Содержание
питейные заведения в России времён НЭПа — VATNIKSTAN
Массовое недовольство политикой военного коммунизма, значительное ухудшение уровня жизни народа и затяжной экономический кризис подтолкнули советскую власть использовать рыночные отношения в период перехода от капитализма к социализму. Новая экономическая политика (НЭП) позволила восстановить народное хозяйство и экономику, разрушенные Первой мировой и Гражданской войнами.
НЭП, пришедший на смену «военному коммунизму», юридически просуществовал до 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. И, естественно, он сказался на алкогольной промышленности, торговле и питейных заведениях. Вы уже читали, куда ходили пить россияне в XIX веке и в начале XX века. Сегодня VATNIKSTAN продолжает цикл Алексея Киреенко об истории отечественных питейных заведений. На очереди — 1920‑е годы.
Отмена сухого закона
Пивные для пролетариата
Питейный нейминг 1920‑х годов
Тревожный НЭП
Заведения новой эпохи
Новая антиалкогольная кампания
Алкоголь в деревне
Свёртывание НЭПа
Отмена сухого закона
Вместе с сухим законом, введённым в России в 1914 году, в русском языке впервые появляется термин «самогон». По одним сведениям, название незаконного кустарного крепкого алкоголя пришло с введением царской монополии в конце XIX века. По другим — термин «самогоноварение» впервые появился в декретах Временного правительства. В изданном в 1924 году сборнике «Преступный мир Москвы» можно обнаружить:
«Самогонщики и самогонка — термины сравнительно недавнего происхождения».
Арест самогонщиков в Красноярске. 1925 год
Строительство нового мира после революции предполагало радикальное искоренение всех буржуазных пережитков. С этой точки зрения Ленин считал вполне необходимым принуждение в целях достижения социального блага. С началом НЭПа он по-прежнему оставался решительным сторонником ликвидации алкогольного производства и торговли. Водка, наравне с религией («духовной сивухой»), оставалась для Ленина до конца его жизни символом страшного и недопустимого зла.
Реальное положение дел оказалась сложнее. С началом НЭПа разрешение частного предпринимательства и торговли и сама практика рыночного хозяйствования заставили руководство страны постепенно отойти от жёсткой антиалкогольной политики.
Торговый дом «Пассаж». Ленинград. 1924 год
Уже в августе 1921 года Совет народных комиссаров разрешил свободную выделку и продажу виноградного вина крепостью до 14 градусов, а в декабре — до 20 градусов. В конце 1922 года легальным напитком стал коньяк, в 1924 году стали возрождаться остановленные в своё время монопольные винные склады, становившиеся советскими ликёроводочными заводами. С «Московского казённого винного склада № 1» (будущего завода «Кристалл») пошли в продажу первые 30-градусные наливки и настойки.
В октябре 1925 года была восстановлена государственная монополия на изготовление 40-градусной водки. Заводская продукция тут же была окрещена «рыковкой» по имени нового главы правительства Алексея Ивановича Рыкова.
Пивные для пролетариата
Для рабочего класса открывались частные пивные, столовые, кафе и чайные. Журнал «Цирк и эстрада» сообщал, что в 1922 году только в Москве принимали посетителей более сотни пивных. Считалось, что питейное заведение станет для пролетария не банальной распивочной, а будет выполнять функции мужского клуба, где за кружечкой пенного напитка сознательные граждане неспешно смогут обсуждать текущий политический момент.
Рабочие в советском трактире. 1924 год
В первое время работы пивных с их стен на выпивающий рабочий класс взирали Карл Маркс и Владимир Ленин, но с августа 1924 года портреты вождей были убраны. Им на смену пришли плакаты и лозунги, призывавшие пролетариат не забывать о моральном облике: «Лицам в нетрезвом состоянии ничего не продаётся», «Если хочешь быть культурным, окурки и мусор бросай в урны», «Пей, но знай меру, в пьяном виде ты можешь обнять своего классового врага».
