Всеволод большое гнездо деятельность: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Содержание

Князь Всеволод Большое Гнездо реферат по истории | Сочинения История

Скачай Князь Всеволод Большое Гнездо реферат по истории и еще Сочинения в формате PDF История только на Docsity! МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курганский государственный университет Кафедра экономической теории Реферат ПО ТЕМЕ: Князь Всеволод Большое Гнездо Выполнила: студентка экономического факультета группы Э-274 Панфилова Е.А. Преподаватель: Чубаров И.А. Курган 2006 ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО, Великий князь Владимиро- Суздальский. (Княжил с 1176 по 1212 год) Младший сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Когда Всеволоду было восемь лет, правящий во Владимиро-Суздальской земле его брат Андрей Боголюбский начал проводить политику укрепления самодержавной власти и изгнал из пределов княжества всех своих братьев. Андрей был сыном Юрия Долгорукого от жены-половчанки, Всеволод был сыном от жены греческой царицы. Вместе с матерью маленький Всеволод вынужден уехать в Грецию, где был радушно принят императором. Возвратившись на Русь, юный Всеволод участвует вместе с другими князьями в штурме и разграблении Киева, учиненном его братом Андреем. Выступая на стороне Андрея, Всеволод, чуть позже, на пять недель становится киевским князем, но был свергнут. Во время княжеских усобиц княжил в подаренном ему братом Михаилом Городце Остерском, жил, изгнанный в Чернигов. После смерти Андрея Боголюбского Всеволод принимает участие в споре за престол Владимиро-Суздальской земли и вскоре двадцатитрехлетний князь утверждает свою власть. В межкняжеском споре решался вопрос не только, кто станет управителем в волости, но и какой город – прежняя столица Ростов или новая Владимир – станет столицей. Победил Всеволод и поддержавшие его владимирцы, таким образом, линия Андрея Боголюбского была продолжена. У победы Владимира над Ростовом было еще такое следствие, как ослабление значения вече и усиление роли князя, как единоличного правителя, так как вечевые традиции были сильнее в проигравшем Ростове и слабее во Владимире. Другим начинанием Всеволода на столе князя Владимиро-Суздальского в русле политики Андрея стало изгнание Всеволодом из пределов княжества своих племянников. В 1180 году Всеволод узнал, что рязанский князь тяготеет в своей политике к киевскому князю, в то время как обещал быть младшим товарищем князю Владимиро-Суздальскому. Всеволод изгоняет из общерусских событий. В 1185 году союз южнорусских князей нанес сокрушительный удар по половцам, которыми в то время управлял хан Кончак. Кончак был известен своей политикой на истребление русского населения, уничтожая при штурме русских городов в первую очередь маленьких детей. «Нет семени – нет Руси» — говорил Кончак. Южнорусские князья разгромили Кончака, невзирая не то, что тот имел на вооружении самострельные многозарядные луки, которые натягивали по пятьдесят человек, а также приспособления, стреляющие огнем (либо греческий огонь, либо порох). Однако самому половецкому князю удалось бежать. Через несколько месяцев князь Игорь Северский, не участвовавший в предыдущем походе, решил продолжить дело борьбы с половцами и вступил в степь в одиночку. Затмение солнца при переправе через Донец знаменовало неудачу походу, но князь Игорь решил, что своего рока не миновать. Игорь зашел далеко со своим войском, половцы же, видя такое, начали собираться со всей степи. Одержав первую победу, князь Игорь смеялся над киевлянами, которые сражались вблизи своих городов и не уходили далеко в степь. Он мыслил разбить половцев и зайти в земли вообще не ведомые русским. Однако гордость и неопытность сгубили князя. Половцы, соединившись, окружили русское войско, и, не вступая в столкновения, три дня расстреливали его из луков, отрезав также от воды. На четвертый день русским воинам удалось пробиться к воде, но кони были уже настолько слабы, что все пришлось спешиться. Практически все войско Игоря было истреблено, сам он попал в плен к хану Кончаку. Игорь содержался с почестями, у него был священник, прислуга, он мог даже развлекать себя ястребиной охотой. Тоскуя по родине, Игорь бежал, и через одиннадцать дней скачки по степи приехал к пограничному русскому городу. Сын Игоря женился на дочери хана Кончака и был отпущен тем через два года. Неудачный поход князя Игоря был описан летописцем в «Слове о полку Игореве» — величайшем произведении древнерусской литературы. Этот сюжет и много столетий спустя волновал русских людей и русских художников – в XIX века композитор А. Бородин написал классическую оперу «Князь Игорь», которая идет на сцене по сей день. Великий Князь Всеволод Большое Гнездо старался, по возможности, не подвергать свою территорию опасностям. Половцы были у Всеволода как на службе, так и были в страхе – князь периодически выезжал в степь и жег половецкие станы. Военная мощь Всеволода была так велика, что в летописи про него сказано, что его дружина могла расплескать веслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. Немецкий император Барбаросса согласился помочь Галицкому князю, только узнав, что тот родной племянник Всеволода. Всеволод занимался градостроительством, укреплением и украшением городов. При нем был построен город Остер, вокруг Владимира, Суздаля и Переяславля Залесского возведены новые крепости. В самом Владимире Всеволодом построен прекрасный Дмитровский собор. Княгинин монастырь, Суздальские укрепления, Дмитровский собор, построенные Всеволодом и Марией Всеволод получил свое прозвище Большое Гнездо из-за своего многочисленного потомства. Супругой князя была осетинская княжна Мария, родившая Всеволоду восьмерых сыновей и четырех дочерей. Мария была благочестивой и мудрой женщиной, с детства воспитанной в христианском духе. Мария много времени уделяла помощи слабым и бедным, она основала во Владимире монастырь, получивший в последствии название Княгинин и стоящий по сей день. Последние годы своей жизни Мария сильно болела, но проявляла несказанное терпение в страданиях. Перед смертью Мария постриглась в монахини, удалилась в построенный ею монастырь и умерла через несколько дней. Она завещала своим детям жить в мире между собой, так как усобица губит княжество. Марию сравнивали по мудрости и благочестию с великими царицами византийскими и княгиней Ольгой. После смерти Марии пятидесятилетний Всеволод недолго был женат вторым браком, в котором имел трех дочерей. Многочисленное потомство свое князь Всеволод с детства укреплял в княжеском звании. В возрасте четырех-пяти лет сыновья Всеволода проходили старинный обряд первого срезания волос и посажения на коня. На эти церемонии Всеволод приглашал всех подвластных ему князей, высокопоставленных бояр, епископов, простых граждан. Всеволод устраивал роскошные пиры, на которых одарял присутствующих золотом, конями, одеждами и мехами. Дети Всеволода позже образовали династии князей владимирских и московских, внук Всеволода Александр Невский является одним из выдающихся государственных деятелей на Руси и причислен также Церковью к лику святых.

