Содержание
Застой в Советском союзе кратко
Одним
из самых спокойных для граждан Советского
Союза был период застоя. Застой в СССР
кратко характеризуется многими учеными,
как период, в которой все сферы жизни
государства пребывали в состоянии
стабильности. Не было ни экономического
кризиса, ни технического прогресса. В
истории государства этот период по
праву можно назвать расцветом.
Как
и все другие периоды, у этого нет четко
выделенного срока. Ученые часто не
соглашаются друг с другом, споря о начале
и завершении периода застоя. Большинство
сходится во мнении, что застой – это
период, который длился примерно 20 лет,
начиная от прихода к власти Брежнева
(1964 год), и до прихода к власти Горбачева,
а точнее, начала реализации его политики
Перестройки в 1986 году.
Именно
Горбачев впервые охарактеризовал застой
в СССР, кратко он выразил это тем, что в
развитии государства и общественной
жизни проявились застойные явления.
Таким образом, общепринятым названием
этого периода мы обязаны именно Горбачеву.
Не
стоит воспринимать период застоя как
сугубо негативное явление. Нельзя не
отметить, что в это время Советский Союз
достиг своего расцвета. Постоянно
возводились новые города, расширялся
производственный потенциал, продолжали
действовать космические программы.
СССР начал принимать участие и в
международной активности, восстанавливая
свою репутацию адекватного партнера.
Также существенно поднялся уровень
благосостояния жителей страны. В этот
период не было серьезных потрясений
экономического или политического
характера, люди начали верить в завтрашний
день.
Впрочем, современные историки
определяют, что такой стабильности
удалось добиться благодаря высокой
стоимости нефти на международном рынке.
Обильные поставки «черного золота» за
границу позволяли наполнять казну
государства, не проводя эффективных
реформ, и не улучшая экономический
потенциал страны. Рост экономики
прекратился, и только за счет экспорта
сырья государство чувствовало себя
спокойно. Однако выглядело это как
затишье перед бурей.
По
всей видимости, руководство страны
ощутило некие тревожные знаки, как
внутри общества, так и на международной
политике. Чтобы разрядить обстановку
в самом государстве, и осуществить
давление на нефтяной рынок, была
осуществлена военная интервенция в
Афганистан. Безуспешная и бесцельная
война, в которой на стороне суверенитета
государства стоял весь цивилизованный
мир, во время Перестройки подточила
шатающиеся устои государства.
Период Брежневского застоя
Период
застоя (эпоха застоя) – период в развитии
Советского Союза, который характеризуется
относительной стабильностью всех сфер
жизни, отсутствием серьезных политических
и экономических потрясений и ростом
благосостояния граждан.
Под
эпохой застоя обычно понимают период
между приходом к власти Л.И.
Брежнева в
середине 1960-х годов и началом перестройки
в начале 1980-х. В среднем, условно можно
обозначить годы периода застоя с 1964 по
1986.
Понятие периода застоя
Термин
«застой» впервые был введен в оборот в
политическом докладе М. С.
Горбачев на
27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи
отметил, что в развитии Советского Союза
и жизни граждан начали проступать некие
застойные явления. С тех пор этот термин
стал широко использоваться политиками,
экономистами и историками.
Следует
отметить, что однозначной трактовки
термин не имеет, так как под застоем
понимают, как положительные, так и
негативные явления. С одной стороны,
именно в эти двадцать лет, по мнению
историков, СССР достиг своего наивысшего
развития – строилось огромное количество
больших и мелких городов, активно
развивалась военная промышленность,
Советский Союз начал осваивать космос
и выбился в лидеры в этой сфере; также
страна достигла значительных успехов
в спорте, культурной сфере и самых разных
отраслях, включая социальную сферу –
уровень благосостояния граждан
существенно возрос, появилась уверенность
в завтрашнем дне. Стабильность – вот
главный термин, который описывает тот
период.
Однако
у понятия «застой» есть и другое значение.