Какое-то время в прессе, особенно в фабрично-заводских газетах, появлялись статьи, пытавшиеся облагородить дух советских пивных. Рабкоры и профессиональные журналисты с умилением писали, что за кружкой пива рабочие обсуждали положение братьев по классу в Англии, Китае, дискутировали по вопросам существования бога. Это рассматривалось как своеобразное доказательство высокого уровня политической сознательности пролетариев. Попытки совместить просветительскую деятельность с торговлей спиртным высмеивал в фельетонах молодой Михаил Булгаков («Библифетчик» и другие).
— Вам воблочку?
— Нам чиво-нибудь почитать.
— Чего прикажете?
— Ну, хоша бы Гоголя.
— Вам домой? Нельзя‑с. На вынос книжки не отпускаем. Кушайте, то бишь читайте, здеся.
— Я заказывал шницель. Долго я буду ждать?!
— Чичас. Замучился. За «Эрфуртской программой» в погреб побежали.
Пивной зал Красный пекарь 2‑й кооперативной артели инвалидов. Омск. 1922 год
Любопытно отметить, что эти идеи повлияли на некоторых более поздних западных исследователей. В 1970‑е годы в американской историографии можно было встретить суждение о том, что русская пивная, как аналогичные заведения в Германии, была местом политического образования рабочих.
Идеологической сплочённости вокруг пивных в России так и не случилось, однако народ всё равно охотно шёл внутрь. Ведь именно здесь можно было поговорить по душам, укрыться от коммунальных склок, не опасаться окрика начальника или сварливой жены. Особо популярные заведения работали почти круглосуточно.
«Пьют, не отходя от магазина». Брэнсон Деку. 1932 год
Питейный нейминг 1920‑х годов
Показательными будут воспоминания советского историка Николая Полетики о 1920‑х годах:
«Бичом быта было пьянство. На людных улицах располагалось по нескольку пивных: за „Старой Баварией“ следовала „Новая Бавария“, за ней „Калинкин“, за „Калинкиным“ — „Вена“, за ней „Новая Вена“. Они улавливали прохожих. Из пивных неслись пьяные крики и песни, играла гармонь».
Производители, учитывая конъюнктуру эпохи, политически грамотно давали своей продукции названия «Стенька Разин», «Красная Бавария», «Октябрьское».
В оформлении алкогольной рекламы участвовали и известные художники. Так, авторами знаменитого плаката о том, что «Трёхгорное пиво» лучше самогона и ханжи (крепкий кустарный алкоголь), были Маяковский и Родченко.
«Трёхгорное пиво». В. В. Маяковский и А. М. Родченко. 1925 год
Недолгая эпоха восхваления питейных заведений фабричных окраин объяснялась необходимостью противопоставить их частным ресторанам, которые посещали в основном представители новой буржуазии, высокопоставленные служащие, интеллигенция. Пьяный разгул, царивший там, описывался в советской прессе с явным сарказмом. Сатирический журнал «Красный ворон» в 1923 году писал, что для нэпманов в следующем году будут открыты новые рестораны — «На дне Мойки» и «Фонарный столб».
Тревожный НЭП
Посещение ресторанов во второй половине 1920‑х годов было удовольствием весьма дорогим. Недёшево стоили и хорошие вина, продававшиеся в специализированных магазинах, которых в Ленинграде в 1926 году насчитывалось более двухсот. Только на Невском проспекте было расположено 12 таких торговых точек.
Пивные этикетки 1920‑х годов
После официального разрешения продажи водки, вопреки заверениям из газет, было ясно, что спиртные напитки потребляют отнюдь не только нэпманы, но и рабочие. Пиво и «рыковка» были более доступны по цене и потому распространялись именно в рабочей среде. В 1930 году средняя ленинградская рабочая семья тратила на водку и пиво 2,8% своего бюджета, а в 1931 году — уже 3,5%. При этом часть бюджета на питание оставалась почти неизменной — 40,6% в 1930 году и 40,4 % в 1931 году.
