Застой в истории ссср: Эпоха застоя в СССР. История России

Что такое застой (период)? Эпоха застоя в истории Советского Союза

Каждый, кто изучал историю в школе или просто родился в 60-е гг. прошлого века, знает о том, что брежневскую эпоху некоторые историки именуют по-особому. Они считают, что это был «застой» — период, который характеризуется консервированием старого коммунистического режима. Однако часть историков высказывает несогласие с этим термином.

Рассмотрим полярные точки зрения на данный вопрос более подробно.

Временные рамки периода

Принято считать, что данный этап в развитии советского государства начался с приходом к власти нового генерального секретаря. Звали его Брежнев Леонид Ильич. Появился он на данной должности неожиданно, по причине добровольно-принудительного ухода на пенсию «реформатора» Н.С. Хрущева в начале 60-х гг. прошлого века.

Правление Брежнева длилось 18 лет. В целом это была попытка сохранить достижения СССР, которых страна добилась при Сталине.

Характеристика эпохи

В отличие от грозного Сталина, Леонид Ильич отличался мягкостью характера и отсутствием стремления к необыкновенным социальным преобразованиям. В период его правления прекратились чистки партийного аппарата, что позволило чиновникам работать на своих должностях, не боясь быть уволенными. Рядовые советские граждане гораздо меньше боялись власти, часто обсуждали проблемы социалистического общества в семейных разговорах у себя на кухнях, ждали перемен.

Подпольно стала развиваться рыночная торговля из-за нехватки продовольствия и товаров народного потребления, что способствовало возникновению черных схем перепродажи товаров.

В целом застой — период в истории СССР особый. С одной стороны, эта эпоха отличалась стабильностью и спокойствием в социальном отношении. С другой стороны, советские люди, закрытые железным занавесом, все чаще задумывались о том, что капиталистический мир также имеет свои плюсы, и мечтали об отъезде за границу. Был создан особый миф о том, что западный человек в целом живет гораздо лучше и комфортнее, чем гражданин СССР.

Положительные особенности данного периода

Период застоя в СССР характеризовался множеством черт, которые были присущи исключительно этому времени:

1. Стабильное развитие сфер культуры, искусства, образования, науки, массовое строительство.

Именно в брежневскую эпоху множество людей смогли получить долгожданные отдельные квартиры. Велось активное строительство новых микрорайонов, одновременно с которыми сдавались в эксплуатацию детские сады, поликлиники, школы, дворцы детского творчества.

Развивалась система образования, открывались вузы. Каждый молодой человек, приехавший из глубинки и обладающий минимальным количеством денежных средств, мог поступить в престижный вуз, если имел на то способности и знания. Также медицинская помощь была доступная широким слоям населения.

И образование, и медицина были действительно бесплатны.

2. Социальные гарантии

Государство обеспечивало социальные гарантии своим гражданам. Так, каждый мог получить работу, чтобы обеспечить себя и свою семью. Строгая цензура СМИ позволяла контролировать поток информации, поэтому он в целом был положительным. Военная мощь СССР позволяла удерживать противников нашего государства в узде и не ждать нападения извне.

По большому счету брежневский застой стал наиболее спокойным периодом в истории СССР.

Отрицательные особенности данного периода

Среди отрицательных особенностей следует назвать такие:

  1. Жизнь в период застоя было осложнена тем, что рядовым гражданам не хватало товаров массового потребления – одежды и предметов быта, а также в дефиците были некоторые продукты питания. Происходило это в области продовольствия из-за того, что многие сельские жители уезжали в города, не желая работать в колхозах. Так как репрессивная система СССР значительно сократила свой нажим, то воспрепятствовать такому переселению власть не могла.
  2. Активно развивалась военная промышленность и военные технологии, однако не прогрессировали те сферы, которые привели к появлению на западе технических новинок: видеомагнитофонов, проигрывателей и прочих товаров. Это обстоятельство возбуждало повышенный интерес к продуктам капиталистического мира со стороны советских людей.
  3. Партийная верхушка, не обновляемая новыми людьми, состарилась. Фактически она стала представлять собой закрытый клан, куда не могли попасть обычные способные управленцы, все решали связи: они давали и высокий общественный статус, и получение особых благ и прав в советском обществе.
  4. Идеи социализма и коммунизма постепенно пришли в упадок, большинство граждан потеряли веру в эти идеалы и ждали обновления идеологической составляющей жизни.

Кто впервые назвал этот период «застойным»?

Впервые брежневский период «застоем» назвал молодой и перспективный генеральный секретарь М. Горбачев, выступая перед слушателями в 1986 году. Многие тогда были солидарны с мнением генсека. Страна ждала перемен, люди надеялись, что после эпохи «умирающих старцев» (Брежнева, Андропова и Черненко) наступит новая жизнь.

К сожалению, эти надежды не оправдались: страну ждал период перестройки (которую проницательный философ Зиновьев назвал «катосройкой»), распад СССР, социальные потрясения и тяжелая эпоха всеобщего развала в 90-е гг.

Брежневский застой – период начала разрушения СССР?

Сегодня историки очень по-разному оценивают данный этап развития нашей страны. Ученые либерального лагеря говорят о том, что СССР начал разрушаться именно в это время, а Горбачев только завершил процесс необратимого распада страны.

В целом эти историки сам бывший Советский Союз особо не жалуют, считая, что его разрушение лишь пошло на пользу всему человечеству.

