Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 2

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 5

Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: flag in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 28

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 39

Notice: Undefined variable: adsense6 in /var/www/www-root/data/www/ppt-history.ru/index.php on line 40
Колыбельные древней руси. Настоящие колыбельные, пришедшие к нам из глубины веков

Русские народные колыбельные песни. Колыбельные древней руси


Колыбельная песня — Славянская культура

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. 

Колыбельная песня

В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания - колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).

Колыбель - зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.

Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.

Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.

Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."

Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.

Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.

Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка - «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

колыбельная песня фольклор

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?

В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби - гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме - Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.

А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.

Вырастешь большой, Недосуг будет спать, Надо работу работать, Пахать, боронить, В лес по ягоды бродить, По коровушку ходить.

А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".

Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

Таким образом, народные колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла: Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?» «Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!»

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Дремлют стрелки на часах, Сны по крышам ходят. Гаснут лампочки в домах, Вечер спать уходит. Хочет вечер отдохнуть, Подремать немножко. Ну и нам пора уснуть, Ночь глядит в окошко. Шелестят по мостовой Тихо-тихо шины. В гаражи к себе домой Едут спать машины. За витриной прилегли Мягкие игрушки, А к малышке забрели Сказки под подушки. Баю-бай, баю-бай Спи, малышка, засыпай...

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: "Баю-бай!" Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее, Глазки закрывай! Баю-бай! В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчаться на коне. Со слоненком подружиться И поймать перо жар-птицы Глазки закрывай! Баю-бай! Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи!" Глазки закрывай! Баю-бай!

БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ

Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Унесёт во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Мою детку не буди.

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!

Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! Сладко мой птенчик живет: Нет ни тревог, ни забот, Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш! Пусть бы так было все дни! Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

Литература

1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1--4; 2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898; 3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916: 4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928; 5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14; 6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI--VII. 

Похожие статьи:

Музыка → Сергей Калугин – Nigredo (1994)

Праздники → В глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль

Музыка → Русский духовный стих

Музыка → Музыкальный эпос русского севера

Музыка → Октай (Тува) – Старообрядческий духовный стих

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Настоящие русские колыбельные песни, как их пели

История колыбельных песен насчитывает не одно тысячелетие. Задолго до принятия на Руси христианства матери пели своим детям песни, укладывая их спать. Но в те незапамятные времена они вкладывали гораздо большее значение в такое времяпрепровождение, нежели сейчас. Попробуем разобраться, что же такое настоящие русские колыбельные, как их пели и есть ли они сегодня.

Настоящие колыбельные для малышей

Колыбельная песня всегда представляла собой особый пласт культуры и фольклора народа. Она выполняла важную воспитательную функцию. Посредством колыбельных ребенку сообщались знания об этом мире, о Вселенной, о жизни народа и его будущей судьбе. Из слов и песенных образов складывались картины быта.

 

Зыбаю, зыбаю…

Ушел отец за рыбою,Мать ушла пеленки мыть,Дедушка – дрова рубить.Брат ушел царю служить,Он ушел молодой,А вернется с бородой.

Малыш усваивал, каким он должен стать. Ему внушалось, что главное – семья. Он получал необходимую силу и знания, чтобы в будущем встретить свою половинку и создать теплый семейный очаг, наполненный любовью.

Поэтому первое отличие современной колыбельной от древней – слова и их смысл. Настоящие русские колыбельные уносят в будущую жизнь. Ребенок засыпает, а перед ним проносится целый мир с его радостями и горестями, трудностями и возможностями их преодолеть. Мать повествует о взрослых обязанностях, умениях и навыках, которые предстоит освоить.

Напевая текст, мама программирует ребенка на счастливое будущее. Колыбельная песня становится защитой на всю жизнь.

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

 

Поскольку в колыбельных говорилось о будущей судьбе, существовали отличия в пении девочкам и мальчикам. И тех и других готовили к выполнению своих ролей, предъявляя разные требования к ним в дальнейшем. Мальчикам нужно расти сильными и смелыми, защищать близких. А девочка должна заботиться о доме, муже, воспитывать детей. Все это находило отражение в воспитании и в песнях.

