Значение ссср: Историческое значение образования СССР — История России

Содержание

6. Значение образования СССР. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

6. Значение образования СССР. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века

ВикиЧтение

Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Керов Валерий Всеволодович

Содержание

6. Значение образования СССР

6.1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

6.2. Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20—30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народности впервые получили письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14 % являлись представителями коренной национальности).


6.3. Противоречия советской национальной политики.

• Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть концентрировалась в республиканских партийных комитетах, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения, принимаемые центральными партийными органами, были обязательны для республиканских.

• Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

• Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем « коренизации » местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ СССР В ВОЙНУ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ СССР В ВОЙНУ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
К вопросу о решающем вкладеРассматривая этот вопрос, советская историография отдавала дань уважения деятельности союзников, но при этом, пытаясь доказать равенство усилий СССР и США, приложенных к

1 Стратегическое значение вступления СССР в войну на Дальнем Востоке

1
Стратегическое значение вступления СССР в войну на Дальнем Востоке
К вопросу о решающем вкладеРассматривая этот вопрос, советская историография отдавала дань уважения деятельности союзников, но при этом, пытаясь доказать равенство усилий СССР и США, приложенных к

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В.

М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру

27
Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру
2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР
№196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель

6. Экономика СССР и проблемы народного образования

6.  Экономика СССР и проблемы народного образования
Шестой раздел XVII главы посвящен экономическим вопросам СССР. Наряду с исчислением намеченного роста производства в тяжелой промышленности, в химической индустрии и в сельском хозяйстве, говорится о
«неустанной заботе»

4. Значение опыта СССР

4. Значение опыта СССР
СССР – первый масштабный эксперимент сознательного построения социалистического общества, о котором думали века мыслители разных стран. Еще в XVI веке иезуиты построили социализм в Парагвае, который был уничтожен Великобританией вместе с его

№ 3 ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ»»

№ 3
ПРИКАЗ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР, МИНИСТРА ЮСТИЦИИ СССР И ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР «О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 27 МАРТА 1953 ГОДА „ОБ АМНИСТИИ»»
28 марта 1953 г. № 08/012/85сВо исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27

№ 24 СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

№ 24
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР, МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
16 июля 1954 г.№ 127с/0391/078Во исполнение указаний директивных органов приказываем:1. Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948

1. Предпосылки образования СССР

1. Предпосылки образования СССР
1.1. Идеологические. Октябрьская революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и

ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Украинская Советская Социалистическая Республика
Расположена на Ю. -З. европ. ч. СССР. Терр. 603, 7 тыс. кв. км. Нас. 50, 3 млн. (на 1 янв. 1982), Столица — Киев.Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашена 25 дек. 1917.

Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите

Глава № 22
Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите
Судя по современным историческим материалам, затрагивающих неолит Евразии и освещающих его

Значение образования и эрудиции

Значение образования и эрудиции
Отдавая должное важности и сложности дипломатической работы, государства традиционно, можно сказать, с древних времен определяли на нее людей, наиболее подготовленных для выполнения соответствующих обязанностей. Тут не приходится брать

ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

ВЫПУСКИ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Украинская Советская Социалистическая Республика
Расположена на Ю.-З. европ. ч. СССР. Терр. 603, 7 тыс. кв. км. Нас. 50, 3 млн. (на 1 янв. 1982), Столица — Киев.Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашена 25 дек. 1917.

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР

№3 Приказ РВС СССР № 1962 с объявлением постановления СНК СССР от 18 августа 1923 г. о составе РВС СССР
№196, г. Москва6 сентября 1923 г.При сем объявляется постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1923 г. «о составе Революционного военного совета СССР».Заместитель

Значение образования СССР

Значение образования СССР в 1922 году было в следующем: 

  • Для советских граждан это означало победу в их стране впервые в мировой истории партии рабочих и крестьян.
  • Для мирового исторического процесса: победа власти рабочих и крестьян создавало неудобный прецедент для стран капитализма, что предопределило противостояние стран социализма и стран капитализма в будущем, что выразилось, например, в Холодной войне, формировании биполярного мира.
  • Для правящей партии образование СССР создало уникальную возможность реализовать утопичные идеи К. Маркса о строительстве социализма и коммунизма.

