Великое стояние на Угре. Как это было? Великое стояние на угре


Под Калугой реконструировали Великое стояние на Угре

СЕЛО ДВОРЦЫ (КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ), 14 июл – РИА Новости. Реконструкция Великого стояния на реке Угре 1480 года, в результате чего Русь получила независимость от Ордынского ига, стала центральным событием Дней Москвы в Калужской области.

Река Угра. Архивное фотоПод Калугой события 1480 года на реке Угре отметят реконструкциейСтояние на Угре в 1480 году стало окончанием на Руси татаро-монгольского ига. С 8 октября по 11 ноября 1480 года ордынцы пытались переправиться через реку, но в итоге оставили свои попытки, столкнувшись с сопротивлением русской артиллерии.

Празднование началось с молитвенного пения с участием митрополита Калужского и Боровского Климента во Владимирском скиту, на территории, которая в 1480 году была занята войсками, участвовавшими в Стоянии.

"Сегодня мы отмечаем очередную годовщину Стояния на реке Угре, вспоминаем 1480 год. Именно здесь решалось будущее нашей русской державы, будущее нашей русской земли, нашего русского народа, потому что враг двигался для того, чтобы поставить окончательную точку в противостоянии Москвы, русских людей, православной церкви не только с Ордой — и польский король Сигизмунд желал скорее покончить с Русью, с православием", — сказал митрополит Климент, обращаясь к собравшимся после завершения молебна.

Главным событием празднования стала реконструкция событий 1480 года, в которой приняли участие около 300 реконструкторов из Калуги, Москвы, Подмосковья, Орла, Санкт-Петербурга, Тулы, Татарстана и Башкортостана.

Реконструкция стояния на реке Угре в Калужской области. 14 июля 2018

По словам директора Объединённого музея-заповедника Калужской области Виталия Бессонова, занимавшегося организацией военно-исторического фестиваля "Великое стояние на реке Угре", мероприятие стало уже традиционным, и реконструкторы со всей России, занимающиеся средневековьем, инициативно предлагают свое участие.

"Все это здесь сегодня для того, чтобы те, кто приехал на поле, погрузились в атмосферу 15 века и стали соучастниками этого процесса", — сказал Бессонов.

Река УграФонд православных народов поддержал идею отмечать годовщину стояния на УгреПо его словам, костюмы создаются специально для фестиваля.

"Костюмы – это всё, что делается самими реконструкторами. Особенность их заключается в том, что каждый человек индивидуально под себя воссоздаёт определенный персонаж, определенный образ, и этот образ потом реконструирует и преподносит на публику. Чем точнее, чем детальнее человек погружается в эпоху, тем интереснее тот образ, который он воссоздаёт. И таких специализированных реконструкторов сегодня здесь достаточно много", — пояснил директор объединенного музея.

Реконструктор Алексей из московского клуба военно-исторической реконструкции "Русская крепость" в Калужской области не впервые. На фестивале он представляет русское войско. По его словам, костюмы все делали сами.

"Ориентируемся на различные источники. Например, аналог этого пояса был найден в Новгороде, вот этот элемент доспеха называется "Лодочка", он был распространён с 10 по 16 век. Мы шьём, мы изучаем разные источники – это зимой, а летом разъезжаем по различным фестивалям", — говорит Алексей.

По словам Бессонова, у реконструкции есть сценарий, но действие на поле "разворачивает сама жизнь".

Репродукция миниатюры "Стояние на Угре"

Жизнь на поле

"Реконструкция — это не срежиссированная система. Есть определенный сценарий, но разворачивается сама жизнь на поле, и в этом прелесть реконструкции, мы не можем предсказать, как повернется сражение, как это будет происходить. Мы понимаем какие-то этапы, но непосредственно на поле всё происходит в режиме жизни", — сказал Бессонов, назвав это особенностью, которая отличает срежисированные массовые мероприятия от военно-исторического фестиваля.

