Жена всеволода большое гнездо: Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня. Великие и неизвестные женщины Древней Руси

Тайна великой княгини

В марте исполняется 810 лет со дня кончины великой княгини Марии Шварновны, супруги Всеволода Большое Гнездо. Над загадкой происхождения княгини, матери-героини и устроительницы влиятельного монастыря, историки бьются до сих пор.

Прежде всего, Мария Шварновна заслужила добрую память тем, что именно она обеспечила мужу прозвище Большое Гнездо. Мать-героиня, не иначе.

С 1178-го и по 1197 год она родила Всеволоду 12 детей — 4 дочерей и 8 сыновей. Всеволоду дети помогли укрепить влияние в раздробленной Руси. Дочери вступали в выгодные браки с князьями-союзниками, сыновья отправлялись княжить в ключевых городах, в том числе в Новгороде.

Четверо сыновей Марии и Всеволода впоследствии в разные годы занимали великокняжеский престол во Владимире ‑ Константин, Юрий, Ярослав и Святослав. Четверо сыновей канонизированы.

Количество великокняжеских потомков, идущих от Марии и Всеволода, поражает — насчитывают более 100 князей и княгинь в последующих коленах разветвленного рода Рюриковичей.

После рождения 12-го ребенка, в самом конце XII века, организм великой княгини Марии дал сбой. Она серьезно заболела. И, предвидя скорую кончину, убедила супруга в 1200 году основать женский монастырь во Владимире. У него два названия — Успенский Княгинин. Второе название — в честь основательницы. По сути, Мария построила обитель и усыпальницу для себя и других княгинь.

Земной путь Мария Шварновна завершила по-княжески достойно. Приняла постриг и схиму с именем Марфа и за 18 дней до кончины ушла в основанный ею монастырь. В традиции от Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха она оставила завещание детям жить в мире и согласии и поддерживать церковь. Правда, дети не очень прислушались и сразу после смерти Всеволода начали бороться за великокняжеский престол.

Завершающий этап жизни Марии Шварновны по летописям и церковным преданиям известен хорошо. А вот споры о происхождении княгини продолжаются: летописи XII века скудны и часто противоречивы.

По одной версии, Мария Шварновна — чешского происхождения. «Мариа Всеволжа Шварновна, дщи князя Чешьского» — сообщается в списке Новгородской летописи. Исходя из этого отца Марии Шварна называют чешским королем или князем. Хотя никакого короля Шварна среди чешских и богемских правителей в тамошних хрониках нет.

А по другой версии Мария ‑ ясыня, то есть из народа ясов — осетин. Вывод сделан на том основании, что в летописи ясыней назвали сестру Марии, значит, и супруга Всеволода происходит с Кавказа. Кстати, согласно летописным источникам три сестры владимирской правительницы также были замужем за русскими князьями.

Нашлись исследователи, соединившие оба предположения. Дескать, Мария — дочь от первого брака некоего «чешского князя», а ее младшие сестры — от второго, и вот они-то и были осетинками по матери. А она все-таки чешка.

Церковное предание, в том числе в восстановленном Княгинином монастыре, также склоняется к чешской версии. В пользу «кавказского следа» приводятся летописные цитаты, по которым Мария была «родственницей красавицы Бурдухан — супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана». Но имя отца самой владимирской княгини четко не называется.

Как видим, обе версии имеют недостаточную доказательную базу. Было бы легче, если бы в источниках нашелся какой-нибудь Шварн, подходящий на роль отца владимирской княгини. Достоверно известно, что был такой великий князь литовский Шварн, но он жил на полвека позже смерти Марии. Может, перепутали при переписывании летописей? В нужное время в Киеве служил воевода по имени Шварн. Возможно, он — отец Марии?