Экономика страны в этот период фактически
прекратила свое развитие. По удачному
стечению обстоятельств произошел так
называемый «нефтяной бум» и цены на
черное золото выросли, что позволило
руководству страны получать прибыль
просто от продажи нефти. В то же время
экономика сама по себе не развивалась
и требовала реформ, однако из-за общего
благосостояния на это обращали меньше
внимания, чем требовало. Из-за этого
многие называют период застоя – «затишьем
перед бурей».
Таким
образом, с одной стороны, в это время
СССР достигло свое наивысшего рассвета,
обеспечил гражданам стабильность и
вышел в число мировых держав, а с другой
стороны заложил не самый хороший
фундамент для экономического развития
страны в будущем – в период перестройки.
Застой+(СССР) финансовое определение застоя+(СССР)
Застой+(СССР) финансовое определение застоя+(СССР)
Застой+(СССР) финансовое определение застоя+(СССР)
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
застой
СССР
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Экономика СССР
- Генеральная прокуратура СССР
- ГУЛАГ
- Список руководителей СССР
- Карательная психиатрия в СССР
- Список советских республик
- Советский Союз
- Верховный Совет Народного Хозяйства
- Список тем, связанных с Советским Союзом
- СССР
- Критика правления Коммунистической партии
- Политика Советского Союза
- Президиум Верховного Совета
- Пятилетка (СССР)
- Республики Советский Союз
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.
Полный браузер
?
- ▲
- застой
- застаивается
- застаивается
- застаивается
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- застой
- Застой (СССР)
- Энтальпия торможения
- застойный мастит
- застойный мастит
- застойный мастит
- застойный мастит
- Застой Османской империи
- Период застоя
- Точка застоя
- Точка застоя
- Давление застоя
- Давление застоя
- Температура застоя
- Температура застоя
- застой+(ссср)
- застой
- застой
- застой
- застой
- Стагникола
- Stagnicola bonnevillensis
- Стагникола болотная
- Станьо Ломбардо
- Лагуна Станьоне
- Стагнум
- Стагнум
- Стагонолепис
- Стагоноплевра
- Стагоноспора
- Stagonospora avenae f. sp. тритика
- Стагоноспора мелилоти
- Стагоноспора нодорум пятнистая
- Stagonospora recedens
- Стагоноспора сахарная
- Стагоноспора тайанская
- Стагоноспоропсис трахелии
- СТАГР
- СТАГРОН
- оленей
- оленей
- оленей
- оленей
- оленей
- оленей
- Олени и куры
- ▼
Сайт:
Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Таджикистан: хронический застой | Центр восточных исследований OSW
С момента обретения независимости Таджикистан столкнулся с серьезными политическими, экономическими и социальными проблемами. В последние несколько месяцев наблюдается явное увеличение их интенсивности. Отчасти это вызвано ухудшением экономической ситуации в России и значительным падением денежных переводов от таджикских трудовых мигрантов в Россию, а также усилением авторитаризма президента Эмомали Рахмона. Несмотря на такое обострение, в качественном отношении проблемы Таджикистана годами остаются неизменными. Помимо структурной слабости государства, основной причиной является продолжающаяся неоколониальная зависимость от России, которая фактически ограничивает пространство для политического маневра Душанбе и удерживает Таджикистан в сфере контроля России. Эта зависимость, с одной стороны, предохраняет страну от развала, а с другой – препятствует развитию государства, в результате чего Таджикистан находится в длительной стагнации. Аналогичные процессы происходят и в других странах постсоветской Средней Азии. Однако в случае с Таджикистаном зависимость и стагнация, которые он вызывает, наиболее сильны, и их механизмы наиболее легко прослеживаются.
Причины зависимости
Такие явления, как хроническая слабость Таджикистана, постоянное отсутствие перспектив развития государства, а также значительные, исторически обоснованные, неразрывные связи с Россией, взаимосвязаны и оказывают решающее влияние на ситуация в стране. Интенсивность, характер и динамика зависимости Таджикистана от России, а также безальтернативность ей позволяют охарактеризовать ситуацию как неоколониальную, что является ключевым при анализе процессов, происходящих в Таджикистане.
