Внешняя политика ссср в период застоя: Внешняя политика СССР в период застоя

53. Внутренняя и внешняя политика времен «застоя».

Партийно-государственная
система

После
смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г ., на
Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем
ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета
Министров СССР — А. Косыгин; членом
Президиума, ответственным за идеологическую
сферу, — М. Суслов.

Вся
власть, в том числе и законодательная,
концентрировалась в руках исполнительных
органов: высшего, постоянно функционирующею
органа государственной власти, —
Президиума Верховного Совета высшего
исполнительного органа — Совета Министров
СССР, а на местах — исполкомов Советов.
Верховном}’ Совету СССР, состоящему из
Совета Союза и Совета Национальностей,
подчинялись Верховные Советы союзных
и автономных республик, Советы областей,
городов и районов Основной особенностью
партийно-государственной системы СССР’
стало увеличение бюрократического
аппарата, который к 80-м гг. увеличился
до 18 млн. человек и стал одним из самых
больших е мире. При Брежневе значительные
размеры получил его личный секретариат.
Усилился акцент на кадровую работу,
восстановлена прежняя дохрущевская
структуру партийных, комсомольских и
профсоюзных органов. Восстановлены
региональные, областные и районные
комитеты партии вместо прежних
измышленных и сельских. Были упразднены
совнархозы и созданы крупные
государственные комитеты (Госкомцен,
Госснаб, Госкомитет по науке и технике).
В 1977 г . была принята новая («брежневская»)
Конституция СССР, которая упрочила
контроль партии над государственными
органами и закрепила достигнутые успехи
на пути построения так: называемого
развитого социализма.

После
смерти Брежнева в 1982 г . к власти пришел
Ю. Андропов (1982-1984). Он предпринял попытку
укрепить систему путем «чистки»
государственного аппарата, структурных
изменений, усиления репрессивных
органов, прежде всего КГБ. Однако
реальных результатов добиться не
удалось, так как партийно-государственный
аппарат не собирался расставаться со
своими привилегиями. В 1984 г . Андропов
умер, не завершив начатые преобразования.

Социально-экономическое
развитие

Социально-экономическое
развитие характеризовалось стремлением
к поддержанию высоких темпов развития
и повышению уровня жизни населения, но
как и в политической сфере, шаги по
социально-экономическому реформированию
находились в противоречии с тенденциями
к консервативному курсу.

Хозяйственная
реформа 1965 г . должна была интенсифицировать
темпы роста и развития за счет расширения
самостоятельности предприятий. Был
введен хозрасчет, усилена заинтересованность
за счет предоставления части прибыли
предприятиям, сокращены директивные
плановые показатели, перестроена
система ценообразования. Выполнение
плана теперь выражалось не в валовых
показателях, а в объеме реализуемой
продукции. Оплата производилась в
зависимости от общих итогов работы
предприятия. Восстанавливались
отраслевые

министерства.
Уделялось внимание решению проблем
народного потребления: направлялись
ресурсы в сельское хозяйство, легкую
и пищевую промышленность. В 1972 г . были
предприняты попытки внедрения новых
методов работы (бригадный подряд). В
1979 г . началась реформа агропромышленной
интеграции -кооперирование колхозов
и совхозов в агропромобъединения с
обслуживанием их отраслями промышленности.

Эти
шаги позволили достичь улучшения
благосостояния населения, повысить
валовый продукт на 40 %, увеличить рост
промышленной продукции на 50 %,
стабилизировать рост производительности
труда и заработной платы. Однако к 70-м
гг. темпы роста начали падать, ухудшились
производственные показатели. Попытки
преодолеть экономические провалы путем
продажи нефти за рубеж смогли на время
отсрочить экономический кризис. Таким
образом, в эпоху застоя (1965-1984) руководство
страны фактически законсервировало
экономическую и политическую системы
в рамках государственного социализма
и исключило возможность коренных
перемен.

