Знаменитые произведения чайковского: 7 мелодий Петра Ильича Чайковского, которые знает весь мир

Содержание

7 мелодий Петра Чайковского, которые знает весь мир | Персона | Культура

Елена Меньшенина

Примерное время чтения: 5 минут

154220

Петр Чайковский. Работа Николая Кузнецова. 1893 год. Последний портрет композитора. public domain

7 мая исполняется 174 года со дня рождения Петра Чайковского – автора множества сказочных балетов и опер, а также семи симфоний, каждая из которых стала шедевром. Когда будущий композитор бросил ради музыки службу в Министерстве юстиции, его дядя отчитал «разгильдяя так: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!» Как оказалось, племянник сделал правильный выбор – сейчас его считают одним из величайших композиторов мира. АиФ.ru предлагает вспомнить несколько хрестоматийных произведений Чайковского.

«Вальс цветов» (1892)

Одна из самых известных композиций композитора прозвучала в балете «Щелкунчик» — который до сих пор с успехом идет в Большом театре и Мариинке. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.

«Танец Феи Драже» (1892)

Еще одна мелодия из «Щелкунчика», которую знает весь мир – музыка, под которую танцует Фея Драже. Правда, большинство слушателей не в курсе, что придумал популярный мотив именно Чайковский, а сама мелодия, благодаря рекламе популярных шоколадных драже, чаще ассоциируется с Рождеством и крадущимся к дымоходу Санта-Клаусом.

«Танец маленьких лебедей» (1877)

Сейчас балет «Лебединое озеро» — один из наиболее часто исполняемых в мире, а «лебединые» движения балерин и музыку знает даже далекий от мира хореографии человек. Балет повлиял на мировую культуру: по нему снимали фильмы (например, «Черный лебедь» Даррена Аронофски) и мультики, делали на него пародии и использовали в рекламе (в кампании водки «Белый орел» в 90-х).

Славянский марш (1876)

Сам Чайковский называл свое сочинение «Сербо-русским маршем»: произведение было посвящено борьбе славянских народов Балкан против Османского ига и объединяло в себе одновременно темы из сербских народных мелодий и из гимна Российской империи «Боже, царя храни!». Кстати, через два года композитор продолжил свою «патриотическую линию» — написал марш «Добровольный флот», гонорар от которого перечислил на постройку русского крейсерного флота.

«Детский альбом» (1878)

Композиции со сборника «Детский альбом» («Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано») были знакомы многим юным гражданам СССР – на их основе «Союзмультфильм» снял популярнейший одноименный мультфильм. В число пьес вошли: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга» и «Нянина сказка».

«Времена года» (1875-1876)

В отличие от Антони Вивальди, свой цикл «Времена года» Чайковский разделил не на 4 сезона, а на 12 месяцев, причем к каждому взял эпиграф из классической поэзии. Например, пьесу «Май. Белые ночи» предваряет цитата из Афанасия Фета:«Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает Май!»

Вальс из балета «Спящая красавица» (1889)

Еще одна известная мелодия Чайковского – сказочный вальс из первого акта «Спящей красавицы». Несмотря на то, что при постановках партитура балета менялась множество раз и некоторые сцены полностью «выпадали» из сюжета, вальс всегда оставался «изюминкой» произведения.

Знали ли вы, что:

Смотрите также:

  • Музыкальный «варвар». 5 невероятных произведений Сергея Прокофьева →
  • Автор самого знаменитого вальса советского кино отмечает юбилей →
  • Алексей Глызин отметит юбилей в Америке →

знаменитые композиторыПетр Чайковский

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Музыкальные произведения Чайковского: список

Все мы отлично знаем самые популярные произведения Чайковского. Это и музыка к балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», и опера «Пиковая Дама» с ее уникальной увертюрой, и многочисленные пьесы из «Детского альбома». Этот перечень можно продолжать бесконечно и, прослушивая каждый его пункт, буквально наслаждаться каждой ноткой. Однако сейчас мы предлагаем насладиться наиболее изысканными творениями этого автора. Среди них будут как самые известные музыкальные произведения Чайковского, так и те, которые на слуху далеко не у каждого. Что же, поехали!

