Взятие казанского царства: Взятие Казанского царства — Образ татар в русской литературе — ЖЖ

Взятие Казанского царства — Образ татар в русской литературе — ЖЖ

?

Previous Entry | Next Entry

      Середи было Казанского царства,
      Что стояли белокаменны палаты.
      А из спальны белокаменной палаты
      Ото сна тут царица пробуждалася.
      Царица Елена Симеону-царю она сон рассказала:
      «А и ты встань, Симеон-царь, пробудися!
      Что ночесь мне, царице, мало спалося,
      В сновиденьице много виделося:
      Как от сильного Московского царства
      Кабы сизой орлище встрепенулся,
      Кабы грозная туча подымалась,
      Что на наше ведь царство наплывала».

      А из сильного Московского царства
      Подымался великий князь московский,
      А Иван сударь Васильевич, прозритель,
      Со теми ли пехотными полками,
      Что со старыми славными казаками.
      Подходили под Казанское царство за
      пятнадцать верст,
      Становились они подкопью под Булат-реку,
      Подходили под другую под реку, под Казанку;
      С черным порохом бочки закатали,
      А и под гору их становили,
      Подводили под Казанское царство.
      Воску ярого свечу становили,
      А другую ведь на поле в лагере:
      Еще на поле свеча-то сгорела,
      А в земле-то идет свеча тишее.

      Воспалился тут великий князь московский,
      Князь Иван сударь Васильевич, прозритель,
      И зачал канонеров * тут казнити,
      Что началася от канонеров измена.
      Что большой за меньшого хоронился,
      От меньшого ему, князю, ответу нету.

      Еще тут ли молодой канонер выступался:
      «Ты великий сударь князь московский!
      Не вели ты нас, канонеров, казнити:
      Что на ветре свеча горит скорее,
      А в земле-то свеча идет тишее».
      Позадумался князь московский,
      Он и стал те-то речи размышляти собою,
      Еще как бы это дело оттянути.
      Они те-то речи говорили,
      Догорела в земле свеча воску ярого
      До тоя-то бочки с черным порохом;
      Принималися бочки с черным порохом *,
      Подымало высокую гору,
      Разбросало белокаменны палаты.

      И бежал тут великий князь московский
      На тое ли высокую гору,
      Где стояли царские палаты.
      Что царица Елена догадалась,
      Она сыпала соли на ковригу,
      Она с радостью московского князя встречала,
      А того ли Ивана сударь Васильевича,
      И за то он царицу пожаловал
      И привел в крещеную веру,
      В монастырь царицу постригли.
      А за гордость царя Симеона,
      Что не встретил великого князя,
      Он и вынял ясны очи косицами*;
      Он и взял с него царскую корону
      И снял царскую перфиду *,
      Он царский костыль в руки принял.

      И в то время князь воцарился
      И насел в Московское царство;
      Что тогда-де Москва основалася;
      И с тех пор великая слава.

Песня рассказывает о важнейшем этапе борьбы русских с татарами — о взятии Казани при Иване IV в 1552 году. Ярко живописует песня один из эпизодов осады города — подкопы под укрепленные стены. Казань долго не сдавалась московскому царю, город пришлось окружить особыми укреплениями, использовать осадные орудия. Иван IV приказал делать подкопы под стены города, туда заложили бочки с порохом и взорвали. Это способствовало успеху русского войска — через проломы в стенах русские воины проникли в город. Песня правильно отмечает, что подкопы были подведены под казанские источники воды и они были взорваны («под Булат-реку»- под Казанку; первое название вымышленное в песне). Это ухудшило положение осажденных. Песня называет Ивана Грозного прозрителем, очевидно, потому, что во время осады Казани царем владело религиозно-мистическое настроение. Конец песни отражает отношение к взятию Казани: падение Казани было концом татарской опасности, Москва стала единым, сильным центром Руси. Имена казанцев царя Симеона и царицы Елены не поддаются исторической расшифровке; по-видимому, они заменили, спустя много лет после события, какие-то действительные исторические имена.
Канонер, канонир (с нем.) — пушкарь.
Принималися бочки с черным порохом — занимались огнем, загорались.
Косица — висок.
Перфида — искаженное слово «порфира», длинная пурпуровая мантия, которую надевал царь в торжественные дни.


