обозначение народа «поморы» появилось на официально изданной Карте народов Российской Федерации, подготовленной Институтом этнологии и антропологии РАН. На ней поморы определены как коренной малочисленный народ, этнографическая группа русского старожильческого населения[15].

Культура

Козули, традиционное лакомство у поморов

Поморские сказки

Значительное влияние на сказочную традицию Поморья оказала культура соседних народов. Наиболее любимы в Поморье длинные волшебные сказки приключенческого характера, в коих действие связано с морем. Обычно главный герой таких сказок — бедняк. Не менее распространены сказки с главным героем-женщиной. Наравне с мужчиной она делит все испытания и оказывается чудесной его помощницей. В ряде сказок она — невинная жертва коварного врага[16].

Поморская культура отразилась в произведениях Кривополеновой, Абрамова, Писахова и Шергина. По мотивам произведений Писахова и Шергина в 80-х на «Союзмультфильме» была снята знаменитая серия мультфильмов — Смех и горе у Бела моря.

Поморы, внёсшие вклад в развитие науки, культуры и искусства

  • Писахов, Степан Григорьевич — художник, писатель, этнограф, сказочник.
  • Михаил Ломоносов — учёный, писатель, поэт, основоположник российской науки.
  • Шубин, Федот Иванович — скульптор.
  • Фёдор Абрамов — писатель, литературовед.
  • Семён Дежнёв — мореход, путешественник, землепроходец, исследователь Сибири.
  • Борис Шергин — писатель, художник.

Примечания

Литература

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Кто такие поморы? И чем они отличаются от русских?

Цивилизация этого русского северного народа удивляет. Они знали наизусть Северный морской путь, строили лучшие для своих широт суда, активно торговали с Европой, открыли множество земель и заложили уникальные направления народного искусства.

Мореходы и судостроители

Уже в XII веке Поморье стало центром русского судостроения. Здесь строились ладьи, раньшины, шняки и карбасы, но высшим достижением инженерной мысли поморов стали кочи — особые суда, предназначенные для долгого плавания по северным морям. Поморский коч представлял собой деревянное парусное судно длиной 16-17 метров, шириной примерно 4 метра, осадкой не более одного-полутора метра, что позволяло ему входить в устья рек в любое время года. Коч мог взять на на борт до 30 тонн груза и до 50 человек членов экипажа и пассажиров. Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил на своем «Фраме» Нансен, а вслед за ним и создатель «Ермака» Макаров. При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось вверх.

Русские или не русские?

Официально поморы считаются субэтносом русского народа. Тем не менее, не так давно возникла и другая точка зрения, связанная с существенными различиями в культуре поморов и русских из центральной России. Конечно, движение за самоопределение поморов было существенно политизировано, но были в нем и рациональные причины: поморы оказались брошены государством и отделены от исконных занятий.

Язык

Если судьба забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. Сразу предупредим: истинные поморы не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называют «поморьска говоря».

Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.

  • Поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
  • Поморы никогда не «работают». Они «робят».
  • Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо». Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.

  • Не разбрасывайтесь в разговоре отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема».
  • Будьте аккуратней с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр».
  • Упаси вас Всевышний употребить в разговоре слово «баба». В лучшем случае вас поправят: «Бабами сваи забивают». Запомните, у поморов «нема баб», у них «жонки».

  • Понятие «жить» у поморов имеет более широкое употребление. Например, когда мы бодрствуем, то они «живут».

  • Кроме того, вам придется привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь «не едет», а «бежит».

Кстати, у поморов большую роль играет тональность речи, которая заметно повышается к концу предложения. Но не надо повышать голос: поморы – люди тихие и говорят громко только в крайне раздраженном состоянии.

Между тем, надо отметить, что у каждого русского человека есть базовый запас поморских слов, которые попали к нам из говори: сёмга, тундра, треска, бахилы, морж, тюлень и т.д. Поморы, конечно, понимают по-русски, однако будьте аккуратнее со словами: некоторые русские слова в поморьской говоре имеют совсем другое значение.

