Содержание
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. Так, РФ — Россия — провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К. : государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ — ФС РФ. Он состоит из двух палат — СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов.
К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы — Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.
Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области
Высший
нормативный правовой акт Российской
Федерации. Конституция Российской
Федерации принята народом Российской
Федерации 12 декабря 1993 года, вступила
в силу со дня официального опубликования
25 декабря 1993 года.
Конституция — основной
закон государства, определяющий основы
общественного и государственного строя,
систему государственных органов, права
и обязанности граждан. Конституция
Российской Федерации обладает высшей
юридической силой, закрепляющей основы
конституционного строя России,
государственное устройство, образование
представительных, исполнительных,
судебных органов власти и систему
местного самоуправления, права и свободы
человека и гражданина.
12
декабря – День
Конституции Российской Федерации.
В
2018 году Конституции Российской Федерации
исполняется 25 лет.
Государственный
строй России определяется главным
законом страны — Конституцией. Этот
закон был принят на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года.
Теперь
этот день ежегодно отмечается как
государственный праздник. В Конституции
записано: «…государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям».
День
Конституции — пожалуй, одна из самых
важных дат для россиян. Конституция
является ядром всей правовой системы
России и определяет смысл и содержание
других законов.
Сегодняшняя
Конституция — прочный фундамент
демократического развития Российского
государства. Это не просто декларация
добрых намерений, это реально работающий
документ. Конституция для гражданина
любой страны — Закон, который он должен
знать в первую очередь, ведь знание и
грамотное применение законов — норма
цивилизованной жизни.
В
соответствии с поручением Президента
Российской Федерации ежегодно, начиная
с 12 декабря 2013 года, в День Конституции
Российской Федерации проводится
общероссийский день приема граждан.
В
Агентстве по обеспечению деятельности
мировых судей 12 декабря 2018 года состоится
«День приема граждан». Прием граждан
по всем возникшим вопросам будет вести
начальник отдела организационно-правовой
и информационно-аналитической работы
Нугуманова Елена Анатольевна по адресу:
г.Ульяновск, ул. Спасская, д.8 ( гост.
«Советская»), 4 этаж, оф. 442.
06.12.18 05:24
Мощь России все больше определяется ее военной мощью
Вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года вызвало много вопросов. Насколько важна военная сила в российском энергетическом арсенале и как на нее повлияет продолжающаяся война, является одним из наиболее важных моментов, когда речь идет об оценке поведения Москвы в будущем. Вопрос актуален еще и потому, что нынешняя эскалация на Украине де-факто является частью войны, которая продолжается с 2014 года и аннексии Крыма Россией. Более того, это только одна из войн России на постсоветском пространстве.
После распада Советского Союза Россия вмешалась военным путем в гражданские войны в Молдове и Грузии и поддержала Армению в ее борьбе против Азербайджана за Нагорный Карабах, а также разжигала сепаратистские конфликты в первых двух. Во второй половине 1990-х Россия вела две гражданские войны против собственных чеченских сепаратистов. В августе 2008 года Москва успешно вторглась в некоторые районы Грузии. И это были только войны на постсоветском пространстве. Кроме того, российские войска присутствовали на Западных Балканах, первоначально в качестве миротворцев ООН после 19-го века.95 Дейтонское мирное соглашение. Некоторые из этих войск предприняли смелый шаг, оккупировав аэропорт Приштины в июне 1999 года после пика косовского кризиса. С 2015 года российские войска воюют в Сирии, с 2020 года — и в Ливии, а российские военизированные формирования (включая печально известную «Группу Вагнера», формально — частную военную компанию) действовали более чем в десятке африканских стран.
Чтобы найти ответ на вопрос, насколько важна военная мощь России, необходимо оценить силовую базу страны, другими словами основные инструменты и средства, имеющиеся в ее распоряжении для продвижения ее внешней, оборонной и оборонной политические интересы как на глобальном, так и на региональном уровне, включая, конечно, и военную мощь. И в качестве точки измерения и контраста полезно сравнить современную Россию с ее предшественником, Советским Союзом.
Советская великая держава
Советский Союз, несомненно, был не только великой державой, но и мировой державой. С точки зрения размера, это была самая большая страна на Земле, простирающаяся на ошеломляющие 22 миллиона квадратных километров территории. Состоящая из 15 федеративных республик, ее население составляло около 290 миллионов человек.