текст песни и примечания к ней приводятся из раздела «Исторические песни» (стр. 21-23) книги «Старинные русские песни». Для средней школы. Москва, Фабрика детской книги Детгиза, 1959 г. тираж книги 100 000 экз.

  • Татарская рассылка
  • Татарские мечети. История и современность
  • И туган тел, и матур тел
  • Ташлардагы татар тарихы

Разработано LiveJournal.com

Взятие Казани (Середи было Казанского царства…, с нотами)

Взятие Казани (Середи было Казанского царства…, с нотами)

ВЗЯТИЕ
КАЗАНИ

Середи было Казанского царства,

Что стояли белокаменны палаты,

А из спальны белокаменной палаты

Ото сна тут царица пробужалася,

Симеону-царю она сон рассказала:

«А и ты встань, Симеон-царь, пробудися!

Что ночесь мне, царице, мало спалося,

В сновиденьице много виделося:

Как от сильного Московского царства

Кабы сизой орлища стрепенулся,

Кабы грозная туча подымалась,

Что на наше ведь царство наплывала».

А из сильного Московского царства

Подымался великий князь Московский,

А Иван-сударь Васильевич, прозритель,

Со темя ли пехотными полками,

Что со старыми славными казаками.

Подходили под Казанское царство за пятнадцать верст

Становились они подкопью под Булат-реку,

Подходили под другую под реку под Казанку;

С черным порохом бочки закатали,

А и под гору их становили,

Подводили под Казанское царство.

Воску ярого свечу становили,

А другую ведь на поле в лагере.

Еще на поле свеча та сгорела,

А в земле-то идет свеча тишея.

Воспалился тут великий князь Московский,

Князь Иван-сударь Васильевич, прозритель,

И зачал канонеров тут казнити,

Что началася от канонеров измена.

Что большой за меньшого хоронился,

От меньшего ему, князю, ответу нету,

Еще тут ли молодой канонер выступался:

«Ты, великий сударь князь Московский!

Не вели ты нас, канонеров, казнити:

Что на ветре свеча горит скорее,

А в земле-то свеча идет тишее».

Призадумался князь Московски,

Он и стал те-то речи размышляти собою,

Еще как бы это дело оттянути.

Они те-то речи говорили,

Догорела в земле свеча воску ярого

До тоя-то бочки с черным порохом,

Принималися бочки с черным похором,

Подымало высокую гору ту,

Разбросало белокаменны палаты.

И бежал тут велики князь московски

На тое ли высокую гору ту,

Где стояли царские палаты.

Что царица Елена догадалась,

Она сыпала соли на ковригу,

Она с радостью московского князя встречала,

А того ли Ивана-сударь Васильевича, прозрителя.

И за то он царицу пожаловал

И привел в крещеную веру,

В монастырь царицу постригли,

А за гордость царя Симеона,

Что не встретил великого князя,

Он и вынял ясны очи косицами,

Он и взял с него царскую корону,

И снял царскую перфиду,

Он царской костыль в руки принял.

И в то время князь воцарился

И насел в Московское царство;

Что тогда-де Москва основалася,

И с тех пор великая слава.

***

Вы, молоды ребята, послушайте,

Что мы, стары старики, будем сказывати

Про Грозна царя Ивана про Васильевича,

Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил,

Под Казанку под речку подкопы подводил,

За Сулай за реку бочки с порохом катал,

А пушки и снаряды в чистом поле расставлял.

Ой, татарове по городу похаживают

И всяко грубиянство оказывают,

Оне Грозному царю насмехаются:

«А не быть нашей Казани за белым за царем!»

Ах, как тут наш государь-царь разгневался,

Что подрыв так долго медлился

Приказал он за то пушкарей строго казнить,

Подкопщиков и зажигальщиков.

Но все тут пушкари призадумалися,

А один пушкарь поотважился:

«Прикажи, государь-царь, слово выговорить».

Не успел пушкарь слово вымолвить,

Тогда лишь догорели зажигальны свечи,

И вдруг разрывало бочки с порохом.

Как стены бросать стало за Сулай за реку,

Все татарове тут, братцы, устрашилися,

Оне белому царю поклонилися.

