Содержание
Волколак. Мифы русского народа
Волколак
Волколак (волкодлак, вовкулак ) — это человек-оборотень, с помощью колдовства превращающийся сам или превращенный другими на определенный срок в волка, но сохраняющий разум. Любое оборотничество — это не что иное как перемещение из человеческого мира в иной, нечеловеческий. Представления об оборотнях очень древние. В «Слове о полку Игореве» упоминается князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в таком виде достичь Тьмутаракани, «великому Хорсу волком путь перебегая». В древнерусском памятнике за 1282 г. говорится о волкодлаке, который гонит облака и изъедает луну [182]. Славянское слово волко(д)лак не имеет однозначного толкования. По наиболее распространенной версии, оно является сложением двух слов: волк и сербского длака «шерсть, шкура».
Волколак чаще всего выглядит как обычный волк, и только некоторые особенности выдают в нем оборотня. По русским поверьям, у волколака суставы на задних ногах повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Белорусы считают, что у оборотня — человеческая тень. В момент превращения руки волколака обрастают шерстью и становятся звериными лапами, он встает на четвереньки, а вместо человеческого голоса издает волчий вой.
В волколаков оборачиваются ведьмы и колдуны, чтобы причинять зло людям. Это можно сделать несколькими способами. Один из них — перекувырнуться через несколько (чаще всего два, три или девять) ножей, воткнутых в землю острием вверх. Чтобы снова принять человеческий облик, колдун должен перекувырнуться через эти же ножи, но в обратном порядке. Если же за время его отсутствия кто-нибудь заберет ножи, то колдун так и останется в волчьей шкуре.
…
Возвращались два брата с поля домой. «А что, Грицко, очень ли ты боишься волков?» — спрашивает старший брат младшего. «Не знаю, я их сроду не видел», — отвечает брат. «А вот сейчас увидишь». Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувырнулся между ними через голову. Не успел Грицко и рта раскрыть, как из-за могилы показался большущий волк. Испугался Грицко, бросился за могилу, где скрылся его брат, но вместо брата нашел только два ножа, воткнутые в землю. Выдернул он ножи и бегом пустился домой, потому что за ним бежал волк, жалобно воя. Люди часто стали встречать около села странного волка — тощего, со слезящимися глазами. Раз ночью страшный лай собак разбудил Грицка. Вышел он из хаты, видит — сидит в углу хлева волк, а на него собаки бросаются. Вслед за сыном вышел и отец, который быстро сообразил, что это за волк. Подошел к нему, схватил за шиворот и сильно встряхнул. Шкура на волке треснула, и из нее вылез его старший сын. Когда уже все сидели за столом, мать спросила его: «Сыночек, что же ты ел, когда волкулаком был?» — «Облизывал на деревьях те места, за которые люди брались руками, только этим и жил».
Превратиться в волка колдун мог и другими способами: кувырканием через плетень или перекресток, через осиновый пень, пролезанием через хомут или перешагиванием через положенный под порогом пояс ведьмы. Или так: человек должен раздеться донага или заменить свою одежду ветхой, рваной в знак приобщения к иному миру.
Колдун, превратившись в волка, может нападать даже на своих близких. На Украине часто рассказывают былички о муже-волколаке, который в урочный час превращается в волка и нападает на свою жену.
…
Жили муж и жена. Хорошо жили, только муж временами исчезал, ничего не говоря своей жене. Поехали они однажды сгребать сено. Вот работали, работали. Наступил полдень. Муж и говорит жене: «Я должен отлучиться ненадолго. А ты залезай на копну и возьми в руки кнут. Если на тебя вдруг нападет волк, бей его этим кнутом». Сказал муж и ушел в ближайшую рощу, а жена залезла на копну, взяла в руки кнут и стала ждать мужа. Прошло несколько минут, вдруг из рощи, где только что скрылся ее муж, выбежал волк и набросился на женщину. Она его бьет кнутом, а он схватил ее за платье зубами и тянет с копны. Еле-еле она отбилась. Убежал волк назад в рощу. Посмотрела женщина — а у нее кусок подола вырван. Через какое-то время возвратился ее муж. Она ему стала рассказывать, как на нее волк нападал, как она от него кнутом отбивалась и как он вырвал и нее кусок платья. Муж ничего не сказал, догребли они сено, погрузили на телегу и поехали домой. А вечером, за ужином, муж начал ей что-то смешное рассказывать и рассмеялся, она посмотрела — а у него между зубов застрял кусочек от ее платья. Тогда она и поняла, кто был этим волком.
Человек может стать волколаком и не по своей воле, а по злому умыслу колдуна, который насылает ворожбу по ветру или выливает под ноги человеку отвар из липового лыка, или наводит порчу другим способом. Представления о том, чем занимаются и как ведут себя волколаки, двойственны. По одним поверьям, человек, насильно обращенный в волколака, испытывает страх и отчаянье, он не нападает ни на людей, ни на скот и опасен только для того, кто обратил его в волколака. По другим представлениям, волколаки поступают в услужение к волкам и обязаны по их приказанию нападать на скот, а добычу приносить своим хозяевам. Волколак не может есть сырое мясо, он пытается его жарить на углях, оставшихся от пастушьих костров. Он вынужден питаться кореньями, лесными ягодами, красть хлеб у пастухов и жнецов.
Часто верят, что колдун способен со зла превратить в волков целую свадьбу с женихом, невестой и гостями. Для этого он берет столько ремней, сколько в свадьбе участвует человек, нашептывает на них заговор и опоясывает ремнями участников свадьбы или же кладет наговоренный пояс под порог, через который переступают молодые и их родственники. Переступившие через такой пояс, тотчас превращаются в волков и остаются в волчьем обличье до тех пор, пока этот пояс не истлеет. Свадьба, обращенная волками, так и бегает по полям и лесам, пока не найдется знахарь, который поймет, что это оборотни, и с помощью заговоров спасет их. Узнать свадьбу, обращенную в волков, можно по тому, что у сватов поверх шкуры остаются повязанные белые и красные рушники, у невесты — ленты, а у жениха — букетик цветов. Вот как об этом говорит донское предание.