Слабость Таджикистана является основным фактором, который заставляет страну зависеть от внешней помощи. Таджикистан – беднейшая страна бывшего СССР, со значительными социальными проблемами, неразвитой экономикой, авторитарным управлением и развитым цивилизационным регрессом. Способы проявления слабости Таджикистана в политическом измерении: неэффективность государственных институтов и уровень их коррумпированности[1], политическая нестабильность государства[2], одновременно сочетающаяся с авторитаризмом власти. Государственный аппарат недееспособен – его различные институты вместо того, чтобы выполнять задачи, для реализации которых они были созданы, представляют собой элементы коррупционной системы[3]; это приводит к далеко идущей политической неэффективности государства. Реформы, направленные на подлинное улучшение, в стране не предпринимались. Все вышеперечисленное в сочетании с масштабом вызовов, с которыми сталкивается Таджикистан, означает, что Душанбе вынужден искать внешнюю политическую поддержку для обеспечения прочности своего правления.
Экономическое положение Таджикистана не позволяет государству функционировать самостоятельно. Экономика Таджикистана маленькая и неразвитая[4]. Слабость экономики приводит к обнищанию общества, особенно в сельской местности – около 42% населения Таджикистана живет за чертой бедности[5]. Отсутствие стремления к модернизации в сочетании с отсутствием энергоресурсов (экспорт которых составляет основу доходов более богатых государств региона, прежде всего Казахстана), приводят к тому, что Таджикистан не может быть экономически независимым, а значит, нуждается во внешней поддержке и в этом отношении. Такого рода помощь государственному аппарату оказывают международные финансовые институты и различные государства (прежде всего Китай), которые обеспечивают финансирование тех или иных проектов и институтов. Для общества присутствие таджикских трудовых мигрантов в России обеспечивает эту поддержку в виде денежных переводов, которые являются основным источником дохода общества. В связи с быстрым демографическим ростом Таджикистана (с 2000 по 2014 год население страны увеличилось на 2,1 млн человек – 35%), трудовая миграция также играет важную социально-политическую роль, так как позволяет нейтрализовать социальную напряженность, которая в противном случае могла бы быть потенциально опасной для правления президента Рахмона.
Хроническая слабость Таджикистана органически связана с его зависимостью от бывшей метрополии — Москвы. Эта зависимость имеет постоянный и непрерывный характер, хотя ее интенсивность периодически ослабевает. Таджикистан в его нынешнем виде (границы, политические институты и т. д.) является результатом советской политики в регионе, и, находясь в составе СССР, местные коммунистические власти полностью зависели от политической воли Москвы. После обретения независимости страна стала свидетелем кровопролитной гражданской войны (1992-1997) между правительством в Душанбе[6] и Объединенной таджикской оппозицией[7], в результате которой погибло 100 000 человек и 1,2 миллиона беженцев. В годы гражданской войны Россия выступала главным арбитром между соперничающими кланами, влияла на ход конфликта своим военным присутствием (российские войска воевали на стороне правительства) и в итоге стала гарантом мирных договоренностей. После войны ситуация в стране оставалась нестабильной, центральная власть не могла эффективно контролировать всю территорию государства. Это привело к дальнейшей политической зависимости от поддержки России. После 9/11 терактов и военной операции в Афганистане Душанбе открылся для сотрудничества с Западом (например, западная помощь и военное присутствие), что позволило снизить, но не устранить зависимость от России в этом аспекте, и заставить Москву пойти на ряд уступок (например, уход российских пограничников с границы с Афганистаном в 2005 г.). Из-за слабости государства попытки Душанбе сбалансировать влияние различных игроков не принесли устойчивого результата и, наряду со снижением интереса Запада к региону (завершение миссии ISAF в Афганистане), Россия вернулась на роль бесспорного политического покровителя Душанбе.