Князь Всеволод III Большое Гнездо

На фото: Условный портрет князя Всеволода III Большое Гнездо из Царского титулярника (1672).

За свою многосемейность Всеволод Юрьевич получил прозвание «Большое Гнездо». По одним сведениям, он имел четырнадцать детей, по другим — восемь. Но и сам Всеволод родился десятым ребенком своего отца, Юрия Долгорукого.

Матерью его была вторая жена князя, о которой никаких достоверных сведений нет. Есть предположения, что она принадлежала к дому Комнинов.

Детство Всеволода Большое Гнездо

В трехлетием возрасте князь Всеволод Большое Гнездо потерял отца. Незадолго до смерти тот постарался обеспечить будущность сына. В. О. Ключевский пишет:

«Юрий Долгорукий предназначал Ростовскую землю младшим своим сыновьям, и старшие города Ростов с Суздалем заранее, не по обычаю, на том ему крест целовали, что примут к себе меньших его сыновей».

После кончины Юрия (в 1157 году) ростовцы и суздальцы с легкостью позабыли об этом «внеобычайном» крестном целовании, позвав к себе князя Андрея Боголюбского. Видимо, и Ростов, и Суздаль затаили на Юрия обиду. Величаясь перед Владимиром, где уже сидел второй сын Долгорукого Андрей, старшинством, они увидели в «назначении» к ним малютки Всеволода унижение.