…
В одной из донских станиц проживал богатый казак, и была у него красавица дочь Маша. Влюбился в Машу безобразный сын ведьмы и стал свататься за нее. Старый казак выгнал ведьму, пришедшую сватать своего сына. «Постой же, старый хрыч, не видать тебе твоей Машки замужем!» — напоследок сказала ведьма. Через несколько недель Маша была просватана за сына сотника. Все шло благополучно. Но когда молодые стояли под венцом, кто-то заметил старую ведьму, она копошилась на перекрестке. По окончании венчания сказали об этом дружке, но он не обратил внимания. Как только свадебный поезд въехал на перекресток, молодые внезапно превратились в волков и убежали в лес, а на перекрестке оказался нож, воткнутый в землю острием вверх. Затужил старый казак и послал за сыном. Приехал молодой казак, узнал, что случилось, засел ночью около изгороди, подкараулил ведьму и схватил ее за волосы. «Дай слово, что не убьешь меня, если я скажу тебе способ превратить их снова в людей». Молодой казак обещал. Тогда ведьма подала ему клок своих волос и сказала: «Заряди ружье этими волосами, найди свою сестру и зятя и выстрели в них. Как грохнет выстрел, они снова станут людьми». Молодой казак все так и сделал, и молодые снова превратились в людей. А станичники сожгли ведьму в ее собственном доме.
В волколака колдун может превратить собственного сына.
…
Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком.
Иногда считается, что способность к оборотничеству предопределена судьбой. На Украине, например, верили, что волколаками становятся люди, зачатые под Пасху или рожденные женщиной от связи с волком; на Русском Севере — те, кого прокляли родители, а белорусы полагали, что в волколаков превращаются преступники. Волколаком может обернуться тот, кто родился в «злую» минуту, а также дети родителей, нарушивших ритуальные запреты: работавших в праздник или зачавших ребенка в день, когда супружеские отношения запрещены. Такой человек помимо своей воли в определенные моменты (чаще всего по ночам) превращается в волка и нападает на людей. В Полесье об этом рассказывают так.
…
Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу. Но если кто назовет такого волка по имени, то он снова превращается в человека.
В праздник Зачатья св. Анны (22 декабря ст. ст.) работать нельзя. Вот в одной семье работали в этот праздник. У них сын родился. А сын превратился в волка. Днем он — как человек, все делает, работает, а ночью никто не знает, где он. Отец решил проследить, пошел за ним следом, а он пришел на поле, свистнул, и волки собрались. И он пошел с волками. Утром домой приходит. Отец ему говорит: «Что же ты такое делаешь, ведь мать плачет!» А он потому такой, что мать работала в праздник св. Анны.
Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком. Отец спросил, почему они две подводы пропустили, а на третью напали. Волколак ответил, что люди на первых двух подводах перекрестились, а волколаки креста боятся. А на третьей человек ехал, мешки с пшеницей вез на мельницу молоть. Дома он пьяный был, а жена ему и сказала: «Чтоб ты поехал, и чтобы черти тебя смололи, чтобы я тебя больше не видела и не слышала». На нем креста не было, вот мы его и разорвали. Рассказал он все и пошел из дому. Где он делся, никто не знает.
Расколдовать волколака — значит разорвать символические путы, удерживающие его в зверином состоянии. Для этого нужно, например, сорвать с его шеи цветную ленту. Или же поступить так, как советует украинское поверье.
…
Как увидишь стаю волков с белыми рушниками через плечо, бери икону, восковую свечку, хлеб и иди навстречу, а подойдя поближе, постели рушник, поставь икону, засвети свечку и положи хлеб, а перед рушником воткни нож и скажи: «Просим вас до хлеба-соли и до святой иконы. Отверни тебя Господи и очисти тебе тело святыми молитвами». Тогда дружка подойдет к ножу, перекувырнется через него, а за ним и все остальные. И они снова станут людьми.
Надежных оберегов от превращения в волколака очень мало. Поскольку такая опасность особенно часто угрожает молодым на свадьбе, то защита от нее возлагается на старшего дружку, который должен знать специальные приговоры. Если ведьма, желая превратить участников свадьбы в волков, скажет: «Сватки, сватки, чтоб вы позадирали хвостки!», дружка должен немедленно ответить: «А ты, баба, молчи, иди лучше пятками печь толки!»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Шляхтич Завальня. Волколак
– Не всё нам выпадает повидать в жизни, но расскажу о том, что слыхивал от моего соседа про несчастного человека, которого чаровник превратил в волка и который много лет мучался, бродя по лесам.
В одной деревне недалеко от города Невеля жил селянин; мои соседи хорошо его знали, да и другие про него помнят, звали его Марка; удивительная выпала ему жизнь; никогда не видали его весёлым, всегда был хмурым и встревоженным, будто что-то потерял; любое общество было ему не по душе. Когда люди шли на ярмарку погулять, поплясать или собирались повеселиться в корчму в свободные от работы дни, так он всегда либо оставался дома один, либо бродил где-нибудь в поле, грустный и задумчивый.
Кое-кто допытывался у него, что тому причиной, и Марка всегда отвечал:
– Много я страдал, ничто меня уже на свете не занимает. Умер я для мира.
Сосед мой был с ним в тесной дружбе, и тот однажды рассказал ему про свою жизнь:
– Были времена, когда и я был весел; ни одна забава, ни одна ярмарка не проходили без меня; в голове у меня были лишь игры да пляски; но так продолжалось не долго. Познакомился я с Алёною. Пригожая была девушка, дочка богатых родителей. Нравилась она мне больше всех иных девчат, которых я знал; старался я почаще видеться с нею, бывать в доме её родителей, показывая каждый раз мою симпатию к ней. Она проявляла ко мне взаимность, и это стало причиной моего несчастья.