Из-за структурного и хронического характера слабости Таджикистана, а также его географических и исторических условий не существует альтернатив нынешней политической, социальной и экономической модели государства, включая зависимость от Москвы, которую оно создает. Сменить покровителя также невозможно – Китай, Запад и региональные державы, такие как Иран или Индия, несмотря на свое присутствие в Таджикистане, не заинтересованы и не способны играть ту роль, которую играет Россия. Кроме того, в связи с установившимся гражданской войной убеждением, что российская поддержка необходима лидеру страны, преемники Рахмона, скорее всего, не только не будут пытаться ограничить зависимость от России, но и скорее будут активно добиваться ее принятия. .
Механизмы неоколониализма в Таджикистане
Зависимость Таджикистана от России и в меньшей степени Китая просматривается в политической, экономической и социальной плоскостях. Наиболее ярким и известным примером такой многоаспектной зависимости является присутствие в России таджикских трудовых мигрантов. При этом зависимость от метрополий не сопровождается импульсом развития и модернизации Таджикистана, генерируемым вышеперечисленными акторами. В интересах старой и новой метрополий, чтобы Таджикистан оставался в своем нынешнем состоянии. Пекин заинтересован в стабильности в своем соседстве и строительстве транспортных коридоров в Таджикистане. Это требует поддержки таджикской государственности, но модернизация и трансформация страны не являются необходимыми условиями. Москва желает сохранить свою сферу влияния в Центральной Азии и, таким образом, сохранить Таджикистан достаточно слабым, чтобы у Душанбе не было альтернативы России, но достаточно сильным, чтобы не рухнуть под нарастающими хроническими внутренними проблемами.
В политическом и силовом измерениях механизмы неоколониальной политики Москвы направлены прежде всего на сохранение зависимости Душанбе, ограничение его пространства для политического маневра и тем самым на необходимость удовлетворения российских требований. Россия эксплуатирует в этом отношении вопросы стабильности и безопасности, как правило, посредством негативных стимулов – угроза дестабилизации страны в случае действий Душанбе против российских интересов. Инструментами реализации этой угрозы, помимо присутствия таджикских трудовых мигрантов в России (что является залогом стабильности страны), является способность Москвы поддерживать режим внутри[8] и внешне[9]] противников, а также его военное присутствие. Российские войска присутствуют в Таджикистане с самого начала существования государства – части 201-й российской военной базы (до 7000 человек) дислоцируются на западе и юге страны (Курган-Тюбе и Душанбе). Кроме того, Москва использует международные организации для институционализации своего влияния, например, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой доминирует Россия, которая, будучи формально военным союзом, позволяет Москве контролировать Таджикистан в сфере безопасности (прежде всего в геополитическом измерении – отсутствие нероссийского военного присутствия)[10].
Одним из характерных представлений является то, что зависимость Таджикистана от России лишь минимально ограничивается динамично растущим экономическим участием Китая в этой стране. Как это ни парадоксально, последнее не противоречит интересам России, а в некоторых аспектах дополняет их. В то время как Москва обладает широким набором политических инструментов, направленных на использование Душанбе, ее экономическое предложение значительно меньше и сосредоточено в основном на проблеме трудовых мигрантов. Кроме того, Таджикистан частично зависит от России в энергетическом секторе – почти все нефтепродукты и топливо импортируются из России, которая использует экспортные пошлины на них как инструмент воздействия[11].
Китайское предложение, хотя и приводит к зависимости Таджикистана, основано, прежде всего, на положительных стимулах для сотрудничества, в основном на кредитах и инвестициях. Они, как правило, направлены на инфраструктурные проекты (в основном транспортную инфраструктуру) и их сумма в период с 2014 по 2017 год составит 6 млрд долларов США[12]. Они являются важным источником дохода для государства (но из-за неэффективного перераспределения, а не для общества) и позволяют осуществлять необходимые инвестиции, которые Душанбе не смог бы осуществить без помощи Китая. Однако напрямую интересам Москвы это не угрожает – Пекин признает Таджикистан частью российской сферы влияния, а китайская экономическая активность как таковая не конкурирует с российской. Из-за отсутствия существенной российской экономической активности в стране он скорее заполняет нишу, оставленную Россией.