Действие реконструкции разворачивалось на двух флангах: ордынском и русском с участием конницы, артиллерии (благодаря которой русская армия смогла одолеть ордынцев). "Гвоздем программы" в этом году стала средневековая ладья, на которой по сценарию приезжали персидские купцы, а затем сплавлялась русская рать.

Вечером, по словам реконструктора Алексея, состоится ещё одно сражение — уже без массового зрителя, где сражение будет идти на незатонченном оружии.

"Для нас это уже стало видом спорта – исторический средневековый бой", — говорит Алексей.

По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, жители региона должны гордиться великим прошлым региона, на территории которого неоднократно решалась судьба государства.

"Но какова же наша с вами миссия, идеи, которые живут сегодня на этой священной земле? Я думаю, что это два предназначения, которые мы должны свято выполнять", — сказал Артамонов, выступая перед началом реконструкции.

По его словам, во-первых, необходимо помнить о тех великих подвигах, которые совершали все, кто сражались здесь за свободу и независимость. Во-вторых, по словам Артамонова, нужно соответствовать их подвигу, "чтобы никто не мог сказать, что кто-либо напрасно проливал кровь, напрасно терпел все эти тяготы и лишения во время осуществления ими их ратного подвига и во время становления и развития нашего российского государства".

Продолжится празднование в Калуге возложением цветов к памятнику Ивану III, который был открыт в ноябре прошлого года при участии министра культуры РФ Владимира Мединского.

Завершится день праздничным концертом с участием звёзд.

ria.ru

Великое стояние на Угре (1480) - Российская Империя

Резкое сокращение времени, интенсивности, силы походов ханов на Россию в XV в., завершение их в большинстве случаев уходом без взятия Москвы, Кремля и без решительного боя объяснялись не только изменением соотношения военных потенциалов Руси и Орды, но и сменой военной техники, появлением огнестрельного оружия с конца XIV - в начале XV в. в русских войсках и отсутствия его у татар, а также изменением военно-тактических представлений о ведении войны в целом.

Наивные военные представления XI - XII вв. и начала XIII в., когда все военные усилия обеих сторон концентрировались на организации и проведении одного, обязательно решающего военного столкновения (битвы, сражения), собиравшего абсолютно все наличные военные силы противников, и когда не думали о тылах, особенно дальних, оставляя столицу, страну, ее внутренние районы без всякого военного прикрытия, к исходу XV в. давно отошли в прошлое.<...> В военном деле, которое стояло в период всего средневековья на первом месте у всех стран по своему государственному значению, расходам и по темпам развития (военно-технического прогресса), - все эти изменения в общественной психологии и менталитете привели к возникновению новой стратегии вооруженной борьбы.Было осознано значение тылов. И привычка оставлять их беззащитными стала использоваться и жестоко наказываться противником. Возникли также понятия двух тылов, понятие охвата противника (с флангов, фронта и тыла) одновременно.Понятие обеспечения безопасности, осторожности, скрытого накапливания сил, всемерной сдержанности накануне решающих сражений сьали в XV в. оцениваться как важнейшие профессиональные качества полководцев, а не так примитивно, как в XI-XII вв., когда их считали простым проявлением трусости или недостойными военоначальников низкими приемами обмана.Все эти новшества военной мысли новой эпохи - XV столетия - нашли свое отражение в русско-ордынских военных столкновениях XV в.Последние великие сражения XIV в.: Куликовская битва 1380 г. и особенно разорение и захват Кремля Тохтамышем в 1382 г. были тяжелыми, но полезными уроками, которые помогли московскому военному руководству расстаться с реликтами средневековой отсталости в военном деле.С 1389 г. на Руси впервые появляется огнестрельное оружие, зарождается артиллерия как особый род войск. Но главное - меняются военные замыслы и доктрины.Реально это проявляется в последнем военном конфликте Московского государства и Орды - в походе хана Ахмата к пограничной р. Оке и к странному для современников и историков результату этого похода - к т.н. стоянию на Угре двух армий противников, а затем к одновременному, взаимному, почти паническому отходу обеих противных сторон от границы в глубь своих территорий без всякой попытки решить спор "решающим сражением".Ниже приводится анализ и разгадка этого военно-политического феномена, положившего конец существованию Ордынского государства и началу внешнеполитически независимого развития Московской Руси.

