Времена нэпа в россии: Конец эпохи НЭПа. Почему 90 лет назад в России отменили частное предпринимательство — Секрет фирмы

питейные заведения в России времён НЭПа — VATNIKSTAN

Мас­со­вое недо­воль­ство поли­ти­кой воен­но­го ком­му­низ­ма, зна­чи­тель­ное ухуд­ше­ние уров­ня жиз­ни наро­да и затяж­ной эко­но­ми­че­ский кри­зис под­толк­ну­ли совет­скую власть исполь­зо­вать рыноч­ные отно­ше­ния в пери­од пере­хо­да от капи­та­лиз­ма к соци­а­лиз­му. Новая эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка (НЭП) поз­во­ли­ла вос­ста­но­вить народ­ное хозяй­ство и эко­но­ми­ку, раз­ру­шен­ные Пер­вой миро­вой и Граж­дан­ской войнами.

НЭП, при­шед­ший на сме­ну «воен­но­му ком­му­низ­му», юри­ди­че­ски про­су­ще­ство­вал до 1931 года, когда было при­ня­то поста­нов­ле­ние о пол­ном запре­те част­ной тор­гов­ли в СССР. И, есте­ствен­но, он ска­зал­ся на алко­голь­ной про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ле и питей­ных заве­де­ни­ях. Вы уже чита­ли, куда ходи­ли пить рос­си­яне в XIX веке и в нача­ле XX века. Сего­дня VATNIKSTAN про­дол­жа­ет цикл Алек­сея Кире­ен­ко об исто­рии оте­че­ствен­ных питей­ных заве­де­ний. На оче­ре­ди — 1920‑е годы.

Отме­на сухо­го закона

Пив­ные для пролетариата

Питей­ный ней­минг 1920‑х годов

Тре­вож­ный НЭП

Заве­де­ния новой эпохи

Новая анти­ал­ко­голь­ная кампания

Алко­голь в деревне

Свёр­ты­ва­ние НЭПа


Отмена сухого закона

Вме­сте с сухим зако­ном, вве­дён­ным в Рос­сии в 1914 году, в рус­ском язы­ке впер­вые появ­ля­ет­ся тер­мин «само­гон». По одним све­де­ни­ям, назва­ние неза­кон­но­го кустар­но­го креп­ко­го алко­го­ля при­шло с вве­де­ни­ем цар­ской моно­по­лии в кон­це XIX века. По дру­гим — тер­мин «само­го­но­ва­ре­ние» впер­вые появил­ся в декре­тах Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. В издан­ном в 1924 году сбор­ни­ке «Пре­ступ­ный мир Моск­вы» мож­но обнаружить:

«Само­гон­щи­ки и само­гон­ка — тер­ми­ны срав­ни­тель­но недав­не­го происхождения».

Арест само­гон­щи­ков в Крас­но­яр­ске. 1925 год

Стро­и­тель­ство ново­го мира после рево­лю­ции пред­по­ла­га­ло ради­каль­ное иско­ре­не­ние всех бур­жу­аз­ных пере­жит­ков. С этой точ­ки зре­ния Ленин счи­тал вполне необ­хо­ди­мым при­нуж­де­ние в целях дости­же­ния соци­аль­но­го бла­га. С нача­лом НЭПа он по-преж­не­му оста­вал­ся реши­тель­ным сто­рон­ни­ком лик­ви­да­ции алко­голь­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли. Вод­ка, наравне с рели­ги­ей («духов­ной сиву­хой»), оста­ва­лась для Лени­на до кон­ца его жиз­ни сим­во­лом страш­но­го и недо­пу­сти­мо­го зла.

Реаль­ное поло­же­ние дел ока­за­лась слож­нее. С нача­лом НЭПа раз­ре­ше­ние част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства и тор­гов­ли и сама прак­ти­ка рыноч­но­го хозяй­ство­ва­ния заста­ви­ли руко­вод­ство стра­ны посте­пен­но отой­ти от жёст­кой анти­ал­ко­голь­ной политики.

Тор­го­вый дом «Пас­саж». Ленин­град. 1924 год

Уже в авгу­сте 1921 года Совет народ­ных комис­са­ров раз­ре­шил сво­бод­ную выдел­ку и про­да­жу вино­град­но­го вина кре­по­стью до 14 гра­ду­сов, а в декаб­ре — до 20 гра­ду­сов. В кон­це 1922 года легаль­ным напит­ком стал коньяк, в 1924 году ста­ли воз­рож­дать­ся оста­нов­лен­ные в своё вре­мя моно­поль­ные вин­ные скла­ды, ста­но­вив­ши­е­ся совет­ски­ми ликё­ро­во­доч­ны­ми заво­да­ми. С «Мос­ков­ско­го казён­но­го вин­но­го скла­да № 1» (буду­ще­го заво­да «Кри­сталл») пошли в про­да­жу пер­вые 30-гра­дус­ные налив­ки и настойки.