В социальном, а также политическом и экономическом измерениях основным механизмом зависимости Таджикистана от России является массовая трудовая миграция в Россию (862 000 человек на январь 2016 г.)[13]. Для значительной части общества основной формой дохода является либо работа в России, либо денежные переводы от мигрантов. Эти последние в 2014 г. составили 3,83 млрд долларов США[14] и по сравнению с ВВП страны равнялись примерно 41% от ее размера (что является самым высоким коэффициентом в мире).
Для Душанбе массовые масштабы трудовой миграции в Россию являются, с одной стороны, стабилизирующим фактором – она является основным источником доходов общества и снимает социальную напряженность. Однако это вызывает далеко идущую политическую и экономическую зависимость от России. За счет миграции власти не вынуждены заниматься проблемой обеспечения общества средствами заработка (что в силу экономической слабости страны они не в состоянии сделать внутри страны), а тем самым одновременно избавляются от наиболее активных лиц из страны и тем самым нейтрализовать угрозы стабильности режима, исходящие от общества. Москва, осознавая важность этого вопроса для Душанбе, неоднократно разыгрывала миграционную карту в своих отношениях с Таджикистаном как посредством негативных (массовые рейды и депортации нелегальных мигрантов)[15], так и позитивных стимулов (облегчение трудовых из Таджикистана)[16].
Последствия зависимости
Следствием зависимости Таджикистана от России является сохранение существующей системы. Это, с одной стороны, означает относительную стабильность государства, а с другой — нарастающий застой. Эти тенденции видны как в политическом, так и в социально-цивилизационном измерениях. В обоих аспектах они соответствуют интересам России и еще больше укрепляют ее позиции.
В политическом измерении поддержка России означает устойчивость режима и усиление позиции президента Рахмона, что, в свою очередь, ведет к усилению авторитаризма в Таджикистане. Это касается как масштабов влияния президента и его семьи на государство и экономику, так и сужения пространства для политического плюрализма (например, запрет Партии исламского возрождения Таджикистана)[17] и контроль над обществом[18]. Роль Рахмона, правящего страной с 1994, увеличивается, что можно наблюдать и в правовом измерении – например, в декабре 2015 года парламент Таджикистана принял закон о предоставлении Рахмону статуса «Лидера нации», который, помимо звания, предоставляет ему пожизненную неприкосновенность, что не прекратится даже тогда, когда закончится его президентский срок[19]. Авторитаризм также приводит к тому, что семья Рахмона является важным элементом политической системы, а его родственники занимают важные посты – например, сын Рахмона Рустам является главой Таможенного управления, его дочь Озода – руководителем аппарата президента, а ее муж Джамолиддин Нуралиев – заместитель министра финансов[20]. Кроме того, семья президента является краеугольным камнем коррупционной системы. Почти каждая отрасль экономики находится под непосредственным контролем родственников Рахмона, которые получают выгоду от подведомственных им компаний или участвуют в доходах, полученных другими предпринимателями[21].
Массовая трудовая миграция из Таджикистана является не только основным источником дохода для значительной части общества, но и причиной дополнительных социальных проблем. Отъезд из страны не менее 10 % населения, в основном мужчин трудоспособного возраста[22], вызывает, например, неблагоприятные демографические изменения, зависимость целых общин от денежных переводов из России, ухудшение положения женщин – для например, возвращение законодательно запрещенной полигамии в масштабах, возведших это явление в ранг социальной проблемы[23] – и исламская радикализация. Последнее обычно имеет место во время пребывания в России, где, с одной стороны, распространены радикальные исламские идеи, а с другой, мигранты часто подвергаются наказаниям и жестокому обращению. Исламский радикализм присутствует в таджикском обществе (одним из примеров может служить нахождение нескольких сотен граждан Таджикистана в рядах исламских террористических организаций в Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане)[24], но не представляет экзистенциальной угрозы для Душанбе[25].