Внешняя
политика

Основными
внешнеполитическими задачами этого
периода были: стабилизация отношений
с европейскими государствами (продолжение
политики мирного сосуществования),
устранение угрозы распада социалистического
лагеря, поддержка и пропаганда
социалистического устройства в странах
«третьего мира».

Важнейшей
стратегической задачей было укрепление
пошатнувшихся позиций СССР в
социалистическом лагере и среди
компартий «третьего мира». В отношениях
с социалистическими странами Восточной
Европы советское руководство
ориентировалось на предоставление
несколько большей экономической и
политической свободы. Основной упор
делался на укрепление экономического
сотрудничества (например, снабжение
энергоресурсами) и политические
консультации в рамках работы СЭВ (Совета
Экономической Взаимопомощи), что
способствовало увеличению экономической
и политической самостоятельности. В
1968 г . правительство Дубчека в Чехословакии,
пытаясь сократить зависимость от СССР
и преодолеть экономический кризис,
начало широкие демократические
преобразования. Ответом стал ввод войск
Варшавского Договора (советских,
немецких, польских и болгарских) и
военное подавление чешского общественного
движения. В Румынии правительство под
руководством Н. Чаушеску пыталось
проводить независимый внешнеполитический
курс.

Обострились
отношения с Китаем. В 1969 г . на
советско-китайской границе произошли
вооруженные столкновения в районе
острова Даманский (на Дальнем Востоке)
и Семипалатинске (Средняя Азия), когда
погибло более тысячи человек. Улучшились
отношения с ведущими европейскими
странами (Францией, Англией).

1972
г . был временем поворота в
советско-американских отношениях. В
том же году в ходе визита американского
президента Никсона в Москву было
подписано соглашение о сокращении
стратегически?; вооружений (ОСВ-1),
устанавливавшее ограничения на создание
противоракетной обороны и межконтинентальных
ракет. Введение советских войск в
Афганистан в декабре 1979 г . для поддержки
коммунистического движения вызвало
новый виток «холодной войны». В 1979 г .
НАТО принимает решение о размещении в
Западной Европе американских ракет
средней дальности. В начале 80-х гг.
практически прекратились контакты с
западными странами.

Внутренняя и внешняя политика СССР 1965 — 1985 г.

Внутренняя и внешняя политика СССР 1965 — 1985 г.г

Этот период развития советского государства принято на­зывать «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа — Совета Министров — стал А.Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н.В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секрета­рем ЦК КПСС.

В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством.

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пя­тилеток.

Характерной особенностью экономического развития в начале этого периода явилось то, что с 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа. В результате был вос­становлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако на деле все оставалось по-прежнему, и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

В конце 70-х годов правительство предприняло очередную попытку изменить ситуацию в экономике, проведя новую реформу, по которой, с одной стороны, до­пускались и даже поощрялись хозрасчетные отношения, а, с другой стороны, усили­валось и прежняя система планирования.

В промышленной сфере, как и в предыдущие годы, основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресур­сы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышлен­ных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» — БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополни­тельного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности кол­хозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства. Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. Примерный Устав колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные» на личное хозяйство при Хрущеве. Кроме этого, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышлен­ными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные мини­стерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффектив­ность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми сред­ствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг неко­торой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Внешняя политика в этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который про­должался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.

Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желаю более обострять отноше­ний с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде креди­тов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД. Однако уже в ап­реле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля. Это было связано с событиями в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом»). Эти события имели мощные последствия не только для самой Чехословакии и других вос­точноевропейских странах, но и для Советского Союза. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том усло­вии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управле­ния. Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, пред­полагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское прави­тельство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложившейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последо­вавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позво­лило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство суще­ствующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х — начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидар­ность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения. Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руко­водства был смещен Э. Терек, руководить польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по по­давлению начавшихся забастовок и выступлений. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны.

В 70-х — начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руково­дство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР поли­тику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило.