В октяб­ре 1925 года была вос­ста­нов­ле­на госу­дар­ствен­ная моно­по­лия на изго­тов­ле­ние 40-гра­дус­ной вод­ки. Завод­ская про­дук­ция тут же была окре­ще­на «рыков­кой» по име­ни ново­го гла­вы пра­ви­тель­ства Алек­сея Ива­но­ви­ча Рыкова.


Пивные для пролетариата

Для рабо­че­го клас­са откры­ва­лись част­ные пив­ные, сто­ло­вые, кафе и чай­ные. Жур­нал «Цирк и эст­ра­да» сооб­щал, что в 1922 году толь­ко в Москве при­ни­ма­ли посе­ти­те­лей более сот­ни пив­ных. Счи­та­лось, что питей­ное заве­де­ние ста­нет для про­ле­та­рия не баналь­ной рас­пи­воч­ной, а будет выпол­нять функ­ции муж­ско­го клу­ба, где за кру­жеч­кой пен­но­го напит­ка созна­тель­ные граж­дане неспеш­но смо­гут обсуж­дать теку­щий поли­ти­че­ский момент.

Рабо­чие в совет­ском трак­ти­ре. 1924 год

В пер­вое вре­мя рабо­ты пив­ных с их стен на выпи­ва­ю­щий рабо­чий класс взи­ра­ли Карл Маркс и Вла­ди­мир Ленин, но с авгу­ста 1924 года порт­ре­ты вождей были убра­ны. Им на сме­ну при­шли пла­ка­ты и лозун­ги, при­зы­вав­шие про­ле­та­ри­ат не забы­вать о мораль­ном обли­ке: «Лицам в нетрез­вом состо­я­нии ниче­го не про­да­ёт­ся», «Если хочешь быть куль­тур­ным, окур­ки и мусор бро­сай в урны», «Пей, но знай меру, в пья­ном виде ты можешь обнять сво­е­го клас­со­во­го вра­га».

Какое-то вре­мя в прес­се, осо­бен­но в фаб­рич­но-завод­ских газе­тах, появ­ля­лись ста­тьи, пытав­ши­е­ся обла­го­ро­дить дух совет­ских пив­ных. Раб­ко­ры и про­фес­си­о­наль­ные жур­на­ли­сты с уми­ле­ни­ем писа­ли, что за круж­кой пива рабо­чие обсуж­да­ли поло­же­ние бра­тьев по клас­су в Англии, Китае, дис­ку­ти­ро­ва­ли по вопро­сам суще­ство­ва­ния бога. Это рас­смат­ри­ва­лось как свое­об­раз­ное дока­за­тель­ство высо­ко­го уров­ня поли­ти­че­ской созна­тель­но­сти про­ле­та­ри­ев. Попыт­ки сов­ме­стить про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность с тор­гов­лей спирт­ным высме­и­вал в фелье­то­нах моло­дой Миха­ил Бул­га­ков («Биб­ли­фет­чик» и другие).

— Вам воблочку?
— Нам чиво-нибудь почитать.
— Чего прикажете?
— Ну, хоша бы Гоголя.
— Вам домой? Нельзя‑с. На вынос книж­ки не отпус­ка­ем. Кушай­те, то бишь читай­те, здеся.
— Я зака­зы­вал шни­цель. Дол­го я буду ждать?!
— Чичас. Заму­чил­ся. За «Эрфурт­ской про­грам­мой» в погреб побежали.

Пив­ной зал Крас­ный пекарь 2‑й коопе­ра­тив­ной арте­ли инва­ли­дов. Омск. 1922 год

Любо­пыт­но отме­тить, что эти идеи повли­я­ли на неко­то­рых более позд­них запад­ных иссле­до­ва­те­лей. В 1970‑е годы в аме­ри­кан­ской исто­рио­гра­фии мож­но было встре­тить суж­де­ние о том, что рус­ская пив­ная, как ана­ло­гич­ные заве­де­ния в Гер­ма­нии, была местом поли­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния рабочих.

Идео­ло­ги­че­ской спло­чён­но­сти вокруг пив­ных в Рос­сии так и не слу­чи­лось, одна­ко народ всё рав­но охот­но шёл внутрь. Ведь имен­но здесь мож­но было пого­во­рить по душам, укрыть­ся от ком­му­наль­ных склок, не опа­сать­ся окри­ка началь­ни­ка или свар­ли­вой жены. Осо­бо попу­ляр­ные заве­де­ния рабо­та­ли почти круглосуточно.