Другие ученые придерживаются противоположной позиции. В частности, они полагают, что застой – период в развитии страны непростой, но все-таки позитивный. Фактически это была неудавшаяся попытка создать «социализм с человеческим лицом», без репрессивной системы Сталина.

Поэтому сегодня некоторые наши сограждане старшего поколения период застоя в СССР оценивают положительно. Они говорят о том, что в это время чувствовали поддержку со стороны государства, знали, что их не могут просто так уволить с работы, они могли рассчитывать на получение качественной и бесплатной медицинской помощи и хорошего и также бесплатного образования.

Стена директора Института истории и политики: «»Застой»: история и слово (к 110-й годовщине со дня рождения Л.

И. Брежнева)»

В связи со 110-летним юбилеем со дня рождения одного из самых заметных руководителей Советского Союза – Леонида Ильича Брежнева – в нашей печати вдруг вспомнили, что мы переходили в нашу современность («модерн») не из 1930-х годов, не из 1937-го года, а из эпохи Брежнева и Горбачёва. Остальные генсеки, между ними, не успели что-то по-настоящему изменить или создать, зато они успели запомниться какими-то словами или желаниями.

Если сказать по-другому, это всё равно, что мы бы с вами жили в «эпоху великих реформ» XIX века, а их необходимость и содержание обсуждали исходя из анализа русской Смуты XVII века. Конечно, что-то в этом анализе будет действительно важным, но всё-таки вопросы и жизнь начала XIX века будут для нас гораздо более актуальными, а главное, жизненными и даже «повседневными» – мы будем находить очень много объединяющего и живого между первой половиной века и нашей жизнью в реформах.

К чему я это всё? К тому, что человек, который не жил в Советском Союзе, а родился позже, очень часто уверен, что был Сталин, а потом нас спасла перестройка и распад СССР, или, например, были бендеровцы, а потом сразу зазвучал гимн «Ще не вмерла Україна». Хотя было совсем не так, и даже прямо наоборот, именно Советский Союз лелеял, пестовал и в муках создавал эту самую Украину.

Но именно усилия всех, усилия, которые были вызваны разными причинами и разными целями, привели к тому, что большинство молодёжи практически ничего не понимает и не знает о том, что называется советской историей.

И 110-летний юбилей генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева – ещё одно наглядное подтверждение этого. Юбилей человека обсуждался в основном вокруг одного слова – застой. По-всякому обсуждалось и анализировалось это слово. И в общем, это конечно хорошо, когда люди обсуждают, анализируют и интерпретируют. Но есть одна проблема, которой хотелось бы поделиться с читателями, и особенно – с будущими историками.

Сначала простой вопрос: почему период 1970-х – начала 1980-х гг.  называется эпохой застоя? В ответ вы будете что-то перечислять, в зависимости от уровня вашей эрудиции и знаний. Но в любом случае уже в самом слове «застой» содержится оценка эпохи. Что же содержит эта оценка? А содержит она очень простую и незатейливую оценку, что «застой» – это плохо. Т.е. название эпохи заранее, уже в слове, содержит границы возможной характеристики этой эпохи. И только от вашей эрудиции зависит, насколько полной и яркой будет характеристика этой самой «эпохи застоя», содержания этого самого «плохо».

Откуда и почему появилась такое название у эпохи правления Л.И. Брежнева? Большинство этого не знает и не помнит, но мы как историки должны это помнить и знать.

Во второй половине 1980-х годов с приходом к власти в стране М.С. Горбачёва появился ряд статей, прежде всего, в экономических академических изданиях, научных журналах, которые говорили о низких и замедляющихся темпах роста советской экономики, ВНП в 1970-х – первой половине 1980-х годов. Речь шла о «недопустимо» низком экономическом росте в 1,5-2,5% в год. Это явление назвали «застоем», т.е. за словом «застой» содержался вполне внятный и понятный анализ, имеющий конкретное социально-экономическое содержание и рациональное объяснение. (Кстати, как назвать современную эпоху, если такой «застой» для нас ещё впереди?)

Как противоположность «застою», низким темпам экономического развития СССР была выдвинута новая социально-экономическая задача – «ускорение социально-экономического развития страны». Задача вполне понятная, рационально и экономически вполне обоснованная.

Но не прошло и нескольких лет, как задача ускорения социально-экономического развития страны была заменена на другую – политику «перестройки», которая принципиально изменила как цели политики, так и оценки предыдущего состояния страны.

Слово «застой» теперь распространили на всю эпоху и на все сферы общества, характеризуя всё, что происходило, как плохое, как «застой». Речь уже не шла о темпах развития, образ «плохого» был распространён на всё общество. Это позволило выделить противоположность «плохому», новую политику, «перестройку». Новая политика характеризовалась другими, противоположными слову «застой» словами и должна была означать «хорошо». И этими словами и оценками политики характеризовалась необходимость не только экономических, но и всеобщих социальных изменений. И даже не только для нашей страны – вспомним название книги 1988 года М.С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

В общем, во-второй половине 1980-х годов было два слова – «хорошее» и «плохое»: «перестройка» и «застой». Слова были одни, а жизнь, которая называлась этими словами, значительно отличалась от образов этих слов. Поэтому анализ исторических процессов в эти периоды, исторические исследования должны опираться не на слова-образы, а на анализ реальности, которая может оказаться противоположной этим образам.