Важнейшим элементом притязаний СССР на мировое господство был ядерный арсенал страны, который к концу холодной войны полностью соответствовал арсеналу Соединенных Штатов. Именно гарантированное взаимное уничтожение (ГАУ) между двумя ядерными сверхдержавами гарантировало относительную стабильность биполярному миру. Еще одним ключевым элементом глобального влияния Советского Союза было постоянное членство Москвы в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Обладание правом вето в самой крупной и всеобъемлющей международной организации дало Советам такой уровень глобального политического влияния, которого они никогда раньше не имели. Российская империя всегда была великой державой на европейском континенте, но никогда не была мировой. Не был таковым и Советский Союз в первые годы своего существования. Однако после 1945 Советский Союз действительно был мировой державой.
Ядерный потенциал поддерживался гигантской обычной военной мощью. Советские вооруженные силы насчитывали почти 5,5 млн личного состава, поддерживаемого 35 млн потенциально мобилизуемых резервистов. Эти вооруженные силы были велики не только по размеру, но и Москва обладала глобальным потенциалом проецирования силы. Советский флот прошел все открытые моря, и по всему миру были десятки советских военных баз.
Помимо военной мощи, Советский Союз имел сложную, многоуровневую систему политических союзников. Страны Варшавского договора составляли внутреннее, ближайшее окружение Москвы, внутри которого действовали гарантии взаимной защиты. Кроме того, Советский Союз поддерживал несколько политических режимов в Азии, Африке и на американском континенте, главным образом для того, чтобы уравновесить мощь Соединенных Штатов.
Что касается его отношений с Европой, в то время как железный занавес разделял континент, с 1970-х годов Советский Союз экспортировал огромные объемы нефти и природного газа в Западную Европу. Это создало взаимовыгодные, а также взаимозависимые отношения между Востоком и Западом, несмотря на напряженную военную ситуацию времен холодной войны.
И последнее, но не менее важное: в СССР была стройная, хорошо развитая идеология, прикладная версия советского коммунизма. Относительно частая смена доктринальных деталей не изменила того факта, что советское население около 70 лет жило под этой идеологией, так что на ней социализировались целые поколения. Такая же ситуация была, хотя и в течение более короткого периода времени, в странах Восточного блока, а также в других странах-союзниках. Несмотря на множество недостатков и несоответствий, наличие общей идеологии было важным сплачивающим фактором системы советских союзов. В качестве инструмента идеологической борьбы против Запада Советский Союз эксплуатировал огромный и сложный информационный аппарат за границей, находящийся под сильным влиянием КГБ.
Постсоветская Россия и великодержавие
Распад СССР, конечно, повлиял на великодержавный статус Москвы. Однако некоторые ключевые элементы советской великой державы все еще преобладали. Россия унаследовала от Советского Союза постоянное место в Совете Безопасности ООН и большую часть его ядерных сил. По состоянию на март 2022 года в плане стратегических ядерных вооружений Москва находится в полном паритете с Вашингтоном, а в области тактических ядерных вооружений якобы имеет превосходство в Европе.
Другие элементы, однако, были либо полностью утрачены, либо значительно ослаблены. На смену некогда гигантскому Советскому Союзу пришли 15 независимых республик. Население России сегодня составляет всего около 144 миллионов человек, что меньше половины того, что было в Советском Союзе на пике своего развития.
Уменьшилась и обычная военная мощь. На региональном уровне он по-прежнему явно доминирует, о чем свидетельствуют перечисленные выше войны. Действующие вооруженные силы России по-прежнему составляют 900 000 человек, потенциально пополненных за счет 2 миллионов резервистов. Однако мировое значение этой армии гораздо меньше, чем было до 1991. Москва потеряла свой глобальный потенциал проецирования силы: в настоящее время нет действующего российского авианосца, и некогда плотная сеть военных баз за границей также практически исчезла. За пределами постсоветского пространства Россия установила регулярное военное присутствие только в Сирии и частично в Ливии.
Советская система союзов почти полностью исчезла. Варшавский договор был распущен в 1991 году, а спустя 30 лет все остальные бывшие члены присоединились как к Европейскому союзу, так и к НАТО. Исчезла и некогда густая сеть дружественных Москве стран, за некоторыми исключениями, такими как Куба и Сирия. У России остался только один близкий союзник: Беларусь, но даже лояльность Минска основана больше на принуждении и зависимости от Москвы, чем на чем-либо другом.