«Пьют, не отхо­дя от мага­зи­на». Брэн­сон Деку. 1932 год


Питейный нейминг 1920‑х годов

Пока­за­тель­ны­ми будут вос­по­ми­на­ния совет­ско­го исто­ри­ка Нико­лая Поле­ти­ки о 1920‑х годах:

«Бичом быта было пьян­ство. На люд­ных ули­цах рас­по­ла­га­лось по несколь­ку пив­ных: за „Ста­рой Бава­ри­ей“ сле­до­ва­ла „Новая Бава­рия“, за ней „Калин­кин“, за „Калин­ки­ным“ — „Вена“, за ней „Новая Вена“. Они улав­ли­ва­ли про­хо­жих. Из пив­ных нес­лись пья­ные кри­ки и пес­ни, игра­ла гармонь».

Про­из­во­ди­те­ли, учи­ты­вая конъ­юнк­ту­ру эпо­хи, поли­ти­че­ски гра­мот­но дава­ли сво­ей про­дук­ции назва­ния «Стень­ка Разин», «Крас­ная Бава­рия», «Октябрь­ское».

В оформ­ле­нии алко­голь­ной рекла­мы участ­во­ва­ли и извест­ные худож­ни­ки. Так, авто­ра­ми зна­ме­ни­то­го пла­ка­та о том, что «Трёх­гор­ное пиво» луч­ше само­го­на и хан­жи (креп­кий кустар­ный алко­голь), были Мая­ков­ский и Родченко.

«Трёх­гор­ное пиво». В. В. Мая­ков­ский и А. М. Род­чен­ко. 1925 год

Недол­гая эпо­ха вос­хва­ле­ния питей­ных заве­де­ний фаб­рич­ных окра­ин объ­яс­ня­лась необ­хо­ди­мо­стью про­ти­во­по­ста­вить их част­ным ресто­ра­нам, кото­рые посе­ща­ли в основ­ном пред­ста­ви­те­ли новой бур­жу­а­зии, высо­ко­по­став­лен­ные слу­жа­щие, интел­ли­ген­ция. Пья­ный раз­гул, царив­ший там, опи­сы­вал­ся в совет­ской прес­се с явным сар­каз­мом. Сати­ри­че­ский жур­нал «Крас­ный ворон» в 1923 году писал, что для нэп­ма­нов в сле­ду­ю­щем году будут откры­ты новые ресто­ра­ны — «На дне Мой­ки» и «Фонар­ный столб».


Тревожный НЭП

Посе­ще­ние ресто­ра­нов во вто­рой поло­вине 1920‑х годов было удо­воль­стви­ем весь­ма доро­гим. Недё­ше­во сто­и­ли и хоро­шие вина, про­да­вав­ши­е­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных мага­зи­нах, кото­рых в Ленин­гра­де в 1926 году насчи­ты­ва­лось более двух­сот. Толь­ко на Нев­ском про­спек­те было рас­по­ло­же­но 12 таких тор­го­вых точек.

Пив­ные эти­кет­ки 1920‑х годов

После офи­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния про­да­жи вод­ки, вопре­ки заве­ре­ни­ям из газет, было ясно, что спирт­ные напит­ки потреб­ля­ют отнюдь не толь­ко нэп­ма­ны, но и рабо­чие. Пиво и «рыков­ка» были более доступ­ны по цене и пото­му рас­про­стра­ня­лись имен­но в рабо­чей сре­де. В 1930 году сред­няя ленин­град­ская рабо­чая семья тра­ти­ла на вод­ку и пиво 2,8% сво­е­го бюд­же­та, а в 1931 году — уже 3,5%. При этом часть бюд­же­та на пита­ние оста­ва­лась почти неиз­мен­ной — 40,6% в 1930 году и 40,4 % в 1931 году.

В июне 1926 года появи­лись тези­сы ЦК ВКП(б) «О борь­бе с пьян­ством», а чуть поз­же и спе­ци­аль­ное пись­мо ЦК ВЛКСМ, из тек­ста кото­ро­го вид­но, что быто­вав­шие тогда анти­ал­ко­голь­ные настро­е­ния име­ли поли­ти­че­скую направ­лен­ность и харак­тер. Зло­упо­треб­ле­ние спирт­ны­ми напит­ка­ми по-преж­не­му назы­ва­лось «насле­ди­ем ста­ро­го быта цар­ской Рос­сии». Прав­да, к чис­лу при­чин, тол­кав­ших людей к пьян­ству, были отне­се­ны не толь­ко «бур­жу­аз­ная идео­ло­гия», но и «нэп­ман­ская стихия».

Сто­ло­вая «Бор­жом», где пода­ют пиво. Николь­ская ули­ца. Москва. 1930 год

Под «нэп­ман­ской сти­хи­ей» в первую оче­редь пони­ма­лись вполне опре­де­лён­ные быто­вые прак­ти­ки. Плю­ра­лизм повсе­днев­ной жиз­ни вре­ме­ни НЭПа вооб­ще тре­бо­вал боль­шо­го само­кон­тро­ля. Из-за широ­ко­го выбо­ра досу­га и това­ров, в том чис­ле и алко­го­ля, сто­лич­ный граж­да­нин терял­ся. Кро­ме того, сама систе­ма боль­ше­вист­ской про­па­ган­ды акцен­ти­ро­ва­ла вни­ма­ние на этих «труд­но­стях» НЭПа. Всё это лишь уве­ли­чи­ва­ло чув­ство «неустой­чи­во­сти жиз­ни» и антинэпов­ские настроения.