«Лебединое озеро»

Музыка к этой уникальной танцевальной постановке была написана гением в 1877 году. В основу легла немецкая легенда о прекрасной девушке Одетте, которая была обращена злыми чарами в белого лебедя. Как утверждал сам композитор, вдохновение на написание балета у него возникло после посещения одного из альпийских озер, красотой которого он был просто поражен. В эту картину входят, можно сказать, самые знаменитые произведения Чайковского. Список начинается с «Танца маленьких лебедей», а продолжается одами Одетты и Одиллии, протяжным и немного грустным «Адажио», которое звучит на протяжении всей постановки. Также тут стоит упомянуть красивейший вальс, чардаш, мазурку, финальный «Танец королевы лебедей» и прочие музыкальные мотивы, которые у всех нас будто с рождения на слуху.

Композитор Александр Чайковский: краткая биография и. ..

Россия славится тем, что взрастила известных на весь мир политических деятелей, творческих…

«Щелкунчик»

Любимый балет каждого ребенка, который с детства приобщался к музыке и искусству. Как правило, его в театрах ставят в канун Нового года, ведь его сценарий, игра танцовщиков и бутафория настолько ярки и праздничны, что впрямь создается атмосфера волшебства и таинственности. В рамках балета содержатся весьма простые в исполнении, но тем не менее очень красивые произведения Чайковского. Список дети всегда любят начинать с «Вальса цветов» — эта пьеса наиболее яркая из всех и запоминающаяся. Следующая за ней по популярности – «Па-де-де Феи Драже». При первой постановке балета Петр Ильич раздобыл немыслимый на то время для России инструмент – челесту. С тех пор эта пьеса только на челесте и исполняется. Конечно же, в перечне наиболее ярких произведений, которые звучат в «Щелкунчике», нельзя упустить «Китайский танец», «Испанский танец», трепак, «Танец Пастушков», «Арабский танец», марш и множество других красивейших мотивов.

Опера П. И. Чайковского Пиковая дама, либретто по мотивам…

Опера «Пиковая дама» Петра Чайковского – одна из вершин мирового оперного искусства,…

«Спящая красавица»

Еще один гениальный балет Чайковского, который был написан им на основе одноименной сказки. По сюжету, созданному французом Шарлем Перро, до Петра Ильича уже пробовал ставить балет композитор Фердинан Герольд. Однако его версия не увенчалась успехом. Некоторые утверждают, что постановке просто не хватило времени на раскрутку, так как буквально в этот год вышел аналог, написанный нашим земляком. Он завоевал успех на сценах всех европейских и отечественных театров своей яркостью, эпатажностью и нестандартными решениями. Сюда вошли произведения П. И. Чайковского, которые не так популярны, как прологи и оды из «Лебединого озера» или «Щелкунчика». Однако если вслушаться в них, проникнуться всей атмосферой балета, то можно почувствовать невероятную атмосферу сказки и волшебства, которую автор вложил к каждый звук.

Сергей Прокофьев: список произведений

Великий русский композитор, дирижер и пианист Сергей Прокофьев оставил большой след в истории…

«Пиковая дама»

В 1887 году Чайковский получил заказ на написание оперы по стихам Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Поначалу композитор отказался от этой затеи, так как полагал, что данный сюжет вовсе не подходит для большой сцены. Однако поразмыслив несколько лет, все-таки переменил свое мнение и начала работать над этим предложением. В результате на свет появились новые произведения Чайковского, которые уже носили не только инструментальный характер, но и дополнялись главной вокальной партией. Среди шедевров, из которых состоит «Пиковая дама», можно назвать арию Гремкина, монолог Германа, романс «Подруги милые», а также целое множество дуэтов.