БУРЛАК – выходец из другой области

ДОЛИНА – высокий человек

ЗНАТОК – колдун

ХАЛЯВА – неряха

НЯША - грязь

БЕСЕДА – собрание молодёжи для работы или увеселения

ГЛАЗ – окно

ОБРЯД – работа по дому

ЗАБОЙ - сугроб

ПЕЧКА (ПЕЦЦКА) – водоворот

ЯСЕНЬ – солнечная погода.

Поморская еда

Хотя с точки зрения ведения сельского хозяйства Беломорское побережье уступает внутренним землям по всем показателям, питались поморы всегда ярче, богаче и разнообразнее. Поморская кухня строится, разумеется, вокруг рыбы, как вокруг рыбного промысла строилась изначально вся поморская жизнь. Поморы сами себя охотно называют «трескоедами». В поморской среде считается, что треска, в отличие от семги и другой рыбы, никогда не приедается, и есть ее можно каждый день. Впрочем, возможно этому каждодневному рациону способствует разнообразие существовавших в поморской кухне рыбных блюд. Например, поморы, единственными среди всех русских, переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком. Из «основной» русской кухни поморы взяли запекание и томление в печи. Вместо русского горшка основной посудой для приготовления здесь служит латка. Необычна для других регионов распространенность воложей – под этим словом поморы называют самые разнообразные соусы, в которых еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей.

Одежда

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские, норвежские моряки. От них "поморские тенденции" распространялись по Западу. Это наверняка отметят те люди, кто пристально следит за развитием сегодняшней моды.

Цибака

Краеугольный камень поморского гардероба. Шапка-шлем с длинными до пояса ушами.

Совик

Поморская куртка с капюшоном. Совики шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими.

Бузурунка

Короткая кофта из грубой серой шерсти. Ее поморы подглядели у голландских моряков, заходивших в Холмогоры. Название тоже происходит от голландского boezeroen – блуза. Интересно, что бузурунки вязали только мужчины.

Типаха

Летняя повседневная шапка. Шилась либо из сукна, либо из нерпичьей шкуры.

Окуток

Поморы стали первым российским народом, кто начал носить шейные платки. Подглядели это аксессуар северные мореходы у иноземных моряков.

Пестрядь

Рубаха в крупную клетку из полос белого, синего и чёрного цвета. Напоминает «шотландку». Интересно, что на Руси только поморы носили клетчатые вещи. Возможно, сказались частые контакты с британскими моряками, которые начались с середины XVI века.

Опояска

Тканный широкий пояс помора.

Картина мира

По мнению поморов, в шведской земле, куда они ходили торговать и к которой относили всю Европу, живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане. На юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии Русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Сильно боялись поморы также и карелов – известных на севере колдунов. Их приглашали на все важные события, чтобы задобрить.

Магия моря

поморы_5

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

От Холмогор до Колы – 33 Николы

Никола - Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Поморы

KfX9Yym6xFMПоморы это сообщество людей проживающих компактно, обладающих существенными отличиями в культуре, что дает им право официально считаться субэтносом русского народа. Так кто такие поморы живущие на берегах Белого моря? Название поморы неразрывно связано с северными морями Российского Государства.

 

 

Первоначально Русский Север занимали немногочисленные полудикие угро-финские, саамские и другие племена, позднее пришли карелы. Предполагают, что в IX-XI веках через озерно речные системы посланцы «Господина» Великого Новгорода проникали на берега Белого, а позже Баренцева моря. Ценные пушные звери, богатое морским зверем, рыбой Белое море привлекло русское население.

 С XII по XV век Поморье являлось владениями Новгорода, который устанавливал свои политические, экономические и церковные порядки. Новгородцы селились в устьях многочисленных рек и речек впадающих в море. Места, зверя, птицы, рыбы хватало коренному населению и пришельцам, славянская колонизация прошла бескровно. В этом случае межэтнические связи неизбежны, между пришлыми русскими и коренным населением происходило смешение крови. Конкретных сведений о происхождении поморов нет!