Заведения новой эпохи

Ленин­град­ские нэп­ма­ны в боль­шин­стве сво­ём были пред­ста­ви­те­ля­ми доре­во­лю­ци­он­ной ком­мер­че­ской зна­ти и были тес­но свя­за­ны с ещё сохра­нив­ши­ми­ся облом­ка­ми сто­лич­ной ари­сто­кра­тии. Так писал о них в вос­по­ми­на­ни­ях сле­до­ва­тель Лев Шейнин:

«Коро­ли ленин­град­ско­го НЭПа обыч­но кути­ли в доро­гих ресто­ра­нах — „Пер­вом това­ри­ще­стве“ на Садо­вой, Фёдо­ров­ском, „Асто­рии“ или на „Кры­ше“ „Евро­пей­ской гости­ни­цы“. Здесь „коро­ли“ завер­ша­ли мил­ли­он­ные сдел­ки, тор­го­ва­лись, всту­па­ли в согла­ше­ния и ком­мер­че­ские аль­ян­сы и тща­тель­но обсуж­да­ли „общую ситу­а­цию“, кото­рая, по их мне­нию, в 1928 году скла­ды­ва­лась весь­ма тревожно».

Общий зал ресто­ра­на гости­ни­цы «Евро­пей­ская». 1924 год

Ещё одним попу­ляр­ным питей­ным местом были каба­ре и теат­ры мини­а­тюр. Их огни вновь закру­жи­лись вокруг Садо­во­го коль­ца и Нев­ско­го про­спек­та. Несмот­ря на высо­кие цены, эти места были все­гда пере­пол­не­ны. Быв­ший моск­вич, худож­ник-эми­грант Миха­ил Вер­бов вспо­ми­нал о сво­их моло­дых годах:

«Там, где нын­че рас­по­ла­га­ет­ся Театр Ста­ни­слав­ско­го, было каба­ре „Сем­пе­рантэ“. Пуб­ли­ка там соби­ра­лась спе­ци­фи­че­ская: рабо­чих пар­ней в серых кеп­ках, ком­со­мо­лок в кума­чо­вых плат­ках не наблю­да­лось. Зимой в гар­де­роб сто­я­ла оче­редь нэп­ма­нов в ено­то­вых шубах с барыш­ня­ми в лисьих гор­жет­ках, шляп­ках и обле­га­ю­щих пла­тьях. Под руч­ку с дама­ми вальяж­но фла­ни­ро­ва­ли кава­ле­ры в щёголь­ских френ­чах и загра­нич­ных ост­ро­но­сых штиб­ле­тах. Боль­шим успе­хом поль­зо­ва­лись у таких посе­ти­те­лей вся­кие разу­ха­би­стые пес­ни. Их тогда зва­ли „ростов­ски­ми песен­ка­ми“ или про­сто уличными».

Поми­мо част­ных питей­ных заве­де­ний, откры­ва­лись и мос­сель­про­мов­ские пив­ные. Вывес­ки на послед­них писа­лись белы­ми бук­ва­ми на синем фоне, вывес­ки част­ных — жёл­то-зелё­ны­ми. Если верить тогдаш­ней частуш­ке, то деле­ние так­же шло на обыч­ные и «куль­тур­ные» пивные:

«Слы­шен звон сереб­ра из кармана,
Это день­ги на пьян­ство пойдут,
А вда­ли пока­за­лась пивная,
Граж­да­нин, не при­ча­ли­вай тут!
Слыш­но хло­па­нье про­бок от пива,
От табач­но­го дыма туман,
А в куль­тур­ной пив­ной так красиво:
С бубен­ца­ми игра­ет баян!»

«Гри­ма­сы НЭПа» порож­да­ли у моло­дё­жи упад­ни­че­ские настро­е­ния и гру­бость или увле­че­ние «изяч­ной жиз­нью» с её есте­ствен­ным атри­бу­том — выпив­кой. В моло­дёж­ной пуб­ли­ци­сти­ке тех лет с тре­во­гой гово­ри­лось о гру­бо­сти и пош­ло­сти в отно­ше­ни­ях, про­яв­ле­ни­ях шови­низ­ма, пьян­стве, хули­ган­стве и про­чих нега­тив­ных явлениях.