***

Был-жил у нас православный царь,

Православный царь Иван Васильевич,

Охотник был по пирам ходить,

По пирам ходить, песён слушать.

Сбирал он себе силу из такиех мудрецов,

Из такиех мудрецов, пушкарей-молодцов.

Под маточку Казаночку подкопом подём,

Закатам же бочки белодубовые

Со черным со зельем со порохом.

«Ише что это, пушкарь, дело не делается?»

«Не вели, сударь, казнить, вели речь говорить.

Во глуше, сударь, свечи потихохуньку горят,

На ветру, сударь, свечи поскорёхоньку горят,

Поскорёхоньку горят и скоро теплятся».

Не успел же пушкарь слово выговорить,

Стало Казань-город и рвать, и метать,

И рвать, и метать, на все стороны бросать.

«Чем же, пушкарь, тебя жаловати?

Сёлами тебя, али деревнями,

Али мелконькими пригородками?» —

«Не надобно мне ваших ни сел, ни деревён,

А ни мелконьких пригородочек;

Отпустите меня на свою сторону».

В 1552 году русские войска, возглавляемые Иваном Грозным, взяли Казань после
ожесточенного штурма. Взрыв городской стены в результате подкопа сыграл в этом
существенную роль. Сам Иван Грозный на передовой никогда не появлялся и своими
истерическими приказами в очередной раз едва не сорвал осаду. Последний казанский
царь Едигер отвергал все предложения сдаться, был взят в плен, привезен в Москву,
крещен и получил имя Симеона. Начальный эпизод — сон царицы – перенесен в песню
из былин. Вызывающее поведение осажденных перед взятием Казани засвидетельствовано
и письменными источниками.

Перфида — порфира, багряница — верхняя торжественная одежда
государей.


Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С.
Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

Ноты к первой песне:

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.
М.-Л., 1958, с. 195. Мелодия — с. 419. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия
в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980. Реконструкция подтекстовки
Г. Соболевой.

Так все и началось : Свободный Идель-Урал

15 октября 2022 года не юбилейная, но знаменательная дата в татарской истории. 470 лет со дня взятия Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. День памяти защитников Казани.

Противостояние Московского царства и Казанского ханства в XVI веке представляло собой феодальную войну за территории вплоть до падения Казани. После захвата татарской столицы и присоединения ликвидированных ханских земель к владениям Московского царя отношения на многие века перешли в формат колониальной зависимости, порабощения, использования татарских земель и татарского народа в качестве ресурса для роста жестокое, сильное и агрессивное восточноевропейское государство со столицей в Москве.

После взятия Казани вся территория Среднего Поволжья была захвачена Московским царством. Помимо татар, власть Московского царя распространялась на многие народы, ранее находившиеся в подчинении бывшего Казанского ханства: чувашей, удмуртов, марийцев, башкир. Москва впервые присоединила к себе крупное соседнее государство за пределами бывших княжеств Руси, к которому она теперь относит себя в своей историографии. Вскоре были завоеваны и присоединены Астраханское (1556 г.) и Сибирское ханства (1582 г.), что позволило почти вдвое увеличить территорию Московского царства. Казанское ханство стало жертвой имперских амбиций Ивана Грозного, его оккупационной политики по отношению к покоренным народам, направленной на их уничтожение. Началась планомерная русификация и христианизация татар. Параллельно шла операция по стиранию памяти народа: о его героях, выдающихся личностях, подвигах, успехах и достижениях. Эта операция продолжается до сих пор.

Стремление татар к провозглашению независимости в 90-х гг. прошлого века понималось в Москве как татарский сепаратизм, хотя требования татар основывались, в том числе, на факте осады и ликвидации Казанского ханства. Татары Республики Татарстан неоднократно выходили 15 октября на митинги под лозунгами «Цель – независимость!» и «Свобода!» На митингах говорили о проблемах своего народа: закрытии татарских школ, переводе образования на русский язык, сворачивании татарского телерадиовещания, ликвидации татарских газет и журналов, притеснении культурных и религиозных личность.

Вопрос о суверенитете Татарстана окончательно не решен; более того, наблюдается тенденция к ухудшению ситуации. Вполне возможно, что даже опереточная независимость превратится в обычный федеральный округ с регионами и марионеточными губернаторами.