Еще одной негативной тенденцией в Таджикистане, вызванной неоколониальным застоем, является цивилизационный регресс, который проявляется в двух измерениях – инфраструктурном и социальном. В случае с инфраструктурой проблема состоит в ветхости[J3] [NF4] советской инфраструктуры: промышленной (например, алюминиевый завод ТАЛКО), энергетической (энергетические турбины на ГЭС и электросети) и транспортной. Ситуация усугубляется отсутствием средств на его ремонт[26]. В краткосрочной перспективе ситуацию исправляют финансовая помощь, полученная от международных организаций, а также китайские кредиты и инвестиции в транспортную инфраструктуру. Однако это единичные действия, а проблема носит системный характер. Цивилизационный регресс имеет и социальный аспект и проявляется, например, в снижении уровня образования, нехватке квалифицированной рабочей силы и специалистов, общем снижении уровня человеческого капитала[27]. Часто описываемый рост роли ислама в Таджикистане также связан с более широким процессом демодернизации общества (возвратом к традиционным структурам), и порой эти два процесса невозможно отличить друг от друга.
Перспективы позитивных изменений отсутствуют
Ввиду хронического и структурного характера слабости Таджикистана, его неоколониальной зависимости от России и стагнации, вызванной двумя вышеуказанными факторами, улучшение ситуации в Таджикистане видится невозможно. Скорее всего, процессы, происходящие в настоящее время, закрепятся, что приведет к дальнейшей стагнации. Единственный возможный сценарий качественного изменения страны в худшую сторону – дестабилизация Таджикистана, вызванная ухудшением ситуации в России.
Таджикистан не способен генерировать внутренние импульсы для модернизации. В политическом измерении, помимо структурных факторов, развитию мешает отсутствие политической воли к изменению модели функционирования государства. В настоящее время нет альтернативы правлению президента Рахмона, который с помощью поправок в конституцию отменил лимит президентских сроков, который можно исполнять, и, таким образом, он может стать пожизненным лидером. Кроме того, даже в случае ухода Рахмона с политической сцены его преемник, вероятно, будет выходцем из его окружения и будет дублировать те же исторически и культурно обусловленные механизмы власти и модель отношений между государством и обществом. В число потенциальных преемников Рахмона входят влиятельный мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев, которого годами оговаривали таковым, и ближайшие родственники президента. Недавние конституционные поправки (например, снижение обязательного возраста кандидатов в президенты) часто рассматриваются в этом контексте, поскольку они позволят сыну Рахмона Рустаму участвовать в президентских выборах 2020 года[28].
Перспективы улучшения экономического положения Таджикистана также незначительны. Амбициозные инфраструктурные проекты, запланированные Душанбе, этого не изменят. Крупнейшая в регионе ГЭС – Рогун – скорее всего, не войдет в фазу строительства из-за отсутствия финансирования со стороны Всемирного банка (США заблокировали финансирование крупных гидроэнергетических проектов)[29]. Запуск ЛЭП, способной экспортировать электроэнергию в Афганистан и Пакистан (проект CASA 1000)[30], или IV нитки газопровода Туркменистан-Китай (которая пройдет через территорию Таджикистана)[31] не решит системных проблем таджикской экономики. Также возможная эксплуатация потенциальных ресурсов природного газа (оцениваемых даже в 3,2 трлн м3)[32] из-за уровня коррупции в государстве и отсутствия механизма эффективного перераспределения не приведет к существенному улучшению социально-экономического положения. ситуации, и не будет импульсом к модернизации.