На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрас­тающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Совет­скому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного уст­ройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтере­сованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г. был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. — с Англией. После заключения этих догово­ров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоеди­нились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Евро­пы. Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной сторо­ны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движения в Со­ветском Союзе.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, меж­континентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на под­водных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО). Таким образом, эти договора означали достижение некоего парите­та в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабили­зацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность ста­билизации внешнеполитической ситуации. Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддер­жанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афга­нистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов, ранее возглавлявший КГБ, а затем Секретариат ЦК по идеологии. Он признавал наличие многих нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления с консервативно-коммунистических позиций и вряд ли смог бы провести радикальные меры по демократизации общества. Ставка была сделана на укрепление дисциплины и порядка, и эти мероприятия дали определенный, но временный эффект.

Андропов скончался в феврале 1984 г. Приход к власти старого и больного К.У. Черненко вызвал всеобщее уныние – трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей «развитого социализма».

Однако в этот период происходит «дозревание» общественного сознания, укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен. В стареющей правящей элите постепенно складывается группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была к обновлению системы.

Важнейшие события исторического периода

Вопросы для самоконтроля

Люди также интересуются этой лекцией: Предисловие.

1. Какие причины способствовали превращению периода 70-х – 1-й половины 80-х гг. в «эпоху застоя»?

2. Какими особенностями обладала экономика периода застоя?

3. Охарактеризуйте сущность и причины «диссидентского движения».

4. В чем причина столь длительного нахождения Л. И. Брежнева на первых постах в государстве?

5. Назовите важнейшие события внешнеполитической деятельности Советского государства в 70-е года – 1-й половине 80-х, какие противоположные процессы происходили в этой области?

6. Какие особенности были присущи политике, проводимой генеральными секретарями Ю. В. Андроповым и К. У. Черненко?

Новое мышление: внешняя политика при Горбачеве

Россия Содержание

«Новое мышление» — лозунг Горбачева во внешней политике.
на общих морально-этических принципах для решения глобальных проблем
а не на марксистско-ленинских концепциях непримиримого конфликта
между капитализмом и коммунизмом. Вместо того, чтобы щеголять советскими военными
власть, Горбачев предпочитал осуществлять политическое влияние, начиная от
расширение дипломатических отношений и экономического сотрудничества для
лично приветствует публику во время спонтанных встреч дома
и за рубежом. Горбачев умело использовал мировые СМИ и сделал
ранее немыслимые уступки в решении региональных
конфликты и переговоры об оружии. Помимо помощи Советскому Союзу
получить более широкое признание в семье наций, «Новое мышление»
примирительной политики по отношению к Западу и ослабления советского
контроль над Восточной Европой в конечном итоге привел к краху коммунизма
и окончание холодной войны.

Советско-американские отношения начали улучшаться вскоре после Горбачева
стал генеральным секретарем. Первая встреча на высшем уровне между Рейганом и
Горбачева в Женеве в ноябре 1985 г. В октябре следующего года
два президента обсудили сокращение стратегических вооружений в Рейкьявике,
не добившись существенного прогресса. В конце лета 1987 г.
Советский Союз уступил в давнем вопросе ракет средней дальности.
ядерное оружие в Европе; на саммите в Вашингтоне в декабре того же года Рейган
и Горбачев подписали Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Договор — см. Глоссарий), исключая все средства средней и меньшей дальности.
ракет из Европы. 19 апреля88, Афганистан и Пакистан подписали
соглашение, с Соединенными Штатами и Советским Союзом в качестве гарантов, призывая
для вывода советских войск из Афганистана к февралю 1989 г.
Впоследствии Советский Союз уложился в срок для выхода из соглашения.

Горбачев также усердно добивался более тесных отношений с Китаем.
Улучшение китайско-советских отношений долгое время зависело от решения
несколько вопросов, в том числе советская поддержка вьетнамских вооруженных сил
присутствие в Камбодже, советская оккупация Афганистана и
большое количество советских войск и оружия, дислоцированных на территории Китая.
северная граница. Действия СССР по решению этих проблем привели к тому, что китайцы
правительство согласится на встречу на высшем уровне с Горбачевым в Пекине в мае
1989, первый после китайско-советского раскола в 1950-х годах.

