Ярила это: Ярило | это… Что такое Ярило?

Ярило | это… Что такое Ярило?

Яри́ло, Яри́ла — восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.

Содержание

  • 1 Образ
    • 1.1 Образ по П. Древлянскому
  • 2 Статус
  • 3 Происхождение имени
  • 4 Образ в культуре и массовом сознании
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Образ

«Похороны Костромы». Рисунок с лубка. XIX век

Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле[1]. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрезными шутками мужиков.

Ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:

  1. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
  2. «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже не дух, но то, что им повелевает.
  3. Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонько). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
  4. Обожествление — хотя аграрное происхождение его и не исчезло — празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им (Персефона, Осирис и т. д.)[2][1].

Образ по П. Древлянскому

П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.

В его трудах, у белорусов в конце апреля (24 или 27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.

Современные отечественные исследователи считают большую часть данных Древлянского — в том числе и о Яриле — фальсификацией[3]. Тем не менее, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров нисколько не сомневаются в их подлинности и уверенно используют информацию Древлянского в своих реконструкциях[4].

Статус

Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — остаётся открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством[5]. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещениях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году)[6]. Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян)[7].

Происхождение имени

Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. ‘Έρως[8]; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»[9]; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке»[10]. Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый»[11].

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.[12]

По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая[7].

В христианстве, Ярило переходит в святого Георгия (Юрия)[10].

Образ в культуре и массовом сознании

Скульптура «Ярило» в парке «Украинская степь»

Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:

Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!

— Пётр Бутурлин, «Ярило»

В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело-символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций, зачастую совершенно неправомерных. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку Ярило таковым никогда не был. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.

См. также

  • Умирающий и воскресающий бог
  • Юрьев день
  • Семик

Примечания

  1. 1 2 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования)
  2. Фрэзер Дж. Золотая ветвь
  3. Топорков А. Л. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.
  4. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Ярила и его соответствия у славян // Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. С. 180 и сл.
  5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М.: «Лабиринт», 2006. С. 116.
  6. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1943. С. 41.
  7. 1 2 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Ярила, Ярило, Ярыло // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  8. Мюллер М. Сравнительная мифология. «Летописи русской литературы» Н. Тихонравова, V, отд. I, 113—114.
  9. Кареев Н.Главные антропоморфические боги слав. язычества // Филологические Записки, 1872, V, 53
  10. 1 2 Ефименко П. Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии, 1868, т. II, 79—112.
  11. Ярило // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка

Ссылки

  • Ярила, Ярило, Ярыло // Мифологический словарь

Ярило | это… Что такое Ярило?

Яри́ло, Яри́ла — восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.

Содержание

  • 1 Образ
    • 1.1 Образ по П. Древлянскому
  • 2 Статус
  • 3 Происхождение имени
  • 4 Образ в культуре и массовом сознании
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Образ

«Похороны Костромы». Рисунок с лубка. XIX век

Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле[1]. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрезными шутками мужиков.

Ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:

  1. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
  2. «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже не дух, но то, что им повелевает.
  3. Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонько). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
  4. Обожествление — хотя аграрное происхождение его и не исчезло — празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им (Персефона, Осирис и т. д.)[2][1].

Образ по П. Древлянскому

П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.

В его трудах, у белорусов в конце апреля (24 или 27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.

Современные отечественные исследователи считают большую часть данных Древлянского — в том числе и о Яриле — фальсификацией[3]. Тем не менее, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров нисколько не сомневаются в их подлинности и уверенно используют информацию Древлянского в своих реконструкциях[4].

Статус

Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — остаётся открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством[5]. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещениях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году)[6]. Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян)[7].

Происхождение имени

Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. ‘Έρως[8]; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»[9]; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке»[10]. Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый»[11].

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.[12]

По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая[7].

В христианстве, Ярило переходит в святого Георгия (Юрия)[10].

Образ в культуре и массовом сознании

Скульптура «Ярило» в парке «Украинская степь»

Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:

Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!

— Пётр Бутурлин, «Ярило»

В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело-символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций, зачастую совершенно неправомерных. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку Ярило таковым никогда не был. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.