Несмотря на все эти слабости, с 1991 года России удалось трансформироваться, а в некоторых областях значительно усилить свое влияние в Европе. Торговля энергоносителями стала значительно более интенсивной. Россия стала основным поставщиком нефти и газа в Европу и играет доминирующую роль в энергетических балансах стран-членов ЕС в Центральной и Восточной Европе. Россия добилась значительных успехов в преобразовании доходов от экспорта энергоносителей в (как явные, так и скрытые) инструменты влияния на европейскую политику как на уровне ЕС, так и на национальном уровне.
Идеологическое влияние не исчезло, но коренным образом изменилось за последние три десятилетия. В современной России нет такой проработанной и последовательной идеологии, как советская. В то время как часть российских элит пытается представить Россию защитником консервативных ценностей, образ жизни этих самых элит серьезно подрывает доверие к общему аргументу. Тем не менее, Россия продвигает концепцию «Русский мир » (т. е. объединение россиян под руководством Москвы) по всему постсоветскому пространству. Параллельно с этим, вместо того чтобы отстаивать единую идеологическую линию против Европы, особенно с 2014 года, Россия использует свой усовершенствованный информационный аппарат для ослабления сплоченности Запада, углубления существующих расколов и посева розни. В соответствии с этой стратегией Москва активно поддерживает практически любые антиевропейские, антинатовские и антиамериканские группы и силы, независимо от идеологии.
Вероятные изменения в статусе российской державы
Продолжающаяся война на Украине привела тенденции, затрагивающие различные аспекты великой державы России, к точке бифуркации. Что касается обычных вооруженных сил, то в Украине российская армия в настоящее время демонстрирует наихудшие показатели со времен катастрофических чеченских войн. То, что Россия планировала как блицкриг против Украины в конце февраля 2022 года, превратилось в затяжную кровопролитную войну. Украинские силы не только не развалились, но и активно и творчески воюют на всех фронтах и даже способны проводить небольшие контратаки. Потери России велики как в живой силе, так и в технике, отчасти из-за поставляемого в Украину современного западного вооружения. Как только эта война подойдет к концу, Россия, вероятно, проведет еще одну глубокую военную реформу, чтобы устранить многочисленные недостатки, которые выявились во время боевых действий против Украины.
Война привела Россию к такому уровню международной изоляции, которого не было сто лет назад, когда Советский Союз вышел из постреволюционной гражданской войны. Наглядным признаком стало голосование в ООН 2 марта, осуждающее Россию за вторжение в Украину. Против резолюции проголосовали только пять стран: Россия, Беларусь, Северная Корея, Эритрея и Сирия. Даже давние союзники России, такие как Никарагуа и Куба, воздержались, как и Китай. Пекин не поддерживает Россию активно, а вместо этого занимает осторожную выжидательную позицию, оценивая реакцию Запада на российскую агрессию и особенно на санкции.
Беспрецедентное количество и строгость санкций, введенных против России, активно способствуют этой изоляции. Иностранный капитал бежит из России, более 100 западных компаний приостановили свою деятельность на российском рынке, а ограничительные меры, принятые в ответ российским режимом, только усугубляют ситуацию. Вероятна многолетняя рецессия. Решение ЕС выйти из зависимости от российской нефти и газа будет этому способствовать, нанося стратегические потери российскому бюджету. Это повлияет на долгосрочную устойчивость внутренней власти Кремля. Между тем, замораживание огромных российских активов в ЕС, вероятно, еще больше ослабит неформальное, зачастую коррупционное влияние России в Европе.
Кроме того, страдания, развязанные российской армией против преимущественно русскоязычного населения востока и юга Украины, вероятно, ознаменуют крах потенциала мягкой силы Москвы среди русскоязычных на постсоветском пространстве. Концепция «Русский мир », вероятно, де-факто закончилась, даже если Россия не признает этого.
Продолжающаяся война России на Украине, вероятно, значительно ослабит большинство элементов великого державного потенциала России. В то время как ее ядерный потенциал и постоянное членство в Совете Безопасности ООН будут преобладать, энергетические рычаги влияния Москвы на Европу будут в значительной степени потеряны, ее международный престиж уже разрушен, а ее экономика будет продолжать страдать.
Это приведет к тому, что у России будет еще меньше невоенных средств для отстаивания своих интересов, чем было до февраля 2022 года. влиятельной и могущественной, чем она была до февраля 2022 года, в то же время относительная важность военной силы в политическом арсенале России, вероятно, возрастет. Следовательно, скорее всего, произойдет более широкое использование военной мощи в политических целях, включая более активное бряцание ядерным оружием. Это событие, о котором должна знать вся Европа, включая Германию.
Андраш Рац является ассоциированным членом программы безопасности и обороны Немецкого совета по международным отношениям (DGAP).