В июне 1926 года появились тезисы ЦК ВКП(б) «О борьбе с пьянством», а чуть позже и специальное письмо ЦК ВЛКСМ, из текста которого видно, что бытовавшие тогда антиалкогольные настроения имели политическую направленность и характер. Злоупотребление спиртными напитками по-прежнему называлось «наследием старого быта царской России». Правда, к числу причин, толкавших людей к пьянству, были отнесены не только «буржуазная идеология», но и «нэпманская стихия».
Столовая «Боржом», где подают пиво. Никольская улица. Москва. 1930 год
Под «нэпманской стихией» в первую очередь понимались вполне определённые бытовые практики. Плюрализм повседневной жизни времени НЭПа вообще требовал большого самоконтроля. Из-за широкого выбора досуга и товаров, в том числе и алкоголя, столичный гражданин терялся. Кроме того, сама система большевистской пропаганды акцентировала внимание на этих «трудностях» НЭПа. Всё это лишь увеличивало чувство «неустойчивости жизни» и антинэповские настроения.
Заведения новой эпохи
Ленинградские нэпманы в большинстве своём были представителями дореволюционной коммерческой знати и были тесно связаны с ещё сохранившимися обломками столичной аристократии. Так писал о них в воспоминаниях следователь Лев Шейнин:
«Короли ленинградского НЭПа обычно кутили в дорогих ресторанах — „Первом товариществе“ на Садовой, Фёдоровском, „Астории“ или на „Крыше“ „Европейской гостиницы“. Здесь „короли“ завершали миллионные сделки, торговались, вступали в соглашения и коммерческие альянсы и тщательно обсуждали „общую ситуацию“, которая, по их мнению, в 1928 году складывалась весьма тревожно».
Общий зал ресторана гостиницы «Европейская». 1924 год
Ещё одним популярным питейным местом были кабаре и театры миниатюр. Их огни вновь закружились вокруг Садового кольца и Невского проспекта. Несмотря на высокие цены, эти места были всегда переполнены. Бывший москвич, художник-эмигрант Михаил Вербов вспоминал о своих молодых годах:
«Там, где нынче располагается Театр Станиславского, было кабаре „Семперантэ“. Публика там собиралась специфическая: рабочих парней в серых кепках, комсомолок в кумачовых платках не наблюдалось. Зимой в гардероб стояла очередь нэпманов в енотовых шубах с барышнями в лисьих горжетках, шляпках и облегающих платьях. Под ручку с дамами вальяжно фланировали кавалеры в щёгольских френчах и заграничных остроносых штиблетах. Большим успехом пользовались у таких посетителей всякие разухабистые песни. Их тогда звали „ростовскими песенками“ или просто уличными».
Помимо частных питейных заведений, открывались и моссельпромовские пивные. Вывески на последних писались белыми буквами на синем фоне, вывески частных — жёлто-зелёными. Если верить тогдашней частушке, то деление также шло на обычные и «культурные» пивные:
«Слышен звон серебра из кармана,
Это деньги на пьянство пойдут,
А вдали показалась пивная,
Гражданин, не причаливай тут!
Слышно хлопанье пробок от пива,
От табачного дыма туман,
А в культурной пивной так красиво:
С бубенцами играет баян!»
«Гримасы НЭПа» порождали у молодёжи упаднические настроения и грубость или увлечение «изячной жизнью» с её естественным атрибутом — выпивкой. В молодёжной публицистике тех лет с тревогой говорилось о грубости и пошлости в отношениях, проявлениях шовинизма, пьянстве, хулиганстве и прочих негативных явлениях.
Не помог и восстановленный опыт создания чайных — безалкогольных досуговых мест. Они открывались при заводах, торговых площадях, при военных частях. Большую часть населения всё же тянуло в более привычные питейные заведения.
Красноармейская чайная. 1920‑е годы
Новая антиалкогольная кампания
Влияние пьянства на производительность труда в СССР в 1927 году выражалось в красноречивых цифрах: прогулы на почве пьянства принесли 135 миллионов рублей убытка, понижение производительности труда — 600 миллионов рублей.