Отношения СССР с Европой заметно улучшились при Горбачеве
период, главным образом из-за Договора о РСМД и молчаливого согласия СССР на
Крах коммунистического правления в Восточной Европе в 1989-90 гг. Поскольку
Вторжение Советского Союза в Чехословакию в 1968 г.
придерживались Доктрины Брежнева, отстаивая существующий порядок в
социалистические государства. В течение первой половины правления Горбачева
Советский Союз продолжал эту политику, но 19 июля89, в своем выступлении перед
Совета Европы (см. Глоссарий), Горбачев настаивал на
суверенное право каждого народа выбирать свой собственный общественный строй».
формулировка, которая едва не опровергла доктрину Брежнева.
Однако к тому времени контроль Советского Союза над своей внешней империей
уже показывал признаки распада.

В тот июнь коммунистический режим в Польше держался относительно свободно
парламентские выборы, а коммунисты проиграли все состязания.
сиденье. В Венгрии коммунистический режим неуклонно ускорял свое
реформ, реабилитируя Имре Надя, лидера коммунистов-реформаторов
1956 восстание и демонтаж укреплений вдоль границы с Венгрией.
с Австрией. В конце лета восточногерманские отдыхающие начали
бегство на Запад через эту дыру в железном занавесе. Они также
влились в посольство Западной Германии в Праге. Восточногерманское государство
началось кровоизлияние, поскольку тысячи его граждан искали лучшего и
свободная жизнь на Западе.

Поскольку правительство Восточной Германии находится под растущим давлением, чтобы остановить
оттока, оставшиеся восточные немцы демонстрировали на улицах
реформа. После свержения лидера коммунистической партии Восточной Германии Хонеккера
не удалось навести порядок, власти бессистемно открыли берлинскую
Стена 19 ноября89. В ту же ночь, когда пала Берлинская стена,
Коммунистическая партия Болгарии свергла своего давнего лидера Тодора Живкова.
Две недели спустя Чехословакия приступила к своему «Бархатному
революции», тихо свергнув коммунистических лидеров страны.
импровизированная встреча на высшем уровне на Мальте в декабре 1989 года, Горбачев и
Президент США Джордж Х.У. Буш заявил об окончании холодов
Война.

На протяжении 1990 и 1991 годов контролируемые Советским Союзом учреждения в Восточной
Европу разобрали. В 19 января90 Совет Экономического Взаимопомощи
Саммит помощи (Comecon — см. Глоссарий), несколько государств Восточной Европы
призывал к роспуску этой фундаментальной экономической организации
советской империи, и участники саммита согласились пересмотреть свои
многосторонние связи. На следующем саммите в январе 1991 г.
растворился сам. В марте 1990 года Горбачев призвал к преобразованию
Варшавский договор в политическую организацию, но вместо органа официально
расформирован 19 июля91. Советские войска были выведены из Центральной Европы.
в течение следующих четырех лет — из Чехословакии и Венгрии к середине 1991 г.
и из Польши в 1993 г. К середине лета 1990 г. Горбачев и западногерманские
канцлер Гельмут Коль разработал соглашение, по которому
Союз присоединился к объединенной Германии в рамках НАТО.

К июньскому саммиту 1990 г. в Вашингтоне советско-американские
отношения улучшились до такой степени, что Горбачев охарактеризовал
как почти «партнерство» между двумя странами, и
Президент Буш отметил, что отношения «продвинулись очень, очень долго».
путь из недр холодной войны». 19 августа90, советская
Союз присоединился к Соединенным Штатам в осуждении иракского вторжения в
Кувейте и поддержали резолюции Организации Объединенных Наций о восстановлении Кувейта.
суверенитет. В ноябре 1990 года США, Советский Союз и
большинство европейских государств подписали Обычные вооруженные силы в Европе
Договор (Договор об ОВСЕ — см. Глоссарий), предусматривающий сокращение боевых танков,
боевые бронированные машины, артиллерия и истребительная авиация»
Атлантического океана до Уральских гор».

