Ярослав мудрый культура: Мудрейший из князей | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси




Важная новость


Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа


Сборник

«Философский пароход»







Новости
08.12.2022


В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии





Новости
07.11.2022


В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов




Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами 16-го века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.


Детство Ярослава Мудрого


Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.



Владимир Святославич. (Wikimedia Commons)


Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке: его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.


В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.


Святые князья Борис и Глеб. (Wikimedia Commons)


Ростовское княжество и Ярослав Мудрый


Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.


Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он помогал Ярославу княжить в Ростове.


С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 1220-х, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.



Ярославский кремль. (Wikimedia Commons)


Ярослав Мудрый против Владимира Святого


В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.


В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.


Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же из-за долго бездействия распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.


Междоусобная война. Ярослав против Святополка


Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.



Святополк Окаянный. В. Шереметьев. (Wikimedia Commons)


К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно Окаянному, однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.


В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича. Победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.


В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.



Печенежский всадник. (sfw.so)




Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе: учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.



Болеслав Храбрый в Киеве. (Wikimedia Commons)




Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат Святополк, умер по дороге к своему тестю.


Правление Ярослава Мудрого


Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения 3 князей стали характерной чертой того времени: пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.


Территория Руси при Ярославе Мудром. (информа.рус)


Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.


Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.


Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до 15-го века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.


Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.


Храм Святой Софии в Новгороде. (Wikimedia Commons)


Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Сборник: Ярослав Мудрый

При Ярославе Владимировиче составлен свод законов «Русская правда». Благодаря династическим бракам были установлены дружественные отношения со странами Европы.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Хотя при Ярославе Русь пережила «золотой век», сам князь не был главным претендентом на киевский престол.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый – Владимир Святой: сын против отца

Ярослав Мудрый – Владимир Святой: сын против отца

Недовольный возвышением Бориса, Ярослав пошёл на открытый разрыв с Владимиром. Однако началу настоящей войны помешала смерть крестителя Руси.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

При дворе киевского князя в разное время жили бывшие и будущие короли Норвегии, а также знатные аристократы.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый – убийца Бориса?

Ярослав Мудрый – убийца Бориса?

Европейские источники ставят под вопрос официальную версию смерти братьев Ярослава и Святополка.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый и польский вопрос

Ярослав Мудрый и польский вопрос

На протяжении 11-го века Польша была одним из главных направлений внешней политики Древней Руси.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Династические браки дочерей Ярослава Мудрого

Династические браки дочерей Ярослава Мудрого

Дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за иностранцев и стали королевами разных европейских государств.

  • Тесты
  • Европа
  • X-XI вв.

Мудрометр

Мудрометр

На правление Ярослава Мудрого пришёлся расцвет Древней Руси, ещё не распавшейся на множество княжеств. Похож ли ты на выдающегося князя?

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Хотя при Ярославе Русь пережила «золотой век», сам князь не был главным претендентом на киевский престол.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый – Владимир Святой: сын против отца

Недовольный возвышением Бориса, Ярослав пошёл на открытый разрыв с Владимиром. Однако началу настоящей войны помешала смерть крестителя Руси.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Викинги при дворе Ярослава Мудрого

При дворе киевского князя в разное время жили бывшие и будущие короли Норвегии, а также знатные аристократы.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый – убийца Бориса?

Европейские источники ставят под вопрос официальную версию смерти братьев Ярослава и Святополка.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Ярослав Мудрый и польский вопрос

На протяжении 11-го века Польша была одним из главных направлений внешней политики Древней Руси.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Династические браки дочерей Ярослава Мудрого

Дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за иностранцев и стали королевами разных европейских государств.

  • Тесты
  • Европа
  • X-XI вв.

Мудрометр

На правление Ярослава Мудрого пришёлся расцвет Древней Руси, ещё не распавшейся на множество княжеств. Похож ли ты на выдающегося князя?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • V-IV вв. до н.э.