Многие добивались руки Алёны, а всех их превосходил Илья. Он обо всём в деревне выведывал и докладывал пану, за что снискал его милость. Пан ему всегда больше дозволял, чем другим; в любую пору имел он право ловить рыбу в панских озёрах, за дёшево покупал скот и с прибытком продавал другим; его часто посылали в город за разными покупками для имения, и при каждом удобном случае он откладывал что-нибудь в свой карман. И так, жульничая в торговле и обкрадывая пана, сделался он богатеем; было у него много приятелей и в имении его ценили, ибо пан считал его самым верным слугою, любил и верил ему больше, чем остальным.
И вот, будучи уверенным в себе, сватается он к Алёне, но сваты вернулись ни с чем, ибо она открылась родителям, что не хочет идти за него замуж.
Илья, получив такой ответ, говорит:
– Не Алёнина воля, а панская. Что не захотела делать по просьбе, сделает по указу.
Пошёл в имение и добился своего – приказали Алёне идти за него замуж.
Соседи, которые знали про мою любовь к Алёне, встречали меня глумливым смехом, издевались над моей непонятливостью, безрассудной любовью и отвагой, с которой хотел я всех, даже богатеев, обойти и добиться руки Алёны. И не раз, выведенный из терпения их едкими шутками, отвечал я, что недолго Илья будет пользоваться расположением пана, а деньги, скопленные обманом да воровством, будут не в корысть, и Алёна была б более счастлива, кабы вышла замуж за человека хоть и бедного, но доброго.
Прослышал Илья, что про него такое говорят, и пообещал отомстить, как только выпадет случай.
Приближался день свадьбы; родители Алёны, зная про мою любовь к их дочке, сказали мне, что волю панскую переменить невозможно, хоть она и несправедливая и немилосердная; просили, чтобы смирился с судьбой, оставался им другом и пришёл на свадьбу. Хоть и неохотно, но согласился я на это.
Свадьба была шумная, гостей больше, чем на ярмарке – молодожёны оба богаты. Собрался люд со всей околицы, в нескольких местах под открытым небом пели и плясали, играла музыка. Алёна была богато одета, все её поздравляли, желая счастья и вечной радости. Сам пан приехал на свадебный пир. Илья угощал его; пан беседовал с ним, прогуливаясь между веселящимися гостями. Молодожён приметил меня в толпе гостей; я стоял опечаленный, ибо меня тут не только ничего не радовало, а наоборот, всё это веселье наводило тоску; он глянул на меня со злобной усмешкой и пошёл с паном дальше.
Через некоторое время подходит ко мне дударь Артём, человек уже в пожилом возрасте, и говорит:
– Что загрустил? Выпей со мною водки и будешь веселиться, как и прочие, – взял меня за руку и тянет к столу, где стояли полные бутылки и закуски. Не отказался я от его любезности. Выпили мы по две рюмки водки. И тут кто-то незнакомый, глядя на меня сбоку, произнёс с усмешкою:
– Ну теперь-то он попляшет!
Артём сразу оставил меня, взял свою дуду и начал играть, а на меня напала ещё большая тоска.
Не много прошло времени, как подходит ко мне мой сосед и, глядя мне в глаза, говорит:
– Что с тобой? Почему твой взгляд такой страшный, будто у зверя какого?
Другой добавил:
– А и вправду – у него глаза светятся, как у волка.
И остальные, что стояли рядом, повторили то же и со страхом глядели на меня.
Не знаю, что делалось со мною, я весь задрожал. Казалось, что эти люди желали мне зла.
Алёна, стоя неподалёку, разговаривала с матерью; посмотрела она на меня и от страха закричала:
– Ах, что с ним деется! Глянь, мама, какие страшные у него глаза, пусть бы шёл себе домой.
Услышал я эти слова Алёны, и меня будто громом ударило; потемнело в глазах, я будто обезумел; бросаю пир и, не зная, куда податься, бегу по дороге. Навстречу мне женщина ведёт за руку маленького ребёнка.
– Ах, не гляди на моё дитя! – кричит она мне. – Ты погубишь его своим страшным взором!
Убегаю от перепуганной женщины и несусь домой. Подбежал к своей хате, собака моя не узнаёт меня. Хочу успокоить её, что-то сказать ей, но не могу и слова вымолвить, лишь стон, похожий на вой, вырвался у меня из груди. Меня охватил страшный ужас. Батрак моего соседа посмотрел на меня с удивлением.
– Что с тобой? – говорит. – Твоё лицо и руки обросли шерстью!
Посмотрел я на себя, обезумев, бросаю свой дом и бегу в поле. Скот, что пасётся там, убегает от меня, собаки кидаются, и я скорее прячусь в лесу.
Бегу через боры, дикие дебри и, обессилев, падаю в тени густых елей; тут, оглядев себя, вижу, что руки и ноги мои уже превратились в волчьи лапы; хотел заплакать над своим горем, но лишь страшный вой вырвался из моей груди.
Бродил я по горам и лесам в обличьи страшного зверя. Мысли и чувства мои остались человечьими, я помнил о прошлом и, раздумывая о своём нынешнем состоянии, мучил себя лютым отчаянием, не зная, будет ли когда-нибудь конец этому несчастью. Искал в кустах птичьи гнёзда, ловил зайцев и других мелких зверей, это и была моя пища. К человеческому жилью не подходил, ибо знал, что все люди мне враги и всегда будут рады прервать мою жизнь. Однако и вред им причинять я не хотел.
Не раз в воскресные дни слышал я из ближнего леса звон церковных колоколов и воем молил Бога, чтоб смиловался над моей судьбой. Много раз тёмной ночью хотел я подойти к церкви, но собаки, выбегая из деревни, отгоняли меня, а иногда слыхал даже крики людей и выстрелы. Тогда бежал что есть мочи в лес, чтоб укрыться от напасти. Каждое утро я приветствовал солнце своим воем и просил у неба пропитания на новый день.