Разберем эти положения кратко по пунктам и дадим им полноценную характеристику.

Образование СССР — это результат преодоления больших разногласий между самыми различными силами, включая высшие эшелоны государственной власти. Последствия этого события были в следующем.

Развитие республик

СССР объединил не только развитые республики (Украину, Белоруссию, в будущем Прибалтику), но и сравнительно менее развитые республики: Закавказье, республики Средней Азии.

Эти последние республики получили крайне широкие возможности для развития. Так сюда переправлялись заводы с квалифицированными кадрами, СССР постоянно повышать дотации этим республикам. Тут строились школы, больницы, железные дороги, прочая инфраструктура. Второй раз в мировой истории (после Золотой Орды) эти государства были вновь объединены, в них активно развивался русский язык, ходили советские денежные знаки.

В результате даже сегодня жители стран России и государств Средней Азии могут спокойно общаться на русском языке!

Пример для мира

Как уже было сказано в прошлой статье,  СССР стал примером для всех государств мира. Это было единственное государство на планете, в котором власть действительно взяли рабочие и крестьяне. В результате популярность СССР достигла неимоверных высот.

Не удивительно, что страны капитализма до последнего не признавали это новое государство. Так, США признали СССР только в 1934 году.  Это предопределило противостояние стран капитализма и стран капитализма в рамках Холодной войны, появление биполярного мира.

Кроме того, важно понимать, что нацизм и фашизм возникают как реакция на коммунистическую идеологию. Это сейчас уже доказано историками. А значит и Вторая мировая, и Великая Отечественная были уже предопределены образованием СССР. В ходе этих войн погибло 27 миллионов советских граждан.

Для советских граждан

Для жителей СССР его образование имело огромные как положительные, так и негативные последствия.

Позитивные последствия понятны: развитие образования, науки, производства, социалистического государства, в котором все социальные блага были бесплатны как само собой разумеющееся.

Негативные последствия кроются в цене индустриализации и коллективизации в конце 20-х — начале 30-х годов, голодомором, витка массовых репрессий. Все это обернулось гибелью более 7 миллионов советских граждан.

Также можем рекомендовать следующие статьи: 

  • Какие республики входили в состав СССР
  • Все генсеки СССР по хронологии

Пишите в комментариях, что думаете о последствиях образования СССР.

Поделиться в соц. сетях

    Очень краткая история экономики СССР и стоимость рубля Украина, граничит с Россией. По сути, война была объявлена ​​Украине после десятилетий региональной напряженности между двумя странами и более широких геополитических факторов, которые еще больше усилили напряженность. Будучи первым конфликтом между двумя европейскими странами после Второй мировой войны, решение России о вторжении в соседнюю страну было беспрецедентным и вызвало широкое осуждение со стороны международного сообщества[i] 9.0005

    В первую очередь ответом Запада были все более жесткие экономические санкции, такие как замораживание активов российских олигархов и бизнесменов за границей, отключение России от SWIFT-платежей, чтобы затруднить платежи в российские банки, и приостановка добычи российской нефти (именно поэтому цены на топливо в последнее время такие дорогие!).

    Эти санкции призваны создать нагрузку на российскую экономику и, таким образом, оказать политическое давление на правительство со стороны деловых кругов и российских граждан в надежде заставить Россию вывести свои вооруженные силы. [ii]

    Неудивительно, что Россия не впервые сталкивается с такими санкциями или нежеланием торговать за последнее время. Россия исторически находилась в разногласиях с Западом на протяжении столетий, особенно во время подъема Советского Союза и холодной войны, когда геополитическая напряженность, а также усилия по внедрению коммунизма посредством централизованно планируемой экономики привели к тому, что советский рубль имел нулевой курс. ценность как международной валюты, что привело к тому, что Pepsi стала шестой по величине армией в мире.