Андрей Юрьевич не стал упускать удобной возможности сосредоточить в своих руках власть во всей Владимиро-Суздальской земле. Он благосклонно отозвался на призыв «клятвопреступников» и:

«погнал из Ростовской земли своих младших братьев как соперников, у которых перехватил наследство».

Эта икона вмч. Димитрия Солунского была написана по заказу Всеволода Большое Гнездо. Исследователи не исключают портретного сходства святого Димитрия с заказчиком.

Так случилось, что от восьми до пятнадцати лет Всеволод воспитывался в Константинополе (и на основании именно этого факта делается вывод о византийском происхождении его матери).

Князь Всеволод, возвращение на Русь

Пятнадцатилетним юношей князь Всеволод вернулся на Русь, примирившись с Андреем. Смерть последнего ввергла Северо-Восточную Русь в нестроения, связанные с тем, что Владимир и Ростов с Суздалем находились в состоянии соперничества. Недолгое время во Владимире княжил Михаил, наиболее близкий по возрасту к Всеволоду брат. Но в 1176 году он умер, и ростовцы послали в Новгород за князем Мстиславом Ростиславичем (племянником Всеволода). Звали они его:

«Ступай, князь, к нам, Михаила Бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим».

Мстислав собрался быстро, но, приехав, увидел, что владимирцы уже целуют крест Всеволоду. Спор решился битвой за рекой Гзой, в которой победили владимирцы. Мстислав вынужден был убраться восвояси, то есть в Новгород. (Впоследствии, кстати, начиная с 1200 года, и строптивые новгородцы три десятилетия подчинялись птенцам Всеволодова Большого Гнезда.)

В своей политике Всеволод Большое Гнездо продолжил курс Андрея Боголюбского на укрепление единоличной княжеской власти. Но действовал он осторожнее и мудрее. Тут, видимо, сказалось византийское воспитание. С. М. Соловьев писал:

«был образцом большей части потомков своих, князей северных, был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно было вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять, уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта, как у него, так и у потомков его, — приобресть как можно больше владений, усилить себя на счет всех других князей, подчинить их себе; это-то стремление Всеволода III и потомков его и было средством к утверждению единовластия в России».

Правление Всеволода Большое гнездо

Город Владимир достиг при Всеволоде наивысшего расцвета. Княжеский двор «придвинулся» к Успенскому соборному храму и оформился прекрасными зданиями. Из всего ансамбля княжьего двора сохранился только Дмитриевский собор, но археологические исследования показывают, что рядом находился каменный дворец князя.

В 1194—1196 годах по распоряжению князя была выстроена:

«каменная стена владимирского детинца с боевыми воротами, ограждающая княжеско-епископскую резиденцию от беспокойного города»


(Н.Н. Воронин).

В 1191 — 1195 годах Всеволод выстроил Богородице-Рождественский монастырь, а в нем — белокаменный собор. Под 1200 годом впервые упоминается Успенский Княгинин монастырь, также основанный Всеволодом.

Смерть Всеволода Большое Гнездо

В 1212 году Всеволод скончался и был погребен в Успенском соборе, Н.М. Карамзин пишет:

«оплакиваемый не только супругою, детьми, боярами, но и всем народом, ибо сей государь, называемый в летописях Великим, княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго наблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые. Не обинуяся лица сильных, по словам летописца, и не туне нося меч, ему Богом данный, он казнил злых, миловал добрых».

Погребение великого князя Всеволода находится в алтаре Андреевского придела Успенского собора (на фото), под полом.

Уже в последние годы жизни великого князя между его сыновьями наметился разлад. Старшие Всеволодовичи Константин и Юрий не могли прийти к согласию относительно того, кому из них сидеть во Владимире, а кому в Ростове. Каждый из них старался привлечь на свою сторону младших братьев. Все это вылилось в кровавую междоусобицу, которая, хотя и окончилась формальным примирением, ослабила силы князей перед лицом опасности, надвигавшейся из степей.