Ход военных действий

1. Татарское войско хана Большой Орды Ахмата прошло по водоразделу верховьев Дона и Оки через вассальные от Литвы т.н. верховские княжества восточнее линии Новосиль - Мценск - Любутск к русской границе, т.е. к руслу р.Оки между Калугой и Алексиным, где тогда стоял г.Любутск. Но перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно - Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Противоположный русский берег был к тому же возвышен.Вследствие этого конница Ахмата пошла по южному берегу Оки к верховьям реки, туда, где в Оку впадала Угра и где был хороший брод, точнее, два брода - в 2,5 и в 4,5 км выше устья р.Угры.2. Однако по поводу места, где встретились по обеим сторонам Угры русское и татарское войска, мнения военных историков расходятся:

Н.С.Голицын - между Юхновым и Калугой;А.Н.Пресняков - в районе Юхнова, под Опаковым городищем;Д.И.Малинин - под Опаковым, т.е. в 10 верстах от Юхнова, выше по Угре;П.Орловский - при устье р.Вори, село Городец или Дмитровец;В.Е.Маслов - у Опакова и Дмитровца, в устье р.Вори;П.П.Семенов - на правом берегу р.Угры при слиянии ее с Окой;К.В.Базилевич - при впадении в Оку р.Угры, неподалеку от Калуги;

3. На участке между Юхновым (следует иметь в виду, что первые упоминания Юхнова относятся к XVI в.) и Калугой на р.Угре было свыше 10 бродов, но ни один из них не был удобен для переправы больших масс конницы, т.к. спуски к бродам были очень круты, а сами броды, имея глубину до 1 м, были, тем не менее, очень узки, так что конница должна была бы проходить по ним гуськом, что не только заняло бы большое время, но и, главное, разбило бы, уничтожило брод.4. Но возле устья р.Угры имелся т.н. "перелаз", место глубокое, но удобное для переправы по другим показателям: низкий песчаный берег и суженое русло реки в этом месте. Достаточно было поставить поперек русла широкую баржу и сделать по ней дощатый настил, чтобы образовался удобный переход на противоположный берег.5. Таким образом, указанное историческое событие (стояние на р.Угре) происходило в районе пятикилометрового участка р.Угры вверх от устья ее до впадения в нее р.Росвянки.6. Сражение на переправе через Угру началось 8 октября 1480 г. в 13.00, окончилось 12 октября 1480 г.Ордынцам не удалось переправиться через реку из-за артогня русскихю Они отступили на две версты от р.Угры и встали в Лузе.7. Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск (Мценск), Серенск, Козельск (всего 12 городов). Не удалась и попытка Ахматхана форсировать р.Угру в районе опакова городища. Она также была отбита.8. В результате Ахмат предложил переговоры, на которые Иван III согласился, и послал к Ахмату посольство с подарками (посла Товаркова Ивана Федоровича - сына боярского, а не князя или боярина). Но Ахмат не принял подарки, а потребовал уплаты дани, которую Иван III не платил уже 7 лет. Но на такие уступки Иван III идти не собирался, и переговоры зашли в тупик.9. Архиеписком Вассиан требовал от Ивана III решительных действий (15-20 октября 1480г.). Но активные наступательные действия не отвечали обстановке, и Иван III тянул время. Дело в том, что у Орды и Литвы была договоренность о военной помощи против Москвы. Ахмат, подойдя подойдя к русской границе, ждал войско союзника - Казимира IV. Но эта помощь не состоялась - Казимир IV был отвлечен нападением Менгли-Гирея на Подолию. Союз Крыма и Москвы оказался прочнее и реальнее.10. Наконец, имело значение и то, что по Кременцом с 15-20 октября находился стратегический резерв Ивана III: войска Андрея Большого и Бориса Васильевича.11. Вкоре появился и 4-й фактор - начавшиеся после 20 октября морозы.12. И пятое - Иван III послал в Большую Орду по Волге - войско - для разорения оставленной беззащитной ханской столицы. Нанесение удара по объектам глубокого тыла и было основной новейшей военно-тактической уловкой, заставшей татар врасплох. (Отметим, что для реализации этого новшества требовалось изменение соотношения сил Руси и Орды: Ахмат пришел на Русь, собрав все свои возможные силы, оголив тылы. С другой стороны, Иван III имел возможность ему противостоять, сохранив резерв и снарядив достаточно крупный волжский поход. Прим. Шишкина С.П.) Получив известие из Орды, что к столице движутся русские отряды, а также испытывая недостаток продовольствия, Ахмат начал отводить свои войска в конце октября - первых числах ноября. С конца октября наступила реальная зима. Начался ледостав.13. И 28 октября Иван III решил отводить войска к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы переплывут реку.14. Таким образом, в конце октября - начале ноября обе противостоящие армии - русская и татарская - по разным причинам решили избежать столкновения и вернуться на свои зимние базы.Для тех же, кто наблюдал со стороны, как обе армии, примерно в одно и то же время (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощенное, примитивное объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять бой.Фактически отступление войск Ивана III диктовалось тем, что в военном столкновении с Ордой уже не было ни военной, ни политической необходимости - Орда дышала на ладан, ее дни как государства были сочтены. И московские политики и военачальники были об этом достаточно хорошо информированы.Отступление же Ахмата, отказ именно татарского войска, пришедшего наказать Московского князя, от осуществления этого наказания, являлось лучшим подтверждением упадка Орды, утраты ею своей прежней силы, добровольным отказом удерживать Русь в вассальной зависимости.