    Но об этом будет рассказано во второй части этой серии. А пока нам сначала нужно получить представление о том, как работала советская экономика и почему рубль был бесполезен для международного обмена.

    Централизованно-плановая экономика

    В 1917 году Россия пережила две революции: первая свергла царя и систему монархии, правившую Россией на протяжении столетий, а вторая была переворотом, организованным большевистской фракцией коммунистов, в ходе так называемой Октябрьской революции.

    К этому моменту Россию можно было считать полуфеодальным обществом. У него была аграрная экономика, около половины ВВП приходилось на сельское хозяйство, и он сильно отставал от Европы в промышленном развитии.[iii]

    После захвата власти большевиками в 1922 г. Жестокая Гражданская война в России. Владимир Ленин, лидер большевиков, выступал за то, чтобы Россия обошла развитие промышленного капитализма и насильственно перешла от аграрного общества к социализму. [iv] Это включало принудительную коллективизацию зерна (т. Е. Изъятие лишнего зерна, произведенного фермерами, и его перераспределение), ликвидацию кулацкого (богатого и землевладельческого) класса крестьян посредством санкций и репрессий, а также национализацию большинства отраслей промышленности СССР, запрет частной собственности на капитал. [v] Правительство почти полностью контролировало экономику и было единственным агентом, определяющим, какие товары необходимо производить, в каком количестве и по какой цене.

    Это привело к оглушительному провалу рынка; Из-за массового голода во время Гражданской войны в России семьи из городских районов перебрались в сельскую местность, чтобы выращивать себе еду, поскольку цепочки поставок были плохо организованы и не могли поставлять продукты питания в города. Эта миграция привела к нехватке фабричных рабочих, что, в свою очередь, привело к снижению общего производства и закрытию многих фабрик. Когда экономика приблизилась к свободному падению, Ленин был вынужден проводить новую экономическую политику. Это позволило частное предпринимательство и немного освободило торговлю в попытке стабилизировать экономику. [vi]

    Экономическая теория может объяснить, почему произошел такой провал рынка. Объем производства и цена продукта определяются силами спроса и предложения. Если люди чего-то хотят, а фирмы готовы это производить, то оба актора будут торговать в соответствии со своими потребностями и личными интересами. Это приведет к эффективному результату, потому что люди свободны в выборе своего спроса на продукт, а фирмы могут решать, на каком уровне производить. Таким образом, устанавливается равновесие, и рынок очищается.

    Интуитивно почти невозможно, чтобы кто-то точно оценил уровень спроса другого человека на различные товары и смог точно сопоставить этот спрос с предложением. На более широком макроуровне можно приблизительно оценить, какой регион нуждается в каких ресурсах в соответствии с демографическими переменными. Однако просто невозможно учесть бесконечные сложности и требования как потребителей, так и поставщиков, независимо от того, насколько сложным может быть центральное плановое агентство страны. Именно это привело к сбоям в цепочках поставок, поскольку города и области в России не получали достаточного количества товаров, предоставленных государством.

    Обменные курсы

    В дополнение к предложению и цене товаров и услуг стоимость рубля также планировалась централизованно, внутри страны и за рубежом. [vii]

    Когда Иосиф Сталин поднялся до советского руководства, его подпись пятилетки и доктрина «социализма в одной стране» еще больше усилили государственный контроль над экономикой и изолировали СССР от мира[viii]. Это сделало международную торговлю советским рублем непривлекательной для зарубежных стран. Как свидетельствует описанный выше сбой рынка, стоимость рубля может неверно отражать реальную стоимость конкретных товаров и услуг. Произвольно определяемая правительством стоимость, не только с точки зрения обменных курсов, но и как представление собственной экономической стоимости СССР, делала рубль ненадежным экономическим показателем. Кроме того, с развитием холодной войны между СССР и Соединенными Штатами у Запада было еще больше сдерживающих факторов для использования советской валюты или взаимодействия с СССР[ix] 9.0005