Опять одни предположения. В юности Всеволод жил в Византии — мог заезжать и на Кавказ. По указанию брата княжил в Киеве — мог и жениться на дочке воеводы. Связи русичей с европейскими странами в то время были тесными, так что князь вполне мог взять в жены чешку. С большой долей вероятности мы можем говорить, что Всеволод после гибели старшего брата Андрея Боголюбского прибыл княжить во Владимир в 1176 году уже женатым.

…Мария Шварновна была похоронена в Успенском соборе «своего» Княгинина монастыря. И хотя собор с тех пор полностью перестроен, ее погребение сохранилось. Позже рядом с ней упокоились две жены Александра Невского, внука Марии Шварновны, а также другие княгини и знатные дамы.

Всеволод Большое Гнездо был безутешен после смерти верной спутницы жизни. Но политика есть политика, и в 1209 году он женился на дочери князя Полоцкого, ее называют то Любавой, то Анной. И она тоже похоронена в Княгинином монастыре. О детях Всеволода от второго брака ничего не известно. Князь Всеволод пережил Марию Шварновну на 6 лет и скончался в 1212 году.

Женский Успенский монастырь во Владимире получил название Княгинина, и с самого начала монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь владимирского великокняжеского дома.

На протяжении нескольких столетий монастырь был крупным вотчинником. К середине XVIII века монастырю принадлежало 1125 душ мужского пола и около 1480 десятин плодородной земли во Владимирском и Юрьевском уездах.

Мария Ясыня – аланская княжна

В 1175 году Владимирская знать гуляла на пышной свадьбе молодого княжича Всеволода, сына Юрия Долгорукого и аланской княжны Марии. Через год 22-летний Всеволод взошел на княжеский престол и стал великим князем Владимирским. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. И во всех трудах Всеволода поддерживала его супруга — Великая княгиня Мария Аланская. Она была очень благочестивая, любила благотворительность и заботилась о бедных. Княжеская чета прожила в любви и согласии 30 лет и они имели 12 детей. Перед смертью в 1206 году великая княгиня постриглась в монахини с именем Марфа. По словам Н.М.Карамзина, «готовясь умереть, она позвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им.., что междоусобицы губят князей и Отечество, советовала детям быть набожными, трезвыми… в особенности  уважать старцев».

 

Пламенная вера Марии Аланской явилась светильником не только для ее детей, но и внуков и правнуков. Русской православной церковью канонизированы трое ее детей: Юрий, князь Владимирский; Михаил, князь Черниговский и дочь Агафья. Причислены к лику святых также внук Александр Невский, внучка Феодора и правнук Даниил Московский. От Даниила Московского пошли Московские князья, ставшие русскими царями, а от его брата Андрея Суздальского — князья Шуйские. 

Аланская кровь Марии текла и в князьях Стародубцевых, Ромодановских и Пожарских, потомков ее младшего сына Ивана. 

Известный Дмитрий Пожарский, спасший Россию от польских интервентов, был потомком Всеволода Большое Гнездо и Марии Аланской в шестом колене. Память Марии Аланской почитается Православной церковью два раза в году — 1 апреля (день кончины) и 6 июля (по новому стилю).

Следует напомнить, что Александр Невский был сыном Ярослава II и внуком суздальского князя Всеволода III  Большое гнездо и Марии-Ясыни. Брак Всеволода III и аланки Марии продолжил ветвь Рюриковичей и подарил будущей России великих полководцев-стратегов: уже упомянутого Александра Невского и Дмитрия Донского, царей Василия Шуйского и Ивана Грозного. Русской православной церковью они причислены к лику святых, равно как и ее семь потомков. Эта генеалогическая ветвь привела к поэту Александру Пушкину.