Диалоги Сократа

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Придуманная любовь Джейн Остин

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Суд над Карлом I

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Композиция VII» Кандинского

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

«Купчиха за чаем» Кустодиева

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Таинственное исчезновение Дороти Арнольд

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVIII-XX вв.

Маркс, Черчилль или Вольтер?

  • Статьи
  • Европа

Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Мне Тифлис горбатый снится»

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Ангелоделы в юбках (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 618715

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • 📚 Статьи
  • 👀 124103

Диалоги Сократа

  • 📚 Статьи
  • 👀 52545

Придуманная любовь Джейн Остин

  • 📚 Статьи
  • 👀 49541

Суд над Карлом I

  • 📚 Статьи
  • 👀 42618

«Композиция VII» Кандинского

  • 📚 Статьи
  • 👀 21597

«Купчиха за чаем» Кустодиева

  • 📚 Статьи
  • 👀 21434

Таинственное исчезновение Дороти Арнольд

  • 📚 Тесты
  • 👀 19147

Маркс, Черчилль или Вольтер?

  • 📚 Статьи
  • 👀 18680

Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому

  • 📚 Статьи
  • 👀 18029

«Мне Тифлис горбатый снится»

  • 📚 Статьи
  • 👀 687105

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • 📚 Статьи
  • 👀 618715

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • 📚 Статьи
  • 👀 275152

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • 📚 Статьи
  • 👀 266133

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • 📚 Статьи
  • 👀 262294

Нанкинская резня (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 221574

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • 📚 Статьи
  • 👀 176997

Тува — республика, поглощённая Россией

  • 📚 Статьи
  • 👀 157994

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • 📚 Статьи
  • 👀 154598

Ангелоделы в юбках (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 152709

Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров

Закон и благодать Ярослава Мудрого / История / Независимая газета

Тэги: ярослав мудрый, история, киев, князь, православие, митрополит, церковь, древняя русь






С киевским великим князем связано создание Русской Правды.
Алексей Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб


Одна из центральных фигур древнерусской истории – великий князь Ярослав Мудрый (ок. 978–1054). Льстивые летописцы возвеличили князя. В этом хоре льстецов выделяется голос митрополита Илариона, поставленного великим князем во главе Русской церкви. В «Слове о законе и благодати» первый русский митрополит воспел своего патрона как «доброго» и «верного» церковного строителя, сравнив его с легендарным Соломоном. Подобно библейскому царю, Ярослава прозвали Мудрым – единственного из всех отечественных правителей. Длительное его княжение в Киеве многое изменило на Руси. 1000 лет назад он воссел на киевском великокняжеском «столе», со второй попытки, но уже надолго. Особого рассмотрения требует церковная политика Ярослава. Она во многом определила «симфонию» церкви и государства – в византийском стиле, но с русской спецификой.


Двоеверие народноеи княжеское


Анализируя эпоху первоначальной христианизации Руси, академик Борис Рыбаков утверждал, что «язычество слилось с христианством». Слияние это отразила и духовная литература той эпохи, прежде всего «Киево‑Печерский патерик». По словам академика Дмитрия Лихачева, «христианские представления соединились в его идейном содержании с древним культом Земли».


Двойное имя князя – языческое Ярослав и христианское Георгий – также подтверждает мысль Рыбакова. Причем в историю он вошел не с христианским именем. Однако его христианское имя, Георгий (Юрий), тоже было увековечено – в названии города Юрьева (ныне Тарту).


Важнейшее проявление относительной христианизации Древнерусского государства и его правителя – поведение князя. Есть примеры того, как он проявлял шокирующую жестокость в достижении политических целей. За убийство княжеских наемников – варягов, не знавших удержу в Новгороде, князь лишил жизни именитых новгородских граждан (некоторые источники указывают тысячу убитых, но это, думается, преувеличение). Акции мести Ярослав практиковал и в дальнейшем. Причем в подобных делах он рассчитывал на помощь свыше. Отправляясь в поход против своего брата Святополка, Ярослав якобы молился: «Да будет Бог отместник крови братьев моих» (Бориса и Глеба, в чьей смерти виновен Святополк) (Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1–2, М., 1988. С. 200). В свое время он намеревался воевать и со своим отцом Владимиром Святославовичем, крестителем Руси.