В годы Горбачева улучшения в советско-американских
отношения были не без осложнений. Например, в 1991 г.
попытка посредничества Евгения Примакова в кувейтском конфликте
пригрозили подорвать требование союзной коалиции о выводе войск Ираком
безусловно из Кувейта. После подписания ДОВСЕ,
возникли споры по поводу соблюдения Советским Союзом договора и советского
усилия военных изменить назначение оружия или переместить его так, чтобы оно
не будет подпадать под действие договора. Давление Соединенных Штатов привело
к решению этих вопросов, и ДОВСЕ вступил в силу
в 1992. Советское подавление движений за независимость в странах Балтии в
Январь 1991 года также замедлил улучшение отношений с США.
Состояния.

К лету 1991 года американо-советские отношения показали
новые признаки импульса, когда Буш и Горбачев встретились в Москве, чтобы подписать
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 — см. Глоссарий). Под
СНВ, впервые большое количество межконтинентальных баллистических
ракеты должны были быть уничтожены. Договор предусматривал сокращение
примерно 35 процентов в боеголовках баллистических ракет Соединенных Штатов и
около 50 процентов боеголовок советских баллистических ракет в течение семи лет
ратификации договора. Горбачев недавно посетил Группу
Встреча на высшем уровне Seven (G-7; см. Глоссарий) для обсуждения его предложений по западным
помогать. Горбачев также установил дипломатические отношения с Саудовской Аравией.
Южная Корея, а на закате существования Советского Союза
Израиль.

Внешняя политика Горбачева снискала ему много похвал и восхищения. За
его усилия по снижению напряженности сверхдержав во всем мире, он был
удостоен Нобелевской премии мира в 1990 г. По иронии судьбы, в результате
частые слухи о консервативном перевороте, лидере советской империи,
чьи предыдущие правители содержали деятелей оппозиции Леха Валенсу и Андрея
Сахаров от сбора своих Нобелевских премий, не смог собрать свою
в собственности до 19 июня91.

Перестройка

Внутренняя политика в эпоху Горбачева проводилась преимущественно
три программы, названия которых стали нарицательными: перестройка (перестройка — см.
Глоссарий), гласность (публичное озвучивание — см. Глоссарий) и демократизация
(демократизация — см. Глоссарий). Первый из них был применен
в первую очередь к экономике, но оно предназначалось для обозначения общества в
генеральный. За время советской власти общество в Советском Союзе
стал более урбанизированным, более образованным и более сложным. Старые методы
увещевания и принуждение были неуместны, но правительство Брежнева
скорее отрицал перемены, чем овладевал ими. Несмотря на усилия Андропова
вновь ввести некоторую меру дисциплины, коммунистическая сверхдержава
оставался застойным. Как только Горбачев стал призывать к более смелым реформам,
«разгон» уступил место перестройка .

В первые годы своего правления Горбачев говорил о перестройке
, но только в начале 1987 года лозунг стал полномасштабной кампанией и
дают практические результаты. В то время были приняты меры по
создание кооперативов и совместных предприятий (см. Программу «Перестройка »,
гл. 6). На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г.
Горбачев недвусмысленно навесил ярлык на свою программу передачи
экономический и политический контроль. По экономике перестройка означало
большая свобода действий при принятии решений руководителями предприятий,
определенная степень индивидуальной инициативы и возможность получения прибыли.