 

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.В.В.Похлебкина "Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг." (М. "Международные отношения" 2000 г.).

www.rusempire.ru

Павел Рыженко. Диорама «Великое Стояние на Угре»

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: "Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя".

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

Текст частично взят с сайта «Свято-Тихонова пустынь», автор фотографий Георгий Башкин.

raven-yellow.livejournal.com

Великое стояние на Угре. Как это было? | Культура

В чём же значимость этого события, почему оно «Великое», и действительно ли это было просто «стояние»? Давайте разберёмся.

Ровно за сто лет до этого произошла знаменитая Куликовская битва, которую считают самой значимой в борьбе с татаро-монгольским игом. На самом деле, эта битва, хоть и была победоносной, не освободила Русь от вассальной зависимости от Золотой орды. Но за эти сто лет страна настолько окрепла экономически и духовно, что смогла довести дело до конца. Эту миссию выполнил великий князь Московский Иван III (Иван Великий, сын Василия II Тёмного).

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 годИван III действовал последовательно и решительно, что говорит о его незаурядных политических качествах. В 1476 году он прекратил уплату дани Золотой орде, а затем и отказался признать зависимость от неё Руси. Естественно, ответной реакции ждать долго не пришлось: хан Ахмат заключил союз с польско-литовским королём Казимиром IV о совместном походе на Москву. Иван III тоже ищет союзников, но внутри Руси по-прежнему царит феодальная борьба, и он заключает союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который обещает выступить против Казимира IV.

В окружении самого Ивана III тоже нет единогласия. Часть Московской знати была за объединение для борьбы с Ордой, другая — за отказ от борьбы. А ханские толпы уже подошли к Угре и остановились у Воротынска.

Иван III направляет свои основные силы под командованием Ивана Молодого (своего сына) и Андрея Меньшого (брата князя) к Калуге на берег реки Угры, где 8 октября 1480 года они отразили попытку хана Ахмата форсировать реку с ходу. Узкая Угра не представляла сильного естественного препятствия для противника, поэтому из тактических требований было бы неразумно держать все силы в одном месте у реки, чтобы не получить угрозу атаки с фланга или окружения. Русские войска расставляют заставы практически на всех возможных переправах через реку.