А ещё на этом фоне главными новостными сюжетами во всех информационных средствах коммуникации с обществом сделали исторические сюжеты 1920-30-х годов, так называемый поиск «правды».

Как называется такой подход к истории и прошлому? Пока думаете, можно привести в пример ещё одну аналогичную технологию из нашего недалёкого прошлого – события августа 1991 года, которые получили название «августовского путча», так и продолжают оставаться с этим названием в наших учебниках. Ничего вас не напрягает и ничто не напоминает в этом названии?

История очень простая – ни до, ни после в нашей истории нет события или явления, которое называлось бы таким словом. Что это означает? Этого не было, мы этого не знали? Нет, просто мы знали такое слово из чужой, из «плохой» истории других стран. Когда нам так назвали события в нашей стране, люди поняли – это плохо.

Хорошего в этом действительно мало, только в декабре 1991-го и в 1993 году мы пережили ещё 2 «путча», т.е. государственных переворота. Но только удачные. Один из них, тот самый знаменитый, – в Беловежье.

И снова повторяю свой вопрос – как называется такой подход к истории и прошлому, который мы получили и до сих пор часто используем, используя слово «застой»?

Да, это манипулирование. Это манипулирование историческим сознанием, оценками и настроением. Сначала слово использовалось и возникло как результат конкретных социально-экономических исследований и оценок советской экономики в определённый период. А потом от этого анализа осталась только негативная коннотация, которая была применена ко всему обществу, распространена на всё и вся в этом обществе.

А было ли в том советском обществе что-то хорошее, если слово «застой» есть, а жизнь была тогда совсем другая? Наверное! Да, и хотелось бы напомнить, что советская жизнь включала в себя многие ценности христианства, различения добра и зла, содержала в себе принципы и даже внешние формы отношений людей не на основе денег, а на основе духовных ценностей и смыслов, выходящих за преходящую земную жизнь. Именно отсюда идут те самые знаменитые «поцелуи» Леонида Ильича, и нас не только разделяет многое с той эпохой, но и соединяет, и должно соединять. И прежде всего, память о главном, вечном, непреходящем!

Материал на сайте Информационного агентства “REX”

Категория: Ревизия

20. 03.2015

0 комментариев

 

Здесь я собрал для вас ряд полезных материалов для повторения. Не забывайте, что на боковой панели справа доступно больше ресурсов. Если у вас есть конкретный вопрос о пересмотре, не забудьте нашу ленту в Твиттере  @andallthatweb .

Прежде чем что-либо делать — 
Загрузите руководство по пересмотру с сайта мистера Кеннета.

Приступая к работе
Помните: повторение — это длительный процесс, помогающий вашему мозгу запомнить то, что вы узнали, чтобы вы могли эффективно использовать это на экзаменах. Начните как можно скорее!

1) Получите несколько основных советов по эффективному пересмотру, прочитав брошюру «Пересмотр фактов» ИЛИ просмотрев «Как ваш мозг учится»

2) Прочитав вышеизложенное, составьте план того, как вы собираетесь заняться ревизией . Тогда вы можете получить взлом! Приведенные ниже ресурсы призваны помочь вам в этом.

Проверка знаний
Существует целый ряд действительно полезных ресурсов для проверки знаний. Попробуйте некоторые из них:

  • Лучший ресурс для повторения в вашем учебнике или в руководстве по пересмотру выше. Помните, что вы можете максимизировать запоминание, составляя карты разума, временные шкалы и карточки, а также проверяя свою память.
  • Подкасты «Знакомство с историками» охватывают весь период времени и предлагают историков интерпретации главных лидеров советской истории. Как минимум нужно прослушать двухголосие Мартина Макколи
  • Ознакомьтесь с мнением Макколи по ключевым вопросам, связанным с курсом — отличный способ интерпретировать
  • Наконец, используйте раздел файлов в правом верхнем углу этой страницы, чтобы загрузить полезные презентации, заметки и другие соответствующие материалы.

Практика техники
Техника экзамена имеет решающее значение для успеха. Экзаменаторы будут искать три действительно ключевых вещи:

  1. Ваше понимание вопроса – достаточно ли широк ваш ответ?
  2. Ваши знания — достаточно ли у вас глубоких конкретных и актуальных знаний?
  3. Ваша способность участвовать в исторических дебатах — на этом уровне это должно включать некоторых конкретных историков.

Вам могут пригодиться следующие ресурсы:

  • Общая сводная схема оценок для всех вопросов.
  • Обзор основных тем и тематических планов вопросов.
  • Некоторые действия по введениям и вступительным абзацам.
  • Еще один тематический обзор планирования.
  • Не забудьте также превосходное руководство мистера Кеннета по написанию эссе.

Другая помощь
Что делать с экзаменационными нервами дает проверенные советы о том, как преодолеть волнение перед экзаменом.
Базовые навыки экзамена  помогает объяснить, что означают ключевые экзаменационные слова.
Основные рекомендации по ревизии0013


0 комментариев

30.08.2014

0 комментариев

 

Плейлист, которого ты ждал всю свою жизнь… моя коллекция советских анекдотов на YouTube. Честно говоря, во многих из них содержится суть истории Советского Союза. Найти еще? Напишите мне их по электронной почте. Наслаждаться!! Ссылка ЗДЕСЬ.

Хотите увидеть больше? Полный документальный фильм доступен ЗДЕСЬ. Я тоже думаю, что это книга.