Насмешкой выглядит ситуация с памятником защитникам Казани, установки которого татарская общественность добивается более 20 лет. В ответ власти республики (не без подсказки, несомненно, Кремля) установили еще один памятник – оккупантам, погибшим при взятии Казани. Ответ типично русский: хочешь памятник, вот памятник русским убийцам татар; хотите культурной и религиозной идентичности — вот вам новые мечети, но все под контролем ФСБ; вы выступаете на митингах памяти героев обороны Казани — вот вам и разрешение на митинги, а тема будет такая и такая! А за отклонение от намеченных тем вас ждет суд, травля, ликвидация общественной организации. Так, 10 июня 2022 года Верховный суд Татарстана ликвидировал Всетатарский общественный центр «за экстремизм», а именно за акцию, организованную в прошлом году Всетатарским общественным центром в День памяти защитников Казани. . Сначала наложили штраф, а попытка опротестовать это решение в суде только ухудшила ситуацию. Результат очевиден.

Интересна еще одна выходка ФСБ: власти РТ предложили провести 15 октября праздник для всех погибших героев Татарстана. Но татарские патриоты ежегодно 12 октября отмечают Хәтер көне – День памяти защитников Казани, погибших при взятии города в 1552 году. Духовное управление мусульман Татарстана придумало дату 13-го числа месяца Шавваль (хиджра). Решено в этот день почтить память защитников города. В прошлом году он выпал на 25 мая. То есть происходит попытка компенсировать национальную память путем смешения героев борьбы за независимость с героями Великой Октябрьской социалистической революции, Второй мировой войны и другими защитниками отечества русского.

Айдар Халим, патриарх татарской литературы, писал: «Насилие, нецензурная брань, водка, грязь, вши, обман, пожары, поджоги, казни, изнасилования, самоубийства — вот что принесли мне русские люди. И ничего более».

При всем уважении к Айдару Халиму, осмелюсь добавить: оскорбление и унижение людей, которые не хотели забывать, что они татары.

Казанский Кремль | Путешественникам Всемирного наследия ЮНЕСКО

Карта Казанского Кремля

Загрузить карту

Els

Посещение Сентябрь 2019

2.5

Казань была на моем радаре в течение нескольких лет, поэтому я знал, что должен был сделать южный крюк во время моего путешествия по железной дороге. . Мало того, что это мини-точка с 3-мя ВС в шаговой доступности, так еще и столица Федеративной Республики Татарстан (звучит как-то экзотично). На самом деле это современный, обрусевший город. Здесь очень чисто и мне понравилось, что каждая машина останавливалась перед пешеходным переходом при приближении пешехода! Я остался на 3 дня и начал свои исследования с древнейшей татарской крепости, которая все еще существует в России: Казанского Кремля.

От Казанского вокзала до Кремля всего 20 минут пешком. Крепость найти несложно: везде есть указатели, в том числе и на английском языке. Казань была одним из городов-хозяев чемпионата мира по футболу в прошлом году, и они сохранили международный характер. В этом году они организовали Всемирные игры профессионального мастерства: международное соревнование молодых ремесленников, от садовников до плиточников. Логотипы этих Игр, завершившихся в конце августа, до сих пор можно увидеть повсюду в городе.

Так же, как Кремль в Москве, Кремль в Казани — это место, где вы найдете важные и самые старые здания города. Например, слегка наклоненная кирпичная башня Сюембика. Президент Татарстана живет в соседнем зеленом дворце. Федеративные республики, такие как Татарстан, имеют свою конституцию, своего президента и могут использовать свой язык в дополнение к русскому. Официальные надписи здесь, в Казани, в основном и на русском, и на татарском.

На улицах Кремля помимо правительственных зданий есть еще несколько небольших музеев. Я посетил выставку о Золотой Орде в Эрмитаже в Казани например — это (очень маленький) филиал Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Самым ярким зданием в стенах Кремля сегодня является мечеть Кул-Шариф. Она была открыта в 2005 году и является самой большой мечетью в России. Он стоит на месте самой главной мечети Казани 16 века. Как туристу вам не разрешено входить в молитвенную зону, но на втором этаже есть специальный балкон, с которого открывается хороший обзор. Мечеть рассчитана на 6000 верующих, но вопрос в том, будет ли их когда-нибудь так много. Когда я был там, священнослужитель проводил экскурсию с группой местных женщин, и по износу ковра видно, что он используется. Хотя его присутствие кажется во многом символическим — для более аутентичного исламского ощущения в Казани вам нужно отправиться в район вокруг центрального рынка, на дорогу между вокзалом и речным портом. Исламские поволжские татары составляют чуть более половины нынешнего населения Татарстана, и даже они веками были русифицированы.