 

Где живут поморы:

  • Кандалакшская губа, жители этой части Белого моря зовут себя губяне
  • Терский берег, юг Кольского полуострова, соответственно терчане
  • На Печере устъ-цилёмы и пустозеры
  • Кто зовет себя настоящими поморами населяют Карельский берег, границы Карелии и Кольского до города Кемь
  • Летний берег Белого моря — западная часть Двинской губы
  • Поморский-от города Кемь до Онеги

 

Слово поморцы впервые появилось в писцовых книгах в 1526 году, когда жители Кандалакшской губы просили о строительстве церкви. Поморы отделяли себя от крестьянской России и русской культуры. Писатель Пришвин посетивший Поморье на вопрос почему, услышал: «Мы не от России дышим, с одной стороны море, с другой мох». Мы сами по себе!» Суровые условия северной природы, холодного моря, тяжелый с риском для жизни труд наложил особый отпечаток на это народ. Поморы были мужественные, неторопливые, уважающие себя и других. Существовал даже «Поморский Судебник» с особыми «Статьями о бесчестии».

 

Поморы обладали особенным языком (поморская говоря), своеобразный диалект русского языка с характерными признаками :

  • Новообразованные слова связанные в частности с хозяйственной деятельностью и природными условиями.
  • Слова характерные для древнерусского языка (новгородский диалект).
  • Определенные особенности глагольных форм.
  • Протяжность гласных в фонетике.
  • Оканье.

0_1029b0_9a19a8f3_orig

В Поморье сложилась уникальная бытовая, обрядовая культура, музыкальный фольклор. Народу были присуще самостоятельность, независимость, особенное религиозное чувство, страсть к знаниям. Бесстрашные мореходы открыли множество земель, ходили по холодным морям и океану руководствуясь врожденным чутьем, навыками и верными приметами.Изначально знания опасных мелей, течений, порогов, перепадов глубин, безопасных стоянок передавались от отца к сыну в устной форме, многое терялось или забывалось. Тогда поморы стали создавать рукописные штурманские сведения (лоции), которые передавались по наследству.

 

 

Северяне строили уникальные парусные суда (кочи), для долгого хождения по северным морям. Конструктивные особенности и легкость судна позволяли вытащить его на лед не поврежденным. Кроме того велось строительство других морских и речных судов, а в Сумском Посаде открыли мореходный класс. Жизнь северных народов никогда не была сладкой, поморы совместно с русскими и карелами участвовали во всех боевых действиях. Северяне с честью выдерживали набеги шведов и финнов, немцев…

 

Традиционные занятия

В большей степени они зависели от географического расположения поселения. Северная Карелия и Кольский полуостров заняты тундрой и камнем, климат тоже не » сахар», поэтому вырастить зерновые культуры практически невозможно. Поэтому основным занятием был лов рыбы и промысел морского зверя.В тоже время архангельские поморы имели возможность выращивать огородные культуры, рожь и ячмень, хотя морской промысел стоял на первом месте.

 

 

Море давало людям не только рыбу, северяне собирали пух и яйца гнездящейся гаги, охотились на гренландского тюленя, кольчатую нерпу, морского зайца, на Новой Земле добывали атлантических моржей. Традиционным занятием была выварка соли поморки, спрос был большой. Соловецкий монастырь бывший духовным центром поморов держал в поселениях соляные варницы и склады. Поморье долгое время вело активную торговлю с Норвегией и Россией. Где было возможно занимались выгонкой смолы, добывали слюду, в реках раковины жемчужниц. Особенно красивый жемчуг брали в ледяных реках Кольского полуострова. Но основным занятием оставались охота и рыбалка.

 

Дома поморов

shabunin_39Очень мало, что известно про древние поморские избы, но наверняка суровые условия Севера России диктовали свои условия. Избы строили из круглого бревна, в зависимости от достатка и размера семьи, которые как известно были большими. Замужние поморки уходили жить в дом мужа, женатые сыновья с семьей и холостые дети проживали в родительском доме. Изба состояла из объединенных в одно целое  жилых помещений и хозяйственных построек. Дом ставили фасадом к реке или улице, и обязательно строили баню. Характерные для поморской культуры заборы(йозы) из косо уложенных жердей встречаются только в Поморье.