    Таким образом, несмотря на то, что СССР стал сверхдержавой в двадцатом веке, ему приходилось торговать бартером, а не валютой. И ничто не иллюстрирует это лучше, чем роковой день на Всемирной выставке 1959 года, когда президент PepsiCo Дональд Кимбалл предложил Генеральному секретарю Никите Хрущеву чашку Pepsi…

    Продолжение следует во второй части.


    [i] Эндрю Осборн и Полина Никольская (2022), Путин в России санкционирует «специальную военную операцию» против Украины» , по состоянию на 4 мая 2022 г. , https://www.reuters.com/world/europe/russias-putin-authorises-military-operations-donbass-domestic-media-2022-02-24/.

    [ii] BBC News (2022), Какие санкции применяются к России в связи с вторжением в Украину?, a , дата обращения 4 мая 2022 г., https://www.bbc.com/news/world-europe-60125659.

    [iii] М. Е. Фалькус (1968), «Национальный доход России, 1913: переоценка», Economica , 35(137):52-73, https://www.jstor.org/stable/2552161.

    [iv] Oxford Reference (2022), Marxism-Leinism , по состоянию на 6 мая 2022 г., https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803100137769

    [v] Марк Харрисон и Андрей Маркевич (2012), Национальный доход России в годы войны и революции, 1913–1928 , по состоянию на 4 мая 2022 г., https://voxeu.org/article/russia-s-national-income-war-and-revolution-1913-1928 .

    [vi] The History Learning Site (2015), «Военный коммунизм», по состоянию на 13 июня 2022 г., https://www.historylearningsite. co.uk/modern-world-history-1918-до-1980/Россия-1900-до-1939/война-коммунизм/#:~:text=Война%20Коммунизм%20был%20название%20,чрезвычайные%20меры%20и%20социалистическая%20догма.

    [vii] Christina Majaski (2020) Fixed Exchange Rate , Investopedia, по состоянию на 4 мая 2022 г., https://www.investopedia.com/terms/f/fixedexchangerate.asp.

    [viii] Encyclopaedia Britannica (2022), Five Year Plans , по состоянию на 6 мая 2022 г., https://www.britannica.com/topic/Five-Year-Plans; Семнадцать мгновений советской истории (2022), Социализм в одной стране против перманентной революции, , по состоянию на 7 июня 2022 г., https ://soviethistory.msu.edu/1924-2/industrialization-debate/industrialization-debate-texts/socialism-in-one-country-versus- перманент-революция/ .

    [ix] Уиллис С. Армстронг (1948), «Советский подход к международной торговле», Ежеквартальный журнал политических наук , 63(3):368-382, https://www.jstor.org/stable/2144779 .


    Экономические проблемы СССР

    Экономические проблемы СССР

    Иосиф Сталин

    Экономические проблемы СССР


    Иногда спрашивают, существует ли и действует ли закон стоимости в нашей стране при социалистическом строе.

    Да, существует и работает. Где существуют товары и товарное производство, там должен существовать и закон стоимости.

    В нашей стране сфера действия закона стоимости распространяется прежде всего на товарное обращение, на товарный обмен посредством купли-продажи, обмен главным образом предметов личного потребления. Здесь, в этой сфере, закон стоимости сохраняет, конечно, в известных пределах, функцию регулятора.

    Но действие закона стоимости не ограничивается сферой товарного обращения. Это распространяется и на производство. Правда, в нашем социалистическом производстве закон стоимости не имеет регулирующей функции, но тем не менее он влияет на производство, и этот факт нельзя не учитывать при руководстве производством. На самом деле предметы потребления, необходимые для возмещения затрат рабочей силы в процессе производства, производятся и реализуются в нашей стране как товары, подпадающие под действие закона стоимости. Именно здесь закон стоимости оказывает свое влияние на производство. В связи с этим на наших предприятиях большое значение приобретают такие вещи, как хозрасчет и рентабельность, себестоимость продукции, цены и т. д. Следовательно, наши предприятия не могут и не должны функционировать без учета закона стоимости.