Возвращение дружины Ярополка

 

Сентябрь далекого 1116 года. В стольный град Киев из военного похода на Дон и Северный Донец возвращается дружина Ярополка, сына великого князя Владимира Мономаха. Рядом с молодым князем на великолепном белом коне едет его невеста – плененная Ярополком в жарком бою аланская княжна необычайной красоты (по словам летописца, полонянка была «красна велми, яського князя дщерь»). В замужестве она была наречена Еленой, а впоследствии стала великой княгиней Киевской. Отличавшаяся не только красотой, но и умом, и благородством характера, Елена пленяла умы и сердца окружающих. Ее влияние было настолько велико, что старший племянник Ярополка от брата Мстислава – Изяслав, внук Мстислава – Ярослав, младшие племянники Ярополка, сыновья его родного брата Юрия Долгорукого, Андрей и Всеволод, тоже женились на аланках. Андрей Боголюбский женился на Алене Ясской, а Всеволод — на Марии, дочери аланского князя Шварна. На двоюродной сестре Марии был женат князь Мстислав Всеволодович Черниговский.   

Здесь хотелось бы отметить, что, согласно сохранившимся в хрониках и летописях сведениям, аланская знать той эпохи отличалась высоким уровнем образованности. Так, Давид Сослан знал греческий, латинский, арабский, татарский, грузинский языки, был, как отмечал в 1915 г. известный грузинский историк З. Чичинадзе, автором грузинских книг. Более того, по мнению большого числа ученых, именно Давид Сослан – автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», поэтической истории любви Тамары и Давида, а псевдоним Руставели, означающий «родом из Рустави», взят им по названию одного из своих родовых имений — Рустави. Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так, Борена, жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара». Бурдухан владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками (читала и писала), и тоже получила свое образование дома, в Алании. Высокой образованностью и большим влиянием на своих мужей отличались и Мария Аланская, супруга византийского императора Михаила Дуки, и византийская Василисса Ирина, дочь аланского царя Дургулеля Великого. Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине. В связи с этим, весьма интересной и перспективной представляется проблема исторической реконструкции существовавшей в Алании системы образования, дававшей такие блестящие результаты. А пока отметим, что аланки, воспитанные в принципах равенства с мужчинами, красивые и хорошо образованные, пользовались таким большим влиянием на своих знаменитых мужей, что это нашло отражение в исторических документах эпохи.  

Однако вернемся в средневековую Русь. Есть все основания предполагать, что представительницы знатных аланских родов Алена Ясская (брат которой был боевым соратником Андрея) и Мария Шварновна (по некоторым сведениям, близкая родственница царицы Тамары по линии ее матери Бурдухан) не были исключением из этого ряда. Доказательством же того, что они были апанками северокавказского происхождения, служит следующий факт. Боярство, недовольное крутой ломкой старых традиций, начатой Андреем Боголюбским не без влияния выросшей в других условиях жены, организовало заговор. В результате князь 

Андрей был убит, а его жену Алену Ясскую и ее брата (по прозвищу Амбал), не без оснований считавшихся вдохновителями многих его начинаний, утопили в озере. Сын Андрея и Алены, князь Юрий Боголюбский, как сообщают русские летописи, бежал на родину матери – на реку Сунжу на Северный Кавказ. Именно здесь его нашли эриставы Грузии, и он стал первым мужем царицы Тамары. О его дальнейшей судьбе красочно поведала Т. Воинова в повести «Тамара и Давид».  

Для нас, в связи с неиссякаемым глубоким интересом к имени А.С. Пушкина, особый интерес приобретает судьба Марии Шварновны, являющейся общей прапра…бабушкой А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой и Ивана Грозного. Действительно, как следует из анализа генеалогического древа, А.С. Пушкин — прямой потомок внука Всеволода Большое Гнездо и Марии, князя Ярослава Ярославича. Кстати, интересно отметить, что Ярослав Ярославич был женат на Ксении Юрьевне Одоевской, внучке князя Михаила Всеволодовича Черниговского, также женатого на аланке. Таким образом, в родословной А.С. Пушкина имеется не одна, а целых две аланские ветви. К сожалению, мне пока не удалось найти более подробных сведений об аланке, на которой был женат князь Михаил Всеволодович Черниговский.  

