Содержание
Скульптура «Родина-мать зовёт!» » Хранители истории
Но, как водится, меньше всего мы знаем о том, что считается общеизвестным. Фраза «Ну, это все знают!» моментально снижает градус любознательности до нуля.
Поэтому начнем издалека. Примерно в третьем веке до нашей эры на маленьком греческом острове Самофракия скульптор Пифокрит воздвиг на отвесной скале над морем статую Ники – крылатой богини Победы. С 1883 года Ника Самофракийская экспонируется в парижском Лувре.
«Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед… Прекрасная фигура.. поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы», – так описывает статую безымянный автор Википедии.Историки и искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что именно этот образ скульптор Евгений Вучетич положил в основу проекта монумента, посвященного победе советских войск под Сталинградом. Идею создания мемориала художник, по свидетельствам современников, вскоре после завершения Сталинградской битвы обсуждал с Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР И.В. Сталиным.Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен осенью 1944 года. Среди сотен проектов, представленных не только именитыми скульпторами, но и простыми солдатами, были и весьма оригинальные. К примеру, архитектор А.К. Буров предлагал воздвигнуть 150-метровую пирамиду из переплавленных танков, покрытую воинской символикой.
В результате обсуждения, растянувшегося по разным причинам аж на пятнадцать лет, ни один из предложенных проектов одобрен не был, а возведение мемориального комплекса на Мамаевом кургане было в конце концов поручено Е.В. Вучетичу, который в конкурсе вообще не участвовал.В 1946–1949 годах скульптор руководил созданием памятника-ансамбля воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке (архитектор – Я.Б. Белопольский). Ключевая фигура композиции – бронзовая скульптура «Воин-освободитель» была установлена 8 мая 1949 года.
В 1953 году в поселке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала, – там, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, – был воздвигнут монумент «Соединение фронтов» (скульптор – Е.В. Вучетич, архитектор – Л. М. Поляков).
В 1957 году художник завершил работу над аллегорической статуей «Перекуем мечи на орала», украшающей площадь у здания ООН в Нью-Йорке.
А копия этой известной во всем мире скульптуры установлена перед входом в мало кому известный волгоградский завод «Газоаппарат». Причем, это не местный ширпотреб, а экземпляр, изготовленный самим Вучетичем.
Работникам завода копию скульптуры «Перекуем мечи на орала» Вучетич подарил в знак благодарности за помощь в создании памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».
Дело в том, что сталинградская мастерская скульптора размещалась в одном из пустующих производственных корпусов только что построенного завода «Газоаппарат». Именно здесь были созданы, а потом по частям вывезены и смонтированы на Мамаевом кургане скульптуры площади Скорби, площади Героев, фрагменты монументального рельефа. Здесь десятикратно уменьшенную копию скульптуры «Родины-матери» впервые увидели ветераны Сталинградской битвы во главе с маршалом Советского Союза Василием Ивановичем Чуйковым.
Кстати, в первоначальном проекте высота «Родины-матери» составляла «всего» 36 метров. Но амбициозный генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев потребовал, чтобы памятник превосходил 46-метровую нью-йоркскую статую Свободы. Ныне монумент на Мамаевом Кургане возвышается над пьедесталом на 52 метра (общая высота статуи с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров) и остается в первой десятке самых высоких статуй мира..
Однако изготовление столь грандиозного сооружения из классической бронзы или благородного гранита легло бы непосильным бременем на истощенную послевоенным восстановлением государственную казну. Поэтому строить было решено из… железобетона. А почему бы и нет – железобетонным изделиям можно придать любую форму, они долговечны, технологичны, не портятся под воздействием низкой или высокой температуры, атмосферных осадков. И творческая группа Е.В. Вучетича решила превратить унылый стройматериал в сырье для высокого искусства.
Но гармонию требовалось поверить алгеброй. Чтобы воплотить в жизнь фантазию скульптора требовались сложнейшие расчеты, выполнить которые, по мнению Е.В. Вучетича, мог только выдающийся конструктор Николай Васильевич Никитин. Именно он примерно в то же время предложил в высшей степени нестандартную конструкцию Останкинской телебашни – полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров, стянутый вертикальными стальными тросами. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты автор говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит».
В 1963 году специальным постановлением Совета министров РСФСР Н.В. Никитину разрешили собрать хозрасчетную творческую группу проектировщиков. Николай Васильевич привлек примерно 9 человек, у которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и во время отпуска1.
Предложенное Н.В. Никитиным инженерное решение позволило установить гигантскую статую, ничем ее не закрепляя на земле. Скульптура стоит и не падает за счет собственного веса в 8 тысяч тонн. Двухметровая плита под ней покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, засыпанном 150 тысячами тонн грунта.
Но расчеты расчетами, а у бетона свой норов. Чуть запоздай с укладкой очередного слоя – и на поверхности появится цементная пленка, сцепление будет нарушено. Е.В. Вучетич организовал беспрерывную круглосуточную доставку бетона. У водителей был ровно час, чтобы загрузиться и доехать от завода в 38 километрах от Мамаева кургана до стройплощадки. Чтобы выдержать график, машины помечали особыми знаками, водителям было позволено нарушать правила дорожного движения и даже проезжать на красный свет. Порядок обеспечивал специально вызванный полк гражданской обороны…
Без малого четверть века насчитывает история возведения мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Трижды за это время поменялось руководство страны: конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен в 1944 году по распоряжению И.В. Сталина, приказ о начале строительства подписал в январе 1958 года Н.С. Хрущев, а на открытии в октябре 1967 года присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
В процессе стройки неоднократно менялся облик мемориала. Изменилось даже название: первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на другом – памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». «Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» – говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.
Изменилась и композиция главного монумента – изначально предполагалось, что меч Родине-матери будет протягивать коленопреклоненный солдат. Но скульптор изменил проект уже после утверждения «сверху». Солдат не мог никому передать свой меч, – говорил Вучетич, – ведь война еще не закончилась, а фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.…Уже после смерти Мастера (Вучетич скончался в 1974 году) скульптор Л.Н. Головницкий и архитектор Я.Б. Белопольский воздвигли в Магнитогорске величественный монумент «Тыл – фронту», завершив тем самым триптих Великой Победы: на Урале рабочий передает солдату выкованный меч, в Сталинграде этот меч в руке Родины-Матери взметается над полчищами захватчиков, и наконец в берлинском Трептов-парке победивший солдат-освободитель опускает меч, прижимая к груди спасенного ребенка.
1Л.В. Землякова, ст. научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва». Создатели монумента «Родина-мать зовет!»: ученый и конструктор Николай Никитин. Журнал «Учебный год», № 4, 2017.
Евгений Вучетич — монументальный советский серб
Сербы часто говорят о себе, что они — малый народ, но на самом деле сербская нация — это драгоценный золотник, который сияет на востоке Европы героическим медальным блеском. Среди сербов много великих учёных, спортсменов, дипломатов, доблестных военачальников. Многие из них вписали свое имя в историю других стран. Советский архитектор Евгений Вучетич (1908-1974), создавший памятник «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане, стал одним из таких.
Его матерью была француженка Анна Стюарт, а вот отец Виктор Вучетич, по разным данным — белогвардеец и горный инженер (впрочем, одно другому не мешает), был черногорским сербом, которые известны своим горячим патриотизмом. Неудивительно, что его сын Евгений создал такие мощные по своей энергетике памятники, которые знает любой россиянин, украинец, белорус и серб.
souzveche.ru
Родился он в Екатеринославе (Днепропетровске). Живописи учился в Ростове, Ленинграде и Москве. Строил гостиницу «Москва» и Государственную библиотеку имени В. И. Ленина, создавал бюсты героев труда и войны.
«Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане посвящена героям Сталинградской битвы. Это одна из самых высоких скульптур России и мира, отмеченная Книгой рекордов Гинесса.
histrf.ru
Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944 году, но Вучетич в нем не участвовал. Есть мнение, что он утвердил свой проект напрямую у Сталина. Кстати, это чисто сербская особенность — умение добиваться своих целей преко везе — посредством личных связей.
Фазиль Искандер вспоминал, что вождь и скульптор часто встречались:
«Сталин несколько раз вызывал к себе Вучетича, и они подолгу беседовали за рюмкой коньяка.
– Товарищ Сталин, что такое старость? – спросил Вучетич, имея в виду философский смысл проблемы.
И вдруг лицо Сталина исказилось гневом и ненавистью, он стал страшен.
– Молодой человек, вы плохо воспитаны, – с тихой яростью выдавил Сталин и ушел в другую комнату.
Вучетич сидел ни жив ни мертв. Но вошел Сталин и сказал:
– Старость – это потеря чувства современности, – сказал Сталин и разлил коньяк».
Евгений Викторович получил добро на создание мемориала и приступил к работе — но уже после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев, а на открытии монумента в 1967 году присутствовал уже генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Так произведение Вучетича пережило трех вождей.
Вучетич с группой архитекторов работал над памятником восемь лет. На него, не считая основания, ушло 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций. Родина-мать стала первой в СССР скульптурой, полностью выполненной из железобетона. Высота ее — 52 метра, длина руки — 20, меча — 33. Общая высота с постаментом — 85 метров.
Для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке достигает высоты 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38.
«Родину-мать знает каждый школьник, но мало кто помнит фамилию Вучетича. Как-то после одной неприятной истории я оказалась в челюстной хирургии Третьего меда, на улице Вучетича. Случай был серьезный, вокруг меня бегала вся кафедра. Мне дали выпить сильнодействующее лекарство, а параллельно одна студентка записывала мои данные — имя, фамилия, аллергия, операции и т.д. Когда я все перечислила, она подошла к врачу и говорит: «Очень быстро лекарство подействовало. Она вместо своей фамилии наш адрес назвала», — рассказывает внучка скульптора, кинематографист Ася Вучетич.
Меч, который вздымает над головой Родина-мать, держит в руках знаменитый Солдат в берлинском Трептов-парке. Этот памятник тоже был создан Вучетичем. Война закончена победой, меч опущен лезвием вниз, символизируя окончание войны.
culture.ru
«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал „Вам не надоел усатый памятник?“ и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: „Автомат нужно заменить на меч — это русское оружие“. А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын скульптора Виктор Вучетич.
К слову, монумент возвышается на постаменте из трофейного гранита. По приказу Гитлера камень был заготовлен на берегу Одера для строительства будущего памятника победы над Советским Союзом.
Вучетич прошел горнило фронтов Второй мировой войны. Он ушёл воевать добровольцем в 1941-м, был пулеметчиком, работал художником во фронтовой газете «Отвага», которую издавали под обстрелами, в землянке, освещаемой коптилками, сделанными из патронных гильз. В одном из разрушенных домов он отыскал кусок линолеума и освоил мастерство гравера. Каждый номер газеты сопровождался рисунками и подписью «Гравюра на линолеуме Е. Вучетича».
В 1943-м он был контужен и вернулся к гражданской жизни.
«У деда была тяжёлая контузия. Плюс она наложилась на то, что он сильно заикался. Контузия дала эффект, что Евгений Вучетич говорил с большим трудом. У него очень часто разговор превращался в тяжёлый затяжной кашель. Он часто читал стихи, потому что это позволяло ему выражаться литературно и в такой форме хоть как-то доносить глубину своих мыслей. Он собрал огромную библиотеку со стихами», — вспоминал внук и тёзка скульптора Евгений Вучетич.
Образ матери вдохновил Вучетича на создание ещё одного уникального сооружения — Родины-матери, установленной в Киеве.
novyny.live
Если волгоградская скульптура несёт в себе силу бороться за идеалы и призывает к сражению за них, то киевская олицетворяет решимость стоять насмерть на их защите.
Высота статуи от пьедестала до кончика меча — 62 метра, общая высота с постаментом — 102. В одной руке она держит 16-метровый меч весом 9 тонн, в другой — щит 13 на 8 метров с гербом СССР (весит 13 тонн).
К сожалению, Евгений Вучетич не увидел свое произведение вживую. Он скончался, работая над его проектом.
Скульптор создал и много других известных памятников, но особенно хотелось бы выделить скульптуру «Перекуем мечи на орала». Кузнец стоит в Нью-Йорке перед зданием ООН. Он был подарен Америке Советским Союзом в знак дружбы. Сейчас этот символизм выглядит как никогда актуально.
«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете», — говорил Евгений Вучетич.
Центральной идеей его творчества стала победа мира над войной, жизни над смертью. Это не просто пафос героизма, а утверждение оптимизма, считает кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея им. Яворницкого Максим Кавун.
Барельеф, посвящённый великому земляку, днепровские вандалы обезобразили. Дом-мастерская Вучетича в Москве не обладает статусом музея. Находящиеся в его саду копии знаменитых памятников рассыпаются от времени…
Возможно, если бы сегодня уроженец тогдашней Российской империи, а ныне современной Украины, советский серб Евгений Вучетич был жив, его горячий и горящий талант, закаленный в борьбе, создал бы ещё один памятник. Памятник солдату, вкладывающему меч в ножны.