Статья опубликована в
Неудачное вторжение Путина в Украину доказывает, что Россия не является сверхдержавой
На протяжении веков Россия считала себя одной из великих держав мира. Этот статус сверхдержавы был несколько запятнан унижениями распада СССР в 1991 году, но постсоветская Россия при Владимире Путине упорно трудилась, чтобы восстановить свои позиции среди ведущих держав на мировой арене. В течение первых двух десятилетий своего правления Путин удостоился аплодисментов за восстановление военной и экономической мощи России, и ему приписывают возвращение страны на первое место в международных делах. Однако его катастрофическое вторжение в Украину теперь во многом повернуло этот прогресс вспять, обнажив глубокую дисфункцию и пустое хвастовство, которые скрываются за фасадом претензий России на сверхдержаву.
Слабость России не стала полной неожиданностью. Еще со времен распада СССР западные комментаторы отмечали пагубное влияние коррупции на всех уровнях современного российского государства. В последние десятилетия некоторые называют путинский режим «мафиозным государством», где границы между властью и организованной преступностью размыты.
Коррупция процветала при Путине в атмосфере застоя, унаследованной от позднего советского периода. В отличие от Украины постсоветская Россия никогда не подвергалась декоммунизации и не признавала необходимости отказа от советского наследия. Вместо этого Путин реабилитировал советскую эпоху и поставил роль Красной Армии в разгроме нацистской Германии в основу своего видения современной российской национальной идентичности. Попытки почтить память сталинских жертв были заглушены, а попытки признать преступления СССР заглушены культом победы, возвысившим советский опыт Второй мировой войны до уровня религиозного культа и восстановившим Иосифа Сталина как национального деятеля. герой. В 2020 году Путин обрек россиян еще на шестнадцать лет застоя, когда он провел референдум по конституционным реформам, позволившим продлить его правление до 2036 года9.0003
От политики до экономики последствия широко распространенной коррупции и стагнации можно увидеть во всем российском обществе. Важно отметить, что это негативное влияние также очень заметно во время вторжения в Украину. В то время как украинские войска неоднократно демонстрировали инициативу и лидерство, которые можно ожидать от общества, сформированного двумя постсоветскими продемократическими революциями, российские военные по-прежнему ограничены глубоко иерархической системой и жесткой субординацией.
Накануне вторжения в этом году российская армия широко рекламировалась как армия номер два в мире, но последующие события на Украине жестоко опровергли эти заявления. Армия Путина была разоблачена почти во всех сферах, от плохого руководства и устаревшей тактики до столь же устаревшего оборудования. Хроническая коррупция в Министерстве обороны России затрудняет военную логистику, поскольку солдаты во многих случаях получают снаряжение, датированное 1970-ми годами или ранее. Также стало до боли очевидным, что многие из транспортных средств и вооружений, перечисленных как часть обширного российского арсенала, существуют только на бумаге. Поскольку война идет уже девятый месяц, хронические проблемы с поставками означают, что Россия теперь все больше зависит от Ирана в отношении беспилотников, которые она не может производить сама.
Эти недостатки высветили косметический характер хваленых военных реформ, проведенных Россией за последние два десятилетия. На самом деле российская армия при Путине остается в значительной степени советским пережитком с отчетливо советской политической культурой, которая позволяет российским командирам относиться к солдатам с презрением. Это невнимание к войскам особенно заметно в обращении с недавно мобилизованными русскими, многие из которых были отправлены на украинский фронт с минимальной подготовкой и неадекватным снаряжением.
Человеческая цена военных неудач России на Украине была исключительно высока. Согласно последним данным Министерства обороны Украины, за первые восемь месяцев вторжения было убито около 70 000 российских солдат. Хотя эта цифра оспаривается, даже самый консервативный независимый анализ указывает на десятки тысяч жертв среди россиян. Это делает вторжение в Украину гораздо более смертоносным, чем девятилетняя советская кампания в Афганистане, которая привела к потере 15 000 советских военнослужащих и широко упоминается как фактор, способствовавший распаду СССР.
Подписаться на UkraineAlert
Пока весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Вторжение в Украину выявило и другие области, в которых сегодняшней России далеко до статуса сверхдержавы. В отличие от Китая и других восходящих держав, Россия никогда не диверсифицировала и не модернизировала свою экономику. Вместо этого правящая элита страны отдала приоритет накоплению ошеломляющих личных состояний. В результате сегодняшняя Россия по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых товаров и не имеет технологического аналога китайской Huawei или южнокорейской Samsung. Из-за санкций, введенных в ответ на вторжение в Украину и ограничивающих доступ к ряду передовых технологий, Россия изо всех сил пыталась производить сложное оружие и, как сообщается, в некоторых случаях прибегала к уничтожению элементов бытовой техники.