 

 

Убранство большинства изб скромное, деревянные стол и лавки по стенам, русская печь, полочки для посуды (наблюдники), шкафы и сундучки, деревянная кровать… Какие-то предметы интерьера богатые поморы могли привести из Норвегии. В Красном углу на божнице обязательно икона покровителя мореходов св. Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы, и другие. Со святителем Николаем у поморов были особые отношения, считалось, что святому Николаю»милость наперед дана». В критических ситуациях они просили милости не Бога, а Николая Чудотворца. Часто штормящие моря, ледяной пронизывающий ветер, дожди и прочая непогода забрала жизни многих рыбаков и охотников. Не даром одна из русских пословиц гласит: «Ловцы рыбные — люди гиблые».

 

Поморская семья

post-965-0-72405400-1352405964Семьи поморов были по своему уникальны и коренным образом отличались от традиционной русской семьи. Когда мужья уходили на промысел женам приходилось самостоятельно вести большое хозяйство. На хрупкие женские плечи ложилась ответственность за детей, пропитание не маленького семейства, уход за скотиной, заготовка кормов и прочее. Поморы с раннего детства личным примером прививали детям любовь к труду, честности, самостоятельности в принятии решений, чувству собственного достоинства, уважению старшего поколения, женщин, сострадательности и гостеприимства.

 

 

Поморской жонке беспрекословно подчинялись стар и млад, дети с пеленок перенимали такую манеру поведения. Так из поколения в поколение передавались поморские традиции, обычаи и нормы поведения. Пьянство, мат и табак были запретны для поморов староверов, но и простой верующий помор не злоупотреблял спиртным. На протяжении веков их способность сохранить личностные качества в любых обстоятельствах, норма поведения могла служить примером для других народов. К большому сожалению все в прошлом, богатые традиции, обычаи, говор, моральные устои уступают место разрухе и пьянке. Поморы как коренной народ исчезают, перепись населения 2010 года выявила всего 3113 человек !

Связанные статьи

rybachka-iz-karelii.org

Ответы@Mail.Ru: Кто такие поморы?

Поморы — субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. Этноним произошёл от названия юго-западного побережья Белого моря — Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Великого Новгорода, откуда и происходило большинство поселенцев. Поморы частично ассимилировали автохтонное финно-угорское население.<br><br>Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого «Гренландия»), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI—XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири.<br>Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (почти все они проживают в Архангельской области). Однако, принимая во внимание, что большинство поморов не считают себя отдельным от русских народом, можно оценить их количество приблизительно в 1 млн. чел., проживающих преимущественно в Архангельской и Мурманской областях, в северной части Карелии и в Ненецком автономном округе.<br><br>

Люди, живущие у Белого моря.

Поморы-это мореходы с севера(русского),ходили в море.

жители русского севера, которые рыболовством занимались.<br>Ломоносов был из поморов.

Рыболовы севера.

Жители побережья Белого моря. Исторически сложилось так, что всегда оставались свободными, не знали крепостного права.

это мои предки по отцовской линии, несколько поколений живут у Белого моря

это люди живущие у белого моря эммммм

touch.otvet.mail.ru

Кто такие поморы - Коренные народы Карелии

 

Естественно желание рассказать на наших страницах об отдельных этно-локальных группах русских, проживающих в Карелии. Проблема в том, где найти автора, заинтересованного в публикации. И вот в конце 2010 года в издательстве «Verso» выпущен сборник очерков «Мое Поморье». Автор сборника –  журналист Татьяна Ильинична Титова. Она работает в районной газете «Беломорская трибуна» и пишет в своих очерках об истории старого Беломорска и современной жизни поморских сёл.  Татьяна Ильинична откликнулась на просьбу Национальной библиотеки.

С благодарностью представляем пользователям подготовленный ею материал.

Если вы всерьез задались вопросом, кто такие поморы, рекомендую начать с книг доктора исторических наук Татьяны Александровны Бернштам «Поморы: Формирование группы и система хозяйства» 1978 года издания  и «Русская народная культура Поморья в ХIХ - начале ХХ в.» 1983 года издания. А после того, как проштудируете эти монографии, приступайте к чтению «Словаря живого поморского языка» Ивана Дурова – если, конечно, сможете его достать. Словарь должен быть издан в этом году. Тираж, скорее всего, будет не таким большим, как хотелось бы. А иметь его в своей личной библиотеке мечтают очень и очень многие.