В январе 1988 года вступил в силу новый Закон о государственных предприятиях,
позволяя предприятиям устанавливать многие свои собственные цены и заработную плату. Результаты
были неутешительны, однако, потому что рабочие требовали высокой заработной платы
увеличивается. По мере того как правительство печатало больше денег, продукты продавались дороже.
цены вне официальной экономики. Таким образом, товары, обычно продаваемые в штате
магазины по фиксированным ценам быстро исчезли, так как их расхватали спекулянты
или производители прекратили поставки. К 19 сентября88, многие основные
продукты не найти даже в Москве. В 1988-89 годах Горбачев
также отдал приказ обкомам партии прекратить вмешательство
в экономике, а штаты госкомитетов и министерств сократил
вовлечены в экономику, чтобы предотвратить их дальнейшее вмешательство
с этим. Без государства и партии, которые скрепляют его и направляют
После этого экономика вошла в свободное падение (см. Непредвиденные результаты реформ,
гл. 6).

Летом 1990 года Ельцин, избранный председателем
Верховный Совет Российской Республики в мае поддержал радикальное экономическое
план реформ, который означал бы конец многих особых интересов
внутри партии. Горбачев, в свою очередь, представил гораздо менее
«Президентский план», который Верховный Совет Советской
Союз прошел. Ельцин пригрозил, что Российская республика продолжит
с первоначальным радикальным планом, но вскоре после этого приостановил его.

В январе 1991 года Горбачев сменил премьер-министра Николая Рыжкова,
которые стали отождествляться с экономическими неудачами режима, с
Валентин Павлов, противник радикальных реформ. Павлов немедленно
вызвал массовую панику, изымая банкноты крупного номинала из
обращение и ограничение возможности общественности конвертировать их в
банкноты меньшего номинала. Этот шаг, направленный на сокращение огромных сумм
оборот денег и наказать «черных спекулянтов» за накопление
крупные денежные знаки, только усилили недоверие народа к советской
правительство. Экономика продолжала катиться вниз по спирали, а Горбачев и
Шеварднадзе пришлось просить у Запада финансовой помощи, чтобы предотвратить
крах. Отступление Горбачева ознаменовало собой последнюю экономическую реформу
доминировала в повестке дня советского правительства.

Гласность

Поскольку перестройка терпела неудачу, две политики, призванные
способствовать этому, гласность и демократизация , были
выходит из-под контроля. Мобилизовать население в поддержку перестройки
, Горбачев и его помощник Александр Яковлев ввели гласность
, политика либерализации информационных потоков, направленная на обнародование
коррумпированность и неэффективность брежневской политики и
коллеги — качества, которые русская публика давно признала и
принятый в его руководство, но это никогда не признавалось
Кремль. Нравится перестройка , эта политика привела к непредвиденным результатам.
Горбачев намеревался придать форму новой информации, исходящей от его
правительства таким образом, чтобы поощрять политическое участие в
поддержка его экономических и социальных программ. Вместо этого процесс
ставя под сомнение всю сталинскую систему, неизбежно вели к
вопросы о мудрости Ленина, человека, позволившего Сталину
подняться на первое место. Поскольку Ленин был бесспорным основателем
Советский Союз, затем процесс зашел еще дальше, в виде открытых допросов.
означало, что каким-то образом Советский Союз, предположительно невосприимчивый к таким
сомнения, потеряло смысл своего существования.

Официальное объявление гласности , запланированное на
в середине 1986 года произошло событие, которое придало этому термину новый смысл.
В апреле 1986 года произошел взрыв реактора Чернобыльской АЭС.
Станция, расположенная на севере Украины, охватывала Белоруссию, Прибалтику,
части России и Скандинавии с облаком радиоактивной пыли (см.
таблицу 3, Приложение). Усилия по локализации аварии и ее
сопутствующая реклама была обработана с исключительной неумелостью, установка гласность
шесть месяцев назад, когда официальные источники новостей изо всех сил пытались контролировать
поток информации населению.

Несмотря на неуклюжую реакцию советского правительства на
Чернобыльский эпизод, Горбачев повернул аварию в свою пользу, сославшись на
это как пример экономической необходимости перестройки . Принимая
их реплика от Горбачева, по всему Советскому Союзу средства массовой информации
сообщили о многочисленных примерах неэффективного управления ресурсами, отходами,
экологический ущерб и последствия этого ущерба для здоровья населения. В
советских республик, эти разоблачения имели непреднамеренный эффект
ускорение формирования народных фронтов, выступающих за автономию или
независимость.