«Евгений Онегин»

Некоторые события, которые произошли на личном фронте композитора в 1877 году, заставили его творческую натуру воплотить свои переживания в музыке. Так, за совсем короткий промежуток времени родилась новая опера, которая была построена на основе романа «Евгений Онегин». Музыкальные произведения Чайковского, которые звучат от имени главных героев этого рассказа, на слуху у каждого любителя музыки. Это и ария Ленского, и сцена письма Татьяны, а также самого Онегина. В опере звучат красивейшие вальсы и полонезы, пьесы и прочие мотивы, которые наиболее ярко раскрывают суть всего произведения, повествующего нам о социальных неравенствах и любви.

«Детский альбом»

Под авторским подзаголовком «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано» в 1878 году Петр Ильич выпустил в свет «Детский альбом». Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно играл хоть что-то со страниц этого сборника. Перечислять абсолютно все мы не будем, а назовем лишь некоторые. Это «Зимнее утро», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза», «Русская песня», вальс, полька, мазурка, «Камаринская»… На самом деле каждая из вышеперечисленных пьесок очень проста и понятна как в разборе, так и в игре, передаче оттенков. Но с этой простотой уникальным образом сочетается необычайная красота звука, и каждой мелодией можно наслаждаться постоянно. Отметим также, что в дальнейшем такие композиторы, как Григ, Дебюсси, Барток, Шуман, брали в качестве основы для своих новых опусов эти самые пьесы, которые написал Петр Чайковский. Произведения также легли в основу балета, который был поставлен в 1999 году в Югославии и получил множество наград.

«Времена года»

Приблизительно в 1875 году давнишний друг и партнер Чайковского Бернард предложил ему написать цикл произведений, которые будут характеризовать в точности все времена года. Недолго колеблясь, композитор согласился на данное предложение и начал работать. Буквально через месяц в рамках данного цикла вышло первое произведение Чайковского. «Времена года», по задумке Бернарда, должны были состоять из 12 пьесок, с чем их автор замечательно справился. Также отметим, что название каждого произведения также было придумано не самим композитором. Что же, назовем по порядку, какие именно произведения Чайковского вошли в этот альбом:

  • «Январь. У камелька».
  • «Февраль. Масленица».
  • «Март. Песня жаворонка».
  • «Апрель. Подснежник».
  • «Май. Белые ночи».
  • «Июнь. Баркарола».
  • «Июль. Песня косаря».
  • «Август. Жатва».
  • «Сентябрь. Охота».
  • «Октябрь. Осенняя песня»
  • «Ноябрь. На тройке».
  • «Декабрь. Святки».

«Славянский марш»

Перечисляя все самые яркие и знаменитые произведения Чайковского, просто невозможно упустить из виду этот поразительный марш. Композитор написал его в 1876 году по просьбе Русского музыкального общества. Произведение было составлено как знак борьбы и протеста против османского ига на территории России и других славянских государств. Сам же создатель этого музыкального шедевра длительное время называл его «Сербо-Русский марш». В нем было множество мотивов, характерных для народных песен и танцев данного народа. Дополняли эту картину чисто русские напевы, в частности гимн империи «Боже, Царя храни».

Как творил Чайковский.

Анализ произведений

Значительное место в творчестве композитора Петра Чайковского занимают именно фортепианные небольшие пьески. Как правило, они являются весьма точным описанием какой-либо стороны быта. Это могут быть сельские пейзажи, определенные вечера, которые запомнились автору, или же события. Самое главное — то, что любая картина, за которую брался автор, в результате с огромной точностью передавала всю свою суть и соответствовала названию. Невозможно также не заметить, что во всех работах Чайковского, даже тех, которые предназначены для оркестра или камерного ансамбля, прослеживается очень лирическая, сентиментальная тематика. Любая его пьеса или увертюра наполнены нежностью, легкостью и некой грустью, оттого и слушать их так отрадно.