На XV съезде партии, на котором обозначился курс на индустриализацию и коллективизацию, уже стоял вопрос о постепенном свёртывании выпуска водки и расширении таких источников государственного дохода, как радио и кино. В директивах по составлению пятилетнего плана съезд подчеркнул необходимость повышения культурного уровня населения города и деревни как одного из условий индустриализации.
Чайная. 1920‑е годы
В это время в верхах усиливаются антиалкогольные настроения и начинается новый виток борьбы с пьянством. Одной из первых её жертв оказался Сергей Есенин. В 1927 году после публикации «Злых заметок» члена Политбюро Николая Бухарина поэта посмертно объявили главным «певцом хулиганства» в СССР:
«Есенщина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матершина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого ещё более гнусная. Причудливая смесь из „кобелей“, икон, „сисястых баб“, „жарких свечей“, берёзок, луны, сук, господа бога, некрофилии, обильных пьяных слёз и трагической пьяной икоты…»
В феврале 1928 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось ·торжественное учредительное собрание Общества по борьбе с алкоголизмом (ОБСА), основанного на базе Московского наркологического общества. Поддержку новой общественной организации оказали Московский комитет ВЛКСМ и Моссовет. Уже в первые месяцы существования ОБСА организовало более 100 специальных уличных массовых противоалкогольных демонстраций, более 60 рабочих конференций.
Активность Общества привела к массовым закрытиям пивных лавок и прочих «злачных мест». Их переоборудовали в трезвеннические столовые и чайные. Было организовано издание журнала «Трезвость и культура», который бичевал пьянство и пропагандировал здоровый образ жизни. Резкое снижение потребления пива привело к сокращению его производства и закрытию ряда крупных пивоваренных заводов в Москве, Ленинграде и других городах СССР.
Чайная времён НЭПа в Богородске. 1920‑е годы
Для оперативности и наглядности пропаганды трезвости устраивались «антиалкогольные киноэкспедиции» и поездки на «антиалкогольных грузовиках» с яркими лозунгами и проведением митингов — «Внуки Ленина пить не будут». Тогда же появились и первые фильмы на эту тему: «Косая линия», «Танька-трактирщица», «За ваше здоровье».
Развозчики пива в Грузии. 1920‑е годы
Алкоголь в деревне
В деревне государственная водка победила крестьянский самогон только к началу 1930‑х годов. При колхозной системе и больших планах государственных поставок зерна изготавливать спиртное в домашних условиях стало значительно труднее.
Свёртывание НЭПа
Поворот к установлению в стране тоталитарного режима свернул вольную Новую экономическую политику. Сталинский стиль партийно-хозяйственного руководства требовал агрессивно-нажимных способностей и безусловного проведения «генеральной линии» в любой сфере, независимо от степени компетенции. О следующем этапе жизни питейных заведений расскажем в четвёртой части.
Читайте также «Алкогольно-историческая амнезия. Утраченные дореволюционные напитки».
Поделиться
Возможен ли в России новый НЭП?
Комсомольская правда
ЭкономикаЭкономика: НЭП
Ирина БОЕВА
4 декабря 2014 16:17
Помогут ли экономике предложения президента озвученные в послании
Многие эксперты восприняли предложения Владимира Путина, озвученные в послании Федеральному собранию, как объявление новой экономической политики, по принципу НЭПа 1921 года.
Эксперты «КП» рассуждает, что для этого необходимо сделать.
Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН:
— В нынешней ситуации была бы очень актуальна реализация идеи аналогичная НЭПу. Разумеется, с учетом того,что экономика страны и ее политическая система сильно отличается от 1920-х годов. Что нужно сделать? Во-первых, изменить отношение к бизнесу. Сокращение административных барьеров. В период НЭПа это было сделано, хотя имелись сторонники и противники этой меры. Так же необходимо снижение налогового бремени на бизнес. В нынешних условиях нужно бы еще сбавить тарифы естественных монополий, которые сильно затрудняют развитие экономики. Второе, во времена НЭПа стали прислушиваться, ставить на руководящие должности в отраслях специалистов высшей категории. Нам и сейчас нужно так же поступить. Чтобы отраслями управляли не люди близкие к определенным структурам и лицам, а люди, понимающие в конкретной сфере. Нам не хватает профессионалов на местах и в центре. И третье, должна быть политическая система, при которой будет реально выполнение первых двух пунктов. Во времена НЭПа была однопартийная система и никакой демократии не наблюдалось. Но, тем не менее, основы экономической политики обсуждались в обществе, экспертами, и правящая верхушка прислушивалась к этим мнениям.