Настоящие русские колыбельные пелись в момент полудремы, когда малыш как бы находится между двумя мирами. И это не с проста. Современные психологи комментируют этот факт следующим образом: в это время открыто наше подсознание, и человек наиболее внушаем, его тело расслаблено, он сосредоточен на голосе поющего. Это состояние сродни гипнозу.

Мама пела колыбельную песню на особом дыхании, которое соотносится с ритмом дыхания малыша. И даже их сердца бьются в этот момент в унисон. Напетые в таком состоянии ее слова о спокойствии, любви и будущем счастье звучали наиболее убедительно.

Еще одна особенность, отличающая настоящие колыбельные – мелодия и звучание. Ведь помимо воспитания, формирования представлений о мире и жизни, у них есть важная функция – убаюкать малыша. Тихое, плавное звучание, идущая по кругу мелодия прекрасно справляется с этой задачей.

Современные колыбельные имеют красивое звучание. Дети часто слушают их с удовольствием. Но засыпают не всегда.

Помочь малышу уснуть посредством красивых колыбельных может диск «Колыбельные для всей семьи». Он записан мамой и профессиональной певицей Наталией Фаустовой. На нем гармонично уживаются традиционные убаюкивательные песни и лучшие современные представители этого жанра.

dreamsong.ru

Колыбельные песни

Баю-баю, баиньки, Спи, сыночек маленький. Пусть тебе приснится сон, Самым добрым будет он. Спи, мой мальчик маленький, Мой цветочек аленький. (Лапоногова М.) Баю, баю, бай Спи, мой мальчик, засыпай. Спи скорей, усни дружок Выйдет солнце на лужок. Будет ярко нам светить, Будут гнезда птицы вить. Много света и тепла Принесет во сне весна. Баю-бай, баю-бай, Моя кукла засыпай. Пусть моей красавице Ее сны понравятся. Пусть приснится ей лиса, Ведь в лесу она краса. Пусть приснится зайка, Зайка-побегайка. Спи, усни, моё дитя, Черноглазая краса. (Пчелкина Р.)
Спи, усни мой голубок! На полях лежит снежок. Всю он травушку закрыл И цветочек завалил. Скоро солнышко взойдет И все снова зацветет! Ты за зиму подрастешь И гулять с мамой пойдешь.Ночь пришла, Ночь пришла, Все вокруг затихло. Звери спят, птицы спят Взрослые и дети. Все темно, все темно, Ничего не слышно. Ночь наступит Надо спать ложится. Песенку пою, Баю-баюшки, баю. (Хашинова Т.)Наступает ночка. Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра Глазкам спать давно пора. Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко! Крепкий сон тебя возьми, Пусть во сне увидишь ты Маму, папу и цветы! (Будылкина Н.Ф.)
Баю, баюшки, баю Баю девочку мою Баю сладенькую И хорошенькую Баю маленькую Распрегоженькую. Смотрит заинька в окно На дворе давно темно Спи мой сладенький, усни Долгий сон к себе мани. Баю, баю, баю – бай Поскорее засыпай. (Седнева Т.Н.)Баю –баю, баю – баю! Нашу дочку я качаю. Спи, девчушка, засыпай! Баю –баю, баю – бай! Спят игрушки и зверушки, И жучки и паучки. Тишина стоит кругом, Давай, доченька, уснем! (Тетеркина С.А.)Баю, баю, баиньки Прискакали заиньки. Песню запевали, Ванечку качали. Баю, баю, баиньки Засыпай наш маленький. Подрастешь немножко, Поскачешь по дорожке. (Скокова В.И.)
Баю-баюшки, баю, Сыну песенку спою, Как мой милый будет спать, Буду я его качать. Ты, мой милый, дорогой, Быстро глазоньки закрой. А закроешь, сон придет, Свою сказку принесет.