Скорее всего, общество также не сможет инициировать изменения в стране. Социальные проблемы и неблагоприятная экономическая ситуация порождают социальную напряженность, но не приводят к росту антиправительственных настроений. Это вызвано целым рядом факторов, таких как пассивность таджикского общества, травма, порожденная гражданской войной 1990-х годов, резко негативный пример дестабилизации в соседнем Афганистане и отсутствие в стране наиболее активных лиц из-за трудовая миграция, которая служит предохранительным клапаном социальной напряженности. Ситуация может измениться в будущем, учитывая снижение возможностей российского рынка по приему таджикских трудовых мигрантов, вызванное ухудшением экономического кризиса в России, а также быстрым демографическим ростом Таджикистана.
Возможен негативный сценарий дальнейшего развития ситуации в Таджикистане, хотя вероятность его невысока. Социально-экономические проблемы составляют основную проблему. Экономическая ситуация в Таджикистане еще больше ухудшится из-за экономического кризиса в России и падения курса рубля. Рецессия в России снизила спрос на рабочую силу из Таджикистана, а обесценивание рубля по отношению к доллару США (валюта, в которой осуществляются переводы в Таджикистан) значительно снизило стоимость денежных переводов от трудовых мигрантов. В III квартале 2015 г. они снизились почти на четверть по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года (с 1,348 млрд долл. США в III квартале 2014 г. до 358 млн долл. США в III квартале 2015 г.)[33]. При этом количество таджиков в России сократилось всего на 19 человек.% (с 1,101 млн до 890 000)[34]. Отсутствие симметрии между этими двумя цифрами вызвано отсутствием альтернатив работе в России и обесцениванием сомони по отношению к доллару США (примерно на 49,6% с декабря 2014 г.), что служит буфером для более низких денежных переводов от мигрантов. Тем не менее, обесценение сомони негативно влияет на экономику Таджикистана – из-за неразвитости экспорта он не может быть использован для повышения конкурентоспособности таджикских товаров на внешних рынках, а торговый дефицит продолжает расти.
Если денежные переводы от трудовых мигрантов будут продолжать сокращаться, возрастет риск возникновения социальных волнений. В сочетании с враждой между различными регионами (и представляющими их кланами) это может привести к дестабилизации государства. Ситуация осложняется еще и напряженными отношениями с соседними странами – на границе с Кыргызстаном регулярно происходят локальные инциденты и пограничные конфликты, а отношения с Узбекистаном с момента обретения независимости были непростыми (в последнее время наблюдаются попытки улучшить ситуацию, например первые консультации между внешнеполитическими ведомствами двух государств состоялись в декабре 2015 г., однако до полной нормализации отношений еще далеко).
Случай постсоветского, неоколониального застоя Таджикистана, хотя и крайний, не единичный. Присутствуют механизмы, ответственные за отсутствие перспектив улучшения в Таджикистане – сочетание авторитарной, коррумпированной власти, слабых и неэффективных государственных институтов, обнищавшего и пассивного общества, а также экономической и политической зависимости от старых и новых метрополий. в меньших масштабах и в других более мелких государствах бывшего СССР, испытывающих недостаток углеводородных ресурсов, прежде всего в Кыргызстане и Армении.
Приложение
Денежные переводы таджикских трудовых мигрантов в Россию (млн долл. США/квартал)
Данные: ЦБ РФ [35]
2
[1] Таджикистан занял 136 место из 162 стран, рассмотренных в «Индексе восприятия коррупции 2015». Коррупция носит системный характер и присутствует не только в отношениях между гражданами и государством, но и составляет важный элемент политической системы как таковой.
[2] Это видно, например, в циклично возникающем насилии. Примерами тому являются столкновения в Хороге в 2012 г. между центральными правительственными войсками и неформальными местными памирскими лидерами, стычки между правительственными войсками и бывшим заместителем министра обороны в сентябре 2015 г. Подробнее на: http://www.osw .waw.pl/pl/publikacje/analizy/2015-09-09/tadzykistanwiceminister-obrony-do-odstrzalu.