Не помог и вос­ста­нов­лен­ный опыт созда­ния чай­ных — без­ал­ко­голь­ных досу­го­вых мест. Они откры­ва­лись при заво­дах, тор­го­вых пло­ща­дях, при воен­ных частях. Боль­шую часть насе­ле­ния всё же тяну­ло в более при­выч­ные питей­ные заведения.

Крас­но­ар­мей­ская чай­ная. 1920‑е годы


Новая антиалкогольная кампания

Вли­я­ние пьян­ства на про­из­во­ди­тель­ность тру­да в СССР в 1927 году выра­жа­лось в крас­но­ре­чи­вых циф­рах: про­гу­лы на поч­ве пьян­ства при­нес­ли 135 мил­ли­о­нов руб­лей убыт­ка, пони­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да — 600 мил­ли­о­нов руб­лей.

На XV съез­де пар­тии, на кото­ром обо­зна­чил­ся курс на инду­стри­а­ли­за­цию и кол­лек­ти­ви­за­цию, уже сто­ял вопрос о посте­пен­ном свёр­ты­ва­нии выпус­ка вод­ки и рас­ши­ре­нии таких источ­ни­ков госу­дар­ствен­но­го дохо­да, как радио и кино. В дирек­ти­вах по состав­ле­нию пяти­лет­не­го пла­на съезд под­черк­нул необ­хо­ди­мость повы­ше­ния куль­тур­но­го уров­ня насе­ле­ния горо­да и дерев­ни как одно­го из усло­вий индустриализации.

Чай­ная. 1920‑е годы

В это вре­мя в вер­хах уси­ли­ва­ют­ся анти­ал­ко­голь­ные настро­е­ния и начи­на­ет­ся новый виток борь­бы с пьян­ством. Одной из пер­вых её жертв ока­зал­ся Сер­гей Есе­нин. В 1927 году после пуб­ли­ка­ции «Злых заме­ток» чле­на Полит­бю­ро Нико­лая Буха­ри­на поэта посмерт­но объ­яви­ли глав­ным «пев­цом хули­ган­ства» в СССР:

«Есен­щи­на — это отвра­ти­тель­ная напуд­рен­ная и наг­ло рас­кра­шен­ная рос­сий­ская матер­ши­на, обиль­но смо­чен­ная пья­ны­ми сле­за­ми и отто­го ещё более гнус­ная. При­чуд­ли­вая смесь из „кобе­лей“, икон, „сися­стых баб“, „жар­ких све­чей“, берё­зок, луны, сук, гос­по­да бога, некро­фи­лии, обиль­ных пья­ных слёз и тра­ги­че­ской пья­ной икоты…»

В фев­ра­ле 1928 года в Колон­ном зале Дома Сою­зов состо­я­лось ·тор­же­ствен­ное учре­ди­тель­ное собра­ние Обще­ства по борь­бе с алко­го­лиз­мом (ОБСА), осно­ван­но­го на базе Мос­ков­ско­го нар­ко­ло­ги­че­ско­го обще­ства. Под­держ­ку новой обще­ствен­ной орга­ни­за­ции ока­за­ли Мос­ков­ский коми­тет ВЛКСМ и Мос­со­вет. Уже в пер­вые меся­цы суще­ство­ва­ния ОБСА орга­ни­зо­ва­ло более 100 спе­ци­аль­ных улич­ных мас­со­вых про­ти­во­ал­ко­голь­ных демон­стра­ций, более 60 рабо­чих конференций.

Актив­ность Обще­ства при­ве­ла к мас­со­вым закры­ти­ям пив­ных лавок и про­чих «злач­ных мест». Их пере­обо­ру­до­ва­ли в трез­вен­ни­че­ские сто­ло­вые и чай­ные. Было орга­ни­зо­ва­но изда­ние жур­на­ла «Трез­вость и куль­ту­ра», кото­рый биче­вал пьян­ство и про­па­ган­ди­ро­вал здо­ро­вый образ жиз­ни. Рез­кое сни­же­ние потреб­ле­ния пива при­ве­ло к сокра­ще­нию его про­из­вод­ства и закры­тию ряда круп­ных пиво­ва­рен­ных заво­дов в Москве, Ленин­гра­де и дру­гих горо­дах СССР.

Чай­ная вре­мён НЭПа в Бого­род­ске. 1920‑е годы

Для опе­ра­тив­но­сти и нагляд­но­сти про­па­ган­ды трез­во­сти устра­и­ва­лись «анти­ал­ко­голь­ные кино­экс­пе­ди­ции» и поезд­ки на «анти­ал­ко­голь­ных гру­зо­ви­ках» с ярки­ми лозун­га­ми и про­ве­де­ни­ем митин­гов — «Вну­ки Лени­на пить не будут». Тогда же появи­лись и пер­вые филь­мы на эту тему: «Косая линия», «Тань­ка-трак­тир­щи­ца», «За ваше здоровье».