Все это реально сделать. Правда, нужно учитывать ошибки НЭПа, который очень быстро свернули.
По сути, власти неоднократно говорили о том, что России необходим экономический прорыв, а частности назывались меры схожие с НЭПом. Но пока дальше слов ничего не шло. Сейчас необходима политическая воля, чтобы воплотить это в жизнь.
СПРАВКА «КП»
НЭП — новая экономическая политика
Новую экономическую политику начали проводить с 1921 года. После гражданской войны и политики военного коммунизма экономика, да и страна в целом были в руинах. Социальная напряженность росла, население было в нищете. Необходимо было срочно реанимировать народное хозяйство.
Прежде всего, было облегчено налоговое бремя. Продразверстка в деревне (изымали 70% зерна в пользу государства) была заменена продналогом (забирали около 20%). Начали использовать различные формы частной собственности, привлекать иностранный капитал, сделали рубль конвертируемой валютой, частично разрешили свободная торговля. Постепенно отменялись государственные монополии на производство различных видов продукции и товаров. Была упрощена регистрация мелких предприятий. Проходила денационализация некоторых производств.
В стране провели две деноминации. 1 миллион был приравнен в 1 рублю. Активно выдавались долгосрочные кредиты.
За годы НЭПа удалось восстановить экономику страны. Юридически законы НЭПа были отменены только в 1931 году, но фактически свободу из экономики вытеснили уже в 1928 году.
ВОПРОС ДНЯ
Как вам новая экономическая программа?
Максим СТАРОСТИН, председатель Ассоциации предпринимателей Нижнего Новгорода:
— Новая экономическая программа — вынужденная мера. Но при этом шаг хороший. Сейчас предприниматели вынуждены жить одним днем, это неправильно — человеку нужно дать возможность планировать на десятилетия.
Сергей НЕВЕРОВ, вице-спикер Госдумы:
— Самый важный посыл президент дал тем, кто сегодня работает на госслужбе: хватит жить в повестке нулевого роста! У России сегодня есть все ресурсы, чтобы развиваться, но для этого каждый чиновник должен изменить свой подход к работе. Не надо оправдывать санкциями свою плохую работу, эти отговорки не принимаются.
Юнус-Бек ЕВКУРОВ, глава Ингушетии:
— Экономическая программа, которую предложил президент Путин, не терпит раскачки, не требует какой-то расшифровки, особых инструкций. Поэтому уже сегодня надо за нее браться. Сказано же — предпринимателей не кошмарить! А контролеры не должны делать бизнес на своих проверках. Да, они могут остаться без дела. Но мы найдем, чем им заняться.
Александр ЦИПКО, политолог:
— Снова находясь в конфронтации с Западом, Россия заявляет о своей приверженности западным ценностям в экономике. Оживить активность людей, заинтересовать их в результатах своего труда — эти задачи придется решать в непростой международной обстановке. Но и другого выхода у нас тоже нет.
Арас АГАЛАРОВ, президент компании «КРОКУС»:
— Если то, о чем говорил президент, войдет в жизнь — полная амнистия капиталов, возвращающихся в Россию, введение надзорных каникул для малого бизнеса, когда компании с хорошей репутацией не будут проверять в течение трех лет, — бизнесу станет дышать легче. А значит, и новые рабочие места появятся, и отечественных товаров станет больше.
Андрей ВАЩЕНКО, уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Волгоградской области:
— Наконец-то обратили внимание на малый бизнес — не с точки зрения формирования бюджета, а занятости и самозанятости. А налоговые каникулы снимут страхи у тех, кто готов работать, но боялся.