    Это хорошо? Это неплохо. В нынешних условиях это действительно неплохо, так как приучает наших хозяйственников к рациональному ведению производства и дисциплинирует их. Это неплохо, потому что учит наших руководителей считать производственные величины, считать их точно, а также точно считать реальные вещи в производстве, а не болтать чепуху о «приблизительных цифрах», выдуманных из воздуха. Это неплохо, потому что учит наших руководителей искать, находить и использовать скрытые резервы, скрытые в производстве, а не топтать их ногами. Это неплохо, потому что учит наших руководителей систематически совершенствовать методы производства, снижать себестоимость продукции, практиковать хозрасчет и заставлять свои предприятия платить. Это хорошая практическая школа, которая ускоряет развитие наших руководящих кадров, их рост в настоящих руководителей социалистического производства на современном этапе развития.

    Беда не в том, что производство в нашей стране находится под влиянием закона стоимости. Беда в том, что наши хозяйственники и планировщики, за немногими исключениями, плохо знакомы с действием закона стоимости, не изучают его и не умеют учитывать его в своих расчетах. Этим, собственно, и объясняется та неразбериха, которая до сих пор царит в области политики установления цен. Вот один из многих примеров. Некоторое время тому назад было решено урегулировать цены на хлопок и зерно в интересах хлопководства, установить более точные цены на хлеб, продаваемый хлопкоробам, и повысить цены на поставляемый государству хлопок. Наши хозяйственники и планировщики внесли на этот счет предложение, которое не могло не поразить членов ЦК, так как предлагало установить цену тонны зерна практически на уровне тонны хлопка, и, кроме того, цена тонны зерна была принята эквивалентной цене тонны испеченного хлеба. В ответ на замечания членов ЦК о том, что цена тонны хлеба должна быть выше цены тонны зерна из-за дополнительных затрат на помол и выпечку и что хлопок вообще намного дороже зерна, о чем свидетельствовали и их цены на мировом рынке, авторы предложения не смогли ничего вразумительного сказать. Поэтому ЦК был вынужден взять дело в свои руки и понизить цены на хлеб и поднять цены на хлопок. Что было бы, если бы предложение этих товарищей получило юридическую силу? Мы должны были разорить хлопкоробов и остаться без хлопка.

    Но значит ли это, что действие закона стоимости имеет у нас такой же размах, как и при капитализме, и что он является регулятором производства и у нас? Нет. На самом деле сфера действия закона стоимости при нашем хозяйственном строе строго ограничена и поставлена ​​в определенные рамки. Уже было сказано, что сфера действия товарного производства ограничена и поставлена ​​в определенные рамки нашей системой. То же самое надо сказать и о сфере действия закона стоимости. Несомненно, что факт отсутствия частной собственности на средства производства и обобществления средств производства как в городе, так и в деревне не может не ограничивать сферу действия закона стоимости и степень его влияния на производство. .

    В этом же направлении действует закон сбалансированного (пропорционального) развития народного хозяйства, пришедший на смену закону конкуренции и анархии производства.

    В этом же направлении действуют и наши годовые и пятилетние планы и вообще наша экономическая политика, исходящие из требований закона планомерного развития народного хозяйства.

    Все это вместе взятое приводит к тому, что сфера действия закона стоимости в нашей стране строго ограничена и что закон стоимости не может при нашем строе действовать как регулятор производства.

    Этим, собственно, и объясняется тот «поразительный» факт, что если у нас закон стоимости, несмотря на неуклонное и быстрое расширение нашего социалистического производства, не приводит к кризисам перепроизводства, то в капиталистических странах этот же закон, сфера действия которого при капитализме очень широка, приводит, несмотря на низкие темпы расширения производства, к периодическим кризисам перепроизводства.