Официально контролируемая фаза гласности начала
изучение «белых страниц» советской истории. литературный
журналы, заполненные давно запрещенными произведениями таких писателей, как Анна
Ахматова, Иосиф Бродский, Михаил Булгаков, Борис Пастернак и Андрей
Платонов. Газеты и журналы печатали рассказы о сталинских деяниях.
репрессии, концлагеря и братские могилы. Произведения марксист.
теоретик Николай Бухарин, расстрелян в 19 г.38 за предполагаемого правого
отклонение, появилось. Раскрывая преступления коммунистической партии против
Советский народ, и крестьянство в особенности, гласность
еще больше подорвали советский федерализм и способствовали распаду
Советский Союз.

Демократизация

К 1987 году Горбачев пришел к выводу, что проведение его реформ требует
больше, чем дискредитация старой гвардии. Он изменил свою стратегию с
пытаясь работать через КПСС в том виде, в каком она существовала, а вместо этого
степень политической либерализации. 19 января87, он обжаловал
руководители партии к народу и призвали к демократизации
, вливание «демократических» элементов в советскую
Стерильный, монолитный политический процесс Союза. За Горбачева, демократизация
означало введение многокандидатных, а не многопартийных, выборов
местные партийные и советские учреждения. Таким образом он надеялся омолодить
партия с прогрессивными кадрами, которые выполняли бы его институциональную
и политические реформы. КПСС сохранит единоличное право на бюллетени.
коробка.

Несмотря на намерения Горбачева, элементы многопартийности
уже кристаллизовались. В отличие от предыдущих советских правителей,
Горбачев разрешил создание неофициальных организаций. В
Октябрь 1987, газета молодежи КПСС, Комсомольская правда
, сообщил, что неформальные группы, так называемые неформалы , были
«растет так же быстро, как грибы под дождем». Обеспокоенность
эти группы включали окружающую среду, спорт, историю, компьютеры,
философии, искусства, литературы и сохранения исторической
ориентиры. 19 августа87, сорок семь неформальный провел
конференции в Москве без вмешательства властей. По факту,
одним из неофициальных участников был Ельцин. В начале 1988 г. около 30 000 неформалов
существовало в Советском Союзе. Через год их число превысило
удвоился. Эти неформальные группы породили народные фронты, которые, в свою очередь,
породили политические партии. Первой из этих партий была Демократическая
Союз, образованный в мае 1988 г.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Рецензия на книгу: Крах: Падение Советского Союза Зубок Владислав М. не внезапным, а скорее результатом длительного спада с экономической напряженностью в центре. Это убедительное и подробное исследование, которое станет новым стандартом работы в критический период мировой истории, который до сих пор имеет разветвления, пишет 9.

0031 Уильям Б. Уайзенхант .

Крах: Распад Советского Союза . Владислав Михайлович Зубок. Издательство Йельского университета. 2021.

Распад Советского Союза в 1991 году когда-то был частью текущих событий, но теперь это история. Последние годы Советского Союза были напряженными и противоречивыми. 1970-е и 1980-е годы характеризовались идеей гарантированного взаимного уничтожения (MAD), такими фильмами времен холодной войны, как «: День после », «: Военные игры» 9.0031 и Красный рассвет , экономический застой и ожесточенная риторика таких фигур, как лидер Советского Союза Юрий Андропов и президент США Рональд Рейган. Для тех, кто пережил эту эпоху, страх перед апокалиптической катастрофой смешивался с мрачным цинизмом в отношении политики того периода.

С  Collapse уважаемый историк Владислав М. Зубок написал то, что станет новым эталоном работы об одном из самых драматических событий конца ХХ века. Распад СССР в конце 1991 показался миру внезапным и даже немного невероятным. Тем не менее, Зубок освещает, что крах был не таким внезапным, а скорее результатом длительного спада.