В ней и заинька живет. Он морковку там грызет. А лисичка любит петь И на елочку глядеть. Вот уж ночка на дворе. Спит собачка в конуре. Спят и птички, и волчок. Ляг скорее на бочок. Баю - баюшки, баю, Сыну песенку спою. Как мой милый будет спать. Буду я его качать. (Гавриш Д.)

Ой, люлень, да люлень По горам идет олень. На рогах он дрему носит В каждый дом её заносит. В люльку дрему он кладет, Тихо песенку поет. Соловей поет в лесочке, Ай лю, лю, ей лю, лю. Пусть притихнут все листочки Баюшки, баю. Спи, сынок, мой голубочек, Устилает землю снегом Словно серебром. Видишь: собралися сказки За твоим окном. Вот и поезд дальний едет. В нем игрушки спят. И пекут ватрушки мамы Для своих ребят. Спи, сыночек, мой прекрасный, Баюшки, баю. Пусть приходит к тебе дрема В колыбель твою. Баю-баюшки- баю Баю, деточку мою. Спи, сыночек, засыпай, Мирно глазки закрывай. В колыбельку уложу, Складну песенку сложу. Складну песенку сложу, Дрему в гости приглашу. Дрема по дому брела, К колыбельке подошла. К колыбельке подошла Тихо песню завела. Баю-баюшки-баю Не ложися на краю, А ложись ты в серединку На пуховую перинку. Баю-баюшки-баю, Баю деточку мою, Спи глазочек, спи другой Спи, сыночек, дорогой. (Макеева Г.)
Спят игрушки в уголке, Спят на полке сказки. И моя дочурка спит, Закрывайтесь глазки! Ты играла целый день. Ты устала очень. Поскорее засыпай, И спокойной ночи! Завтра будет новый день, Снова, как награда! Баю, баю, баю, бай, Спи моя отрада!

Люли — люли — люленьки! Где вы, где вы, гуленьки? Прилетайте На кровать, Начинайте Ворковать. Люли — люли — люленьки, Прилетели гуленьки! Сели в изголовьице… Спи-ка на здоровьице!

Баю-бай,котенок мой Спи, усни, ребенок мой… Вот тебе под спинку — Мягкую перинку Сверху на перинку-чистую простынку. Вот тебе под ушки -белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху… Баю-бай,котенок мой, Спи-усни,ребенок мой!

skazka-dubki.ru

Русские народные колыбельные песни — Щи.ру

Русская колыбельная – тихий, с плавными рифмами мелодичный напев. Это древнейший жанр устного творчества, еще называемый в народе байками, который использовался с незапамятных времен для того чтобы укачать ребенка и подготовить его ко сну, также в нем сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Может поэтому в этих усыпляющих напевах и присутствовали различные «серые волчки» и прочие пугающие герои. Затем магический смысл в них был постепенно утерян, оставив доброе пожелание на будущее, материнскую любовь и заботу.

Колыбельные отличаются красивой стихотворной формой, мелодичным и размеренным мотивом, успокаивающим, монотонным ритмом под плавное качание детской колыбельки. В этом тихом и спокойном напеве сосредоточенны все думы матери о будущем её ребенка, любование им, упоминаются все понятные и приятные для него образы и герои: «серенький коток», «красненькая рубашечка», «журавлик». Центральный образ этой своеобразной материнской поэзии - её дитя, его жизнь и будущее, великая сила материнской любви и заботы, желание уберечь его от бед и ошибок, дать ему правильные наставления, которые помогут ему стать хорошим человеком.

Ой, люли-люлюшеньки,Баиньки-баюшеньки...Сладко спи по ночам,Да расти по часам.

 

А баиньки-баиньки,Купим сыну валенки,Наденем на ноженьки,Пустим по дороженьке,Будет наш сынок ходить,Новы валенки носить.

 

Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю:Придет серенький волчок,Тебя схватит за бочокИ утащит во лесок,Под ракитовый кусток;Там птички поют,Тебе спать не дадут.

 

Уж ты, котинька-коток,Уж ты, серенький бочок,Приди, котя, ночевать,Мого детку покачать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кувшин молокаДа кусок пирога.