Наталья Николаевна Гончарова и Иван Грозный — прямые потомки другого внука Всеволода Большое Гнездо – Александра Невского. Таким образом, Всеволод Большое Гнездо является общим прапра…дедушкой Александра Сергеевича и его жены. А их общая прапра…бабушка, жена Всеволода Большое Гнездо Мария Всеволожная – дочь аланского (ясского, как писали в русских летописях) князя Шварна.  

 

Что же известно о Марии Шварновне? 

 

Мария (1158-1209) вышла замуж за Всеволода совсем юной девушкой (первое, но не последнее, упоминание о ней в русских летописях относится к 1176 году, когда ей было 18 лет). Она родила и воспитала восьмерых сыновей (отсюда и прозвище Всеволода – Большое Гнездо), причем воспитала их в традициях своей родины, где превыше многого ценились рыцарство и узы братства. Все сыновья Марии были отважными воинами, а ее внук Александр Невский стал знаменитым русским полководцем.

 Отметим, что другой знаменитый русский полководец Дмитрий Донской также был ее потомком. Отличаясь большим умом и благородством характера, Мария, как отмечается в русских летописях, оказывала очень большое и благотворное влияние на своего мужа. Благодаря ей «многие междоусобицы и раздоры были погашены, бывшие недруги обращены в союзников». Это тоже лежит в русле традиций ее родины, ибо, как свидетельствуют исторические хроники, аланы, суровые и непобедимые воины, хорошо знали цену крови и, по словам грузинского летописца, они «не терпели напрасного кровопролития и зависти». Вдохновляя своего мужа и помогая ему во всех начинаниях, Мария способствовала тому, что Всеволод Большое Гнездо вошел в историю как собиратель русских земель. Именно при ней город Владимир стал политическим и культурным центром жизни всей Северо-Восточной Руси. Мария, по свидетельству летописцев, отличалась также редкой добротой и благочестием. Она «вникала в нужды и заботы простолюдинов, заботилась о челяди», строила храмы и монастыри, неустанно творя добро. Вся ее жизнь была посвящена служению добру, и недаром она была канонизирована Русской православной церковью как святая (кстати, среди ее потомков еще семеро стали святыми, в том числе и два внука). Среди потомков аланки Марии много людей, оставивших заметный след в истории России, а в некоторых случаях на целые десятилетия определивших судьбу страны. Достаточно вспомнить ее внука Александра Невского, Ивана Калиту, Дмитрия Донского, Ивана Грозного (да-да, как четко видно из генеалогического древа, Иван Грозный является прямым потомком аланского князя Шварна), царя Василия Шуйского, правившего в годы великой смуты (1606-1610). Венчают это созвездие громких имен солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин и «нежнейшей прелести чистейший образец» Наталья Николаевна Гончарова. И, может быть, сила духа и обаяния Марии были настолько велики, что через века ее горячий темперамент, смелость ума и отвага засверкали в таланте ее прапра…внука А.С. Пушкина, а ее несравненная прелесть и обаяние проглядывали в облике ее прапра…внучки Н.Н. Гончаровой.  

К сожалению, А.С. Пушкин не знал о своем происхождении от Всеволода Большое Гнездо и аланки Марии Шварновны Святой. А если бы знал… Возможно, мировая литература была бы богаче еще на один шедевр, а мы бы лучше знали и гордились своей историей. 

 

 

 

Удивительная женщина Мария-Ясыня

 

Что мы знаем о ней, кроме сведений, что она, как и ее сестры, вышла замуж за русского князя? Почему она почти ежегодно рожала детей, за что ее супруга потом и нарекли «Большим гнездом»?  Я  полагаю, что Мария-Ясыня  придерживалась суждения, что сильная семья — основа государства. Чем мощнее и многочисленнее семья, тем могущественнее государство.