Книга Зубок использует новый подход к предмету, сосредоточив внимание на экономических проблемах как на главной причине краха. Экономический застой 1960-х и 1970-х годов часто обсуждался в других работах о последних годах существования Советского Союза, но в « Крах» эта тема выдвигается на первый план. После прочтения длинного исследования Зубока экономический аргумент становится все более и более убедительным. Хотя традиционные интерпретации все еще сохраняют свою актуальность, эта работа ясно показывает, что основное напряжение было экономическим.

Эта экономическая тема ложится на плечи последнего лидера Советского Союза Михаила Горбачева. Его экономические реформы, известные как перестройка («реструктуризация»), развивались медленно и не привели к таким изменениям, которые позволили бы советской экономике модернизироваться. Его политика открытости, известная как гласность, позволила советским гражданам увидеть этот мир по-новому, но она также обнажила многие недостатки советского режима в прошлом и настоящем. Это вызвало у советских граждан нетерпение выполнить давнее советское обещание о повышении уровня жизни, но оно не осуществилось.

Длинное и подробное исследование Зубка легко читается. Он создан с сильным повествовательным подходом, чтобы рассказать о разворачивающейся драме. Это не только удерживает внимание читателя, но также обеспечивает множество деталей и анализ, который может быть предпринят только человеком, который всю жизнь Зубок работал над этой темой.

Первый раздел книги посвящен 1980-м годам, когда Советский Союз находился в упадке, поскольку до прихода к власти 19 марта Горбачева в нем сменилось несколько пожилых и больных лидеров.85. Как для обычного читателя, так и для специалиста этот раздел очень важен. Он вовлекает читателя в детали драмы, которая сформировала не только внутренний крах советской системы, но и обрисовывает ключевую роль внешнего мира (особенно Соединенных Штатов) в том, как развивалась эта эпоха.

Во втором разделе Зубок подчеркивает ту роль, которую многие западные державы сыграли в крушении коммунизма в Восточной Европе в 1989 году.89 и 1991 являются сокровищем этой работы и будут использоваться учеными долгие годы.

В частности, администрация президента США Джорджа Буша-старшего. Буш (1989-1993) сыграл решающую роль в распаде Советского Союза с его желанием, чтобы он закончился мирным путем, а не перерос в региональный или международный конфликт. Хотя в первой половине 1989 года администрация Буша не решалась в полной мере взаимодействовать с Горбачевым, она сыграла ключевую роль в событиях, приведших к распаду Советского Союза в последние месяцы 19-го века.91.

Одной из самых интересных частей книги является пересказ и анализ Зубком периода с августа по декабрь 1991 года. Подробности раскрывают внутреннюю работу советского правительства в его последние дни и недели. Будущий первый президент Российской Федерации Борис Ельцин предстает в этой трактовке как ключевая фигура, которая видела грядущие перемены и позиционировала себя, чтобы воспользоваться ими для своей личной власти. Кроме того, бескомпромиссные коммунисты в руководстве почти на каждом шагу препятствовали реформам Горбачева, из-за чего его попытки преобразований оставались весьма анемичными.

Однако Зубок приходит к выводу, что настоящая ответственность за крах лежит на Горбачеве. Он провел радикальные экономические реформы, которые не удалось осуществить. Он подчеркивает, что неспособность Горбачева приспособиться к меняющимся реалиям за шесть лет его пребывания у власти способствовала распространению разочарования в самой системе. Вдохновением Горбачева для проведения этих реформ была работа основателя СССР Владимира Ленина. Однако он лишь частично воспринял ленинскую тактику по осуществлению столь радикальных перемен. Показательно заключение Зубка о Горбачеве. Он отмечает, что «мессианская идея Горбачева о гуманном социалистическом обществе все больше отрывалась от реалий советской власти и ее экономики» (427).

В заключение хочу сказать, что книга Зубока представляет собой превосходное исследование этого критического периода мировой истории, разветвления которого сохранились до сих пор.