 

А вы зайцы-заюшкиА и где вы бегалиА и где вы прыгалиА и что вы делалиА мы бегали в лесуБили волка по носуЗапрягали комараСпи, сестренка, спать пора!

 

Люли, люли, люленьки,Где вы, где вы, гуленьки?Прилетайте на кровать,Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,Прилетели гуленьки.Сели в изголовьице -Спи-ка на здоровьице.Стали гули ворковать -Стала доча (иль сыночек) засыпать.

 

Ходит Сон у окон,Ходит Дрёма возле дома.И глядят, и глядят,Все ли, все ли дети спят.Ходит Сон по лавочкеВ шёлковой рубашечке.А Сониха по другой,Сарафанец голубой.

 

Баиньки, баиньки,Спи, покуда маленький.Будет время - подрастешь,На работу пойдешь,Станешь лес рубить,Рыбку в озере ловить,Дрова возить матушке,Избу чинить батюшке.Станешь всем помогать,Будет некогда поспать!

 

Ночь пришла,Темноту привела,Задремал петушок,Запел сверчок.Вышла маменька,Закрыла ставеньку.Засыпай,Баю-бай.

schci.ru

Колыбельные песни » Перуница

Колыбельные песниДетский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: «"русскость" в смысле культуры - определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты "коллективного бессознательного"» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.

Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.

Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.

Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли, Спи, дитя, усни, До утреннней зари, До свежей росы.

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать Стали гули ворковать Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать, Качать, прибаюкивать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.

Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

ЛАДушки, ЛАДушки, Где были? – У Бабушки.

Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку.

Кашку поели. Бражку попили.

Полетели, полетели На головку сели, Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8).

Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.

Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.

Народный фольклор - колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).

С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

Мир Нави:Преемственно-энергетическиеЗащита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний. т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.

Мир Яви:Личностные психофизиологическиеВозможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Мир Прави:Духовно-сакральныеФормирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения, постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.

Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые медведи", а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки...Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

Колыбельные - это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,Да прискакали заюшкиЛюли - люли - люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулевать Да стал мой милый засыпать.

***Гулененьки

Люли, люли люленькиПрилетели гуленьки,Сели гули на кровать,Стали гули ворковать,Стали гули ворковать,Стали Дашеньку качать,Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,А хвостики белые,По улицам бегали,По улицам бегали, Сон да дрему сбирали,Сон да дрему сбирали, Приди котик ночевать,Да приди дитятко качать.А уж я тебе, коту,За работу заплачу.Дам кувшин молокаДа дам кусок пирога.Ешь-то, котик, не крошиДа больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,У вас желтые хвосты.Вы коты, коты, коты,Принесите дремоты.

***

Котик серенькийСоломку сбирал,Под головку складал, Да и Ваню качал.

***У кота ли

У кота ли, у кота Колыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его.

У кота ли, у котаПериночка пухова,У дитяти моегоЕсть помягче его.

У кота ли, у котаИзголовье высоко.У дитяти моегоЕсть повыше его.

У кота ли, у котаОдеяльце шелково.У дитяти моего Есть получше его. Да покраше его, Да помягче его, Да почище его.

***Уж ты, котинька-котокУж ты, котинька-коток,Кудреватенький лобок,Приди, котя, ночевать,Нашу Лидочку качать.Я тебе ли то, коту.За работу заплачу,Дам кувшинчик молокаДа кусочек пирога,Белей папынькиВ обе лапыньки.

*** Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баюМою милую лю-люВ няньки я к себе взялаВетра, солнце и орла.Улетел орел домойСолнце скрылось под горой,После ветер трех ночейВернулся к матушке своей.Ветра спрашивала матьГде изволил пропадать?Волны на море гонял,Золоты звезды считал?Я на море волн не гонял,Золотых звезд не считалМалых деточек улюлюкивал!

***Со вечера дождик

Со вечера дождик Землю поливает, Землю поливает, Траву прибивает.

Траву прибивает,Брат сестру качает,Брат сестру качает,Ее величает.

Ее величаетРасти поскорее,Расти поскорее,Да будь поумнее.