    Говорят, что закон стоимости есть постоянный закон, обязательный для всех периодов исторического развития, и если он утрачивает свою функцию регулятора меновых отношений на второй фазе коммунистического общества, то на этой фазе коммунистического общества он сохраняет ее. развитие его функции как регулятора отношений между различными отраслями производства, как регулятора распределения труда между ними.

    Совершенно неправда. Стоимость, как и закон стоимости, есть историческая категория, связанная с существованием товарного производства. С исчезновением товарного производства исчезают и стоимость и ее формы, и закон стоимости.

    Во второй фазе коммунистического общества количество труда, затраченного на производство товаров, будет измеряться не окольным путем, не через стоимость и ее формы, как это имеет место при товарном производстве, а прямо и непосредственно — по количество времени, количество часов, затраченных на производство товара. Что касается распределения труда, то его распределение по отраслям производства будет регулироваться не законом стоимости, который к тому времени перестанет действовать, а ростом спроса общества на товары. Это будет общество, в котором производство будет регулироваться потребностями общества, а учет потребностей общества приобретет первостепенное значение для планирующих органов.

    Совершенно неверно также утверждение, что при современном экономическом строе, на первой фазе развития коммунистического общества, закон стоимости регулирует «пропорции» труда, распределяемого между различными отраслями производства.

    Если бы это было так, то было бы непонятно, почему наша легкая промышленность, наиболее прибыльная, не получает всемерного развития и почему предпочтение отдается нашей тяжелой промышленности, часто менее прибыльной, а иногда и вовсе невыгодно.

    Если бы это было так, то было бы непонятно, почему не закрывается ряд наших предприятий тяжелой промышленности, которые еще убыточны и где труд рабочего не дает «должной отдачи», и почему новые заводы легкой промышленности не закрываются. которые, несомненно, были бы прибыльными и где труд рабочих мог бы принести «большую прибыль», не открываются.

    Если бы это было верно, то было бы непонятно, почему рабочие не переводятся с менее прибыльных, но очень необходимых нашему народному хозяйству предприятий на более прибыльные, — в соответствии с законом стоимости, который якобы регулирует » пропорции» труда, распределяемого между отраслями производства.

    Очевидно, что если бы мы пошли за этими товарищами, мы должны были бы отказаться от первенства производства средств производства в пользу производства предметов потребления. И каковы были бы последствия прекращения первенства производства средств производства? В результате была бы уничтожена возможность непрерывного расширения нашего народного хозяйства, потому что непрерывное расширение народного хозяйства невозможно без отдания приоритета производству средств производства.

    Эти товарищи забывают, что закон стоимости может быть регулятором производства только при капитализме, при частной собственности на средства производства, конкуренции, анархии производства и кризисах перепроизводства. Они забывают, что у нас сфера действия закона стоимости ограничена общественной собственностью на средства производства и законом планомерного развития народного хозяйства, а следовательно, ограничена и нашими годовыми и пятимесячными годовые планы, которые являются приблизительным отражением требований настоящего закона.

    Некоторые товарищи делают из этого вывод, что закон планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства аннулируют принцип рентабельности производства. Это совершенно неверно. Это как раз наоборот. Если рассматривать рентабельность не с точки зрения отдельных заводов или отраслей, и не в течение одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в течение, скажем, десяти-пятнадцати лет, что является единственно правильном подходе к вопросу, то временная и неустойчивая прибыльность некоторых заводов или производств не идет ни в какое сравнение с той высшей формой устойчивой и постоянной прибыльности, которую мы получаем от действия закона сбалансированного развития народного хозяйства и от экономической планирования, которые избавляют нас от периодических экономических кризисов, разрушающих народное хозяйство и наносящих огромный материальный ущерб обществу, и обеспечивающих непрерывный и высокий темп роста нашего народного хозяйства.