 

Упомянутое автором издание 1983 года включено в новое научное издание Т.А. Бернштам «Народная культура Поморья» из серии «Ломоносовская библиотека», увидевшее свет в 2008 году.

Ну, а пока вы только собираетесь в библиотеку, краткий ликбез на тему, а кто же такие поморы.

«Помор – житель Поморья, занимающийся преимущественно рыболовством, звероловством и мореплаванием.

Поморье – в обширном смысле – все побережье Северного океана и Белого моря от Норвежско-Финской границы до Архангельска и далее до Сибирской границы. В тесном смысле  –  часть морского побережья от г. Онеги до Кандалакшского залива.

Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши». (из «Словаря живого поморского языка»)

Продолжим далее.

Из книги доктора медицины Франца Ульриха «Кемский Уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях». Печатано по распоряжению Императорского Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге в 1877году, награждено от Общества серебряной медалью:

«Русские или Поморы (именно так, с большой буквы – авт.) физически хорошо развиты, высокого росту, красивы собою; это народ гостеприимный, словоохотливый, отличающийся вместе с тем смелостью, предприимчивостью и особой способностью к мореплаванию…»

Да, книг, посвященных поморам немало – от знаменитого «Года на Севере» С. Максимова до малоизвестных заметок в «Известиях Архангельского Общества изучения Русского Севера».

Уверена, что чем больше вы будете узнавать о поморах, тем больше будете гордиться этим народом, мужеству, стойкости, отваге которого мы обязаны освоению Русского Севера. Именно поморы первыми побывали на Новой Земле, ходили на Шпицберген.

А теперь о грустном. Несмотря на то, что Поморье сегодня разделено административно не только между районами Республики Карелия (Беломорским, Кемским, Лоухским), но и между Карелией, Архангельской и Мурманской областями, проблемы у коренного населения общие: уезжает молодежь из старинных сел, с трудом выживают рыболовецкие колхозы, остро стоит вопрос сохранения традиционных рыболовного и зверобойного промыслов. Об этом много говорится на съездах поморов (III межрегиональный съезд поморов Белого моря состоялся в сентябре 2010 года в Беломорске).

Но, возможно, именно экономические проблемы и вызвали в последние годы интерес к поморской тематике, возрождению культурных традиций народа. Не буду говорить о Поморье в целом. Остановлюсь на нашем, Беломорском районе. Казалось бы, вполне благополучные в экономическом отношении 70-е годы прошлого века. Работают предприятия, рыболовецкие колхозы рапортуют о перевыполнении планов, получают переходящие красные знамена, премии. Но… никто не обращает внимания на то, что повсеместно разрушаются добротные поморские дома, постепенно забываются местные традиции и обряды. Еще в середине 50-х в селах играли свадьбы «по-поморски», а спустя всего 20 лет молодой руководитель Поморского хора Виктор Васильев по крупицам собирает и воссоздает этот уже забытый обряд. Да что там! Те же песни, хороводы, ему приходится восстанавливать заново.

Переломные 90-е. О чем пишет районная газета? О невыплате зарплат, закрытии предприятий, безработице… и – о былом. Старожилы рассказывают о том, как ходили их отцы и деды на Мурманские промыслы, как вели торговлю с Норвегией, как праздновали Рождество и Крещение в Поморье, вспоминают храмы Сороки и Сумпосада.

Получается, экономические трудности «вернули» нам Поморье?

Музеи истории села действуют в селах Шуерецкое, Сумпосад и Нюхча. Концертную деятельность ведут старейшие в районе творческие коллективы Сумпосадская фольклорная группа и Поморский народный хор (при котором, кстати, имеется и детская группа). Секреты старинного шитья осваивают школьницы в музее-мастерской «Рукоделия Поморья», поморские традиции изучают подростки на Беломорской станции туризма и краеведения.

На вопрос «Что вы написали в графе «Национальность»? пожилой беломорчанин ответил: «Русский». «Как же так: и вы, и ваши родители родились и жили в Вирме, занимались морскими промыслами. Разве вы не помор?» «Помор, но ведь поморы – русские люди» – ответил он. В то же время юноша и девушка на мой вопрос ответили: записали себя поморами. Значит, не потеряна связь времен, а молодое поколение осознает свою причастность к поморскому краю, гордится своими предками.