Да будь поумнее,Собой хорошее, Собой хорошее, Лицом побелее.

Лицом побелее, Косой подлиннее, Косой подлиннее,Нравом веселее.

Нравом веселее,Вырастешь большая,Вырастешь большая,Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замужВо чужу деревню,Во чужу деревню,В дальнюю сторонку.

Со вечера дождикЗемлю поливает,Землю поливаетБрат сестру качает.

***Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни Люли, люшеньки, люли Скоро ноченька пройдет,Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут,В поле цветушки взрастут,Сад весенний расцветет,Вольна пташка запоет.Люли, люшеньки, люли,Ты, сыночек, крепко спи.

***Сидит Дрема

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,Взгляни Дрема,Взгляни Дрема на народ,Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,Бери Дрема, Бери Дрема кого хошь, Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

***Бука

Бай-бай, бай-бай,Поди, бука, на сарай,Поди, бука, на сарай,Коням сена надавай.Кони сена не едят,Все на буку глядят,Баю-баюшки, бай-бай!Поди, бука, на сарай,Мою детку не пугай!Я за веником схожу,Тебя, бука, прогоню,Поди, бука, куда хошь,Мою детку не тревожь.

***Серенький волчокБаю-баю-баю-баюНе ложись, дитя, на краю,С краю свалишься,Мамы схватишься.Придет серенький волчок,Схватит детку за бочок,Схватит детку за бочокИ потащит во лесок.И потащит во лесокЗа малиновый кусток.Кустик затрясется,Детка засмеется.***

Бай - бай - бай

Баю-баю-баю-бай,Поскорей ты засыпай,Лю-лю-лю-лю,Бай бай бай бай.Спи-ко, детка, до поры,Не поднимай-ко головы,Когда будет пора,Мы разбудим тебя.Баю-баю-бай-бай,На дорожке горностай,Горностая пугнем,Детке шубочку сошьем.Лю лю, лю лю, баиньки,Да в огороде заиньки,Зайки травку едят,Детям спать велят.Баю баю бай бай,Под окошком попугай,Кричит: «Детку нам отдай!».А мы детку не дадим,Пригодится нам самимПригодится нам самим,Попугая угоним.Ой качи, качи, качи,В головах-то калачи,В ручках яблочки,В ножках прянички.По бокам конфеточки,Золотые веточки, Да люли бай, люли байЛю, лю, лю...Баю баю баюшок,В огороде петушок,Петя громко поет,Детям спать не дает.Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,Живет барин на краю,Живет барин на краю,Он не беден, не богатОн не беден, не богат,У него много ребят,У него много ребят,Все по лавочкам сидят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Кашу масляну едят,Ой, люлю, люлю, люлю...Каша масляная,Ложка крашеная,Масло льется, ложка гнетсяДуша радуется.Баю, баю, баю, бай,Поскорее вырастай,Во лесок ты пойдешь,Папе ягод наберешь.Спи-ко, детонька, в добре,На соломке, на ковре,Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.Спи-ко, дитятко,Угомон тебя возьми,Угомон-то возьмет,Дитя вырастет.Боле вырасти,Ума вынести, Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.А ты вырастешь большой,Будешь в золоте ходить,Будешь в золоте ходить,„В руках золото носитьТы находишься,Ты накосишьсяЛю лю лю, лю люлю, Бай, бай, бай, бай.Баю бай, да побай,Спи-тко, детка, усыпай,Ляг-то камышком,Встань-ко перышком.*** Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.

www.perunica.ru

Колыбельные Руси // ОПТИМИСТ

≡  30 Ноябрь 2016

А А А

Кроме того что колыбельные являются прекрасным снотворным, они еще способны оказать огромное влияние на развитие человека, на его память, языковое чутье, красноречие. Ученые считают, что те, кто засыпал под колыбельные, в жизни более успешны. О чем же пелось в русских колыбельных?