Миниатюра летописного свода. XVI век.Сам же великий князь располагался в городе Кременце, между Медынью и Боровском, примерно в 50 километрах позади русских полков (сейчас — село Кременское Калужской области). Такой выбор для своей ставки говорит вовсе не о нежелании великого князя самому принимать участие в возможной битве, тем более не о его трусости, наоборот, таким решением Иван III решал две задачи. Он предоставил возможность своим полководцам действовать без оглядки на князя, исходя из обстановки, то есть, понимая, что они в военном деле искуснее его, дал им свободу действий; с другой стороны, расположение Ивана в Кременце прикрывало основные силы русского войска со стороны Литвы и давало возможность для маневрирования в случае переправы Ахмат-хата через Угру. Это было блестящим стратегическим ходом.

Находясь в Кременце, Иван III не сидит без дела, а активно занимается дипломатией. Ему вовсе не хочется вступать с ханом Ахматом в большое сражение, он хочет победы, но малой кровью. Иван III посылает к Ахмат-хану посла с дарами, хан не принимает подарки и требует, чтобы к нему явился сам Иван и посылает для переговоров своего гонца, который вернулся к хану ни с чем. Обмен бесполезными условиями и послами помогал Ивану выиграть время, да и мелкие стычки на возможных переправах вдоль Угры на время переговоров прекратились. Иван III полностью владел ситуацией.

Монумент в честь Великого стояния на Угре. Калужская обл.Однако 26 октября река покрылась льдом. Теперь войска хана могли переправиться через Угру в любом месте, а русские войска, защищавшие броды, были растянуты на десятки вёрст и не смогли бы оказать серьёзного сопротивления ханским ордам. Но в это время получено известие о приближении удельных князей с полками. Иван III, не зная истинных намерений своих мятежных братьев и не доверяя им полностью, вызывает к себе с Угры сына Ивана и брата Андрея с верными полками. Между родственниками начинаются переговоры, в которых великий князь идёт на некоторые уступки своим братьям, но добивается в итоге очевидных политических выгод и укрепляет свою власть как великого князя.

Узнав о воссоединении русских полков и не имея никаких известий от Казимира, который отбивался от Крымского хана, Ахмат не решается перейти Угру по льду, а отводит свои войска на юг. По сведениям летописцев, произошло это в период с 6 по 10 ноября. И чем сильнее крепчали русские морозы, тем быстрее было бегство хана в свои зимние кочевья. Только сын Ахмата, Муртоза (будущий хан), решил не бросать богатую добычу и предпринял набег на русские земли в районе Алексина. Видя в этом набеге опасность и для Москвы, Иван III немедленно посылает войска к Алексину. Узнав об этом от пленников, Муртоза, не дожидаясь столкновений, бежит в степь, соединяется с остальной Ордой. Русские полки ожидают нападения, но Ахмат-хан так и не решается вторгнуться в московские пределы.

Таким образом Великое стояние на Угре решило две основные проблемы крепнущего русского государства — избавило его от ненавистного иноземного ига и практически прекратило феодальную смуту.

shkolazhizni.ru

Великое Стояние на Угре

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа. Гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста». (Православие и мир)

 

rosgeroika.ru

Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре»

Много радостных и скорбных событий пережила матушка Русь за более чем тысячелетнюю историю. Познать все не хватит ни времени, ни сил. Но есть значимые события, о которых должен знать каждый россиянин. В их числе «Великое Стояние на Угре 1480 года». Это эпохальная точка, поставленная в 260-летнем монголо-татарском иге.

В 1380 году великий московский князь Дмитрий Донской при духовной поддержке преподобного Сергия Радонежского мужественно сразился с войсками хана Мамая за освобождение Руси. Однако сражение на Куликовом поле не принесло окончательной победы. Еще 100 лет Отечество находилось в зависимости от Золотой орды.

В 1472 году московский князь Иван III перестал платить дань золотоордынскому хану Ахмату. Разгневанный дерзостью и непокорством «русского улуса», Ахмат собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества. Иван III при духовной поддержке Митрополита Московского и Всея Руси Геронтия и архиепископа Ростовского Вассиана решил противостать Большой Орде. Началась военная кампания, вошедшая в историю под названием «Угорщина» или «Великое Стояние на Угре».