См. также

  • Умирающий и воскресающий бог
  • Юрьев день
  • Семик

Примечания

  1. 1 2 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования)
  2. Фрэзер Дж. Золотая ветвь
  3. Топорков А. Л. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.
  4. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Ярила и его соответствия у славян // Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. С. 180 и сл.
  5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М.: «Лабиринт», 2006. С. 116.
  6. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1943. С. 41.
  7. 1 2 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Ярила, Ярило, Ярыло // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  8. Мюллер М. Сравнительная мифология. «Летописи русской литературы» Н. Тихонравова, V, отд. I, 113—114.
  9. Кареев Н.Главные антропоморфические боги слав. язычества // Филологические Записки, 1872, V, 53
  10. 1 2 Ефименко П. Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии, 1868, т. II, 79—112.
  11. Ярило // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка

Ссылки

  • Ярила, Ярило, Ярыло // Мифологический словарь

Сергей Городецкий (1884-1921). Ярила. Дойч и Ярмолинский, сост. 1921. Современная русская поэзия

Select SearchWorld FactbookRoget’s Int’l ThesaurusBartlett’s QuotationsRespectfully QuotedFowler’s King’s EnglishStrunk’s StyleMencken’s LanguageCambridge HistoryThe King James BibleOxford ShakespeareGray’s AnatomyFarmer’s CookbookPost’s EtiquetteBrewer’s Phrase & FableBulfinch’s MythologyFrazer’s Golden BoughAll VerseAnthologiesDickinson, E. Eliot, T.S.Frost, R.Hopkins, G.M.Keats, J.Lawrence, D.H.Masters, Э. Л. Сандберг, К. Сассун, С. Уитмен, У. Вордсворт, У. Йейтс, У. Б. Вся документальная литератураГарвардская классикаАмериканские очеркиОтносительность ЭйнштейнаГрант, США Рузвельт, история Т.УэллсаПрезидентские инаугурацииВся художественная литератураПолка фантастикиИстории о привиденияхКороткие рассказыШоу, Г.Б.Штайн, Г.Стевенсон, Р.Л. HG
. > Современная русская поэзия
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
СОДЕРЖАНИЕ · БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
Дойч и Ярмолинский, сост. Современная русская поэзия. 1921.
Yarila
от Sergey Gorodetzky (1884 1921)

111119

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111.

На лужайке они собрали, не расплачиваясь,
Они собрались под зеленой палаткой.
Там, где белеет ствол бледного дерева, голый,
Там, где белеет ствол бледной липы. 5
от The Linden Tree, Young Linden,
от Linden Tree, Linden Linden,
. .
 
Впереди мохнатый, тощий, с седой головой,         10
6

3

336

Он прожил более двух тысяч лун.
И топор он сжег.
Из дальних озер он вырисовывался
Давным-давно.         15
Это его: в багажнике
Первый удар.
 
И две жрицы в их десятой Весне
К старому приносят.
В их глазах         20
Ужас лежит.
Словно ствол их молодые тела яркие,
Их бледно-белые
Только она, нежная молодая липа.
Один из них, один из которых он привел, 25
TO TRUNK Грубо,
Белая груба.
И поднялся топор и зашипел
И возвысился голос
И умер.         30
Итак, первый удар был нанесен по багажнику.
Другое последовало за ним, другие воспитали
, который старый кровавый топор,
, который натянут конец,

11111111111111111111111111.         35
Дерево дважды
Яростно раскалывается.
 
И ствол быстро покраснел
И принял лицо.
Вот, «эта выемка» — нос,         40
Это — глаз, на всякий случай.
Плоть однажды,
Ствол дважды
Пока не покраснела вся возвышенность
5

36

Новый год.

       45
На дерне
В красных пятнах лежит
 
Примечание 1. Русский Дионис. [назад]
Содержание · Библиографическая запись
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
Шекспир · Библия · Струнка · Анатомия · НАСТОЯЩАЯ ПОЛИТА · СПРАВОЧКА · БАЙД · БАПЕР · ПЕРЕКЛ. · Темы · Заголовки · Авторы · World Lit · Бесплатные эссе · Настройки файлов cookie
 

Что означает имя Ярила?

Встроить

  • Источник:
    арабский
  • Значение имени Ярила
  • Поиск одноклассников
  • Найти генеалогическое древо
  • Бесплатные сайты знакомств
  • Пол: Девушка

Имя
<100
в США
с 1880 г.

Фамилия
<100
в США
в 2010 году

Девочки

Мальчики

Какое имя Ярила ?

I’m not sure
Boy’s name
Girl’s name
Boy’s or girl’s name
Last name or family name
Other

How to Pronounce Yarila

Yarila Pronunciations

Play Точность Источник
Автоматизированный мужчина (английский)

Это точное произношение?

Автоматизированный женский (английский)

Это точное произношение?

Насколько сложно произносится «Ярила»?