Во время моего пребывания я каждый день ходил по Кремлю. Он красиво подсвечивается на закате, и вся архитектурная композиция в пределах полностью перестроенных крепостных стен, возвышающихся над современным городом, является его особой силой. Впрочем, здесь не на чем задерживаться, и в течение часа вы увидите большую часть этого. Ни один из раз, когда я посещал его, не был занят туристами.

Щелкните здесь, чтобы увидеть больше моих фотографий Казанского Кремля

Отзывы сообщества

Написать рецензию


3.50 Польша — 25.08.16 —

Читая чужие отзывы о Казанском Кремле, я размышлял, были ли мы в одном и том же месте или все так сильно изменилось за последние несколько лет. Бьюсь об заклад, последнее, поскольку Россия действительно значительно улучшилась и стала более дружелюбной к туристам, что сделало мой третий визит в эту страну самым приятным.

Казанский Кремль расположен в самом центре города, в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Его белые стены видны издалека, и этот вид действительно приятен. На некоторых башнях установлены металлические флаги со знаками ЮНЕСКО.

Кремль был построен царем Иваном Грозным после разгрома всего Казанского ханства и полного разрушения Казани. В ознаменование победы он приказал построить великолепный Благовещенский собор, который до недавнего времени был самым большим зданием Кремля. Собор был символом победы христианского православия над исламом. Вход бесплатный, фотографировать запрещено.

Но история иногда бывает очень сложной. В 2005 году в центре Кремля была построена красивая мечеть Кул Шариф. Теперь мечеть царит на Кремле, особенно ночью, и свидетельствует о возрождении ислама в этом регионе. Хотя здание спорное, оно мне понравилось и, думаю, хорошо сочетается с другими зданиями Кремля. В мечети можно посетить и сфотографироваться. Другими важными зданиями являются башня Сююмбике и дворец президента Татарстана.

Вход в Казанский кремль бесплатный круглосуточно, и, чтобы оценить его красоту, советую ходить туда днем ​​и ночью. В целом Казань — потрясающий город, абсолютная жемчужина региона и всей России, сравнимая с лучшими городами Западной Европы. Летом здесь полно туристов, но почти все они русские. Казань недавно принимала несколько международных спортивных соревнований (в том числе Универсиаду 2013 года) и старается быть космополитическим городом, который легко исследовать иностранцам. Хотя я не уверен, так ли это легко для не говорящих по-русски, но уж точно проще, чем в большинстве российских городов, так как по крайней мере все автобусные остановки объявляются на английском языке.


Стивен Биггс

Великобритания — 10 сентября 2011 г.

Я был в Казанском Кремле 1 сентября 2011 года. Честно говоря, это было довольно разочаровывающим. Светило солнце, и все выглядело красиво, но впечатления не оправдали моих ожиданий. Для города, который может похвастаться своим статусом тысячелетия, я, например, не мог принять концепцию, что белым стенам где-то около 1000 лет, и похоже, что мои подозрения подтверждаются другими постами.

Хотя было интересно зайти внутрь мечети, я не нашел ничего хорошего. Блестящая отделка огромной пустой комнаты не приблизила меня к Богу, но заставила меня почувствовать себя незваным гостем, поскольку мы были одеты в наши синие пластиковые галоши и имели доступ только к смотровой галерее.

Представьте себе, что вы отправляетесь в собор Святого Павла в Лондоне и вам говорят, что вас ждут только в небольшой части? В отличие от моих многочисленных посещений соборов, в действиях простых смертных внутри не было доказательств веры, а скорее мысль о том, что у человека должно быть чувство благоговения, которое я, к сожалению, не разделял.