И сегодня для многих жителей Беломорска и прибрежных сел рыбный промысел остается главным источником средств к существованию.

knk.karelia.ru

Русские поморы: культура, быт, история

Русские поморы: культура, быт, история

Беломорский район, который расположен на северо-востоке Республики Карелия, имеет многовековую историю, о которой практически никто даже не догадывается. Более 5 тысяч лет назад после схода ледников первыми, кто заселил Поморье, были саамы (по-шведски – финны). Предполагается, что именно их предки много тысяч лет назад оставили множество наскальных рисунков, описывающих историю их народа и бытовую жизнь каменного века на восточном берегу Онежского озера, на западном берегу Белого моря, на берегах реки Выг и на Кий-острове. На островах, расположенных вблизи Белого моря, сохранились даже их ритуальные каменные лабиринты.

Первые славяне, которые проживали в Новгороде, а также в других северо-восточных княжествах, впервые появились на беломорских островах в IX веке. Уже начиная с XIV века в различных письменных источниках начинают упоминаться первые постоянные русские поселения у Белого моря, после чего край прозвали «Поморье».

Со временем на Поморье начала формироваться особая группа русскоязычного населения, и в отличие от своих соотечественников, которые населяли территории центральной России, они фактически не промышляли земледелием, а основным их занятием становилось морское промысловое хозяйство. Помор – так называли жителей Поморья с XVI века, и они обитали не только около Белого моря, но и возле Баренцева моря. Современные же поморцы населяют территорию прибрежных районов современных Мурманской и Архангельской областей.

Продвигаясь с каждым годом на новые незнакомые земли, поморцы устанавливали погосты – небольшие города с гарнизоном. Погост, как правило, становился административным городом, а вокруг него возникали множество мелких деревень, приходные церкви и даже кладбища. Русские поморы: культура, быт, история Находясь под защитой укрепленного поселения, поморы, в силу своей приближенности к морю, также строили ладейный флот.

Кто такие Поморы?

В различных журнальных статьях или даже в научных работах очень подробно описаны практически все народы Древней Руси – казахи, великороссы, малороссы, русины, белорусы… Но о таком древнем и даже героическом этносе, как поморы, почему-то мало кто говорит, хотя этот народ делал и до сих пор делает очень многое для русского государства.

Какова роль поморов в Русском государстве? Среди великих исторических личностей, поморами были М. Ломоносов (ученый), Ф. Шубин (скульптор), Хабаров, Ермак, А.А. Баранов (бессменный управитель Аляски), Атласов, Стадухин, Дежнёв и многие другие землепроходцы, которые за много лет до казаков прошли весь Урал и освоили никем не виденные Сибирские земли, а чуть позже Дальний Восток и Аляску.

Знаменитый ряд важных исторических русских личностей из поморов пополняют также такие люди, как Стефан Пермский (один из ближайших сподвижников Сергия Радонежского, который предлагал объединить Русь) и Иоанн Кронштадский.

Интересный факт: современный город Ситка, который находится в штате Аляска, ранее носил название Новоархангельск.

Какую территорию охватывали поморы?

Чтобы не удаваться в подробный отчет обо всех городах, реках и озерах, которые населяли поморы, лучше обозначить ряд территориально-административных образований.  Русские поморы: культура, быт, история Вся территория Поморья – это бывшие Архангелогодская, Вологодская и Олонецкая губернии, а также Пермь и Вятка. Если взглянуть на современную карту Российской Федерации, то на том месте сейчас находятся современный Архангельск, Мурманск, Пермь, Вятка, Вологодск и часть Ленинградовской области, а также часть Коми и Карелии.

Почему появились поморы?

Причина возникновения нового этноса – принятие христианства на Руси в 988 году. На Поморье в то время отправлялись русичи, которые отказывались принимать новую веру. Вплоть до начала XIX века на Поморье исповедовали дохристианскую веру, а после раскола Православной церкви в XVII веке сюда также начали прибывать те, кто не принимал нововведений Никона.