Александр РАЗУВАЕВ, директор департамента компании «Альпари»:
— Валютным спекулянтам намекнули — хватит играть на рубле. Думаю, это немного охладит их пыл. Амнистия капитала тоже давно назрела. Во-первых, потому что нашим капиталам сейчас не очень хорошо за рубежом. Во-вторых, потому что, кроме государства, крупных инвесторов внутри страны почти нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава РСПП Александр Шохин: «НЭПа, слава богу, не будет!»
Предприниматели восприняли на «ура» инициативу президента снизить число различных проверок
Представители бизнес-кругов после оглашения Послания федеральному собранию активно обсуждали предложения президента по ослаблению давления на предпринимателей. При этом бизнесмены признались, что очень боялись объявления Владимиром Путиным новой экономической политики в стране (читайте далее)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Кризис ножниц – цифровое путешествие по России 20-го века
Новая экономическая политика (НЭП) была введена в 1921 году Владимиром Лениным как попытка большевиков восстановить и возродить российскую экономику после многих лет военного коммунизма. Военный коммунизм был экономической политикой во время Гражданской войны в России с 1918 по 1921 год, и его главная цель заключалась в том, чтобы позволить Красной Армии участвовать в гражданской войне и победить в ней. Согласно 17 моментов советской истории , Зигельбаум отмечал, что НЭП был посвящен «восстановлению связи (смычки)» между сельскохозяйственным и промышленным производством на основе рыночных отношений. Однако раздражительность низовых чиновников при ограниченном энтузиазме наверху привела к непоследовательному проведению нэпа в различных частях страны, что привело к краткосрочному экономическому облегчению разрушительных экономических кризисов в регионах.
Грегори Фриз в своей книге « Россия: История » отмечал, что в 1921 году Россия столкнулась с почти полным экономическим коллапсом: «валовая продукция промышленности упала менее чем на одну пятую от уровня до Первой мировой войны, производство в некоторые отрасли, такие как текстильная, составляли лишь одну десятую» (322). Эта нехватка привела к голоду и эпидемиям. К 1922 году гиперинфляция подняла цены (особенно на сельскохозяйственную продукцию) до астрономических высот. В ответ «правительство создало новую валюту, обеспеченную золотом, червонец. Эта жесткая денежная политика вызвала трудности с выплатой заработной платы на многих фабриках, вызвала забастовки и беспорядки» (Freeze, 322).
К 1923 году разразился знаменитый «Кризис ножниц» как экономическая проблема, полностью изменившая соотношение цен предыдущего года. В сущности, «земледелие теперь начало восстанавливаться быстрее, чем промышленность» (Фриз, 322). Еды не было в изобилии, но нехватка уже не была отчаянной ситуацией. Поставка сельскохозяйственной продукции «опередила производство промышленных товаров; в результате индекс промышленных цен в 1923 г. поднялся до уровня, в три раза превышающего сельскохозяйственные цены» (Фриз, 322). НЭП «тянул государство и общество в противоречивых и часто противоречащих друг другу направлениях» (Фриз, 326). Мнения большевиков о том, как решить проблему, разделились. Орландо Файджес отмечал, что «левые в партии выступали за сохранение низких цен на сельскохозяйственную продукцию и забирали зерно силой, когда это необходимо для увеличения промышленного производства, в то время как правые выступали за то, чтобы платить крестьянам более высокие цены за их продукты питания, даже если это влекло за собой замедление снизить темпы накопления капитала для индустриализации, чтобы сохранить рыночный механизм как фундаментальную основу отношений государства с крестьянством». Хотя НЭП покончил с откровенным голодом, он не искоренил лихолетья. Это также «возобновило социальные антагонизмы: большинство русских все еще боролись за существование, в то время как частные торговцы — нэпманы — часто получали непомерные прибыли и вели образ жизни, подозрительный к потреблению» (Freeze, 326).