Владимир пал в княжение Юрия Всеволодовича. А сам он погиб на реке Сити, так, по-видимому, и не дождавшись помощи от своего брата Ярослава.

Икона Божией Матери Святой Феодор

Феодоро-Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и похожа на Владимирскую икону Божией Матери.

Имя сия икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, в святом Крещении нареченного Феодором в честь святого Феодора Стратилатата (память 8 февраля).

г. По преданию, икона была найдена старшим братом святителем Георгием (память 4 февраля) в старой деревянной часовне близ города Городца. Позже на этом месте был построен Городецкий Феодоров монастырь. Князь Ярослав-Феодор стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сите. В 1239 году он торжественно перенес мощи брата из Ростова во Владимирский Успенский собор. Икону, унаследованную от брата, он передал своему сыну, святому Александру Невскому.

Ярослав-Феодор известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и своего отца Всеволода III Большое Гнездо, с ним были связаны почти все значимые события в истории Руси первой половины XIII в. век.

Русь была сожжена и растерзана монголами в 1237-1238 гг. Он воздвиг его из пепла, отстроил и украсил города, святые монастыри и церкви. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец.

Основал церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца в честь своего покровителя. В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему предстояло провести страну по необычайно трудному пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе. Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил его политику.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре, и он молился перед ней. После кончины святого Александра Невского 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. после смерти отца (князь Ярослав был отравлен в столице Монголии Каракоруме, когда ему было всего пять лет) Василий стал князем Костромского удельного владения, наименее важного из владений отца. В 1272 году он стал великим князем Владимирским.

Четыре года его великокняжества (1272-1276) были наполнены братоубийственными княжескими распрями. Несколько лет он вел войну против Новгорода с непокорным племянником Деметрием. Однако, став великим князем, Василий не отправился во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай новых вспышек усобиц.

Довелось ему и защищать Русь от внешних врагов. В 1272 году, во время татарского нашествия, из Костромы выступило русское войско, чтобы сразиться с ними. По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодора. Исшел ослепительный свет от святого образа, и татары разошлись и бежали из Русской земли.

В летописях говорится, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при штурме Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой. Это огорчило великого князя Василия. С его помощью во Владимире в 1274 г. был построен большой собор. Очевидно, это было в связи с хиротонией преподобного Серапиона (память 12 июля) во епископа Владимирского. Он был игуменом Печерского монастыря.

Митрополит Кирилл III (+ 1282) председательствовал на соборе русских иерархов. Это был первый Собор в Русской Церкви со времен монгольского нашествия. Много проблем и неурядиц возникло в церковной жизни, но Русская Церковь только начинала оправляться от постигшего ее бедствия. Одной из главных его задач было восстановление русской церковной грамотности и восстановление традиции древнерусского «княжеского строя».

Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна. Книги нужны были и для церковных служб, и для проповеди, и для келейного устава, и для чтения верующим дома. Усилиями митрополита Кирилла, русских архиереев и ученых-монахов это важное дело было начато. Собор утвердил новые издания важнейших книг, составивших каноническую основу православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь. Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище. С этого времени святая икона находится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Возобновление интереса к Феодоровской иконе Божией Матери и распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени. В 1613 году чудотворная Феодоровская икона из Костромского собора была использована при провозглашении Михаила Романова новым царем. В память об этом историческом событии 14 марта было назначено празднование Феодоровской иконы Божией Матери.

С костромской иконы Феодора было сделано множество списков, и один из первых был заказан и привезен в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой. Со второй половины XVII века различные списки Феодоровской иконы дополнялись сценами, изображающими события из истории чудотворной иконы.

В 1670 году иеродиакон Лонгин из Костромского Ипатьевского монастыря написал «Слово о явлениях и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме». Не все вещи, содержащиеся в нем, согласуются с ранее изложенными вещами.

Икона Феодора двусторонняя. На оборотной стороне изображение святой великомученицы Параскевы, изображенной в пышном одеянии княгини. Считается, что образ Параскевы на обороте иконы связан с женой святого Александра Невского.