Но был и другой Ярослав, действительно мудрый, ратовавший за книжность и способствовавший распространению образованности. Не жалея средств, он покупал книгу за книгой для княжеской библиотеки. Причем в отличие от своего отца Ярослав и сам был книгочеем, укреплял свою веру изучением Писания.


Около 1037 года в Киеве начали строить Софийский собор, увенчанный 13 куполами. Храм был отделан мрамором, украшен высокохудожественными мозаиками и фресками. К чести строителей, храм не копировал константинопольскую Софию. Одна из фресок изображала Ярослава с семьей. Церковь соединялась с властью и таким наглядным для народа образом.


В Софии Киевской разместилась кафедра митрополита.


Затем начали сооружать церковь на Золотых воротах Киева. Летописец обобщил это торжество храмостроительства: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквий… » (Цит. по: Макарий (Булгаков). История Русской церкви).


В культуре наблюдались существенные перемены. При Ярославе было переписано множество книг. Переводы с греческого языка на русский производились один за другим. Особо известным переводным сочинением стала «Хроника Георгия Амартола». Авторитетные исследователи утверждают, что именно при Ярославе на Руси открываются первые начальные школы, кандидаты в священство получают образовательную подготовку. Ярослав повелел учить и сыновей священников, видя их преемниками своих отцов.


 Однако, по словам академика Рыбакова, «народ дорогой ценой заплатил за… положительную сторону деятельности церкви». Этот общественный институт «возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие годы закреплял в сознании людей идеи… божественного происхождения властей». «Русские люди не были так религиозны, как это пытаются изобразить церковные историки», – утверждал академик.


Эпоха Ярослава Мудрого не обошлась без принуждения к христианству. Гусли, игры, танцы, прочие принадлежности дохристианского прошлого бесцеремонно изгонялись из досуга людей. Самобытная дохристианская культура Руси погибала бесследно, подвергаясь беспощадному уничтожению. Многие ее аспекты теперь едва вообразимы.





При Ярославе Мудром в Киеве появился

свой собор Святой Софии.

Фото Наталии Алексик


При этом существует предание, что однажды Ярослав лично близ устья Которости, на Волге, именно увещевал язычников креститься, но те не пожелали изменять вере предков (Исторический вестник /ИВ/. 1904. Февраль. С. 682). Метод убеждения все же не исключался, но явно не доминировал.


Христианские мыслители восторгаются религиозной жизнью Средневековья. Рассуждая о киевском периоде церковной истории, протопресвитер Александр Шмеман назвал его «самым чистым, самым многогранным из всех периодов русской религиозности». Получается по Пушкину: «Что пройдет, то будет мило».


В условиях первоначальной христианизации потребовалось сильное духовное сословие. Дошло до того, что у митрополитов и епископов появились свои вооруженные полки. Их содержание обеспечивали правители древнерусских земель. Князья давали десятину на содержание церкви. Благоволя к священству, Ярослав тоже обеспечивал его из собственных средств. Пример предоставляет «Киево‑Печерский патерик»: «И так полюбил боголюбивый князь Ярослав Берестово и тамошнюю церковь святых апостолов, то многих священников содержал при ней».


Но пособия, выданные Ярославом, следовало отрабатывать, и князь повелел священникам учить людей, не ленясь для этого приходить в храм. «Но долго еще священники жаловались на то, что храмы пустуют. Если какой‑нибудь плясун или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, то все туда радостно устремляются и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «дождливо», «холодно» или еще чем‑нибудь отговариваемся», – рассуждал об эпохе Борис Рыбаков.


В 1051 году по воле Ярослава-«самовластца», как назвал его летописец, Собор русских епископов возвел в митрополиты «русина» Илариона, весьма образованного для своей эпохи и, как думалось, перспективного священнослужителя. У князя была убедительная мотивация. Можно полагать, что предыдущий митрополит, иноземец Феопемпт, оказался слишком самостоятелен и даже непредсказуем. Трудно сказать, насколько удачным был выбор Ярослава. Об управлении Иларионом церковью летописи почему‑то молчат.