Осенней порой холодными ночами и во время проливных дождей прятался я, дрожа, где-нибудь под густой елью; шум ветра погружал меня в печальные воспоминания о былом. Зимой часто по несколько дней оставался я без еды. Измученный голодом, терпя страшный холод, бродил я по полям, лишь бы найти хоть что-нибудь съестное. Отдых мой всегда был краток, и во сне мне неизменно грезилось былое – родительский дом, товарищи моей юности и соседи, с которыми жил в дружбе; то минувшее время, когда впервые ощутил я любовь к Алёне, наши игры и беседы, её весёлый взгляд, её высокая фигура в богатом наряде, цветы на её голове. Всё это видел я во сне, будто наяву. Порой я видел её встревоженной: она убегала от меня либо со страшным испугом гнала меня прочь от себя, как когда-то на свадьбе, когда подговорённый Артём напоил зачарованной водкой. И после такого жуткого сна я вскакивал, весь дрожа.
Несколько лет провёл я в таком горестном состоянии. Во мне начала расти ненависть к людям. Я думал про их лицемерие, несправедливость и злобу к своим собратьям. Решил я вредить им во всём, как они при каждом удобном случае вредят друг другу, лишь бы только иметь какую-либо корысть. Нападал на их скот и домашнюю птицу, когда только можно было, и истреблял подчистую.
Однажды, помню как сейчас, была весна, зеленел лес, дни стояли ясные и тёплые. Я крался краем леса к деревне, где жил Артём. Вижу: на пригорке ходят пастухи возле скотины, Артём пашет поле, а неподалёку от кустов маленькая девочка пасёт гусей. Он подзывает её к себе, называя Ганкою. Посылает он её домой, но девчонка скоро вернулась и снова пошла к гусям.
Я понял, что это его дочка. Пока смотрел я из чащи на неё и отца, запылал во мне гнев мести. Артём, негодный человек, довёл меня до такого состояния, что влачу несносное существование в обличии страшного волка. Пусть же и он поплачет над утратой своего дитя! Выскакиваю из леса, хватаю девчонку. На дочкин крик бежит отец и в отчаянии зовёт на помощь. Слышу голоса пастухов, собаки напали на меня, рвут зубами до крови. Но ничто не могло меня остановить. Быстро скрываюсь в бору, уношу свою добычу всё дальше и дальше в лесную глушь; и там, откуда она уже не сможет найти дорогу домой, бросаю её. Девочка долго лежала без памяти, а когда пришла в себя, стала кричать отчаянным голосом, блуждая по лесу. Её стенания и плач без толку тонули среди густых сосен и елей, и я, тешась своей местью, покинул её в лесных дебрях.
Ушёл от того места, где осталась эта несчастная жертва моей злости. Только не долго тешила меня эта месть. Когда миновал мой гнев, пришла мысль, что Ганка, бедное дитя, страдает без вины. Захотел я вернуться за нею, но нигде не смог её найти; глухо было в лесу, и голоса её уж было не слыхать.
Напала на меня несносная тоска; понял я, что месть не способна облегчить страданий. Куда бы ни направился, всюду меня преследовали отцовское отчаяние, плач похищенной дочки и казалось, будто собаки повсюду гонятся за мною и ранят до крови своими зубами. Бежал я из одного леса в другой, но нигде не мог найти покоя; сон совсем оставил меня, ибо и в часы отдыха всегда звучал в моих мыслях отчаянный голос отца, плач дочки, и собаки рвали моё тело.
Однажды увидел я нескольких селян, с которыми когда-то был знаком. Укрывшись от полуденного зноя, сидели они в тени деревьев, а неподалёку паслись выпряженные из возов кони. Подкрадываюсь я к ним и, затаившись в кустах, слушаю, о чём они говорят между собой. И слышу, как один из них говорит про меня:
– Где же теперь бродит Марка в облике волка? Жалко этого человека, сколько лет уже минуло, как приключилось с ним несчастье. Вот если б он набрёл на чаровницу Аксинью! Говорят, она легко превращает людей в животных и снова возвращает им прежний облик. Не знаю, где она живёт, но слыхал, что недалеко от этих гор и лесов.
Обрадовала меня такая новость; решил обойти все леса и горы этого края, лишь бы только найти жилище Аксиньи. Несколько ночей и несколько дней бродил я без отдыха по диким борам. С вершин высоких гор осматривал безлюдные места, надеясь, что где-то там прячется её одинокий приют.
Однажды ранним тихим утром выбегаю из леса на поляну. Вижу на траве кошку, шея и лапки белые, спинка в светлую и тёмно-серую полоску, глазки шустрые; прыгает она и ловит лапками бабочек на цветах. Долго глядел я из кустов на её озорные игры и прыжки. Наконец захотелось мне схватить её, бросаюсь… но она легко, словно ветер, отскочила от кустов и бежит на пригорок. Догоняю, и уже вот-вот хотел схватить, а она оборачивается сорокой и летит над самой землёй. Преследую её дальше и вдруг вижу одинокий домик. Сорока села на крышу и снова превратилась в кошку. Смотрю – повсюду множество кошек различных мастей: кошки на крыше, кошки на окнах, кошки во дворе, везде кошки.
Я понял, что тут жилище чаровницы Аксиньи. Долго стоял и думал, идти ли к ней? В волчьем обличии она меня не примет, надо встретиться с нею где-нибудь на подходе, покорно упасть в ноги и умолять смилостивиться над моею судьбой. Спрятался я среди сухих веток и стал ждать удачного момента.
Солнце скрылось за леса и горы; край дремучего леса уже покрыл вечерний сумрак, а неподалёку на воде озера, окружённого густым лозняком, ещё играли отблески света. Вижу – все кошки, из дома, с крыши, со двора бегут на луг, срывают зубами какую-то травку, тут же превращаются в девушек и рассыпаются между кустами. Одни поют песни, пляшут, другие собирают цветы и плетут венки. Бегу и я на этот луг. Нахожу ту травку, цвела она мелкими голубыми цветочками; как только сорвал её и проглотил, сразу же вижу себя в человеческом облике. В несказанной радости вступаю в круг ветреных русалок, бегаю с ними, пляшу, веселюсь, совсем забываю про своё несчастье.