0 комментариев

19.05.2014

0 комментариев

 

Сегодняшний выпуск — второй из двух частей программы с доктором Мартином Макколи, бывшим старшим преподавателем истории России и Европы в Лондонском университете. Доктор Макколи давно проявляет интерес к Советскому Союзу, проводя там исследования в конце 1950-х годов. Он является автором множества книг о Советском Союзе, в том числе «Эпоха Хрущева» и превосходной книги «Взлет и падение Советского Союза».

В этой программе я обсуждаю с доктором Макколи вопросы исторических подходов и методов и пытаюсь узнать немного больше о том, как он пришел к своим выводам о Советском Союзе. Это захватывающее представление о том, как стилизация страны создается с течением времени.
Эпизод можно найти на главной странице MeetTheHistorians ЗДЕСЬ .
 


0 комментариев

21.04.2014

0 комментариев

 

Сегодняшний выпуск — первый из двух частей программы с доктором Мартином Макколи, бывшим старшим преподавателем истории России и Европы в Лондонском университете. Доктор Макколи давно интересуется Советским Союзом, проводя там исследования в конце 1950-х годов. Он является автором множества книг о Советском Союзе, в том числе «Эпоха Хрущева» и прекрасной книги «Взлет и падение Советского Союза».

В этом подкасте доктор Мартин Макколи дает общий обзор взлета и падения СССР. Эпизод можно найти на главной странице MeetTheHistorians ЗДЕСЬ.


0 комментариев

10.03.2014

0 комментариев

 

Несколько недель назад я связался с выдающимся историком и старшим преподавателем Лондонского университета Мартином Макколи, чтобы узнать, не согласится ли он принять участие в телефонном интервью о советской истории. Я отправил ему несколько возможных тем. К моему большому удовольствию, Мартин не только предложил прийти и навестить нас в школе, но и нашел время, чтобы высказать свои первоначальные мысли по темам, которые я затронул во время моего первого контакта. Я включил здесь полный обзор его ответов, а также приложил его «Путеводитель по советской политике». Я очень благодарен Мартину за то, что он позволил мне их использовать.
Я также включил короткое видео, в котором доктор Макколи говорит о текущем кризисе на Украине.

Вы также можете прочитать другие работы Макколи, в том числе:

  • Макколи, М., 2013.  Сталин и сталинизм . Лондон: Routledge
  • McCauley, M., 1993. Советский Союз 1917-1991 . Лондон: Routledge
  • McCauley, M., 2007. Взлет и падение Советского Союза.  Лондон: Routledge

Disclose.tv — Руководство Украины хвалит сделку с Россией [Martin McCauley @ AlJazeera]

a)      Насколько важна или нет роль Сталина в управлении Великой Отечественной войной.

Сталин был критичен: он начал с катастрофы, отказавшись верить в то, что Гитлер нападет. Ему потребовалось два года, чтобы научиться механизированному бою. Он убил Тухачевского, который предвидел, как будет вестись война. Однако его роль была ключевой. Если бы он покончил жизнь самоубийством после нападения Гитлера, возможно, Жуков взял бы на себя защиту страны. Он доказал свою храбрость, сдерживая японцев у Номонгана в Монголии в 1939. Сталин показал себя великим военачальником. Он обладал способностью проникать в суть проблемы, затем находить решение и требовать его выполнения. Он сделал много ошибок, но какая война не сделала?

b)      Эффективность коммунистического режима в привлечении массового патриотизма для военных действий.

Коммунистическая партия играла второстепенную роль во время войны. Патриотизм и железная воля Сталина и его войск противостоять немецкому натиску спасли положение. Советы знали, что поражение означает рабство. Подчеркивался русский патриотизм: восходящий к победе Александра Невского над тевтонскими рыцарями; Кутузовские и суворовские разгромы Наполеона (Суворов ни разу не проиграл сражений с Наполеоном) и т.д. Восстанавливалась Русская Православная Церковь и благословляла войска перед битвами. Коммунистическая партия отошла на второй план.

c)       Насколько сталинскому режиму угрожала военная оппозиция в СССР.

Если бы немцы пообещали отменить коллективизацию и вернуть землю крестьянам, ситуация могла бы стать для Сталина критической. Однако немцы сохранили колхозы, потому что это был самый простой способ выбить продовольствие из крестьян. Они также не смогли пообещать нерусским лучшее будущее. Они полагались на военную мощь — «жесткую» силу и пренебрегали «мягкой» силой. Здесь они упустили прекрасную возможность. На стороне Германии воевали десятки тысяч советских граждан, но Гитлер никогда им не доверял.

d)      Насколько изменились отношения между советским народом и сталинским режимом к 1945 году.

Сталин праздновал победу в мае 1945 года как русский, а не советский. Его положение никогда не было выше. Многие надеялись на возрождение марксизма-ленинизма и более свободное будущее. Сталин выбрал жесткий режим. Каждый должен был пожертвовать настоящим ради лучшего будущего. Начало холодной войны в 1947 году вынудило увеличить военные расходы. Сталин жестоко расправился с ленинградцами в 1948 (Ленинградское дело). Его власть была больше, чем в 1930-е годы.

e)      В какой степени восстановление экономики было достигнуто после смерти Сталина в 1953 году.