Между тем в Русской церкви складывалась своя правовая система, обособленная от светских законоположений. Церковный суд и законодательство тех лет позволяли церкви грубо вмешиваться в личную жизнь человека, манипулировать его поведением, руководствуясь своими соображениями. Регулировалась не только жизнь так называемых церковных людей – духовенства, лиц, призреваемых церковью и т.п., но и жизнь всего населения – по делам, не связанным с феодальным хозяйством. В качестве примера – языческие моления, «еретические» убеждения, разводы, семейные ссоры и др. Возникнув при Владимире Святославовиче, церковное право Руси развивалось и при Ярославе, но в той мере, насколько позволяла светская власть.


Организации церковной жизни Ярослав придавал большое значение, видя в церкви прочную опору для себя, для крепнущего Киевского государства. И церковники оправдывали его надежды. «Бога бойтесь, князя чтите!» – наставлял свою паству современник Ярослава новгородский епископ Лука Жидята в «Поучении к братии». Таких заявлений и ждал от духовенства великий князь.


Так закладывались порядки на века. Служение церкви государству становилось лейтмотивом отечественной истории.


Уже на заре христианизации Руси особое внимание уделялось монастырям. Разумеется, они тоже контролировались княжеской властью. Без утверждения князем никто не становился монастырским настоятелем.


Монастыри были не только крупными феодальными хозяйствами, ведя оптовую торговлю, занимаясь ростовщичеством под высокие проценты. Насельники обителей были причастны и к большим политическим делам. Подобно епископам, настоятели монастырей играли важные роли, не связанные с монашеской жизнью: судей, посредников, дипломатов. Язык не поворачивается назвать братствами мужские обители Древней Руси: выходцы из боярско‑купеческой среды имели в них привилегированное положение.


Истинный порядок вещей стремились завуалировать. Потребовалось создавать жития подвижников веры: «отшельников», «безмездных» лекарей, «бессребреников», «молчальников» и т.п. Но нельзя не допускать того, что действительно бывали благонамеренные монахи. Нестор‑летописец, Илья Муромец, Алипий‑иконописец, упоминаемые в «Киево‑Печерском патерике», – имена хорошо известные. Пользуясь высказыванием академика Евгения Голубинского, преподавателя Московской духовной академии, назовем это «выражением первой горячности к новопринятому христианству».


Организацией монастырской жизни занимался и сам Ярослав. Как раз при нем появился знаменитый Киево‑Печерский монастырь, основанный Антипой Любечанином (в монашестве – Антонием), постриженным на Афоне, – обитель, ставшая духовным центром Руси. Летописец утверждал: больше всего Ярослав любил именно монахов, которые при нем еще не раскрыли себя, не показали своих наклонностей сполна. Благоволением к иночеству отличалась и супруга Ярослава, постригшаяся после его смерти в одной из обителей. Однако, по словам Голубинского, «ревности или стремления к построению монастырей» монахи тех лет не имели. «Сравнительной недоброкачественностью… монашества домонгольского периода» объяснил Голубинский это обстоятельство. Возможно, Ярослав находился в блаженном неведении.


Европа заканчивалась в Киеве


Домонгольская Русь могла бы развиваться в русле европейских тенденций. Несмотря на огромное влияние Византии, Русь во многом ориентировалась и на западную часть Европы. Подтверждение тому – брачные связи княжеского дома Ярослава с европейскими владетельными домами, уже далекими от традиций восточного христианства.


Скульптурное изображение дочери Ярослава Анны, ставшей французской королевой, и ныне украшает построенный ею католический монастырь Святого Винсента. Да и сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Туда, в Швецию, он и собрался однажды бежать, когда был разбит королем Болеславом Храбрым. Но суда, предназначенные для бегства, были уничтожены новгородцами.