 Всеволод III был просвещенным  государем. До десяти лет он воспитывался в Византии и не мог не знать, что Мария Аланская была супругой Византийских императоров Михаила Дуки и Никифора III Вотаниата (вторая половина XI века). В Алании в то время была своя метрополия. В ущельях реки Б. Зеленчук находилось Нижне-Архызское городище, и до конца XII века оно было центром Аланской епархии и резиденцией ее епископов…. До сего времени хорошо сохранились монументальные Зеленчукские храмы Х века. Здесь проходил путь  через перевал Санчаро к Черному морю и Сотириуполю — Сухуми, где действовала церковь Богородицы Афинской. А отсюда рукой подать до Константинополя. Вполне понятно, что в Х веке правитель Алании и феодальная верхушка были крещены. В христианство была обращена большая часть народа, и даже создана Аланская архиепископская кафедра. Константинопольский патриарх внимательно следил за христианизацией Алании. Я полагаю, что население Алании было не только ираноязычное. Прекрасные памятники церковной архитектуры сохранились в Карачаево-Черкесии, в западных районах Кабардино-Балкарии. А там проживали касоги (кашаки, адыги, абазины)…

 К началу XIII века этнополитическая ситуация изменилась. Сюда устремился интенсивный поток степного половецкого населения, принадлежащего к тюркской группе языков (к долихоцефалам, остроголовым, и, как ни странно, но к голубоглазым и светловолосым. Половец — от слова «полова» — солома).

Были случаи дробления кафедр и их объединения Аланской, Сотириупольской и Зихской (в 1282 году, например). Как пишет большой знаток  истории этого периода и этого региона В. Кузнецов, на Кубани не представляется возможным разграничить  ареалы Аланской и Зихской  епархий. (См. «Очерки истории алан». Владикавказ, 1992, с. 326).

Я столь подробно останавливаюсь на выявлении этих ареалов, потому что Зихию называли по-другому Кубанской Чехией (см. исследование П. Буткова, опубликованное в 1825 году в журнале «Северный архив» Спб, № 4, с. 329).

 

Загадка Марии Чешской

 

Н. Карамзин назвал жену Всеволода III Большое Гнездо Марией Чешской. Для меня это было большой загадкой. Не верилось, что великий историк мог ошибиться, поименовав Марию Чешской. После долгих размышлений мне все стало ясным: Мария Шварновна  была из Зихии — Кубанской Чехии (район средневековой Алании). В Осетии и до сего времени встречаются фамилии с этим корнем. Есть в Южной Осетии даже городок Чех (по-грузински — Кехви).

Чем же прославилась Мария (она же Ясыня, она же Чешская)? Мы знаем, что она была родом из края, где утвердилось христианство, где были построены прекрасные храмы, дошедшие до нас: Сентинский, Шоанинский (близ нынешнего г. Карачаевска), Зеленчукские  (в верховьях реки Кубани). Любовь к искусству, книгам, просвещению она привила и детям. Она была подстать своему супругу, воспитанному в Византии. Искусствоведы до сего времени ломают голову над загадкой: откуда во Владимире — столице тогдашнего государства — на храмах в качестве основного выразительного средства присутствует  «звериный» стиль, на который обратил внимание выдающийся художник и исследователь культуры Н. Рерих. Мастера из Алании приехали во Владимир вместе с княжной Марией. Предки алан — скифы. Этот скифский звериный стиль подтверждает и напоминает нам о том, что в те далекие века произошло соединение в одно уникальное целое византийской, аланской и русской культур, что и запечатлено в Дмитриевском соборе (1194-1197 гг.), построенном в честь ее горячо любимого мужа Всеволода III (в крещении Дмитрия). Необычное разнообразие  животного и растительного мира, представленного на его стенах, сочетание объемной и почти плоской резьбы с крупным скульптурным портретом Всеволода III и его семьи… все это производит неизгладимое впечатление, и хотя в XVI-XVII вв. собор неоднократно горел и во время реставрации в 1837-1839 годах лишился  лестничных башен с галереей, все-таки свое своеобразие  и алано-скифское влияние не потерял.