Согласно летописным источникам генеральное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками началось в час дня 8 октября 1480 года и беспрерывно продолжалось до 11 октября. По мнению некоторых историков, ожесточенные бои проходили на берегах Угры в районе Залидовых лугов, недалеко от Свято-Тихоновой пустыни, где имелись три водных брода. Татарская армия пыталась преодолеть водный рубеж в трех направлениях. Однако русская артиллерия не давала ордынской коннице перейти реку. В оборонительных боях русские воеводы впервые использовали новейшие для той эпохи вооружения: пищали (ручницы) и тюфяки (короткоствольные пушки с коническим стволом и большой поражающей способностью). Применение огнестрельного оружия сыграло решающую роль во время сражения и создало значительное превосходство над противником.

С 20 октября 1480 г. начались сильнейшие морозы. Угра покрылась твердым льдом. 28 октября русские полки начали поспешно отходить к Боровску на новое место дислокации для защиты дороги на Москву. Великий князь и его окружение полагали, что враг по замёрзшей реке свободно переправится на другой берег и новое сражение неизбежно. И здесь случилось событие, объяснить которое можно только Божественным вмешательством. Ахмат расценил отход русских войск как очередную тактическую хитрость и в начале ноября дал приказ отступить на зимние базы. Ордынское воинство «страхом гонимое» бежало «безвозвратным путем» и навсегда покинула Русь. По возвращении в Орду Ахмат был убит в своей кочевой ставке. С его гибелью завершилось монголо-татарское иго на Руси. Российское государство получило внешнеполитическую независимость.

В самом начале военной кампании митрополит Геронтий благословил перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери «Владимирская». Многие важные переломные события в жизни Российского государства происходили под покровом Пресвятой Богородицы. На протяжении всего времени «Великого Стояния» в Успенском соборе, построенном за год до событий на Угре, непрестанно совершались молебны. Русский народ со слезами, сердечным умилением, с глубоким религиозным воодушевлением просил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Отечество.

Во время угорских событий в безлюдных лесах в трех километрах от Угры подвизался в основанной им обители преподобный Тихон Калужский (+1492). Братия монастыря принимала непосредственное участие в борьбе с ордынцами. Монахи горячо и неустанно молились о победе русского войска, посещали лагерь, укрепляли дух воинов, исповедовали и причащали их перед боем, оказывали помощь раненным, отпевали погибших, оказывали посильную материальную помощь. После чудесной победы над Ахматом и освобождения Руси от монголо-татарского ига Преподобный Тихон с братией возносили благодарственные сердечные молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице.

Спустя пять веков новая братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская».

В апреле 2007 года на берегу реки Угры на месте Великого Стояния установлен Поклонный Крест с семью иконами Божией Матери и землей с Куликова поля в основании. К августу 2011 года в скиту был построен и освящен храм с двумя пределами: нижний престол освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний – в честь иконы Божией Матери «Владимирская». 

За два года, с 2012 по 2014, во Владимирском скиту монастырем был выстроен музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» с живописной диорамой. Авторы проекта храма и музейного комплекса - ООО "Творческая мастерская архитектора О. Гридасова". Автор и создатель живописной диорамы – заслуженный художник РФ, уроженец Калуги Павел Викторович Рыженко (1970-2014). Длина холста 23,6 м, высота 6,7 м. На полотне насчитывается более 150 персонажей. На первом плане показан лагерь русского ополчения. Войско готовится к бою. На диораме видны пушки, ядра, раненые, пленные, воины, иконы, свет от лампадок, монахи и дети, слышится цокот копыт, удары молота о наковальню в кузнице, выстрелы, церковные песнопения, показан крестный ход с образом Пресвятой Богородицы «Владимирская». Благословление Преподобного Тихона предопределяет победу русского воинства в этой военной кампании.