Идейную же основу Запада – папство – отвергли еще при Владимире Святославовиче, когда выбирали подходящую для Руси религию. Это не помешало Анне Ярославне принять западные традиции. В одной из французских хроник говорится, что папа Римский Николай II хвалил Анну за ее набожность и благотворительность (ИВ. 1894. Январь. С. 205).


Да и сама Русская церковь не была в то время недоступной европейскому влиянию, переняв в XI веке из Италии празднование Николе Вешнему (архиепископу Мирликийскому Николаю; 22 мая по новому стилю), признав чешскую святую Людмилу. В свою очередь, в Чехии привился культ русских святых Бориса и Глеба.


Обнаруживаются параллели с Западом и иного характера. На рубеже XII и XIII веков смоленский иеромонах Авраамий выступил с проповедью, напоминающей учение западноевропейских вальденсов, ратующих за «евангельскую бедность» и не признающих «благодатности» духовенства. «Игумены и священники, если бы могли, съели бы его живьем», – говорилось в одном из памятников древнерусской письменности об Авраамии.


В 1054 году великого князя Ярослава не стало. На стене Киево‑Софийского собора начертали известие – об «успении царя нашего». Политический вес властителя Киевской Руси был таков, что современники сочли его достойным подобного высокого титула, который Западной Европой формально за русскими князьями не признавался. Именно в год смерти Ярослава произошла Великая схизма: христианская церковь окончательно разделилась на западную и восточную.

Ярослав Мудрый как «Сеятель»

13 ноября, 00:00

Поделиться:

Виктор ГУСЕВ, Юрий КАЛЫНЦЕВ, кандидаты исторических наук.
«День» продолжает публиковать материалы альбома «100 портретов».
из истории Украины, который скоро будет опубликован. Сегодня авторы рассказывают
нам о киевском великом князе Ярославе Мудром.

Стремительный темп преобразований, инициированных князем Владимиром
требовались глубокие и успешные реформы в общественной жизни и дальнейшее укрепление
единства и могущества Древнерусского государства. Решение этих проблем
связано с именем великого князя Ярослава. Как в хрониках
скажем, Владимир поле пахал, Ярослав сеял, а мы (т.
последующие поколения) пожинают плоды. Что же тогда имеется в виду под Ярославом
«посев», что мы знаем о великом князе?

Средневековые источники сообщают о рождении Ярослава в 978 году. Его матерью была
половецкая княжна Рохнеда. Как и его отец до него, он стал
правитель Новгородской земли в молодом возрасте. В 1019 году, поднявшись на великий
княжеский престол после ожесточенных междоусобиц Ярослав начал
продвигать реформы, начатые князем Владимиром.

При Ярославе (1019-1054) Киевская Русь достигла апогея своего
разработка. Великий князь продолжал расширять и укреплять границы
Руси: он отвоевал западные земли, захваченные поляками во время внутреннего
бед, и завоевал западный берег Чудского озера, где основал
город Юрьев. Ярослав постоянно укреплял новые рубежи своего государства.
и решительно выступил против печенегов. В 1036 году его войска окончательно разгромили
печенежские полчища под Киевом, после чего больше никогда не угрожали
рус.

Важную роль в укреплении государства сыграла ярославская
приведение всех существовавших тогда законов в единую целостную систему.
великий князь оказал стране выдающуюся услугу, издав
Русская правда, первый письменный свод законов. Этот юридический кодекс заложил
основные юридические нормы раннефеодальной эпохи. Большой
князь также прилагал кропотливые усилия для развития торговли и создания государственной
финансовая система.

Продолжая административную реформу князя Владимира, Ярослав разделил
земли между его сыновьями, вводя принцип старшинства внутри
клан. Как только трон освободился на одной из ступеней
княжеской пирамиде власти, каждый брат, по замыслу Ярослава, был
подниматься на уровень выше, пока они по очереди не достигнут вершины
строй, должность великого князя. Тем самым позволив всем своим сыновьям править в
Киев Ярослав надеялся избежать междоусобиц и сохранить целостность
своего государства.