В лучших 10 альбомах Чайковского

Swan Lake

Монреальский симфонический оркестр / Charles Dutoit

(Decca)

Dutoit находит ритмическую весну на всем вальсы имеют привлекательный щегольство. Это прежде всего романтическое прочтение, и оно соответствует случаю, соответственно достигая своего апогея в великой финальной сцене, где тема Лебедя вызывает трепет в кульминации си-мажор. Здесь великолепная запись Decca удивительно широка, а сияющая акустика St Eustache во многом добавляет красоте звука… ‘ Читать обзор


Щелкунчик

Берлинский филармонический оркестр / Саймон Рэттл

(EMI Classics)

«Один из впечатляющих аспектов этого нового двухдискового набора». Он вызывает в воображении картины домашнего рождественского блаженства и раздражительности в первом акте и многообразные чары Конфитюрембурга во втором. Здесь постоянно чувствуется, что Рэттл четко видит сценарий балета и его детали, так что детские эмоции удивления, досады и разочарования четко запечатлены, а появление Дроссельмайера вызывает двусмысленное чувство благоговения, ликования и подозрения. , битва ведется с упоением…’ Читать обзор


Оформить подписку на Gramophone  легко , вы можете выбрать, как вы хотите наслаждаться каждым новым выпуском (наш красиво оформленный печатный журнал или цифровое издание, или и то, и другое), а также хотите ли вы получить доступ к нашему полному цифровому архиву (начиная с нашего самого первого выпуска в апреле 1923 года) и беспрецедентной базы данных обзоров, охватывающей 50 000 альбомов и написанной ведущими экспертами в своей области.

Чтобы найти идеальную для вас подписку, просто посетите: gramophone.co.uk/subscribe


Симфония № 6 ‘Pathetique’

Philharmonia Orchestra / Charles Mackerras

(Signum)

драма в момент кризиса. Треск обреченности, возвещаемый литаврами в начале развития, тотально наэлектризован (конечно, подчеркнутый захватывающим, почти неслышным «затемнением» в бас-кларнете заранее) — действительно, сила литавр и игра на медных духовых повсюду — это не что иное, как пугающий. И какое темное, насыщенное состенуто от струнных в кульминации – в широком темпе, с неумолимо напирающими тромбонами…» Читать обзор


Manfred Symphony

Королевский ливерпульский филармонический оркестр / Василия Петренко

(Naxos)

‘Petrenko Manfred Emerges из готических гром звук. И чтобы убедиться, что мы уловили меру его отчаяния, он повторяется. Байроническая раздражительность Петренко действительно пробуждает ненависть к себе — как у Чайковского, так и у байроновского антигероя. Но настоящим чудом этого первого движения является видение идеализированной любви, проявляющейся так нежно в том, что можно было бы обычно назвать развитием. Самый бледный кларнет против приглушенного tremolando strings подводят нас прямо к сути дела, и Петренко и его оркестр не разочаровывают. Аналогично в эпической коде, где мука снова пишет, что в переносном рогах и трубах … Прочитайте обзор


Концерт фортепиано № 2

Питер Донохо ПФ Симфонический оркест / RUDOLPH / RUDPHEST Баршай

(EMI/Warner Classics)

«Запись великолепна. Он обладает правильным блеском и яркостью, превосходным балансом, и атмосфера Центра искусств Пула в Дорсете кажется идеальной для музыки. Браво также Эндрю Кинеру и балансировочному инженеру Майку Клементсу. Это одна из пластинок года, не только лучшая запись работы Золушки (и я не забываю Ноэля Мьютон-Вуда на его раннем монофоническом альбоме Nixa), но и лучшее исполнение, которое я когда-либо слышал о ней. Возможно, это не шедевр, но есть отличные моменты, и все они здесь реализованы. Произведение сыграно абсолютно законченным…’ Читать рецензию


Piano Concertos Nos 1-3

Stephen Hough  p f  Minnesota Orchestra / Osmo  Vänskä

(Hyperion)

‘The old warhorse comes up as fresh as краска. Даже с учетом того, что на рынке представлено 130 альтернатив, это исключительное прочтение с быстрым темпом и тонкими нюансами, такими как легкое тенуто на высоте 5 футов 23 дюйма в последней части, доставляющее особое удовольствие. Наэлектризованный темп, который Хаф привносит в коды № 1 и Concert Fantasia достаточно захватывающие, хотя они ничто по сравнению с бурными последними страницами № 2 (потрясающее исполнение). Публика вопит от изумления…» Читать обзор