В Поморье также существовало мощное старообрядческое движение. В связи длительного сопротивления Соловецкой обители и царскими войсками, была создана Древнерусская Поморская Православная церковь. Также, благодаря своему территориальному расположению, поморы никогда не знали татарского ига и крепостного права, поэтому были весьма свободолюбивы и самостоятельны. Об этих двух чертах говорили многие факты: царские чиновники всегда обращались к поморам лишь по имени и отчеству, а в остальных русских краях к простолюдинам обращались лишь по прозвищу.

В этническом плане поморы появились в результате сформированных местных угро-финских племен и новгородцев (в прошлом словен ильменцев). Русские поморы: культура, быт, история В итоге образовался новый язык – язык поморов, поморский, который очень отличался от обычного в те времена русского языка. Большую часть слов поморцы взяли из норвежского языка, так как в то время они частично проживали в северной Норвегии, после чего их язык стал называться Русьнорг (70% языка составляли поморские слова, а остальные 30% были позаимствованы из норвежского). В 1917 году большевики запретили употреблять Русьнорг.

Культура поморов

Поморы были известны всему миру как «покорители морей», искусные судостроители, удачливые промысловики. Даже сами поморы всегда повторяли: «Наше поле – море». В погоне за отличным уловом они отправлялись на собственных суднах к берегам Нормегии, достигали Мурман, Новую землю и постоянно останавливались на островах в Белом, Карском и Баренцевом морях. Благодаря своему делу они на много шагов вперед развили судостроение и сыграли не последнюю роль в освоении северных морских путей.

Все свои уловы и товары поморы продавали на рынках Москвы, Новгорода, а также в торговых городах Норвегии и Швеции. Самые популярные поморские товары – это рыба, соль, ценные моржовые клыки, слюд и многое другое.

То, что поморы жили вблизи морей, и и то, что вся их жизнь зависела именно от моря и от их мастерства справляться с её «непослушным характером», отложило свой огромный след в их быту и традициях. Одежда, календарь, постройки, работа, промышленность, обычаи, обряды, речь – все имело свои особенности. В этих краях даже сложился особый психологический тип человека, который привык к суровым климатическим условиям, и к изменчивому нраву моря. Многие путешественники и исследователи отмечали смелость, креативность мышления, предприимчивость и свободолюбие поморов.

Русские поморы: культура, быт, история

Жизнь поморов и их дома

У обыкновенного крестьянина-помора был обычный дом-двор. В таком доме его жилая часть обычно была довольно маленькой (одна большая просторная комната, в которой находилась печка и проход на кухню). Ели, спали и принимали гостей именно в этой комнате. Спальное место поморов – это широкая скамейка, которая располагалась по всему периметру стены комнаты. Очень редко спали на печке, когда не было отопительного сезона. Изба называлась курная или же черная потому, что когда топили печь, то дым поднимался под высокий потолок, а после опускался на полки-вороницы, которые шли по периметру всего дома, и лишь после он вытягивался сквозь резной дымарь, который был на крыше. Окна дома были очень узкими для того, чтобы не проникал внутрь лишний холодный воздух и влага. Вместо стекла в окно вставляли куски прозрачного льда, и когда он подтаивал, то образовывал очень крепкое соединение с бревнами дома.

Вторая часть дома, как правило, принадлежала скоту и имела два этажа. На первом этаже был хлев, а на втором хранили сено, хозяйственный инвентарь, иногда пряли пряжу, мололи зерно или же шили одежду. Во входной двери всегда был прорез для кошки, чтобы та могла беспрепятственно выходить и ловить мышей.

Быт поморов. Промыслы

Основные промыслы, которыми занимались поморы, было звериная и рыболовная промышленность. Русские поморы: культура, быт, история Благодаря рыбе и морским продуктам кормилось практически все Приморье. Основной документ, который защищал права собственников и владельцев зверобойных и рыболовных промыслов был «Судебник», который был написан в 1589 году «морскими» судьями двинских волостей Поморья. В отличие от Российского Судебника 1550 года, этот документ не содержал в себе норм крепостного права и был ориентирован на простых промышленников и крестьян. Особенность промысла Приморья позволяла её жителям использовать местный ландшафт фактически без изменений.

Поморье, Россия. Самобытный Север.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru