Содержание
Поющая родина (Советская массовая песня как выражение архетипа матери)
Советская массовая песня как выражение архетипа матери
Знаменитая «Песня о Родине» из картины Г. Александрова «Цирк» начинается со слов:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Эти строчки не призывают ни к классовой борьбе, ни к сплочению рядов около знамени Партии, как это было характерно для революционных маршей предыдущего периода. Скажем прямо, ключ к пониманию этой песни не в марксистской идеологии, а скорее в древней мифологии земли, которая излагается А. Афанасьевым следующим образом: «Признавая землю за существо живое, самодействующее… первобытные племена сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, и наконец в травах и растениях – волоса» 1. В советской песне 1935 года, как и во многих других явлениях культуры 30-х годов, находит свое выражение нечто качественно новое, далеко выходящее за рамки революционной эпохи, – возникающий архетип матери.
Юнговская теория архетипов с ее психомифологическим подходом дает возможность раскрывать определенные сложноструктурированные явления глубинного слоя советской культуры. Это прежде всего формирование круга основных персонажей (в пропповской терминологии – «действующих лиц») советского мифа. Ведущую роль играет образ героя, анализу которого было посвящено немало исследований2. Советский герой – по сути своей подвижник, который доказывает свою волю и способность к действию самыми разными способами: в борьбе, в труде, в строительстве, в самосовершенствовании, в самопожертвовании и т. д. Он тесно соотнесен с образом врага3, который действует под разными масками и которому приписываются демонические черты4. К концу 20-х годов формируется образ «мудрого отца», который стоит во главе мифологической пирамиды советской культуры. Сталин, как отец Большой семьи, относится к героям как к своим сыновьям, постоянно заботясь о них, посылая их в дорогу и давая им ценные указания5.
Модель Большой семьи как основа советского мифа, однако, до сих пор не рассмотрена достаточно, поскольку в семейном треугольнике не хватает одного важного члена семьи – матери. Определенные культурные явления 30-х годов никак не подчиняются ни героическому, ни отцовскому принципу, а принадлежат именно третьему, материнскому архетипу. Имеется в виду культ Родины и земли, расцвет таких новых жанров, как лирическая массовая песня или советская кинокомедия, возникновение нового образа женщины в изобразительных искусствах или архитектура изобилия и плодородия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В чем сущность архетипа матери, какими чертами он отличается и каким образом он приходит в советскую культуру?
Н. Бердяев и Г. Федотов считают материнство духовным ядром русской народной религии6. По Федотову, материнство воплощается в трех ипостасях: «В кругу небесных сил – Богородица, в кругу природного мира – земля, в родовой социальной жизни – мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала» 7. Это близкие, но не тождественные явления, на смежность которых указывается в духовных стихах:
Первая мать – Пресвятая Богородица,
Вторая мать – сыра земля,
Третья мать – кая скорбь приняла8.
В исследованиях русской религиозной мысли различаются две линии материнского начала: первоначальный языческий культ матери сырой земли, который представляет собой вариант распространенной у многих архаических народов религии Большой матери9, и христианское почитание Богородицы. Когда Русь приняла христианство, Богоматерь сменила хтоническое божество матери-земли, которое было более доступно народу, чем мужественный христианский монотеизм10. Этот процесс был облегчен тем, что уже в византийской традиции такие понятия, как θεoτokos или Богородица, подчеркивают именно материнство, в отличие от западной церкви, где делается акцент на девственность Марии.
В результате, как считают исследователи, в народной религии (не в церковной догме) многие черты матери-земли перенеслись на образ Богородицы. «Русская Богородица значительно более похожа на «матушку сырую земельку», которая всех нас любит, поит и кормит (Богородица, как Мировая Душа, София), чем на историческую Деву Марию»11. Каковы самые важные черты матери-земли? На первом месте тут надо упомянуть признак плодородия. «Мать-земля, – пишет Федотов, – это прежде всего черное, рождающее лоно земли-кормилицы, матери пахаря, как об этом говорит постоянный эпитет «мать земля сырая»: Мать сыра-земля, хлебородница». Во-вторых, в народе существует «представление о Богородице, как о Красоте плотской, вещественной, Красоте по преимуществу, Красоте, составляющей восполнение к Божественному Логосу, к Христу»12. Она обозначает ту неразрывную связь божественного и природного мира, которая называется софийной.
Не пускаясь в детали «двоеверия»13, можно, кажется, исходить из сосуществования двух линий в русской традиции материнского архетипа – языческой и христианской. Первый полюс включает в себя стихийные, вещественные аспекты (мать сыра земля, природа, плодородие), другой – собственно христианские духовные ценности (любовь, милосердие, страдание).
Внедрение архетипа матери в советскую культуру связано с поворотом к «народу» и «Родине», который произошел в первой половине 30-х годов. При этом архетип подвергается глубоким переменам. Прежде всего наблюдается тенденция к вытеснению христианского содержания и к актуализации его фольклорно-языческой стороны.
В качестве примера укажем лишь на С. Эйзенштейна, в особенности на его картину «Генеральная линия (Старое и новое)», в которой полемически противопоставляются христианская религия и языческий культ плодородия. Крестный ход и моление о дожде, которые совершаются на иссохшей земле под иконой Богородицы, оказываются тщетным, бесплодным экстазом. В противоположность этому быка из сна Марфы Панкиной, изливающегося потоками молока и водопадов, Эйзенштейн трактует на фоне мифа о совокуплении неба с землей14 как оргиастическую, патетическую метафору плодородия. Фильм, как и связанные с ним статьи Эйзенштейна, свидетельствует о том, что в это время режиссера интенсивно занимали как раз проблемы психоанализа и мифологии15.
В общем, можно сказать, что архетип матери в его советской форме представляет собой эмоционально-вегетативную основу жизни. Среди положительных эмоций числятся, говоря на языке самоописания культуры 30-х годов, любовь, сердце, смех, жизнерадостность, веселость, красота, счастье и т. д. Вегетативный аспект включает плодовитость, коллективность и стихийность. Пафос плодовитости возникает, как ни странно, «вопреки угасанию реальных плодовитости и урожайности сельского хозяйства»16 после коллективизации деревни. Коллективность 30-х годов значительно отличается от утопического классового коллективизма революционного типа своей органичностью и «теплотой». Органичными коллективами считаются в особенности народ и семья. В этом смысле Н.
- А. Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу, в 3-х томах, т. 1, М., 1865; репринтное издание – М., 1994, с. 138 – 139.[↩]
- См.,напр.: H. Gunther, Der sozialistische Obermensch. M. Gorkij and der sowjetische Heldenmythos, Stuttgart – Weimar, 1993. Русский перевод главы о героях-летчиках под заглавием «Сталинские соколы (Анализ мифа 30-х годов)». – «Вопросы литературы», 1991, N 11 – 12.[↩]
- См.; Е. М. Мелетинский, О литературных архетипах, М., 1994, с. 36.[↩]
- См.: H. Gunther, Der Feind in der totalitaren Kultur. – In: «Kultur im Stalinismus», hrsg. von G. Gorzka, Bremen, 1994, S. 89 – 100.[↩]
- См.: K. Clark, The Soviet Novel. History as Ritnal, Chicago – London, 1981, p. 114 – 135.[↩]
- Николай Бердяев, Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918, с. 1 – 29; его же, Русская идея, Париж, 1971, с. 10, 254; Г. Федотов, Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам), М., 1991, с. 65 – 78; его же, Мать-земля (К религиозной космологии русского народа). – В его кн.: «Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры», т. 2, СПб., 1992; его же, The Russian Religious Mind, New York – Evanston – London, 1960, p. 12 – 13, 360 – 361.[↩]
- Г. Федотов, Стихидуховные, с. 78.[↩]
- Ср.:Тамже; I. Smolitsch, Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frommigkeit und Volksreligiositat. – «Kyrios», 1940/41, N 5, S. 194 – 213.[↩]
- См.: C. G. Jung, Die psychologischen Aspekte des Mutterarchetyps. – In: C. G. Jung, Gesammelte Werke. Bd. 9/1. Olten, 1967, S. 91 – 123; E. Neumann, Die Gro?e Mutter. Eine Phfcomenologje der weiblichen Gestalttypen des Unbewubten, Olten – Freiburg, 1989.[↩]
- См.: Проф. С. . Древне-русский духовник. Исследование по истории церковного быта, М., 1913, с. 264; Д. Самарин, Богородица в русском народном православии. – «Русская мысль», 1918, кн. III-VI, с. 10; J. Hubbs, Mother Russia. The Feminine Myth in Russian Culture, Bloomington – Indianapolis, 1988, p. 99.[↩]
- Д. Самарин, Богородица в русском народном православии, с. 25.[↩]
- Там же, с. 19.[↩]
- См.: Проф. С. Смирнов, Древнерусский духовник, с, 255 – 256.[↩]
- Владимир Паперный, Культура Два, М. , 1996, с. 164.[↩]
- Ср.: Николай Бердяев, Судьба России, с. 10.[↩]
- См. цитаты из работы С. Эйзенштейна «Grundprobiem». – В кн.: В. В. Иванов, Очерки по истории семиотики в СССР, М., 1976, с. 224.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Мать — сыра земля
- Звезды и Земли
- Сварожий Круг
- Мать — сыра земля
- —
2695
В космогонических мифах земная твердь возникла как результат первого акта творения мира: из добытой со дна моря горстки Земли. Бог создал сначала малый клочок суши, а затем (при содействии своего антагониста) раздвинул ее, сотворив земной простор. Согласно популярным славянским поверьям, Земля — это плоская твердь, окруженная водой и накрытая сверху небесным куполом. Представления о зооморфных существах (гигантской рыбине или нескольких мифических рыбах, змее, черепахе и т. п.), удерживающих на себе Землю, характерны для мифологии восточных и особенно южных славян; реже встречаются в западнославянских верованиях. В болгарских и сербских космогонических поверьях землю удерживают на своих рогах бык или буйвол; она покоится на теле змеи, лежащей на спине вола, который в свою очередь стоит на гигантской рыбе, и вся эта пирамида держится на огромной черепахе. Более редкими являются мотивы, согласно которым Земля располагается на ветвях деревьев или на столбе.Признаки персонификации Земли могут быть отмечены в таких народных верованиях, согласно которым она ведет себя как живое существо: спит, болеет, беременеет, родит, стонет, плачет, гневается на людей за их грехи. Универсальная для всех славянских традиций женская символика Земли раскрывается через метафору материнства и плодовитости (способности приносить урожай). Белорусы считали, что принимая в себя семена, Земля «беременеет» и дает новый урожай, что она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мертвых к себе принимает. Известное в русских фольклорных текстах ч фразеологии выражение Мать-сыра земля обозначает оплодотворенную небесной влагой плодородную Землю. Соответственно, пересохшая и бесплодная Земля предстает в духовных стихах в образе «вдовы». Архаические представления о небе и Земле как супружеской паре сохранились в таких заклинательных формулах, как: «Ты Небо — отец, ты Земля — мать!» или в загадках о земле и небе типа: «Мать — низко, отец — высоко» (пол.). По болгарским верованиям, от брака неба и Земли родился месяц. Мотив материнства в поверьях о Земле имеет отношение не только к космическому образу универсального плодоносящего начала, но и к реальной матери конкретного человека. Это проявляется в запретах бить Землю, мотивированных опасением оскорбить свою умершую мать. Почитание Земли как «матери» способствовало сближению этого круга представлений с образом Богородицы (у сербов Земля называлась «Земля-Богоматерь»). Считалось, что матерная брань оскорбляет «всех трех матерей» человека: его родную мать, сырую Землю и Богородицу. В славянских верованиях Земля наделяется признаками святости и ритуальной чистоты; в молитвах и заговорах к ней обращались с теми же просьбами, что и к божественным силам: «Помилуй, спаси и сохрани, святая земля и Божая мати!» (полес.). О грешном человеке говорили, что он недостоин того, чтобы «земля святая его на себе носила». По широко известным представлениям, Земля не принимает в себя тела «нечистых» покойников; погребение их в Земле нарушает погодное равновесие и общий миропорядок; тела таких мертвецов остаются в Земле нетленными или Земля сама «выбрасывает» их на поверхность.Как высший нравственный авторитет и символ праведности Земля часто использовалась в народных правовых обычаях, присягах и клятвах. Польская поговорка гласит: «Правда из земли вырастает». У русских при межевых спорах люди, доказывающие свою правоту, клали себе на голову ком Земли или кусок дерна; случаи клятвы с Землей на голове упоминаются в слав, исторических свидетельствах XI в. В Череповецком уезде при земельных конфликтах крестьяне, произнося клятву, брали щепотку Земли в рот или клали ее на голову, на спину, за пазуху; оспаривая свое право на покос, люди клали вырезанный из Земли дерн себе на голову и говорили, что если они свидетельствуют ложно, то пусть «сама Мать-сыра земля прикроет их навеки» (рус. рязан.). Аналогичные обычаи известны также у сербов, болгар и македонцев: каждого, кто прилюдно давал свидетельские показания в спорных делах, болгары вынуждали держать в руках Землю как доказательство правдивости сказанного.Обычай исповедоваться земле отмечался у новгородских еретиков-стригольников, что фиксировалось в источниках XIV в., и сохранялся у старообрядцев вплоть до XIX в. В сербской традиции односельчане вынуждали женщину, уличенную в занятиях колдовством, покаяться в грехах земле. Большую популярность имел у славян обычай целовать Землю в разных ритуальных ситуациях: например, при первой вспашке Земли или при первом севе; в обычаях примирения или испрашивания прощения; при произнесении клятвы, присяги или молитвы. В Орловской губ. при первом громе бабы крестились и целовали Землю. В конце жатвы принято было благодарить Землю за урожай и целовать ее: ср. болгарскую поговорку: «Целуешь горсть земли — значит, целуешь хлеб».
Представления о Земле как месте обитания человека тесно связаны с понятием своего рода и Родины. Переселенцы перед отъездом в чужую землю брали с собой горсть родной Земли, чтобы прижиться на новом месте; так же поступали паломники и богомольцы, надолго покидавшие родные края, чтобы в случае смерти насыпать в глаза умершему или на его могилу «родной землицы». Святость родной Земли определялась тем, что она «своя» и тем, что в ней похоронены родовые предки, родители. «Родительская» Земля, взятая со своего двора или с могил родственников, считалась священной и способной защитить от бед. Соответственно, в заговорах все болезни, зло и несчастья отсылались «в чужую землю» (т.е. в «пустую», «далекую», «черную», «девятую», «немецкую» землю). Мотивы святости Земли сосуществуют в народной культуре с представлениями о том, что если небо принадлежит сфере божественного, то Земля — сфере дьявола.С землей как границей между человеческим и хтоническим мирами связана народная фразеология, обозначающая приближение смерти: «он уже землей пахнет» — говорили о безнадежно больном, или «земляное дитя» — о ребенке, который долго не проживет (в. -слав.). Болгары тоже говорили о смертельно больном, что он «пахнет землей». В польских снотолкованиях вспаханная пашня или засохшая, потрескавшаяся Земля были предвестием смерти.
(ВИНОГРАДОВА Л.Н)
…Полагаем, что культ земли сохранился в своей древнейшей форме: это почитание без храмов, обрядов и даже без определённо выраженной идеи; в основе этого культа лежит сознание близости и зависимости от земли, отсюда благоговейное почитание земли, своей всеобщей матери. Такое сознание присуще всем людям. Под влиянием чистого христианского миропонимания это сознание имеет свои, так сказать, законные размеры. Но там, где нет чистого христианства, древний культ земли расширяется, как это видим у стригольников и наших раскольников – безпоповцев. Не чуждо это почитание и современному крестьянину, как это видим из следующего факта, лично нам известного. У одного крестьянина Дорогобужского уезда, Смоленской губ., не вёлся скот, издыхал. Один хороший знакомый крестьянина под большим секретом посоветовал неудачнику, тайно от всех, на восходе солнца выйти на двор и три раза без креста и шапки поклониться земле. Крестьянин это исполнил, и скот у него стал с этого времени вестись. Но потом он понял, что кланялся не Богу, а земле, и, считая свой поступок грехом, каялся в нём. – Этот случай наглядно показывает нам, что древний культ земли тайно ещё продолжаем жить; это именно остаток язычества: кланяться надобно было без креста и тайно
(Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.)
Добавить комментарий
Последние новости
Праздник Солнцеворота в ночь на двадцать второе июня
Что происходит 19 января?
Неделя Памяти Предков
Зимний Солнцеворот общеславянский праздник дня рождения Солнца
Как встречали славяне праздник Коляда?
Подписка на новости сайта
Сергей Салль: Разрушение Руси Рюриковичей-Меровингов
Сергей Салль о Ведизме, Метафизике и Истории
Юрий Тюрин. Русская Здрава — Благая Весть Русов
Владимир Шемшук: Истоки русской волшебной культуры (2018)
Сергей Салль О Тайнах мирового правительства (23.12.2018)
Комментарии
Кто на сайте ?
Top
Мать-Земля Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
Показывает уровень сложности слова.
Сохрани это слово!
См. синонимы слова «мать-земля» на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
сущ.
Земля считается источником всех живых и неживых вещей.
земля или почва.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение матери-земли
Впервые записано в 1580–1590 гг. , Матушка Гусыня
Dictionary.com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к матери-земле
земля-мать, мать-богиня, земля
Как использовать мать-землю в предложении
думают: «Откуда, черт возьми, в сердце Парижа автоматы Калашникова и ракетные установки?
Аяан Хирси Али: Наш долг — сохранить существование Charlie Hebdo|Аяан Хирси Али|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Тараджи удалось передать равную долю правды матери в ее характере.
Обзор «Империи»: хип-хоп музыкальные стулья с безумным уклоном в мыльную оперу|Джудник Мэйард|8 января 2015 г.|DAILY BEAST прибыл из Феникса.
Я пытался предупредить вас о неряшливом миллиардере Джеффри Эпштейне в 2003 году|Вики Уорд|7 января 2015 года|DAILY BEAST
Но мои источники, мои молодые женщины и их матери, героически держались.
Я пытался предупредить вас о неряшливом миллиардере Джеффри Эпштейне в 2003 году|Вики Уорд|7 января 2015 года|DAILY BEAST своим дочерям.
Я пытался предупредить вас о неряшливом миллиардере Джеффри Эпштейне в 2003 году|Вики Уорд|7 января 2015 года|DAILY BEAST
Всевышний сотворил лекарства из земли, и мудрый человек не возненавидит их.
Библия, версия Дуэ-Реймса|Разное
В этом вопросе он, несомненно, думал о собственной потере: однако можно надеяться, что в нем была и зародыш заботы о матери.
Пути детей|Джеймс Салли
«Курильщик» и триптих «Мать и дочь» — две ее главные картины.
Женщины в изобразительном искусстве, седьмой век до н.э. в двадцатый век нашей эры | Клара Эрскин Клемент
У Величия на небесах есть колония и народ на земле, которая в противном случае находится под властью Зла.
Соломон и литература Соломона|Moncure Daniel Conway
Сначала мы хотим, чтобы наш ученик хорошо понимал, говорил, читал и писал на родном языке.
Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс
Idioms by The Free Dictionary
Earth+mother
Земля+мать — Idioms by The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
земля
мать
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Мать-Земля
- Богиня-мать
- Мать-земля
- Мать-Земля (песня)
- Мать-Природа
- Корбин Харни
- Мать-Земля (журнал)
- Копать (Я альбом Мать-Земля)
- Мать-земля
- Мать-Земля (альбом)
- Мать-Земля (журнал)
- Мат Земля
- Новости Матери-Земли
- Пейзажи и Рыбы
- Божество плодородия
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.