Музейный комплекс «Великое Стояние на Угре» является достопримечательностью Калужского края и местом ратной славы нашего Отечества. Посетители познают историю, узнают об участии Православной Церкви в создании Российского государства, о мужестве, самопожертвовании и жертвенном подвиге наших предков в трудные для Руси времена. Здесь совершается таинственное влияние на душу человека, возникает понимание того, что Благо и Слава Отечества – есть высший смысл жизни человека. Как и в былые времена русский человек способен совершать великие подвиги, не жалея ничего, даже своей жизни ради величия, могущества и мирного будущего России. Но все это возможно только веруя в Бога, и уповая на заступничество Пресвятой Богородицы. 

Заслуженный писатель России Владимир Николаевич Крупин, посетивший это достопримечательное место еще в 2011 году,  под впечатлением увиденного написал литературное произведение  "Тихоновское Стояние". Текст опубликован в журнале "Русский Дом" в 2013 году (№№ 9-11). http://www.russdom.ru/node/7066     http://www.russdom.ru/node/7130       http://www.russdom.ru/node/7264

 

diorama-ugra.ru

Видео

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова Пустынь

Материалы подготовлены ТРК "Спас"

2016 год

Воспоминания. К 10 - летию восстановления монастыря Свято-Тихоновой Пустыни. 2003 год

Военно-историческая реконструкция "Великое стояние на Угре 1480 г." собрала всех в Дзержинском районе

Зал Павла Рыженко открылся в музейном комплексе "Великое стояние на Угре"

16 июля 2017 года исполнилось 3 года со дня смерти заслуженного художника РФ, создателя диорамы "Великое стояние на р.Угре" Павла Рыженко. Вспомнить друга, любимого сына во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни собрались родственники Павла, коллеги, почитатели таланта. ТРК «Ника». 

Во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни открыт памятник Ивану III

ТРК "Ника". 8 июля 2017г.

В Калужской области состоялась масштабная военно-историческая реконструкция «Великое Стояние на реке Угре 1480 года»

Русские войска вновь отстояли независимость государства. Праздник на берегу Угры проходил в течение двух дней 1 и 2 июля и включил много мероприятий: молебен во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни, посещение диорамы «Великое стояние на Угре», реконструкции, ярмарки, концерты, мастер-классы. ТРК «Ника». 3 июля 2017г. 

Иван Охлобыстин: «Исходная точка зарождения русской государственности находится на Угре»

Известный актер, режиссер, сценарист и писатель Иван Охлобыстин привез в Калугу моноспектакль "Книга тайн". Перед выступлением Иван Охлобыстин посетил мужской монастырь Свято-Тихонова пустынь, узнал об истории обители, поклонился мощам преподобного Тихона Калужского. Заинтересовал гостя музейный комплекс «Великое стояние на реке Угре», который находится на территории Владимирского скита. Диорама художника Павла Рыженко произвела на актера большое впечатление, как и само событие 1480 года. ТРК "Ника". 15 июня 2017г.

Первый в России памятник Иоанну III установлен в Калужской области

Сильный князь независимого государства Иоанн III - правитель, который в 1480 году положил начало свободной России, теперь приветствует посетителей музейного комплекса «Великое стояние на реке Угре». ТРК "Ника". 12.06.2017г

Памятник Ивану III создают лучшие скульпторы Санкт-Петербурга

Создание памятника Великому князю Ивану III завершается. Уже в конце мая его доставят из Санкт-Петербурга в Калужскую область, во Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни, где он будет установлен. За работой лучших скульпторов северной столицы следят архитекторы монастыря и журналисты ТРК «Ника». Апрель 2017г.

Всероссийская научная конференция "Великое стояние на Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты"

Сильнейшие историки России, известные профессора, доктора наук собрались в Калуге, чтобы обсудить историческую значимость Великого стояния на Угре. Двухдневная Всероссийская с международным участием научная конференция завершилась знакомством с музейным комплексом-диорамой «Великое стояние на Угре» во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни. ТРК «Ника». Апрель 2017г.

diorama-ugra.ru