Струнные квартеты. Souvenir de Florence

Yuri Yurov VA Mikhail Milman VC Borodin Quartet

(Warner Teldec/Elatus)

(Warner Teldec/Elatus). в видах гармонических столкновений и последовательностей, которые Чайковский обычно одевал для оркестровой арены. Даже незначительные детали, такие как перестрелки в начале 9-го номера 30034 Allegretto , мгновенно наводит на мысль о «деревянных духовых» (вы почти можете слышать, как гобои, флейты и кларнеты толкаются в игре), в то время как оба финала вполне могли быть перенесены на страницы ранних симфоний. Но если эти и другие параллели зафиксировать с какой-либо убежденностью, то исполнителям нужно их найти, и Бородины с легкостью справляются с этой задачей с легкостью опытных чайковцев…» Читать рецензию


Концерт для скрипки с оркестром

Рэй Чен   vn   Симфонический оркестр Шведского радио / Даниэль Хардинг

(Sony)

‘Рэй Чен исполнил эти концерты на Конкурсе Менухина в 2008 г. (Мендельсон) и на Конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе20. Легко понять, почему он в обоих случаях выигрывал первый приз. Великолепная техника, конечно; самые хитрые пассажи кажутся ему детской игрой. Но что больше всего впечатляет, так это музыкальность Чена – он способен донести до слушателя эмоциональную значимость каждой фразы, по-видимому, спонтанно, как будто он только что решил сыграть ее именно так…’ Читать обзор


Romeo & Juliet

Российский национальный оркестр / Владимир Юроуски

(Пентатон)

‘Те, кто знает оригинальную версию Romeo и Juliet Fantasy, будут известны, что это будет примером, что это будет другое. насколько интереснее, хотя и не обязательно лучше, могут быть первые мысли композитора. Мне лично нравится мягко-набожная характеристика брата Лоуренса в этом более затянутом вступлении; Мне также нравится раннее предчувствие темы великой любви и то, как Чайковский буквально подбрасывает ее в более радикальном и, безусловно, более бурном развитии музыки борьбы. Все ушло в ревизию. Юровский наслаждается различиями и делает капитал на аномалиях. Очень интересно…’ Прочитать обзор


1812 Увертюра

Миннеаполис Симфонический оркестр / ANTAL DORATI

(Живое присутствие)

‘Dorati’s Conducting является живописным, вбавками и надлежащим образом драматично. 1812 , в частности (вторая запись Дорати в Миннеаполисе пьесы для Меркьюри) предполагает редкую спонтанность, с пламенным изложением основного «конфликта» и головокружительной речью, где колокола, оркестр, пушки и оркестр сговариваются, чтобы произвести один из самые буйные перестрелки клавиш в истории граммофонов…’ Читать обзор


Спасибо за визит…

Мы пишем о классической музыке для наших преданных и знающих читателей с 1923 года, и мы будем рады, если вы присоединитесь к ним.

Чтобы найти идеальную подписку для вас, просто посетите: gramophone. co.uk/subscribe

Краткое руководство к 6 симфониям Чайковского

Петр Ильич Чайковский был плодовитым русским композитором симфоний, опер, балетов, и разнообразная другая музыка.

В то время многие современные русские композиторы думали, что он олицетворяет влияние Запада на русскую культуру. Для тех, кто находился за пределами России, Чайковский представлял лучшее, что могла предложить страна, чувствительного музыкального гения.

Его современное наследие переплетается с символизмом и интерпретацией; будучи гей-композитором в 1800-х годах, его опусы часто рассматриваются через призму культурных репрессий.

Многим слушателям известны его балетные произведения, такие как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», всегда популярный «Щелкунчик». Его симфонии часто движутся через балетные идиомы, передавая танцевальные формы даже с концертной сцены.

