Содержание
Информационные войны: Куликовская война | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Информационные войны. Куликовская война
Началом освобождения от ордынского ига считается Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года. В этом сражении сборная армия русских княжеств, под предводительством Великого князи Владимирского и князя московского Дмитрия Ивановича, сокрушила силы Золотой Орды под предводительством Мамая. Однако, до и после этой битвы произошёл ряд событий, который в современной историографии называется «куликовской войной».
События эти происходили задолго до появления СМИ, всеобщей грамотности даже среди знати и вообще до того, как информация начала регулярно распространяться и употребляться среди широких масс. Но именно в этой войне содержится, наверное, первый в истории нашей страны, компонент информационного противостояния. Учитывая специфику, велась они в среде правящих верхушек, как с одной, так и с другой стороны, и всё равно эти хитросплетения заслуживают нашего внимания.
Орда и Русь
После завоевания Руси монголами к середине 13 века, русские княжества признали свою зависимость от империи Чингисхана. Однако уже при детях великого хана его держава развалилась на несколько улусов. Русские земли контролировал Улус Джучи, или – Золотая Орда. Зависимость русских княжеств выражалась в уплате податей — «выхода» — и признании верховной власти золотоордынского хана, утверждавшего русских князей на их столах особыми грамотами-ярлыками. Ярлыки вручались после официального признания князьями вассальной зависимости от золотоордынского хана.
К началу 14 века, после нескольких антиордынских восстаний и на фоне ослабления Орды, монголы не смогли обеспечить присутствие на русских землях своих чиновников – баскаков, как и безопасный вывоз ими дани. Поэтому сбор «выхода» был перепоручен князьям на местах, а отвечал за всё великий князь. Вот тут-то и возросла роль ярлыка – их выдачу превратили в предмет соперничества и орудие давления на русских князей; ханы и ордынские элиты вмешивались в междоусобицы, используя их как предлог для грабительских вторжений.
И началась между русскими князьями информационное противостояние: каждый хотел казаться перед ханом достойным претендентом на верховное княжение, при этом «очернив» репутацию соперников. Для получения ханского ярлыка требовалось обязательно посетить столицу Орды – Сарай. Претенденты на ярлык зачастую не гнушались любыми способам получить заветную грамоту: плели интриги и козни друг против друга. Если с лукавством и коварством конкурентов удавалось справится, то нужно было пройти финальное испытание — понравится хану. Те князья, которые сумели произвести впечатление, получали заветный ярлык. Поэтому слухи о своей преданности, о богатых подарках, направленных хану, а также о нечестивости конкурентов старались распространять заранее: и на своих землях, и так, чтобы они дошли до Сарая.
Сражение на Дону
Но сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет: с 1359 году в Орде начинается «великая замятня», в ходе которой, за двадцать лет, сменяется более 25 ханов. Тут уж приходилось русичам держать ухо востро: каждый новый хан отправлял весточку вассалам, что, дескать, он теперь главный, и нужно платить ему дань. А желательно – делать это срочно, да ещё и войск в довесок прислать, чтобы он мог удержаться на престоле, отбиться от других претендентов.
Эту информацию русским князьям приходилось тщательно фильтровать. Ведь если присягнуть такому временному хану, а на его место придёт другой, он объявит присягнувших своему противнику изменниками, обложит штрафной данью, а может и карательную экспедицию направить. Чтобы не попасть в такую ситуацию, князьям приходилось тонко лавировать в потоке поступающей из Орды информации.
Впрочем, к 1370 году власть в западной части Улуса Джучи подмял под себя чиновник и родовитый военачальник Мамай. То есть, человек не ханского рода. Именно тогда Русские земли прекратили выплату дани, мотивируя тем, что не может присягнуть и служить не чингизиду. Но, чтобы убедить пойти на такой опасный манёвр других князей русских земель, великому князю Дмитрию Ивановичу пришлось провести целую пропагандистскую кампанию.