Раз­воз­чи­ки пива в Гру­зии. 1920‑е годы


Алкоголь в деревне

В деревне госу­дар­ствен­ная вод­ка побе­ди­ла кре­стьян­ский само­гон толь­ко к нача­лу 1930‑х годов. При кол­хоз­ной систе­ме и боль­ших пла­нах госу­дар­ствен­ных поста­вок зер­на изго­тав­ли­вать спирт­ное в домаш­них усло­ви­ях ста­ло зна­чи­тель­но труднее.


Свёртывание НЭПа

Пово­рот к уста­нов­ле­нию в стране тота­ли­тар­но­го режи­ма свер­нул воль­ную Новую эко­но­ми­че­скую поли­ти­ку. Ста­лин­ский стиль пар­тий­но-хозяй­ствен­но­го руко­вод­ства тре­бо­вал агрес­сив­но-нажим­ных спо­соб­но­стей и без­услов­но­го про­ве­де­ния «гене­раль­ной линии» в любой сфе­ре, неза­ви­си­мо от сте­пе­ни ком­пе­тен­ции. О сле­ду­ю­щем эта­пе жиз­ни питей­ных заве­де­ний рас­ска­жем в чет­вёр­той части.


Читай­те так­же «Алко­голь­но-исто­ри­че­ская амне­зия. Утра­чен­ные доре­во­лю­ци­он­ные напит­ки».  

Поделиться

Возможен ли в России новый НЭП?

Комсомольская правда

ЭкономикаЭкономика: НЭП

Ирина БОЕВА

4 декабря 2014 16:17

Помогут ли экономике предложения президента озвученные в послании

Многие эксперты восприняли предложения Владимира Путина, озвученные в послании Федеральному собранию, как объявление новой экономической политики, по принципу НЭПа 1921 года.

Эксперты «КП» рассуждает, что для этого необходимо сделать.

Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН:

— В нынешней ситуации была бы очень актуальна реализация идеи аналогичная НЭПу. Разумеется, с учетом того,что экономика страны и ее политическая система сильно отличается от 1920-х годов. Что нужно сделать? Во-первых, изменить отношение к бизнесу. Сокращение административных барьеров. В период НЭПа это было сделано, хотя имелись сторонники и противники этой меры. Так же необходимо снижение налогового бремени на бизнес. В нынешних условиях нужно бы еще сбавить тарифы естественных монополий, которые сильно затрудняют развитие экономики. Второе, во времена НЭПа стали прислушиваться, ставить на руководящие должности в отраслях специалистов высшей категории. Нам и сейчас нужно так же поступить. Чтобы отраслями управляли не люди близкие к определенным структурам и лицам, а люди, понимающие в конкретной сфере. Нам не хватает профессионалов на местах и в центре. И третье, должна быть политическая система, при которой будет реально выполнение первых двух пунктов. Во времена НЭПа была однопартийная система и никакой демократии не наблюдалось. Но, тем не менее, основы экономической политики обсуждались в обществе, экспертами, и правящая верхушка прислушивалась к этим мнениям.

Все это реально сделать. Правда, нужно учитывать ошибки НЭПа, который очень быстро свернули.

По сути, власти неоднократно говорили о том, что России необходим экономический прорыв, а частности назывались меры схожие с НЭПом. Но пока дальше слов ничего не шло. Сейчас необходима политическая воля, чтобы воплотить это в жизнь.

СПРАВКА «КП»

НЭП — новая экономическая политика

Новую экономическую политику начали проводить с 1921 года. После гражданской войны и политики военного коммунизма экономика, да и страна в целом были в руинах. Социальная напряженность росла, население было в нищете. Необходимо было срочно реанимировать народное хозяйство.

Прежде всего, было облегчено налоговое бремя. Продразверстка в деревне (изымали 70% зерна в пользу государства) была заменена продналогом (забирали около 20%). Начали использовать различные формы частной собственности, привлекать иностранный капитал, сделали рубль конвертируемой валютой, частично разрешили свободная торговля. Постепенно отменялись государственные монополии на производство различных видов продукции и товаров. Была упрощена регистрация мелких предприятий. Проходила денационализация некоторых производств.

В стране провели две деноминации. 1 миллион был приравнен в 1 рублю. Активно выдавались долгосрочные кредиты.

За годы НЭПа удалось восстановить экономику страны. Юридически законы НЭПа были отменены только в 1931 году, но фактически свободу из экономики вытеснили уже в 1928 году.

ВОПРОС ДНЯ

Как вам новая экономическая программа?

Максим СТАРОСТИН, председатель Ассоциации предпринимателей Нижнего Новгорода:

— Новая экономическая программа — вынужденная мера. Но при этом шаг хороший. Сейчас предприниматели вынуждены жить одним днем, это неправильно — человеку нужно дать возможность планировать на десятилетия.