Эти игры и радость продолжались допоздна. Умолкли все птицы в лесу, слышны были лишь крики неясытей. Прилетела сова и, сидя на крыше дома чаровницы, сверкала глазами, хохотала и плакала, будто дитя. Тут вдруг лес зашумел, вода в озере начала плескать о берег, [1] русалки закричали: «Полночь! Полночь!», и тут же все превратились в кошек и побежали на Аксиньин двор. Одни вскарабкались на крышу, другие через окно запрыгнули в хату. А я, снова в облике волка, побежал в лес, лёг под густой елью и размышлял об этом происшествии, жалея, что превратился в человека так ненадолго. Решил остаться тут и хоть на короткое время забыть о своём несчастье.
На другой день дождался вечера, и снова кошки превратились в девчат, а я – в человека. Я играл с ними, время бежало весело. Тут одна из зачарованных девушек, неприязненно глядя на меня, сказала:
– Мне он не нравится.
– Почему не нравлюсь? – спрашиваю, подходя к ней.
– Потому что видела, как ты превращаешься в волка, а я волков ненавижу, ибо волк – причина моего несчастья.
– Как это могло случиться? – спрашиваю я у неё.
– Когда я ещё жила с родителями, пасла однажды в поле гусей, а волк схватил меня и утащил в дальние лесные дебри, бросил там, а сам пропал. Блуждала я по бору, плакала и звала на помощь, не зная, в какую сторону идти. Вскоре на мой жалобный голос прилетела Аксинья в обличии чёрной птицы, обернулась женщиной и, взяв меня за руку, сказала:
– Ты не выйдешь из этой лесной глуши. Нападут на тебя дикие звери и разорвут. Пойдём лучше ко мне домой, у меня жить весело, каждый вечер пляски да песни. Ты ж молодая девушка и, видать, любишь поплясать?
Не хотела я сперва её слушать, но, подумав, что в этих диких лесах никто мне не поможет, наконец, согласилась на её предложение. Не ведаю, каким чародейским способом очутилась я в жилище этой чаровницы. О, проклятый волколак! Почему ж ты сразу не разорвал меня в лесу? Лучше умереть, чем быть весь день зверем и лишь на минуту забывать о страданиях.
Слушая сетования Ганки, я весь задрожал и тут же превратился в волка. И отозвались в памяти отчаянье отца, плач несчастной девочки, и собаки вновь стали рвать моё тело. Кидаюсь в лес, бегу всю ночь без отдыха, нигде не могу скрыться от ужасного воспоминания и преследования тех страшных собак.
Нестерпимой стала моя жизнь, нигде не нахожу покоя, в отчаянии бегаю по горам и лесам; уже потерял надежду, что когда-нибудь хоть на минуту избавлюсь от страданий.
Бродя без отдыха, пробегал как-то через поле, где у дороги в тени берёзы обедали крестьяне. Вижу – по дороге едет поп. Подходит он к своим прихожанам, заводит долгую беседу о разных религиозных предметах. Поп учил их, чтоб жили меж собой в согласии и дружбе, прощали друг другу обиды и никогда не помышляли о мести, ибо месть более всего противна религии и не мила Богу. Она низводит человека до звериного состояния, а добронравие и смирение помогают снискать милосердие Господнее.
Укрывшись в густых кустах, я слышал каждое слово попа и решил отныне не только не вредить людям, но наоборот стараться им служить и помогать в чём только смогу. А может, и надо мною Бог смилостивится, ведь душа же моя бессмертна. С этими мыслями и оставил попа и пахарей.
Прошло несколько дней. Бродя по лесу, думал про себя – что я могу сделать доброго в ненавидимом всеми волчьем обличии? Едва подойду к человеческому жилью, как все кричат на меня и травят собаками, так что приходится поскорей убегать в лес.
Однако ж не отказался я от своего намерения, несколько раз отгонял лис, что подкрадывались к гусям или индюкам, которых оставляли в поле без присмотра; когда завидел медведя неподалёку от стада, то выбежал из леса первым, чтобы отогнать скот от опасного места и предупредить пастухов. Не раз отбирал у волка барана, которого тот уволакивал из стада какой-нибудь бедной вдовы. Ведя такую жизнь, я немного успокоил свои мысли, мог уже заснуть, хоть и не надолго; во сне прекрасные грёзы напоминали мне о минувшем, когда был я ещё человеком.
Было это в погожий день августа, когда на полях дозревал урожай. Бродил я неподалёку от своих родных мест и вижу из чащи Алёну. Она жала хлеб на своей ниве, а на краю поля, лёжа на снопах, спал маленький мальчик. С умилением смотрел я на эту картину, радовался, что Алёна счастлива, спокойно живёт со своей семьёю, Бог благословил их хозяйство, и на их поле был обильный урожай жита. Покуда я любовался на них, с другого края выскакивает волк, хватает мальчика. На крик ребёнка бросается мать.
– Спасите дитятко моё! – кричит она и падает без памяти.
Я догоняю волка, отбираю не пораненное ещё дитя, отношу матери. Соседи, что прибежали на помощь, дивились всему этому, а я убежал в лес.
Некое приятное чувство и необычайный покой наполнили меня после этого случая. Я лёг под деревом и заснул в сладких грёзах. Снилось мне, будто я человек, и вновь вернулись часы цветущей юности, и так мне было легко, что будто птица, переносился я с места на место. Вижу перед собой сад – такой прекрасный, какого в жизни не встречал. В роще множество певчих птиц, а перья на них красивее и ярче, чем наши весенние цветы. Тут и там струились ручьи с чистой водой; одни деревья были усыпаны душистыми цветами, на иных спели плоды. На пригорке я завидел бокалы огромных, необычайной величины, лилий, которые разливали сладкий аромат. Только хотел сорвать несколько цветков, предо мной появилась Ганка в белой, как лилия, одежде и говорит мне:
– Не рви моих цветов. Я сажала эти лилии на своей могиле и поливала их своими слезами.
И, сказавши так, исчезла.