Опубликованную советскую статистику не следует принимать за чистую монету. Они всегда были преувеличены, но насколько? Официально советский валовой национальный продукт рос на 8,9% в год в период с 1946 по 1950 год. Уровень жизни в деревне был в 1953 году ниже, чем в 1913 году. В 1947 году был голод. Миллионы людей переехали из деревни в город. Налоги с приусадебного участка крестьянина заставляли его продавать свою продукцию на колхозном рынке.

f)       Степень экономического роста СССР при Хрущеве и Брежневе.

Это был период его максимального роста, и Советский Союз стал образованным городским обществом. Рост достиг своего апогея в середине 1970-х годов и снижался до 1991 года. Хрущевская мания реформ разозлила кланы, и он заплатил за это цену. Вторжение в Чехословакию в 1968 году остановило экономические реформы, которые могли бы оказать положительное влияние. После этого предприятия пришли к выводу, что ждать экономической реформы бесполезно, и начали расширять теневую капиталистическую экономику (законную, потому что это было между государственными предприятиями). Черный рынок (незаконный, потому что он был между частными лицами) также рос, особенно при Брежневе.

g)      Влияние десталинизации в СССР и на отношения СССР с государствами-сателлитами.

Десталинизация подорвала легитимность коммунистической партии и родственных ей партий в Восточной Европе. Он разрушил миф о всеведущем Сталине и коммунистической партии. События в Польше и Венгрии были прямым следствием. Хрущев сказал восточноевропейцам, что к полному коммунизму ведет несколько путей: им не нужно рабски следовать советской модели. Это заставило чехов и словаков поверить, что они могут ввести социалистическую рыночную экономику (эвфемизм для капитализма), и утверждать, что экономическая реформа неизбежно влечет за собой политическую реформу. Большая ошибка. Десталинацию подорвало советскую пропаганду. Пропаганда служит двум основным целям: опровергнуть взгляды ваших врагов и создать новое мировоззрение в вашем обществе. Сталин, бывший ранее полубогом, теперь превратился в преступника. Доверие к пропаганде упало.

ч)      Причины политического застоя в СССР 1956-1991 гг.

Хрущев пытался разбить кланы и подорвать патримониальную политику. Вожди кланов удалили его. Брежнев больше никогда их не принимал, так как боялся изгнания. Партийные бароны управляли своими бейливиками как своими вотчинами. Некоторые из них (например, Ростовская область) работали на черном рынке и зарабатывали большие суммы в валюте. Средней Азией управляли феодальные князья, которые собирали взятки, разъезжая по своей республике. Были крупные аферы: например, хлопковый скандал. Министр внутренних дел СССР был сродни криминальному авторитету. Брежнев принимал решения на основе консенсуса, что означало, что жестких решений не принималось. Он был чокнутым с 1975 и далее.

i)        Степень политических и социальных изменений при Брежневе и влияние на них брежневской политики.

Политических изменений было очень мало, но социальных перемен было много. Вырос средний класс, появилась образованная элита. Замедление экономики с середины 1970-х годов привело к росту национализма. Брежнев был очарован научно-технической революцией, но быстро понял, что компьютеры представляют угрозу правлению партии. Молодежь захватила западная поп-музыка, что привело к расширению черного рынка видео и пластинок. Комсомольские лидеры были среди тех, кто выиграл больше всего. The Beatles стали сенсацией, как и некоторые западные фильмы. Советская коммунистическая культура не могла конкурировать. Некоторые партийные чиновники стали носить джинсы! Их нужно было считать крутыми!

j)        Характер и угроза диссидентов в СССР после 1956 г.

Диссиденты никогда не представляли реальной угрозы коммунистической власти. Что они сделали, так это предоставили альтернативную культуру и мировоззрение. Они подорвали культурную легитимность советской модели. Вацлав Гавел в Чехословакии разработал контркультуру, значение которой росло. Хельсинкский Заключительный акт 1975 года позволил западным странам узнать о правах человека и религии в Советском Союзе. Хельсинкские комитеты были созданы в Советском Союзе и других странах.

k)      Мотивы и последствия горбачевских реформ.

Горбачев знал, что Советский Союз замедлил экономический рост и отстал от США. Уровень жизни стагнировал. Ему нужно было их поднять, и он ввел перестройку. Этот термин не был программой реформ, а лишь стремлением изменить ситуацию к лучшему. Горби был экономически неграмотен, и это привело к экономическим реформам, подорвавшим страну. Он считал, что гласность окажет давление на партийных баронов снизу и заставит их стать более восприимчивыми к общественному давлению. Он пришел к выводу, что политическая реформа также необходима. Это завершилось выборами в Верховный Совет СССР в 1919 г.89. Депутаты заложили Горбачева и советскую систему. У них была власть и никакой ответственности. Они проголосовали за значительное повышение пенсий и т. д., не задумываясь о том, как финансировать эти и другие расходы. Результатом стала растущая инфляция и нехватка товаров повседневного спроса. Горбачев вывел партию из экономики в 1988 году, и это, конечно, очень раздражало партийных магнатов. Это был неразумный шаг, поскольку бароны были связующим звеном, скреплявшим экономику. Горби не заложил никакого механизма, чтобы компенсировать эту реформу. Кооперативы стали легальными, и они использовались для отмывания денег с черного рынка. Его антиалкогольная кампания обернулась финансовой катастрофой (большую часть государственного бюджета составляла выпивка), и она привела к быстрому росту черного рынка водки.

л)        Основные причины упадка и распада Советского Союза в 1991 году.