О сереньком волчке

Помните, «придет серенький волчок и укусит за бочок»? Волк во все времена был олицетворением жестокости и коварства, но одновременно являлся символом мужества и отваги. Однако в этой песенке речь идет вовсе не о звере, а о древнем священном предмете, который символизировал вечный круговорот жизни и постоянство мира в этой неустанно движущейся жизни. Позднее этот предмет стал детской игрушкой – «волчком», за вращением которого можно следить часами. Его размеренный и тихий «танец» подобен успокаивающему ритму колыбельной, которая несет магическое умиротворение. Кстати, хорошо петь колыбельные мог не каждый. На Руси даже была пословица: «Не всякий байкать умеет». Маленькие девочки лет с 6–7 начинали обучаться этому искусству, выступая в роли нянек у младших братьев и сестер.

Котики

Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам.

Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в нее младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.

Прилетели гуленьки

Голуби – еще один частый гость русских колыбельных. Птица всегда считалась символом странствующей души, которая, несмотря ни на что, обязательно возвращается обратно. В одном голубь схож с кошкой. Оба они умеют издавать удивительно умиротворенные звуки – воркование и мурлыканье, звуки, которые рождаются словно где-то в глубине души, сливаются с колыбельной песней и доходят до самого Господа – в это, по крайней мере, очень хотелось верить нашим предкам.

Благополучная жизнь

Ряд колыбельных повествовали о достатке и изобилии, несли пожелание будущей счастливой жизни ребенку. Конечно, ведь благим пожеланиям так легко сбываться во сне. Зачастую в таких песенках рисовалась в кратком виде вся жизнь пока еще крошечного человечка. Появлялась здесь и атрибутика, которая всегда была священна для русского человека – хлеб, каши, пряники, калачи, блины, а также зерно, которое символизировало воскресение. «Похороненное» в земле, оно давало росток – начало новой жизни.

Добрая Дрема и Злой Бука

Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребенка за непослушание в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребенку – веник в маминых руках мог творить чудеса.

Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрему. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменен заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребенка, чем рогатый дух.

Пожелание смерти

Встречаются среди колыбельных и очень необычные песни, которые современному человеку кажутся кощунственными и ужасными. В них ребенку желают смерти или во всех красках описывают малышу, как его будут хоронить. Чтобы сегодня успокоить нервы, следует вспомнить, что наши предки совсем иначе относились к смерти – для них она была делом привычным. «Даст Бог, будем живы, а даст Бог, помрем», – так они рассуждали. Зная о том, что Смерть приходит туда, где ее меньше всего ждут, мать пыталась обмануть Старуху – ведь туда, где о ней постоянно говорят, она приходить повременит. Пожелание смерти здесь является способом отогнать или обмануть Смерть.

Маленькое путешествие

Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спать.

Метки: интересно • история • колыбель • менталитет • песни • русские • русь • текст

Комментарии:

oppps.ru

Русские народные колыбельные - "Белый Свет" - Статьи - Наше Потомство

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные- идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять). Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

 

Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же слов похожего звучания, большое число мягких звуков в словах колыбельных. Только удивительно глубоким знанием особенностей души малыша, которое на протяжении веков жило в народе, можно объяснить ритмическое, поэтическое и музыкальное построение колыбельных.

Через колыбельную песню происходило самое первое приобщение к родному языку, к родным мелодиям, знакомство с традиционными образами, встречающимися в песнях и сказках.  

Производитель диска: Россия Год выпуска диска: 2009 Жанр: Фольклор Формат: МР3 Битрейт: 320 кбит/сек Продолжительность: 00:46:22 Размер: 106 мб

 

Композиции:

1. Бай, бай, бай, мое дитятко 2. Котенька-коток 3. Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю 4. О, баю, баю, баю 5. У кота-воркота 6. О баю, баю, баюшки 7. Ой, мороз, мороз, мороз 8. Уж вы котики-коты 9. Уж я Вовушку люблю 10. Люлю, люлю, люленьки 11. Бай да побай 12. Лилю в люлю укладу 13. Спи-дитятко, почивай 14. Ай, ту-ту 15. Татары шли, ковылку жгли 16. Иванушка-сокол

скачать

www.slavianin.ru