Статистика статуй — Национальный памятник Статуя Свободы (Служба национальных парков США)
Вес меди : 62 000 фунтов (31 тонна). Вес каркаса : 250 000 фунтов. (125 тонн). Вес бетонного фундамента : 54 000 000 фунтов. Толщина медного листа : 3/32 дюйма, толщина двух пенни, сложенных вместе. Колебание ветра : Ветер со скоростью 50 миль в час заставляет статую раскачиваться на 3 дюйма, а факел — на 6 дюймов. Направление : Статуя смотрит на юго-восток в идеальной симметрии с расположением Форта Вуд и тем, как люди увидят Статую при входе в гавань. Корона : 25 окон и семь лучей составляют корону. Цепи : Цепи и сломанные кандалы находятся у ног Статуи и не видны снизу. Табличка : Римскими цифрами написано «4 июля 1776 года» — дата провозглашения независимости Америки. (JULY IV MDCCLXXVI) Факел: Текущий факел был заменой оригинального и установлен в 1986 году. Галерея» в музее Статуи Свободы. Версия 1986 года медная, покрытая 24к. сусальное золото. Солнечный свет отражается от золота в дневное время, а прожекторы освещают факел ночью.
Высота Статуи Свободы NPS — Национальный парк Арка Ворот |
Последнее обновление: 1 июня 2021 г.
Коллекция произведений искусства — Art Russe
- ПО ТИПУ
- ПО ПЕРИОДУ
- ОТ ХУДОЖНИКА
- ВСЕ
НАБОР
- Бронза
- Масло
- Окрашенные металлы
- Штукатурка
- 19-го века
- 20 век
- Барганов
- Могилевский
- Осипова
- Абрам Архипов
- Абрам Векслер
- Александр Герасимов
- Александр Самохвалов
- Александр Лактионов
- Алексей Белых
- Александр Бубнов
- Александр Дейнека
- Алексей Грицай
- Алексей и Сергей Ткачёвы
- Анатолий Яр-Кравченко
- Анатолий Николаевич Ганкевич
- Аристарх Лентулов
- Аркадий Пластов
- Даши Намдаков
- Елена Янсон-Манизер
- Евсей Моисеенко
- Федот Сычков
- Филипп Малявин
- Федор Решетников
- Гавриил Горелов
- Гелий Михайлович Коржев
- Игорь Обросов
- Игорь Попов
- Игорь Грабарь
- Илья Репин
- Иосиф Чайков
- К. Э. Ракитянский
- Каслинский завод
- Константин Коровин
- Кузьма Петров-Водкин
- Май Вольфович Данциг
- Матвей Манизер
- Меер Айзенштадт
- Михаил Платунов
- Михаил Врубель
- Митрофан Борисович Греков
- Н Крандиевская
- Николай Фешин
- Николай Андронов
- Николай Баскаков
- Николай Кожанов
- Николай Рерих
- Олег Комов
- Павел Никонов
- Петр Кончаловский
- Петр Осовский
- Сара Лебедева
- Семон Чуйков
- Серж Юрьевич
- Сергей Коненков
- Сергей Григорьев
- Сергей Михайлович Орлов
- Таир Салахов
- Татьяна Яблонская
- Татьяна Копнина
- Говорухин В.А.
- Валентин Александрович Серов
- Василий Нечитайло
- Вера Мухина
- Виктор Иванов
- Виктор Васнецов
- Виктор Попков
- Владимир Гаврилов
- Владимир Масик
- Владимир Серов
- Владимир Стожаров
- Владимир Федорович Токарев
- Евгений Викторович Вучетич
- Юрий Кугач
- Юрий Львович Чернов
- Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Родина-мать зовет / Мать Россия
1960
— 1970 г.
Эта работа представляет собой уменьшенную версию монументальной скульптуры на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия, установленной в память о Сталинградской битве.
Готовая статуя имеет высоту 87 метров, что почти вдвое превышает высоту Статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). Строительство памятника началось в 1959 году, а мемориальный парк был окончательно открыт в 1967 году. На территории памятника похоронен маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, руководивший обороной Сталинграда.
Моделью для скульптуры послужила дама по имени Валентина Изотова, работавшая в то время официанткой в местном ресторане, а источником вдохновения, похоже, послужила Крылатая Ника Самофракийская в Лувре.
ТЕХНИКА
Бронза на оригинальной деревянной основе
РАЗМЕРЫ
61 см
Евгений Викторович Вучетич
1908 —
1974 г.
Вучетич был выдающимся художником, работавшим в стиле социалистического реализма. Награжден Ленинской премией, пять раз Сталинской премией, дважды орденом Ленина, а также орденом Отечественной войны.