Чрезмерная экономическая зависимость России от экспорта энергии и вооружений теперь выглядит еще большей стратегической ошибкой, поскольку международный спрос резко падает из-за вторжения в Украину. ЕС отказался от российского газа раньше, чем ожидалось, и войдет в 2023 год с высокой степенью независимости от энергетического шантажа Кремля. Поскольку европейские потребители отказываются от российских энергоносителей, Москве будет сложно найти достаточно альтернативных покупателей газа в следующем году, поскольку Россия не инвестировала в СПГ.
Между тем у оборонной промышленности России тоже мрачные перспективы. Нередко ужасные действия российских военных в Украине стали пиар-катастрофой для российских экспортеров оружия, которые теперь должны объяснить, почему их продукция настолько уступает в технологическом отношении. Многочисленные традиционные клиенты уже расторгли контракты на поставку оружия. Ожидается, что другие последуют их примеру.
Мероприятия Центра Евразия
С тех пор, как 24 февраля началось полномасштабное вторжение в Украину, Россия стала чем-то вроде международного изгоя. Весь западный мир осудил действия Москвы, в то время как даже такие традиционные союзники, как Китай и Индия, высказали сдержанную критику. Лишь горстка товарищей-изгоев, таких как Сирия, Северная Корея и Никарагуа, были готовы встать на сторону России и поддержать Москву в Организации Объединенных Наций. На постсоветском пространстве только Беларусь голосовала вместе с Россией в ООН.
Эта международная изоляция высветила фундаментальную слабость геополитической позиции России и отсутствие какого-либо значимого посыла за антизападной позицией Москвы. Попытки Путина позиционировать Россию как поборника традиционных ценностей не находят отклика. На самом деле уровень абортов, разводов, самоубийств и алкоголизма в России значительно выше, чем в большинстве европейских стран. Россияне имеют гораздо более короткую продолжительность жизни и в среднем беднее, чем их европейские соседи. Эта бедность проявляется в массовом разграблении домашнего имущества из украинских домов, когда российские солдаты воруют все, от стиральных машин до использованного нижнего белья.
Война также выявила ограниченность российской «мягкой силы»: западная аудитория, в частности, подавляющим большинством отвергает попытки России оправдать вторжение. Даже в регионах с сильными историческими связями с Россией, таких как Южный Кавказ и Средняя Азия, зрители отнеслись к кремлевским нарративам с глубоким недоверием.
Несмотря на огромные инвестиции в работу СМИ, вторжение в Украину высветило ограниченность кремлевской дезинформации. На Западе Москва в основном проповедовала новообращенным и не смогла выйти за рамки аудитории меньшинства, движимой главным образом антиамериканизмом и заговорщическим мышлением. Аналогичная картина и в политической сфере. Как показали недавние выборы премьер-министра Италии Джорджии Мелони, поддержка Россией правых популистов и националистов не привела к каким-либо крупным прорывам в европейской политике.
Война на Украине безжалостно показала путинскую Россию как потемкинскую великую державу. Подобно потемкинским деревням, воздвигнутым вдоль берегов украинского Днепра в конце восемнадцатого века, чтобы произвести впечатление на приехавшую в страну российскую императрицу Екатерину Великую, столь разрекламированное возрождение России при Путине на самом деле является искусным фасадом, призванным скрыть гораздо менее впечатляющую реальность. Эту иллюзию теперь развеяли суровые реалии крупнейшего в Европе вооруженного конфликта со времен Второй мировой войны.
Россия движется к историческому поражению на Украине, которое будет иметь серьезные последствия для того, как русские относятся к своему государству и к себе. Поражение на Украине подорвет имперскую идентичность путинской России. Это заставит российскую общественность с опозданием противостоять десятилетиям националистического мифотворчества их собственной ненасытной элиты. Еще слишком рано предсказывать, какая Россия появится на обломках путинского вторжения в Украину, но уже маловероятно, что кто-то продолжит рассматривать эту страну как одну из мировых сверхдержав.
Тарас Кузио — профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» и автор будущей книги «Фашизм и геноцид. Война России против украинцев».
Дальнейшее чтение
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
Подробнее из УкраиныAlert
UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.
Миссия Евразийского центра заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества в продвижении стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на востоке.