В советской экономике были два больших убыточных сектора: сельское хозяйство и оборона. Остальная часть экономики должна была их субсидировать. К 1975 году этот договор развалился. Расходы на оборону (особенно на атомные подводные лодки) росли, а экономика стагнировала. Советский Союз импортировал зерно, продукты питания, химикаты и машины с начала 19 века.70-е годы. Он продавал золото и экспортировал нефть, чтобы заплатить за них. Технологически страна отставала от Запада. Исключение составляли военные, у которых уже в 1973 году было больше атомных подводных лодок, чем у США и Великобритании вместе взятых. К 1982 году Советы были способны уничтожить все крупные города в Северной Америке и Западной Европе, запустив ядерные ракеты со своих подводных лодок. Американцы признали, что не могут выиграть ни обычную, ни ядерную войну против Советского Союза. Восточная Европа также истощала советские финансы. Распад Советского Союза произошел в основном из-за неумелых политических и экономических решений Горбачева и его клана. Стране не нужно было исчезать с карты Европы. Другими причинами были национализм, подъем Российской Федерации (РСФСР) и Ельцин.

m)    Влияние на СССР краха коммунистических режимов в государствах-сателлитах в конце 1989 г.

Крах коммунизма в Восточной Европе стал для Горбачева страшным потрясением. Он предусматривал реформу коммунизма, а не его разрушение. Эти события воодушевили советских либералов и демократов, а консерваторов и военных разозлили. Партийные бароны столкнулись с забвением. Приватизация в Восточной Европе также отражалась в Советском Союзе, и капитализм казался многим путем вперед. Советские военные в Восточной Европе зарабатывают много денег, продавая свое оборудование и работая на черном рынке в Советском Союзе, продавая сигареты, спиртные напитки, компьютеры и т. д., приобретенные в Восточной Германии и других странах. Идеи социалистической демократии и социалистической рыночной экономики (капитализма) были очень привлекательны для многих Советов. Серьезной проблемой был миф о золотом Западе. Копировать Запад и стать богатым было целью. К сожалению, русские и другие не понимали, как работает рыночная экономика. В нем участвуют как проигравшие, так и победители.

martin_mccauley_on_the_history_of_the_soviet_union.docx

Download File


understanding_soviet_politics. docx

Download File


0 комментариев

31.01.2014

0 комментариев

 

Несколько отличных подкастов о Великой Отечественной войне от доктора Эдвина Бейкера. Чтобы использовать это , вам нужно будет войти в студенческую зону HA с именем пользователя @andallthatweb и паролем от вашего учителя. Подкасты можно послушать ЗДЕСЬ Влияние и значение Великой Отечественной войны. В этом подкасте доктор Джонатан Дэвис из Университета Англии Раскин обсуждает СССР с 1941 по 1953 год, а также влияние и значение Великой Отечественной войны.

Темы:

1. Введение.
2. Состояние СССР в 1941 году. Операция «Барбаросса».
3. Влияние войны на советский народ.
4. Внутренние последствия войны: легитимация сталинского режима.
5. Становление СССР как сверхдержавы, оккупация Восточной Европы и возрождение чувства солидарности с Россией.
6. Заключение.


0 комментариев

31.01.2014

0 комментариев

 

Несколько отличных подкастов эпохи Горбачева от доктора Эдвина Бейкера. Чтобы использовать это, вам нужно будет войти в студенческую зону HA с именем пользователя @andallthatweb и паролем от вашего учителя. Вы можете послушать подкасты ЗДЕСЬ

Конец СССР
В конце 1980-х годов последний советский лидер Михаил Горбачев стремился реформировать Союз, проводя политику гласности и перестройки в попытке положить конец периоду экономический застой и демократизация правительства. Однако это привело к возникновению сильных националистических и сепаратистских движений. Центральные власти инициировали референдум, который бойкотировали прибалтийские республики и
Грузия, в результате которого большинство участвующих граждан проголосовало за сохранение Союза в качестве обновленной федерации. В августе 1991 года сторонники жесткой линии предприняли попытку государственного переворота против Горбачева с намерением изменить его политику. Переворот провалился, и президент России Борис Ельцин сыграл видную роль в подавлении переворота, что привело к запрету Коммунистической партии. 25 декабря 1991 года Горбачев ушел в отставку, а оставшиеся 12 республик в составе СССР возникли в результате распада Советского Союза как независимые постсоветские государства. Российская Федерация, правопреемник Российской СФСР, приняла на себя права и обязанности Советского Союза и признается его продолжающейся правосубъектностью.

Темы:

1. Введение.
2. Долгосрочные факторы.
3. Системный подход: система не была открыта для реформ.
4. Косвенные факторы и политическая трансформация. Распад Советского Союза.
5. Восхождение Ельцина. Российская политика в противовес советской политике.
6. Заключение.


0 комментариев

31.01.2014

0 комментариев

 

Несколько отличных подкастов эпохи Брежнева от доктора Эдвина Бейкера. Чтобы использовать это , вам нужно будет войти в студенческую зону HA с именем пользователя @andallthatweb и паролем от вашего учителя. Подкасты можно послушать ЗДЕСЬ

Леонид Ильич Брежнев (19 декабря 1906 — 10 ноября 1982) — Генеральный секретарь ЦК КПСС,
руководил страной с 1964 года до своей смерти в 1982 году. Его восемнадцатилетний срок на посту Генерального секретаря по продолжительности уступал только сроку Иосифа Сталина. Во время правления Брежнева глобальное влияние Советского Союза резко выросло, отчасти из-за расширения советских вооруженных сил в течение
на этот раз, но его пребывание на посту лидера часто подвергалось критике за то, что оно ознаменовало начало эпохи экономического и социального застоя, когда серьезные проблемы игнорировались, что в конечном итоге привело к распаду Советского Союза в 1991 году.