[3] Например, роль таджикских государственных структур в контрабанде наркотиков из Афганистана – Таджикистан является важным маршрутом контрабанды афганского героина, реализуемого на российский рынок. Доходы таджикской элиты от этой преступной деятельности могут достигать нескольких миллиардов долларов США ежегодно. http://www.state.gov/j/inl/rls/nrcrpt/2014/vol1/223077.htm
[4] В 2014 году ВВП составил 9,24 млрд долларов США (1114 долларов США на душу населения), а основными отраслями экономики были сельское хозяйство (23,46% ВВП) и торговля (14,37% ВВП). Данные Всемирного банка и Таджикского статистического агентства доступны по адресу: http://www.worldbank.org/en/country/tajikistan и http://www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/.
[5] http://hdr.undp.org/sites/default/files/tajikistan_2013.pdf
[6] Кто представлял ленинабадский и кулябский кланы, происходящие из западных, более развитых частей страны.
[7] Союз исламских организаций и демократических сил, происходящих в основном из Гарма и в меньшей степени Бадахшана – восточной и менее развитой части страны.
[8] Например, поддержка Партии исламского возрождения Таджикистана в виде разрешения ее лидеру Мухиддину Кабири проводить агитацию среди таджикских трудовых мигрантов в России.
[9] Например, военная помощь Кыргызстану, вовлеченному в пограничный конфликт с Таджикистаном. В 2012 году Москва приняла решение о переброске военной техники в Таджикистан и Кыргызстан официально для укрепления их обороноспособности в контексте угроз, исходящих из Афганистана. В то же время Кыргызстан, не граничащий с Афганистаном, должен получить помощь в размере 1,1 миллиарда долларов США против 200 миллионов долларов США Таджикистана.
[11] http://news.tj/ru/newspaper/article/rossiya-otmenila-tamozhennye-poshliny-na-gsm
[12] В том числе 3,2 млрд долларов США на строительство Таджикского участка IV нитки газопровода Туркменистан – Китай. http://akipress.com/news:547591/
[13] Данные ФМС России. http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Statistics/Svedenija_v_otnoshenii_inostransnih_grazh
[14] Данные ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_17101#CheckedItem
[15] http://piter.tv/event/FMS_priznali_chto_oblava/
[16] http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2013/02/130208_rn_tajikistan_migrants
[17] часть Объединенной таджикской оппозиции и вошла в парламент после гражданской войны. В политическом измерении постулируется светская модернизация государства, проводимая с уважением к исламским ценностям. В течение многих лет это была единственная оппозиционная партия, представленная в парламенте, и единственная легально действующая исламская партия в регионе. В марте 2015 г. она набрала достаточно голосов для прохождения в парламент (что в силу недемократичности выборов было политическим решением), а в сентябре 2015 г. была криминализирована и объявлена террористической организацией. В настоящее время некоторые ее лидеры являются политэмигрантами. (например, председатель партии Мухиддин Кабири проживает в Турции), а те, кто остался в Таджикистане, преследуются властями.
[18] Например, усиление уровня контроля над независимыми от власти общественными и религиозными (особенно исламскими) институтами, блокирование доступа к информации или ограничение свободы деятельности неправительственных организаций. http://islamreview.ru/community/ulemy-tadzikistana-obavili-vojnu-salafitam/, http://www.osce.org/fom/125218 и http://www.rferl.org/content/tajik-legalizes -blocking-internet/27386494.html
[19]http://www.avesta.tj/goverment/37193-parlament-tadzhikistana-prinyal-zakonoproekt-o-lidere-nacii.html
[20] Подробнее на: http://www.eurasianet.org/node/68408
[21] http://cabar.asia /ru/tajikistan/386-nurali-davlat-tadzhikistan-korruptsiya-reshaet-vse
[22] В ноябре 2015 г. мужчины в возрасте от 18 до 29 лет составляли около 40% трудовых мигрантов (355 тыс. чел.). Данные Федеральной миграционной службы России.
[23] https://iwpr.net/global-voices/despite-ban-polygamy-becoming-normal-tajikistan
[24] Например, командир спецподразделения милиции ОМОНа полковник Гулмурод Халимов, который в апреле 2015 года бежал в Сирию, где вступил в ряды «Исламского государства».