Мечеть меня разочаровала, но внутри Кремлевской православной церкви на меня напал охранник! Нет сомнений в том, что картина внутри была впечатляющей, но, как первый посетитель, я тихо обсуждал, что происходит в задней части здания. Квалифицированный священник, по-видимому, обучал мирянина «заклинаниям». Внезапно меня ударил сзади по плечу охранник, который чуть не выплюнул команду молчать (хотя посетители разговаривали по всему интерьеру).

Если бы что-то подобное произошло на улице, у меня возникло бы искушение развернуться и ударить нападавшего в порядке самообороны. Если так авторитетная церковь относится к любопытным посетителям, то не сулит ничего хорошего устоявшимся конфессиям Казани!

Выйдя из здания, тот же охранник с важным видом разговаривал по мобильному и попыхивал сигаретой, что вряд ли можно было назвать хорошей рекламой его собственного хождения с Богом.

Самое приятное в моем туре (от местных жителей Казани) было посмотреть на башню Сююмбике и услышать связанную с ней легенду. Если он действительно был построен в спешке (7 дней), то это объясняет, почему он сместился и выглядит так, будто падает.

Когда мы уходили, местный житель объяснил, почему огромная мечеть весила так много, что фактически вызывала движение земли из-за своего веса и недостаточного фундамента. Я предполагаю, что он не переживет этот старый знаменитый памятник.

Последнее замечание о прогулке по сердцу Казани, готовьтесь. Здесь очень мало уличных кафе и, кроме главной торговой улицы, нет скамеек, на которых можно было бы остановиться и отдохнуть. Возьмите с собой немного воды, а еще лучше отправляйтесь на прогулку по окрестностям, которые захватывают дух и изобилуют всевозможной дикой природой.

Если вы чувствуете себя бесстрашным, вам, возможно, больше понравится спелеология на берегу Волги. Там нет законодателей, ограничивающих доступ, а для тех, кто не страдает клаустрофобией, и наша небольшая группа потратила почти четыре часа на лазание и разведку — просто гениально!


Jarek Pokrzywnicki

Польша — 04 октября 2008 г.

Я могу согласиться с вышеизложенным. Это может быть нарушением структуры наследия, и мое первое впечатление было негативным. Но когда я это увидел, мне пришлось изменить свое мнение. Есть некоторые остатки кладбищ татарских ханов недалеко от Сюсумбайке (так что мы можем рассматривать это как преемственность татарского правления), но я бы назвал мечеть подчеркиванием новых тенденций Татарской республики. Мечеть построена в стиле современных среднеазиатских мечетей, но в целом не нарушает общей структуры. На самом деле это самая увлекательная часть всего Кремля.


Надир Киносян, магистр городского планирования, Университет Кардиффа

Россия — 09 августа 2005 г. —

Весьма сомнительно, насколько законны критерии включения Казанского Кремля в список Всемирного наследия. Правда в том, что в 1552 году татарская крепость была полностью разрушена русскими. Ни один памятник или сооружение на территории Казанского Кремля не уцелело после нашествия. Новая крепость была построена с нуля. Поэтому нельзя говорить ни об «исторической преемственности и культурном разнообразии на протяжении длительного периода времени», ни о том, что «историческая цитадель представляет собой исключительное свидетельство ханского периода и является единственной сохранившейся татарской крепостью». Казанский Кремль был частью русской архитектуры до 2005 года, когда была закончена новая мечеть Кул Шариф. Сам по себе этот факт является нарушением правил объекта Всемирного наследия. Через 5 лет после зачисления участка был построен совершенно новый объект. Утверждается, что это «реставрация» исторической мечети, которая была здесь до российского вторжения, но не было представлено никаких изображений или описаний, подтверждающих исторические или архитектурные связи между старой и новой мечетью.


2.50 Великобритания —

Казань долгое время занимала важное место в моем городском «списке дел» с тех пор, как более 40 лет назад я впервые увидел «Ивана Грозного» Эйзенштейна с его великолепным изображением осада города и разгром татарских ханов. Конечно, кремлевский ансамбль, построенный и перестроенный после блокады, может лишь слабо отражать эти события, но когда мы в конце концов посетили его в мае 2007 года, мы обнаружили там много интересного (и спорного). В то время как за его пределами находится красивый город, чей стиль и содержание должны поставить его впереди многих других европейских городов аналогичного размера (население 1 миллион +) для внимания посетителя.