Из сада вновь переношусь в какие-то дикие дебри; брожу среди столетних сосен, едва нахожу стёжку, которая выводит меня к какой-то высокой горе. Хочу подняться на вершину, оглядеть окрестности, посмотреть оттуда на деревню, в которой стоял дом, где когда-то жили мои родители. Но гору со всех сторон окружали пропасти, которые не давали мне подойти к ней. И тут встречаю я великана. Он берёт меня за руку, велит идти за ним, выводит из леса на какое-то огромное поле, где перекрещиваются две дороги, и на них я вижу множество путников, которые едут либо идут пешими. Поднимаемся на пригорок, где была могила, на ней стоял деревянный крест, а неподалёку торчала воткнутая в землю лопата. Великан велит мне раскопать могилу и достать оттуда мертвеца! Охваченный страхом, выполняю все приказы незнакомца, достаю из песка огромный скелет.
– Это будет твоё тело, – говорит мне великан. – И должен ты рыдать в нём, покуда не призовут тебя к новой жизни…
Я весь дрожал от ужаса, просил отпустить меня, но великан со страшной силой ударил меня, и я упал на огромную грудь скелета, и вместе с ним рухнул в яму. Борясь со смертью, я проснулся.
Вижу – вернулся ко мне человеческий облик. Одежда на мне та самая, которую я надел когда-то, собираясь на свадьбу Алёны. Не верилось, что всё это происходит наяву, боялся пошевелиться, чтоб не исчез этот сладкий сон. Долго приходил я в себя, потом поднял очи к небу и возблагодарил Бога за чудо избавления от этого ужаса.
С несказанной радостью поднялся я с земли. Казалось мне, что все деревья и птицы поздравляли меня с новой жизнью. О, как сладко вкусить милосердие Божие! И как ужасна судьба того человека, что станет подобен зверю.
Когда Якуш закончил рассказ, петух запел уже во второй раз. Пан Мроговский вынул из кармана старинные часы в виде сплюснутого шара, посмотрел на циферблат.
– Ого, – говорит, – уже час по полуночи. А что, пан хозяин, не время ли уже почивать? Всех авантюр Якуша не переслушаешь, у него их в запасе хоть на целый месяц, да к тому ж ещё любит поговорить и готов не спать до самого рассвета.
– Большое спасибо, пан асессор, что доставил мне такое удовольствие. Скажу пану откровенно, что такие истории никогда мне не приедаются, особенно если кто умеет их хорошо рассказывать. Якуш, должно быть, человек очень толковый, и какая у него необычайная память – ни одной мелочи из жизни этого несчастного Марки не пропустил. Но уж пан асессор завтра от меня рано не уедет, ибо как пан сам изволит слышать, ветер ещё воет за стеною, и кто ведает, может, эта вьюга продлится до утра.
– Днём буря не страшна, как-нибудь найдём дорогу. Доброй ночи, пан хозяин.
Якуш пошёл в людскую, пан Мроговский лёг в постель, что была уж давно ему постелена. Я, пожелавши дяде и гостю доброй ночи, пошёл спать в другую комнату. Потушили огонь; всюду тихо; только ветер выл за стеною и пел сверчок в подпечье…
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ
[1] Среди белорусского народа, особенно в северных поветах, распространено поверье, что ровно в полночь, как запоёт петух, лес начинает шуметь, а вода в озёрах взбаламучивается. – Прим. авт.
Последнее обновление: 30 октября 2007 г.
Copyright © 2007 Dmitry O. Vinokhodov
Оборотень | Демонический рай вики
Оборотень
Оборотень
Другие имена
Ликаны, Ликантропы, Гару, Люди-Волки, Псы
Пантеон
Европейский
Олицетворение
Луна, Дух, Изменение формы, Дикость
Лидеры
Каспиан, Вула, Мехмет, Мигель (ранее)
Создатели
Ликаон (прародитель), ликаны (предки)
Эквиваленты
Оборотень, Оборотень, Лютоволк
Соперники
Вампиры, Другие оборотни, Ведьмаки
Принадлежности
Сами, Племена, Земля, Люди
Выравнивание
Истинно нейтральное
» | Оборотни. Ликантропы. Дети Луны. У них много эпитетов. Что нам известно, так это то, что они являются одними из самых дико могущественных и жестоких существ, которые бродят по этой Земле. Это зависит от того, как человек становится волком, но это либо когда вас укусил другой волк, наложили проклятие, либо заключили договор с дьяволом. Когда луна в полном цвету, молитва не принесет вам никакой пользы. Ибо когда зверь появится, он будет охотиться и убивать с инстинктом выживания. Не стоит недооценивать дикость этих монстров. | „ |
~ Николай Романов сыну Ивану |
Оборотень , также известный как Ликантроп , Ликан и Человек-волк , является наиболее широко известным из видов оборотней. Оборотни — это, по большей части, люди со способностью превращаться в волка или антропоморфного люпина либо по своей воле, либо против воли после укуса или после наложения проклятия.
Содержание
- 1 Обзор
- 1.1 Соперничество
- 2 силы и способности
- 3 Описание
- 3.1 Внешний вид
- 3.1.1 Трансформация
- 3.2 Иерархия
- 3.1 Внешний вид
- 4 известных оборотня
- 5 подвидов оборотней
- 5.1 Известные типы
- 5.2 Культурные оборотни
- 6 Галерея
Обзор
Говорят, что легенда об оборотнях существовала в ранние века микенской Греции и древней Месопотамии. Самый ранний известный рассказ о превращении человека в волка содержится в «Эпосе о Гильгамеше» , который считается старейшей известной прозой 2100 г. до н.э. Другая легенда подробно описывает историю Навуходоносора, могущественного вавилонского царя, который был проклят Богом и стал оборотнем на тридцать лет, пока не раскаялся. Он считался первым библейским оборотнем, хотя его проклятие не было передано другим, чтобы они стали оборотнями, как это сделали более поздние ликантропы.