Темы:
1. Введение. Из чего состояла брежневская эпоха?
2. Эпоха застоя или вершина советской власти и стабильности?
3. Советский Союз как сверхдержава: договоры с Западом.
4. Застой и растущее неверие в коммунистическую утопию.
5. Развитой социализм: новый этап на пути к коммунизму. Геронтократия и цензура.
6. Заключение.


0 комментариев

03.12.2013

0 комментариев

 

Один из лучших ресурсов по первоисточникам, видео, кратким очеркам и общей истории России. Исключительно хорошо представлено и с русским радио с самого начала!!

Посетите, и вы можете быть так же счастливы, как господин Хрущев здесь!

http://www.soviethistory.org/index.php


0 комментариев

СССР 1922-1991, США 1776-2025? — Тимоти Снайдер

Тридцать лет назад распался Советский Союз. Это не повод для триумфа. Это предупреждение.

Застой, или отсутствие будущего, был основной советской проблемой. Сталинизм создал временную социальную мобильность в Советском Союзе, хотя и ценой миллионов смертей и создания крупнейшей в мире тюремной системы. Леонид Брежнев, консолидировавший власть в 1964 и удерживал его до своей смерти в 1982 году, унаследовав зрелую систему. Он отказался от обещания, что советская власть может принести гармонию и свободу, и стремился к поддержанию и ностальгии. Он создал культ Второй мировой войны, эпохи былого величия. Сталинизм означал, что крестьяне стали рабочими; теперь то, что предлагалось рабочим во втором или третьем поколении, было памятью о сталинизме. Социальная мобильность была затруднена. Статус-кво казался неизбежным и вечным.

Все было вечно, пока не исчезло, — так назвал свою книгу о последнем советском поколении Алексей Юрчак. Михаил Горбачев, молодой советский лидер, пришедший к власти в 1985, имел идеи о возрождении. В 1990 и 1991 годах он пытался вдохнуть жизнь в федерацию. Его идея заключалась в том, что советское государство, основанное на новых федеральных принципах, будет легче контролировать, чем непокорную и декадентскую коммунистическую партию. Он пал от власти по вопросу о том, сколько власти должно остаться в центре, а сколько перешло к республикам. Борис Ельцин, его соперник, добивался большей власти Российской республики. Горбачев надеялся, что его новый союзный договор решит этот вопрос. Советские сторонники жесткой линии, предпринявшие попытку государственного переворота 19 августа.Я думал, что Горбачев зашел слишком далеко. Их неудавшаяся попытка оттеснила Горбачева на второй план и открыла Ельцину поле для вывода России из СССР. В этот день в 1991 году Ельцин вместе с лидерами Белоруссии и Украины официально распустил Советский Союз.

При Владимире Путине сегодняшняя официальная российская версия этих событий состоит в том, что конец Советского Союза был западным заговором. На самом деле западные лидеры, сторонники Горбачева, были удивлены и встревожены. Запад во многом способствовал краху коммунизма в Европе, не столько своей внешней и военной политикой, сколько своим примером. Западная внутренняя политика преуспела в том, чтобы дать многим людям представление о будущем. Сочетание выборов, рынков, государства всеобщего благосостояния и профсоюзов позволило как Соединенным Штатам, так и Западной Европе обеспечить не только повышение уровня жизни, но и веру в то, что представители грядущих поколений могут сделать что-то новое и интересное. Эта история рассказывается на европейской стороне в выдающейся истории Тони Джадта Послевоенный.  В Соединенных Штатах эта социальная мобильность была известна как «американская мечта».

Западная социальная мобильность была наиболее отчетливо видна из внешней империи Советского Союза, Восточной Европы. Коммунистическим режимам Восточной Европы было предложено следовать советской модели и сосредоточиться на удовлетворении потребительских запросов рабочего класса. Но когда коммунизм основывался на низшей версии западного образа жизни, он не мог защитить себя от сравнений с Западом. Близость Западной Европы и привлекательность американской культуры сделали очевидным, что люди могут наслаждаться как большей свободой, так и большим процветанием, чем то, что предлагалось в Восточной Европе. Когда Горбачев пришел к власти, он бросил восточноевропейские режимы по течению, поручив им найти свой собственный путь к социализму. Последовавшие за этим круглые столы и выборы в Польше и других странах положили конец режимам-сателлитам в 1919 г. 89. Конец внешней империи привел к концу самой империи. Это создало ощущение возможности и модели перемен, за которую в 1991 году ухватились в самом СССР. политика, направленная на разрушение профсоюзов и уничтожение государства всеобщего благосостояния. Это была ошибка. Получив дополнительный авторитет к концу коммунизма, американские политики 19-го80-е подготовили почву для американского краха, того, что мы переживаем сейчас.