График иллюстрирует рост и снижение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Поскольку сельскохозяйственное производство быстро росло, цены на продовольствие падали. Напротив, нехватка промышленных и промышленных товаров вызвала рост цен на них. На графике «эти цены — указывающие на рост промышленных цен и падение цен на сельскохозяйственную продукцию — напоминали ножницы, отсюда и название» (Freeze, 322). Этот увеличивающийся разрыв между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию привел к опасениям горожан по поводу «зерновой забастовки».
Историк Джеффри А. Хоскинг резюмирует реакцию правительства на «кризис ножниц»:
«В 1923 г. экспорта, что привело к росту цен на продовольствие. Таким образом, он восстановил некоторое равновесие торговли между городом и деревней за счет городских потребителей… Но не было заложено основы для долгосрочного роста, а членам партии были даны экономические причины для недовольства НЭПом в дополнение к политическим. ”
Последствия «кризиса ножниц» сильнее всего ощутили простые россияне, особенно крестьяне, «которые мало получали в обмен на излишки продовольственного урожая и не могли позволить себе покупать промышленные товары». Экономический «кризис ножниц» обострил оппозицию нэпу и привел к дальнейшему разоблачению его хрупкости, что предполагало несовместимость частного сельскохозяйственного и промышленного секторов и (возможно, более долгосрочное значение) усилило хронические страхи перед кулаком» (Freeze, 322-323).
Другие ссылки:
Фриз, Григорий Л. Россия: История . Oxford University Press, 2009.
Взгляд в будущее России и… – Mehring Books
Е. А. Преображенский
7,95 3,98
Преображенский был выдающимся экономистом-большевиком, который в критический период поддержал борьбу Троцкого против бюрократического вырождения Советского Союза. Эта книга, написанная после принятия НЭПа в 1921, анализирует присущие ему опасности. Это значительный вклад в политическую экономию и проблемы социалистического планирования.
Доступность:
В наличии
От нэпа к социализму: взгляд в будущее России и Европы количество
Добавить в Мой список желанийУдалить из списка желаний
Добавить в Мой список желаний
Посмотреть всю информацию о публикациях ›
Часто покупают вместе
27,9 $5
Добавить 3 товара в корзину
Описание
Э. А. Преображенский
Дополнительная информация
Преображенский был выдающимся экономистом-большевиком, который в критический период поддержал борьбу Троцкого против бюрократического вырождения Советского Союза. В этой книге, написанной после принятия новой экономической политики в 1921 году, анализируются присущие ей опасности. Это значительный вклад в политическую экономию и проблемы социалистического планирования.
См. также
- «Социализм в одной стране» и советские экономические дебаты 1920-х гг. — Часть 1
- «Социализм в одной стране» и советские экономические дебаты 1920-х гг. — Часть 2
Е.А. Преображенский (1886-1937) – видный большевик и экономист, член левой оппозиции. Он вступил в Российскую социал-демократическую партию в 1903 году и изучал право с 1907 по 1908 год в Московском университете.
От 1917-1918 Преображенский был кандидатом в члены ЦК большевистской партии, а с 1920-21 гг. занимал должность секретаря этого руководящего органа. Он был одним из редакторов «Правды » и в соавторстве с Бухариным написал знаменитую « Азбуку коммунизма ». С 1923 по 1927 год Преображенский был одним из лидеров Левой оппозиции во главе с Львом Троцким.
Как экономист выступал против взглядов Бухарина, главного экономиста-теоретика в сталинской фракции партии. В 1926 декабря Преображенский написал крупный теоретический труд « Новая экономика ».
В 1927 г. исключен из партии, в 1928 г. отправлен в ссылку. Летом 1929 г. капитулировал вместе с другими ведущими левыми оппозиционерами. Восстановленный в партии в 1930 г., в течение 1932 г. Преображенский работал в Наркомате легкой промышленности.
В 1933 г. повторно арестован за принадлежность к подпольной оппозиционной группе И. Н. Смирнова и приговорен к трем годам ссылки. Затем последовал процесс отречения, восстановления, высылки и повторного ареста. Преображенский был приговорен к расстрелу 13 июля 19 г.