Окружающая Кремль стена местами увенчана деревянными крышами и шпилями, на некоторых из которых, возможно, неуместно и уж точно неаутентично, нанесена эмблема Всемирного наследия ЮНЕСКО (фото 1) – Казань явно гордится своей надписью! Внутри — смесь зданий, как религиозных, так и светских, с 16-го по 21-й (!) век — в том числе башни 17-го века, собор 16-го века и монастырские постройки (остальные церкви были разрушены в сталинские времена, а монастырь стал табачной фабрикой), 19Губернаторский дом 19-го века (до сих пор используемый как президентский дворец) и, наконец, ЭТА мечеть открылась совсем недавно, в июне 2005 года (через 5 лет после надписи)! Всех их объединяет длинная аллея, на которую выходят другие классические здания (фото 2). Прекрасный план комплекса с «наведениями» есть на сайте Президента РТ!

Предыдущий пост поднимает ряд вопросов относительно подлинности Кремля и слов, использованных ЮНЕСКО для поддержки его надписи. Сайт, безусловно, представляет собой интересный пример реальных проблем с определением «подлинности». Учитывая историю Казани с момента ее захвата Россией в 1552 году, неудивительно, что Кремль содержит здания многих периодов. Они отражают изменения, вызванные пожаром, революцией и периодами процветания, и, на мой взгляд, не создают настоящей проблемы. Но не слишком ли ЮНЕСКО старается быть «инклюзивным», выявляя «синтез русского и татарского влияния» и описывая его как «единственную сохранившуюся татарскую крепость со следами первоначальной градостроительной концепции»? Это было неочевидно, и все это выглядело для меня довольно русским.

Одним из явных «татарских влияний» является современная мечеть Кулшариф. Как ЮНЕСКО так легко приняла строительство первой мечети на этом месте с 1552 года? В своей оценке ИКОМОС просто заявляет: «Новую мечеть, которая строится в комплексе, можно понимать как новую постройку в историческом контексте, где она способствует традиционной преемственности и балансу между различными культурными элементами этого места. Следует отметить, что, учитывая характер места, такое новое здание следует считать исключительно исключительным». Действительно, возможно, неразумно замораживать WHS на момент внесения записи. Ведь эти 19Когда-то здания 19-го века были новыми, а теперь считаются «аутентичными», так почему бы не разрешить (хорошее) здание 21-го века, если оно отражает преемственность использования в эту эпоху?

Конечно, можно вполне понять стремление татар утвердить свою культуру в пределах республики, в которой они составляют 52% населения. Одна из причин, по которой мы хотели посетить Казань, заключалась в том, чтобы увидеть что-то от этой республики в самом сердце России, провозгласившей независимость в 1990 году (поддержанной на референдуме в 1992). Возможно, желая избежать участи Чечни и чувствуя реальность своей переговорной позиции, она в 2000 году достигла компромисса, по которому стала республикой в ​​составе Российской Федерации, но с особыми положениями об автономии (переговоры о точном характере эти). В результате, как нам показалось, он неплохо справляется со своим нефтяным богатством — поддержите Путина, не раскачивайте лодку, и вам будет предоставлена ​​большая свобода действий для развития вашей страны и культуры по вашему желанию. Я предполагаю, что многие другие европейские «национальные государства» борются с той же проблемой, включая Великобританию и Испанию! Мечеть представляет собой интересное проявление этого компромисса – но это не делает ее приемлемым вторжением в архитектурный ансамбль – лично мне она не показалась гармоничным дополнением. И это делает позицию ЮНЕСКО против развития многих других объектов менее обоснованной с логической точки зрения.

Возможно, мое отвращение к мечети было усилено непомерно долгим пребыванием там стандартной экскурсии по Кремлю! Вы не можете просто разуться, как в других мечетях, а (кроме экскурсовода!) должны надеть любимые в российских музеях «тапочки», чтобы защитить свои полы. Но это еще раз демонстрирует непростой статус мечети – наполовину музей/национальный памятник, наполовину мечеть. Как туристы (независимо от того, неверные!) мы должны были подняться по специальной лестнице и посмотреть вниз на главный зал (пустой от «верных», хотя нам сказали, что он используется два раза в день (где-то я видел два раза в год? ) для молитв), чтобы получить все факты строительства, которые, казалось, сводились к русским материалам и турецкому труду и навыкам. Честно говоря, я был рад выйти.