В « Метаморфозах » Овидия, другом ликантропическом рассказе, рассказывается греческая легенда о аркадском царе, известном как Ликаон, который пытался проверить провозглашенную Зевсом божественность, подав ему человеческую плоть. Разъяренный этим, Зевс наложил проклятие на Ликаона, превратив его в волка, и убил его 50 сыновей молниями. Тем не менее, Ликаон, как говорят, укусил своих сыновей, чтобы они пережили гнев бога и путешествовали по миру, чтобы сохранить род ликантропов нетронутым. На большинство оборотней ведьмаки охотились почти до полного исчезновения, пока их не сообщили о наблюдениях где-то в 1800-х годах.
Оборотень — широко распространенное понятие в европейском фольклоре, существующее во многих вариантах, которые связаны с общим развитием христианской интерпретации лежащей в основе индоевропейской мифологии, сложившейся в средневековый период. С раннего Нового времени верования оборотней также распространились в Новый Свет с колониализмом. Вера в оборотня развивалась параллельно вере в ведьм в период позднего средневековья и раннего Нового времени. Преобразование часто связывают с появлением полной луны и приписывают ему, как это обычно отмечал средневековый летописец Гервас из Тилбери и, возможно, в более ранние времена среди древних греков в трудах Петрония.
Соперничество
Оборотни — извечные естественные враги вампиров, и с тех пор, как появились эти две расы, они находились в разной степени конфликта друг с другом, и конца этому не видно. По словам Каспиана, старейшины оборотней, оборотни были созданы божественной рукой, чтобы противодействовать разрушениям, оставленным вампирами, созданными демонической рукой. В некотором смысле сражение между оборотнем и вампиром можно воспринимать как собственную «духовную войну», но в данном случае материальную. Таким образом, дискуссия между двумя расами невероятно редка, и ни одна из сторон по-настоящему не понимает другую, если не считать признания взаимного антагонизма.
Каким бы ни был взгляд на их вечную битву, оборотни по-прежнему чудовищны сами по себе и будут сражаться против вампиров ради земли или еды. Неизвестно, что вызвало этот конфликт, но считается, что эта кровная месть возобновлялась снова и снова на протяжении веков, и каждое поколение следовало по тропам войны, проложенным предыдущим. Вполне вероятно, что напряженность между оборотнями и вампирами проистекает из их пересекающихся территорий и их общего хищничества людей; всякий раз, когда одна сторона узурпировала контроль над этими ресурсами, популяция другой сокращалась, что приводило к конфликту между видами. Поскольку большинство вампиров предпочитают цивилизацию дикой природе (в основном потому, что считается, что оборотни не проводят столько времени в городах), встречи между ними нечасты, но обычно невероятно жестоки.
Силы и способности
Оборотни считаются одними из самых жестоких и могущественных существ в сверхъестественном мире. С точки зрения ранжирования среди бестиария оборотней, они занимают второе место после Вере-медведя. Они намного превосходят людей по физическим характеристикам, и многие из них демонстрируют множество уникальных способностей. Такие способности не просто изучаются, их можно использовать через поколение или родословную, от которой происходит оборотень. Они обладают нечеловеческой силой, скоростью, выносливостью и рефлексами, превосходящими большинство монстров, и даже считаются от природы более сильными, чем вампиры. Их когти чрезвычайно острые и плотные, они способны прорезать сталь и другие очень прочные материалы.
Наиболее заметной способностью, присутствующей в обществе оборотней, является Вой Мунина, их величайшая и самая смертоносная техника, с помощью которой они могут направить коллективную мощь своих предков в свою физическую форму. Это включает в себя их ярость, агрессию, ненависть, воспоминания и опыт, концентрируя их до такой степени, чтобы повысить их скорость, силу, рефлексы, выносливость и духовную энергию до беспрецедентного уровня. Его сила настолько велика, что говорят, что его используют только самые талантливые поколения. Эта сила проявляется через ауру с прославленным золотым сиянием, которое охватывает все их существо, излучая огненную спектральную ауру. Некоторые даже могли направлять небольшие части Воя Мунина через свои физические атаки, например, Крэйвен Сальваторе направлял свою духовную энергию через свои когти для гораздо большей режущей силы и скорости.
Они могут направить эту силу через Клинок Родословной, меч их предков, в котором заключен могущественный волчий дух. Более того, они не только могли использовать Воющий Мунин через лезвия для более концентрированных атак, но также могли направлять силу духа, заключенного в лезвии, и этот дух наделял их огромной силой. Это может быть достигнуто только более продвинутыми оборотнями, так как использование Воя Мунина достаточно сложно, но использовать его синхронно с Клинком Родословной — совсем другое дело. Более того, в то время как обычный Вой Мунина испускает ауру золотого цвета, тот, который используется в сочетании с клинком родословной, отображает цвет, приписываемый духу, который находится внутри меча; например, когда Мигель использовал силу Фенрира своим Воем Мунина, его аура была огненно-темно-красной, а Мехмет, использующий силу Анубиса, был покрыт зеленой аурой.
Описание
Внешний вид
При трансформации оборотень обычно напоминает чудовищное волкоподобное существо с покрытым мехом волчьим телом, а также острыми как бритва зубами и когтями. Оборотни имеют мускулистое телосложение, часто около 7 футов в высоту, хотя их внешний вид имеет тенденцию различаться даже в форме волка; но было бы опрометчиво предполагать, что такой зверь будет менее смертоносным, поскольку оборотень — сила, с которой нужно считаться, независимо от его внешнего вида. Цвет меха также может варьироваться, поскольку зарегистрированы все черные, коричневые и серые особи.
Обычно, когда оборотни находятся в своей человеческой форме, очень трудно различить их ликантропную природу, и поэтому они могут довольно легко слиться с людьми, хотя другие сверхъестественные существа могут идентифицировать их и даже другие люди, имеющие опыт общения со сверхъестественным. Тем не менее, их наиболее примечательными чертами являются их ярко-янтарные глаза, похожие на малиновые глаза вампира, а также их четко очерченное и подтянутое телосложение.