В преддверии 1000-летия Ярославля мы с восхищением вспоминаем Марию-Ясыню, исключительную женщину, передавшую своим детям — в том числе и первым князьям Ростова и Ярославля  — свою любовь к христианству и искусству.

Из истории мы знаем, что неукротимым нравом обладал А. Боголюбский, не захотевший княжить в Киеве, и образовал на северо-востоке Руси новое государство со столицей во Владимире. Его брат Всеволод III со своей женой Марией-Ясыней способствовали возвышению Владимира и упрочению нового государства с зачатками монархии на родстве по крови. Сын же Всеволода III — Константин обладал тем же неукротимым аланским (яским) духом, не повиновался отцу, желая возродить былую славу Ростова, присоединить к нему Владимир. Как сообщает Лаврентьевская летопись, был бой между братьями Константином, Юрием и Ярославом, в котором победил Константин. После своей смерти он завещал город Владимир своему  брату Юрию. Перед смертью (в 1218 г.) «великий князь Константин послал сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода на Ярославль». Раньше Владимирское  княжество было единым, туда входили не только упомянутые выше города вместе с Ярославлем, но в юрисдикции была и Москва.

 

Заслуги аланки Марии-Ясыни

 

В Алании был высок культ Богородицы. Этой тенденции придерживалась Мария-Ясыня, построив Успенский собор в честь Успения Богородицы во Владимире. Этого придерживались и внуки Марии, в том числе и ярославский князь Всеволод (1210-1238), в крещении Иван. Он достраивал в Ярославле церкви, в частности Успенский собор, где повторялся тот же «звериный» стиль: резная львиная маска из белого камня. Эта деталь — знаковое выразительное средство мастеров, работавших во Владимире. Неслучайно герб Владимира — лев. Дети Всеволода Константиновича: Константин и Василий и дочка Василия — Мария, ее муж Федор Чермный и его вторая жена из рода Чингизидов — Юлдуз (Анна). 

В заключение хочу подчеркнуть, что Мария-Ясыня знала, сколь велики христианские корни алан. Она помнила, что в 130 году н. э. святой мученик Сукиа (Баракад) и под его началом шестнадцать аланских князей пострадали за христианскую веру, служа в Армении при дворе аланки царевны Сатеник. Мария понимала, что вполне закономерно ее из центра аланской епархии (прикубанской Чехии) взяли в жены, чтобы сеять мир, христианские заповеди в жестокое время междоусобных войн. Ее сын Константин Всеволодович и ее внук Всеволод Константинович радели за Ярославль, сделали его одним из культурных центров Руси. Подтверждение тому — создание библиотеки, училища при монастыре и др. 

Заслуги аланки (осетинки) Марии-Ясыни (Марии Шварновны) перед Русской церковью и культурой столь велики, что настала пора ее канонизировать: возвести в ранг святой всей Русской православной церкви, как поступили с грузинской царицей Тамарой! А Высокопреосвященнейшие Владыки: архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий способствовали бы причислению Марии-Ясыни  к лику местночтимых  Ярославской и Владимирской епархий.  А после этой акции они бы сподвиглись обратиться к Патриарху Алексию II, дабы почтить просветительницу и великую христианку, подвижницу Марию-Ясыню и внести ее имя в список святых Русской православной церкви. Она продолжила ветвь и миссию Рюриковичей. Все ее сыновья прославили силу русского духа и своими ратными успехами показывали образцы мужества и любви к отечеству.  