Через дорогу Благовещенский собор. Использовавшаяся в советское время для различных «светских» целей, ее внутренняя (чрезвычайно тяжелая) реставрация была завершена лишь недавно, и, как и мечеть, она тоже, по-видимому, выполняет функции, в первую очередь, музея и, реже, культового сооружения. Интересно, что реставрация была заказана в 1995 году одновременно с указом о строительстве мечети. Еще один пример того, как Татарстан пытается быть абсолютно беспристрастным, как между религиями! Было даже устроено «большое событие», отражающее открытие мечети месяцем ранее с получением 21 июля 2005 года исторического списка с иконы Казанской Божией Матери, подаренной Русской Православной Церкви Папой Иоанном Павлом II. Но это уже другая история! Короче говоря, посещение Казанского Кремля должно предоставить вам множество интересных направлений и множество полезных ориентиров для понимания русской истории и общества от средневековья до наших дней!


Ваша оценка

Оценка

Информация о сайте
Полное имя
Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля
Юнеско ID

980

Страна
Россия
Зарегистрировано
2000 г.

Тип
Культура
Критерии

2

3

4

Категории

Структура — Военные и укрепления

Ссылка
По идентификатору
Site History
2000 Inscribed
Site Links

Unesco Website

Historic and Architectural Complex of the Kazan Kremlin

Official Website

Kazan Kremlin

In the News

Kazan Kremlin под угрозой из-за застройки (05. 05.08)

Адреса

На сайте есть

1 локация

Казанский Кремль

Связи

На сайте есть

26 соединений

Архитектура

Золотые поверхности : Золотой купол Благовещенского собора

Конические крыши

Кирпичная архитектура : Башня Сююмбике

Конкурсы архитектурного дизайна : «Особым случаем в комплексе Кремля является мечеть Куль-Шариф. Точных сведений о первоначальной мечети, разрушенной при взятии города Иваном Грозным в 1552 году, нет. Поэтому мечеть можно увидеть как новое здание. Проект строительства мечети был выбран на архитектурном конкурсе, учрежденном правительством. Утвержденный проект придерживается традиционного видения пространственной концепции и декора, однако применяются современные материалы и конструктивные системы». (Официальное описание)

Конструкции

Пизанская башня : Башня Сойембика

Туннели : под башней секретного перехода

Мавзолей : В башне Сююмбеки обнаружены остатки мавзолеев 15 и 16 веков.

Города-крепости

География

Волжский бассейн

История

Осады и сражения : Русские 1552

Находится в бывшей столице : Казанское ханство (1438-1552)

Татары : Казанское ханство

Золотая Орда : «Построенный на древнем месте Казанский кремль относится к мусульманскому периоду Золотой Орды и Казанского ханства. »

Эпоха неолита

Деятельность человека

Эрмитаж : отделение Юнкерской школы в Кремле

Отдельные лица

Ибн Баттута

Иван Грозный : завоевал его

Религия и вероисповедание

Мечеть : Казань Кул Шариф — единственное здание 21 века, обозначенное в номинации

Соборы : Благовещенский собор (1554-62 гг.), единственная русская церковь XVI века с шестью простенками и пятью апсидами

Легенды и народные мифы : «Согласно легенде, казанская царица Сююмбика бросилась вниз с самого высокого яруса [башни Сююмбика], отсюда и название». Вики

Множественные религии : Crit iv — «показывающее влияние ислама и христианства».

Наука и техника

Библиотеки : Библиотека мечети Кулсариф

Хронология

Построен в XVI веке : «Казанский Кремль — средневековая крепость, внутреннее пространство его ….содержит постройки XVI-XIX веков с остатками укреплений и сооружений X-XVI веков.» (АБ). Кремль «на виду» был построен после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году — в частности, укрепления и соборный комплекс относятся к 16 веку.

Мелочи

Общины меньшинств : Татары

Процесс всемирного наследия

Разработано после надписи : Мечеть Кул Шариф внутри Кремля (2005 г.