Сергей НЕВЕРОВ, вице-спикер Госдумы:

— Самый важный посыл президент дал тем, кто сегодня работает на госслужбе: хватит жить в повестке нулевого роста! У России сегодня есть все ресурсы, чтобы развиваться, но для этого каждый чиновник должен изменить свой подход к работе. Не надо оправдывать санкциями свою плохую работу, эти отговорки не принимаются.

Юнус-Бек ЕВКУРОВ, глава Ингушетии:

— Экономическая программа, которую предложил президент Путин, не терпит раскачки, не требует какой-то расшифровки, особых инструкций. Поэтому уже сегодня надо за нее браться. Сказано же — предпринимателей не кошмарить! А контролеры не должны делать бизнес на своих проверках. Да, они могут остаться без дела. Но мы найдем, чем им заняться.

Александр ЦИПКО, политолог:

— Снова находясь в конфронтации с Западом, Россия заявляет о своей приверженности западным ценностям в экономике. Оживить активность людей, заинтересовать их в результатах своего труда — эти задачи придется решать в непростой международной обстановке. Но и другого выхода у нас тоже нет.

Арас АГАЛАРОВ, президент компании «КРОКУС»:

— Если то, о чем говорил президент, войдет в жизнь — полная амнистия капиталов, возвращающихся в Россию, введение надзорных каникул для малого бизнеса, когда компании с хорошей репутацией не будут проверять в течение трех лет, — бизнесу станет дышать легче. А значит, и новые рабочие места появятся, и отечественных товаров станет больше.

Андрей ВАЩЕНКО, уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Волгоградской области:

— Наконец-то обратили внимание на малый бизнес — не с точки зрения формирования бюджета, а занятости и самозанятости. А налоговые каникулы снимут страхи у тех, кто готов работать, но боялся.

Александр РАЗУВАЕВ, директор департамента компании «Альпари»:

— Валютным спекулянтам намекнули — хватит играть на рубле. Думаю, это немного охладит их пыл. Амнистия капитала тоже давно назрела. Во-первых, потому что нашим капиталам сейчас не очень хорошо за рубежом. Во-вторых, потому что, кроме государства, крупных инвесторов внутри страны почти нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глава РСПП Александр Шохин: «НЭПа, слава богу, не будет!»

Предприниматели восприняли на «ура» инициативу президента снизить число различных проверок

Представители бизнес-кругов после оглашения Послания федеральному собранию активно обсуждали предложения президента по ослаблению давления на предпринимателей. При этом бизнесмены признались, что очень боялись объявления Владимиром Путиным новой экономической политики в стране (читайте далее)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Кризис ножниц – цифровое путешествие по России 20-го века

Новая экономическая политика (НЭП) была введена в 1921 году Владимиром Лениным как попытка большевиков восстановить и возродить российскую экономику после многих лет военного коммунизма. Военный коммунизм был экономической политикой во время Гражданской войны в России с 1918 по 1921 год, и его главная цель заключалась в том, чтобы позволить Красной Армии участвовать в гражданской войне и победить в ней. Согласно 17 моментов советской истории , Зигельбаум отмечал, что НЭП был посвящен «восстановлению связи (смычки)» между сельскохозяйственным и промышленным производством на основе рыночных отношений. Однако раздражительность низовых чиновников при ограниченном энтузиазме наверху привела к непоследовательному проведению нэпа в различных частях страны, что привело к краткосрочному экономическому облегчению разрушительных экономических кризисов в регионах.

Грегори Фриз в своей книге « Россия: История » отмечал, что в 1921 году Россия столкнулась с почти полным экономическим коллапсом: «валовая продукция промышленности упала менее чем на одну пятую от уровня до Первой мировой войны, производство в некоторые отрасли, такие как текстильная, составляли лишь одну десятую» (322). Эта нехватка привела к голоду и эпидемиям. К 1922 году гиперинфляция подняла цены (особенно на сельскохозяйственную продукцию) до астрономических высот. В ответ «правительство создало новую валюту, обеспеченную золотом, червонец. Эта жесткая денежная политика вызвала трудности с выплатой заработной платы на многих фабриках, вызвала забастовки и беспорядки» (Freeze, 322).

К 1923 году разразился знаменитый «Кризис ножниц» как экономическая проблема, полностью изменившая соотношение цен предыдущего года. В сущности, «земледелие теперь начало восстанавливаться быстрее, чем промышленность» (Фриз, 322). Еды не было в изобилии, но нехватка уже не была отчаянной ситуацией. Поставка сельскохозяйственной продукции «опередила производство промышленных товаров; в результате индекс промышленных цен в 1923 г. поднялся до уровня, в три раза превышающего сельскохозяйственные цены» (Фриз, 322). НЭП «тянул государство и общество в противоречивых и часто противоречащих друг другу направлениях» (Фриз, 326). Мнения большевиков о том, как решить проблему, разделились. Орландо Файджес отмечал, что «левые в партии выступали за сохранение низких цен на сельскохозяйственную продукцию и забирали зерно силой, когда это необходимо для увеличения промышленного производства, в то время как правые выступали за то, чтобы платить крестьянам более высокие цены за их продукты питания, даже если это влекло за собой замедление снизить темпы накопления капитала для индустриализации, чтобы сохранить рыночный механизм как фундаментальную основу отношений государства с крестьянством». Хотя НЭП покончил с откровенным голодом, он не искоренил лихолетья. Это также «возобновило социальные антагонизмы: большинство русских все еще боролись за существование, в то время как частные торговцы — нэпманы — часто получали непомерные прибыли и вели образ жизни, подозрительный к потреблению» (Freeze, 326).