В этом он положился на церковных служителей высоких рангов. Вплоть до своей смерти в 1378 году идеи князи Дмитрия Донского о том, что пора выступить против ослабшей Орды и самозванца Мамая, активно распространял митрополит московский Алексий, большой друг князя, талантливый дипломат и авторитетная политическая фигура. Несмотря на то, что за год и на момент Куликовской битвы в Москве не было поддержки в виде митрополита, труды Алексия не прошли даром – многие князья приняли точку зрения Дмитрия и прислали войска против монголов. Возможно, из-за этого опыта в условиях дальнейшего закрепления за Москвой роли центра консолидации русских земель и борьбы с Ордой, митрополит Киприан превратился в естественного союзника Дмитрия.
Считается, что войска Дмитрия благословил на брань знаменитый святой Сергий Радонежский – эта весть ободряла дух княжеских людей. Так или иначе, в Куликовской битве победу одержали войска русских князей. Поражение было нанесено и авторитету Мамая, он бежал на свою вотчину, в Крым. Но быстрее него бежала информация о том, что темник и узурпатор побит бывшими данниками Орды. У Мамая были верные ему войска в низовьях Волги, но сила информации в данном случае оказалась разительнее удара копьём: дискредитированный темник был вскоре убит своими приближёнными в Кафе.
Послесловие
На тему событий вокруг Куликовской битвы и ордынского ига в целом существует множество мифов и спекуляций, используемых в информационной войне. Начиная с того, что никакого ига не было, заканчивая противоположными утверждениями, что Россия до 17 века была «Тартарией», а все современные русские – это монголы, или просто дикие азиаты. Это информационное оружие часто используется, когда нужно морально размежевать друг от друга славянские народы восточной Европы. Но об этом мы поговорим в другой раз.
А пока что мы выяснили, как Орда и русские князья жонглировали информацией и играли на контрастах, чтобы обставить ситуацию в выгодном для себя свете, и как силой слова Дмитрий Иванович убедил русских князей собраться на битву, которая послужила началом свержения ордынского ига.
Куликовская битва — презентация онлайн
Похожие презентации:
Первая Мировая война (1914-1918)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
Гражданская война́ в России (1917- 1922)
Февральская революция 1917 года
Первая русская революция 1905-1907 гг
Русская культура во второй половине XIX века
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг
Индия в XVIII веке (8 класс)
История бренда BMW
1. Куликовская Битва
А сегодня восьмой день сентября лишь немногие
вспомнят,
как их предки в крови,
возвращались с победой домой.
Шкарбан Александра 6В
Сражение русского войска под предводительством Великого князя
Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими
войсками, происшедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле — одна из
самых крупных битв средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе
русского народа против монголо-татарского ига. Летом 1380 года монголотатарское войско, в которое входили также отряды черкесов, осетин, армян,
некоторых народов Поволжья, а также наемные отряды крымских генуэзцев,
возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем,
двинулось на Русь, чтобы сломить возрастающую мощь русских княжеств
(особенно Московского) и их стремление к независимости. Союзниками Мамая
были великий князь литовский Ягайло и, по некоторым данным, рязанский
князь Олег.
Получив известие о выступлении Мамая, Дмитрий Иванович послал во все
русские княжества гонцов с призывом выставить все возможные силы для
защиты русской земли. Отряды русских войск собирались на путях к
Москве — в Коломне и Серпухове — на тот случай, если бы Мамай попытался
упредить их нападение. Основное ядро русского войска составляли
москвичи, а также воины земель, признавших власть московского князя. К
ним примкнули украинские и белорусские отряды. В походе не участвовали
воины Новгородской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской
земель. Московский князь рассчитывал активными наступательными
действиями, во-первых, не допустить соединения противника, а во-вторых разгромить войско Мамая до вторжения его в русские княжества. 6 сентября
русское войско (100-150 тысяч человек) достигло Дона у устья реки
Непрядва. В тот же день состоялся военный совет, который по предложению
Дмитрия Ивановича принял решение о переходе через Дон на Куликово
поле. Переход через Дон исключал возможность нападения литовцев,
подходивших к г.Одоев, и обеспечивал выгодные для русских условия боя:
размеры Куликова поля и леса по берегам огибавших его рек ограничивали
возможности обходных маневров монголо-татарской конницы.