 

 

Тамара Дадианова, доктор философских наук, профессор

 

История Чехова | Россия

XII век

Современный город Чехов вырос из села Лопасня, названного в честь реки Лопасня, притока Оки. Первое письменное упоминание о Лопасне относится к 1175 , когда она входила в состав Черниговского княжества. Согласно летописной записи, во время гражданской войны после убийства Андрея Боголюбского жены Михаила Юрьевича и Всеволода Большое Гнездо были отправлены в Черниговское княжество для защиты. Олег Святославич, сын князя черниговского, проводил жен обратно в Москву, прежде чем вернуться на свою территорию Лоспасни.


13 век

В 1246 , после казни в Золотой Орде князя Черниговского Михаила, Черниговское княжество было разделено и Лопасня вошла в состав Тарусского княжества.


XIV век

Лопасня вместе с остальной частью бывшего Тарусского княжества была включена в состав Московского княжества при великом князе Василии I. Лопасня участвовала в боях во время войн между великим князем Рязанским Олегом Ивановичем и великим князем Дмитрием Донским. Москвы в 1370 1371 . Многие жители Лопасни сражались вместе с Дмитрием Донским в Куликовской битве в 1380 . В конце концов в 1382 был подписан мирный договор и князю Олегу Рязанскому была пожалована Лопасня. За это время Лопасня пришла в упадок и в итоге исчезла с карты. В течение следующих нескольких столетий он медленно рос заново, возможно, в немного другом месте.


XVI век

Вознесенская Давыдова Пустынь

В 1515 монах по имени Давид решил покинуть Пафнутьев Боровский монастырь в Боровске, чтобы основать свой монастырь. Местом для своего нового монастыря он избрал холм в лесу с видом на реку Лопасню, впадающую в Оку (ныне Нобый Быт в Чеховском районе). На этом месте Давид построил деревянную келью и зародилась Давыдова пустынь. Преподобный Давид скончался в 1529 и был похоронен в церкви, только что построенной для его упокоения. Позднее Давид был канонизирован как преподобный Давид Серпуховский.


Битва при Молодях

В 1572 в селе Молоди, которое сейчас находится в Чеховском районе, произошло известное сражение между русскими и крымскотатарскими войсками. В прошлом году крымскотатарские рейдеры успешно ворвались в Москву, сожгли ее дотла и решили повторить рейд в следующем году. Крымские татары успешно разбили гвардию у Серпухова, но затем, к своему удивлению, встретили русские подкрепления, готовые отразить такую ​​атаку. Превзойденные по численности русские одержали крупную победу в битве при Молодях, и менее четверти крымских татар остались живы.


18 и 19 век

Усадьба Лопасня-Зачатьевское

В 1770-х Усадьба Лопасня-Зачатьевское в Лопасне Екатерине Великой была пожалована фавориту импер. Это привело бы к тому, что усадьба была связана не только с дворянским родом Васильчиковых, но и с родами Ланских, Гончаровых и Пушкиных. После смерти Александра Пушкина его вдова Наталья вышла замуж за Петра Ланского в 1844 году, сестра которого, в свою очередь, вышла замуж за Николая Васильчикова. Это означало, что дети Пушкина часто бывали в усадьбе Лопасня-Зачатьевское, а его сын, Александр Александрович Пушкин, и несколько внуков похоронены в церкви Зачатия Анны на территории усадьбы.


Антон Чехов и усадьба Мелихово

В 1892 после возвращения с Сахалина Антон Чехов решил купить усадьбу Мелихово недалеко от Лопасни, которая однажды будет названа в его честь. Чехов не только творил в своем имении в литературном отношении (он написал там «Чайку» и «Дядю Ваню» и другие произведения), но и активно помогал местному населению, строя для него школы и лечебницу. Однако по мере ухудшения его здоровья в 1899 Чехов продался и переехал в Ялту, где, как он надеялся, теплый климат пойдет ему на пользу.


ХХ век

В 1954 селе Лопасня присвоен статус города и присвоен герб. Одновременно с получением статуса города Лопасня была переименована в Чеховскую в честь великого писателя, жившего когда-то неподалеку в усадьбе Мелихово.