График иллюстрирует рост и снижение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Поскольку сельскохозяйственное производство быстро росло, цены на продовольствие падали. Напротив, нехватка промышленных и промышленных товаров вызвала рост цен на них. На графике «эти цены — указывающие на рост промышленных цен и падение цен на сельскохозяйственную продукцию — напоминали ножницы, отсюда и название» (Freeze, 322). Этот увеличивающийся разрыв между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию привел к опасениям горожан по поводу «зерновой забастовки».

Историк Джеффри А. Хоскинг резюмирует реакцию правительства на «кризис ножниц»:

     «В 1923 г. экспорта, что привело к росту цен на продовольствие. Таким образом, он восстановил некоторое равновесие торговли между городом и деревней за счет городских потребителей… Но не было заложено основы для долгосрочного роста, а членам партии были даны экономические причины для недовольства НЭПом в дополнение к политическим. ”

Последствия «кризиса ножниц» сильнее всего ощутили простые россияне, особенно крестьяне, «которые мало получали в обмен на излишки продовольственного урожая и не могли позволить себе покупать промышленные товары». Экономический «кризис ножниц» обострил оппозицию нэпу и привел к дальнейшему разоблачению его хрупкости, что предполагало несовместимость частного сельскохозяйственного и промышленного секторов и (возможно, более долгосрочное значение) усилило хронические страхи перед кулаком» (Freeze, 322-323).

 

Другие ссылки:

Фриз, Григорий Л. Россия: История . Oxford University Press, 2009.

Взгляд в будущее России и… – Mehring Books

Е. А. Преображенский

7,95 3,98

Преображенский был выдающимся экономистом-большевиком, который в критический период поддержал борьбу Троцкого против бюрократического вырождения Советского Союза. Эта книга, написанная после принятия НЭПа в 1921, анализирует присущие ему опасности. Это значительный вклад в политическую экономию и проблемы социалистического планирования.

Доступность:
В наличии

От нэпа к социализму: взгляд в будущее России и Европы количество

Добавить в Мой список желанийУдалить из списка желаний

Добавить в Мой список желаний

Посмотреть всю информацию о публикациях ›

Часто покупают вместе

27,9 $5

Добавить 3 товара в корзину

  • Описание

  • Э. А. Преображенский

  • Дополнительная информация

Преображенский был выдающимся экономистом-большевиком, который в критический период поддержал борьбу Троцкого против бюрократического вырождения Советского Союза. В этой книге, написанной после принятия новой экономической политики в 1921 году, анализируются присущие ей опасности. Это значительный вклад в политическую экономию и проблемы социалистического планирования.

См. также

  • «Социализм в одной стране» и советские экономические дебаты 1920-х гг. — Часть 1
  • «Социализм в одной стране» и советские экономические дебаты 1920-х гг. — Часть 2

Е.А. Преображенский (1886-1937)  – видный большевик и экономист, член левой оппозиции. Он вступил в Российскую социал-демократическую партию в 1903 году и изучал право с 1907 по 1908 год в Московском университете.

От 1917-1918 Преображенский был кандидатом в члены ЦК большевистской партии, а с 1920-21 гг. занимал должность секретаря этого руководящего органа. Он был одним из редакторов «Правды » и в соавторстве с Бухариным написал знаменитую « Азбуку коммунизма ». С 1923 по 1927 год Преображенский был одним из лидеров Левой оппозиции во главе с Львом Троцким.

Как экономист выступал против взглядов Бухарина, главного экономиста-теоретика в сталинской фракции партии. В 1926 декабря Преображенский написал крупный теоретический труд « Новая экономика ».

В 1927 г. исключен из партии, в 1928 г. отправлен в ссылку. Летом 1929 г. капитулировал вместе с другими ведущими левыми оппозиционерами. Восстановленный в партии в 1930 г., в течение 1932 г. Преображенский работал в Наркомате легкой промышленности.

В 1933 г. повторно арестован за принадлежность к подпольной оппозиционной группе И. Н. Смирнова и приговорен к трем годам ссылки. Затем последовал процесс отречения, восстановления, высылки и повторного ареста. Преображенский был приговорен к расстрелу 13 июля 19 г.