Содержание

Симфония № 1 соль минор, соч. 13 – «Зимние грёзы»

Первая симфония Чайковского, написанная после того, как он стал профессором Московской консерватории, была для композитора трудным процессом, на создание которого у композитора ушло почти три года.

1. Сны о зимнем путешествии: 

Allegro paniclo

В первой части используется традиционная сонатная форма, включающая в себя множество звуков, напоминающих скачущие лошади и стремительно идущие пейзажи.

2. Земля Запустения, Страна Туманов: 

Adagio cantabile, ma non tanto

Это движение строит вариации вокруг одной темы, почти импрессионистской в ​​своем тонком, медленно трансформирующемся стиле.

3. Скерцо: 

Allegro Scherzando giocoso

Скерцо, адаптированное из одной из сонат композитора для фортепиано, представляет собой загадочно-игровое произведение, бросающее вызов идее традиционно быстрого и агрессивного скерцо.

4. Финал:

Andante Lugubre, Allegro Maestoso

Четвертая и последняя часть включает в себя медленное вступление и быструю и напыщенную основную часть, вдохновленные народной песней Маленький.

Популярный хит с момента своего дебюта в 1873 году, Вторая симфония Чайковского включает в себя множество народных влияний, заслужив уважение как западной публики, так и русских композиторов-националистов.

1. 

Andante sostenuto – Allegro vivo

Первая часть начинается с цитаты из украинско-русской народной песни «Вниз по Волге-матушке», а затем переходит к другой народной мелодии, которую некоторые слушатели могут узнать из песни Римского-Корсакова  Увертюра к Пасхальному фестивалю .

Остальная часть движения медленно перерастает в хриплый шторм, прежде чем скатиться к вступительному народному материалу.

2. 

Андантино марциале, квази модерато

Первоначально сформулированное как свадебный марш к незаконченной опере, это движение звучит подобно «Щелкунчику» Чайковского, величественно переливая всю сцену.

3. Скерцо: 

Allegro molto vivace

Единственная часть без цитаты из народной музыки, скерцо представляет собой быстрый, кружащийся народный танец, придерживающийся типичной формы менуэта da capo.

4. Финал: 

Moderato assai – Allegro vivo

Четвертая часть представляет собой драматическую тему и вариацию на основе народной песни «Журавль» с почти бетховенским драматическим материалом.

Симфония № 3 ре мажор соч. 29 – «Польская симфония»

Станислав Кочановский дирижирует оркестром Франкфуртского радио – «Симфония № 3 ре мажор соч. 29: Польская симфония’

Впервые исполненная в 1875 году в России, произведение имело быстрый международный успех, начиная с исполнения Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1879 году. в 1899 г., хотя сейчас это название считается неверным.

1. Introduzione e Allegro: 

Moderato assai (Tempo di marcia funebre) – Allegro блестящее

Чайковский начинает свою Третью симфонию с мрачного траурного марша, все быстрее и громче превращаясь в типичную сонатно-аллегро форму.

2. Alla tedesca: 

Allegro moderato e semplice

Необычно для симфоний Чайковского, 3-я симфония состоит из пяти частей, медленной внутренней части предшествует расслабленный танец, который вальсирует вместе с духовыми, танцующими над струнами пиццикато.

3. 

Andante elegiaco

Третья часть представляет собой медленное исследование романтических текстур.

4. Скерцо: 

Allegro vivo

Скерцо, написанное необычно размером 2/4, представляет собой мимолетное и ослепительное произведение, сосредоточенное на зовах и ответах со всего оркестра.

5. 

Allegro con fuoco (Tempo di Polacca)

Построенная в стиле польки, Пятая часть способствовала ошибочному названию симфонии «Польская симфония».

На самом деле, полька была традиционным танцем при европейских королевских дворах, особенно танцами русской знати.

Симфония № 4 фа минор, соч. 36

Как и большинство композиторов, Чайковский находился под сильным влиянием Бетховена, четвертая симфония была его реакцией на Пятую симфонию Бетховена, а первая часть была провозглашением «Судьбы».