Первостепенное значение имели усилия Ярослава по повышению престижа
и централизующая функция Киева. При великом князе город
Ярослав вырос в семь раз больше города Владимира. Киев
начале одиннадцатого века был городом великолепных церквей, красивых
княжеские дворцы, боярские резиденции, добротные дома простолюдинов и
мощные оборонительные сооружения. Не случайно западный летописец
Адам Бременский называл столицу Руси «жемчужиной Востока» и «соперницей
Константинополь». Действительно, в то время как византийская столица славилась св.
В Софийском соборе в Киеве также был построен собственный Софийский собор; оба города
оборонительные укрепления имели свои главные Золотые ворота. И это результат
настоящего соперничества между Киевом и Константинополем, а не простого
подражание византийским стандартам.

Имя Ярослава стоит за подъемом культуры, науки средневековой Руси
образования, развитие летописи и быстрый рост
культурный уровень населения.

Все европейские государства в XI веке стремились установить дружеские
отношения с Киевской Русью. В средние века могущество правящего дома
измерялась готовностью других правящих династий вступать в брачные
связи с ним, браки, играющие важную роль в укреплении
политических, экономических и культурных связей между государствами. По этому критерию,
Авторитет великого князя Ярослава был чрезвычайно высок. Сам женат
дочь короля Швеции, его сестра была королевой Польши, его
три дочери были королевами Венгрии, Норвегии и Франции соответственно.
его сын был женат на сестре польского короля, внук был женат
дочери польского короля, а внучка была женой немецкого
Король.

Не свидетельствует ли это о международном авторитете Киевской Руси, т.к.
развитое и могущественное государство, возникшее на глазах удивленного
Европе на протяжении жизни двух поколений? Вот так Владимир пахал
и Ярослав посеял! Величина деяний Ярослава, поместившего Древнюю Русь
наравне со всеми другими цивилизованными государствами, позволил грядущим поколениям
навсегда запечатлеть его имя в народной памяти и окрестить его Мудрым.

Раздел

Культура

Король Ярослав Мудрый, 2 сезон, объяснение противоречий

попал в горячую воду из-за исторически недостоверного поста администраторов официального аккаунта Vikings Valhalla в Твиттере.

Для контекста: 21 ноября 2022 года официальный аккаунт в Твиттере для Vikings Valhalla начал публиковать новые рекламные материалы, в основном представляющие новых персонажей второго сезона шоу. Было объявлено, что второй сезон шоу выйдет на Netflix 12 января 2023 года.

Одним из персонажей, упомянутых в серии твитов, является царь Ярослав Мудрый, один из самых известных правителей Киевской Руси.

Однако администратор по ошибке указал царя Ярослава Мудрого правителем «Северной Руси». Что крайне спорно, учитывая его историческую неточность и нынешний политический климат Европы.

Король Ярослав Мудрый, воин-правитель Северной России, дядя Олафа и Харальда pic.twitter.com/UowwZZ62UY

— Vikings Valhalla (@NetflixValhalla) 21 ноября 2022 г.

Почему это спорно?

Во-первых, сам пост исторически недостоверен.

Царь Ярослав Мудрый был правителем Киевской Руси, а не России. На момент смерти царя Ярослава в 1054 году территория Киевской Руси охватывала большую часть современной Украины, России и Белоруссии. Все три вышеупомянутых народа считают Киевскую Русь своими культурными предками.

Именно после смерти царя Ярослава произошел закат Киевской Руси. В течение следующих нескольких столетий в регионе были созданы новые державы, такие как Великое княжество Московское, Новгородская республика и нашествие Монгольской империи. Эти новые державы, в том числе несколько новых княжеств, привели к разделу территории Киевской Руси между собой.

Царство Российское пришло на смену Великому княжеству Московскому в 1547 году, почти через пятьсот лет после смерти царя Ярослава Мудрого. Киев не попадал под власть или влияние России до 1654 года, когда казацкая Гетманщина стала протекторатом царства России.

За многие сотни лет, отделяющие упадок Киевской Руси от образования Российского царства, оба региона разделяет множество различных обычаев и традиций.