Память иконы Пресвятой Богородицы преподобного Феодора также совершается 16 августа. перенесет вас в атмосферу средневековой жизни в России, а Владимир может впечатлить своей богатой историей, будучи в прошлом столицей православной Руси. Оба они являются главными туристическими достопримечательностями и частями Золотого кольца.

Часть знаменитого золотого кольца
Уровень активности: Умеренный
Продолжительность: 14 часов
Все инклюзивные
Трансфер с помощью высокоскоростного поезда
Out Moscow Experience

. Гид приедет к вам в отель (в вестибюль) или по любому другому указанному адресу, чтобы оттуда начать экскурсию. Если вы находитесь за пределами города, мы предложим вам альтернативные варианты встречи. Мы воспользуемся метро (билеты включены), чтобы доставить вас на вокзал.

Комфортный трансфер

Билеты включены
Обычно этот тур предлагается как автомобильный тур из Москвы, что очень неудобно, так как может занять 4-6 часов в одну сторону. Предлагаем Вам удобную комбинацию: скоростной поезд (в пути менее 2-х часов) до Владимира, где нас встретит водитель. Он останется с нами на весь день до отправления нашего поезда обратно в Москву.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Вход без очереди включен в стоимость
В Музее деревянного зодчества и крестьянского быта собраны аутентичные деревянные дома, церкви, ветряные мельницы, привезенные сюда со всего Суздальского края для создания неповторимой атмосферы русской сельской общины 18-19 вв. Все здания построены без единого гвоздя. Познакомьтесь с бытом русских крестьян!

Панорама

Во время быстрой поездки к следующей достопримечательности мы сделаем короткую остановку, чтобы насладиться живописной панорамой города.

Спасо-Евфимиев монастырь

Вход без очереди включен в стоимость
На момент своего основания в 1352 году Спасо-Евфимиев монастырь входил в пятерку крупнейших монастырей России. В монастыре со времен Екатерины Великой до 1939 года находилась тюрьма. Здесь же был похоронен вождь освободительной войны XVII века Дмитрий Пожарский. Изюминкой посещения являются замечательные так называемые «Луговые» куранты, исполняемые на колокольне каждые 60 минут.

Обед

Включено
Мы отвезем вас в топовый ресторан Суздаля на обед, где вам предложат меню из 4 блюд (русская и интернациональная кухня). Также доступны вегетарианские и безглютеновые блюда.

Суздальский Кремль

Вход без очереди включен в стоимость
Суздальский Кремль восходит к X веку и временам правления Владимира Мономаха. В отличие от других кремлей, его стены не сохранились, зато прекрасно сохранились постройки на внутренней территории. Один из них — собор Рождества Богородицы с его голубыми куполами и блестящими золотыми звездами, возвышающимися над пейзажем. Охраняемый ЮНЕСКО, он поражает посетителей своими куполами и 800-летними Золотыми воротами.

Успенский собор

Вход без очереди включен в стоимость
Успенский собор построен в 1158-1160 годах по приказу князя Андрея Боголюбского. Стремясь к политической независимости, Андрей хотел, чтобы этот собор был главным собором его земель, и приглашал самых талантливых мастеров из городов Киева, Галича, из Греции и Германии. Собор несколько раз расширялся, а в 15 веке его внутри перерисовывал один из самых известных иконописцев того периода – Андрей Рублев. Некоторые фрагменты фресок сохранились до наших дней. Великолепные интерьеры собора были богато украшены в стиле барокко по приказу императрицы Екатерины Великой в ​​XVIII веке.

Дмитриевский собор

Построенный в XII веке как частная часовня князя Всеволода Большое Гнездо, этот собор в византийском стиле славится более чем 600 богатой белокаменной резьбой на стенах. В декорациях представлены существа и сцены из Библии, а также сам князь Всеволод и некоторые из самых известных правителей мира, такие как Александр Македонский, царь Давид и царь Соломон.

Музей «Золотые ворота»

Билеты без очереди включены
Золотые ворота — единственные из 7 ворот, защищавших Владимир, которые уцелели во время осады города монголами в 1238 году.