1. 

Andante sostenuto – Moderato con anima – Moderato assai, qua Andante – Allegro vivo

Как упоминалось выше, первая часть сосредоточена на мотиве «Судьба», подчеркнутом катастрофическими ударами молнии, прежде чем перейти в вальс, чтобы начать сонатную форму части.

Эта эмоционально насыщенная часть почти такая же длинная, как и остальные три части.

2. 

Andantino in modo di canzona

Спокойная и наполненная горем вторая часть следует за интроспективной и смертельно осознанной первой частью.

3. Скерцо:

Pizzicato ostinato- Allegro

Это движение начинается с pizzicato по секциям струн, пузырится и течет, как бурлящая вода. Духовые и духовые инструменты присоединяются к веселью, прежде чем движение возвращается к материалу пиццикато.

4. Финал: 

Allegro con fuoco

Созданная на основе русской народной песни «В поле стоит береза», четвертая часть представляет собой волнующее путешествие, которое проверяет пределы оркестровой драматургии.

Симфония № 5 ми минор, соч. 64

Премьера состоялась в Мариинском театре в 1888 году. Чайковский считал произведение неудачным и быстро перешел к своим будущим музыкальным проектам.

Несмотря на художественный пессимизм, Пятая симфония стала одним из самых популярных произведений Чайковского, а после исполнения во время блокады Ленинграда в 1941 году стала символом стойкости в непреодолимых обстоятельствах.

1. Andante – Allegro con anima – Molto più спокойный

Начальная часть следует типичной сонатной форме и представляет тему «Девиз», которая повторяется в трех других частях.

2. Andante cantabile, con alcuna licenza – Non allegro – Andante maestoso con piano

Вторая часть – мрачная и тщательная часть, в которой исследуется одна из самых знаковых мелодий симфонической музыки.

3. Вальс: 

Allegro moderato

Перевернутая форма скерцо-трио, третья часть начинается серией вальсов, в средней части которых находится скерцо.

4. Финал: 

Andante maestoso – Allegro vivace – Molto vivace – Moderato assai e molto maestoso – Presto

Четвертая часть снова начинается с темы «Девиз», и многие, включая композитора, считают ее быть ветхим и грубым окончанием работы.

Симфония № 6 си минор, соч. 74 – «

Pathétique »

Петр Ильич Чайковский – «Симфония № 6 си минор, соч. 74: Pathétique

Последнее произведение, опубликованное Чайковским при жизни, его Шестая симфония многими считается предсмертной запиской, дебютное исполнение которой состоялось всего за девять дней до смерти композитора.

1. Адажио – Allegro non troppo

Начавшись в глубинах музыкальных эмоций, это движение переходит в область оптимизма, прежде чем снова погрузиться в кошмары.

2. Allegro con grazia

Вторая часть – милый однобокий вальс размером 5/4.

3. Allegro molto vivace

Это ослепительное скерцо написано в сложном метре, где 12/8 противопоставлены 4/4 на протяжении всей части.

Финал:

4. Adagio lamentoso

Эта заключительная часть настолько эмоционально истощает, что советские спектакли заканчивались третьей частью, чтобы защитить публику от ее гравитации.

Самый конец финала помечен как «затухающий», что, возможно, намекает на близкую кончину композитора.

Hello Music Theory’s Picks

Михаил Плетнев, Российский национальный оркестр

Выступление РНО с Плетневым у руля — это чувственное и честное изображение шести симфоний, исполненных оркестром, посвященным исполнению русской музыки.

Зубин Мета, Лос-Анджелесский филармонический оркестр и Израильский филармонический оркестр

Сборник Симфоний Чайковского Зубина Меты чист, хорошо построен и представляет собой прекрасный пример современной симфонической записи.

Герберт фон Караян, Берлинский филармонический оркестр

Записи Караяна, представляющие собой вкус старого симфонического стиля, украшают культовое звучание Берлинской филармонии драматическими пиками и глубинами, которые расширяют возможности оркестра.