Трансформация
Когда рождается новообразованный оборотень, он способен перемещаться только при полной луне. Однако по мере того, как оборотень становится старше, он приобретает больше опыта в своей трансформации и силах и, таким образом, больше не связан лунным циклом. Эти оборотни перемещаются по своему желанию, на них не влияет луна. Однако роль оборотня в их обществе зависит от того, под каким покровительством или лунным циклом он родился или был проклят. Переключение требует больших усилий, и оборотням необходимо пополнять свою энергию после переключения.
Когда дело доходит до вновь созданных оборотней, этот процесс довольно ужасен и болезненный, поскольку кости оборотня перестраиваются в более волчий скелет, а их мышцы набухают и сокращаются, в то время как человеческая кожа сбрасывается, обнажая шерсть оборотня под ней. Возможно, что спазмы помогают при линьке. Со временем, чем больше оборотень получает контроль над своей трансформацией, тем более плавным и быстрым становится процесс указанной трансформации. Более того, опытные оборотни могут перемещать определенные части своего тела, например, только предплечья, не затрагивая остальные части тела.
Иерархия
Оборотень обычно считается благородным и благородным воином. У них также есть гордость, когда речь заходит о типе клана, из которого они являются потомками. Это, в свою очередь, могло сделать оборотней королевского класса в своем виде. Когда дело доходит до стаи, а не племени, она в основном формируется в семью, биологическую или приемную, из оборотней, которые живут и действуют вместе как единое целое. Эмоциональные связи стаи очень сильны и являются центром существования оборотня.
Различные стаи оборотней также могут объединяться в септы, состоящие из стай оборотней, организованных вокруг определенного Каэрна, связанного с упомянутой стаей на основании их тотемных качеств. В то время как оборотни приходят стаями, они действительно объединены через племена. Большая часть общества оборотней организована в племенные группы, где племя будет состоять из группы стай, связанных кровью или союзом. Племена обычно не живут вместе, но периодически собираются, чтобы подтвердить связи, обсудить и принять решение по важным вопросам. Каждое племя, в той или иной форме, номинально управляется советом старейшин, состоящим из самых могущественных лидеров стаи и матерей внутри племени.
Когда дело доходит до правящего класса общества оборотней в целом, общество управляется и контролируется примерно четырьмя старейшинами. Эти четыре старших оборотня считаются одними из первых ликантропов, ступивших на Землю, и являются прямыми потомками сыновей Ликаона, первого оборотня и их короля. Как таковые, они являются правящим органом всех оборотней на планете и дислоцируются в разных частях земного шара, как правило, в очень укромных местах.
Известные оборотни
- Ликаон — первый греческий оборотень и повелитель ликантропов
- Каспий — Северный старейшина оборотней — (Дух Конри)
- Вула — Первая Королева Оборотней и Южный Старейшина Оборотней — (Дух Лупы)
- Мехмет — Старейшина ближневосточного оборотня — (Дух Анубиса)
- Мигель — Старейшина скандинавских оборотней — (Дух Фенрира)
Подвиды оборотней
Выдающиеся типы
- Ликан (греческие оборотни)
- Ужасный волк (Древние оборотни)
- Транслюпин (невидимые оборотни)
Культурные оборотни
- Хаккен (японский оборотень)
- Ругару (французский оборотень)
- Фаолад (ирландский оборотень)
- Приколичи (румынский гибрид оборотня/вампира)
- Адлет (инуитский оборотень)
Галерея
Продажа футболок волколака |
5 результатов , превращение в оборотня, из человека в оборотня, зверь внутри, стань зверем, зверь ник, зверь, человек в волка, зверь волк, человек волк, дикий, животное, дикое животное, дикарь, волколак, нордический волк, викинг волк, нордический , викинг, нордический оборотень, викинг оборотень
Slavic Slavic Viking Nordic Volkolak Wolfman Transformation Classic Fit Classic
от Beast NYC
€ 15,16
€ 21,66 (30%)
TAGS:
, Wolfman, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Slolf, Wolfman. , трансформация, красный волк, красный человек-волк, красный оборотень, славянский волк, славянский оборотень, славянский зверь, зверочеловек, зверочеловек, трансформация волка, трансформация оборотня, зверь внутри, стань зверем, зверь нью-йорк, зверь, человек в волка, зверь-волк , человек-волк, дикий, животное, дикое животное, дикарь, волколак, нордический, викинг, нордический волк, викинг-волк, нордический оборотень, викинг-оборотень
Футболка с оборотней Nordic Viking Slavic Wolf Volkolak Wolfman Transformation Classic
от Beast NYC
€ 15,16
€ 21,66 (30% отключен)
,
, waffman, waflip, Slip, Slip, Slip, Slip, Slip, Slip, Slip. волк, трансформация, красный волк, красный человек-волк, красный оборотень, славянский волк, славянский оборотень, славянский зверь, зверочеловек, зверочеловек, трансформация волка, трансформация оборотня, зверь внутри, стать зверем, зверь nyc, зверь, человек в волка, зверь волк, человек-волк, дикий, животное, дикое животное, дикарь, волколак, нордический, викинг, нордический волк, викинг-волк, нордический оборотень, викинг-оборотень, викинги
Werewolf Slavic Viking Nordic Beast Wolf Wolfman Transformation Classic T-Shirt
By BEAST NYC
15,16 €
21,66 € (30% скидка)
Метки:
8 ,beast man,beast wolf,человек-волк,оборотень,зверолюд,трансформация,трансформация волка,трансформация оборотня,стать зверем,beast nyc,человек в волк,человек волк,дикое животное,волки,любитель волков,волчья стая,славянский,славянин, красный волк, красный волкочеловек, красный оборотень, славянский волк, славянский оборотень, славянский зверь, дикарь, зверь из жеводана, зверь внутри, волколак, нордический, викинг, нордический волк, викинг-волк, нордический оборотень, одинокий волк, винтажный волк, серый волк , волчья морда, волчья голова, собака, дикие собаки, арктический волк, волки, европейский волк, черный волк, тренажерный зал
Классическая футболка Wolf Beast.