Утром 8 сентября русские переправились через Дон и под
прикрытием сторожевого полка развернулись в боевой порядок на
Куликовом поле, куда уже подходило войско Мамая. Дмитрий
Иванович создал глубокий боевой порядок: в центре стоял большой
полк (великокняжеский), правее и левее его — полки правой и левой
руки, фланги которых упирались в труднодоступную для действий
монголо- татарской конницы местность. Впереди главных сил были
расположены сторожевой и передовой полки.Сторожевой полк имел
задачу завязать сражение, передовой полк — принять на себя первый
удар конницы противника и расстроить ее боевые порядки. Оба
полка должны были ослабить силу вражеского удара по главным
силам. За большим полком был расположен частный резерв
(конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный
засадный полк под командованием опытных военачальников воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя
Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва
и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.
6. 10 ФАКТОВ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
1. Куликовская битва не была первым успешным сражением русских войск против
Золотой Орды. В 1365 году ордынцы были побеждены у Шишевского леса, в 1367
году на реке Пьяне, а в 1378 году рать Дмитрия Донского разбила войско мурзы
Бегича на реке Воже.
2. Из-за несоответствий данных источников о Куликовской битве существуют
крайне противоречивые оценки числа её участников. Наименьшая численность
русского и ордынского войска указывается в 5–10 тысяч человек, наибольшая — в
800 тысяч человек только в составе войска Золотой Орды.
3. Непосредственным поводом к конфликту, приведшему к Куликовской битве, стал
отказ московского князя Дмитрия Донского выплачивать дань Золотой Орде на
ранее существовавших условиях. При этом Дмитрий Донской не оспаривал право
Орды на дань, но имел основания оказывать сопротивление Мамаю, который
являлся узурпатором, а не законным властителем Золотой Орды.
4. Исход Куликовской битвы решил удар засадного полка в главе с Дмитрием
Андреевичем Боброком-Волынским и князем Владимиром Андреевичем
Серпуховским. За полтора столетия до этого, в 1242 году, аналогичный приём
принёс дружине Александра Невского победу над немецкими рыцарями в
сражении на Чудском озере.
5. Перед началом битвы князь Дмитрий Донской поменялся одеждой с московским
боярином Михаилом Бреноком и занял место среди простых ратников. Михаил
Бренок, заменивший князя, погиб во время атаки ордынцев, рассчитывавших
дезорганизовать русское войско убийством командующего.
6. На стороне войска Золотой Орды, возглавляемого Мамаем, должны были
выступить войска князя литовского Ягайло и дружина князя Олега Рязанского. Эти
планы были сорваны решительным маршем русского войска навстречу ордынцам.
В итоге литовцы и рязанцы, не успевшие к сражению, отметились лишь
нападениями на возвращающиеся после битвы русские обозы с ранеными и
добычей.
7. Дмитрий Донской принял решение дать бой войску Золотой Орды, форсировав
Оку и выдвинувшись к Дону. Таким образом, князь исключил возможность
внезапного появления в своём тылу союзников Мамая литовцев. Манёвр оказался
неожиданным не только для ордынцев, но и для русских. Во многих городах,
направивших полки на битву с Мамаем, полагали, что Дмитрий Донской ведёт
войско на верную смерть
8. Триумфатор Куликовской битвы князь Дмитрий Донской, получивший
благословение на бой у Сергия Радонежского, был причислен к лику святых при
советской власти — решением Поместного собора Русской Православной церкви в
1988 году.