В некотором смысле наш выбор с 1980-х годов напоминает брежневскую эпоху. Рейган и Брежнев, например, одинаково относились к свободным профсоюзам. В 1980 году восточноевропейский рабочий класс открыл единственное значимое окно свободы в коммунистическом мире. Тем летом польские рабочие создали профсоюз «Солидарность», который выступал за свободу слова, а также за экономические цели. Легальный в коммунистической Польше более года, его существование бросило вызов тому, как должны были работать системы советского образца. Погрязший в войне в Афганистане, СССР не мог себе позволить вторгнуться к своему польскому соседу, как он это сделал в Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 году. Вместо этого Брежнев оказал давление на коммунистический режим в Польше, чтобы тот сам объявил военное положение, что в конечном итоге и было сделано. Солидарность была нарушена и объявлена ​​уголовно наказуемым деянием в декабре 1981 года. 

Это произошло через четыре месяца после того, как администрация Рейгана начала собственное подавление профсоюзов, уволив бастующих авиадиспетчеров. Это задало тон изменению взглядов и политики, что привело к смирению американского рабочего движения. В начале 1980-х около 20% американских рабочих были членами профсоюзов. Сегодня эта цифра больше похожа на десять процентов. Это, в свою очередь, является основной причиной снижения социальной мобильности американцев.

Рейган и Горбачев.

Брежнев умер в 1982 году, но его дух жил. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, по сути, занималась плагиатом у Брежнева, когда утверждала, что «альтернативы нет». Тэтчер имела в виду капитализм, конечно, а не советскую власть. Но аргумент и основное следствие остаются теми же. Если альтернатив нет, то роль гражданина сводится к нулю. Эксперты решат, что для нас лучше, и объяснят нам, почему та или иная катастрофа была необходимым элементом этого лучшего из всех возможных миров.

После распада СССР идея Тэтчер об «безальтернативности» капитализма получила широкое признание. Это притупляло наши мысли к будущему и делало сам капитализм более доктринерским и менее терпимым. Мы скопировали мертвую философию коммунизма. Тэтчер и Рейган вытащили грубую идею экономического детерминизма из мусорной корзины истории. Естественно, наша версия экономического детерминизма отличалась от советской: не то, что государственное планирование автоматически приведет к социализму, как утверждали советские лидеры, а то, что капитализм автоматически приведет к демократии. Но основная ошибка была та же. Мы ошибались, как и Советы.

На самом деле неправда, что капитализм принесет демократию: возьмем Китай. Двадцать первый век был неплохим для капитализма, но весьма плох для демократии. Более того, детерминизм относительно свободы не может быть верным в принципе. Демократия означает, что люди свободны управлять собой. Признание того, что свобода может быть доставлена ​​механически посредством более крупного экономического процесса, означает не только неправильное понимание свободы, но и делает ее невозможной. Тот, кто ожидает, что свобода будет доставлена ​​какой-то внешней силой, получит противоположное.

Брежнев и Никсон

Итак, в наших умах и в наших учреждениях мы покончили с той моделью, которая казалась привлекательной людям, страдающим при коммунизме. Ослабив и профсоюзы, и государство всеобщего благосостояния, мы принесли собственную эру застоя. Американский уровень жизни сегодня сравним с уровнем жизни 1981 года, когда Рейган и Брежнев расправились с профсоюзами. Государство всеобщего благосостояния было в какой-то мере заменено тюремным государством: именно у нас сейчас самая большая тюремная система в мире. Социальная неподвижность — центральная черта американской жизни, как и советской. Сопутствующий гнев и разочарование порождают политические альтернативы демократии.

Мы тоже предпочли детерминизм свободе и отрезали будущее. Мы тоже проиграли войну в Афганистане в эпоху застоя. У нас была неудачная попытка государственного переворота, и теперь мы ждем второй. У нас тоже есть проблемы в регулировании отношений между центром и федеральными округами. Некоторые из наших штатов приняли законы, ставящие под угрозу выборы, в рамках подготовки к полному подрыву демократии в 2024 году. Если в 2025 году после поражения на выборах будет избран президент, Соединенные Штаты могут развалиться.

История не повторяется. Тем не менее, это дает нам шанс переосмыслить. Все режимы приходят к концу, и редко это понимают так, как это происходит. Мало кто из нас ожидал распада СССР, но он распался. Мало кто из нас мог ожидать распада США, но это могло произойти. Сценарий не кажется мне таким далеким сейчас.

Дело не в том, что США такие же, как СССР, а в том, что мы упустили некоторые важные сходства. Провозглашение нашего превосходства и наше негодование по поводу сравнений — не путь вперед. Националистический пафос только усугубляет ситуацию. Исключительность и триумфализм являются признаком не успеха, а уязвимости. Рухнет ли стагнирующая система или нет, зависит, по крайней мере, в некоторой степени, от самосознания. История может помочь нам стать более самосознательными.

Оглядываясь назад, мы видим, как Запад выиграл холодную войну: сочетание выборов, рынка, государства всеобщего благосостояния и профсоюзов, которое обеспечило социальную мобильность и ощущение будущего. Мы также видим, что с 1980-х годов мы совершили ошибку, отказавшись от большинства наших преимуществ и ослабив систему, которая когда-то выглядела грозной и привлекательной. Было бы лучше заметить это, пока у нас еще есть время что-то с этим сделать.

Когда мы вспоминаем конец Советского Союза, мы не должны себя поздравлять. Мы должны спросить себя, что мы сделали не так за последние тридцать лет, и подумать о том, как положить конец нашему собственному застою.