Средневековые русские правители

Князья Киевские

862-879? Рюрик
882?-912 Олег (879-913?)
912-945 Игорь, сын Олега
945-962? Ольга, жена Игоря
962?-972 Святослав, сын Игоря и Ольги
972-978 Ярополк, сын Святослава
978-1015 Владимир, брат Ярополка
1015-1019 Святополк, сын Владимира
1019-1054 Ярослав Мудрый, брат Святополка?
1054-1078 Изяслав, сын Ярослава
1073-1076 Святослав, узурпатор, брат Изяслава?
1078-1093 Всеволод, брат Изяслава
1093-1113 Святополк, сын Изяслава
1113-1125 Владимир II Мономах, сын Всеволода
1125-1132 Мстислав, сын Владимира
1132-1139 Ярополк, брат Мстислава
1139-1146 Вячеслав, брат Ярополка?
1146-1154 Изяслав, сын Мстислава
1149-1157 Юрий Долгорукий (Суздаль), брат Мстислава
1154-1167 Ростислав, брат Изяслава
1169-1174 Андрей Боголюбский (Владимир), сын Юрия

Великие князья 13-го и 14-го веков — даты приблизительны

1176-1212 Всеволод III «Большое Гнездо», брат Андрея
1212-1219 Константин Всеволодович (правил только Ростовом?)
1219-1236? Юрий Всеволодович (1212-38?)
1236-1247? Ярослав Всеволодович (1238-46?)
1246-1248? Святослав Всеволодович
1246-1252? Андрей Ярославович (1249-52?)
1252-1263 Александр Невский Ярославич
1264-1271 Ярослав Ярославович
1272-1277 Василий Ярославич
1277-1294 Дмитрий Александрович
1294-1304 Андрей Александрович
1304-1313? Михаил Ярославович, сын Ярослава Ярославовича (1304-19?)
1313-1322 Юрий Даниилович, внук Александра Невского (1303-25?)
1322-1325 Дмитрий, сын Михаила
1326-1328 Александр Тверской, сын Михаила
?-1341 Иван Даниилович, Иван I «Калита» (1328-40?)
1341-1353 Семен Иванович (1340-53?)
1353-1359 Иван Иванович, Иван II
1359-1362 «Князь Суздальский» — Дмитрий Донской?
1362-1389 Дмитрий Иванович «Донской», сын Ивана Ивановича
1389-1425 Василий Дмитриевич, Василий I

Монгольские (Великие) ханы

1206-1227 Чингисхан
1229-1241 Огодай, покоряет Русь
1246-1248 Гуюк
1251-1259 Мункэ
1260-1294 Хубилай-хан

Ханы Золотой Орды

умер в 1255 г. Бату
г.
умер 1267 Берке
1267-1280 Мангу-Темир
1280-1287 Туда-Мангу
1287-1291 Теле-Буга
1291-? Тохту
1280-1299 Ногай, соправитель Золотой Орды

Князья конца 13 века по городам

Московские князья и великие князья

?-1303 Даниил
1303-1325 Юрий, сын Даниила?
1328-1340 Иван I, «Калита», брат Юрия? «Великий князь Владимирский»
1340-1353 Симеон, «великий князь всея Руси»
1353-1359 Иван II
1359-1389 Дмитрий Иванович «Донской»
1389-1425 Василий I
1425-1462 Василий II
1462-1505 Иван III, «Великий», первый «Государь Всея Руси»
1505-1533 Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог
1533-1547 Иван IV, «Грозный», первый русский «царь» в 1547 г. Русские цари
1547-1584 Иван IV, «Грозный»
1584-1598 Федор I, сын Ивана IV и Анастасии Романовых
1598-1605 Борис Годунов, брат жены Федора
1605-1606 Дмитрий I, «Лжедмитрий» по имени сына Ивана IV д.